ПОГИБЕЛЬ НАБОКОВА Реплика к одноимённой статье Давида Черневского

18-11-2001

 А ведь и в самом деле погибель ...

      Речь идёт о пресловутых энтомологических увлечениях лауреата Нобелевской премии по литературе (автор здесь разделяет распространенное заблуждение о том, что Набоков был нобелевским лауреатом - ред.). Поскольку я довольно давно знаком с технологией изготовления бабочек в коробушках, то уже первые дошедшие до меня сведения о том, что явилось предметом собирательства, зародили во мне определённые сомнения о личности самого коллекционера.

      В действительности бабочек даже и не ловят промышленным способом в субтропической сельве, а попросту выращивают из личинок в "ванной" городской квартиры. Причём и сам предприниматель-бабочник , как правило, не знает когда и откуда была привезена первая прародительская личинка. Скорее всего вынесена рабочим из какого-нибудь европейского или азиатского инкубатора. Какая уж тут экзотика и дыхание дикой природы!

      Существуют два вида фреймов, одно и двусторонние т.е. с одним или двумя прозрачными окошками. Соответственно, и различаются цены. В советские времена редко можно было встретить такую красоту в московской квартире. Фрейм с бабочкой считался определённым изыском, связанным, как и всякий российский изыск, прежде всего с трудностью его доставания. А последняя, видимо, в ту пору определялась природоохранным законодательством. Хотя, как я говорил, уже довольно давно этот вид народного промысла не сопряжён с ущербом дикой природе. Но не в этом дело.butterfly

      Образ бабочки - яркого, нежного, воздушного, субтильного создания - ещё с незапамятных времён превратился в штамп и атрибут пошлости. И конечно всякая барышня, повесившая фрейм или картинку у себя в будуаре или просто восхищающаяся этим, проводила параллель с самой собой. В 60-70 годы изображениями бабочек охотно заполняли свои полотна малограмотные художники-бульдозеристы. Почему-то бабочка считалась символом не только духовности, мудрости, красоты, жизненной силы кундалини и бог знает чего там ещё ("и бабочка, в солнечном свете играя, садится на лысое темя Сократа"), но и своего рода выражением оппозиции к власти.

      С приходом свободы и демократии, мощный поток бабочек в коробушках хлынул на российский рынок. (Вспомним мавродиевское "из тени в свет перелетая".) Продавали их, разумеется, в одном ряду с живописью и другими действительно художественными изделиями. И сами продавцы бывали как правило, не простые, а непременно какой-нибудь понимающий о себе ИТР. И так продолжалось довольно долго - до тех пор, пока "бабочка", наконец, не нашла своё законное место в галантерейном отделе районного универмага.

      Литературный образ бабочки превратился в автопародию ещё во времена Гоголя. "Ах, где мои 17 лет, когда я (с сачком) гонялся по зелёным лугам за весенней бабочкой!?" - восклицал Фома Фомич (цитировано по памяти), рисуясь и позируя перед обитателями усадьбы Степанчиково. Этот карикатурный персонаж не помешал, однако, великому пролетарскому писателю совершенно всерьёз повторить фомафомичёвский набор в образе Луки из мыльной оперы "На дне". Не помешал он и презиравшему автора эпохальной пьесы вдумчивому литературоведу Набокову в его увлечениях коллекционированием популярных символов мудрости и духовности.

      Конечно, как говорится, вкус - это дело вкуса. Но меня в данном случае больше смущает другое. Ну никак невозможно было художнику, родившемуся в 1899 году и с юных лет увлекавшемуся соответствующим разделом энтомологии, не подозревать и не прозревать аж до 1961 года, что бабочки уже давно превратились в объект ремесленничества и коммерции. Не говорит ли этот факт лишний раз о том, что и другие "увлечения" Набокова столь же умышленно-неврастенически отстранены от жизненных реалий?

Комментарии

Добавить изображение