МОНАСТЫРЬ

27-05-2003


К пятнадцатилетию самой северной православной обители, Свято Никольского монастыря в селе Могочино
[ беседа с монахом Могочинского монастыря, отцом Мемноном ]

монастырьСвято Никольский монастырь находится на правом берегу Оби. Климат суровый - морозы зимой до 50 градусов, лето короткое. Основан в 1989 г. отцом Иоанном (Луговских). Первоначально в монастыре насчитывалось всего 25 человек, включая монашествующих, рабочих и детей. Сегодня в монастырской общине постоянно проживает более пятисот человек.

Ровно пятнадцать лет назад отцу Иоанну было видение и указание… И приехали на место, и купили четыре огорода посреди поселка Могочино, что стоит на противоположном берегу Оби, в стороне от большой дороги, на Севере, в двухстах пятидесяти километрах от Томска. И за десять лет с Божьей помощью возвели монастырь и нарекли его Свято-Никольским. И что удивительно: монастырь живет и процветает, сегодня в нем и при нем живет в труде и молитве более 500 человек, а вот поселок, недавно отметивший свое 270-летие, с тех пор целенаправленно вымирает, ибо главный его производственный кормилец во все советские годы – лесоперерабатывающий комбинат – все демократические годы стоит в запустении. И не потому ли здесь так сильна агрессивность в местных жителях по отношению к монастырю и его обитателям: и стекла не раз били, и по крестам стреляли, и судились с монастырем за землю, - много чего было, и разобраться во всем приезжему не так-то просто. Знаю лишь, что поселок гибнет и процесс этот, похоже, неостановим: пенсионеры еще доживают свое, а вот остальным на пособие по безработице прожить трудно. Да и скучно сегодня в век всеобщих развлечений и откровений – сидеть в глуши, только и знать, что рожать детей, копаться в земле, да ходить за скотом. И в итоге, продают дома за бесценок (500-1000$) и едут поближе к благам городского мира, так что монастырь на сегодняшний день скупил практически все дома на ближайших улицах. Пророчат, что лет через пятьдесят-семьдесят Могочино превратится исключительно в монастырский поселок, - если не первый в России, то уж точно, первый в Сибири.

I. О МОНАСТЫРЕ

“Волки” и “овцы” в монастыре

 

Первыми в монастырь приходят “волки”, они делают свое дело, обустраивают место, возводят стены; им на смену приходят “овцы”. Мы - “волки”, в монастырском понимании этого слова, на нас свалилась вся черная работа по закладке монастыря, в нашу задачу входит подготовить почву для будущих “овец”.

Если мир – это муравейник, то монастырь – это термитник. Чем термиты отличаются от муравьев? Термиты, это существа, которым не нашлось места в мире, которых все вытеснили, и они едят то, от чего уже все отказались – древесину.

Монастырь от публичного дома ничем не отличается

 

Почему люди идут в монастырь? Человек обнаруживает условность всего того, чему его учили в миру. Тот мир для них разрушился - школа, университет, мирская семья – все они готовят человека для жизни в социуме, - а если ты понял, что социум тебя не устраивает? Поэтому и говорят, что в монастырь идут либо дурачки, либо очень умные. А куда им деваться? Монастырь это утилизатор для таких людей.

Скажу более, монастырь от публичного дома ни чем не отличается, во всяком случае, внешне. Кто идет в проститутки? Либо люди талантливые, либо отбросы общества. Кроме того, проститутки тоже не имеют детей.

У нас, в примонастырской общине, рождаемость значительно выше, чем в поселке. У нас все семейные, праздных нет. Причем что интересно, в монастырь-то приезжают осколки общества: мать ли с ребенком, которая не может своего ребенка прокормить; парень, который семью не может содержать, - это очень трудно в нынешнее время. И тут они соединяются, сходятся под крышей монастыря, получают благословение настоятеля и образуется семья, которая в миру никогда бы не родилась. Это не значит, что их тут случают, как животных - человек сам решает, с кем ему быть.

II. О ТАЙНЕ ЛЮБВИ

Монах – это семья в одном человеке

 

Само понятие любви сегодня имеет специфический оттенок в современной культуре, которого раньше никогда не было. Под любовью теперь понимается первая любовь, а в православной традиции первая любовь есть порождение дьявольское. Потому что первая влюбленность, она и неопытная, и недолгая, и телесн
ая. Раньше весь смысл существования семьи был в сохранении некой тайны. Все православие держится на тайне, которую нужно всеми силами охранять. Чем православная семья отличается от неверующей? Тем, что в православной семье мать хранит свою тайну, отец свою, и ребенок получает тайну от них в наследство. В миру же осталась одна таинственность. Мальчик знает, что у девочки есть некая тайна, когда он эту тайну раскрывает, у него как мыльный пузырь лопается; для него весь мир рушится, идеал разрушен - это, кстати, одна из причин самоубийств. А христианская семья совсем другую тайну хранит. Здесь идет не половое воспитание - в христианстве этому не нужно учить - это само, так или иначе, присутствует в образе жизни. И монах для православной семьи – это образец, который уже жизнью своей несет пример истинной чистоты, потому что он девственен. Он может ничего не говорить, но то, что он так живет, это уже действует соответствующе. Монах – это семья, воплощенная в одном человеке, это воплощенная тайна семьи. Монашеская жизнь - не противоестественна, а сверхъестественна. Когда у нас небо отобрали, то у нас сверхъестественное слилось с противоестественным ты можешь жениться на собаке, на козе, на ком угодно, разрешили однополые браки – все то, что противоестественно. Естественно – это когда создана семья. А сверхъестественно – это монашеская жизнь.

Не всем суждено стать монахами, но какой-то процент их всегда будет, - Господь кого-то выделяет, ставит на послушание. И получается, что монахи не размножаются, а вокруг них идет буйство жизни – за счет тех, кто себя, свое естественное в жертву приносит.

Это подтверждает и статистика, ведь известно, чем больше монастырей в стране, тем выше рождаемость.

Если мы уберем сверхъестественное, тогда мы естественное сохранить не можем и начинается сползание в противоестество, медленное и неуклонное. Потому что само по себе естество нестабильно, оно должно за что-то держаться сверху. Если в семье есть целомудренность, значит, эта семья не угаснет, она будет сохраняться. Если этого нет, она рано или поздно сползет в противоестество и распадется. Противоестество – это же огромная сила, это мощное воздействие на психику человека. Не случайно, все языческие культы основаны на противоестественном. Взять фараона, который имел право на инцест, – но на это имел право только фараон, этим он и возвышался над своими подданными. Или сегодня. Допустим, начальник захотел возвыситься над своими подчиненными, чтоб безгранично властвовать. А это возможно только в двух случаях: либо в тебе есть сверхъестественное - например, ты помазанник Божий, либо - противоестественное, когда ты состоишь в культе или секте, - тогда ты чувствуешь себя над толпой.

Монастырь - это та же консервная банка

 

Везде есть тайна, у каждого есть то, в чем ты оживлен. Если человек живет в автоматизме в миру, это, конечно, плохо. В монастыре же автоматизм - это веками испытанная метода физического труда, монастырь тем и занимается, что убивает в человеке все мирское. Человек приходит в монастырь, чтоб избавиться от страстей своих, и здесь механический труд на первом этапе очень помогает. В монастыре ведь нет никаких развлечений, здесь вообще ничего нет; монастырь - он как консервная банка. Поэтому в монастыре сразу начинает изнутри восставать то, что раньше было скрыто, за счет смены впечатлений, смены жизненных событий, – а тут все вылазит с такой силой, что если физической работой не выведешь, то можно взорваться или свихнуться.

III. О ПРАВОСЛАВИИ

Православие – это канализация для агрессивных людей

 

Я не утверждаю, что православие - это единственная истина. Источник можно черпать откуда угодно – будь-то Индия, Китай, Тибет – лишь бы было соответствие твоего внутреннего мира с внешним. Другое дело, что любое языческое учение черпает энергию из полноты творения, а христианство, оно в этом плане безумное учение, оно все тварное отвергает. Если буддийский монах занимается утончением планов, становится все тоньше и тоньше, то христианский монах может быть внешне груб, потому что он не обращает внимания на внешний, тварный мир, который он должен покинуть, он весь устремлен на Того, кто это все сотворил. Возможно, поэтому через православную церковь идет огромное количество агрессивных людей – это как канализация для них. А смысл заключен в том, что сама жизнь христианина не такая, он не умиротворен, он может быть умиротв

орен только после смерти или в святости.

IV. О ГРЕХЕ САМОУБИЙСТВА

Молиться за самоубийц - груз непосильный

Церкви даны ключи от рая, но от ада у нее ключей нет. Церковь не имеет права никого проклинать. Она может сказать, что самоубийство - это противоцерковное деяние, что это хула на Бога, но как с самоубийцей поступит Господь, церкви этого знать не дано. “Кто дотерпеши до конца, тот да спасется”. Бывает, что на человека находит скорбь, но Господь никогда не допускает скорби выше меры, Он всегда дает силу эту скорбь преодолеть – это основа веры. Если человек покончил с жизнью, значит, он отверг Божью помощь. Потому что жизнь мы не выбираем, значит и не имеем права ее самостоятельно обрывать. Раньше все знали, что самоубийство великий грех, и это был сильный сдерживающий механизм. А причина любого самоубийства в потере чувства любви.

Хоть по церковным канонам молиться и отпевать самоубийц нельзя - это правило - но с другой стороны, есть духовная практика. Я по себе знаю, что молиться за самоубийц, это груз непосильный. Что можно? Можно подавать за самоубийц милостыню не называя имени, хоть птичкам хлебушек покрошить.

V. О ДЕТЯХ НАШИХ

Нынешние дети знают только бесовский мир

В нынешних детях благодаря телевидению, кино, компьютерным играм очень развит низший мистицизм. Приходишь в любую школу: если ты им будешь рассказывать о Боге и ангелах, они начинают зевать – этот мир им не интересен и не понятен; но как только ты начинаешь говорить о бесовском мире – о бэтменах, пауках, гномиках - они тут же оживают, в этом они прекрасно разбираются – этот мир они знают и хотят ему подражать.

Те дети, что живут при монастыре, которые учатся в монастырской школе, в отличие от поселковых детей, знают еще и мир ангелов – им это легко дается, ведь ребенок он по своей сути мистичен, - и они реально прибегают к Божьей помощи. Детская молитва, это что-то удивительное. Христос, Божья Матерь – это ведь все конкретные личности и чтобы их узнать, нужно с ними постоянно разговаривать, нужно им молиться. Иначе ты не сможешь познакомиться с этой семьей. Допустим у человека неприятность. Как от нее избавиться? Мирские этого не знают, а местные – знают, и дети знают. Они приходят на исповедь и тяжесть снимается. Случается, что и они сопротивляются исповеди или причастию, но когда что-то случится, сразу бегут в храм – они умеют беду расшифровывать по православному, - если что случилось, значит, это наказанье Божье или предупрежденье.

VI. О ПОЖАРЕ В МОНАСТЫРЕ

монастырьО пожаре в монастыре писали и говорили много, но это все так далеко от истины. Еще задолго до пожара у нас начали происходить непонятные явления. Наша церковь стала буквально на глазах разваливаться, по ней пошли трещины, она ветшала как старик, который отжил свой срок. Возник вопрос – что делать? Пожар же случился сам собой – такого не бывает. Загорелось зимой под центральным куполом, где гореть нечему. Говорят, что при морозном воздухе, когда метет поземка, накапливается статическое электричество - и это может дать искру.

Горела только крыша, тушить мы, естественно, не могли. Мы только вынесли все из храма. Когда крыша сгорела, она рухнула.

Знаки

Еще до пожара, во время молитвы одному из наших монахов было сказано, что должен быть пожар. Были и другие знаки. У нас при монастыре живет эпилептик. Незадолго до пожара, в храме у него случился приступ, и он уронил икону, разбилось стекло. Одна столетняя старушка сказала: “Если икона разбилась, будет беда: либо храм сгорит, либо священник умрет”. То есть, так должно было быть. Потом один из старцев Оптиной пустыни говорил, что храм в нашем монастыре будет гореть, даже причины были указаны. Мы знаем и за что, и почему сгорел храм.

Теперь храм полностью перестроен - подвели новый фундамент, сделали железобетонную крышу, надстроили второй этаж - сейчас это совершенно другой храм, с иной энергетикой.

VII. О ПОСЕЛКЕ

Монастыри всегда строятся на сатанинских местах

Почему монастырь построили именно в Могочино? Монастыри часто строятся на костях, их задача грехи отмаливать. Наш монастырь строился за тех ссыльных, которых здесь с барж сгружали и они тут гибли тысячами – до нас их никто никогда не отпевал, не отмаливал. Они здесь до сих пор разбросаны по лесам, по болотам, по рекам. Это все не случайно, Божья Матерь конкретное место указала нашему настоятелю.

Но причина не только в этом. Могочино – необычное село, это остров. Оно существует только благодаря дамбе, его окружающей. Все соседние села могут расти куда угодно, Могочино не может, кругом вода, это тарелка плавающая в большой луже. Здесь все друг к другу прижаты, спаяны, тут внутри села сила огромная скрыта. Даже само название Могочино (могучее) – говорит само за себя.

Предполагают, что здесь было культовое место местных язычников, селькупов, ибо монастыри всегда строились на самых сатанинских местах. В этом смысле Могочино уникально. Тут ведь нет ни одного двора, где бы не было преступников – это уголовный поселок, - тут все сидели. Тут не то, что о духовности речи не может быть, у местных жителей непризнание закона возведено в абсолют – это их местно-чтимая особенность. Поэтому в этой дыре, в яме, в помойке и возник монастырь. Мы крайние, дальше нас на Север православных монастырей нет.

VIII. О РУССКОМ НАРОДЕ, О РОССИИ

Русские - самый верующий и, одновременно, самый неверующий народ

Сейчас много говорят о том, что до революции русский народ был более православен. Да, чепуха все это. Ленин почему назвал Толстого “Зеркалом русской революции”? Толстой вскрыл сущность русского народа, он говорил: Я знаю крестьян, ничего они не верят, им до лампочки и ваш бог и ваше православие. Толстой сам стал воплощать идеал русского народа. А революция - это была агрессия именно на православие. Только сейчас происходит настоящее воцерковление русского народа – это может длиться еще тысячу или две тысячи лет – магические, сатанинские глубины в каждом человеке вскрываются постепенно, они бесконечны. Русские – они и совершенно верующие, и совершенно неверующие. А революция показала, что православие высвободило русскую душу.

Настоящая Россия за горизонтом

Россия никогда не воспринималась, как одна из стран, - она стоит обособленно; жить в России всегда было религиозной задачей и спасение России воспринималось, как религиозная задача – это определяет ее бытие и смысл, а вне этого ее смысла и ее бытия нет. Смысл России в несении православия, ни какого другого смысла у нее нет. Через это сама Россия раскрывается, все в ней становится понятно и ясно, ее историческое, духовное бытие. И русский человек будет метаться до тех пор, пока не встанет на этот фундамент. Как только встал, все сразу становится ясно: он нашел свой дом, свое место, свое предназначение.

У меня веры и близко не находилось, а он позвал – и все. Настолько ясно и просто, когда он позовет, что и вопросов нет.

Это счастье бесконечное и ты готов хоть навоз всю жизнь кидать, только чтоб в этом находиться – потому, что жизнь же не кончается со смертью. Ну, прожил ты 60-80 лет, это же чепуха - главное начинается за порогом жизни. В этом основная проблема неверующих, они не знают о существовании того света, у них нет опыта того света. Не понимают, что это такая же реальность, та реальность она даже более реальна, чем эта. Настоящая Россия она там, за горизонтом, у Бога и мы все к ней идем. Наш дом не здесь, это только пустая декорация.

Русский – это не национальность, это религиозная задача

Эта сила вела Ермака вглубь России - они ведь шли с иконами, завоевывая практически без боя. Ермаку несколько раз являлся Николай Чудотворец. И остроги этой силой строились, и Русь этим строилась, и ни куда она не делась, - другое дело, что облако находит и все замутняется, и солнце становится не видно. Господь – это солнце правды, которое светит равно на всех. Это духовная реальность, с которой человек рано или поздно столкнется. Господь очень четко говорит: Кто не примет меня, тот либо споткнется, либо его раздавит. Русь взяла на себя тяжелый крест и несет его. Потому и нельзя убежать от Руси. Куда бежать от Руси, от русской тоски? Русские – это единственный народ, который определяет себя, как прилагательное - можно сказать русский немец, русский еврей или русский китаец, но наоборот не скажешь. Русский – это не национальная, это - религиозная задача, об этом писали все русские религиозные философы. В чем особенность русской философии? Без религии ее не существует, в России возможна только религиозная философия.

Русских вне религии нет

Русского народа без религии, без православия не существует. Есть что-то, что из него пытаются создать, но парадокс в том, что если православие изъять, Россия как нация прекратит свое существование: территорию потеряет, народонаселение потеряет, язык утратит, ассимилируется, - это все очень быстро происходит, в мире тому есть масса примеров. У индейцев какая была мощная цивилизация, исчезла. Евреи же напротив, сколько их не давят, они все живут и процветают, потому что веру сохранили.

IX. О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

В перевоплощении на самом деле все очень просто. Дело в том, что православному смысла нет перерождаться: один раз сделал выбор и ты спасся. Все святые об этом говорили, что православие с реинкарнацией ни как не стыкуется, именно по смыслу. Почему возникло перевоплощение? Из-за несоответствия вечного и временного. Почему я за временную жизнь должен вечно расплачиваться? Чтобы принять перевоплощение, нужно встать на почву восточной эзотерики, а христианство ни куда не пристегнешь, если ты во Христе, то во всем остальном смысла нет.

За что многим не нравится христианство? Христианину жизнь дана один раз, и ты должен затратить много сил, чтоб прожить ее должным образом.

Христианство никого не обманывает. Христос никогда не говорил, что вы будете жить лучше других. Он напротив говорил, когда вы уверуете, вас будут гнать, проклинать, ненавидеть, убивать – и самое главное зазря, без всякой видимой причины. А вы должны этому радоваться и веселиться. Христианство полностью ориентировано на тот свет, оно эсхатологично и апокалиптично. Но конец света страшен только для неверующих, христиане каждый раз призывают: “Отче наш, да прииде царствие Твое...” - то есть призывают конец света.

Христианство говорит: Мир жесток, он обречен на вымирание, плоть разваливается, экологические проблемы будут нагнетаться, и конец света неизбежен. Это жестоко, но с другой стороны, это правда. Господь сказал: Но вы не бойтесь, потому что я победил мир и вы не ищите жизни здесь, а ищите жизни той, а тут вам приложится. Христианство не строит мир социальной справедливости, оно говорит, что рай на земле невозможен, – будь то коммунизм или демократия, - христианство не занимается утопиями. И на это не нужно тратить ни времени, ни ресурсов. А сегодня все ресурсы человечества как раз направлены на то, чтоб построить общество социальной справедливости. Церковь, она всегда в конце, всегда на горизонте.

Господь “руками бесов” ведет нас ко спасению

Источник энергии един для всех – он Божий. У бесов ведь нет энергии (как и зла, нет). Они потому и охотятся за человеком, его энергией, что своей не имеют. Почему в христианстве нет дуализма? Потому что зла нет. Зло – это всего лишь искажение добра и, парадокс в том, что страсти, это искаженные добродетели, поэтому ко всему можно относиться, как к добру. А Господь “руками бесов” ведет нас ко спасению, в этом им главная язва, ибо поневоле вынуждены творить добро. А сам человек может быть орудием Божьей воли даже и, не подозревая об этом.

ДОПОЛНЕНИЯ

Куда девать монастыри?

Куда девать монастыри и церкви? Им сегодня нигде нет места. Им можно, скажем, дать социальное задание, например, за убогими ухаживать. Потому что молиться – это ведь не социальная задача, она ничего не воспроизводит, - это достаточно фундаментальная проблема.

Охотники за состояниями

Когда стали изучать плетения словес в старинных житиях, поняли, что они рождаются из внутренней тишины. А для этого нужно выйти из суеты. Писатели, философы – все эти люди необычные, это охотники за состояниями.

О православной традиции

Серафим Роуз сказал: В православии вера не передается, потому что традиции вообще нет. Живой Господь сам творит веру в каждом из обретших ее. Почему православие несокрушимо? Потому что ничего передавать не надо – из пустого места все произрастает, мир в запустении и Он “творит из камней рабов своих”.

Комментарии
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - 12.07.2015 в 17:47:
    Всего комментариев: 1
    А.....ПО МОЕМУ....ПО ВСЕМУ ЭТОМУ ПСИХУШКА ПЛАЧЕТ...А ВЕДЬ ВСЁ ТО И ПРИВЛЕКАЕТ...
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 0
  • правда жизни - 22.01.2016 в 23:57:
    Всего комментариев: 1
    а что за сожительство тамошнего духовника с игуменьей монастыря? Больше 20 лет они не разлей вода друг с другом,она расчесывает его волосы на голове,ласково Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
    • sharp - 22.07.2016 в 13:38:
      Всего комментариев: 2
      все это правда!!! каждое слово подтверждаю!!! молоток правда жизни. правду не спрячешь.
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
  • М.Б - 24.01.2016 в 16:22:
    Всего комментариев: 1
    что тут наговорено этим Мемноном,конечно соответствует духу так называемого "монастыря",уже на будущее все для себя расписали,через 30,50 лет самого их игумена в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • sharp - 22.07.2016 в 13:36:
    Всего комментариев: 2
    Мемнон, ты брехло. Но надо отдать тебе должное. Брехло с талантом. Твоя брехня перемешана правдой поэтому выглядит правдоподобно. Но от твоих писюлек смердит Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • +79137995338 - 29.07.2016 в 09:57:
    Всего комментариев: 1
    Мне приходилось бывать в Могочино,ну на монастырь это не совсем похоже,а больше на гараж для машин с общим кельдымом для всех.В Могочино любят сами себя Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Михаил - 29.07.2016 в 17:37:
    Всего комментариев: 3
    Ну материться всё же непристойно если верующий,а правда в комментах конечно же есть..мамаши что туда поуехали из городов, их детки выросшие потом не знают куда Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
  • Михаил - 29.07.2016 в 17:47:
    Всего комментариев: 3
    а на психу там частенько попадают
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Сергей - 01.08.2016 в 13:42:
    Всего комментариев: 3
    А зачем о.Иоанну деньги просить у архиерея,когда на него куча спонсоров работает,о.Матфей по всей стране разъезжает всех богатеньких собрал в свои чада,в Томске Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 2
  • Антонина - 22.08.2016 в 18:35:
    Всего комментариев: 3
    Отец Иоанн не старец,каким его пытаются представить экзальтированные его "пророчествами"
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Антонина - 22.08.2016 в 18:43:
    Всего комментариев: 3
    Михаил,а затем что там главное строить и строить и ещё раз строить,потому что так затеяно самим отцом Иоанном.В том что он не старец,убедилась на собственном Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Антонина - 22.08.2016 в 18:57:
    Всего комментариев: 3
    хотя бы обратили внимание что молодых послушниц там нет,одну они обженили с местным рабочим,теперь она на Волоке детей без конца рожает,другие что были, сами уехали Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение