«НОВЫЕ КИТАЙЦЫ» СТРОЯТ СОЦИАЛИЗМ Экономическое «чудо» глазами очевидца

14-10-2001

      Продолжающий существовать в головах миллионов россиян устойчивый стереотип о Китае, как о стране, населенной более чем миллиардом бедных и малообразованных азиатов, со слабой и отсталой экономикой, безнадежно устарел. Конечно, все уже наслышаны об успехах китайских реформ, начатых более 20 лет назад Дэн Сяопином. Но сегодня уже можно говорить больше, чем об успехах. Есть все основания вести речь о китайском экономическом «чуде». О том, что в крупнейшей стране мира происходят исключительно динамичные изменения, влияющие на весь мир. О возникновении еще одного экономического и политического гиганта

      Один пример из совсем свежих. Получив право на проведение Олимпиады-2008, официальный Пекин планирует потратить на подготовку к ней 107 млрд. долл. (!). Город, в котором сейчас 423 отеля международного класса, планирует удвоить их число к дню начала Игр. Еще пять-семь лет назад можно было говорить о том, что рывок к процветанию делают лишь несколько юго-восточных приморских провинций Китая во главе со свободными экономическими зонами Шанхая и Шэнчженя. Сегодня бурно развиваются также центральные и западные области страны. Как и на северо-востоке. На днях было открыто железнодорожное движение на электрической тяге между Харбином и Шеньяном (564 километра), соединившее столицы двух северо-восточных провинций — Хэйлуньцзян и Ляонин. К ноябрю этот проект будет доведен до Даляня (бывший когда-то российским портом Дальний) и составит 950 км. Стоимость проекта около 2 млрд. долл., в том числе 300 млн. прямых немецких инвестиций, обеспечивающих дороге самое современное технологическое оборудование. Магистраль должна оживить торговлю в этом регионе, в том числе между Китаем, Южной Кореей, Японией и Россией. Этот частный пример — часть тех усилий, которые азиатский гигант приложил к тому, чтобы создать за два десятилетия реформ самую современную инфраструктуру. Превосходные аэропорты и дороги, связь, самый современный парк самолетов — первое, что бросается в глаза в современном Китае. Современный Китай
Среднеразвитая по меркам современного Китая северо-восточная провинция Ляонин экспортировала за первые семь месяцев этого года товаров на сумму более 6 млрд. долл. и надеется до конца года иметь не менее 12. При этом вице-губернатор провинции сокрушается, что доля продукции high-tech составляет в общем объеме экспорта только 17%. В целом же за 2000 год Китай экспортировал товаров и услуг на сумму более 240 млрд. долл. и импортировал несколько меньше. Годовой рост экспорта и импорта составил более 30%.
Это заставляет нас отказаться и от другого расхожего стереотипа о Китае, как о стране, производящей в огромных количествах разнообразную халтуру, то есть некачественные товары и продукты. Происхождение этого стереотипа понятно — в 90-е годы Россию заполнили дешевые и дрянные китайские изделия. Но нельзя игнорировать тот факт, что крупнейшие мировые производители текстиля, одежды, бытовой техники и т.д. значительную часть продукции, в том числе и для самых взыскательных рынков Северной Америки и Европы, производят сегодня именно в Китае.
На днях китайский премьер Чжу Чжунцзы обнародовал программу ответа Китая на начавшуюся в мире экономическую рецессию. Суть плана проста. Главный упор будет сделан как раз на резкое повышение качества продукции китайских предприятий, а стало быть, на общий рост конкурентоспособности китайской экономики. Кроме того, Чжу и его кабинет планируют безжалостную реструктуризацию погрязших в долгах крупных госпредприятий, поощрение внутреннего спроса — главного фактора бурного экономического роста Китая за все годы реформ, а также надеются на укрепление позиций страны на мировых рынках в результате близкого уже вступления в ВТО.
За годы реформ Китай накопил общий объем прямых иностранных инвестиций более 350 млрд. долл. (одни американские компании вложили в китайскую экономику более 25 млрд. долл.). Только за первые четыре месяца 2001 года объем прямых иностранных инвестиций составил более 11 млрд. По их привлекаемому объему Китай сегодня — третья страна в мире (уступая пока только США и Великобритании). Средние темпы роста в ближайшие пять лет составят не менее 7% в год. Доходы населения за 20 лет выросли в четыре раза и продолжают быстро увеличиваться. Самые стремительные темпы роста наблюдаются в высокотехнологическом секторе экономики. Не приходится сомневаться, что Китай уже через несколько десятилетий войдет в число главных экон омик мира.
На фоне бурных экономических процессов политическая система Китая кажется по-восточному медлительной, как бы застывшей в формах, сложившихся еще в 1949 году. Компартия и ее руководство крепко держат все нити управления в своих руках, ясно отделив экономическую инициативу граждан от политической. Заниматься бизнесом — пожалуйста. А политика — дело партии. Нынешний лидер страны Цзян Цзэминь в своей недавней речи, посвященной 80-летию КПК, так и сказал:«Подводя итоги боевого пути и обобщая основной опыт за истекшие 80 лет, окидывая взором колоссально трудные задачи и светлые перспективы в новом столетии, наша партия будет продолжать идти в авангарде эпохи и вести за собой народ к новым победам». Вот так. Иного не дано. Однако и здесь происходят важные подспудные процессы, во многом определяющие будущее Китая. Меняется социальная структура китайского общества. В нем все большую роль начинают играть интеллигенция, университетская молодежь, предприниматели, работники десятков тысяч западных фирм, работающих в стране, журналисты. Бурно развиваются мобильная связь и интернет. Воссоединение с совершенно западным по быту и привычкам Гонконгом также добавило новых красок в жизнь Китая.

      Все это, а также логика рыночных реформ, требующих все большего раскрепощения общества, вынуждают правящую партию идти на дальнейшие перемены. В той же юбилейной речи Цзян Цзэминь выдвинул новую теорию так называемого «тройного представительства», одной из главных идей которой является окончательное признание многосекторной, смешанной экономики, а стало быть, и связанных с ней новых социальных реалий. Председатель КНР перечислил новые классы и группы населения, возникшие в процессе реформ: «предприниматели и техперсонал негосударственных научно-технических предприятий, управляющие и техперсонал, работающие по контракту на предприятиях с участием инокапитала, индивидуальные хозяева и частные предприниматели, лица, занятые в посреднических организациях, лица свободных профессий...» Все эти слои и группы «своим честным трудом... своей законной хозяйственной деятельностью внесли вклад в развитие производительных сил и других аспектов деятельности социалистического общества». А стало быть, они также являются «строителями социализма с китайской спецификой». Больше того, КПК впервые официально признала за представителями новых социальных групп право вступать в правящую партию.
Легализованы также частная собственность и личное имущество. Сегодня практически в каждом крупном китайском городе можно увидеть кварталы новых жилых домов «для богатых». Класс «новых китайцев» стремительно растет. Что предвещает и рост его политического влияния.
Важнейшим процессом ближайших двух-трех лет станет смена поколений в высшем китайском руководстве. В 2002 году должен состояться очередной съезд КПК, на котором лидер третьего поколения китайских руководителей Цзян Цзэминь (предшествующие два олицетворяют Мао и Дэн) должен будет передать бразды правления представителю следующего, четвертого, поколения. Возможно, им станет самый молодой из членов Постоянного комитета Политбюро КПК и вице-председатель КНР Ху Тинтао. Процесс смены власти будет иметь стратегическое значения как для Китая, так и всего мира, в том числе и России. Мы, как никто другой, заинтересованы в продолжении линии нынешнего Китая на дружбу, добрососедство и сотрудничество. Заслугой Бориса Ельцина и Цзян Цзэминя является постановка этих отношений на прочную основу, юридически закрепленную окончательным решением вопроса о границах и недавним подписанием в Москве большого договора о дружбе.
Древнейшее из непрерывно существующих в течение тысячелетий государство с четырехтысячелетней письменностью и уникальной культурой заслуживает сегодня самого серьезного внимания. Возможно, ключ к его пониманию может дать история одного ученика Конфуция, который двадцать пять веков назад сказал своему наставнику: «Не то чтоб мне не нравился ваш путь, но сил моих недостает». Учитель ответил ему: «В ком сил недостает, на полпути бросают. А ты еще не начинал идти!»

Комментарии

Добавить изображение