МОЙ ЮРИЙ ШЕВЧУК

23-09-2001

Dan Dorfman Я взялся писать о Шевчуке из-за бесконечной дискуссии о вторичности русского рока.

В своё время об этом писали мои оппоненты в ГБ Лебедя. Сегодня эпицентр дискуссии переместился в гостевые книги Тенет. Я - человек литературноцентричный.
Поэтому, для меня безусловно, то, что русский Рок выше по уровню Рока Западного.
Потому что лучшие русские рок-авторы сами прекрасные поэты, да ещё стоят на плечах гигантов.

Вот почему в восьмидесятых для меня потускнели западные исполнители. Когда в рок на русском языке пришли БГ, Шевчук, Цой, Фёдоров, Егор Летов, Янка Дягилева, чуть позже, ''Агата Кристи'' и ''Крематорий'', мне стал не интересен Западный Рок.
Тексты даже лучших из англо-американских исполнителей примитивны по сравнению с текстами русских авторов.
Посмотрите, скажем, на Пинк Флойд:
На фоне гениального видеоряда ''Стены''- падающих в жерло гигантской мясорубки детей без лиц, ( Режиссёр - Аллан Паркер), идут такие слова:

      We don’t need no education
We don’t need no thought control...

      (Нам не нужно образование,
Нам не нужно промывание мозгов)

      И как рефрен:

      Teachers, leave the kids alone... (Учителя, отстаньте от детишек)

      Какая глубокая мысль, не правда ли?

Нет,такой уровень поэзии не для меня.
Вот почему я решил написать о моём впечатлении от Шевчука.
Почему пишу о Шевчуке? Потому что он, по-моему, самый крупный рок-поэт нашего времени. Я думаю, что это относится не только к России.
Он и его единомышленники литературно лидируют в мировом Роке.
Не буду рассказывать о Шевчуке общеизвестнм.
Сразу же начну с главного.
Шевчук - гениальный поэт.
Вот такое простое у меня мнение. Он один по поэтической составляющей своих песен превосходит весь Западный Рок. Впрочем, давайте прекратим лягать Запад и вернёмся на российскую почву.
Юрий Шевчук Если сравнить с остальными, то Шевчук наиболее литературоцентричен. Он не голый человек на голой земле. Создав свой собственный стиль, узнаваемый по двум-трём строкам, он, тем не менее, продолжает традиции именно русской литературы, Я написал ''литературы'', а не поэзии, потому что оценивать Шевчука только в рамках поэзии - мало. То есть, он продолжает традиции русской литературы в целом, а не только поэтические её традиции. Наиболее это видно по альбому ''Чёрный пёс Петербург''.
Кстати, основное обвинение критиков русского Рока - его вторичность по отношению к Западу.
Интересно, каким это концом ''Чёрный пес Петербург'' вторичен?
Альбом этот, конечно, вышел не из англо-американских дисков. Он вышел из Достоевского.
Прослеживается и связь с отдельными книгами. Скажем, ''Террорист Иван Помидоров'' в чём-то римейк ''Бесов'' Фёдора Михалыча. Но Достоевский среди истоков этого альбома не одинок. Тема Петра в этом альбоме восходит к ещё более раннему и более великому имени, имени автора ''Медного Всадника.''
Три года назад я написал статью-исследование о ''Чапаеве и Пустоте''. Опубликовал её в ''Лебеде'' и в НРСлове. Называлась она “Виктор Пелевин как зеркало русской классики''. Там я показал замеченные мною литературные реминисценции у Пелевина. От Козьмы Пруткова до Булгакова. Правда, не все, только часть, чтобы не растягивать мой текст, надо было много цитировать.
Почему бы молодым филологам не заняться подобным исследованием по песням Шевчука? Чем не тема для диплома?
А сейчас бы я хотел вернуться из литературного пространства в иное литературное и реальное время:

      Начало восьмидесятых. Я живу в Нижневартовске. На вершине русского Рока: ''Машина Времени'' и ''Воскресенье''. Они - боги. Причём Андрей Макаревич даже чуть уступает воскресенц
ам: Константину Никольскому и Алексею Романову по божественности.

Я - вместе с народом. И сейчас - не стыжусь ничуть этого. Вполне достойными людьми были мои тогдашние кумиры. Просто не в той лиге, как выяснилось, играли и пели.
Я думал - в высшей, так как не знал тогда о Шевчуке.
И вдруг, я слышу у друга новую кассету. Хриплый, но совсем не похожий на Высоцкого голос. С диапазоном не таким как у Градского, но вполне приличным. С совершенно необычными обертонами.
Эмоционально не только на сознание действует, но и на подкорку тоже. Абсолютно оглушающее впечатление. Очень красивая музыка. И, наконец, слова. Мало похожие, на всё, что слышал раньше:

      Выходи во двор и по лужам бегай
Хоть до самого утра.

Посмотри как носится
Смешная и святая детвора...

      Песня эта, ''Майский дождь'', была написана ещё когда был жив Брежнев.

Весной 1981 года. Наверное, это одна из самых первых песен ДДТ, если не самая первая.
Услышал я её в году 83-м. Услышал, а Шевчук пропал. Не вообще, а для нашей дикой окраины. Стал постоянно искать записи ДДТ. Увы, они доходили до Вартовска скудно и редко. Да и сами музыканты записывались тогда скудно и редко.
Наконец, нашел. ''Майский дождь'' - песня лирическая.
У Шевчука вообще больше лирики, чем у любого другого рок-автора. Но в этой лирической песне было нечто.
Было ощущение, что что-то должно произойти.
Я сейчас напишу банальность, но истину, даже банальную, стоит напомнить:
Великие поэты чувствуют будущее лучше историков и политологов. Наверное потому, что поэтическое воображение, если оно есть, работает точнее чем измышления профессиональных предсказателей.

Вот и у Шевчука живёт в его первых песнях ощущение грядущих перемен. Когда Виктор Цой пел ''Перемен, мы ждём перемен...'', перемен не замечали уже только слепоглухонемые. То есть, Цой немного припоздал со своим пафосом. Зато Шевчук действительно опередил время - в песнях написанных совсем в глухую пору.
И главной песней этого первого периода ДДТ была ''Я получил эту роль''.
Она была написана в 1984 году. Ещё до Горбачёва. Я её услышал очень скоро. И до сих пор счастлив, что услышал её не на кассете, а живьём. ДДТ год спустя, в 1985-ом приезжает в Мегион, который в сорока с кусочком километрах от Вартовска.
Я помню, как это было. Конец октября. Еще как бы осень, а морозы установились основательно, - 25.
Октябрский и январский мороз по разному воспринимаются. Ведь пару недель назад ещё ходили по болотам и собирали на зиму клюкву. И вот на тебе.
Потом, когда придет январь, - 25 в январе, это у нас почти оттепель.
В такую тёплую погоду, по выходным, весь Вартовск выходил гулять. Низкое, но ослепительное солнце зажигало сугробы на Проспекте Победы, они искрились по бокам почти очищенных тротуаров. И толпа шла к набережной, к Оби, мимо горкома КПСС и ДК, радуясь хоть и позднему, но мягкому и солнечному зимнему утру.
По выходным в январские морозы мы сидели дома, на дворе - 50. Это уже нечто. В будние дни надо было идти на работу и в - 50. Ожидаешь автобуса, всё время танцуя, а рядом - танцует несчастная собака.
Если постоит неподвижно секунд 15, то лапы примерзают к земле и она их с трудом отрывает. Без танцев ей нельзя. Впрочем, вернёмся в тот октябрь.

      Итак, минус 25 в октябре, когда ещё толком и снег не лежит везде, и вспоминаются поездки на юг.И купание в море.

Афиш нигде не было. Но мы знали, что ехать надо, хоть... в Мегион ехать в холодном автобусе почти час - не подарок.
Но, вместе, конечно, не так страшно. Итак, насквозь промёрзший, трясущий ржавыми оранжевыми боками лиазовский автобус ползёт в Мегион. Внутри Лиаза почти нет сидений, но они и не нужны, потому что в холоде не очень-то посидишь. Во фляге - болгарская Плиска. Время от времени - отхлёбываю. Хоть весело и без ''Плиски''. Компания
подобралась такая, что не заскучаешь. Люди из нижневартовского турклуба. Мы почти в полном составе едем на ДДТ. Даже плохо ладящие друг с другом водники и горники.

      Наши лучшие гитары были девичьими, как это ни странно. Ира Антонова и Оля Кириченко. Они пели и играли замечательно. И в дорогу, несмотря на застывающие на морозе пальцы, всё же взяли одну гитару на двоих. Когда у одной пальцы синели, другая брала у неё струмент и продолжала бить по струнам.

Орём две наших любимых, одну местную, фирменную песню турклуба:

      Купил мне муж большой-большой рояль,
И укатил на Север роковой.

      А вторую, тогда общеизвестную:

      Мой фрегат давно уже на рейде,
Борется с прибрежною волною.

Эй налейте, сволочи, налейте!
А не то поссоритесь со мною.

 

      Когда вторые строки и особенно ''налейте'' повторяется хором, мы даём такое ''форте'', что водила за загородкой начинает нервно оглядываться и тормозить прямо посреди тайги.

Мы ему кричим:
- Ехай, ехай!
Не хватало ещё заглохнуть в мороз.
Ну и после каждого ''налейте'', соответственно, если не наливаем, то из горла отхлебываем.
Ну, в общем, доехали хорошо.
И вот на этом концерте, кроме тех песен которые я знал, наконец, услышал ''Я получил эту роль''.
Нет, вы не можете себе представить, как в глухом 85-ом году мы эту песню восприняли.
Я и сейчас не могу её спокойно слушать. А тогда...

      Hас сомненья грызут,
Я сомнениям этим не pад.

И тоскливая тяжесть в груди
Разбивает любовь,
А пока мы сидим и страдаем,
Скулим у захлопнутых врат,
Hас колотит судьба чем попало,
Да в глаз или в бровь.

      Вот хитрейшие просто
Давно положили на всё,
Hалепив быстро мягкий мирок
Hа привычных их телу костях.

Лишь смеются над нами,
Погрязшими в глупых страстях,
Им давно наплевать на любое
Твоё и моё.

      Я получил эту роль,
Мне выпал счастливый билет.

Я получил эту роль,
Мне выпал счастливый билет.

      Вопрошаем отцов -
Hо не легче от стройных речей,
Hе собрать и частичный ответ
Из подержанных фраз.

Их тяжёлая юность
Прошла вдалеке от вещей,
Тех, которые так переполнили
Доверху нас.

      И когда нам так хочется
Громко и долго кричать,
Вся огромная наша родня
Умоляет молчать,
И, частенько не веря уже
В одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды
Примерных отцов.

      В суете наступает
Совсем одинокая ночь,
Лезут мысли о Третьем Конце,
И уже не до сна,
Hо на следующий вечер
Приводим мы ту, что не прочь
И тихонько, сползая с постели
Отступает война.

      Эфемерное счастье
Заполнило мёдом эфир.

Славим радость большого труда,
Hепонятного смыслом своим,
Славим радость побед,
По малейшему поводу - пир,
&
nbsp;  И уж лучше не думать,
Что завтра настанет за ним.

      Безразличные грёзы,
Прощаясь, одна за другой,
Улетают навечно, покинув
Ещё одного.

Он лежит и гниёт,
Что-то жёлтое льёт изо рта...
Это просто неизрасходованная слюна.

      Сладость тело питала,
Hо скоро закончился срок.

Он подъехал незримо к черте,
Где всё рвётся за миг,
И в застывших глазах,
Обращённых к началам дорог,,
Затвердел и остался навек
Hеродившийся крик.

      Я получил эту роль,
Мне выпал счастливый билет.

Я получил эту роль,
Мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль,

      Потом было много совершенно замечательных и гораздо более известных песен ДДТ. Но... для меня их главной песней, почему-то осталась та, из Мегионского рок-концерта.

Официальный сайт ДДТ

Комментарии

Добавить изображение