Независимый бостонский альманах

Происхождение еврейского племени

10-06-2001

Часть 2. УКРОЩЕНИЕ ХЕМУСА (Продолжение Начало)
 

В школе мне не повезло по истории: училка оказалась из семьи старых большевиков и мучила нас нестандартными вопросами. Был и такой: случались ли в мировой истории события, подобные Великой Октябрьской Социалистической Революции? Имелось в виду - общественный переворот, при котором трудящиеся свергли власть эксплуататоров и установили свою, т.е. советскую, власть.

Ну, конечно, Парижская Коммуна! - отвечали мы хором. Оказалось, что Парижская Коммуна - не в счёт. Потому что продержалась всего два с небольшим месяца, да и не успела провести социалистические преобразования, ибо всё своё внимание вынуждена была уделять вопросам обороны. А правильной ответ такой.

В тысяча семьсот энтом году до н. э. рабы Древнего Египта восстали против своих хозяев и победили. Обитатели хижин завладели дворцами. А владельцы дворцов сделались нищими. Восставшим действительно удалось провести глубокие социальные преобразования. Но поскольку они не были вооружены передовой марксистско-ленинской теорией и их борьбу не возглавляла Партия, то вскоре всё вернулось на свои места. С той только разницей, что теперь бывший раб стал правителем. А правитель - рабом, нещадно эксплуатируемым новым хозяином. Это ещё раз подтверждает, что дело не в людях, а в социально-экономической системе и т.п.

Тогда меня поразила точность, с которой указана дата этой не вполне удавшейся предшественницы ВОСР. Сейчас я уже не помню как там было, но мы будем ориентироваться на самую раннюю цифру - 1730 год до н.э. Через некоторое время я обнаружил, что весь изложенный материал учительница почерпнула из учебного пособия "Факультативные уроки истории в средней школе". Именно там была указана эта неправодоподобно точная дата. Не знаю кто являлся автором раздела и почему уделялось особое внимание столь отдалённому событию. Но то были годы восстановления ленинских норм жизни.

Впрочем, нетрудно догадаться, что составители не сами добыли эти сведения. А скорее всего позаимствовали, скажем, у Рановича - ученика Николая Михайловича Никольского (р. 1877). Я потому называю здесь эти фамилии, что рекомендую всякому, интересующемуся подобными вопросами, работы указанных мэтров. И слово "работа" здесь употреблено не случайно: профессор Никольский был старой школы и поэтому выводы строил на основании личного знакомства с первоисточниками, что, конечно, требовало знаний древних языков - в их числе и арамейского.

Вряд ли меня когда-нибудь интересовал Древний Египет. Единственно что: поражала необыкновенная устойчивость этого образования. Кругом рушились цивилизации, гибли целые народы. А этот стоял почти неизменным несколько тысячелетий. Естественно, на таком фоне не могли не привлечь внимания события -1730 года. В хронологии читаем: в это время на Египет обрушилась первая волна гиксосов.

Что за странно звучащее слово (египетское, в греческом искажении - hyksos )? Обычное толкование - "цари пустыни" *. Но нелишне также и заглянуть в Большой Оскфордский Словарь за значениями слов hicks, а также и kikes.Что за народ? Для объяснения достаточно сослаться на именитого иудейского историка Иосифа Флавия, который считал гиксосов своими предками (см. например [2]). А теперь сличим даты. Хаммураби Вавилонский был убит Мурсилисом Хеттским в -1750 году.

Эта насильственная смерть положила конец аморейской династии и начало - быстрому закату господства амореев в Месопотамии. На севере активизировался народ, симбиоз с которым был в принципе невозможен - ассирийцы. Фарра (Therrah), отец мифического родоначальника евреев Авраама, бежал из Месопотамии никак не раньше этого времени. Иначе каким образом его сыну удалось бы, спасаясь от голода в Ханаане, этак запросто завалиться со всей ватагой к фараону в Египет. И, наконец, после долгих дебатов среди историков, житие Иосифа Прекрасного также было отнесено к этой эпохе [2]. Таким образом нам удаётся свести оба конца аморейского исхода из Месопотамии. В действительности (т.е. согласно летописям и данным археологии) "цари пустыни" появились на границах Египта ещё до того, как они подчинили себе Шумеро-Аккад (-2000 г.). Но главные действующие лица заявили о себе только в районе -1730 года.

Пришельцы наводнили Нижний Египет. Столица нового государства была основана в -1700 году и получила (неегипетское) имя Аварис. Характерное для потомков Эвера слово (см. часть 1 [1]). Полезно также напомнить латинское averto, аварию (из итальянского), а также заглянуть в английский словарь за adverse и avarice-ом. В самом деле, на первых порах победители вели себя не так, как положено завоевателям, а шиворот-навыворот.

Во-первых, сам факт победы вызывает удивление. Ведь это - первая за тысячелентнюю историю войн и междуусобиц оккупация тероритории Египта чужеземцами. Иосиф Флавий темпераментно описывает мчащиеся на огромной скорости колесницы, которыми правили закованные в бронзовые панцири возничие. В качестве причины поражения указываются обнаженность египетских воинов и непривычный темп ведения боевых действий. Однако, независимые источники не подтверждают всех этих красивостей. Я не говорю уже о том, что описанные атрибуты являются типичной принадлежностью арийских армий. Ведь в составе обрушившихся на Египет орд могли быть и хеттские или миттанийские "интернационалисты". Современные историки склоняются к тому, что вообще не было никаких крупных боевых действий.

Гиксосы покорили Египет "мирным" путём! По-видимому, речь должна идти о постепенной, хотя и довольно быстрой, инфильтрации пришельцев в египетское общество с последующим овладением административными структурами [3]. Основным орудием гиксосов были не боевые косилки, а пропаганда социальной справедливости среди местного населения. Это утверждение - не досужий вымысел автора настоящей заметки, а результат расшифровки и анализа египетских папирусов и других современных им данных. Удивителен тон этих сообщений.

Даже в дешифровках явственно чувствуются знакомые мотивы: хижины - беднякам, земля - крестьянам. Проповедуемое не осталось "на бумаге". Реформы были осуществлены на практике, как и утверждалось в том школьном пособии. Земля - поделена между крестьянами, а рабы сделались большими начальниками. Так, "мэром" новой столицы Авариса был избран (!) бывший каторжник.

Не нужно объяснять к чему привели революционные преобразования - к падению производства и массовой люмпенизации населения. Чистым результатом реформ явилось то, что кочевники-завоеватели опустили египетских земледельцев до уровня пастухов. Всё это тоже описывается в папирусах. Учёные долго не могли понять, почему занимающая одно из центральных мест в Торе история Иосифа Прекрасного не нашла почти никакого отражения в древнеегипетских текстах. Я говорю почти, потому что в конце концов была найдена египетская стела с упоминанием имён библейских героев. Так вот, по общему мнению, возможной причиной такого игнорирования жрецами-летописцами деталей внутренней жизни гиксосов было глубокое отвращение, которое египтяне питали к кочевникам. Ведь в Древнем Египте возделывание земли, и вообще весь связанный с ним жизненный цикл являлись содержанием высокой и тонкой культуры - и в технологическом и в сакрально-религиозном смысле.

Возможно, гиксос-социализм продолжался бы и дольше, но, как и в случае Парижской Коммуны, пришлось в конце концов переключиться на вопросы внешней политики, а точнее, обороны от неизменивших прежней форме правления княжеств Верхнего Египта. Увы, уже тогда на Земле не находилось такого места, где социальные реформаторы могли бы провести чистый, не омрачённый никакими сторонними возмущениями эксперимент.

Задачи войны требовали единоначалия: начало царской династии в Аварисе обычно датируется -1675 годом. Первый монарх носил характерное имя Якобеле (II-й!). Последующие - уже египетские или нейтрально окрашенные имена азиатского происхождения. Всего правление "царей пустыни" на территории Египта продолжалось около 150 лет. В -1580 году Аварис был взят и разрушен доблестным фараоном Яхмосом из южных Фив, получившим в дальнейшем прозвание Освободителя.

Любопытно, что в реконкисте значительную роль сыграли женщины, в частности мать Яхмоса царица Яххотеп. Вероятно, именно с этим связано то обстоятельство, что вскоре после него последовало блистательное правление женщины-фараона, знаменитой Хатшепсут. Впрочем, этот момент я упоминаю единственно ради того, чтобы лишний раз произнести таинственное имя - Хатшепсут, в трех слогах которого заключены имена племён и божеств древнего востока, имеющие непосредственное отношение к излагаемой здесь добиблейской истории еврейского народа.

Победители не изгнали и не уничтожили бывших захватчиком, но оставили их "в естественном состоянии" на низменных равнинах Нижнего Египта. Причём они даже позволили потомкам гиксосов следовать своему природному образу жизни - полукочевому скотоводству. Именно из этой изгойской среды и вышли те, которых двумя столетиями позже мобилизовал и вывел к "земле обетованной" жрец Озириса Моисей (по некоторым данным - не египтянин, а тоже выходец из народов пустыни): чтобы на горе Сион получить инструкции от самого Б-га и затем передать их избранному народу. Отсюда, наверное, и пошла известная поговорка о том, что "гора родила мышь" (mouse). Мышь же (или крыса) - и есть тотем еврейского племени.

В школе, и не только советской, учили, что древнеегипетское общество было рабовладельческим. При более внимательном рассмотрении оказалось, что это не так. Не вдаваясь в подробности, но пользуясь модной терминологией, можно охарактеризовать его very loosely как тоталитарное. Египтом эту древнюю страну называли греки, и значительно позже описываемых событий. Ибо слово это (geo+copt) обозначает "земля коптов". Сами египтяне называли и себя и свою страну "хемус", что лексически в точности соответствует греческому "демос", латинскому homo, библейскому Хам и русскому "земеля". Таким образом, используя этот словарь, следовало бы назвать форму правления, опробованную в Древнем Египте гиксосами, хемократией.

В связи с этим нас интересуют более всего два вопроса. Первое, что это за разновидность тоталитаризма, которая позволила Египту сохранить и восстановить традиционную форму организации - невзирая на мощные соблазны демократии. Второе, почему гиксосы овладевали Египтом с помощью демократии, в то время как сопредельный с ним Ханаан покоряли огнём и мечом (Иисус Навин).

Начнём с последнего. Древний Египет имел развитую социальную структуру, жёстко привязанную к природным особенностям страны. Покорить его - означало прежде всего разорвать сложившиеся общественные связи и повернуть их по-своему. Что и попытались сделать гиксосы. Ханаан представлял собой конгломерат племён. Природные условия его отвечали общему стандарту. Следовательно, хозяйственная жизнь была слабо связана с экологической системой. При таких посылках овладение землёй сводилось попросту к физическому истреблению её обитателей. Мы не знаем в точности, каким образом за 300-400 лет до описываемых событий предки гиксосов, амореи, овладели Шумеро-Аккадом. Но судя по тому, что в результате воцарения в Месопотамии аморейской династии структура вавилонского общества более-менее сохранилась, можно предположить, что оно тоже осуществлялось мягким путём т.е. проникновением в существующие общественные формы и наполнение их новым этническим содержанием. При этом новые хозяева не стали проводить глубоких социальных преобразований, а ограничились судебной реформой (кодекс Хаммураби). Такие отличия в поведении сутиев (таким общим именем мы называем предков евреев) вызваны тем, что вавилонское общество было рабовладельческим и полиэтническим. Следовательно, в нём отсутствовали предпосылки к социализации. Египет же был, условно выражаясь, общинным т.е. связанным общим законом, а этнически - однородным. Идеальное поле для проведения социальных экспериментов.

Наконец, что придавало древнеегипетскому социуму устойчивость? Я отмечу только те существенные моменты, которые отличали Египет от других сообществ. Прежде всего это наличие общенациональной идеологии. Носителями её являлись жрецы. Хотя номинально главой государства был фараон, который в случае внешней опасности выполнял также и роль военного вождя, тем не менее в действительности страной управляли жрецы. Конечно, простолюдин не имел ни малейшего шанса стать на место фараона - сына бога Солнца, но он реально мог сделаться жрецом, а значит советником или даже фактическим соправителем страны. Как так? А так, что жрецы выбирали воспитанников из всех свободных слоёв населения. В Египте же крестьяне и ремесленники юридически были свободными. По стилю это напоминает практику христианской церкви, позволившую например сыну мордовского крестьянина Мины стать патриархом Никоном и фактически соперником царя. И неудивительно, ведь творцы христианской религии, евреи, многое позаимствовали у египтян.

Однако, в отличие от Европы, церковь и государство составляли в Египте одно целое. Всё это на современном языке можно выразить так, что не было непреодолимой сословной или духовной пропасти между интеллигенцией и народом. В лучшие периоды египетской истории административная элита совпадала с элитой биологической.

В таком случае, почему древнеегипетское общество не выглядит привлекательным для современного европейца? И тут мы подбираемся к сакраментальному вопросу. Как бы ни была совершенна структура, но ведь эффективность системы зависит ещё и от субстрата, на котором она будет реализована. Вспомним, хотя бы сколько столетий, да что там - тысячелетий, египетская наука топталась на месте.

Но какое блестящее продолжение она нашла, едва соприкоснувшись с греческим или тирренским этносами т.е. в данном случае - субстратами. Я имею в виду Пифагора, Платона и других иноземцев, проходивших стажировку у египетских жрецов. Здесь мы упираемся в такой фактор, о котором не принято говорить вслух в демократическом обществе - качество человеческого материала.

При входе в отдел Древнего Востока Пушкинского музея, справа, висит  портрет фаюмского юношипортрет фаюмского юноши. Хотя это уже (или ещё) первые века новой эры, но антропология - та же. Значит не все гиксосы покинули Нижний Египет вместе с Моисеем. Это - типаж Марата Гельмана, галериста, а кое-кто считает, что и афериста; во всяком случае, судя по записям, оставленным им в гестбуке Дмитрия Галковского - неглупого и развитого человека. Идём дальше и до конца. Там, в египетском зале, можно наблюдать в трёх измерениях образчики древнеегипетской расы: бюсты писца, жреца и царевны (?) Райи. Подойдите и посмотрите на них не как на памятники древней культуры, а как на людей. Глупые лица. Сравнение с другими, более мелкими или стёртыми изображениями показывает, что для египтян это - типично. Раса, отдалённо напоминающая индейцев или гуанчей - вымерших обитателей Канарских островов. Ну что тут скажешь? Конечно, и фаюмцы - не сахар. Но расовое их превосходство несомненно. Собственно, разница ощущается и при сравнении древнеегипетских текстов с соответствующими мотивами из Торы. Источник один - но сколь отлична интерпретация. Знак отличия тот же самый: живость, артистизм, гибкость ума, свобода, открытость новым веяниям. Чего, конечно не скажешь о египтянах. Поэтому-то от них уже давно ничего не осталось - кроме искусственных гор, не очень понятного назначения, да мумий. А неполадившие с ними "цари пустыни" до сих пор здравствуют и процветают.

И всё-таки мы отклонились от темы. Почему экспансивные и агрессивные сутии не просто разрушают и подчиняют, как все "нормальные" хищники, а стараются переделать жизнь других народов по-своему, чаще всего методом переворачивания "с головы на ноги"? Что и проделал в своё время великий мессия Карл Маркс с правильной по сути онтологией эволюции абсолютного духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля. Частично мы затрагивали этот вопрос в первой части [1]. Попытаюсь коротко продолжить здесь начатую там линию. Обращает внимание на себя чёткий биологический подход. Везде и всюду сутии оказывают поддержжку - нет, не просто обиженному и оскорблённому, а убогому и беспородному. Хуже - всячески подстрекается выявление и, мягко выражаясь, элиминирование породистых особей. "Блаженны нищие духом." И телом - добавил бы я своими словами на основании духа того же источника. Заметим, что в конечном счёте адрес этого высказывания не Израиль, а другие народы. Именно, по этой причине раввины отвергли и отвергали на протяжении тысячелетий учение Иешуа, как опасную ересь. Именно поэтому отторгли режим гиксосов древние египтяне. Народу с высоко развитым эстетическим чувством были невыносимы физические типы новых начальников, "выбранных" из их же среды по научениям новых хозяев положения. Наверное, кто-нибудь скажет, что это мои измышления. Как можно судить о столь тонких деталях по прошествии тысячелетий? Можно. Даже и не из чтения первоисточников, в данном случае - папирусов. А по тому, как, какие вопросы и в какой связи ставят и обсуждают профессионалы-египтологи.

Я зарекался не затрагивать библейскую часть истории сутиев. Тем не менее, трудно удержаться, чтобы не привести здесь описание филистимского героя Голиафа. Дело даже не в том, что он представлен читателю несимпатичным уродом. А в том, что составителями Библии умышленно искажён антропологический тип филистимлян. Только поменяйте друг с другом экстерьеры противоборствущих сторон - белокурого, голубоглазого Давида и якобы чернявого, кучерявого Голиафа - и всё встанет на свои места. Этот подлог стал настолько привычным, что даже учёные критики "книги книг" не обращают на него внимания. Что уж говорить о художниках. У Сен-Санса в "Самсоне и Далиле" мы с недоумением обнаруживаем, что филистямляне пируют под аккомпанимент израильского хард-рока. А для благочестивых иудеев найдены воздушные европейские мелодии. Столь же искажённо утрированно представлен в "народном театре" образ Ирода, единственная вина которого состояла в том, что он, не будучи евреем, принял (от римлян) сан царя Иудеи.

Какой контраст с древними греками! Вот как описывает Геродот захват тела персидского военачальника Масистия. "А эллины, выдержав натиск конницы и принудив её отступить, преисполнились отвагой. Они положили тело Масистия на повозку и возили между рядами воинов. Да, на покойника стоило посмотреть: он был статен и красив необычайно." Заметим, что речь идёт об одной из решающих битв за свободу Эллады.

Таким образом мы возвращаемся к тезису, намеченному уже в первой части - о некоем расовом моменте, сформировавшем своеобразный поведенческий код мирового сутия. С одной стороны, это - стойкая убежденность в своём умственном превосходстве. С другой - определённая уязвленность физическим несоответствием. Отсюда - постоянное стремление организовать пёстренький фон вавилонского столпотворения, по сути - среду обитания, на котором вопросы антропологии теряют свою актуальность. В Древнем Египте, где расовая амальгама образовалась задолго до прихода гиксосов, на первый план выходит именно первая компонента расового психоза - крайняя вера в своё биологическое превосходство, естественно, сопровождающаяся сопротивлениям любым попыткам ассимиляции. Мы с восхищением наблюдаем, как сутии, пройдя сквозь месопотамский котёл не замаранными, благополучно выскочили из другого котла, сохранив в неприкосновенности свой уникальный генетический профиль. Но для этого пришлось прибегнуть к специальным мерам, которые на первый взгляд могли показаться проявлением альтруизма.

Выше я уже писал, что демократическая модель по сути являлась "мирным" способом завоевания. Здесь я хочу подчеркнуть другую сторону этого подхода. А именно, понизив качество человеческого материала (и без того невысокое как результат предшествующей метисизации), тем самым завоеватели поднимали порог своего биологического превосходства над аборигенами. Образовавшаяся ситуация не только льстила самолюбию и облегчала правление, но и укрепляла барьер против ассимиляции.

Завершая этот так никем и не усвоенный урок истории, хочется ещё раз обратить внимание читателя на биотехнический характер метода мирного покорения страны с помощью демократии, когда под видом народовластия населению подсовывается модель, которую следовало бы назвать хемократией. Я говорю подсовывается, потому что демосу невозможно ничего подсунуть. Он сам знает, что ему хорошо, а что плохо. Зато можно его устранить. Лучший способ - это натравить на него хемус. И уже на оставшемся гумусе развести угодные гик-массовому соц-мастеру микроорганизмы. (продолжение следует)

--------------------------------------

* Этимологически неверно. Скорее всего hyksos - общее слово для обозначения чужеземцев. Соответствует нарицательно-множественной форме библейского "гой", русского "изгой", латинскому (английскому) guy, армянскому "хайк", албанскому gheg и т.д.

[1] Часть 1. Pass over, Лебедь, № 222, 3 июня 2001.
[2] Библия и история, Лебедь, № 122, 22 октября 2000.
[3] Кристиан Жак, Египет великих фараонов, М., Наука, 1992.

 

(Продолжение следует)

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?