РАСПУТНЫЕ ПОМПЕИ

10-06-2001

Настоящие Помпеи это не картина Карла Брюллова, не археологический лагерь и даже не знаменитая фреска из учебника, на которой Александр Македонский преследует царя Дария. В годы своего расцвета Помпеи славились иным. Совершенно иными достоинствами. Во времена практически незапамятные Ганнибал со своими слонами перешел Альпы и вторгся в Италию. Был он великим полководцем, поэтому воинственных римлян громил самыми разнообразными способами, пока не дошел до стен Вечного города. Но стены эти оказались настолько высокими, что штурмовать их карфагеняне не решились. И тогда штабисты Ганнибала предложили выбрать для армии более легкую и приятную цель. Например, Помпеи. Но Ганнибал оказался хитрее своих советников. На полпути к Помпеям он заявил, что дальше не пойдет. И если его войско против, то он бросает все и отплывает в Африку первым же бортом. Карфагеняне испугались ультиматума и остановились.

В поведении Ганнибала не было ничего странного. Он же не сумасшедший, а великий полководец. А ни одного полководца в античные времена под дулом катапульты нельзя было заставить вести армию к Помпеям. Ибо было понятно: из этого города ни одна армия не вернется. А то, что вернется, будет уже напрочь лишено желания воевать.

В древние времена Помпеи еще не были кварталом руин. Были они местом, где мужчины ходили в белых туниках и тогах, а женщины возлежали. Помпеи были осуществленной мечтой, раем на земле, куда античные туристы отправлялись отдохнуть на недельку-другую. Помпеи были городом красных фонарей. Впрочем, тогда красных фонарей еще не было (они появились впервые в Амстердаме, куда в 17 веке приходили корабли, и девицы красными фонарями обозначали себя на улицах- ред.), так что правильнее было бы сказать — городом борделей во всей Римской империи.

Публичные дома во времена, когда классическая латынь была государственным языком всего Средиземноморья, назывались лупанариями. Начитанные туристы изрекают "Homo homini lupus est" (человек человеку волк), что поверхностно образованные гиды переводят как "человек человека встречает в лупанарии". Это неправильно. Гиды, образованные академически, предпочитают рассказывать о том, что в Древнем Риме проституток не называли "ночными бабочками". Их называли "волчицами" ("лупа" на латыни). Неоновых рекламных вывесок потомки Ромула изобрести не успели, поэтому в темное время суток дамы зазывали клиентов громкими и заунывными волчьими завываниями. Римляне вервольфов не боялись и смело шли на зов. Заходили в двери, над которыми висели таблички с изображением волчицы, и охотно расставались со своими динариями, сестерциями и прочими изделиями из драгметаллов, приобретая взамен удовольствия и античные венерические заболевания. Кстати, о Ромуле и Реме. Широко известна каноническая легенда о том, что их вскормила волчица. В Риме изображения этой четвероногой встречаются на каждом шагу. А в Помпеях любому туристу с удовольствием расскажут, что "эти римляне" сами не знают своей истории: на самом деле младенцев Ромула и Рема подобрала вполне заурядная "волчица" легкого поведения. Надо полагать, именно детство, проведенное в борделе, наложило на братьев такой неизгладимый отпечаток, что они сперва прибили собственного дядю, потом Ромул укокошил Рема, а потомки этого незаурядного человека со временем завоевали все Средиземноморье.

Но вернемся к нашим табличкам. Они сохранились до сих пор. Одно неудобство — лучшие экспонаты, добытые во время раскопок, давно уже покинули Помпеи и отправились в Национальный музей в Неаполе. Образцовый помпеецПоэтому добросовестным туристам остается только верить на слово гидам, которые терпеливо рассказывают: "Вот на этом месте висела табличка с изображением волчицы. А здесь — с фаллосом". Древние помпейцы не комплексовали и не стеснялись предъявить urbi et orbi ("городу и миру") все свои достоинства, Если гражданин этого чудесного города считал, что есть чем похвастать в физиологическом плане, то он смело вывешивал табличку с изображением изрядных размеров достоинства над порогом своего дома. Археологи, обнаружив такие художества, сперва несколько обалдели, потом принялись коллекционировать находки. Теперь все это превратилось в передвижную выставку "Эротическое искусство Помпеи", которая с большим успехом кочует по миру. Говорят, что одно время такими находками интересовались антропологи, но после недолгих раздумий они пришли к выводу, что древние художники несколько преувеличивали достоинства своих заказчиков. Иначе непонятно, как могла пасть империя, населенная такими титанами!

В любом случае Помпеи были весьма жизнерадостным городом. В этом сходятся и историки, и археологи, и даже поклонники теорий академика Фоменко, которые верят в то, что никакого Древнего Рима никогда и не было. Рима, может, и не было — пусть историки спорят, — а Помпеи были. Потому что бордели были всегда. Этому нас еще Апулей учил, которого Онегин "читал охотно". А поскольку в древние времена еще не было портовых кварталов Гамбурга и Амстердама, не было парижской Пляс Пигаль и стамбульской Перы, то все цивилизованные моряки и обитатели суши стремились в Помпеи. Здесь же логова "волчиц" были повсюду — на вторых этажах харчевен и гостиниц, в обычных частных домах и просто в спальнях, имевших отдельный выход на улицу. Только в банях, говорят, не было этого безобразия — римляне очень любили мыться и не любили отвлекаться от этого увекательного процесса.

Конечно, многовековое пребывание под слоем вулканического пепла не способствовало хорошей сохранности сих очагов культуры, но кое-что достойно осмотра и сегодня. В самом центре раскопок, всего в двух кварталах от бывшего Перед входом в лупанарийФорума, можно полюбоваться очень занимательными фресками, которые, по мнению историков, должны были настраивать посетителей лупанария на нужный лад (как будто человек, который идет в бордель и так не догадывается, что его ждет!). Отдельные несознательные туристы пытаются пристроиться на сохранившихся ложах. Ничего не выйдет — полати здесь, во-первых, каменные и холодные, а во-вторых, очень маленькие. Древние римляне были ростом с современных японцев, видимо, поэтому туристы из Страны Восходящего Солнца и стоят у каждой руины в почтительном и безмолвном изумлении. Вообще, современным туристам приходится нелегко: потолки низкие, двери узкие. Остается только любоваться настенной живописью.

Помпейский соцреализм

А она того достойна! Неприличные иллюстрации к древнеримскому аналогу "Камасутры" присутствуют в каждом втором доме. Правда, временами они замаскированы под иллюстрации к мифам. Но мы-то с вами понимаем, что если человек на стене своей спальни помещает натуралистическое полотно под названием "Пьяный Геркулес соблазняет и лишает невинности нимфу", то это неспроста.

Но все "мифологические" картинки меркнут перед изображениями Приапа. Греки утверждали, что этот персонаж был сыном Афродиты, которая в свое время путалась одновременно и с Дионисом, и с Адонисом. Гере было больно и обидно смотреть на такое безобразие. Она поколдовала, и у Афродиты родился ребенок сразу от двух отцов и потому с двумя фаллосами. Есть и еще более радикальная версия этого мифа, согласно которой Приап родился сразу с тремя фаллосами, причем третий заменял ему голову. Разумеется, помпейцы не могли обойти своим вниманием столь выдающегося полубога.Меркурий, не уступающий Приапу

Приап глядит на нас отовсюду — в лупанарии он демонстрирует все свои причиндалы, в бане играет сразу на двух флейтах (у него явно была слабость к парным предметам), в одном из домов сохранилась фреска, на которой Приап одновременно пьет, играет на флейте и занимается "по своей основной профессии". Цезарь, который умел только читать, писать и говорить одновременно, удавился бы от зависти. В общем, детям до шестнадцати. Если вам очень хочется поводить ребенка-пятиклассника по местам древней истории, поищите городок поскромнее. Геркуланум, к примеру.

Вы спросите у меня: что же, неужели ты не увидел в Помпеях ничего, кроме фаллосов и лупанариев? Отчего же, отвечу я, видел. Видел множество развалин и сломанных мраморных колонн, подпирающих синее небо. Видел чудом сохранившуюся одинокую бронзовую статую Аполлона, видел мозаику, изображающую оскалившуюся псину на поводке — очень выразительно. Хотел увидеть знаменитую фреску, на которой изображена битва Александра с Дарием, но ее уже увезли в музей Неаполя. Но в Помпеях осталось еще немало разных руин, да и раскопки все еще продолжаются, принося все новые открытия. Еще при желании можно посмотреть на гипсовые фигурки древних жителей. Но это — только доказательства бренности всего сущего. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава. All you need is love. В общем, любовь побеждает. Эротика forever.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Прохор Сашин
Еще одна победа сексуальной революции на Апеннинах

Весна в Италии принесла сторонникам так называемой "свободной культуры тела" очередной успех на "эротическом фронте", пишет немецкая газета "Бильд". Во-первых, на всеобщее обозрение в археологическом музее Неаполя выставлены после реставрации запрещенные "порнографические фрески Помпеи" — изображения фривольного содержания, чудом уцелевшие на стенах и колоннах древнеримского города, разрушенного Везувием. Во-вторых, итальянский парламент, не выдержав длительного давления туристических агентств и организаций нудистов, разрешил всем желающим раздеваться догола на пляжах страны.

История этих картинок началась в 64 году нашей эры. В двух городах Древнеримской империи — Помпее и Геркуланеуме — было, оказывается, немало борделей.

ПриапСценки из жизни этих заведений и изобразили художники на их стенах и колоннах. Извержение вулкана Везувия в 79 году после Рождества Христова стерло с лица земли оба этих города. Однако среди развалин чудом уцелели "эротические" фрески. Король Фредерико I, правивший тогда в Южной Италии, забрал их себе и спрятал в королевском дворце. А вскоре по указу Папы картины замуровали. "Найденные фрески, — сказал Папа, — приводят в смятение тело и душу". Когда уже в XIX веке археологи обнаружили фрески, тогдашний король Виктор Эммануил II, увидев их, как и его давний предшественник, велел замуровать "картинки" в стены: по его мнению, после него никто не должен был видеть столь фривольные сюжеты из жизни Италии.

И вот в апреле 2000 года, спустя 151 год, фрески Помпеи — после многолетних реставрационных работ — впервые смогут увидеть все желающие в экспозиции неаполитанского археологического музея.

Но все-таки власти не до конца смирились с тем, что "сексуальная галерея древности" выставлена на всеобщее обозрение: детям до 10 лет вход в залы, где размещена экспозиция, запрещен.

Помпейцам было с кого брать пример

Комментарии

Добавить изображение