РЕЦЕПТ НА УРОВНЕ ПЛАЦЕБО

05-08-2003

Одним из неутихающих национальных конфликтов в неспокойном нашем мире, крайне негативно отражающемся на судьбах тысяч и тысяч людей и в значительной степени отравляющем всю международную атмосферу, является армяно-тюркское противостояние. Идущее из глубины веков, оно приобрело особую остроту и актуальность в постсоветский период, когда долгие годы загоняемая вовнутрь болезнь, как гнойная язва, вдруг прорвалась наружу, провоцируя все новые и новые болезненные очаги. Однако, как бы ни были остры противоречия между конфликтующими сторонами, как бы ни жгла души людей жажда по-своему понимаемой справедливости, рано или поздно ответственные представители противоборствующих сторон должны прийти к какому-то разумному соглашению, установлению мира и добрососедских отношений между искренне жаждущими спокойствия народами. Автор сих строк желает внести посильную лепту в попытки найти приемлемое решение застарелого конфликта, хотя и понимает за какую сложную и неблагодарную работу он берется, ибо при всем стремлении оставаться объективным не избежать ему подозрительности и непонимания с одной стороны и обвинений в предательстве интересов собственного народа с другой.

На сегодняшний день глобальный армяно-тюркский конфликт сводится к нескольким основным проблемам:

  1. Признание Турцией геноцида армян в годы Первой мировой войны.
  2. Компенсация Турцией морального и материального ущерба, нанесенного жертвам геноцида.
  3. Решение проблемы изгнанного народа, то есть урегулирование территориального вопроса.
  4. Проблема Нагорного Карабаха.
  5. Проблема Нахичеванской области.

Хотя за исключением первого и четвертого пунктов все остальные вопросы никогда не поднимаются на международных форумах, именно они, на самом деле, в большей степени являются тормозом для разрешения формально обсуждаемых проблем. Действительно, ведь Турция опасается не самого факта признания геноцида, а тех компенсаций, которых, естественно, потребует Армения в этом случае, а Азербайджан сейчас больше должна беспокоить не потеря Карабаха, которая де-факто уже произошла, а возможные претензии вдохновленной окончательной победой Армении на исторический армянский Нахичеван.

Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Итак, пункт 1 – признание Турцией геноцида армян. Как уже отмечалось, само по себе признание этого исторического факта ничего, кроме уважения международного сообщества, Турции принести не может. Но здесь имеется одна небольшая внутренняя проблема: отрицая в течение долгих лет ответственность турецкой стороны за чудовищные преступления времен Первой мировой войны, власти этой страны, не нашли ничего лучшего, как перевернуть все с ног на голову, представляя дело таким образом, будто, наоборот, армяне беспощадно резали беззащитных турков, и такая политика создала внутри страны определенное общественное мнение, атмосферу ненависти и презрения к вероломным соседям. Признав разом совершенные предками преступления, современное турецкое правительство может столкнуться с непониманием и протестами собственного населения, но эта проблема не является трудноразрешимой достаточно загодя начать продуманную пропагандистскую компанию и потихонечку довести общественное сознание до понимания того, что же произошло на самом деле в те далекие непростые времена.

Пункт второй, при всей его кажущейся сложности, также не является камнем преткновения: во-первых, армяне вовсе не так упорны и последовательны в отстаивании своих материальных интересов, а во-вторых, и это самое главное, прошло слишком много времени, чтобы сегодня можно было найти концы давно прошедших дел и предъявить юридически обоснованные иски на выплату компенсаций потомкам потерявших когда-то свое имущество людей. Такую точку зрения можно проиллюстрировать весьма характерным фактом: американская страховая компания New York Life, продавшая еще до Первой мировой войны значительное количество страховых полисов гражданам Турции армянского происхождения, лишь в 2001 году согласилась выплатить компенсации потомкам замученных в Турции клиентв в случае, если они юридически обоснуют свое прямое родство. Насколько мне известно, до сего дня количество получивших компенсацию незначительно, что, в принципе, вполне объяснимо. В этом свете риторическим звучит вопрос: если в цивилизованной Америке люди со
страховыми полисами на руках за давностью лет не могут получить законную компенсацию, можно ли ожидать, что потомки затерявшихся давным-давно в песках Мессапотамии крестьян смогут доказать свое право получить от современной Турции хотя бы ломаный грош? Как ни крути, скорее всего в этом вопросе дело ограничится, в конце концов, чисто символической компенсацией правительству Армении или армянским общественным организациям за рубежом. Конечно, это несправедливо, но такова реальность.

Наиболее сложной на самом деле представляется проблема изгнанного народа. И именно здесь автор статьи хочет внести неординарное предложение, которое, кажется, способно решить проблему по принципу “и овцы целы, и волки сыты”. Что же это за волшебная палочка?

АраратОчень просто. Турция объявляет Армянскую автономию на тех землях, которые когда-то принадлежали армянам, и приглашает всех желающих прийти и поселиться на родине своих предков. (На фото: библейский Арарат, расположенный на территории Турции. Так он выглядит из Армении. - прим. ред.) Турция смело может объявить, что права автономии будут расширяться по мере возрастания в ней армянского национального элемента вплоть до проведения референдума о создании независимого государства. Турецкое правительство может себе позволить даже такой жест, как материальная поддержка прибывающим на постоянное жительство армянам. Потому что никто никогда не приедет. И это будет окончательное решение проблемы. Турция продемонстрирует свою добрую волю и честные намерения, и армянам придется только вежливо поблагодарить и пожать протянутую руку. Ибо ни один армянин (да и любой другой разумный человек) не оставит свой дом в Южной Калифорнии, или предместье Парижа, чтобы ехать на постоянное жительство в страну, где (будем откровенны до конца) и сегодня нет никакой гарантии безопасности для христианского (и не только) населения. Турция не рискует даже в том случае, если какое-то количество фанатичных армян-патриотов все-таки решится переехать на родину предков – что может означать пара-другая десятков, или даже сотен тысяч армян в многомиллионной мусульманской среде? Ничего кроме ощутимой пользы от них (армяне в былые времена играли очень важную роль в общественной жизни Турции) страна не получит. Так что с армянами проблема будет разрешена довольно просто.

Но при таком решении армянского вопроса неизбежно произойдет обострение другой внутренней турецкой проблемы – курдской. Ибо если ставшим в Турции абстракцией армянам даруется автономия, то многомиллионному коренному населению нескольких вилайетов Турции, как говорится, сам Бог велел. Тем более, что курды ведут многолетнюю кровопролитную борьбу за признание своих национальных прав.

Это действительно очень серьезная проблема, но надо сказать, что она существует объективно вне связи с армянским вопросом и долгие годы является основной головной болью для турецкого правительства. Так что найти ее решение оно обязано в любом случае. И решение в предлагаемом ключе одновременно с армянским вопросом является, по-видимому, не только разумным, но и, пожалуй, единственно возможным. Ибо постоянная, пусть и вялотекущая война внутри страны в конце концов ничего, кроме развала государства, Турции не обещает. Решение же двух важных политических проблем в одном пакете сулит ей немало преимуществ. Начать хотя бы с того, что курды и армяне претендуют на одни и те же “исторические” земли, так что в процессе “автономизации” их интересы неизбежно столкнутся, что даст возможность Турции умело направлять претензии последних друг против друга. Но главное заключается не в этих нечистоплотных, но, к сожалению, принятых и неизбежных политических играх, а в том, что, только даровав некоторую степень самоуправления курдам, Турция может добиться мира и спокойствия в стране, но никак не путем подавления национального самосознания многомиллионного самобытного народа. Армянский вопрос может послужить просто хорошим катилизатором для решения действительно важной и трудноразрешимой для Турции внутренней проблемы. Необходимо только проявить политическую волю и истинную мудрость, понимая, что времена решения национальных проблем путем жестокого насилия действительно ушли в безвозвратное прошлое. В этом контексте нелишне напомнить, что западный мир окончательно утвердился в необходимости сокрушения режима Саддама Хуссейна именно по

сле его варварских химических атак гражданского населения Курдистана, равно как и режима Милошевича после жестокого подавления албанского населения Косово.

Соглашаясь на такие невозможные для тюркского менталитета уступки, как национальные автономии, Турция должна также четко осознавать, что современный мир очень быстро движется по пути всеобщей интеграции, так что все эти автономии и прочие разделительные признаки между народами (включая и суверенные границы) очень скоро потеряют какой-либо смысл, и только жесткое подавление национального самосознания действительно может задержать этот естественный и прогрессивный процесс, вызывая активное противодействие оскорбленного национализма.

Две оставшиеся проблемы, связанные с взаимоотношениями Армении с Азербайджаном, на мой взгляд, сегодня уже во многом потеряли по существу свою остроту. Формально выступающий главным объектом бесконечных мучительных переговоров Карабах на самом деле практически уже полностью интегрировался с Арменией, так что в реальности невозможно представить, чтобы он в какой-либо форме был возвращен в состав Азербайджана. Несомненно, это хорошо понимают и в Баку, и в Анкаре, но продолжают жесткий дипломатический, политический и экономический прессинг, дальней целью которого является создание таких условий для Армении, когда она согласится на минимальные уступки (по всем азимутам) со стороны своих тюркских соседей. И эту политику можно понять. Вопрос только в том, что при решении всех существующих проблем в одном пакете, который и предлагается здесь к рассмотрению, можно действительно окончательно урегулировать отравленные многовековой враждой армяно-тюркские отношения и дать, наконец, возможность исстрадавшимся людям вернуться к созидательному труду и развитию, а не разрушению собственной культуры. В этом пакете Армения должна будет поставить свою подпись под окончательными границами с соседями, которая обезопасит Азербайджан от дальнейших поползновений армянских националистов на исторический Нахичеван, так же безвозвратно ставший азербайджанским, как Карабах – армянским.

Вот такое предложение. Вполне реализуемое, если воздержаться от истерик и исходить из существующей реальности, а не из великодержавных фантазий или глубоких исторических воспоминаний. Анализируя это предложение, нельзя не обратить внимание, что по существу предлагается оставить все, как есть, и только расстановкой некоторых эмоциональных акцентов добиться умиротворения бушующих попусту страстей. Поймут ли эту простую истину люди, называющие себя политиками?

И в заключение несколько необходимых, по-видимому, слов.

Прочитав эту статью до конца, иной защитник тюркских интересов может воскликнуть: “Ты посмотри, этот хитрый армянин хочет устроить все таким образом, чтобы Армения выиграла игру на все 100 процентов! По его схеме Армения получает Карабах, армянскую автономию в Турции и международно признанные границы, а что же она отдает за все это?”

Право, не хотелось бы размениваться на подобные торгашеские разговоры, но поскольку такие восклицания, несомненно, будут, вынужден напомнить: Армения отдала за эти крохи 1,5 миллиона жизней невинно загубленных людей, она отдала свою обширную историческую родину с цветущими садами и древними памятниками, развитыми городами и высокой культурой. Она отдала столь многое, что потеряв все это, она по всем законам бытия не должна была сохраниться и сама. Но она сохранилась.

Как отмщение, или награда?
Кому и когда?
Кто как поймет.
Когда поймет.

Комментарии

Добавить изображение