У ней особенная стать

03-09-2000

(По поводу статьи Сабирджана Курмаева "Парадокс Черномырдина не имеет национальных границ"))

BaranovВ самых известных произведениях, трактующих о человеческой глупости, Россия не упоминается вообще .

Это несправедливо, ибо вклад наших соотечественников в мировую сокровищницу общеизвестен. Опять, однако, налицо двойной стандарт и дискриминация!

Утверждение транснационального характера "Парадокса Черномырдина" (ПЧ) ставит вопрос о том, а есть ли вообще в России собственная, исконная государственная глупость?

Есть, да ещё какая!

Суть дела в том, что ПЧ определяется отнюдь не индивидуальным IQ того или иного руководителя, а укоренённостью последнего в системе российской политической власти, т.е.

имеет сугубо национальные истоки. Быть руководителем в России означает следовать неким незыблемым правилам. Эти правила есть некий административный вектор (по Стругацким), уходящий своим основанием вглубь времён, и ежедневно овеществляемый высочайшими приказами и распоряжениями. Природа этого вектора допускает неограниченные по модулю абсурд и самодурство в направлении естественного исторического движения России, но в принципе исключает самую возможность руководителя влиять на выбор направления.

Что же это за направление такое? Это путь России.

Чтобы понять его особенность, разберём примеры.

Август, традиционно щедрый на дурацкие свершения российской власти, обогатил в этом году закрома государственной глупости совершенно замечательным урожаем.

Началось с теракта на Пушкинской. Розыскные службы чётко взяли кавказский след, увешав всю Москву соответствующими фотороботами. Версия совершения гнусного теракта "своими", социально и по духу близкими нынешней власти отморозками, расплодившимися в последнее десятилетие, никак не проявилась в действиях столичных силовиков.

Катастрофа К-141 в Баренцевом море. С первых же репортажей крепла и усиливалась версия чужой подлодки, нагло таранившей наш атомный крейсер. Что эта катастрофа могла быть ошибкой нашего судоводителя, у которого в активе один-единственный дальний поход, в версиях СМИ даже не рассматривалось. В итоге закрепилось: свои стали жертвой чужих.

Катастрофа православного сознания: на архиерейском соборе Николай II приравнен в статусе к монархам-рюриковичам Св. Дмитрию Донскому и Св. Александру Невскому. Эта акция в отношении социально близкого нынешней власти последнего и самого неудачливого из Романовых сразу вызвала вполне логичные требования "своих" - православной попсы канонизировать теперь и Г.Е.

Распутина, а главное, она оттолкнула от Церкви социальные страты самостоятельно мыслящих (так и хочется назвать их инакомыслящими).

Взят под стражу четырежды Олимпийский чемпион Александр Тихонов. В эти же дни бандит Толя Бык по кличке Челентано, обвинённый в нескольких заказных убийствах, был освобождён из под стражи в обмен на уступку принадлежащего ему блокирующего пакета акций алюминиевого комбината близкому ко власти г-ну Абрамовичу. Затея с арестом Олимпийского чемпиона есть, безусловно, мировой рекорд государственной глупости. Сколько вообще в этом паршивом мире за всё время его существования было четырежды Олимпийских чемпионов? Вряд ли больше десятка. А кто из них хоть день просидел в тюрьме? Ясно, что наша великая в прошлом страна в этом деле оказалась впереди планеты всей. В Древней Греции, если Олимпионик и нарушал закон, то максимум того, что могли предпринять в отношении него сограждане, так это повалить его бронзовую статую. Наша же власть легко дала возможность ассоциировать себя со "своим" бандитом и встала в демонстративную позу по отношению к человеку, которому любая иная страна уже давно бы поставила бронзовый памятник при жизни за заслуги. Да пусть даже у власти и возникли чем-то обоснованные подозрения в отношении Олимпийского чемпиона. Великий человек, пусть и не из "своих", он что, разве сможет (или захочет) скрыться бесследно?

Среди бела дня сгорел самый выдающийся объект Москвы, её эстетический символ и украшение - Останкинская телебашня. Объект ФСБ. Предположение о том, что президента - выходца из ФСБ - в политически сложный для него период "свои" же просто по оплошности оставили без инструмента идеологической промывки мозгов в столице, выходит как-то уж слишком искусственным. В то же самое время, cui prodest? - вопрос в
нынешней ситуации совершенно пустой. По результатам пожара Останкинской телебашни больше всех оказался наказан недавно демонстративно отчисленный из числа своих, бывший лучший, но опальный спонсор Кремля. А больше других, соответственно, выиграл тот, кто прибрал к рукам имущество НТВ. Теперь недавняя многоходовая комбинация с посадкой владельца НТВ в Бутырку с последовавшим затем мощным психологическим прессингом в отношении него, завершившаяся в итоге изгнанием из страны, становится куда понятнее. Да после отъёма НТВ у неблизкого власти олигарха эта злосчастная башня просто не могла не сгореть! Её судьба была предрешена столь же неумолимо, как судьба Вороньей Слободки, когда её обитатели застраховались от пожара. Как и во всех других примерах этого августа, во, вроде бы глупости, прослеживается железобетонная логическая схема свои/чужие.

Примеры дают возможность проследить главное: власть в острых ситуациях и не пытается АНАЛИЗИРОВАТЬ ситуацию, она способна лишь на инстинктивные движения в сторону "своих", социально близких людей и/или групп, версий, идей и решений.

- А Ленин в каком? - хитро прищурившись, спрашивал Фурманова легендарный Чапай.

Верно, надо знать, у кого спрашивать. Кинематографический Фурманов олицетворял наиболее мощную референтную группу тогдашней эпохи, которую сейчас олицетворяют олигархи.

Вот в этом-то и состоит национальная особенность обсуждаемого парадокса. Любая латиноамериканская хунта, прежде чем расстрелять на стадионе пламенного патриота, звонит в американское посольство проконсультироваться у экспертов ЦРУ. Наша же власть в коренных вопросах типа втравиться в чужую войну в центре Азии с абсолютно неясными для национальных интересов последствиями или, выбирая для постановки на боевое дежурство одну из конкурирующих систем ракетных вооружений, и, ставя в итоге обе, чтобы не обидеть ни одного из конструкторов, ни в каких рациональных советах специалистов отнюдь не нуждалась. В афганскую войну влезли, желая удружить "своим", чего бы там впоследствии не наворотили вокруг этого выбора учёные политологи. Заказы на разработку самых дорогих современных вооружений получали не лучшие, а "свои". Так было, так есть и так, по-видимому, будет у нас всегда и во всём. Иррациональный выбор, основанный на делении мира на своих и чужих, как моральная парадигма, исключающая всякую логику в обсуждении достоинств и недостатков альтернатив, восходит к Иоаннову, эзотерическому направлению в Христианстве. Образность, наглядность, чувственность такого рода выбора превращает процесс принятия решения из технической процедуры в культовый ритуал. Какие там ещё эксперты в этом процессе? Голосуйте сердцем! Впрочем, это уже из области избирательных технологий.

Короче: в России важнее верить, чем знать, и эта особенность оказывает и будет оказывать сильнейшее влияние на выбор народом своих политических лидеров, экономических моделей и социальных парадигм- отсюда и внешне парадоксальное предпочтение властью именно наглядности, а не сути, стремление к идеалу ОЧЕВИДНЫХ решений, которые на деле чаще всего оказываются разрешением дихотомии своё/чужое. Несколько переиначивая, сформулируем так: в России можно только верить.

Комментарии

Добавить изображение