А А ГУСЬ-БУКА ВСЕ-ТАКИ БЫЛА НЕПЛОХАЯ

23-09-2001
Вам бы пузо набить, колбасой и лапшой,
Нам бы в небе парить, с оголенной душой,
Ведь у вас жизнь какая - телесная,
А у духов какая ? Ни бе - ни ме, ни бе - ни ме ... сная..”
А. Дольский

      Дорогой товарищ Шива:

      Спасибо за ваш ответ и интерес к моей личности. Но, что меня порадовало - так это то, что не похоже, что вы обозлились, а похоже, что вы задумались. Я на это надеялся. Передо мной сложная задача. После всех этих постов ясно, что мне надо вам отвечать. Вы мне задали много вопросов. Они достаточно серьезны, чтобы ограничиться краткими формулировками. То есть, ответ,похоже, будет достаточно длинным, превышающим разумные пределы терпения остальных читателей ГБ. В то же время, я хлестанул вас публично – и соответственно считаю обязанным дать публичное разъяснение. Ну – будь, что будет.

      Да – я дал вам пощечину. Но, не с целью оскорбить вас, а с целью привести вас в чувство. Мне кажется, что, по большому счету, вы это так и восприняли. Начнем с простого. Когда я назвал вас дилетантом, то я не имел в виду вашу профессиональную деятельность программиста. Мне казалось, что это очевидно. Я имел в виду вашу писательскую деятельность. Именно ею ВП оправдывал свое (с моей точки зрения – предвзятое) отношение к вам, благодаря чему критерий допустимого при модерации стал функцией от ника. Избирательная модерация была одной из основных тем моего поста.

      Почему я не разделяю восторгов некоторых других относительно ваших литературных произведений. Ну, во-первых , о вкусах не спорят. И вы, действительно - не червонец. И вы – не Пушкин, а я не Белинский. Но быть голословным тоже не хочется. Дилетант - слово какое-то .... ну, не очень. Хотя, вот в словаре Ожегова (web-мастеру спасибо и поклон за ссылки) находим:

      ДИЛЕТАНТ - Тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углубленными знаниями).

      Вы имеете что-либо на это возразить? Но - к черту формализм, не будем трясти корочками, мы понимаем о чем идет речь. Чтобы не быть голословным, берем ваше неоднократно упомянутое “Семечко жизни”. Вернее, сначала вспомним про понятие гармонии, как некоего принципа баланса, соответствия, красоты, согласования, стройности в сочетании. Гармония является предметом наших поисков, предметом строительства себя, своего мира внутреннего и соотнесения себя с миром внешним. Это очень широкое понятие, принцип. Надев другую одежду, мы невольно меняем и свое поведение, мы согласовываем его с нашим внешним обликом, подчиняясь внутреннему чувству гармонии. Для описания гармонии в литературе можно использовать слова - стиль, жанр, тон. Когда я начинаю читать чей-либо текст, то с первых же строк проникаюсь тоном, непроизвольно настраиваюсь на его волну, на свое отношение с автором. Автор может пригласить меня в свой мир, а может, наоборот, отгородиться, выделяя свои исключительные права на точку зрения, взгляд. То ли, это - бесстрастное созерцание, то ли - призыв, либо проповедь, либо доверительный разговор (Левинтов, например, большой мастер поделиться, прямо водит тебя с собой, как лучшего друга). Как правило, тон должен быть выдержан от начала и до конца, очень немногие умеют изменять его в структуре текста, устраивая плавные сопряжения. Но это – высший пилотаж. Кстати, естественным образом, я должен задекларировать , что мое мнение есть мнение всего лишь читателя, оно естественно субъективно, чего с этим хотите то и делайте. Итак, “Семечко жизни”. Этот заголовок сразу настраивает меня на философский лад. Это – приглашение к откровению, в свой внутренний мир, это - кредит доверия. Я даже делаю паузу и пробую представить себя наедине с этой темой, с сопутствующими образами, ощущением, мыслями. Но, ближе к тексту. Первые четыре абзаца. Сразу, неожиданность: тон – лекция-проповедь. Сейчас я узнаю что-то новое.

      Огромное количество таких вот "саркофагов" остается в наших мозгах еще в раннем детстве. Все бы хорошо, но ведь куча нейронов остаются навеки, до самой смерти, блокированными из-за какой-нибудь дурацкой, яйца выеденного не стоящей ситуации, произошедшей тогда, когда нам было лет пять.

      Вы.... уверены что это так ? Вы ... это видели ? Вы ... нейрохирург ? Психиатр ? А может быть это важнейшая функция для убережения от будущих жизненно важных ошибок.

      Каждый человек, повторяю, каждый рождается гением, настоящим богом. И во что его превращает убого построенная социальная жизнь? Превращает она его в зомби, в труп ходячий.

      Классическая лекция-проповедь. К тому же, несущая амбициозный бред. Не разговаривайте с ребенком и он не научится даже лаять. Психологи разных стран давно и тщательно изучают случаи близнецов часто разделенных по ошибке еще в роддоме, и попадающие в совершенно различные условия жизни и воспитания. Что поражает в результатах, так это практическая независимость судеб и характеров от этих условий.

      Те же люди, которые близки к психологическому благополучию - малозаметны, потому как углублены в себя, мало что замечают вокруг и мало с кем взаимодействуют.

      Большое заблуждение автора. Углубленные в себя люди – как правило люди с большими личностными проблемами. Психологически здоровому человеку общение нужно в не меньшей степени, чем пища, сон и воздух.

      И вот, я читаю все это и передо мной выбор - продолжать чтение или нет. Литературы вокруг масса, интернет забит информацией, времени как всегда мало. Если бы я был ваш близкий родственник или знакомый, я бы точно продолжил, потому что бы знал вас лично, вы мне были бы интересны, надо как-то отреагировать, чтобы, как минимум, не обидеть. Но, как читатель лично незаинтересованный, я не уверен, что делать, потому что ,с большой степенью вероятности можно предсказать, что и дальше наткнусь на подобные откровения. Ну хорошо, что там дальше. Дальше – прыжок тона – вы уже не поучаете – вы делитесь. В течение трех абзацев. После чего – новая лекция.

      А далее распознавалка нашего дитяти из огромного потока налетающей на него информации выбирает только то, что имеется в его репозитарии образов. И пренебрежительно фильтрует все остальное.

      А это уже лучше. Недодумано, но уже можно обсуждать. Не буду здесь останавливаться на сути – тема очень интересная – надеюсь затронуть ее в отдельной статье. Ну, и так далее ...

      Теперь – сам текст. Я в нем застреваю. Как машина на дороге засыпанной снегом. Приходится возвращаться назад , и снова разогнавшись пробиваться, чтобы понять, о чем собственно идет речь, как связаны предыдущее и последующее. Может, есть любители такого стиля, но я не из их числа. Ситуацию усложняют рядом поставленные длинные предложения. Запятая стоит там, где хочется увидеть точку. Есть мастера умеющие легко вести тебя через длинные предложения. Гоголь, Бальзак, ... Я связываю читаемость текста с его художественной и смысловой ценностью. Кто ясно мыслит,
... Вот ,” Архипелаг” Солженицына . Читается на едином вздохе. Закончив читать, ты уже не уверен, что не сидел, не прошел через все это. Он это выстрадал, обдумал тысячекратно. И, с другой стороны, “Красное колесо”. Сам там утонул и читателя утопил. Из авторов Лебедя ясностью стиля и изложения для меня выделяются Редактор, Левинтов, Москвичка ... да и не только они. Читая их, получаю удовольствие. Иногда, хочется перечесть все или некоторые места, полюбоваться владением текста, логикой.

      Тема. Вечная. В Библии ее можно встретить неоднократно, и в Ветхом и в Новом Завете. Через это все когда-то проходят. И возвращаются к ней. “Мельчайшая пылинка живого…”. “ Что есть жизнь для меня”. Предтеча следующей ступени – “что есть я для жизни”. Когда вы все время сидите внутри дома – вы не знаете в какой цвет он выкрашен снаружи. Желаю вам успешно перейти к следующей ступени.

      Промахи.

      А я вот, увидев это, всё бросил и не купил машину в тот вечер, хоть и планировал. (Дело было на автомобильной распродаже).

      Тоска по Сибири родимой? По книжкам зимними вечерами, когда окно залеплено чёрным от ночи снегом? Нет, ну её, эту грусть, эту тоску, к чертям собачьим, назад, к океану, к пальмам.

      Мелко это всё – все эти тележки с продуктами как атрибут жизни.

      Ну, надо комментировать? Вас же в России читают. Там – это заслуженно будет воспринято как дешевый выпендреж, если не хуже. Этим, к сожалению вы зачеркиваете многое, очень многое. Не хочу развивать тему. Это – еще и результат неосвоенности той самой следующей ступени, непониманние приносимых тобой разрушений в первую очередь.

      Достоинства. У вас талантливо, интересно вербализированы чувства. Интересные аллегории, аналогии. Что-то в этом есть. Есть отдельные предложения, которые заслуживают может быть отдельного внимания вне текста. То есть, у вас есть хороший строительный материал - с ним бы получше поработать. У меня от некоторых ваших абзацев впечатление викторианского стиля, когда много по отдельности красивых элементов пытаются объединить в некий конгломерат. Если есть такой стиль – значит он кому-то нравится. Хотя я бы скорее создал этим предложениям персональную оправу.

      Итог. Автор не без способностей, но до мастерства далеко, очень далеко. Ну и хорошо. Много ли примеров когда творческий человек начинает с создания шедевров. Наверное они есть. Вот Надя Рушева. Не мог оторваться от ее рисунков. Притягивала гениальная простота линий. Несколько штрихов, и перед тобою целый мир. ( Вот еще тоже впечаталась в память моя бессильная ярость - мерзавец Андронников осквернил один из лучших ее рисунков, написав свой комментарии прямо на лицевой стороне. Скотина). Так вот, возвращаясь к тем самым баранам. Если вы будете писать дальше – уверен у вас будет получаться лучше и лучше. Надеюсь – создадите когда-нибудь шедевр.
Но то, что я вижу не убеждает меня в том ,что вы заслужили неких специальных привилегий, когда речь идет о модерировании. Ну, и мои личные проблемы, наверное, еще заключаются в том, что эту тему я проходил для себя несколько раньше, и размышления над ней в данный момент не очень волнуют. Как-то нет такого, чтобы я вспоминал о ней и возвращался в своих мыслях. А вот, например, какое-то время назад, я получил еmail из России от одного близкого мне человека. В нем были следующие строки

      Честно говоря, жаловаться мне не на что. Я люблю все, что со мной происходит.И радости и неприятности.
Может это странно, но все это проявление того, что я жива. Учусь радоваться дню сегодняшнему. Тому, что светит солнце, что прилетели птицы. А люди они все чем-нибудь интересны согласись. Для меня самое трудное не уйти в себя. Мой мир внутренний может полностью заменять мир реальный. Вобщем я балансирую между.
Есть такой стишок (не мой). Грустно жить на белом свете

           В нем отсутствует уют.
Рано утром на рассвете
Волки зайчиков жуют.

      Пытаюсь жить не волком и не зайчиком. И то и другое одинаково трудно.

      Перевариваю до сих пор. Может, время мое для этого пришло. Я вдруг представил себе, как на нас, счастливчиков, каждый из которых уже вытащил свой самый главный лотерейный билет – жизнь - смотрят неисчислимые души других, неродившихся. Имеем ли мы моральное право жаловаться хоть на что-то.

      Пишите Шива пишите. Только, пожалуйста, постарайтесь делать это не на заказ, по принуждению, а лишь руководствуясь внутренним побуждением. Знали бы вы сколько высочайшего качества творений ( в особенности стихов) лежит в письменных столах, на запыленных полках. Тонны. Мне посчастливилось иногда видеть, читать то, чем со мной иногда делились близкие мне люди. Там попадались такие шедевры. Потому что они написаны в моменты, когда именно так прорываются чувства и состояние. Когда человек не в состоянии делать что-либо другое, пока не получит освобождения положив рифмованные строчки на бумагу. Такая поэзия истинна, естественна и потому бесценна. А выпустить это в свет авторы не собираются и не хотят. Слишком личное, слишком близкое. Чтобы не появился кто-либо вроде меня и “надругался». Но, вы то, дружище, сами напросились. А иначе – потом стыдно будет. Получится как у Довлатова. Вроде не без таланта был, а сколько халтуры наплодил.

      Поехали дальше. Сначала - цитаты из вашего поста.

      Меня очень, товарищ Грамп, заинтересовала ваша личность. Из всего того, что вы здесь написали про нас с Таней, я понял про вас следующее (методом отрицания тех качеств, что вы присвоили мне и Тане….) ... Вобщем, уважаемый товарищ Грамп, расскажите о себе. прошу вас.

      Вы избрали неподходящий метод для выяснения, кто я такой. Хотя, я понимаю, что я не снабжал свои тесты соответствующей информацией и вам надо было из чего-то исходить. Во-первых, это неважно - кто я такой. После того, как я нажал на кнопку мыши, мой текст оторвался от моей воли и живет самостоятельно. Или вы хотите сказать, что ваше восприятие текста зависит того, заработал ли автор право быть услышанным. Дело в том, что тут отдает политическими играми: есть идея, есть автор идеи. Будучи не в состоянии дискредитировать идею, давайте соберем досье на автора и доскредитируем его. И тем самым избавимся от необходимости возни с самой идеей. Но я надеюсь, что вами двигают другие мотивы. Вряд-ли вас ждет, что-то очень интересное, но если вы столь любезно настаиваете - хорошо. Пошли по пунктам.

      Из ваших текстов,, товарищ Грамп, я понял, что вы:
- мастер (Что может противопоставить мастер толпе недоучек)
- с Творчеством в сакральной связи

      Нет, товарищ Шива. Увы, я не отношу себя к этой касте. Не дотягиваю. Но, мне повезло быть рядом, учиться, со-присутствовать и помогло выработать некоторые критерии, некоторое чутье. Потому что, видеть мастера в процессе творчества видеть результаты его труда есть одна из сверх ценностей и наслаждений. И это почти не зависит от рода деятельности. Все-равно, гипнотизирует и восхищает, вызывает тревогу - как бы не помешать, не повредить. На самом деле, специально для Тани было любезное разъяснение о какой, в частности, ситуации идет речь. (Болт USA - Monday, August 27, 2001 at 09:26:32 (CDT) ). Предлагаю несколько видоизмененный вариант: идет лекция в университете. Профессор (мастер) и студенты (подмастерья) осуществляет видовую (да, да -сакральную) функцию передачи Знания от поколения к поколению. А дальше – по тексту, толпа девиц и т.д. Речь шла об этом. В старой ГБ неоднократно шли интересные дискуссии , мне действительно было интересно. Потом врывались вы и устраивали дебош. Как классический настоящий Ржевский. Из анекдотов. В малых дозах это было бы терпимо. Но ваша энергия .... Мне б такую. Да для других целей. Да не здесь. Вспомните свои неоднократные заявления о том , что вам нравится дразнить людей, вспомните раздутую, в частности вами, дискуссию кто тут программист на рупь дороже. Вы прекрасно знали, что не все здесь программисты. Результат – вы оттерли людей от участия в общем разговоре и они замолчали. Мой Учитель рассматривал, как чужеродное образование самого себя, когда заходил в свой рабочий кабинет не в целях работы. За этим столом он никогда ни ел, ни читал художественную литературу и не занимался никаким делом отличным от работы. Сам он объяснял это прагматически – он экономил время настройки сознания на решаемую проблему, изгонял все не имеющие отношение к работе мысли. Надо было видеть, как он погружается в свой мир абстрактных преобразований ,когда казалось ( и так наверное и было), что каждое движение рук, пальцев имеет значительное неотъемлемое отношение к происходящему процессу генерации знания. Порой, я боялся шевельнуться.

      - производитель информации (в антиэнтропийном смысле)

      Понятие информации неразрывно связано с дуализмом источник (производитель) – приемник (потребитель). В наибольшей степени я отношу себя ко второй категории. И именно об этом я писал в своем посте. Разница между одним битом ,как это было в моем посте и (Вы говорите, что в моих текстах нет ни одного бита информации) - велика. Все мы, наталкиваясь на новый пост решаем (чаще всего неосознанную) задачу выбора: читать – не читать. Вот он где – этот бит. И если мы выбираем второе, то на этом восприятие или информационная обработка поста заканчивается. Вот я сижу читаю ГБ. Первое время читаешь все подряд – настраиваешь приемник информации, происходит классификация: ник1 – интересно, ник2 – спам, и т. д. Это позволяет экономить время потом, с большой степенью вероятности прогнозируя и отметая спам не читая его. Это - все равно, как не ожидать от негра отличного знания русского языка. Так вот, вы, дорогой товарищ Шива, довольно быстро попали у меня в спамеры. Задайте себе честно вопрос – были ли у меня на то причины. Естественно, я мог пропустить какую-либо вашу ценную мысль. Зато – сколько времени спас. Вы, кстати , невольно подсказали мне тему статьи которую любезно предложил написать ВП. Пока, у меня есть только рабочий заголовок “Сколько бит содержит спам”. Не знаю, получится ли – я еще не во всем сам разобрался, но тем будет интереснее работать. Да и вам надо предоставить возможность отыграться.

      Например, мы с Таней провинциалы, - значит вы - столичный

      Если вы помните, Шива, в своем первом посте я обращался не к вам. Суть была – “я понимаю почему ушли люди”. Если даже ограничиться только отзывами из ГБ ( а у меня ведь еще и телефон с emailом есть) со мной многие согласились. Меня поняли. Слово “провинциал”, выражаясь на вашем программистском языке является переменной типа структуры. Когда вы пишете программу, то первый этап заключается в создании продуманных структур несущих много других переменных, массивов, и т.д. Как только структуры и операции с ними описаны, программирование переходит на качественно новый уровень – становится простым и компактным. Такая же история и со словами – так уж получилось что “провинциал” означает целый комплекс сцепленных признаков. Отнюдь не значит, что человек из глубинки обязательно должен быть охарактеризован этим словом. Но статистически, в среднем ,можно говорить о различиях. Люди выросшие в больших городах употребляют это слово для передачи целой гаммы качеств. Для них – процесс описания структур (каковым в сущности и является данное мое к вам обращение)– дело прошлое. Таково естественное назначение языка – передавать информацию наиболее точно и компактно. И люди делают это чаще всего непроизвольно, творя новые смешанные типы например русско-английского.
Вот представьте себе, что вам надо объяснить русскоговорящему человеку значение слова “privacy” со всеми оттенками его смысла. Вам двух листов бумаги хватит? Или , наоборот, объясните англо-говорящему точное значение слова “хамство”. Так вот, я использую слово “ провинциальный” не для того, чтобы вас как-то задеть, а для того, чтобы компактно выразить свою мысль людям, с которыми я говорю на похожем языке. Москвичи, в большинстве своем, не знают, что они - “столичные”. Я сам, когда-то приехав в деревню с удивление узнал, что я – “городской”. Я практически никогда не слышал вашего любимого слова “сиськи” , живя в своем Питере. Кстати, компанейские и шумные москвичи тоже отличаются от более сдержанных и не слишком выразительных жителей города на Неве. Почему вы думаете столь безуспешны все Танины попытки спрятаться за новыми никами. Ее видно после первой же фразы. Она говорит по-другому. Так вот слово – “провинциальный” еще и означает не очень хорошее умение вести себя в некоторых ситуациях, случающихся в условиях жизни большого города, например, когда требуется чувство меры, либо учет важности происходящего. Либо убеждение, что если ты кричишь громче всех, или выкрикнул что-либо самый последний, то ты прав. А” выше - ниже”, “ плохо – хорошо” это атрибуты примитивнейших вырожденных структур, которые сводятся всего к одной переменной. Многопараметрические же системы сравнивают по параметру “похожести”.

      - имеете опыт серьёзных испытаний, попросту, вам не очень в жизни везло, и жизнь складывалась неудачно

      Серьезное испытание, уважаемый Шива, не есть поражение и свидетельство неудачников. Это часть, и очень важная, естественного процесса развития личности. Это жизненная веха нужная для того чтобы понять что-то новое, важное. В какой-то момент надо остановиться, сесть подумать, навести уборку в мыслях, понять кто ты, кому надо то, что ты делаешь, чего ты действительно хочешь, чего ты действительно любишь. Понять, что люди вокруг разные. Понять, что действительно ценно, имеет смысл. Иногда мы ищем испытаний, иногда они нас находят. Бывает- приходит беда. Семейная жизнь – испытание. Развод – испытание. Надо научиться считаться с другими. Для вас Шива, например, вот чтение моих постов – испытание. Люди которые прошли через испытания – они лучше понимают друг друга. Их отличает толерантность, их мало среди выскочек. Они менее суетливы, больше расположены слушать, понимать. Не столь категоричны в суждениях. Я предпочитаю иметь дело именно с такими людьми, хотя не буду гневить судьбу – сейчас я почти счастлив.

      Как никогда толком не понимали и не поймёте ничего из настоящего Высокого Искусства – ни Чехова, ни Достоевского, ни Рахманинова.

      Вы так считаете? Может быть вы правы. Возражать не буду. Парите дорогой товарищ Шива.

      Подустал я, Шива, излагать эти, в общем тривиальные, сентеции. Мне бы гораздо веселее было бы слепить что-либо вроде моего письма Тане (grump- Saturday, September 01, 2001 at 08:44:32 (CDT)) тем более, что материала вы мне предоставили достаточно. Но, мне показалось, что вы как-то чересчур серьезно меня воспринимаете. И еще, мне показалось , что я вас не узнаю – изменились.
Первая ступень отошла, полет нормальный.

      Желаю творческих успехов. Дерзайте.

      Прошу прощения за длинный текст. Кажется, я более ничего вам не должен.

      А Гусь-бука, все-таки, была неплохая.

Комментарии

Добавить изображение