ПОСЛАНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ

01-12-2002


Перевод с английского Константина Глинки

[окончание, начало в 299 ]

“Хлеб наш насущный даждь нам днесь”

 

Эта фраза имеет прежде всего прямое значение. Она может быть понимаема также, как относящаяся ко всем разумным нуждам, как дом, одежда, медицинская помощь и так далее, которые так же необходимы для земного существования, как пища. Вряд ли существуют какие-либо сомнения, что эта фраза одобряет и даже учит человека работать для приобретения материальных нужд для себя и своей семьи. Человек может молиться о помощи в приобретении необходимых для жизни вещей, но у молящегося нет никаких шансов добиться успеха, если он сам не прилагает усилия и не вносит свой вклад для выполнения этой просьбы.

Представляется логичным, что прошение о “хлебе насущном относится и к нашим духовным нуждам. Иным образом, но эти нужды так же важны для жизни и соответственного развития человеческой личности.

Основатель христианства часто обращается к человеческим желаниям и нуждам в духовной сфере как к жажде или голоду и обещает удовлетворение подобных стремлений. Таким образом, как и в случае материальных нужд, молитва совершенно уместна, но должна быть предварена искренним усилием самого человека делать всё, что он может для достижения умственного и духовного развития- но он также имеет право просить – и должен просить – о помощи и руководстве в решении проблем и разрешении ситуаций, превышающих его собственные умение и силы.

“и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим”

 

Эта фраза имеет прямое и очевидное значение в первую очередь, но это же прощение имеет отношение к будущей жизни и нашему приготовлению к ней.

Последние семь слов этой фразы содержат ясное предупреждение.

Это – прямое требования к человеку о прощении его личных врагов, прекращении всех дурных мыслей против них перед тем, как начать молиться о собственном прощении. Требование, данное Основателем христианства в этой фразе, является вполне определённым и человек, пользующийся молитвой, не может пренебречь им без риска оставления собственной молитвы безответной.

Значение этого требования не должно быть расширено сверх хорошо обозначенных границ. В старые времена христианский монах, комментируя эту тему, сказал, что человек должен жить в мире со всеми другими людьми, включая врагов, но не врагов Бога. Представляется определённым, что это, равно, как и другие Евангельские изречения, не освобождает человека от его обязанности разоблачать и противодействовать подобным силам как несущим угрозу высшим ценностям. Определение этих сил и распознание действительных врагов Господа представляет другую проблему, обсуждение которой находится за рамками данного исследования. В этой связи важно упомянуть, что тот, кто искренно ищет правду в этих вопросах, обычно приобретает способность к распознанию.

Размышление над этой фразой не может не восхитить нас замечательной точностью в использовании выражений, которая является отличительной особенностью Божьей Молитвы. Например, слова “прости нам наши грехи, как мы прощаем грехи других людей” оставили бы множество путей для противоречивых интерпретаций. Настоящее же предложение “яко и мы оставляем должником нашим” является определённым и не оставляет сомнений в его истинном значении. Нам приказано прощать ущерб или оскорбление нанесённое нам.

Основной смысл рассматриваемой фразы - это польза получаемая произносящим молитву, но кроме того она содержит и практические результаты в определении его отношения к собратьям, а также убеждение его к оставлению дурных чувств и личной неприязни. Это содействует тому, что называется очищением духовной атмосферы, процесс, являющийся более важным, чем предствляется большинству людей.

“и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”

 

Безграничное сострадание и добрая воля Автора Молитвы ко всему человечеству широко известна и признана, но я думаю, что ещё недостаточно подчёркнуто, что Ему было присуще абсолютное понимание человечества и поэтому Он не испытывал никаких иллюзий касательно ограниченности и греховности людей. Человеческая беспомощность и слабости, делающие человечека восприимчивым к соблазнам, принимаются Автором Молитвы как данность. Он не предлагает молитву об отваге и силе, чтобы противостоять соблазну. Человеку даны указания, чтоб
ы он молился об избежании опасных условий.

Другими словами, как бы странно это ни звучало для современных людей, Молитва указывает нам, что нужно просить не о мужестве и решимости выиграть определённую битву, но о помощи Господней о предотвращении этой битвы. Из трёх фраз второй части молитвы, именно эта содержит глубочайшую тайну и, по моему убеждению, прикасается к наиважнейшим, равно как и самым драматичным факторам земного существования. Происхождение и источник величайшей трагедии жизни отдельных людей и наций могут быть прослежены до таинственных глубин этих одиннадцати слов в большей степени, чем в любом другом случае. Это утверждение противоречит общепринятой материалистической интерпретации жизни и истории, но я убеждён, что оно гораздо ближе к истине.

Огромная трудность понимания этой части молитвы ни в коей мере не ограничивает ценность нашего пользования ею до тех пор, пока мы сохраняем доверие её Автору. Это положение можно высказать следующими словами: мы предупреждены об опасности, мы проинформированы о том, что наших собственных сил недостаточно, чтобы противостоять врагу, и мы проинструктированы просить помощи у Бога. Является очевидным, что человек должен делать всё возможное, чтобы сопротивляться любому дьявольскому соблазну, но не может рассчитывать на успех в действительно серьёзных ситуациях, если не будет испрошена и получена божественная помощь.

Основная тема, содержащаяся в первой части предложения, выражена словом искушение. Значение этого слова общеизвестно.

Существуют многочисленные правдоподобные объяснения, многие из которых могут быть представлены чем-то вроде сделки, в которой что-то низкокачественное приобретается за счёт пожертвования более высокой ценностью. Основное содержание второй части фразы связано со словом лукавый. В целом предложение очевидно упоминает две фазы единой темы и обозначает, что идеи соблазна и зла (лукавого) взаимосвязаны. Это - значение слова лукавый, которое представляет противоречивый субъект и наполнено тайной.

Очень интересное обсуждение этого субъекта включено в последнюю работу В. Соловьёва, знаменитого учёного в области Русской религиозной философии конца 19-го века. Три беседы были написаны им в 1900, за несколько месяцев до его смерти. Придавая большое значение предмету обсуждения Соловьёв начинает введение в свою работу следующими словами: “Является ли зло всего лишь слабостью, естественным недостатком, который постепенно исчезнет сам по себе, в то время как добро будет прибывать, или же это реальная, активная сила, управляющая миром, используя соблазны, противостоять которым с успехом можно лишь, опираясь на поддержку реальности другого порядка?”

Соловьёв хорошо очертил две различных точки зрения, существующих по этому вопросу. Это отличие не всегда понимаемо и многие из современных, в том числе религиозных, людей берут первое из них как бесспорное, считая последнее давно отжившим предрассудком. Именно, в этом случае зло понимается как слабость, недостаток добра и ума или пережитком нашего животного происхождения, то есть частью нашей натуры в то время, как возрастание разума и доброй воли в людях явилось бы надёжным и достаточным лекарством. Божья помощь рассматривается как полезная, но не необходимая.

Объект нашего рассмотрения относится скорее к сфере духовного, чем материального или разумного.

Непосредственное изучение этого предмета с помощью наших интеллектуальных способностей и логических доказательств является невозможным, но, поскольку решение его остаётся вопросом веры, лучшее понимание этого противоречия может быть получено использованием хорошо известного метода аналогий с явлениями, имеющими место в нижнем уровне существования. Давайте рассмотрим физическую часть человека – его тело – представив при этом, что факторы, содействующие здоровью и силе, являются аналогом добра и благожелательности, а факторы, дающие страдания и болезни являются представителями зла.

Подобное сравнение представляется вполне оправданным. Можем ли мы считать, что любая болезнь может быть побеждена простым улучшением общего состояния здоровья и улучшением питания, жилищных условий, свежего воздуха, достаточного отдыха и так далее? Хорошо известно, что это не так. Мы знаем, что страдания и болезни, вызываемые недостаточным питанием, тяжёлой работой, недостатком свежего воздуха, физическими повреждениями могут быть
успешно преодолены подобными методами. Это соответствует утверждению, что доброта и благожелательность достаточны для изгнания “зла” в таких случаях.

Но мы знакомы с недомоганием совершенно другого происхождения.

Давайте рассмотрим холеру или некоторые виды чумы. При вспышке эпидемии молодые и сильные умирают точно так же, как слабые и увечные. Лучшая пища, одежды, отдых и т.д., то есть аналоги доброты и благожелательности, не имеют практически никакого значения для противостояния этим болезням или предотвращении их распространения.

Болезни этой второй группы являются несравненно более ужасными, чем недомогания первой категории. Истории известны случаи, когда более половины населения страны умирало от эпидемий, население целых деревень погибало от болезни и волки и другие твари приходили питаться трупами, ибо некому было их хоронить. Даже менее опасная болезнь из этой группы - оспа - всего лишь сто лет назад причиняла больше смертей в цивилизованных странах, чем было убито людей в первую мировую войну.

Все попытки победить эти болезни были практически бесполезны пока не было открыто, что они вызываются не слабостью или неполноценностью человеческой анатомии, но атакой дьявольской силы – в этом случае болезнетворными микробами, проникающими снаружи и причиняющими страдания и смерть.

В настоящее время во всех цивилизованных странах медицинская наука держит подобные заболевания под контролем, и мы с трудом представляем себе несчастья, причиняемые этим физическим злом в прошлом.

Мы не можем знать, до какой степени рассмотренная картина материального мира подобна миру духовному, ибо наши знания об этой действительности недостаточны. Допуская некоторую аналогию между физическим и духовным злом, мы всё же не можем ожидать, что первая является просто масштабной моделью второй. Тем не менее, следующие несколько заключений представляются резонными.

Наличие зла в физическом и духовном плоскостях человеческого бытия является очевидным. Мудрейшие мужи выражали удивление, что оно существует в таком количестве. Мы видели, как в физическом плане бытия зло является из двух совершенно разных источников, один сопряжён со слабостью и несовершенством нашего тела, другой же является результатом проникновения и отравления совершенно чужеродной, злой силы. Нет никакой убедительной причины, чтобы отрицать возможности некоторого подобия с духовным порядком нашей земной жизни.

Обращаясь к способности организма сопротивляться, мы видим, что в физическом плане решительная победа была одержана, когда разум подобный пастеровскому взял в свои руки битву с ужасным физическим врагом. Интеллект Пастера явился в данном случае силой высшего порядка по сравнению с бактерией. Расширяя аналогию, мы можем предположить существование таинственных сил зла в духовном порядке нашей земной жизни. Согласно Соловьёву, человек может успешно отражать эти силы, только если он имеет в духовной жизни поддержку высшей силы, чем его собственная.

Вышеупомянутое заключение Соловьёва должно быть понимаемо как относящееся к случаям, когда человек или нация сталкиваются с действительно серьёзным проявлением зла. Такие тривиальные прегрешения как азартные игры, пьянство, пороки и преступления могут и должны быть преодолеваемы волей самого человека, и можно легко найти множество неверующих людей, которые никогда не просили Бога о помощи, но, тем не менее, вели достойную жизнь и противостоять подобным искушениям.

На вопрос, что такое зло, часто отвечают ссылками на азартные игры, пьянство, пороки и преступления. Такой ответ бесспорен, но указывает только на вторичное проявление зла. Почти все признают, что пьяницы, игроки и преступники мало что стоят для Бога и вредны для общества, но лишь немногие видят, что, в переносном смысле, они столь же незначимы в глазах дьявола, поэтому действительно опасная дьявольская агрессия выбирает, как правило, другое направление.

В одном из наибольших столкновения добра и зла, а именно, в событиях, приведших к Голгофе, преступники, пьяницы и игроки не принимали, насколько мы знаем, никакого участия. Ярая ненависть к Христу, явившаяся причиной трагедии, была взлелеяна, в основном, посещающими церковь и читающими библию пуританами и фанатиками-революционерами. Обе группы действовали по причинам, представляющим большую важность для них, и они правильно расп

ознали в Христе своего величайшего противника. Было бы ошибкой объяснять действия врагов Христа просто их эгоизмом и уязвлённым самолюбием. Движущей силой этой великой трагедии была та форма идеализма и патриотизма, что была пленена и уведена в сторону зловещим, дьявольским идеологическим влиянием.

Множество евреев того времени мечтали о Мессианском Царе, который не только освободит их нацию, но и завоюет и подчинит весь мир. Существование таких стремлений подтверждается следующим интересным историческим документом.

“Что в наибольшей степени подвигнуло их на это предприятие (войну с Римом) это было сомнительное пророчество, которое может быть найдено в их священных писаниях, что примерно в это время их соотечественник станет правителем земли.”*

Той же идеей был искушаем Христос в пустыне:

“… диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её” (от Луки, 4:5-6).

Христос отверг и осудил двусмысленное предложение. Он распознал его как не Божественное предписанное предназначение, но как дьявольский соблазн. Христос причинил большой урон жаждущим переворота, выдвинув и противопоставив совершенно иное понимание Мессианского идеала, и таким образом вызвав смущение и разделение людей накануне предстоящего восстания.

Я убеждён, что бескомпромиссная позиция Христа в этом идеологической конфликте была основной причиной народного гнева против Него, вылившегося в крики “…да будет распят... Кровь Его на нас и на детях наших” (от Матфея, 27:23,25). Результатом этой обречённой на неудачу, но популярной идеологии

*Иосиф Флавий, книга IV, стр. 253, издание 1820 года.

было восстание 67-71 н.э., результатом которого стало разрушение Иерусалима и беспрецедентное национальное несчастье.

Этот случай не был исключением. Сильнейшие периоды зла во всей истории человечества могут быть объяснены причинами той же природы. Истинная Маммона, во имя торжества которой даже бескорыстные и кажущиеся добрыми люди способны пренебречь основными моральными устоями и принимаются лгать, ненавидеть и убивать, может быть гораздо успешнее объяснена страстью к политической власти, чем желанием личного богатства или удовольствия.

Самые бесстыдные обманы и самые массовые убийства могут быть отнесены к дьявольской идеологии с гораздо большей уверенностью, чем к индивидуальному греху или преступлению.

Нет никакого сомнения, что вместе взятые пираты, бандиты и преступники всего мира пролили за тысячу лет меньше слёз и крови, причинили меньшее моральное падение, чем коммунисты устроили в России всего в течение четверти столетия. И, в то же время, согласно правильному замечанию Д. Мережковского, некоторые большевики являютя честными и искренними и они-то, добавляет он, и есть самые ужасные.

Оба упомянутых эпизода могут быть причислены к самым большим историческим проявлениям наивысшей степени зла. Существует множество отдельных случаев, когда отдельное человеческое существо сталкивается с дьявольским соблазном различных сортов, зачастую внутренней природы, которые, тем не менее, могут быть достаточно серьёзными, чтобы заставить нас обратиться к Божественной помощи. Вообще, предмет зла является очень важным и должен рассматриваться как реальная опасность для жизни людей в такой же степени, как и наций.

Мы попытаемся сейчас дать прямое определения зла и что является наиболее важным и опасным его проявлением в земных процессах. В Евангелии мы находим следующее сильное и определённое предложение:

“Он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи” (от Иоанна, 8:44).

Достоевский, устами своего Великого Инквизитора, называет его “Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия”.

Талантливый современный русский автор, Иван Лукаш, потрясённый ужасными деяниями безбожных коммунистов, пишет:

“Дьявол – это убийца, истребитель духа и мысли, змея, жалящая живое... О, я понимаю, я вижу дьявола в моей России и во всём мире, пыль земная, удушающая дух, искажённый его ложью... дьявол – это всё мёртвое, пыль земная, удушающая дух, извращённая ложью … во имя растленной плоти целый Мир и вечная Мысль ... дьявол это вдохновение, которое смято под мёртвой тяжестью материальной земли”.

Этот вдохновенный, мудрый анализ продолжается суровым осуждением, адресованным тем людям, которые служат недостойной цели.

“Я понимаю, что материя всегда борется с мыслью, что массы обгоревшего шлака удушают всеобщий огонь, но я не понимаю всю эту толпу, всех служителей материального, кто бы они ни были, профессора, фальшивые пророки, революционеры, кто, как слепые мыши, стремятся заменить принцип вечной жизни в духовном на принцип вечной смерти в материальном”*.

В соответствии с вышеприведёнными мнениями главное проявление зла заключается в обмане и убийстве в то время, как основное последствие его может быть понято как отравление, увечье и разрушение той самой духовной составляющей человеческого существа, которая и делает возможной вечную жизнь.

В то время, как результаты разрушения остаются неожиданными и неизвестными, потому что последствия могут быть узнаны только по другую стороны физической смерти, тем не менее, несчастья могут случиться даже в этой жизни, когда моральная и духовная атмосфера становятся слишком туманными благодаря безверию и когда люди лишают себя божественного руководства и защиты от зла.

Таково истинное внутреннее значение разрушительных событий, произошедших в России в течение последней четверти столетия.

В соответствии с нашими убеждениями мы можем принять или отвергнуть самую реальность первопричины зла. Мы можем считать, что оно не существует вне нашего сознания. Но, является ли первопричина истинной или воображаемой, последствия и проявления зла в этом мире трагически и реальны.

Современное человечество в своей массе не сознаёт ценности данной Христом защиты от тайной духовной опасности даже в этой жизни. Человечество может в этом отношении сравнимо с ребёнком, укушенным бешеной собакой, который не понимает серьёзности угрозы и важности прививки, которую ему предлагает мудрый и добрый Доктор.

Автор верит, что последнее воззвание Молитвы Божьей относится в основном к таинственному и опасному влиянию злого, которое способно принимать различные обличья и рядиться даже в одежды служения идеалистическим или гуманитарным принципам. Весь исторический процесс и трагический опыт нашего времени показывают, что человеческий интеллект и высшее научное образование не способны к распознанию духовного зла и беспомощны, чтобы сопротивляться его зловещей опасности. Научные открытия и инженерные изобретения находятся в услужении у зла, способствуя распространению лжи, страха, ненависти и убийства в беспрецедентной степени. Множество фактов подобного характера подтверждают мысль Соловьёва, что люди и нации не способны

сопротивляться сколько-нибудь значительное время смертельной отраве духовного

зла, если они не находят поддержки в высшем порядке бытия.

Автор верит, что такая поддержка, или, другими словами, Божественное руководство и защита, испрашиваются во фразе “и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”.

“Яко Твоё есть Царствие и сила, и слава во веки”

В начальной части трёх синоптических Евангелий имеется описание странного и мистического события, известного как искушение Христа. В пустыне не было

свидетелей и поэтому описание могло быть только историей, рассказанной Самим

*Дом мертвецов, Изд. Медный Всадник, стр. 141, 142.

Христом, факт, подчёркивающий важность этого события. Наиболее вероятно, что

важнейшее решение, принятое тогда Основателем христианства, определило не только путь Его собственной земной жизни, но и общий курс истории человечества. Значение этого странного диалога в пустыне рассматривалось великим русским писателем и философом Достоевским в его легенде о Великом Инквизиторе, в соответствии с которой история искушения, представленная в Евангелиях, представляет очень короткое изложение двух противостояний, касающихся всех основных противоречий, определяющих трагедии и предназначения человечества в этой жизни; разлад, уходящий глубокими корнями в природу человека, но и простирающийся или, по крайней мере, проецируемый в высшую сферу бытия.

Наблюдается явная аналогия между второй частью Молитвы с одной стороны и идеями и даже фразами истории искушения. Это наглядно видно из следующей текстовой таблицы.

Вторая часть Молитвы Господней

 

История искушения

“Хлеб наш насущный даждь нам днесь”

Хлеб

...скажи, чтобы камни сии сделались ХЛЕБАМИ” (от Матфея, 4:3)

"и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”

ВЕСТИ-ВОЗВЕДЁН

ИСКУШЕНИЕ-ИСКУШЁННЫЙ

ЗЛО-ДЬЯВОЛ

Тогда Иисус ВОЗВЕДЁН был Духом в пустыню, для искушения от ДИАВОЛА (от Матфея, 4:1)

“Яко Твоё есть Царствие”

ЦАРСТВО-ЦАРСТВА

И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все ЦАРСТВА вселенной

во мгновение времени (от Луки, 4:5)

“и сила, и слава во веки”

СИЛА-СЛАВА

И сказал Ему диавол: Тебе дам ВЛАСТЬ над всеми сими царствами и СЛАВУ их. (от Луки, 4:6)

Не приходится сомневаться в том, что те же фундаментальные факторы, которые влияют на действия и определяют предназначения отдельных личностей и наций, упоминаются в обоих частях Евангелий. История искушения даёт очень краткое описание странного совещания, на котором будущие назначения человечества были обсуждены, но никакого соглашения не было достигнуто. Вторая часть Молитвы Господней относится к тем же факторам, но в этот раз с точки зрения ежедневной жизни личности.

В финальном вопросе искушения противник Христа заявляет о владении и управлении царствами и властью и славой этого мира. Основатель Христианства не вдаётся в обсуждение этого заявления, но учит нас отвечать в заключение молитвы каждый раз, когда мы произносим её “Яко Твоё есть Царствие и сила, и слава …”.

Анализ этих чрезвычайно важных вопросов раскрывает точку зрения, которая не позволяет дать убедительного объяснения, если считать Землю главной и важнейшей частью вселенной. Первая часть Молитвы говорит о том, что Царство Небесное не существует ещё на Земле. История искушения содержит упоминание о том, что дьявол владеет и управляет этим миром. Это заявление подтверждается, к сожалению, слишком многими событиями древних и нынешних времён; это признаётся даже во многих местах Евангелий. Но завершающий стих Великой Молитвы говорит: “Яко Твоё есть Царствие и сила, и слава …”. Говорится именно так, даже не “будет”. Всё же статус царства может быть спорным, если на большей части его территории воля царя игнорируется и если чужеродной, враждебной силе позволено осуществлять своё правление. Картина не ясна и не становится яснее при внесении идеи греха.

Все эти противоречия исчезают мгновенно и значение Великой Молитвы становится ясным и полным как только мы представляем истинную вселенную Божью в свете современной науки. Зона, окупированная враждебной силой, а именно, наша Земля, немедленно сжимается до совершенно незначительных размеров и дьявольская сила, заявляющая о своём контроле, уже не является властителем сопоставимого значения, чтобы оспаривать власть.

Выражаясь фигурально, это просто крысиное логово, оставшееся под полом маленькой деревенской избушки, расположенной где-то в лесу и по каким-то причинам временно изолированной своего рода карантином от остальной части огромной вселенной.

Великий Царь хорошо осведомлён в Его необъятном, прекрасном дворце обо всём, что происходит, в том числе об этой маленькой детали. Он временно оставил это место, зная, что когда надлежащее время придёт, Он прикажет вскрыть пол этой маленькой избушки и уничтожить паразитов. Если эта аналогия верна, то будущее принесёт каждому из нас либо изоляцию и гибель вместе с вредными духовными отбросами земных процессов, либо свободную вечную жизнь в свете и роскоши вселенной-небес.

Содержание идей, вдохновлённых Величайшей Молитвой, может быть теперь завершено следующим кратким обзором.

Слова обращения являются смелым притязанием на звание детей Господа. В противоположность им, следующее предложение “да святится Имя Твое” отражает скромную сдержанность, отражая бесконечную и вечную разницу между человеком и Царём вселенной, к Которому только что были обращены слова “Отче наш”.

Два следующих предложения, а именно, “да приидет Царствие Твоё.” “Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли” снова поднимают человека к необъятным высотам потенциальной значительности. Они включают странный аспект. Допуская, что подобные слова могли бы быть адресованы скромным подданным средневековому аристократу, можно было бы ожидать негодующую отповедь, что его царство существует и его воля осуществляется независимо от того, желает этого дерзкий раб или нет. Но, как ни невероятно это звучит, свободное согласие человека имеет, очевидно, значение применительно к будущему пришествию Царства Божьего. Важность и достоинство, принимаемые человеком, когда он обращает своё прямое ходатайство к Царю вселенной касательно конечного результата всего земного процесса, распознаётся редко.

Когда человек произносит эти смелые и значительные слова, он поднимается над всеми нуждами, амбициями, унижениями, гневом, всем очевидным триумфом греховности. Человек с уверенностью понимает разрешение всех противоречий этого мира, истинное обоснование бурного процесса земной жизни и единственно ценную цель её. Человек концентрирует своё внимание и устремления и объединяет их с волей Бога по отношению к финальной, вечной цели всего процесса творения человечества. В молении о будущем Божественном Царстве вечной жизни, правды и славы, человек косвенно выражает свою собственную надежду вступления в него; в противном случае, было бы жестоким разочарованием молиться о триумфе божественной праведности если человек приговорён никогда не увидеть его и если всё его личное сознательное существование было бы ограничено устроением настоящей земной жизни тьмы и страдания.

Вторая часть Божьей Молитвы, как было указано, совершенно иная и относится к насущным нуждам и опасности этой жизни. Фраза о “хлебе насущном” может быть правильно понята как относящаяся ко всем материальным, интеллектуальным и духовным нуждам нашего земного существования. Прошения об “оставлении грехов” и об “искушении”, обращаясь к внутренним духовным событиям и опасности немедленного будущего, являются существенными в основном по отношению к влиянию, которое эти внутренние действия силы воли и страсти могут иметь на вечную жизнь индивидуума.

Молитва начинается и завершается простым и благоговейным выражением восхваления Божественного Провидения. Как бы отражая весь процесс творения, первая фраза относится только к Богу, “да святится Имя Твое”, в то время, как заключение упоминает “царство, силу и славу”. Это можно понять как обращение к Божественной мудрости и силе, которая создала и управляет всей материальной и духовной вселенной.

Молитва Господня была составлена Автором для нашей земной жизни с целью проведения нас через бурный и драматический процесс нашего духовного рождения. Когда же этот период завершится на Земле и, возможно, на других похожих планетах, цель всей Молитвы будет исполнена. Но является вполне допустимым, что, воздавая хвалу и славя Творца, счастливые обитатели высшего порядка бытия будут все использовать следующие три предложения Божьей Молитвы, которые есть и останутся сверх всех границ времени и пространства.

Отче наш, иже еси на небесех! 

Да святится Имя Твое ………..

Яко Твоё есть Царствие и сила, и слава во веки.

Комментарии

Добавить изображение