МУЖЕСТВО ОТЧАЯНИЯ

29-05-2003

Автор этих строк поздравляет собравшихся с собственным возвращением на сайт “Лебедя” и повергает к их стопам новейший экзистенциальный размышлизм.

Валерий СердюченкоТургеневский Базаров не верил ни в Бога, ни в черта, а знал только, что он умрет, “и из его могилы лопух вырастет”. А ты, читатель, веришь в загробную жизнь? Тогда опиши ее своими словами. Уверен, ничего не получится, как не получалось даже у авторов Библии, благоразумно заграждавших свои уста, как только дело доходило до потусторонних интерьеров. Прочитаем Ветхий и Новый Завет непредвзято: это очень “посюсторонние” книги. Они состоят исключительно из земных сюжетов и лиц. “Небесные кущи” употребляются там исключительно как поэтический словообраз. Даже евангелисты не рисковали живописать пребывание Иисуса Христа на небесах. Воскресший Христос воскресает именно как физическая особь из плоти и кости:

“Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа;
Но он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите-ка на руки Мои и ноги Мои; это – я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у меня.
И сказав это, показал им руки и ноги.” (Евангелие от Луки )

Собственно говоря, миф о загробной жизни - это миф, состоящий из одного названия. Здесь есть верующие? Пригласим-ка их доказать обратное. Уверен, со второго слова приглашенный начнет нести такую чушь, что аудитория Лебедя” опустеет. Помните, у Гоголя: “Один только полицмейстер долго слушал, думая, не будет ли по крайней мере чего-нибудь далее, но, наконец, и он рукой махнул, сказавши: “Черт знает, что такое!”

Выразить “загробный мир” в словах невозможно. А в цветах и красках? Изобразительному искусству он поддается. Но что изображают? Каких-то толстомясых ангелов и грешников, которых поджаривают на сковородке. Если это потусторонний мир, то он похож на детские страшилки.

Однако простолюдина такой образ устраивает. Его вообще всё устраивает. Например, прожив полвека в твердокаменных советских атеистах, он снова заполнил собою церкви, которые стали расти, как грибы и соперничать в архитектурной роскоши с бывшими обкомами партии. Это просто уму непостижимо, как легко и быстро церковники вернули под свою эгиду огромные массы людей.

Но простолюдин на то и простолюдин, чтобы веровать что в Бога, что в Кощея Бессмертного, что в Партию. Голова ему дадена в основном, чтобы ею есть. Когда же видишь в церкви интеллигента, преисполняешься искреннего недоумения. Ведь прерогатива интеллигента в том и состоит, чтобы вольтерьянствовать и сомневаться, а не бить поклоны перед доской, размалеванной странствующим богомазом. Если мне возразят напоминанием о русской религиозно-философской школе рубежа 19-20 веков, я защищусь авторитетом Льва Толстого, называвшего Бердяева “Белибердяевым”, а Льва Шестова “модным парикмахером”. Великий старец совпадал в данном вопросе с отвратительным Лениным, посадившем однажды всю эту философскую братию на знаменитый “философский пароход”, который вывез ее за пределы Советской России.

Короче говоря, верующий интеллигент – это глокая куздра, сапоги всмятку. В основе его веры скрыто желание порисоваться. Недавно в Израиле были опубликованы (а в “Лебеде” прокомментированы) мемуары Нины Воронель “Без прикрас”, наделавшие изрядного шуму по обе стороны океана. Нина Воронель – одна из примадонн правозащитного движения в СССР. Промолчав без малого 40 лет, она высказалась об этом движении открыто и до конца. Оказывается, первоцвет правозащитного диссидентства во главе с Андреем Синявским курировался спецслужбами КГБ. Но дело не в этом, а в том, что Синявский поражал воображение присутствующих еще и своей православностью. Об искренности этого православия судите сами:

Мемуаристка: - Я понимаю, как ты, Синявский, накоротке с Господом Богом разговариваешь. Но непонятно мне, зачем тебе для этого в церковь ходить, земные поклоны при всех бить? Ведь с Богом и наедине поговорить можно?

Синявский: - Это что же - весь русский православный народ с Богом в церкви общается, а я, Андрей Донатович Синявский, такой аристократ, я дома с ним общаться буду? Нет уж - я, как весь русский народ, я в церковь пойду!

Мемуаристка: - Я ему поверила, а он и тут меня обхитрил. По переезде в Париж, где бол
ьшинство русских эмигрантов - националисты и церковные прихожане, Синявского как подменили. Из русского националиста он превратился в либерала и в церковь ходить перестал. Потому что, когда все вокруг были либералы, интернационалисты - он играл в националиста, славянофила и верующего. А когда вокруг все оказались славянофилы, националисты и православные - он тут же вышел из общих рядов и опять оказался вовне. Потому что он мог быть только один! Это - его главная черта. Быть одним-единственным.

Вот она, истинная цена интеллигентской религиозности: быть единственным”, красоваться и вешать лапшу. По-настоящему умный человек никогда на этот тщеславный крючок не попадется. Например, удел автора этих строк – мужественное отчаяние. Он дает себе отчет, что никто и ничто не воскреснет, что религия – опиум для народа, что Бога нет, и что после смерти его ждет только смерть.

"Риэ помрачнел.
-- Знаю, так всегда будет. Но это еще не повод, чтобы бросать борьбу.
-- Верно, не повод. Но представляю себе, что же в таком случае для вас эта чума.
-- Да, - сказал Риэ. - Нескончаемое поражение."

Это из “Чумы” Альбера Камю, абсолютного авторского кумира. Рекомендую каждому здравомыслящему интеллигенту. Камю советует ни на что не надеяться, ничему не верить и ничего не просить. Жизнь есть нескончаемое поражение, заканчивающееся смертью, - учит Камю. Жизнь есть смертельное заболевание, передающееся половым путём, – учит Камю, Кшиштоф Занусси и автор этих строк.

Но разве это причина проживать её в полусогнутом состоянии? Жизнь дается человеку только один раз, и нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”. Это слова еще одного кумира вашего покорного слуги и автора сего. Николай Островский и Альбер Камю выразили своими судьбами экзистенциальное самодостоинство человеческого бытия. Они доказали его, сражаясь в передовых отрядах борцов за счастье человечества. Первый участвовал в Великой Октябрьской революции, второй во французском Resistanse. И оба являлись абсолютными, патентованными атеистами! Но нравственной чистотой своих подвигов они не уступили подвигу Иисуса Христа.

Будем же тверды и мудры. Выбросим из своей головы байки о загробной жизни и вслушаемся вот в этот великий мужественный текст:

"Не думай о нашем страданье, - всему наступит конец.
В груди удержи рыданья – слезам наступит конец.
Придет пора увяданья – цветам наступит конец.
В душе не храни ожиданья – душе наступит конец.
Мне чашу подай, виночерпий – всему наступит конец.
Нас сгложут могильные черви – всему наступит конец.

Возлюбленная прекрасна – она истлеет в земле.
Рот ее нежно-красный – и он истлеет в земле,
Локон на шее страстной тоже истлеет в земле,
И раз ее образ ясный должен истлеть в земле, -
Мне чашу подай, виночерпий – всему наступит конец,
Нас сгложут могильные черви, всему наступит конец.

Умрет властелин вселенной, - что выживет он, не верь.
И царство его погибнет – во власть и закон не верь.
Всё в мире непостоянно. Что мудр Соломон – не верь.
Вращению мирозданья, если умен, не верь.
Мне чашу подай виночерпий, - всему наступит конец.
Нас сгложут могильные черви, - всему наступит конец.

А если за годом годы – сто веков расцветет,
И если, шумя листвою, сто садов расцветет,
То разве душа от лживых, от жалких слов расцветет?
Нет! Чашу подай, виночерпий, - всему наступит конец.
Нас сгложут могильные черви – всему наступит конец.

Цену этому миру знал Видади больной.
Мир о пощаде просит, словно набат ночной!
Что за столпотворенье там, в суете земной?
Жизнь коротка, не будет жизни еще одной.
Мне чашу подай виночерпий, - всему наступит конец.
Нас сгложут могильные черви – всему наступит конец.

Но – повторим мы в последний раз - “могильные черви не причина капитулировать, заламывать руки, застывать в бездействии и верещать на судьбу.

Для желающих высказать личные возражения или согласиться с автором: его электронный адрес – val_serd@ukr.net

26.06.2003

Комментарии

Добавить изображение