ДЖАЗ КЕНА БЕРНСА

25-03-2001

      В январе американское публичное телевидение показало девятнадцатичасовый десятисерийный документальный фильм Кена Бернса с лаконичным названием "Джаз". Это был солидный проект: кроме десяти полнометражных серий были также выпущены комплект из пяти музыкальных компакт дисков (в каждом свыше 70 минут музыки) с подробной иллюстрированной сопроводительной брошюрой и книга того же названия. Сам фильм поступил в продажу в видео варианте и на DVD. После того как сорок миллионов зрителей потребили телематериал (а шел он в лучшее телевизионное время - prime time hours), результат не замедлил сказаться: интерес к джазу резко подскочил, возросли объемы продаж джазовых компакт дисков, джаз стал темой для разговоров многочисленных новых дилетантов, обсуждающих информацию, которую они только что получили.

Сам Кен Бернс также дилетант в джазе. Он известен тем, что ранее создал два подобных монументальных сериала, один об американской гражданской войне, другой о бейсболе. Любопытно, что к джазовой теме Бернса подтолкнуло его бейсбольное произведение. Он увидел (точнее - услышал), что джаз составляет большую часть звукового оформления бейсбола. Поэтому более правильным (и более академичным до скукоты) названием было бы, например, такое: "Американский джаз Кена Бернса, символизируемый бейсболом". Так или иначе, но джазовый сериал оказался посвященным не столько истории единственной оригинальной американской форме искусства, сколько конфликтам на почве расовых предрассудков и стремлению американских негров к интеграции и свободе. Фильм посвящен социальной истории Америки, а джаз, -- метафорическая форма, в которую он облачен.

Бернс, несомненно, мастер вызвать интерес у зрителя. Вот как привлекательно-загадочно выглядят названия серий, выстроенных в хронологическом порядке:

1.Gumbo (от истоков до 1917 г.)
2.The Gift (1917 - 1927 г.г.)
3.Our Language (1924 - 1928 г.г.)
4.The True Welcome (1928 - 1935 г.г.)
5.Swing - Pure Pleasure (1935 - 1937 г.г.)
6.Swing - The Velocity of Celebration (1937 - 1939 г.г.)
7.Dedicated to Chaos (1940 - 1945 г.г.)
8.Risk (1945 - 1955 г.г.)
9.The Adventure (1955 - 1960 г.г.)
10.A Masterpiece by Midnight (с 1961 г. по настоящее время)

В переводе они теряют художественную образность.

Взять хотя бы краткое "gumbo", которое в данном контексте по крайней мере двусмысленно. Это и особый вид почвы на юге и западе США, и креольский диалект Нового Орлеана. Оригинальна и хронология.

Три серии (4, 5 и 6) посвящены десятилетию свинга, а последняя охватывает сразу сорок лет. В сериале есть и другие авторские предпочтения, вызывающие недоумение. Из трех ипостасей джаза как народной, популярной и высокохудожественной музыки, последняя практически не показана, народность (по преимуществу негритянская) есть, но все забивает популярно-коммерческая составляющая -- без конца идут кадры танцев, а диктор по ходу действия сообщает о масштабах продаж той или иной грампластинки и полученных гонорарах.

Музыкальные номера перемежаются комментариями. Среди комментаторов, естественно, не обошлось без танцоров, но есть и совершенно экзотические личности, как, например, игрок в бейсбол.

По собственному признанию Бернса, когда он начал этот проект у него была пара джазовых дисков в довольно большом собрании разных музыкальных записей. С таким джазовым багажом нужно было выбрать консультантов.

И Бернс выбрал. Ими оказались джазовый трубач Уинтон Марсалис и писатель на негритянские темы Стенли Крауч. Это и определило направленность сериала.

Марсалис вошел в джаз в восьмидесятые годы, когда уже прошла пора мощных ведущих направлений. Он отверг все инновации фри джаза и вернулся к мейнстриму. "Чистый" джаз Марсалиса пришелся по вкусу Стенли Краучу, несколько необычному борцу за негритянские права, который в своих нападках на либералов, феминисток и апологетов "black power", смыкается с правыми консерваторами. Эта пара идеологов не только консультировала проект, но и активно выступала в сериале, вызывая раздражение знатоков джаза своим односторонним подходом. Кроме того Уинтон Марсалис оказался не очень интеллектуальным критиком и каждый раз после нескольких общих фраз неизменно начинал напевать что-то вроде: "Пи-бум пи-бум-бум", - после чего брался за инструмент и пытался показать музыкой то, чего не мог выразить словами.

&nb
sp;    Несмотря на рекордную длительность сериала охват по персоналиям оказался выборочным, если не сказать поверхностным. Бернс старался показать только суперзвезд. Не имеет особого смысла составлять списки музыкантов, незаслуженно обойденных вниманием (они всегда будут при любом критерии отбора), но любопытен факт тривиализации тех, кто удостоился внимания. Так важнейшим достижением пианиста Арта Тейтума подавалась его способность распознать по звуку, брошенной на стол монеты, ее достоинство, а отнюдь не то, что он не только мог сыграть пьесу после всего лишь одного прослушивания, но и исполнить ее задом наперед, или того, что Горовиц и Тосканини восхищались его виртуозным искусством.

Наибольшую полемику вызвали оценки джазовых направлений, отвергаемых Уинтоном Марсалисом: джаз рока и фри джаза. Поклонники Майлса Дейвиса были шокированы коммерческими мотивами, толкнувшими его к синтезу джаза с роком: " большинство музыкантов рока не имело понятия, что такое музыка… Но они добились популярности, потому что давали публике какое-то звучание, которое та хотела слышать. И я подумал, что если им это удалось -- добраться до всех этих людей и продать им все эти грамзаписи, даже не осознавая того, что они делали -- то и я смогу это сделать, но только лучше… Я еще не был готов уйти в воспоминания." Да, Майлс Дейвис хотел заработать, ради чего принес в жертву свинг и спонтанность джаза, но он был прав в том, что сделает это лучше. И коммерческий от рождения джаз рок сломал стереотипы и внес новые ценности, пусть несовместимые с идеологией Крауча-Марсалиса.

Кену Бернсу было этого мало, и в десятой, заключительной серии в дикторский было включено многозначительное высказывание: "Джаз был некоторое время мертв" , чтобы перекинуть мостик к предполагаемому возрождению джаза силами братьев Марсалисов. Отвечая на очевидный вопрос, почему новому джазу отведено так мало места, Бернс объяснял, что вроде бы, объективно, еще нет исторической перспективы, чтобы оценить то, что тогда происходило. Причина же, к сожалению, субъективна -- ограниченный кругозор идеологов сериала -- Крауча и Марсалиса.

Выдающийся джазовый пианист Кит Джарретт в письме к редактору художественного отдела газеты Нью Йорк Таймс дал сериалу свою оценку: "Относительно "Джаза" Кена Бернса (а может Уинтона Марсалиса?). Теперь, когда нас пропустили через социоэкономическо-расовую аргументацию историка, безграмотного в джазе и самозвано объявившего себя его знатоком, предрасположенного к поверхностным обобщениям и ультраконсервативным политкорректным (на сегодняшний день) высказываниям, не говоря уже о страшно тяжеловесной манере изложения (в котором каждая мелочь подается как откровение) и ностальгических грезах, выжимающих слезу, не заслуживаем ли мы фильмов о джазе, созданных людьми, которые действительно знают и понимают музыку как таковую и имеют желание исчерпывающе разобрать последние 40 лет этих богатейших американских сокровищ?"

Для Бернса не существует влияния культур других стран на джаз. Джаз как бы не существует за пределами США, а заграница служит лишь фоном для зарубежных гастролей американских джазменов. Неподготовленный зритель вынесет из сериала впечатление, что джаз был музыкой американских негров и почти умер вместе с Дюком Эллингтоном, но потом слегка возродился с приходом Уинтона Марсалиса. Кроме этого новичок имеет возможность приобрести хорошую книгу для журнального столика по мотивам сериалам и начать коллекцию джазовых записей с пяти компакт дисков.

Если попытаться оценить это предприятие по пятибалльной системе, то нужно поставить пятерку за старание и тройку за исполнение.

Комментарии

Добавить изображение