АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ

20-05-2001

Господь создал человека из глины, а затем вдохнул в него Дух. Он сделал это только раз, и с тех пор размножившееся человечество делит эту каплю божественного эфира между собой. На всех не хватает, а некоторым вообще не достается. Они так и остаются биологической глиною, не обогащенной интеллектуальными добавками. Они составляют абсолютное социальное большинство. В разные исторические времена оно обозначалось по-разному: демос, чернь, смерды, пролетарии. Умберто Эко назвал это большинство "простецами", а Оруэлл "пролами".

Прол не обладает порождающим мышлением. Его голова наполнена тем, что вкладывают в нее другие. Он доверчив, бесхитростен и неприхотлив: главное – еда, тепло в очаге, пиво на столе, газета и теле-визор. В газете пишут, а в телевизоре доказывают, что коммунизм это молодость мира, в Америке вешают негров, а земля на самом деле плоская? Значит, так оно на самом деле и есть. В газете и по телевизору доказывают, что коммунисты – серийные преступники, Америка – земной рай, а земля на самом деле квадратная? Значит, так это на самом деле и есть.

Начальники жизни представляют себе меру внушаемости своих подданных очень хорошо. Они знают, что эта мера беспредельна. "Пипл схвавает", - говорят они в узком партийном кругу, затевая какую-нибудь авантюрную акцию, на манер провоз-глашения академика Сахарова совестью нации и русским Христом. И они не ошибаются. Увы, простолюдин действительно "хавает" все. И поэтому всегда остается эксплуа-тируемым пассивом, "пролом", агрессивно-послушным большинством.

Время от времени у него появляются пламенные защитники: Христос, Маркс, Ленин. "Последние будут первыми" – провозглашают они- "каждая кухарка станет управлять государством".

Оправдываются ли их прогнозы? Нет, и, очевидно, не оправдаются никогда. Христы, Марксы и Ленины пренебрегают человеческой генетикой, ее же не прейдеши. "Из хама не выйдет пана" - говорят у нас на Украине. Поразитель-но верное, человековедческое наблюдение. Большевики попытались доказать обратное – и потерпели оглушительное поражение. Вспомним постоянную головную боль Лени-на по поводу того, что в партии пролетариев так мало самих пролетариев. Какие усилия предпринимали большевики, чтобы исправить это парадоксальное положение! Организация рабочих марксистских кружков, знаменитые школы на Капри, Пролеткульт, а впоследствии рабфаки, всеобщее бесплатное образование, рабоче-крестьянские наборы в ВКП(б), партийные квоты, и, наконец, вечерние Институты марксизма-ленинизма – и все тщетно. Массы не умели и не хотели управлять собой. Сначала христианский, а потом коммунистический эксперимент завершился ничем. Неистовые гуманистические романтики потерпели поражение. Все вернулось на круги своя. Генетический базис оказался сильнее собственной культурной надстройки. Именно поэтому Сталин, очевидно, так терпеть не мог генетиков и генетику: она обессмысливала дело всей его жизни- получалось, что он строит всемирное коммунистическое здание на генетическом песке. И действительно, как только Сталин покинул сей мир, оно стало пошатываться, трещать и в конце концов развалилось. Но так происходит с любой ци-вилизацией, превосходящей генетические возможности человека, и советская цивили-зация не была исключением.

Управлять государством простолюдин так и не стал. Но научно-технический прогресс сделал его пользователем некоторых новых благ. Он обучился грамоте и по-лучил доступ к средствам массовой информации. Он стал образованным, оставаясь в своей генетической сути "человеком толпы", таким же внушаемым множеством в руках у политических кукловодов, терминаторов власти. Посмотри-ка читатель, как по-корно пережевывает антисоветскую жвачку вчерашнее советское большинство. А по-тому что именно этой пищей загрузили его беспомощную голову на данный момент. Оно думает, что это оно само так думает. На самом же деле оно ни в советском, ни в антисоветском творчестве не принимало никакого участия. Оно является вечным сырьем, строительным материалом.

"Просто" простолюдин вызывает у автора этих строк глубочайшую симпатию. Он вообще не покидает пределов своей бани и огорода: рождается, производит потомство, старится и умирает. Он подобен дереву, которое Лев Толстой призвал считать эталоном человеческого существоваиия. Льва Толстого положено по этому поводу под-нимать на смех – но почему, собственно? Кто счастливее, человек или дерево? Вот ви-дишь, читатель, ты замед
лился с ответом. Один мой знакомый, бесконечно превосходящий меня мудростью (что не трудно) признался однажды, что, если бы ему отрубили голову, но оставили жить, он, пожалуй, не имел бы ничего против. Он считает человечество здоровой плесенью космоса, а вот собственные мозги – гнилой, больной его плесенью.

Но мы забрались в слишком высокие горния. (Или завязли в гнилой интеллектуальной плесени, что с точки зрения моего знакомого одно и то же.) Оставим это и возвратимся к нашим баранам, тьфу, простолюдинам.

Необразованный простолюдин равен самому себе и угоден Господу, а вот образованный – это какое-то qui pro quo, сапоги всмятку. Голова у него как была, так и осталась вешалкой для шляп, но он начитался "Хроники текущих событий", Солженицына, "Мастера и Маргариты", Нуйкина с Клямкиным, насмотрелся НТВ и фильмов Сокурова, и поэтому решил, что тоже должен возмущаться и говорить – о чем? Ну как же, об ужасах ГУЛАГа, подавлении свободы слова, палаче чеченского народа Путлере. Это такой джентльменский набор любого образованного дурака, которому закулисные режиссеры обеспечили выход на сцену. Ему предоставили газетную колонку, эфир, телестудию, Интернет, и он поет, пустая голова, с чужой партитуры, уверенный, что это его собственная. Как же, ведь у него в кармане университетский диплом, в руке мобила, на столе Pentium, в Pentium сводка о "золоте КПРФ" кто, как не он?

Когда автор сего впервые посетил Интернет, он был уверен, что познакомится с интереснейшими людьми, почвенными мыслителями, философскими откровениями редкостной силы.

Ведь здесь собрался весь образованный верх человечества! Так сказать, планетарный форум, выставка умов, интеллектуальная революция.

Вместо этого он обнаружил тотальное занудство, парад попугаев, круглосуточно толкущихся в Guestbooks и повторяющих на разные голоса "Путин диктатор" и "Ганди поехал в Данди".

(Хотел было привести примеры, но для этого пришлось бы цитировать целые простыни.) Увы, процент простолюдинов оказался среди дипломирован-ной интеллигенции не меньшим, чем в любой другой выборочной группе.

Когда пораженный автор поведал об этом наблюдении вслух, на него хлынул поток разоблачений и укоризн. Самым трогательным было: "Как можно, да вы после этого никакой не интеллигент." Но позвольте, если быть интеллигентом означает повторять зады задов за каким-нибудь либеральным Опискиным, тогда автор сего действительно не интеллигент. Тогда он огородник Диоклетиан, постигающий исходные тайны бытия на капустной грядке.

Но что же те, кто получил от рождения каплю божественного Духа? Печальна их участь. По подсчетам венского Jouli Андреева, их в человечестве всего десять про-центов. Они могут быть и простолюдинного, и профессорского звания, но они чужие в любом человеческом множестве, одинокие птицы на кровле, тростник на ветру.

Вот он, бледный очкарик, сталкер, Андрей Тарковский, ломающий руки на обочине при виде того, как люди несутся в очередную пропасть и мглу. Или Шопенгауэр, или Герман Гессе, или Шива Калифорнийский – кому они нужны? "Если вы такие умные, то какого хрена цепляетесь к нам, дуракам? А? То-то и оно." После чего жизнерадостное множество исчезает за очередным поворотом, пригрозив непрошенному витии кулаком. Быть умным – отклонение, антропологическая аномалия. "Горе от ума" - так называется величайшая комедия всех времен и народов. Умный Чацкий вызывает раздражение, затем ненависть, и в конце концов его объявляют сумасшедшим. Чацкий понимал свой ум, как превосходстов над окружающими, а на самом деле являлся гороховым шутом. Есть ум, а есть мудрость. Что же полагают мудрецы об умных? Процитируем любимого мною Екклезиаста:

"Вздумал я… между тем, как сердце мое руководится мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих" (Еккл. 2, 3)

Вот видите? Екклезиаст не торопился с выводами, что именно хорошо "для сынов человеческих": глупость или ум.

Но кто же управляет всеми нами, образованным и необразованным множеством, простыми гречкосеями и интеллигентским вторсырьем? О, это особая человеческая порода, и о ней в следующий раз.

Комментарии

Добавить изображение