СОКРУШЕНИЕ КУМИРОВ (Блаженство будущего)

20-10-2002

Так называемая философия Циолковского - это смесь самых разных сведений, почерпнутых им из вторичных источников и многоречивых собственных фантазий на эти темы. Мечтатель-отшельник. Фантазер из Калуги. Городской сумасшедший. Гений космической эры. Великий ученый. Первокосмонавт. Радетель всеобщего счастья.

Вот! Последнее наиболее точно. Очень хотел Константин Эдуардович счастья для всех. Чтобы все как один были счастливы. Ради этого, согбенный, писал, писал и писал. Ибо сам он счастлив не был. Почти глухой, со свой самодельной слуховой граммофонной трубой, приставленной к уху, в длиннополом пальто, бредущий по захолустной улочке Калуги, местный безумец.

"Изолирован, обижен, изгой", - так писал Циолковский о своей калужской жизни. "Тяжело работать в одиночку многие годы при неблагоприятных условиях и не видеть ниоткуда просвета и содействия. Жизнь и силы поглощались трудом ради куска хлеба, а на высшие стремления оставалось мало времени и еще меньше энергии. Учительский труд мой оплачивается и оплачивался скудно, но я все-таки его люблю. Жизнь послала мне много горестей, и только душа, кипящая радостным миром идей, помогает мне их перенести".

Жену не любил. Детей - не очень. Да и они его, пожалуй. Совершенно одинокий, сутулый, не признанный. Отдающий последние крохи на издание своих размышлений о всеобщем счастье будущего. Такого далекого, что его сроки вторгались в буддийское мироустройство, в юги, века Брахмы, были уже мифологией (миллионы, миллиарды и триллионы лет!), а не просто мечтой о завтрашнем дне. Невольно проникаешься симпатией к этому долговязому, бородатому прозорливцу грядущих вселенных.

Нет, где-то в глубине души надеялся он на счастье и здесь, в этой юдоли скорби. Поэтому с утроенной, с удесятеренной силой стал издавать и переиздавать за счет доброхотов и свой последний счет космический труды, писать о невероятных прорывах в звездные дали, так созвучных сполохам новой революционной эры. Про дирижабли и стратопланы понятно почему писал. Тут легко просматривалась большевистская надобность в летучих машинах, небесным копьем повергающих проклятого змея-буржуя. Но - не вышло. Как мы помним, даже наоборот, за рассылку планов дирижаблестроения на Южный фронт в 1919 году славные чекисты сами его продержали в подвалах пару недель.

С тем большем упоением принялся Циолковский писать и рассылать новым властителям мира брошюры с планами распространения космического счастья. Тут уж точно ему не пришьют шпионаж. Но на всякий случай, как бы в предвидении борьбы с меньшевиствующим идеализмом, с поповщиной и механицизмом будущий отец космонавтики везде заявлял, что он - материалист. И даже лучше, чем материалист, ибо создал философию монизма. И вот как материалист-монист рисовал перед потрясенными современниками картины миллиардносолнцевых миров с мириадами совершенных гениев далекого будущего, а потом и вовсе запредельного "лучистого человечества".

Последняя брошюра Циолковского с величественным планом переустройства всего сущего на основе всеобщего счастья ("Научная этика") вышла в Калуге в 1930 году. В последнем году, когда можно было (конечно, с разрешения цензуры, которая после 5 июня 1922 года стала называться "Главным управлением по охране военных и государственных тайн в печати", в просторечии - Главлитом) выпускать за свой счет некие печатные произведения.

В этом же году, в конце января, Алексей Лосев опубликовал (тоже за свой счет в доживающем свои дни частном издательстве) свою скандальную книгу "Диалектика мифа". Скандал заключался не в самой книге, а в событии на XYI съезде ВКП(б). О сущем безобразии на философском фронте твердокаменным большевикам доложил сам член Политбюро Лазарь Моисеевич Каганович. И сказал, что вот, мол, есть еще некоторые, которые говорят, что в этой книге просто имеются разные философские оттенки. "За такие оттенки нужно ставить к стенке", - послышался громкий вскрик с места (не помню точно - Карахана или некоего рапповца тоже на "К"). Зал радостно загудел от такого уместного экспромта. Все были счастливы, как будто они прочитали все трактаты Циолковского о будущем великолепии вселенской мысли. Потом-то и Карахана, и того на "К" к стенке поставили без всяких оттенков, а Лосева только посадили да книгу изъяли и истребили. Ну и как не истребить. Там помимо оттенков и всяких умностей были и прямые выпады и шутки.

Например:

"С точки зрения коммунистической мифологии, не только "призрак ходит по Европе, призрак коммунизма" (начало "Коммунистического манифеста"), но при этом "копошатся гады контрреволюции", "воют шакалы империализма", "оскаливает зубы гидра буржуазии", "зияют пастью финансовые акулы" и т.д. Тут же снуют такие фигуры, как "бандиты во фраках", "разбойники с моноклем", "венценосные кровопускатели", "людоеды в митрах", "рясофорные скулодробители". Кроме того, везде тут "темные силы", "мрачная реакция", "черная рать мракобесов"; и в этой тьме - "красная заря" "мирового пожара", "красное знамя" восстаний… Картинка! И после этого говорят, что тут нет никакой мифологии.

... Феодализм и социализм вполне тождественны в том отношении, что оба они не допускают свободного искусства, но подчиняют его потребностям жизни, с тою разницей, что христианство понимает жизнь и "производство" как спасение в Боге, социализм же - как фабрично-заводскую производительность. Поэтому давно пора перестать нам культивировать у себя буржуазную и поповскую культуру искусства. Долой всех артистов, художников и писателей - угнетателей народа!

Наша личность и наше мировоззрение должно дать свой миф, как и всякая религия не могла его не давать в свое время. Развитой пролетарский миф не будет содержать в себе искусства".

Незадолго до этого, в 1928 году, Циолковскийпо своему обычаю рассылать свои творения, отправил Горькому (кроме наркомов) несколько своих брошюр ("Причина космоса" 1925 г., "Воля вселенной. Неизвестные разумные силы" 1928 г.),. "Дорогому писателю и мыслителю М. Горькому от автора. 24. X. 1928 г." Никакого ответа. Но когда вдруг Константин Эдуардович получил в 1932 орден Трудового Красного Знамени, то и Горький заметил основоположника. Пролетарский писатель не послал какого-то чудака к своей "Матери", а вежливо ответил: "С чувством глубочайшего уважения поздравляю Вас, Герой Труда".

Циолковский был счастлив. Не дожидаясь миллионов лет созидания всеобщего счастья.

"Дорогой Алексей Максимович, благодарю Вас за Ваш привет. Пользуюсь Вашим расположением, чтобы сделать полезное для людей. Я пишу ряд очерков, легких для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание вселенной и философия, основанная на этом познании. Вы скажете, что все это известно. Известно, но не проникло в массы. Но не только в них, но в интеллигентные и даже ученые массы..." Но не так все происходило до награждения. После получения брошюр Циолковского, его и Горького знакомый Щербаков пригласил Горького в Калугу. Тот ответил ему:

"Разумеется, я приеду в Калугу, и мы посмеемся за чаем. У вас, кстати, некто Циолковский открыл, наконец, "Причину космоса", так мы и его чай пить пригласим, пусть он покажет эту "причину", если она имеет вид причинный".

По словам местного нынешнего бытописателя калужанина М. Е. Филиппова Циолковский, узнав о желании Горького приехать к нему в гости, разволновался и сказал: "Нет-нет! Я стесняюсь. Такая величина - и вдруг полезет ко мне на чердак..." Горькому сообщили об этих словах Циолковского, и встреча не состоялась.

Скромный, незаметный герой. Но счастья хочется и ему. Циолковский в глубине своей был человек христианский (отец так воспитал). И потому болезненно воспринял самоубийство своих двух сыновей (один "официальный" самоубийца - Игнатий и второй, завуалированный - Иван). Страшный грех. Геенна огненная и вечные мучения в аду. А ведь в будущем все должны быть счастливы. И, согласно учению Федорова, все будут воскрешены. Но ведь атомы в несчастном уже повредились... Потом-то, в процессе писаний на тему о всеобщем вселенском счастье, Константин Эдуардович нашел выход. Он стал доказывать, что уместная смерть - сама по себе счастье. Если не дать успеть пропитаться несчастьем атомам. А причем тут атомы? А при том, что Циолковский, как мы помним, заявил себя материалистом. А какой же материалист без убеждения в том, что в основе всего сущего лежат атомы?

Циолковский, однако не кончал ни академий красной профессуры, ни даже рабфака. Поэтому не мог сдержать в себе мечтательные порывы, пусть и на гранитной базе материалистического атомизма. Поэтому он приписал атомам как бы физическое свойство испытывать тепло-холод и как бы психические свойства больно-не больно, радость-горе, восторг, блаженство - то есть, счастье.

Атомы безначальны, вечны, бессмертны. Они в своих бесконечных скитаниях вселяются, или, точнее, попадают (при слипании, еде, размножении и пр.) то в одно некое образование, то в другое, как неживое, так и живое.

Человек - это сумма атомов. Он тоже испытывает все эти чувства. И атомы его тела вместе с ним. Но так как атом суть основа мира, то этический долг каждого - быть счастливым. И обеспечить, передать это первозданное чувство своим атомам. Атомам должно быть радостно, комфортно и отрадно. Такой атом есть монада, весь смысл мира содержится в нем, как химический состав океана содержится в одной его капле.

И нормальное состояние атома есть его пребывание в духовном блаженстве. Всю эту монадологию Циолковский почерпнул не у Лейбница, как можно было бы подумать, а у своих собратьев, русских умельцев всяких духовностей - А. Козлова и Н. Бугаева и у других немного мистико-оккультных деятелей московской физико-математической школы, существовавшей в 1880-1917 годах. Как раз пока их не прикончила мозолистая рука пролетария. И как всегда у Циолковского, его писания про атомы-монады и вообще про монизм - без всяких намеков на ссылки и упоминания.

Человек по Циолковскому - это совокупность "атомов-духов", и его назначение, космический долг - действовать так, чтобы "им" было хорошо. Именно для этого человек и должен выходить в космос. Такое вот мировосприятие. Идея Циолковского состояла в том, что нужно преобразовать Вселенную, заполнить ее высокоразвитой жизнью, и тогда всем "атомам-духам", а значит, человеку (ну, не нынешнему, а улучшенному) будет хорошо, комфортно. Для этого нужно переделать сначала земную, затем и космическую жизнь.

Впрочем, нужно дать слово самому основоположнику.

Ниже я приведу отрывки из работы "Монизм Вселенной" (1925), чтобы никто не мог упрекнуть в замалчивании текстов отца будущего блаженства.

"Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо. Но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует. Всякий атом материи чувствует сообразно окружающей обстановке. Подпадая в высоко организованные существа, он живет их жизнью и чувствует приятное и неприятное, попадая в мир неорганический, он как бы спит, находится в глубоком обмороке, в небытии. Даже в одном животном, блуждая по телу, он живет то жизнью мозга, то жизнью кости, волоса, ногтя, эпителия и т.д. Значит, он то мыслит, то живет подобно атому, заключенному в камне, воде, в воздухе. То он спит, не сознавая времени, то живет моментом, как низшие существа, то сознает прошедшее и рисует картину будущего.

Я хочу при вести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни. Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий. Ни один позитивист не может быть трезвее меня. Даже Спиноза в сравнении со мной мистик. Если и опьяняет мое вино, то все же оно натурально".

Один раз Циолковский назвал здесь как бы предшественника - Спинозу, и то не как предшественника, а как некого "позитивиста" (Спиноза родился за 300 лет до позитивизма и был в действительности материалист-пантеист), который по сравнению с отточенной логикой самого Циолковского как бы пьян и просто мистик. Других предтеч Циолковский не называет. А вполне мог бы. То же учение Пифагора или сансары буддизма о переселении душ (переход ощущаемых атомов из одного тела в другое).

Размышления Циолковского широкозахватны, глобальны, бесшабашны и чем-то напоминают забубенного сеятеля, мечущего в забытьи семена во все стороны.

Ну вот, к примеру, как мыслит Циолковский сравнительно близкое будущее (имея ввиду, что далекое у него простирается за миллиарды лет и устремляется в бесконечность).

"Счастливое общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротою и с такою же быстротой улучшать человеческий быт. Это повлечет за собой усиленное размножение. Население возрастет в 1000 раз, отчего человек сделается истинными хозяином Земли".

Редко отец космонавтики оперирует цифрами. Но как только что-нибудь назовет, так сплошной конфуз. Впрочем, для великого мечтателя сойдет. Мечта больше любого наперед заданного числа. Прикинул бы, что это значит - в 1000 раз. В те времена на земле обитало 2 миллиарда. Получается, 2 триллиона человек. Цифра ни с чем не сообразная и дикая. Должен же он был хоть что-то слышать о Мальтусе? А тут не о продуктах пропитания шла речь, а о самых простых санитарных нормах. Это же что-то вроде Бутырки, в камере которой вместо 20 человек сидит 1000. Еще одно место:

"Абсолютное время - это то, которое наблюдается ровно живущим, не умирающим и не спящим существом. Существо это, конечно, воображаемое. Абсолютное время определяется часами, вращением небесных тел и другими естественными или искусственными хронометрами. Субъективное время - нечто совсем иное. Это кажущееся время, испытываемое организмами. У одного и того же существа оно протекает с разною скоростью. Оно идет то быстро, то медленно - в зависимости от окружающих впечатлений, душевного состояния или состава мыслей.

... Мы не будем говорить о субъективном времени разных животных. У высших его течение, вероятно, подобно его течению у человека, а у низших его трудно представить. Возможно, что жизнь их - подобие человеческого сна. Понятие о времени у них слабо. Нет ни прошедшего, ни будущего, а есть только текущий момент...

Не только годы, но и миллиарды миллиардов лет пролетают (для неживого - В.Л.) как секунда живого существа. Можем ли мы после этого страшиться такого "неорганического" времени или считать его!

Итак, громадные периоды небытия как бы не существуют для атома, а существуют только периоды пребывания его в живой органической материи, главным образом - в мозгу высших существ.

... Атом всегда жив и всегда счастлив, несмотря ни абсолютно громадные промежутки небытия, или состояния в неорганическом веществе".

Написано в 1925 году, когда уже давно прошли все триумфы Эйнштейна, когда он уже успел даже получить нобелевскую премию, которую оттягивали раз пять. До калужского затворника, судя по всему, не доходили никакие отзвуки о теории относительности (как СТО, так и ОТО) и о том, что после ее открытия говорить об абсолютном времени в научном обществе неприлично.

Нет никаких намеков у Циолковского об открытии к этому времени Слайфером красного смещения, говорящего о том, что галактики разбегаются друг от друга. Что в 1922 году Александр Фридман опубликовал свои модели расширяющейся (а также пульсирующей) Вселенной и потому говорить о вечной и бесконечной Вселенной, в которой одни солнца затухают, а вторые из газа снова конденсируются (в духе дурной бесконечности) уже было не совсем "передово".

Нет смысла приводить такого рода писания еще. Но не филистерской ученостью силен мыслитель, а полетом фантазии. Так сказать, футурологическим заглядыванием в неведомое.

Хорошо, заглянем вместе с ним и его глазами.

"Неужели вы думаете, что я так недалек, что допускаю эволюцию человечества и оставляю его в таком внешнем виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками, двумя ногами и т.д. Нет, это было бы нелепо. Эволюция есть движение вперед. Человечество как единый объект эволюции тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид некоторой энергии. Иначе говоря, единая идея заполнит все космическое пространство".

Ну, это мы как то сразу далеко заскочили. А вот каким образом человечество будет лишаться рук-ног и превращаться в "единый вид некоторой энергии"? Для этого уже теперь следует ввести тщательный контроль за деторождением. Детей могут иметь только лучшие. Определяют, кто есть лучший, самые наилучшие, которые и начальствуют. И определяют. Вот чувствуется, что слышал что-то Циолковский о "Государстве" Платона. И о прекрасном Городе Солнца Кампанеллы, в котором расписано и детализировано все - особенно половые отношения и деторождение. Слышал об евгенике - это явствует из его слов о мерах "для усовершенствования человека, избавления от калек, уродов, больных, слабоумных". И мистика у него не случайна. В Калуге было основано "Теософическое общество" и находилось издательство, которое выпускало в большом количестве как отечественные книги по теософии и восточной мистике, так и переводные. Например, Е.П. Блаватской, Е.Ф. Писаревой, Анны Безант, Бхагавад-Гиту и др. Слышал он обо всем этом, но не выдает ни единым словом. Итак, слово самого Циолковского:

"... молодые люди обоего пола сближаются без всякого препятствия и по взаимному согласию предполагают брак. Общество брак этот обсуждает. Председатель же его разрешает с правом произведения потомства более или менее многочисленного. Иногда утверждают брак, но не утверждают деторождение, если боятся плохого в каком-либо отношении потомства. Так же по согласию разводятся, но и развод утверждается председателем... Произвести несчастного - значит сделать величайшее зло невинной душе, равное примерно убийству или еще хуже. Так пускай же его не будет. Пусть общество, не препятствуя бракам, решительно воспротивится неудачному деторождению. Жизнь должна быть очень тесной, вернее - близкой, доступной для наблюдения, открытой. Она должна протекать в одном большом здании, что по математическим соображениям весьма выгодно в материальном отношении.

... Интересна мысль об искусственном оплодотворении женщин от высших мужчин без их участия. Полученное потомство опять оплодотворяется высшим мужчиной, и теоретически уже пятое поколение дает почти совершенство. Аналогия - племенной бык, преобразующий стадо... Всякие низшие животные и несовершенные люди вроде калек, преступников и так далее совсем не должны быть нигде. Они умирают без потомства, умирают тихо и счастливо.

...Я не желаю жить жизнью низших рас. Жизнью негра или индейца. Стало быть, выгода... требует погасания низших рас..."

Да-с. Но никакого истребления. Просто они не должны размножаться. И потихоньку вымрут со счастливой улыбкой идиота на лице. А взамен, по словам Циолковского, каждый гениальный и физически совершенный мужчина-производитель оплодотворит не менее тысячи женщин (1000 - у него сакральное число). И чем больше будет людей (в 1000 раз больше, чем в его время), тем больше среди них будет гениев.

Циолковский:
"Надо всем стремиться к тому, чтобы не было несовершенных существ, например насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т.п. О них должны быть исключительные заботы, но они не должны давать потомства. Так безболезненно они угаснут.

Не должно быть в мире несознательных животных, но и их не нужно убивать, а изоляцией полов или другими способами останавливать их размножение. Сейчас жители северных стран не могут обойтись без домашних животных, но со временем, когда каждый получит право на 4 десятины земли в теплом климате, не только дикие, но и домашние животные окажутся излишними".

Ну а кто же у нас не излишний на этом празднике жизни? Да вот - на первых порах гении. Но те, кто останется на земле, это, так сказать, гении низшего порядка. Но и они поймут, что негоже оставлять на земле растения и животных. Ведь в них атомы как бы спят, не живут полноценной жизнью и не испытывают беспрерывного счастья. Что является страшным ударом по всей Вселенной. Поэтому все эти отходы эволюции будут уничтожены. Но - без убийств. Просто животным не дадут унижаться половыми актами, а растениям - даже почкованием. Прогресс бесконечен. И потому гении, улучшаясь по дороге (без унижающих половых актов) почкованием, начнут заселять другие звездные миры.

Циолковский:
"... Гораздо скорее, проще и безболезненнее размножить уже готовые, более совершенные породы. Я думаю, мы на Земле не будем дожидаться, когда из волков или бактерий получится человек, а лучше размножим наиболее удачных его представителей. ... численность людей, дойдя до своего предела, не будет возрастать, но зато качество их будет непрерывно изменяться к лучшему. Естественный подбор заменится искусственным, причем наука и техника придут ему на помощь.

Так пройдут тысячи лет, и вы тогда население не узнаете. Оно будет настолько же выше теперешнего человека, насколько последний выше какой-нибудь мартышки. Исчезнут из характера низшие животные инстинкты. Даже исчезнут унижающие нас половые акты и заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут родить, но без страданий, как родят низшие животные.

Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей солнечной системе. Посетят и изучат все ее планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением. Окружат солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников. Это даст возможность существовать населению в 2 миллиарда раз более многочисленному, чем население Земли. Отчасти она будет отдавать небесным колониям свой избыток людей, отчасти переселенные кадры сами будут размножаться. Это размножение будет страшно быстро, так как огромная часть яичек (яйцеклеток) и сперматозоидов пойдет в дело.

... Нельзя отрицать, что атому невыгодно существование в космосе несовершенных животных, вроде наших обезьян, коров, волков, оленей, зайцев, крыс и проч. А также невыгодно существование несовершенных людей или подобных им существ во вселенной.

Кругом солнца, поблизости астероидов, будут расти и совершенствоваться миллиарды миллиардов существ. Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без нее - одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры. Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растения).

Итак, в космосе существует только истина, совершенство, могущество и удовлетворение: оставляя для остального так мало, что его можно не считать, как черную пылинку на белом листе бумаги".

Вот это и будет вожделенное "лучистое человечество" !

Однако есть вопрос: каким образом при бесконечных циклах жизни Вселенной (одни солнца и миры исчезают, на смену им приходят такие же другие) случилось так, что Земля оказалась не заселена еще во времена оно супергениями? Да и зачем ее вообще заселять, если эти гении уже давно обитают непосредственно в космосе в виде электромагнитных полей - лучистого человечества? Вот его ответ:

"Потому мучительная жизнь Земли редкость, что она получилась самозарождением, а не заселением. В космосе господствует заселение, как процесс более выгодный. Ведь человек разводит морковь и яблоки от готовых организмов. Какое было бы безумие, если бы он захотел получить их самозарождением (автогония)!

Это возможно, только пришлось бы дожидаться моркови миллион лет. Но в космосе самозарождение допускается, хотя и чрезвычайно редко, в силу необходимости обновления или пополнения совершенных. Кое-где они вырождаются и ликвидируются ввиду встречающегося местами регресса. Необходим свежий приток, иначе может погаснуть и совершенная жизнь или вытеснится уродливой.

Роль Земли и подобных немногих планет, хотя и страдальческая, но почетная. Земному усовершенствованному потоку жизни предназначено пополнять убыль регрессирующих пород космоса".

То есть, получается, по Циолковскому, что Земля - это естественный резервуар для пополнения "регрессирующих пород космоса" ! Но ведь и это очень плохо. Ибо как могут совершенные гении космоса допустить регресс? Никак не могут. Они тогда никакие не совершенные. А раз так, то их стоило бы кастрировать. Выхолостить.

Но как? Они уже и так, того... Бесполые. Без рук-ног, без спины и без рыжих хармсовских волос. Тем более - без гениталий. От них-то избавились в первую очередь. Неувязка получается. Каковых у Циолковского очень много. Ну, так ведь у него и не наука. А так - мечтания. Фантастика. Даже мозговой штурм.

Кстати сказать, идея разума, который отрывается от тварности, от телесности и воспаряет в пространства для осознания самого себя и смысла бытия есть в точности гегелевская идея "овеществленной, а потом распредмеченной идеи". Где-то и это слышал самотужный польско-татарский мудрец.

Но, не будем слишком строги. Даже , напротив, защитим его. Ибо в общем запале первооткрывателей сочинители Циолковского как великого ученого сменились на точно таких же его ниспровергателей. Среди первых оказался в каком-то смысле соплеменник Циолковского, татарин, сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Гелий Салахутдинов, выпустивший скандальную книгу "Блеск и нищета К.Э. Циолковского". Потом он стал давать разные интервью. У него оспаривает пальму открытия философ Николай Гаврюшин, который заявляет, что это именно он первым в России начал разоблачать расистскую философию Циолковского. Гелий Салахутдинов рубит в "Огоньке", № 23, июнь 2002:

"Циолковский - идеолог русского фашизма, который наши философы советской школы назвали почему-то "научным космизмом". Он, по Гелию, даже хуже гитлеровцев: "Фашисты хотя бы на животных не покушались..."

Только относительно славян Гитлер и Циолковский, по Гелию, равны.

Гелий:
"Гитлер вынашивал именно такие планы уничтожения славян и прочих недочеловеков - запретить низшей расе размножаться. Наверное, Циолковского начитался".

А потом точно также Гелий Салахутдинов - в "Известиях" от 17 сентября - называет его "космическим фашистом".

После своей первой статьи о Циолковском я получил от одного академического ученого большое письмо, в котором, в частности, было сказано:

Здравствуйте, многоуважаемый Валерий Петрович!

Не дожидаюсь второй части и пишу в надежде, что хоть как-то смогу повлиять на нее в лучшую для Циолковского сторону.

Философское творчество Циолковского мне давно известно и понятно. Ничего страшного, патологического в нем нет, а есть ошибки, каковые были и у философа Платона в "Государстве". Ну, так давайте запретим или осудим Платона за идею обобществления и воспитания детей государством!.. Так же и здесь. Осуждая Циолковского, мы делаем глупости, т.к. не понимаем, что он был сыном своего века (базаровского века) и, кроме того, мог просто чего-то не учесть (как и любой нормальный прогнозист, потому что человек не Бог). Но дело даже не в осуждении Циолковского, а в нарастающем непонимании его величайшего значения и для России, и для всего мира.

Циолковский - не изобретатель и не академический ученый. Он - пророк новой веры-эры, космической. Его видения, голоса и прочее - то же, что и у Мухаммада, и у Будды. Он одним из первых осознал будущее человечества как именно космического единства, и не практическая плоскость тут важна, а философская и идеологическая. От Циолковского стали заряжаться новой духовной энергией и Чижевский, и Вернадский, и Бехтерев, и Павлов.

Верно, что ракету придумали китайцы, и верно, что Годдард и Оберт пришли к технологическому принципу независимо от К.Э. Но космическая вера человечества началась с духовно подготовленной к тому России, а в России пракосмонавтом был Циолковский (в геологии в это время - Вернадский, а в биологии - Чижевский). Они зажгли искру духовного горения в европейцах, возмутили бескрылое желание в чадах праха. И те на время воспрянули, а потом, остыв, применили свои духовные результаты к военной практике.

Наука всегда начинается с мистика и мечтателя. Коперник не был ученым, он был врачом, астрологом и мечтательным пифагорейцем, верующим в идею Гестии, он называл своим учителем Гермеса Трисмегиста. Давайте теперь осудим и Коперника!

Говорю Вам как академический ученый и профессионал: никогда академический ученый и профессионал не станет основателем нового духовного направления. Неслучайно В.С. Соловьев сказал, что историю делают не люди истины, а люди веры. Это все они - Коперники, Дарвины, Менделеевы, Эйнштейны, Циолковские - чудаки, сумасшедшие и мечтатели, они двигают человечество к новому, давая работу узким специалистам на десятки поколений вперед. Перегруженные формулами и трактатами потомки не имеют в себе того пламени веры, поэтому они не в состоянии понять своих истинных предшественников, считая учителями кафедральных профессоров. Нынешняя прагматическая эпоха, кажется, стремится отучить своих детей от понимания творчества, поскольку ее принцип: ты - мне, я - тебе. Но творчество-то дается только через самоограничение и жертву. А этого эпоха боится, как черт ладана.

Так не поддавайтесь же, в самом деле, на провокацию текущего момента! Все, что К.Э. писал об умерщвлении слабых и больных, было вызвано его собственными страданиями и нелюбовью к себе, такому внешне убогому, изгою и проч. (то же самое - Дарвин). И слабые места его философии нужно понимать не в смысле нарушения им сегодняшнего представления о гуманности, правах человека, политкорректности, а исключительно исторически и психологически. Понимать и понимающе комментировать.

Я надеюсь, что Вы все-таки сможете понять личность гениального человека на всю глубину и вторую часть статьи напишете с большим уважением и состраданием.

Всего Вам самого наилучшего".

Суть моего ответа свелась к следующему.

Если бы не такой поворот событий, как поиски большевиками своих "национальных гордостей из народа", то, скорее всего, никто, кроме узких специалистов по русской философской мысли, не знал бы Циолковского. И тем не менее... Он, конечно, талантлив и "выходит из ряда вон". Но, думаю, в каждом русском городе от районного и выше (и даже в некоторых деревнях) можно найти местного чудака-философа, похожего на мечтателя из Калуги.

Но вы правы в другом - в случае с Циолковским прощание с кумирами своим безобразием перешло нормы. Одно дело сказать, что Циолковский был городским чудаком-самоучкой, который иногда изобретал велосипед, иногда фантазировал на уровне Манилова, иногда что-то высказывал дельное. Другое - сказать, что он был убежденным идеологом фашизма и чуть ли не идейным вдохновителем Гитлера. Между прочим, Циолковский нигде не пишет об "умерщвлении слабых и больных" (как вы думаете). Он пишет о том, что слабые, больные, уродливые, неспособные, слабоумные и пр. не должны иметь потомства. И, таким образом, естественно уйти. Есть же разница - не иметь потомства от дауна и умерщвлением дауна. Да и вообще - прекраснодушную мечту о торжестве мысли из поколения в поколения без всякого различия национальностей приравнивать к прагматической идеологии расизма - это больше, чем натяжка. Ну, разве что его опрометчивые слова о неграх и индейцах как низших расах, жизнью которых он не хотел бы жить. Это он в своем фантазийном запале погорячился. И это у него исключение.

Нет, не говорите, Циолковский как безумноватый чудак-доморощенный философ, как олицетворяющий целый клан деревенских мудрецов, заслуживает памятника. Да и как представитель российского бессеребренного учительства - тоже. Согласитесь, это очень необычно, когда уездный учитель думает и пишет на темы будущего человечества и Вселенной. Когда он в своем захолустье просматривает физические и математические журналы (в одном из которых увидел статью Мещерского).

Пусть он не ученый. Хотя был очень близок к этому. Если бы образование. Если бы жизнь в интеллектуальном центре. Если бы не глухота с детства.

Скорее - сказочник он. Сказитель-фантазер с проблесками гениальности. Даже и со своеобразным гуманизмом. Никого не уничтожать. Не убивать. Ну, пусть сами поживут и уйдут в счастливое безмятежное небытие. Ведь у него даже есть очерк "Нирвана" (1914), где так по буддистки говорится о благостном растворении в ничто.

И он был, безусловно, хороший учитель. Далеко не каждый уезд мог похвастать учителем, который получил два ордена (Анны и Станислава) - еще до всякой большевистской идеологии, - за успехи в учительском деле.

В любом случае Циолковский - яркое явление. И должен занимать приличествующее ему место.

Комментарии

Добавить изображение