Мое второе открытие Израиля

19-11-2000

 

Vladimir Vorobeichik

В Израиле я второй раз. Но если в первый приезд я кое-что посмотрел, побывав в Иерусалиме, Цфате, Тверии, Массаде, Эйн Геди, Мертвом море, даже проезжал через Хеврон, то на этот раз не особо рисковал проезжать через арабские поселения, хотя и погулял пару часов в Акко.

Наверное известно, что в Иерусалиме строить дома разрешают только из белого камня, который со временем принимает слегка розоватый оттенок. Причём внешняя сторона этого камня оставляется практически без изменений, что придаёт несколько необычный архитектурный эффект для европейца или американца.

Центр города для меня не представил ничего интересного: узкие улочки, забитые машинами и пешеходами. На центральной улице Бен Егуды расположено большое количество мелких магазинчиков, торгующими сувенирами, которые в основном представляют религиозные иудейские мотивы. Большой процент сувениров сделан из серебра. Качество чеканки оставляет только восторг. Изделий из дерева очень мало. Изредка встречаются изделия из керамики.Иерусалим

Вообще Иерусалим расположен на холмах, которые можно назвать и горами. Отдельный район находится на самостоятельном холме. В низинах между холмами тоже есть поселения. Я обратил внимание, что еврейские поселения в Иерусалиме в основном находятся на возвышенностях, а арабские – в низинах. Иногда арабские и еврейские поселения разделены проволочным забором, в котором изредка встречаются проходы.

В прошлое посещение Израиля на меня очень сильное впечатление произвёл сохранившийся фундамент Храма. Величина и толщина столбов фундамента дало общее представление о величине самого Храма. Непередаваемое впечатление оставила прогулка по узким улочкам Старого города, но там я был только в еврейском и армянском кварталах, в арабский даже 3 года назад меня не повели. Но это надо пройти самому, почувствовать настроение и дух тысячелетий! Также, как трудно описать (к примеру) старый Таллинн, не побродив там несколько дней, не заглянув в подвальчики и подворотни.

Я побывал в районе Гило. Это район на юге Иерусалима, граничащий с арабский Иерусалимпоселением, откуда почти каждую ночь обстреливают еврейские дома. Я слышал выстрелы и наблюдал из окна вспышки, предположительно от "Молотова". Мне показали недостроенный арабский дом, граничащий с еврейской частью и где в начале событий кто-то вывесил несколько палестинских флагов и рассказали следующее: там собралась группа (точнее, толпа) израильских подростков, и стала прорываться к дому с намерениями разломать его. Израильская полиция вмешалась в это и не допустила погрома, хотя палестинские флаги с дома исчезли.

Несколько добавочных строк о Гило. Дело в том, что соседний арабский район, из которого стреляют по Гило, является христианским. Христиане, как правило, живут мирно с иудеями. Но в тот посёлок приходят вооружённые группы по 20 – 30 человек из мусульманских районов. Причём их вид (как мне сказали) в точности тот же, как и у чеченских боевиков: зелёные повязки на лбу и бороды. Они-то и ведут стрельбу, провоцируя Израиль на ответные действия и, как следствие, на ответную реакцию христианского мира. Когда я задал вопрос, а почему этим группам не дадут под зад сами арабы, то мне ответили, что они просто стреляют и убивают своих же арабов.

Израильская пустыняМне рассказали, как отличаются еврейские поселения от арабских. Во-первых, дома в еврейских кварталах имеют, в отличии от арабских, красные крыши. Но в последнее время и арабские дома стали изредка появляться с красными крышами. Второе отличие – еврейские поселения значительно более зелёные – существенно больше посажено деревьев и кустов. По тому, что мне показывали в районе Иерусалима, это правда.

Как мне сказали, Израиль стоит на первом месте по количеству сотовых телефонов. При этом в машине запрещено разговаривать с переносного телефона во время езды – если телефон не вмонтирован в машину, то ты обязан остановиться, а потом звонить. Мне объяснили причину этого закона – евреи очень любят разговаривать руками. Как мне сказали, что картина, когда едет машина сама по себе, а водитель, сидя в одиночестве в машине, размахивает руками – обычное явление.

TивериадаМеня интересовал вопрос, увеличивается или уменьшается ли религиозное влияние в обществе. Или в несколько утрированном виде, возможен ли религиозный переворот в Израиле наподобие Ирана. Судя по всему, религиозное влияние в обществе увеличивается. Хотя почти все приходящие к власти стараются бороться с этим. Этому способствует большая рождаемость среди ортодоксов, которым религия запрещает предохраняться и, как следствие, они имеют по 10 и более детей. В Иерусалиме есть целые районы, где ортодоксальные евреи забрасывают камнями проезжающие в субботу машины. Для предотвращения подобных инцидентов полиция закрывает движение по этим улицам по субботам, т.е. государство идёт на поводу у религиозных людей.

Я побывал в Рехувоте. Этот город, находящийся рядом с Тель-Авивом, является научным центром Израиля. Мой товарищ, с которым я кончал первый институт, недавно переехал из одного дома в другой. Я его спросил о причине, т.к. его предыдущий дом был великолепен. Он ответил, что "чёрные" поджимают. "Чёрные" на израильском жаргоне – ультраортодоксы. Поэтому, если даже в Реховоте люди чувствуют это, то есть право говорить об увеличении влияния религии в государстве.

По пути к своей дочери (от первого брака, ох, и блудливый же я!), которая живёт недалеко от Нетании, я заехал на пару часов в город Медиин. По пути видел указатель к могилам братьев Маккавеев, но заехать туда не было времени. Потом мне сказали, что там ничего интересного нет. Медиин оказался расположенным на большом холме, с расстояния смотрящийся красиво, но внутри ничего особенно из себя не представляющий.

В самой Нетании я побывал второй раз. Как и в первый раз меня поразило то количество гуляющих людей, которое я видел на улицах. В этом я вижу гигантское преимущество Израиля по сравнению с США – уровень общения людей друг с другом. То, чего не хватает в американской жизни. Здесь ты заперт в своём жилье, изредка болтая с соседом. Жизни на улицах нет. В Нетании поток людей, не стесняясь, проталкивается сквозь друг друга. Нет слова "извините" при дотрагивании другого пешехода – толпа отметает это понятие. С тобой может заговорить любой, ты расслаблен, отвечаешь шуткой, не боясь, что тебя неверно поймут. Женщины красивы. Ты можешь стрельнуть взглядом и получить ответ: "Контакт? Есть контакт!", не опасаясь, что тебе пришьют "sexual harassment" Это тот уровень общения, который я имел в Москве и то, что больше всего потерял в Штатах.

ХевронМоя дочь недавно вышла замуж, и они строят себе дом. В связи с последними событиями стройка остановилась, но когда я туда приехал, то увидел, что там кипит работа. Поздоровавшись со строителями (Салям Алейкум – Алейкум-ас-Салам), я спросил дочь, каким образом рабочие находятся здесь. Ответ был такой. Подрядчиком является израильтянин. Он подъезжает к договоренному месту, арабы перелезают через забор, и они едут к месту назначения. Причём эта арабская семья приезжала с детьми примерно 5-тилетнего возраста. Взгляд старшего был очень открытый и дружелюбный, он также очень прилично говорил по-английски. У молодых взгляд был более настороженным.

Затем я направил свои колёса в Хайфу. Хайфу я так и не видел, но с утра меня свозили в арабский город Акко (если правильно произношу), где мы погуляли с пару часов – на большее у меня не было времени. Мы побродили по узким улочкам, обычно заполненными народом, но бывшие пустыми из-за последних событий. В одном сувенирном магазинчике продавщица была русской. Отделы в магазинчиках делятся на три части, примерно равные: иудейская, мусульманская и христианская.

Одно наблюдение меня неприятно поразило. Мы забрели в древний караван-сарай. Караван сарай венчала башня, на которой был чётко виден мусульманский символ – пятиконечная звезда в окружении полулун. А на самой башне развевался израильский фраг. Какой идиот додумался до этого – неясно.

Приехал я назад в Иерусалим в пятницу в 3 часа дня. На вечер меня мой ближайший друг пригласил на празднование субботы. Сам этот человек ушёл в религию, над чем я очень часто подтрунивал. Но празднование субботы у меня оставило очень тёплое впечатление: горящие свечи, застолье, споры из-за ничего, расслабуха… То, что я хотел бы видеть у себя.

Фотографии автора

 

Комментарии

Добавить изображение