НА ГРАНИЦЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

09-12-2001

(Окончание) Начало

Автор - научный сотрудник Отдела социальных и политологических исследований
Института экономики Карельского научного центра Российской Академии Наук.

      Продолжающееся нарастающими темпами усложнение технологий, производственных процессов, разделения труда между странами, ведет к тому, что уже целые страны начинают специализироваться на каких-то отдельных отраслях производства, науки, культуры.

      О чем это говорит для России и Европы? Ресурсы Европы, как носителя усложняющейся цивилизации, практически исчерпаны. Россия находится в еще более плохом положении. Если, будучи центром социалистического блока с населением более 300 млн. человек, Россия могла рассчитывать на развитие собственной цивилизации, то теперь об этом не приходится говорить. Конечно, в России есть люди, мечтающие присоединить к себе человеческие массы таких стран, как Ирак, Иран или даже Индия, но вряд ли это можно назвать реалистичным взглядом на вещи. Для этого нет ни времени, ни сил.

      Второй путь - это вхождение России в западную цивилизацию (или, что тоже самое, - вхождение западной цивилизации в Россию). Тысячу лет Россия уклонялась от окончательного выбора, и продолжала бы уклоняться и впредь, если бы не этот новый в мировой истории фактор - а именно тот, что цивилизации доросли до глобальных размеров.

      То, что Россия очень отличается от других европейских стран в культурном отношении, не является непреодолимым препятствием. Испанцы тоже не очень похожи на финнов, но это не мешает и тем, и другим входить в сообщество стран Запада.

      Что можно сказать об основных принципах, на которых возможно такое вхождение?

      Разумеется, это уже проверенные в Европейском Союзе принципы сохранения государственного суверенитета России при одновременном согласовании и приведении в соответствие с общими европейскими нормами законов, процедур, стандартов и прочих институтов, определяющих жизнь общества. И все это при соблюдении национальных интересов России. Ясно, что это процесс, который может продлиться десятилетия. Сам Евросоюз складывается уже почти полстолетия, и это притом, что начальные условия европейских стран, при всем своем разнообразии, были все же значительно ближе друг к другу, чем российские.

      Но для того, чтобы пройти путь, его надо начать. И для этого Россия должна принять принципиальное решение о том, что она берет курс на реальное сближение с Европой. Такое решение не может быть принято ни президентом, ни Думой. Оно может быть принято только всем российским обществом в целом, и только в этом случае может послужить достаточным основанием для дальнейших действий. И это решение фактически уже принято - хотя бы тем, что президентом России выбрали В. Путина, а не Г. Зюганова.

      С другой стороны, Европа тоже не готова к поспешным решениям. Советский Союз, осью которого была Россия, слишком долго пугал весь континент. Да и современная российская действительность не слишком привлекательна. Но процессы в России происходят очень быстро, не зря говорят, что русские долго запрягают, но быстро ездят. Особенно это заметно в таких районах, как Сортавала. Десятки тысяч людей ежегодно совершают поездки как из России в Финляндию, так и в обратном направлении. Таинственный и опасный для советского человека, напуганного рассказами о шпионах, иностранец приобретает конкретное живое лицо, вовсе не озадаченное погублением России. Так же и русский, представлявшийся европейцу громилой с автоматом Калашникова в одной руке и бутылкой водки в другой, гораздо чаще оказывается скромным образованным человеком. Тысячи деловых связей заставляют людей по обе стороны границы искать общие решения конкретных задач, создавая сеть взаимодействий, служащую основой системы, объединяющей цивилизации.

 

Анализ соотношения цивилизаций

 

      Конечно, детальный анализ цивилизаций сегодня еще невозможен. Наука не имеет для этого достаточно развитых инструментов. Не говоря о полной нереальности создать модель цивилизации и прогнозировать ее развитие. Тем не менее, некоторую ясность внести в ситуацию можно, проанализировав состав тех "компонент", которые включает цивилизация и их соотношение, сложившееся в разных странах. Многое понять можно, проследив движение и историческое развитие цивилизаций.

      В статье "Народы между цивилизациями" [2] В. Цымбурский приводит следующие определяющие элементы западной цивилизации:

- этническая основа "Все европейские империи строились либо на романской, либо на германской этнической основе". Это не означает, что страны, имеющие иные этнические корни, (Финляндию, например) Цымбурский исключает из западной цивилизации, но главным для его концепции являются "ядровые платформы цивилизаций" и важен именно их основной этнос.

- сакральная вертикаль - западнохристианская традиция "во всей ее полноте, включая ее светские производные, например либерализм Просвещения".

- латинское письмо.

      "Итак, к востоку от опорного ареала "коренной" Европы, где "романо-германизм", западное христианство, латинское письмо и средневековое архитектурное наследие готики выступают вместе, от Одера до Прикарпатья простирается пространство, на котором отдельные признаки из этого комплекса отщепляются друг от друга и порознь сходят на нет. : За пределами хорошо распознаваемого ядра Запада начинается интервал между "почти несомненной Европой" и "практически очевидной не-Европой"." [2]

      С этой точки зрения, Россия никогда не сможет войти в западный мир; даже отказавшись (что практически невозможно) от православия и кириллицы. Если пребывание где-то на границах западного мира стран с отличной от "ядровой платформы" этничностью (та же Финляндия) и "сакральной вертикалью" (Израиль), допустимо, то присоединение столь большой людской общности, как Россия, разрушит всю конструкцию.

      Но с этой теорией можно поспорить. Если смотреть на историю цивилизаций, как на движение идейных гештальтов в социальной материи, то и этничность, и тем более алфавит, представляются второстепенными факторами. И история дает очень убедительное подтверждение этой точке зрения. Источниками западной цивилизации являются идейные комплексы, происходящие из древней Греции, (Палестины) и Рима. "Западную культуру в древнем мире выработали греческие республики и Рим" [ 10] Несколько позже, на закате древней Римской Империи, эта культура, включающая искусство, философию, архитектуру, принципы политической организации, соединяется с еще одной важнейшей компонентой западной цивилизации - христианством. Отметим, что христианство зародилось в еврейском народе, принадлежащем к другому этносу. Однако в дальнейшем основными носителями западной цивилизации становятся германские племена, образовавшие в 9 веке империю Карла великого. В. Цымбурский, и некоторые другие культурологи употребляют понятие "романо-германизм", "римско-германский". В то же время всем известно, что для римлян германские племена были варварами, не входящими в число культурных народов. Но что происходит, когда германцы завоевывают Рим? Они воспринимают римскую культуру, вождь германцев в конце концов объявляет себя римским императором и принимает христианство.

      Если мы рассмотрим движение комплекса идей, составляющего западную цивилизацию, то обнаружим его распространение из сравнительно небольшой зоны в Центральной Европе почти на весь европейский континент, включая Британию. Не будем забывать и о том, что шведы и финны тоже далеко не сразу вошли в круг западной цивилизации. В своем движении гештальт западной цивилизации захватывал различные народы, независимо от их этничности и исповедуемых религий. Но сам комплекс изменялся в процессе движения. В частности, можно отметить включение в комплекс на очень длительный период монархического принципа, привнесенного германцами. И действительно, очень долго почти все европейские государства были организованы, как монархии.

      Вряд ли можно считать столь принципиальным для включения или не включения в западную цивилизацию принадлежность к той или иной "сакральной вертикали" в рамках христианства. Отличия между католицизмом и протестантством во многих отношениях гораздо больше, чем между католицизмом и православием. Однако это не мешает протестантским странам быть полноправными членами западного сообщества.

      И совсем странной является идея о столь фундаментальном значении графики алфавита. В качестве антитезы приведем Израиль, где даже пишут справа налево. Однако вряд ли кто усомнится в принадлежности Израиля к западной цивилизации. Более того, еврейский народ, даже будучи рассеянным по государствам, принимал самое деятельное участие в создании многих элементов западной цивилизации. И это невзирая на "неядровую" этничность, сакральность и графику алфавита, столь принципиальные по Цымбурскому.

      Итак, цивилизация, в первую очередь - колоссальный иерархический комплекс идей. Правильнее сказать даже - комплекс комплексов, поскольку элементами являются сами по себе сложнейшие идейные строения науки, философии, религии, морали, права, искусства и так далее. Мы видим, что эти идейные блоки цивилизации способны заимствоваться другими народами, овладевать новой социальной материей. Например, естественные науки, созданные западной цивилизацией, заимствуются сейчас народами всего мира.

      Но принятие народом одного или даже нескольких таких блоков, заимствованных у другой цивилизации, еще не означает вхождения народа в эту цивилизацию. Оно происходит только тогда, когда количество заимствованных блоков превосходит некую "критическую массу" и из них складывается целостный образ, гештальт цивилизации.

 

Что такое цивилизация

      Здесь придется обратиться к одному из величайших философов - Гегелю. Он писал: "Неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того, чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее. ... Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют..." [11]

      Дух народа "входит во всемирную историю, события которой являют собой диалектику отдельных народных духов - всемирный суд. : мыслящий дух всемирной истории, поскольку он одновременно сбрасывает с себя и упомянутые ограничения особенных народных духов, и свой собственный мирской характер, постигает свою конкретную всеобщность и возвышается до знания абсолютного духа как вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история только служат к его раскрытию : " [ 12, с. 365 - 371]

      Итак, предположим, что цивилизация - это ступень мирового духа на пути к познанию абсолютной истины. Необходимо перевести имеющие мистический оттенок слова Гегеля на более современный язык. С точки зрения теории систем, мышление в полном смысле слова не осуществляется отдельным человеком.

      Действительно, человек получает от общества все понятия, которыми он оперирует, представления о мире, о процессах в нем. Даже сами слова языка, в которых он формулирует свои мысли, он получает от общества, а не изобретает их сам. Чем более развито общество, тем меньшая часть общей картины мира, имеющейся у общества, доступна отдельному человеку. В своих знаниях о географии он вынужден доверять одним людям, об устройстве Вселенной - другим, о болезнях - третьим. Тем не менее, суммарная модель мира существует в коллективном сознании и вполне способна действовать. Помимо научной модели имеется система практических знаний и навыков, обычаев, даже и предрассудков, исторический смысл которых нам не совсем понятен. В чем, например, состоит полезность для данного народа каких-либо национальных узоров на посуде или особой формы крыш на зданиях?

      Но этот комплекс идей существует и воспроизводится во времени, а следовательно, достаточно эффективен, то есть, некоторым образом соответствует внешнему для народа миру, относительно правильно отражает его.

      То есть, разум в полном смысле слова - это системное свойство достаточно большого сообщества людей (и искусственных средств хранения и обработки информации), связанных языковой коммуникацией в информационную мегамашину. Цивилизация - это своеобразная "операционная система" такой мегамашины, обеспечивающая ее функционирование, самовоспроизводство и развитие.

      В эволюции материи вообще можно выделить ступени, отличающиеся друг от друга по самим способам, которыми материя на этих уровнях эволюционирует. Для биологического уровня характерно наследование, изменчивость и отбор. В эволюции общества присутствуют все эти моменты, но она принципиально отличается тем, что общество способно планировать свою изменчивость. Ни одно живое существо не в состоянии специально, сознательно мутировать так, чтобы его потомство имело, скажем, более теплый мех или когти специальной формы. Общество же способно изменять свое строение на основе предварительного моделирования желательной ситуации. Например, если племя охотников изменяет способ охоты, используя новое разделение на группы во время загона, использует новые орудия, это изменяет само племя, как систему, изменяет его строение и соответствует тому, что животное изменило бы строение своего организма. Однако эти изменения не происходят в результате слепых мутаций, а предварительно обдумываются и обсуждаются людьми. То есть, предварительно создается идеальная модельфункционирования модернизированного племени во внешнем мире. И, хотя способность людей предвидеть весьма ограничена, вероятность удачи этого изменения намного выше, чем чисто случайного.

      Отсюда следует колоссальная важность для выживания и развития той идеальной модели мира, которая имеется у данного сообщества людей. Истинность той или иной модели все время проверяется движением мировой истории, отбирая наиболее эффективные. ("Всемирный суд" Гегеля). Причем в эти модели мира входят не только знания людей о внешнем мире, но и их представления о допустимом устройстве общества. Например, допустимо ли использовать пленных, как рабов, допустимо ли мужчине иметь четырех жен, допустимо ли взимать процент со ссуды, позволено ли иметь в частной собственности заводы и так далее. Все эти идеи определяют то, какие варианты собственных изменений может планировать человек в обществе и это общество в целом; определяет пространство его изменчивости, возможные линии его будущей эволюции, а тем самым и его будущее вообще. Когда человеку нужно построить дом, или начать выпуск автомобилей, или завести семью, он вынужден оперировать теми конструктивными элементами, которые предоставляет ему его цивилизация. Если он живет в социалистическом обществе и хочет создать новое производство, он должен писать письма в министерства, Госплан, в ЦК, если в капиталистическом - разрабатывать бизнес-план и искать инвесторов. Если европеец хочет жениться, он ухаживает за девушкой, знакомится с родителями, если он азиат - то готовит калым или ищет кунаков, чтобы украсть невесту.

      Что бы не собирался создать человек или организация, развивая тем самым общество, они вынуждены пользоваться теми элементами и теми типами взаимодействий между ними, которые им предлагает их цивилизация.

      Очень важной частью модели является та часть, в которой общество осознает себя в мире. Или оно считает своими предками медведей или орлов, или считает людей созданием Бога, или результатом космической эволюции. Именно представление общества о себе, о том, каким оно должно быть в идеальной норме, играет принципиальную роль в эволюции общества, предоставляя те рамки, в которых происходит конструирование своего будущего состояния.

      На начальных этапах развития общества недостаточное количество знаний научного типа компенсируется мифом. Хотя миф и не является точной научной моделью мира, он функционален. Миф регулирует поведение людей в обществе таким образом, что общество в целом выигрывает. Поэтому можно сказать, что в некотором высшем смысле миф, его глубинные структуры конгруэнтны структурам объективного мира, что миф все же представляет собой некое косвенное знание о Вселенной.

      Вся эта совокупность идей общества о мире и о себе, воплощенная в строение общества, является цивилизацией. Поэтому могут существовать как очень малые цивилизации, такие, как цивилизация изолированного племени, так и очень большие, такие как Западная. Цивилизация начинает существовать вместе с разумом, как специфическим для общества способом эволюции, осуществляемой через идеальное конструирование своего будущего.

      Итак, цивилизация - это целостный комплекс представлений общества о мире и о своем прошлом и будущем в этом мире, это сознающий себя и конструирующий свое будущее дух народа или общности народов.

      Значительная часть истории проходила в постоянных войнах племен, народов и государств. При этом историческому отбору подвергались как цивилизации целиком, так и составляющие их блоки. Именно войны заставляли народы заимствовать организацию войск, технологии изготовления оружия, системы государственного управления. Здесь совершался "всемирный суд" Гегеля, отбирая все более и более высокий тип духа общества. Ограниченная способность человека к предвидению, или, говоря современным языком, ограниченная вычислительная мощность социальной мегамашины, приводит к тому, что невозможно безошибочно сконструировать лучшее будущее идеально; окончательная проверка происходит в конкуренции практически реализованных конструкций.

      Но в последние столетия именно в Европе возник принципиально новый способ эволюции. Конкуренция идейных систем и блоков была внесена внутрь общества, причем именно не как идейная, а как практическая конкуренция политических партий и экономических организаций, как социальных подсистем. Эволюционный смысл плюрализма состоит именно в этом.

      Эта мутация была связана с коренной перестройкой базовых принципов западного общества, а именно, с отказом от привнесенного германскими племенами монархизма. Более того, дальнейшее развитие принципов плюрализма привело к созданию огромной социальной среды, включающей все западные страны, внутри которой допустима свободная конкуренция экономических организаций и политических идей. Именно образование единой среды конкуренции, а, следовательно,эволюции экономических организаций и политических идей в 17 - 20 веке окончательно оформило единую западную цивилизацию. Закрепление европейских стран в этой системе происходил в разных формах, как через установление республики, так и конституционной монархии с парламентской формой правления, и занял более двухсот лет.

      Революция 1917 года в России имела классический вид бифуркации, Россия в 1917 году могла пойти и по пути европейских стран. Сравнительно малые возмущения привели к тому, что она пошла по оригинальному пути, который в принципе являлся доведением до абсолюта монархической (централизованного управления) компоненты. Естественным результатом абсолютизации единоправления стало лишение самостоятельности практически всего народного хозяйства. Какое либо самостоятельное конструирование новых форм организаций было запрещено в силу государственной собственности на предприятия. Тем более невозможной стала конкуренция между ними.

      Именно неприятие политического и экономического плюрализма стало точкой расхождения российского и западного комплексов идей. Этничность, сакральность и, тем более, алфавит, играют гораздо менее принципиальную роль в способе эволюции, способе движения из прошлого в будущее этих комплексов.

      Одним из базовых, глубинных принципов русского сознания является принцип лидерства, мессианства. Именно осознание того, что тоталитаризм не дает никаких шансов на лидерство, даже в отдаленной исторической перспективе, был скрытой причиной падения коммунистической системы.

      Плюрализм был выбран (пусть не совсем осознанно) именно, как способ движения в будущее, как метод прогрессивной эволюции. Выбрав плюрализм, Россия сняла основной водораздел между собой и западной цивилизацией.

      Блок мировой науки давно принят Россией. Даже советская система не смогла полностью отключить Россию от западной культуры, хотя и пыталась установить здесь определенные фильтры. Русские школьники десятки лет читают Майн Рида, Марк Твена, Шекли, Саймака и слушают западную музыку. Обратное влияние русской культуры потребует, возможно, десятилетий.

      Но основные процессы происходят не так заметно. Они заключаются в том, что Россия входит в единое эволюционное пространство, предоставляя свою социальную среду для создания и конкуренции международных экономических организаций. То, что было удивительным несколько лет назад, становится нормой. Разработанные в России электронные устройства собираются на Тайване и в Китае. Международные корпорации открывают производства в России. Политические идеи, рожденные во Франции или Германии становятся ориентирами для российских граждан, и государство уже не преследует их за это.

      Эволюция Вселенной продолжается, и даже пространство "от Дублина до Владивостока" может быть только временной площадкой для этой эволюции.

---------------------------------------------------------------------------

      1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) //Pro et Contra. Том 2, № 2. Распад и рождение государств.

      2. Цымбурский В. Народы между цивилизациями// Pro et Contra. Том 2, № 3.

3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

4. Турчин В. Феномен науки.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя",1998. 447 с.

6. Сухарев М.В. Движение порядка в природе. http://suharev.narod.ru

7. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. М.: МП "Китеж", 1996.- 160 с.

8. Сухарев М.В. Эволюция общества, как движение идей. В сб.: Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение Карелии. Петрозаводск, КарНЦ РАН, 2000 г. С. 32-42

9. Сухарев М. В. Взрыв сложности. //Компьютерра. 1998 г., № 43. С. 40-43

10. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика.// Византизм и славянство. Великий спор. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736 с.

11. Гегель. Сочинения. М.-Л., 1935, т. 8, с. 24-25.

12. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М.: Мысль, 1977 г. 471 с

 

Комментарии

Добавить изображение