РАЗНЫЙ ШОСТАКОВИЧ

06-10-2002

Я как-то ненароком, не к месту, а может быть, не ко времени ввалися со своей декларативной статьей о любезном вам Шостаковиче и хочу принести свои извинения за ту негативную реакцию, которую она у вас вызвала. Я хорошо понимаю, что впитавшим в себя с молоком матери музыку Ш-ча моя статья могла показаться дикой и ненужной, но к счастью не все любители музыки и музыканты относятся к Ш-чу как к божеству, и на их понимание я и рассчитывал. Нет, уважаемый Нестор, не бульварное чтиво мною было предложено, а итог многолетних исследований. Я на неделю запоздал с этим ответом, так как не знал что очередной номер повляется уже в пятницу и не отреагировал своевременно на главные обвинения (Victor, Sep. 21). В Америке я с 1979.

1.То, что все коммунисты были садистами, это я испытал на собственной шкуре, так как работая в СССР на Урале (4 года) и в Ленинграде (22 года) на ответственных должностях (не будучи коммунистом), они меня всегда заставляли лгать, но я сопротивлялся и не поддавался, поэтому много раз чувствовал себя как на пытке. (Я никогда не солгал, поэтому никому не удастся уличить меня во лжи). А разве не были садистами комунисты, подготовившие и совершившие Октябрьский переворот, загонявшие крестьян в колхозы, чекисты и все остальные выпуклые?

2. История с "Песней о встречном" описана К. Мейером в книге "Шостакович. Жизнь, Творчество, Время", СПБ, 1998, стр. 171.

Композитор А. Чернявский обвинил Ш-ча в плагиате. Комиссия во главе с М. Штейнбергом нашла сходство с песней, написанной Чернявским. Ш-ч также согласился. Но Чернявский продолжать борьбу отказался. О Романсе к "Оводу" я объяснялся с уважаемым Нестором, и он считает, что юридически это не плагиат. Ну и на том спасибо. А то, что Романс написан в стиле Массне, а не Шостаковича, это ясно каждому, не поленившемуся прослушать остальные 11 номеров, написанных в его собственном стиле.

3. Отсутствию мелодического дара у Ш-ча посвящена моя статья "Без мелодии не может быть музыки". Из-за этого он не смог написать 10 опер, которые собирался и над некоторыми из них начинал работать. А в оперетту "Москва-Черемушки" вставил старую "Песню о встречном" в качестве арии главной героини, будучи не в состоянии написать что-то свеженькое.

4. Из книги-сборника "Шостакович. Между мгновением и вечностью", СПБ 2000, стр. 133: М. Штейнберг (учитель Ш-ча) '…средняя часть (тема войны), на манер "Болеро" Равеля, у последнего гораздо продуманнее в отношении логического развития и постепенного нарастанья'. (Это в Седьмой симфонии).

5. Седьмая симфония была задумана как симфония о Ленине.

Одна из частей должна была называться: Ленин во главе Октябрьского штурма.

См. "Шостакович о времени и о себе", М. 1980, стр. 75. В истории переворота подобного эпизода не было.

6. "Гнусная ложь" о 12-ти сталинских премиях Ш-ча. Он получил 13 сталинских премий:

  1. за Трилогию о Максиме
  2. за "Великого гражданина"
  3. за Ф-п. квинтет
  4. за Седьмую симфонию
  5. за "Зою"(5),
  6. за Ф-п. трио
  7. за "Пирогова"
  8. за "Молодую гвардию"
  9. за "Мичурина"
  10. за "Встречу на Эльбе"
  11. за "Песню о лесах"
  12. за "Падение Берлина"
  13. за 10 хоровых поэм

См. "Testimony"edited by S. Volkov, 1979, p. 277-279.

Может быть, за "гнусную ложь" кто-нибудь и извинится???

7. Приношу свои извинения за поименование советского режима самым гнусным в истории.

При этом остаюсь при своем мнении. Ленин уничтожил Россию и породил гнусный режим, а также Сталина, который породил Гитлера. Не было бы Октябрьского переворота, не было бы и Холокоста.

С другой стороны, уверен, что при существовавшем режиме Отечественную войну никто другой, кроме Сталина, выиграть бы не смог. И за победу в войне я ему благодарен.

8. По поводу дирижерских способностей Г. Караяна и Е. Мравинского с утверждением Victor'а категорически не согласен. Караян был великим дирижером, которому было подвластно всё. Оперы Моцарта, Вагнера, Р. Штрауса, Верди, Пуччини и др. были в его репертуаре, как и симфонии многих композиторов. А Мравинский был дирижером-актером и никаким музыкантом. Провалив в 1938 дирижирование оперой "Мазепа", он операми больше никогда не дирижировал. Никогда не аккомпанировал солистам и никогда не дирижировал чужими оркестрами, а свой дрессировал нещадно. Могу рекомендовать прочесть статью Александры Орловой "Правда и вымыслы о дирижере Мравинском" в НРС от 16 сент. 1983. А насчет трудностей при дирижировании симфониями Ш-ча в книге

>О. Гладковой "Галина Уствольская", СПБ 1999, на стр. 50 приводится компетентное мнение:

'Д.Д. создал обширный репертуар, являющийся настоящим бальзамом на душу дирижеров и окестрантов, не имеющих ни времени, ни желания репетировать ритмические трудности равны почти нулю, интонационные прблемы более, чем скромные…'.

В названной выше книге есть также много интересных высказываний о музыке Ш-ча сделанных либо самой Галиной Уствольской, либо полностью ею разделяемых. Вот некоторые из них:

  • На стр. 31, . 'Д..Д. звал меня на концерты и репетиции. Я отказать, конечно, не могла. … С большим трудом просиживала концерты, так как музыка резала мое ухо, а душа болела. Хотелось уйти, но надо было после концерта жать руки Ш-чу и Мравинскому. Музыка Ш-ча всегда оставляла меня угнетенной. Как такую музыку называли и, кажется, продолжают называть гениальной? Со временем она тускнеет'.
  • На стр. 47, '…Д.Д… нашел некий философский камень, позволяющий ему сочинять в огромном количестве очень посредственную музыку и казаться при этом гением не только другим, но и самому себе'.
  • На стр. 48, '… Ш-ч окружен почти религиозным почитанием в кругу так называемых "настоящих музыкантов"…' и '…Ш-ч, действительно, был музыкальной совестью своего времени, лишенного всякой совести. Каково время, такова и совесть'.
  • На стр. 49, 'Носимая Ш-чем маска распятого страдальца нисколько не помешала ему делать блестящий бизнес по всем правилам советского общества.

Он был несомненно козырной картой партийной идеологии'.

  • На стр. 50, '… музыка Д.Д. содержит в себе… халтуру и транс. Транс отрицать невозможно: иначе осталась бы одна халтура, и не было бы никакого Ш-ча. Он обладал уникальной способностью впадать в транс посредством халтуры…'
  • На стр. 52, '… как полиняла со временем "великая" Пятая симфония Осталась довольно серая и посредственная музыка, поскольку она постепенно лишилась всех общественно-истерических (не исторических) петушиных перьев и предстает теперь перед нами в ощипанном виде'.

 

Комментарии

Добавить изображение