ЧЕГО ТЕБЕ НАДОБНО, ЧЕЛОВЕЧЕ?

27-10-2002

Нам постоянно в жизни чего-то не хватает. И это естественно.

Это хорошо. Ибо по большому счету именно эта неудовлетворенность толкает нас вперед, стимулирует интерес к жизни, а говоря высоким слогом - служит двигателем человеческого прогресса.

Однако недостаток чего-то, постоянная неудовлетворенность текущим своим состоянием может породить у каждого из нас совершенно разные чувства, побудить к противоположным в принципе действиям. Зависит это от очень многих факторов.

Динамичные, целеустремленные люди ищут и обязательно находят возможности для решения своих проблем, изменения своей ситуации в лучшую сторону. Они, в отличие от безвольных и малодушных, не пасуют перед трудностями, не жалуются на несправедливость жизни, не пытаются переложить ответственность на других – они борются. И, как правило, побеждают.

Не все, однако, в этой жизни могут похвастаться железной волей да стальными зубами, и в этом тоже проявляется великая мудрость бытия: неизвестно в какой кошмар вылилась бы наша жизнь, если бы в ней остались одни Зои Космодемьянские да Павлы Корчагины! Потому у слабых тоже должен быть шанс. Границы жесткости, или порог жесткости жизни должен быть таким, чтобы могли выживать и жить по-человечески все психически и физически нормальные люди. Более того, в человеческом обществе должны по-человечески жить и не совсем здоровые и даже совсем нездоровые – все люди! Это задача здорового общества. Речь здесь вовсе не о благотворительности, это другая проблема. Истинно гуманистические границы благотворительности весьма ограниченны. Если человек нуждается в помощи не потому, что он действительно неспособен к труду, а лишь потому, что его лишили самой возможности трудиться и зарабатывать себе на хлеб насущный, то такого человека благотворительность, конечно, только унижает, а со временем и развращает. Тех же несчастных, которые действительно не в состоянии позаботиться о себе, не так уж много и здоровому, работающему обществу совсем необременительно содержать их на должном уровне. Надо заметить, что благотворительность всегда – это палка о двух концах, и ее главная задача – помочь даже самым слабым и ущербным самостоятельно встать на ноги, а не превращать их в циничных и безвольных паразитов. Потому общество должно быть устроено таким образом, чтобы всякий годный хоть к какой-либо полезной деятельности человек имел возможность этой самой деятельностью заниматься и соответственно ощущать себя достойным членом общества среди других таких же достойных людей. Именно такое состояние позволяет сохранить некоторый психологический баланс как внутри каждого отдельного человека, так и общества в целом.

Конечно, никакой уровень благосостояния или общественного статуса никак не устраняет ту изначальную фундаментальную внутреннюю неудовлетворенность, с которой мы начали разговор – это прирожденная и, может быть, лучшая черта человека, как существа духовного, всегда нацеленного на более совершенное, на будущее, на Абсолют. Однако такое устройство жизни, по крайней мере, снимает ненужное напряжение в обществе, позволяет каждому человеку не замыкаться на примитивных своих животных потребностях, а действительно концентрироваться на важном, высоком, духовном. Нет никакого парадокса в том, что и сильные, успешные люди в массе своей оказываются в состоянии уделить должное внимание духовной составляющей жизни только в таком сбалансированном обществе. Происходит это просто потому, что только в таком обществе она, эта духовная составляющая, имеет какую-либо цену. (Советская Россия, например, в отличие от нынешней, была довольно сбалансированным обществом при всех своих очевидных пороках.)

Таким образом, если мы желаем развиваться, как человеческое, духовно богатое общество, у нас нет иного выбора, как строить его на тех самых принципах свободы, равенства и братства, которые при всей кажущейся на сегодняшний день банальности, все еще остаются не только актуальными, но и труднодостижимыми.

Этого, действительно, очень не просто добиться. Практически это неосуществимо до тех пор, пока сильные и умелые самостоятельно не придут к объективному выводу, что именно такое устройство жизни соответствует и их собственным интересам. Что направляя целиком свою энергию и способности по сути только на то, чтобы обобрать и унизить, а не помочь всем тем, кто недостаточно силен для равноце

нной конкуренции с ними, кто недостаточно предприимчив для полностью самостоятельного существования, они тем самым просто лишают самих себя фактической среды обитания, важнейшей, определяющей среды человеческого общения, ибо отсекают таким образом от себя большую часть общества, обрекая его на полуживотное существование, где царствуют пьянство, первобытный разврат, наркотики и полная апатия, безразличие к настоящей полнокровной человеческой жизни. Такое положение чревато неизбежным взрывом со всеми его катастрофическими последствиями, но даже не это является самым страшным. Самым страшным является то, что уже с самого начала, еще задолго до катастрофического взрыва идет процесс духовного вырождения, ибо нравственная и интеллектуальная деградация в равной степени постигает и “высшую”, так сказать, часть общества, то есть тех, кто, создавая (осознанно, или неосознанно) такие вопиющие диспропорции, рассчитывают тем самым войти вместе со своими женами, детьми, любовницами и любимыми собаками в некий особый рафинированный и полностью изолированный от мерзости обыденной жизни мир. Тщетные надежды. Не может быть островка чистоты в океане грязи! Не может существовать земной Эдем в окружении кричащей нищеты! Захлестнет черная грязь белоснежный остров, поглотит, сметет разъяренная нищета процветающий сад!

И ведь все прекрасно знают это. Сколько же раз мы должны быть вынуждены начинать все с нуля, чтобы поняли наконец, что только все вместе, солидарно, помогая друг другу и уважая друг друга, как людей, мы можем подняться на качественно новый уровень. Что загоняя основную массу людей в резервацию нищеты и порока, мы толкаем туда же и наших собственных детей, во имя которых, собственно, и надрываем животы свои, создавая им, по нашему разумению, “благоприятные” условия. А они, неразумные, неблагодарные почему-то ищут себе утешения все в том же дурмане, в том же грязном разврате и смертоносных наркотиках, как и последние бомжи! Отчего же это? Отчего?

Комментарии

Добавить изображение