НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВО И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО

10-12-2000

Народ и партия едины!

Раздельны только магазины!

Вот, что волновало в былые времена. А теперь все больше размышляют о том какой национальности народ. Но задача эта непростая, одним только словарным изысканием ее не решить, потому что возникает иная проблема: если народ почти тоже самое, что нация, то почему народность совсем не национальность. Вспоминается вопрос к армянскому радио: "Почему мы "квас" пишем вместе, а "к вам" отдельно?" Нужен системный подход. Не претендуя на научный анализ, попробуем все же разобраться в увязке национальности с другими понятиями, а для этого рассмотрим иерархический ряд: племя, народ, нация, государство.

Племя - первоначальная народообразующая группа (до нее есть только семья и клан). Типичное племя обладает не столько историей, сколько мифами, не столько культурой, сколько традициями.

Племена объединяются в народы. Процесс развития народа составляет историю. Народ формирует свою культуру. Первоначальные единицы культуры: язык и религия (в доисторический период религиозная принадлежность была практически тождественна племенной). Религия может быть водоразделом, разделяющим племена, а впоследствии и народы (например, православных сербов и католиков хорватов). Но вне государства - народы только обособленные единицы. Есть народы не имеющие своего государства, например, курды и многие народы бывшего Советского Союза- есть народы, рассеянные по многим странам, например, евреи или армяне (но не только, татары также рассеяны по просторам бывшей Российской империи). Примечательно, что в русском языке невозможно выразить одним существительным понятия "член племени" или "представитель народа" и вообще отсутствуют существительные для выражения свойства принадлежности к этим группам.

Племена (в наше время в Африке) и народы образуют государства. Государственная общность составляет нацию. Нация в общем случае состоит из более чем одного племени или народа. В пределах одного государства культура может иметь подразделения в виде разных языков и религий. Кроме того, племя или народ могут быть расчленены между несколькими государствами. Нацию объединяет общая культура, хотя она может быть диверсифицированной и включать в себя, в частности, разные языки и разные религии. Принадлежность к нации в русском языке все еще не имеет своего существительного ("национал" в заграничном паспорте Лены Лебедевой), но свойство принадлежности уже имеет свое название - "национальность".

Племена, народы и нации имеют свои имена собственные, и один и тот же человек может по разному характеризоваться по своей принадлежности к разным группам. Так, американский индеец из племени семинолов является американским гражданином (гражданство) и, соответственно, американцем (национальность), индейцем или коренным американцем (принадлежность к группе племен) и семинолом (принадлежность к племени). Или американец с шотландскими корнями: американский гражданин, американец по национальности, этнический шотландец (или американец шотландского происхождения) и, в зависимости от фамилии, представитель определенного шотландского клана. Но араб - не национальность, а принадлежность к группе племен, в то время как египтянин, сириец, саудовец и т.д. - национальности, как, возможно, и палестинец, если такое государство будет образовано.

Юридически оформленная принадлежность к нации называется в зависимости от государственного устройства подданством (постепенно уходит в прошлое, вместе с исчезающими королевствами и княжествами) или гражданством (более распространенный случай в наше время, так что порой и англичан и шведов называют гражданами Англии или Швеции, что юридически неправильно).

Соответственно, свойство принадлежности к государству называется "подданством" или "гражданством". Подданство и гражданство в отличие от национальности имплицируют лояльность по отношению к государству, подкрепляемую некоторыми правами и обязанностями, например, голосованием и службой в армии.

Простая иерархическая схема нарушается исключениями. Наиболее частое исключение - двойное и вообще множественное гражданство (переселившись из России в США можно оставить за собой первое и получить второе гражданство, а также прикупить для коллекции белизское или еще какое-нибудь недорогое экзотическое гражданство). Вопрос о соотношении лояльностей к нескольким государствам, гражданством которых обладает то или иное лицо не имеет однозначного определения, а решается при необходимости в административном или судебном порядке.

Есть семантическое исключение. В бывшем Советском Союзе принадлежность к народу (а иногда и к племени) называлась национальностью. Такой перенос понятия в какой-то степени оправдан в историческом аспекте, поскольку Россия/СССР/Россия - империя, удел которой распад на национальные государства, и народы ее составляющие представляют в зародыше новые нации. Юридически, однако, это некорректно, а более оправданы неофициальное наименование "советские" и неуклюжий термин "россияне". Тем не менее на просторах бывшего СССР предпочитают толковать о "титульной нации" и национальных меньшинствах, а не о единой нации в состав которой могут, например, входить этнические (т.е. не граждане Украины или Белоруссии) украинцы или белорусы.

Интересен еврейский случай. Израильскому гражданству должно было бы по общему правилу соответствовать не только гражданство, но и национальность израильтян, но в этом маленьком государстве (как в СССР), национальность постулируется не принадлежностью к государству, а к народу даже для тех, кто не имеет этого гражданства, мало того, принадлежность к народу (как в России до октябрьской революции/переворота) может также определяться культурным признаком - религией, а сами граждане имеют разные права в зависимости от конфессии. Оставим знатокам толкование израильских особенностей/исключений, отметим только, что они дают обильный материал для работы юристов.

Принадлежность к группе (от племени до государства) имеет также свое этическое выражение. В умеренных формах она выражается гордостью за своих соплеменников, народ, державу; их культурные атрибуты: язык, религию, искусство, спорт; атрибуты власти: силу, мощь, непобедимость. Гордость такого рода имеет тенденцию к возрастанию до разных степеней этноцентризма, национализма, шовинизма. Человек чувствует себя уверенно в своей группе. Критика других групп подкрепляет уверенность.

Комментарии

Добавить изображение