МАТЕРИАЛЫ ПО ХОЛОКОСТУ

27-04-2001

Приговор международного военного трибунала, заседавшего в Нюрнберге (Германия)

  Выписка из приговора, касающаяся преступлений против еврейского народа. Использован текст, приведенный в сборнике материалов "Нюрнбергский процесс" т.2 Изд. 3. ГИЮЛ 1955 г.

8 - го августа 1945 г.Правительство Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Соединённых Штатов Америки и Временное Правительство Французской республики вступили в соглашение, в соответствии с которым утверждён Трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определённым географическим местом.

Трибунал был облечён властью судить и наказать лиц, которые совершили преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они были определены в Уставе.

Согласно Обвинительному заключению, подсудимым вменяется в вину совершение преступлений против мира путём планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушении международных договоров, соглашений и гарантий- военные преступления и преступления против человечности. Кроме того, подсудимым вменяется в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений.

Трибунал располагает письменными показаниями некоего Германа Грабе от 10 ноября 1945 г. с описанием массовых убийств, свидетелем которых он был. Он являлся управляющим и инженером, возглавлявшим филиал фирмы Эслинген Иосифа Юнга в Задолбунове на Украине с сентября 1941 года по январь 1944 года. Сначала он описывает нападение на еврейское гетто в Ровно.

"Затем были включены мощные электрические фонари, установленные по всей территории гетто. Члены СС и полиции группами от 4 до 6 человек входили, или по крайней мере пытались войти в дома. Там, где двери и окна были закрыты и жители не открывали их после стука, члены СС и полиции врывались в окна и взламывали двери с помощью балок и ломов и входили в жилище. Жильцов выволакивали на улицу в том виде, в каком они были, независимо от того были ли они одеты или спали… Наполнялась одна машина за другой. Крики женщин и детей, щёлканье кнутов и ружейные выстрелы наполняли гетто."

Далее Грабе описывает массовую казнь в Дубно 5 октября 1942 г.:

"…Затем из-за насыпи послышались выстрелы в быстрой последовательности один за другим. Люди, которые сходили с грузовиков, - мужчины, женщины и дети всех возрастов, - должны были раздеваться, согласно приказаниям одного эсэсовца, который имел в руках хлыст…. Без крика и плача эти люди раздевались и прощались друг с другом, а затем ожидали приказания другого эсэсовца, который стоял около ямы с хлыстом в руке… В этот момент эсэсовец, стоявший у ямы, крикнул что-то своему товарищу. Последний отсчитал около 20 человек и приказал им идти на насыпь…. Я перешёл на другую сторону насыпи и оказался перед огромной могилой- тесно прижавшись друг к другу люди лежали один на другом так, что были видны их головы. Яма была наполнена на 2/3 - по моим подсчётам там находилось около 1000 человек….Теперь подошла следующая группа людей, они спустились в яму, легли на предыдущие жертвы и были расстреляны." (Из раздела Приговора "Убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним.")

Раздел "Преследование евреев."

     Подробные доказательства, представленные Трибуналу, устанавливают факт преследования евреев нацистским правительством. Это - история бесчеловечности, осуществлявшейся последовательно и систематически в самых широких масштабах.

Олендорф, являвшийся начальником 3 управления главного имперского управления безопасности с 1939 по 1949 год и командовавший одной из ейнзацгрупп во время войны с Советским Союзом в своих показаниях описал методы, применявшиеся при истреблении евреев. Он заявил, что он использовал боевые отряды для расстрела жертв, чтобы уменьшить сознание моральной ответственности у своих людей, и 90 000 мужчин, женщин и детей, которые были убиты этой группой в течение одного года, являлись в основном евреями.

Когда свидетеля Бах-Залевского спросили о том, каким образом Олендорф мог признать убийство 90 000 людей , он ответил:

"Я лично считаю, когда в течение лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса я
вляется низшей расой, а что евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен."

Подсудимый Франк произнёс последние слова этой главы нацистской истории, когда он давал показания в суде:

"Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения( и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) - изречения, которые ужасны… Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии всё ещё не будет смыта".

Антисемитская политика была сформулирована в пункте 4 партийной программы, который гласил следующее:

"только представитель расы может быть гражданином, представителем расы может быть тот, в ком течёт германская кровь, независимо от вероисповедания. Следовательно, ни один еврей на может быть представителем расы.".

В других пунктах программы констатировалось, что с евреями нужно обращаться как с чуждым элементом, что им нельзя занимать государственные посты, что их нужно изгнать из империи, если невозможно прокормить всё население государства, что им нужно отказать в дальнейшей иммиграции в Германию, что им нужно запретить издание немецких газет. Нацистская партия проповедовала эти доктрины в продолжении всей своей истории. "Штюрмеру" и другим изданиям разрешалось пропагандировать ненависть к евреям, а в выступлениях нацистских вождей над евреями открыто насмехались и выражали презрение к ним.

С захватом власти преследование евреев усилилось. Был опубликован ряд законов, дискриминирующих евреев, которые ограничивали должности и профессии, разрешаемые евреям- вводились всевозможные ограничения в их семейной жизни и в их гражданских правах. К осени 1938 года нацистская политика в отношении евреев достигла стадии, принявшей форму полного вытеснения евреев из Германии. Были организованы погромы, во время которых сжигались и уничтожались синагоги- еврейские предприятия подвергались разграблению, а видные деятели - арестам На евреев был наложен штраф в один миллиард марок- был санкционирован захват еврейского имущества. И передвижение евреев было ограничено определёнными районами и определёнными часами. Гетто создавались в чрезвычайно широком масштабе, и по приказу полиции безопасности евреев заставляли носить жёлтую звезду на груди и спине..

Обвинение утверждало, что некоторые стороны этой антисемитской политики были связаны с планами агрессивной войны. Жестокие меры, принятые против евреев в ноябре 1938 года, проводились под предлогом расплаты за убийство одного чиновника германского посольства в Париже. Но решение о захвате Австрии и Чехословакии было вынесено за год до этого. Был наложен штраф в миллиард марок и издан приказ о конфискации финансов, находившихся во владении евреев- это происходило в то время, когда расходы Германии на военные нужды создали трудное положение для германского казначейства и когда обсуждался вопрос о снижении этих расходов. Более того, эти шаги были предприняты с одобрения подсудимого Геринга, который был ответственен за проведение экономических мероприятий подобного рода и который являлся ярым защитником расширенной программы перевооружения, невзирая на финансовые трудности….

Нацистское преследование евреев в Германии до войны, хотя оно и было жестоким и безжалостным, не идёт, однако, ни в какое сравнение с политикой, проводимой во время войны на оккупированных территориях Первоначально эта политика была схожа с той, которая осуществлялась внутри Германии: все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить жёлтую звезду, их использовали для рабского труда. Летом 1941 года, однако, начали разрабатываться планы "окончательного решения" еврейского вопроса в Европе. Это "окончательное решение" означало уничтожение всех евреев, которое, согласно угрозам Гитлера, в начале 1939 года должно было явиться одним из следствий разразившейся войны- для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман, начальник отдела Б-4.

План уничтожения евреев был разработан вскоре после нападения на Советский Союз. Эйнзатцгруппы полиции безопасности и СД, созданные для того, чтобы сломить сопротивление населения территорий, лежащих в тылу германских армий на Востоке, получили задание уничтожить евреев в этих областях. Эффективность деяте
льности эйнзатцгрупп видна из того, что в феврале 1942 года Гейдрих был в состоянии доложить, что Эстония уже была очищена от евреев и что в Риге число евреев снизилось с 29500 до 2500 человек. Всего эйнзатцгруппы, оперировавшие в прибалтийских странах, убили свыше 135 000 евреев за 3 месяца.

Эти специальные отряды не действовали независимо от германских вооружённых сил. Имеются явные доказательства того, что руководители эйнзатцгрупп сотрудничали с армейскими командирами. В одном случае взаимоотношения между эйнзатцгруппой и военными властями описывались как "очень близкие, почти дружественные", в другом случае успешный ход операций эйнзатцкоманды был приписан "пониманию проводимых мероприятий" военными властями. Части полиции безопасности и СД на оккупированных территориях Востока, находившиеся в ведении гражданской администрации, получили аналогичное задание. Обдуманный и систематический характер преследования евреев лучше всего иллюстрируется докладом бригадного генерала СС Штропа, на которого была возложена ответственность за уничтожение гетто в Варшаве, фактически проведённое в жизнь в 1943 году. Этот отчёт был представлен Трибуналу в качестве доказательства и был иллюстрирован фотографиями, и на его первой странице была сделана надпись: "Еврейское гетто в Варшаве больше не существует". … В апреле и мае 1943 года в одном из отчётов Штроп писал:

"Сопротивление, которое оказывали евреи и бандиты, могло быть подавлено лишь в результате сильных боёв наших отрядов, не прекращавшихся ни днём ни ночью. Поэтому райхсфюрер СС приказал 23 апреля 1943 г. очистить гетто, применяя крайнюю жестокость и проявляя беспощадное упорство. Было решено уничтожить и сжечь всё гетто, невзирая на то, что там имелись военные заводы. С этих заводов мы систематически вывозили оборудование, а затем сжигали их. Обычно евреи выходили из тех мест, в которых они скрывались, но часто они оставались в горевших зданиях и выпрыгивали из окон только тогда , когда жара становилась невыносимой. Тогда они пытались, несмотря на переломы костей, переползти по улице в те здания, которые ещё не были охвачены огнём. Жизнь в канализационных трубах не была приятной. Мы не раз слышали громкие голоса в канализационных трубах… Мы стали бросать туда в отдушины слезоточивые бомбы и таким образом выгнали евреев из канализационных труб и захватили их. Бесчисленное количество евреев было ликвидировано в канализационных трубах и бункерах во время взрывов, и чем дольше продолжалось сопротивление, тем более жестокими становились члены войск СС, полиции и вооружённых сил, всегда образцово исполнявшие свои обязанности."

Штроп говорит в своём отчёте, что в результате его мероприятий в Варшаве уничтожено 56065 человек. К этому мы должны добавить тех, которые были убиты во время взрывов при пожарах и т.д., количество которых учесть невозможно.

Мрачные показания о массовых убийствах евреев были также представлены Трибуналу путём демонстрации фильма, показывавшего общие могилы сотен жертв, впоследствии обнаруженных союзниками. Все эти зверства были присущи политике , начатой в 1941 году, и нет ничего удивительного в том, что, согласно показаниям, один или два немецких чиновника тщетно пытались протестовать против тех зверских методов, которыми проводилось умерщвление. Но методы, к которым прибегали, никогда не были схожи один с другим. Резня в Ровно и Дубно, о которой говорил немецкий инженер Грабе, представляла собой один метод, систематическое истребление евреев в концентрационных лагерях явилось другой частью "окончательного разрешения проблемы", выражавшейся в том, что со всей оккупированной немцами Европы евреев сгоняли в концентрационные лагери. Их физическое состояние решал для них вопрос жизни и смерти. Всех трудоспособных людей использовали для рабского труда концентрационных лагерях- все неспособные работать уничтожались в газовых камерах, после чего их трупы сжигались. Для этой цели были специально выделены некоторые концентрационные лагери, как, например, Треблинка или Освенцим.

По вопросу об Освенциме Трибунал заслушал показания Гесса, с 1 мая1940 по 1 декабря 1943 г. являвшегося комендантом лагеря. Он заявил, что только в одном лагере Освенцим за этот период времени было истреблено 2 500 000 человек, помимо того, что 500 000 погибло от болезней и голода.

Гесс на суде в следующих словах рассказал о том, каким образом отбирались те люди, которых
предполагалось уничтожить.

"В Освенциме были два дежурных врача, занимавшихся осмотром транспортов прибывавших заключённых. Заключённых прогоняли мимо одного из врачей, который тут же на месте, пока они проходили мимо него, принимал решение относительно их трудоспособности. Трудоспособные заключённые направлялись в лагерь. Остальных немедленно направляли на установки для уничтожения.

Дети раннего возраста непременно уничтожались, т.к. слабость, присущая детскому возрасту, не позволяла им работать. Мы ввели ещё одно усовершенствование по сравнению с Требликой.: в этом лагере жертвы почти всегда знали о том, что их собираются истребить., в то время как в Освенциме мы пытались обманывать заключённых, заставляя их думать, что они должны пройти санобработку. Они, конечно, нередко разгадывали наши действительные намерения, и в связи с эти нам приходилось иметь дело с беспорядками и различными затруднениями. Очень часто женщины прятали детей под свою одежду, но, конечно, когда мы их находили, мы отбирали детей и истребляли".

Он в следующих словах описывает процесс убийства:

" На убийство людей в газовых камерах обычно уходило от 3 до 15 минут в зависимости от температурных условий. Мы знали, когда люди умирали, т.к. со смертью прекращались крики. Перед тем, как открыть двери и удалить тела, мы обычно выжидали в течение получаса. После того, как тела выносили из камер, наши специальные команды снимали с них кольца и извлекали золото из зубов, выдранных у трупов".

Избиения , голод, истязания и убийства были всеобщим явлением. Заключённые подвергались жестоким экспериментам. В августе 1942 года в Дахау жертвы погружались в холодную воду и оставались там до того, пока температура их тел не понижалась до 28 градусов по Цельсию, после чего они немедленно умирали.

Остальные эксперименты включали опыты по определению условий на больших высотах, когда жертвы помещались в камеры с пониженным давлением, опыты, целью которых служило определить, сколько времени человеческое существо может прожить в ледяной воде, опыты с отравленными пулями, опыты с заразными болезнями, опыты по стерилизации мужчин и женщин рентгеновскими лучами и путём применения других методов. Были представлены доказательства относительно судьбы заключённых до и после их уничтожения.

В показаниях было указано, что у женщин перед тем, как их убить, обрезали волосы, которые отправлялись в Германию, где они использовались для производства матрацев. Одежда, деньги и драгоценности заключённых также присваивались и направлялись в соответствующие отделы для дальнейшего распределения. После того как жертвы умерщвлялись, у трупов вынимали золотые зубы и пломбы, которые пересылались в рейхсбанк. После кремации трупов зола использовалась в качестве удобрения, а в некоторых случаях делались попытки использовать жировой слой, имевшийся на телах жертв, для выработки мыла, предназначенного для продажи. По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивающие евреев для так называемого "окончательного решения" вопроса. В некоторые страны-сателлиты, как Венгрия и Болгария, были направлены германские миссии, которые должны были организовывать в вышеупомянутых целях отправку евреев в лагери уничтожения в Германию по морю. Известно, что к концу 1944 года 400 000 евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 000 евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики было убито шесть миллионов евреев, из которых четыре миллиона было убито в пунктах для истребления людей.

Комментарии

Добавить изображение