Независимый бостонский альманах

ГАЛЕРЕЯ РУССКИХ ЛОЖ

19-03-2003

Настоящая публикация является продолжением "Галереи масонских портретов", опубликованных в 331 от 06 июля и 332 от 13 июля.

Нельзя не набросать, пусть даже крайне лаконично, абрисы русских зарубежных лож Серебряного Века. Вот они, в порядке не хронологического, но масонского старшинства…

Совет Объединения Русских Лож

1 декабря 1918 года был образован Временный комитет Российского Франкмасонства под председательством Леонтия Кандаурова. В первый состав комитета вошли граф Нессельроде, генерал-лейтенант Война-Панченко, известный в России крупнейший промышленник Н.К. фон Мекк, художник Широкова и адвокаты Грубер и Рапп. Комитет этот многажды менял свой состав, но, к моменту институционализации в 1922 году приобрел следующий, законченный состав: Л.Д.Кандауров, Ф.Ф.Макшеев, Г.Б.Слиозберг, В.Д.Аитов, А.И. Мамонтов и П.А.Половцов. К решениям своих задач основная ячейка комитета активно привлекала братьев, постепенно посвящавшихся во французские и английские ложи, П.Бобринского, Мариновича, адмирала Посохова, генерала Марченко, графа Эммануила Беннигсена, В.Н. Скрябина и др.

Совет Объединения Русских Лож был сформирован в 1934 году на базе Временного Комитета с согласия Федерального Совета ВЛФ ввиду невозможности официального создания русской Великой Ложи во Франции (за отсутствием национальной территории). Первый руководитель Князь Владимир Леонидович Вяземский. Первая попытка образования Совета предпринята в еще в 1925, но из-за финансовых сложностей потерпела крах. Независимый от Временного комитета русского масонства орган - финансово-хозяйственная комиссия русских лож Древнего и Принятого Шотландского Устава создана в 1930. Функции Временного комитета фактически перешли к Совету в 1931. Работал как совещание представителей русских лож Шотландского Устава с 21.3.1934, с 16.10.1934 - как Совет. В Совет входили досточтимые мастера и по два человека от каждой ложи по выбору (см. также отдельные ложи). До Второй мировой войны работал на рю де л'Иветт, после - на рю Пюте. Реконструирован в 1965, после раскола в русском парижском масонстве.

Русский Особый Совет 33 градуса.

 

Был сформирован в 1936 году на основании решения Международной Конференции Верховных Советов, прошедшей в 1935 году в Брюсселе (Разрешение на открытие было получено 19.6.1935). Таким образом, просьба об основании суверенного Русского Верховного Совета 33 градуса, адресованная русскими масонами 33 градуса Верховному Совету для Франции, была удовлетворена лишь частично. Внутренний регламент Совета получил одобрение Верховного Совета для Франции 19 декабря 1936 года. Первое заседание проведено 3.6.1935. РОС работал в союзе Верховного Совета Франции и являлся советом 33-й ст. русских лож Древнего и Принятого Шотландского Устава. Члены Совета входили в него пожизненно. Временно прекращал работу в 1945 из-за позиции И.А.Кривошеина.

Консистория "Россия"

 

Основана 18.12.1926. Инсталлирована 10.2.1927. Объединяла русских масонов 32-й и 33-й ст. Древнего и Принятого Шотландского Устава. Работала в союзе Верховного Совета Франции под #563. До войны заседания проходили в масонском храме на рю Иветт. 8.9.1939 прекратила работы всех русских лож впредь до особых распоряжений. После войны работала в помещении Великой Ложи Франции на рю Пюто.

Ареопаг "Ордо об Као" (1927-1968)

 

Основан 15.6.1927. Открыт и начал работы 16.3.1933. Русская мастерская 30-й ст. Древнего и Принятого Шотландского Устава, работавшая в союзе Верховного Совета Франции под #639. Заседал в масонском храме на рю де л'Иветт каждую 1-ю среду месяца по июль 1939. Возобновил деятельность 9.7.1945, работал на рю Пюто. Вероятно, прекратил свою деятельность до 1968, а оставшиеся члены мастерской присоединились к ареопагу Лютеция.

Капитул "Астрея" (1922-1979)

 

Инициативная группа по созданию розенкрейцерского капитула русских масонов Древнего и Принятого Шотландского Устава провела свое первое заседание на квартире Ф.Ф.Макшеева 21.12.1920. Смета капитула была обсуждена 26.2.1921. Разрешение на открытие капитула было получено от Верховного Совета Франции в июне 1921, одобрено создание капитула этой же инстанцией 25.1.1922. Основан 15.11.1921, официально открыт 21.11.1921 (возможно, на месяц раньше). Работал по третьим субботам месяца в союзе Верховного Совета Франции в масонском храме на рю Пюто под #495. Первона

чально предназначался для посвящения в 4-18-ю степени, в 1925 передал часть функций ложе усовершенствования Друзья Любомудрия и стал принимать лишь в 18-ю ст. В 1972-1974 заседал совместно с капитулом Ле Тринитер (основан 27.3.1831, союз Верховного Совета Франции #44), затем прекратил свою работу. Формально существовал до закрытия русских лож в Париже в 1979.

Ложа совершенствования "Друзья Любомудрия" (1926-1939)

Основана 10.7.1925. Инсталлирована 19.7.1926. Ложа усовершенствования для русских масонов, работавших по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу в 4-14-х степенях. Работала в союзе Верховного Совета Франции под #542. Собиралась по средам. Заседания проходили: в 1931-1939 в русском масонском доме на рю Иветт; в 1934 также на квартире И.А.Кривошеина; в 1939 в масонском храме по рю Пюто.

Ложа "Астрея" (1922-1979)

Основана 10.12.1921. Инсталлирована 14.1.1922. Работала по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу в союзе Великой Ложи Франции под #500. Работала в масонском храме на рю Пюто (за исключением времени существования русского масонского дома на рю Иветт). Во время войны была закрыта, реконструировалась 25.3.1945. Соединилась 4.12.1956 с ложей Гермес. Около 1969 к ложе присоединилась ложа Юпитер. 2.1.1972 к ложе присоединились члены ложи Северная Звезда. 12.2.1976 к объединенной ложе Астрея-Юпитер присоединилась ложа Лотос. Работала до 15.12.1979.

Наиболее интересные, самые живые, самые трогательные воспоминания об "Астрее", это, наверное, воспоминания, прозвучавшие на Торжественном праздновании сорокалетней годовщины Достопочтенной Ложи "Астрея" в 1962 году:

14-го Января текущего года исполнилось 40 лет со дня основания в Париже старейшей русской мастерской, Досточтимой Ложи "Астрея".

Эту годовщину можно считать праздником всех русских вольных каменщиков Шотландского Устава, так как Астрея была ложей-матерью всех русских мастерских, основанных в Париже с 1922 по 1932 год в лоне Великой Ложи Франции.

На Торжественном Собрании 26-го января, посвященном празднованию этой знаменательной годовщины, на котором, помимо "астрейцев", присутствовали делегации от всех русских мастерских, было произнесено много речей, в которых присутствующие братья попытались вспомнить события недавнего и в то же время столь далекого прошлого и воскресить в памяти образы наших дорогих ушедших на Восток Вечный братьев, которым мы столь многим обязаны, не говоря уже о самом факте нашего существования.

Председательствующий Досточтимый Мастер брат Б.В.Капланский предоставил, в первую очередь, слово брату П.А.Бобринскому, одному из двух оставшихся в живых, - вместе с нашим дорогим братом Наместным Мастером В.Д.Аитовым, – основателей "Астреи".

Я приведу несколько уцелевших отрывков из речей, произнесенных отчасти в храме, отчасти за последовавшей братской трапезой.

Брат П.А.БОБРИНСКОЙ

Ваш Досточтимый Мастер просил меня взять слово на сегодняшнем торжестве в качестве одного из последних могикан из числа учредителей ваше славной Ложи.

Естественно, мне хочется прежде всего вспомнить знаменательный в истории нашего русского масонства день 14-го Января 1922 года, когда была инсталлирована Достопочтенная Ложа "Астрея". Церемония эта, как мне помнится, происходила здесь, на рю Пюто, в теперешнем большом храме высших градусов. Если память мне не изменяет, инсталлировал нас тогдашний Великий Мастер брат Welhoff. Помню, как сейчас, на Востоке братья Chaillé и Monier, бывшего тогда, вероятно, федеральным советником, - двух французских братьев, сыгравших исключительную роль и истории нашего общего дела.

После собрания состоялась торжественная агапа в храме напротив, бывшая тогда в распоряжении синих лож. Ни ресторана, ни буфета в здании Великой Ложи тогда не было, и агапа была организована собственными силами, при помощи тогдашнего привратника здания брата Potié, жена которого была превосходной кухаркой.

Я постарался восстановить по памяти список учредителей ложи. Мне это было сравнительно легко, так как, начиная с осени 1921 года, мы часто собирались в отдельном кабинете большого ресторана, типа таверны, на углу бульвара С. Мишель и рю Суфло (теперешнем "La Capoulade"). В этом ресторане и было положено начало русского масонства заграницей, по почину русского консула в Париже Л.Д. Кандаурова, сумевшего вдохнуть во всех нас веру в предпринимаемое дело.

Вот список братьев, которых мне удалось вспомнить:

  • Л.Д. Кандауров,
  • Ф.Ф.Макшеев, женатый на сестре Кандаурова, молодой тогда еще инженер, составивший себе уже имя в железнодорожном строительстве; первый Досточтимый Ложи "Астрея".
  • Н.В.Чайковский, еще стройный и бодрый старик, с окладистой белой бородой, народный социалист, видный представитель освободительного Движения.
  • Савинков, известный социалист-революционер, вскоре уехавший в Россию и там трагически погибший.
  • Б.Н.Кедров, возглавлявший отколовшуюся в эти дни группу членов кадетской партии.
  • А.И.Мамонтов, видный представитель московского купечества.
  • В.А.Нагродский, инженер путей сообщения, будущий Досточтимый Мастер Ложи "Гермес", муж известной писательницы.
  • Э.П.Беннигсен, видный деятель Российского Общества Красного Креста, ныне здравствующий.
  • У.Д.Аитов, которого мы, к сожалению, не имеем радости видеть сегодня с нами,
  • Н.В.Маринович, недавно только покинувший наши ряды.

Я нарочно сказал несколько слов о каждом из этих братьев, чтобы подчеркнуть, я бы сказал, "общественный" характер первого состава ложи "Астрея". О посвятительной природе масонства знал один лишь Кандауров, уже несколько лет состоявший в Ордене и хорошо знакомый с его историей и эзотерикой.

Большинство были эмигрантами, совсем недавно прибывшими во Францию, молодыми мастерами, в сущности масонства не знавшими. Все жили верой в близкое падение большевиков, в установление в России демократического строя и видели в масонской организации средство для укрепления этого будущего строя в разбушевавшейся стихии русского мира.

Введение масонства в России и подготовка масонских кадров долго еще оставались для многих главной целью наших работ. Это надо помнить, когда мы говорим о первых годах существования русского масонства, которое только позднее, по мере того, как эта вера угасала, стало постепенно принимать тот посвятительной характер, который оно приобрело в наши дни.

Называю по памяти имена, пропуская, конечно, ныне здравствующих. Г.Б.Слиозберг, Кузьмин-Караваев, Тесленко, Новоселов, Казаринов, Кистяковский, Пасманик, которые, вместе с такими выдающимися братьями, как совсем еще недавно отошедшие на Восток Вечный братья В.Е.Татаринов и В.Л.Вяземский, сумели поднять Достопочтенную Ложу "Астрея" на ту высоту масонской работы, которой вправе гордиться не только русское масонство, но и Великая Ложа Франции.

Брат М.Г.КОРНФЕЛЬД

Я был посвящен в Ложе "Le Неros de l'Humanité" 6 января 1923 года, примерно год спустя после основания "Астреи".

Всех русских братьев рекрутировал поначалу брат Леонтий Дмитриевич Кандауров и направлял их во французские ложи: "Тэба", "Космос", "Le Heros de l'Humanité" и "Anglo-saxon Lodge" с таким расчетом, чтобы молодые братья, ознакомившись на рю Пюто с азбукой элементарной масонской учебы, могли в кратчайший срок аффилиироваться в "Астрею".

Брат Леонтий Дмитриевич был человеком замечательным. В нем гармонически сливались в одно целое волевое начало, трезвый ум, большая начитанность, сила воображения, умение разбираться в людях, организаторский талант и несокрушимая уверенность в успехе предпринятого им дела.

Я был буквально очарован слушая брата Леонтия Дмитриевича, когда он говорил о высоких целях всемирного масонства вообще и, в частности, о той роли, которую призваны сыграть русские вольные каменщики в деле освобождения нашей Родины.

Я был несколько озадачен, когда очутился на колоннах моей Loge-Mère. Следует заметить, что в двадцатые годы внешняя обстановка и общее настроение, царившее во французских мастерских, никак не соответствовало красочной палитре которой пользовался брат Леонтий Дмитриевич.

Моему недоумению настал конец, когда, впервые, в качестве гостя, я присутствовал на собрании Достопочтенной Ложи "Астрея". Я нисколько не преувеличу, если скажу, что был потрясен.

Здесь, конечно, следует учесть полную неожиданность того зрелища, которое, в моей психике неофита, сменило серую действительность.

Нельзя опять же забывать того уныния, которое, в те годы, царило в нашей эмиграции, болезненно переживавшей, в ее целом, крушение былых устоев нашей страны, которые, еще так недавно, нам казались незыблемыми.

Мы смутно чувствовали, что для выхода из тупика, в котором мы оказались необходимо искать новых путей.

Я сейчас не имею возможности останавливаться на анализе тех настроений и мыслей, которые привели группу наших соотечественников, с особой остротой ощущавших безвыходность создавшегося положения, - к дверям нашего Храма.

Но не подлежит сомнению, что, однажды вступивши на этот путь, они впервые, после долгих и тягостных исканий, ощутили твердую почву под ногами.

И вот, это радостное ощущение путника, блуждавшего во тьме и увидевшего наконец свет, - передалось и мне в тот достопамятный вечер, когда, впервые, я посетил "Астрею".

Мне показалось, что я присутствую на каком-то необычайном, волшебном новоселье, вне нормального порядка вещей...

Общий вид храма, ленты, фартуки, знамена, музыка, ритм, развертывающегося ритуала, тайный смысл посвятительного диалога – все это, вместе взятое, создало во мне не подлежащую ни сомнению, ни анализу интуитивную уверенность в возможности разрешения всех "проклятых" вопросов.

Когда я вспоминаю о том настроении, которое царило в русском масонстве в первые годы его существования в Париже, мне кажется, что в этот светлый период нам, на самом деле, удалось осуществить нечто неповторимое, редчайшее явление на посвятительном пути: вновь обретенная возможность увидеть мир новыми глазами.

И сейчас, подводя итог нашей 40-летней деятельности, я скажу, что нашей основной целью явилась переоценка всех ценностей, ставшая необходимой при новой системе координат.

В наши дни, мы с тревогой ожидаем будущее. Нас заботит постепенное ослабление личного состава наших мастерских, и нас нередко одолевают сомнения в смысле ориентации нашей работы.

Мне хотелось бы, особливо в сегодняшний юбилейный день, рассеять эти сомнения. Не потому, что я по природе оптимист, но потому, что сегодня Досточтимый Мастер поручил мне, как одному из старейших русских братьев, произнести слово посвященное Астрее, а эта тема исключает пессимизм.

Я буду максимально краток, но скажу, что "Астрея" честно выполнила лежавшую на ней историческую миссию.

Среди невероятного хаоса охватившего нашу эмиграцию и множества течений, существовавших в мировом масонстве, она встала на единственный путь, соответствующий трагизму переживаемой нами эпохи.

Я имею в виду посвятительный путь.

И полагаю: поскольку мы твердо будем его держаться, - нам не следует страшиться будущего и с полным спокойствием, в меру наших сил, продолжать нашу работу во славу Великого Строителя Вселенной.

Брат С.П.ТИКСТОН

Мы посвятили сегодняшнее Собрание воспоминаниям о первых шагах возрожденного 40 лет назад, усилиями небольшой группы братьев русского масонства во Франции. Следует отметить, что во всех речах указывалось на то, что основным стимулом, вдохновлявшим наших предшественников, было их стремление перенести как можно скорее полученный ими свет в Россию. Это настроение продолжалось довольно долго и еще 25 лет назад, на торжественном праздновании пятнадцатилетнего юбилея Ложи Астрея, наш покойный брат Татаринов, со свойственным ему красноречием, произнес речь, начинавшуюся словами: "Я знаю и верю, что настанет час, когда Досточтимый мастер старейшей русской Ложи ударит молотком и откроет Собрание именем и под сенью Великой Ложи России".

С тех пор прошло много лет, – и каких лет! Из числа первых русских масонов осталось – увы! – лишь очень немного братьев. Личный состав наш переменился и, поэтому сегодня, может быть, уместно подвести некоторый итог и постараться уяснить себе, что сейчас нас вдохновляет и стимулирует в нашей работе.

40 лет тому назад членами наших мастерских были исключительно люди кровно с Россией связанные, часто игравшие там выдающуюся роль, участвовавшие в реальной жизни страны. Разрыв с Россией произошел совсем недавно, мало кому верилось что возвращения на родину не произойдет и что начавшаяся в России жизнь закончится в С. Женевьев де Буа. Естественно поэтому, что для этих братьев - еще не эмигрантов, а только временно нашедших убежище во Франции – масонство вне России, масонство вне служения России было немыслимым, неконструктивным и, главное, не вдохновляющим.

Сейчас в русском Масонстве числится известное число молодых братьев, либо приехавших во Францию детьми или же уже родившихся во Франции. Все они получили свое образование во Франции, все знают гораздо лучше французскую историю, французскую литературу, чем русскую и если - сентиментально - чувствуют известную привязанность к России, знакомой им преимущественно по идеализированным рассказам родителей, то кровно они с ней уже не связаны, и, конечно, мечта о перенесении масонства в Россию едва ли способна их удержать в русских мастерских, куда они попали в силу сохранившихся связей – родственных и дружеских – с соотечественниками. Весьма вероятно, что некоторые, наиболее офранцузившиеся братья, думают, что если русские ложи будут вынуждены, за недостатком кадров и притока новых сил, прекратить свое существование, то это отнюдь не значит, что масонская жизнь прекратится и для них, Ведь масонство универсально – оно открыто для всех, без различия национальности и вероисповеданий, и национальная окраска не только не необходима, но даже, в известной степени, противоречит самому принцип универсализма.

С другой стороны, русские вольные каменщики не потеряли времени и за свое сорокалетнее существование они сумели создать свое особое масонство, обладающее своим методом и своей посвятительной тональностью. Иначе и быть не могло.

Масонство не есть абстрактность, в нем работают живые люди, воспринявшие традиции и особенности той страны в которой они родились и полученное ими воспитание формирует их духовный облик. Каждый человек, помимо заложенных в нем личных качеств и особенностей, всегда в большей или меньшей степени продукт известного духовного климата, царящего в каждой отдельной стране и сотканного из многочисленных элементов, из коих главным является религия. Господствующая в той или иной стране религия всегда лежит в основе образования некоего национального типа и обуславливает наше мировоззрение и наши реакции. На опыте масонства, мы видим как различно оно было воспринято и в сколь различных формах оно практиковалось в протестантской Англии, в католической Франции и в православной России. Речь идет, конечно, не о конфессиональной принадлежности отдельных братьев к той или другой религии, а о связи их с национальной культурой, вошедшей в их кровь и плоть.

Наше русское масонство на чужбине, созданное носителями русской культуры, естественно пошло по своему особому пути, и создало нечто очень ценное, может быть, единственное, что мы, во что бы то ни стало, должны сохранить. Я сказал бы, что русское масонство сделало чудо: оно действительно перевоспитало очень многих из нас и мы много раз были свидетелями настоящей трансмутации – этой конечной цели всякого подлинного посвящения – происшедшей в некоторых из наших братьев. Это нам удалось благодаря тому, созданному нашими предшественниками, духовному климату, одинаково чуждому как холодному формализму англичан, так и социально-политическим тенденциям, все более и более вытесняющим посвятительную атмосферу во французских мастерских.

Те наши братья, которые, хотя и не будучи кровно связаны с Россией и ее культурой, получили посвящение в наших русских мастерских, поневоле прониклись нашим духом и привыкли к нашему методу работы. Думал, что они найдут то же самое и в других ложах, будь то французских или английских, они, вероятно, очень ошибаются и их может ожидать разочарование. Наше масонство, созданное на других традициях, может быть нами выдуманное, явилось очень важным явлением в масонской истории. Несмотря на нашу малочисленность, мы сумели сказать какое-то новое слово, сумели спасти от отчаяния и от косности многих людей, воспитывая их и поставив их на посвятительный путь.

И было бы преступным с нашей стороны не приложить всех наших усилий - подчас героических – на то, чтобы начатое 40 лет тому назад славное дело продолжалось во славу Великого Строителя Вселенной.

Ложа "Северное Сияние" (1924-1965).

Учредительное собрание прошло и прошение об открытии подано 2.12.1923. Инсталлирована 14(7).1.1924. Основана военными, в большинстве своем бывшими членами Англо-Саксонской ложи. Работала в союзе Великой Ложи Франции по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу под #523. Заседала до Второй мировой войны в русском масонском доме на рю Иветт, после войны в помещении Великой Ложи Франции на рю Пюто. Восстановлена после войны Г.Н.Товстолесом 24.4.1945. В 1946-1948 часто проводила совместные заседания с ложей Лотос. В 1958-1959 часто заседания проводились на квартирах членов ложи, затем фактически прекратила свою деятельность. Формально работала по 1965.

Создатели этой ложи, числом девятнадцать, были в большинстве своем посвящены в Астрее. Среди основателей были ее будущие Досточтимые Мастера, промышленник Мамонтов, князья Вяземский и Лышинский, генералы Половцов и Голеевский. Ложа включала многих офицеров Императорской Гвардии, принадлежавших к родовой знати, чьи предки зачастую были частью русского военного масонства 18 – начала 19 века. Эта Ложа была не только по вере своих членов, но и по всему своему характеру сугубо и подчеркнуто христианской, даже можно сказать глубоко и проникновенно православной. Вскоре по инсталляции к ложе присоединились граф Адам Бенигсен, князь Иван Воронцов-Дашков, Александр Давыдов, граф Дмитрий Шереметев, граф Александр Келлер, чуть позже - Сергей Маковский, Никита Муравьев и др.

Ложа "Гермес" (1924-1956)

Учредительное собрание состоялось 8.10.1924, инсталляция ложи - 3.11(18.12).1924. Работала в союзе Великой Ложи Франции под #535 по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. Первоначально проводила заседания каждую третью субботу месяца. В 1924-1928 и после войны заседала в масонском храме по адресу: 8, рю Пюте; с 1926 и до войны чаще проводила заседания в русском масонской доме на рю Иветт (около метро Жасмен, в доме 29). 8(4).12.1956 присоединилась к ложе Астрея. Затем была воссоздана уже как чисто французская масонская ложа. Тем не менее, французская ложа Гермес хранит благодарную память о русских основателях ложи и поддерживает тесные связи с русской ложей Александр Пушкин: примерно раз в год имеет место совместное заседание обеих лож.

В дни празднования сорокалетия объединенной ложи "Астрея-Гермес" было сказано несколько теплых, хороших слов о "Гермесе":

Бр. А. И. МАЗЕ

Для братьев Достопочтенной Ложи "Гермес", вошедшей 5 лет тому назад в состав Достопочтенной Ложи "Астрея", день сорокалетия последней есть день знаменательный. И это не только потому, что за эти пять лет слияние братьев "Астреи" и "Гермеса" оказалось настолько совершенным, что нет больше никакого отличия между братьями посвященными в той или другой лоно, но и потому что ложа "Астрея" была ложей-матерью "Гермеса". Все 19 братьев учредителей ложи "Гермес" были членами ложи "Астрея".

Из них - увы! - лишь двое продолжают благополучно здравствовать: наш дорогой брат М,Г.Корнфельд, которого мм счастливы видеть на наших колоннах и брат П.А.Половцов, который к нашему большому сожалению проживает в Монте-Карло.

Лона "Гермес" была основана 3 Ноября 1924 года и труды ее в первые годы ее деятельности были посвящены, главным образом, вопросам экономического положения России, ее промышленного развития, ее внешнеторговым связям и т.д. – все это в предвидении, как тогда казалось, близкого возвращения на родную землю.

Первым Досточтимым мастером "Гермеса" был брат Ф.Ф.Макшеев, он же первый Досточтимый мастер Ложи "Астрея". В этом можно видеть прообраз будущего слияния лож "Астрея" и "Гермес".

В числа учредителей были: 4 банкира, 2 промышленника и 4 инженера.

Но годы шли, возвращение русских масонов в Россию становилось все более и более проблематическим. В глазах Великой Ложи Франции наши ложи перестали быть прообразом будущего Русского Востока, и стали органической частью Великой Ложи Франции, работающей на русском языке. Многие из членов русских лож, которые считали их орудием будущей политической работы в России, покинули их, Остались главным образом братья, которых интересовали в первую очередь вопросы эзотерики, в плане посвятительной традиции.

Вторым Досточтимым мастером ложи "Гермес" был брат Владимир Адольфович Нагродский - большой символист, знаток посвятительных традиций Греции, Востока, Индии. Он был большим другом брата Вирта, который часто принимал участие в работах Ложи.

Вместо Гермеса-Меркурия, бога торговли, патроном Ложи стал Гермес Трисмегист египетских мистерий, наследник Осириса и Исиды.

Посвятительная работа "Гермеса" расцвела под руководством братьев Нагродского, А.А.Мордвинова и Корнфельда, путем ряда инструкционных собраний, на которых присутствовали молодые братья всех русских мастерских.

После брата Нагродского, Ложу возглавлял брат Н.В.Тесленко, в прошлом член Государственной Думы, всероссийски известный адвокат и блестящий оратор. Он вел Ложу с большим талантом и блеском до своего ухода на Восток Вечный в 1943 году.

Много лет возглавлял Ложу брат И.И.Фидлер, будучи не только вольным каменщиком, но и талантливым архитектором.

Его же трудами ложа была восстановлена после оккупации и его добрые отношения с нашими братьями других лож облегчили наше полное слияние с Ложей "Астрея". Первым Досточтимым мастером Объединенной ложи был, ныне ушедший на Восток Вечный, пользовавшийся огромным авторитетом и всеобщей любовью брат В.Л..Вяземский, который сумел дать новый импульс нашей работе.

За 22 года существования ложи "Гермес" в нее были посвящены или аффильированы 132 брата.

После восстановления наших лож в 1945 году и до момента ее слияния с "Астреей" ложа "Гермес" принимала деятельное участие в работу нашего Объединения русских лож Шотландского Устава. Члены ложи "Гермес" были рады после слияния с ложей Астрея найти в ней прекрасную братскую атмосферу и верность лучшим традициям русского посвятительного ордена.

Ложа "Золотое Руно" (1925-1930)

Учредительное собрание ложи состоялось 12.11.1924, инсталляция - 5(25).1.1925. Работала в союзе Великой Ложи Франции по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу под #536. Заседания проходили в масонском доме на рю Пюто. Из-за внутреннего раскола была закрыта и переименована в ложу Юпитер; бывшие члены Золотого Руна вошли в состав лож Прометей и Юпитер.

Ложа Юпитер (1926-1969)

Основана русскими и армянами - членами ложи Золотое Руно после ее раскола. Инсталлирована 16.11.1926. Фактически работала с начала 1927. Входила в союз Великой Ложи Франции, числилась в союзе под #536 (прежний номер ложи Золотое Руно). Юпитер в названии ложи символизировал разум, проявленный в действии. Работала по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу первоначально на рю Пюто, затем в русском масонском доме на рю Иветт. С началом оккупации фашистами Парижа прекратила работы, возобновила их 10.3.1945 на рю Пюто. В 1962 заседала совместно с ложей Лотос, в 1963 - с ложей Астрея. Около 1969 объединилась с ложей Астрея.

Ложа Прометей (1926-1930)

Основана в конце 1926 грузинами и кавказцами-мусульманами, вышедшими из Ложи Золотое Руно. Инсталляция ложи проведена 19(12; 3).1.1927. Работала в союзе Великой Ложи Франции под #558 по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. С начала 1928 грузины - члены ложи стали выходить из этой мастерской. Закрыта (усыплена) в начале 1930.

Ложа Гамаюн (1932-1965)

Основана 1(19).12.1931 членами ложи Северное Сияние для работ молодежи в масонстве. Инсталлирована 15.1.1932. Работала по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу в союзе Великой Ложи Франции под #624. До войны заседала в русском масонском доме на рю Иветт, после окончания войны - на рю Пюто. В конце 1934 при ложе было организовано пищевое кооперативное товарищество, которое работало до 1937. Возобновила работы 11.5.1945. В 1960-1961 проводила совместные заседания с ложей Лотос. Закрыта ок. 1965 в связи с переходом большинства членов ложи в союз Великой Национальной Ложи Франции.

Создание ложи Гамаюн связано, в первую очередь, с именами Петра Бобринского и Леон де Ойе. Этот последний был персонажем весьма примечательным: бывший финансовый агент России на Дальнем Востоке, министр в правительстве Колчака, де Ойе был знатоком религий и традиций востока. Он также был весьма сведущ в гностических доктринах, доклады о которых много и охотно делал на русском и на французском. Весьма благополучная пара (сохранившая средства, как тактично говорили в 20ые годы) де Ойе с супругой-японкой, непременно одетой в кимоно, охотно принимали русских масонов по воскресеньям в их красивой квартире на улице Михаила Ангела…

Среди прочих членов-основателей Гамаюна выделялись молодые члены Северного Сияния, прежде всего, Петр Бобринской. Бобринской останется до самой смерти (23 августа 1962) во главе ложи и оставит краткие заметки, сохраненные братом Бурышкиным. Вот несколько отрывков в обратном переводе с французского:

Обращало на себя внимание присутствие двух разных групп разных социальных корней. С одной стороны, представители старой аристократии, такие как граф Воронцов-Дашков, князь Урусов, князь Мещерский, граф Шувалов (несколько позже присоединились и другие представители этого круга, такие как князь Макинский.Прим. Сергея Тикстона) и с другой – представители литературно-художественного мира. Среди них, декоратор Г.Вахневич (впоследствии прославившийся, С.Т.), художник Рожанковский (скончавшийся в 1970 году в США, где он достиг большой известности, С.Т.). Писатели, такие как Варшавский, Рогала-Левицкий и др.

Однако, как ложа молодежная, то есть ложа, которая должна была бы вводить молодежь а мир русского масонства, Гамаюн потерпел неудачу. Бурышкин цитирует следующие замечания Бобринского:

…юношество, после первого восторга, быстро отходило от масонства, которое не смогло дать этим молодым людям то, что они пришли искать в ложах. Ничто ни казалось им достаточно ясным, ни задачи, ни действия. Конечно, следовало все более и более принимать во внимание другие мотивы разочарования молодых людей, вызванного другими интересами свойственными их возрасту и мешающими регулярному посещению лож. Не верю, чтобы эта проблема была характерна только для нашей мастерской: за редчайшими исключениями, масонство, с его посвятительной идеологией постепенного совершенствования, трудно дается молодежи. Чтобы понять этот подход, недостаточно первого восхищения и добрых намерений. Необходимо достичь некоторой духовной зрелости, что дает внутреннюю дисциплину, необходимую для нашей работы.

Ложа Лотос (1933-1976)

Основана 18.11.1932. Инсталлирована 3.3.1933. Работала по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу в союзе Великой Ложи Франции под #638. До войны проводила заседания в русском масонском доме на рю Иветт каждую 1-ю и 3-ю пятницу месяца. С 1935 собрания также проходили на квартирах членов ложи и в русских ресторанах "Киев" и "Московские колокола". После войны заседала на рю Пюто. 12.2.1976 присоединилась к объединенной русской ложе Астрея-Юпитер.

Четверть века ложи Лотос

Когда 25 лет назад была основана наша ложа, ее основатели, среди которых были братья (…), что присутствуют на сегодняшней церемонии инсталляции, заявили о желании посвятить работы ложи вопросам индивидуальной и социальной морали, с тем, чтобы неукоснительно реализовывать принципы, которые выявило бы изучение этих вопросов.

Эти дни, 16 лет после русской революции 1917-го года, пришлись на время, когда русская эмиграция, долго жив в надежде быстрого возвращения в Россию в результате провала большевистского режима, что казался неизбежным, начала понимать, что надежда эта была лишь иллюзией.

В тот момент не было и речи о том, чтобы пытаться нести масонский свет в эту страну, где основы той морали, на которой базировалось западное общество и образованные классы в дореволюционной России, оказались под запретом.

Наше возвращение в Россию откладывалось до греческих календ. Нужно было совершенно изменить немедленные цели, что прежде поставило себе русское масонство во Франции, и формы их реализации.

Уединение в чистом эзотеризме не отвечало чаяниям этих братьев. Созерцательная жизнь, в стороне от становившихся тревожнее день ото дня событий, была им не по душе. Чувство безмятежности, охватившее большинство русских братьев во Франции, было чуждо тем, кто хотел, не нарушая инициатического строя масонства, жить реальностью, а не плыть по течению вместе с обществом, частью которого они стали.

Жить вместе с веком, но сохранять при этом чистоту инициатического синтеза, вот что нас побудило дать нашей ложе имя Лотос.

Лотос – благородный цветок индуистских мифов - символическое обиталище чистого духа, в противоположность материи.

Наш девиз: Справедливое в Красивом.

Я не стану пересказывать жизнь Ложи в течение этого первого периода ее существования.

В замечательной точности произведении брат Бурышкин детально изложил организацию и работы нашего ателье, и до сих пор я сожалею, что мы не смогли перевести его на французский.

Меж тем, политические события в Центральной Европе развивались с невообразимой быстротой.

Нужно признать, что в том стремительном водовороте событий масонство было бессильно изменить что бы то ни было.

Мы были убеждены, и я храню это чувство до сих пор, что, какими бы ни были условия жизни, созданные революционным развитием политических событий, должно хранить горячую, яростную любовь к свободе, к свободе сознания, к свободе мысли, к свободе разума.

В последующие темные годы, в годы оккупации, эта привязанность к свободе нам дала столько раз силу, смелость бороться или безмолвно сносить унижения со стороны победителей.

Радость освобождения возродила среди наших братьев надежду обновления, надежду на скорое возвращение в Россию.

Роль, которую сыграла русская армия в войне с Германией, ее участие в окончательной победе внушили некоторым братьям желание пересмотреть наше отношение к правителям советской Республики и даже к самой доктрине ленинизма-сталинизма.

Мнения, выраженные некоторыми, не только русскими, братьями по поводу необходимости адаптировать масонство к коллективистским концепциям, произвело разрушительный эффект на многих братьев.

Ложа Лотос решила реагировать. Это тогда объединились в ее лоне лучшие элементы всех русских лож, что присоединились и начали участвовать в работах нашего ателье, посвятив себя углубленному изучению советского режима. Это был второй период жизни нашей мастерской.

Я не преувеличу, сказав, что совместная работа, проделанная братьями, собранными в ложе Лотос, имела значение для всех братьев русских лож.

Стихли колебания, неуверенность, что, было, овладели умами некоторых братьев, стихла внутренняя борьба между патриотической верой в изменения, происшедшие в недрах русского народа, и его покорностью доктрине, противной элементарным принципам настоящей свободы, подлинного равенства и реального братства, основанного на любви к ближнему. Вступил вновь в свои права масонский идеал во всей своей целостности, возобновилось участие каждого из нас в строительстве Храма путем обтесывания и полирования нашего дикого камня.

Не слышали ли мы от некоторых братьев, что отныне Храм не будет больше строиться из кубических камней, сложенных по планам Великого Архитектора Вселенной, но из тех же камней, но раздробленных в песок и смешанных с цементом, вылитых в формы, приготовленные заранее строителями нового Человеческого общества?

События, впрочем, показали, что мы были правы. Сегодня больше никто не обманут настоящими намерениями руководителей СССР.

Нужно ли думать, что царство Мира действительно установилось на планете? Напротив, мир живет на бочке с порохом, и в любой момент искра может непредвиденно вспыхнуть и спровоцировать катаклизм, который уничтожит нас всех.

Сегодня братья ложи Лотос отдают себе отчет в том, что их давняя мечта, их горячее желание принести масонский идеал в их Страну, далеки от возможности реализации, во всяком случае, в ближайшем будущем.

С другой стороны мы хотели дать возможность западному миру узнать (познать) драгоценности русской культуры. Это желание реализовалось само.

Тридцать лет назад Толстой, Достоевский, Пушкин, Гоголь были известны ничтожному числу интеллектуалов западного мира. Наши музыканты (композиторы), такие, как Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов не были исполняемы за границами России. Сегодня западный мир их знает, они читаемы, их произведения слушают в опере, на концертах русской музыки, видят в кино.

Я вспомнил только несколько имен, а их много больше, и русская мысль, чувство русской культуры еще далеки от полного понимания и известности.

Масонство универсально в своем идеале и в своих принципах, но оно всегда было и останется еще долгое время национальным в своей реализации. Это феномен независимый от нашей воли, последствие веков культуры, присущей каждой нации, каждой расе, каждому народу. И все-таки мы все строим один и тот же Храм.

Роль масонства состоит именно в том, чтобы сгладить углы для того, чтобы позволить сочетание кубических камней и их скрепление с помощью цемента вселенского братства.

Как это сделать? Мы организовали конференции с французскими ложами. Мы дали задание нашим братьям провести конференции во французских ложах. Это не дало результата, на который мы рассчитывали.

Ложа Лотос приобрела убеждение, что только в общей работе, в тесном контакте с братьями русского происхождения или французского, из тех, что интересуется Россией, кто хотел бы, как мы, понять потрясение, которое пережила огромная страна с населением, состоящим из множества рас и народов.

Дверь нашего Храма открыта всем, кто хотел бы узнать то, что мы знаем о России, и принести нам то, что они знают об этой красивой стране, Франции, изучить нашу культуру и нам принести свою для того, чтобы создать узы, что в один прекрасный день позволят союз наших двух народов.

Судьба была благосклонна к нам, давая нам в лице нашего нового Досточтимого Бр. Зусмана президента, русского по происхождению, француза по образованию, который в своем добром и благородном сердце собрал все благоприятные элементы для того, чтобы создать синтез этого сотрудничества братьев, которые вне наших Храмов, может быть, никогда бы не встретились.

Это будет третий период жизни ложи Лотос.

Ложа Александр Пушкин (1991- по настоящее время)

Инсталлирована 23 января 1991 года. Работает по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу в лоне ВЛФ под №1101. Проводит заседания четвертую среду каждого месяца на рю Пюто.

В 1988 г четыре русских масона в Париже: Андрей Борисов, Захарий Яффе, ныне уже ушедшие на Восток Вечный, а так же П.К. и Г.П. затевают Русское Содружество, имея в виду будущее развитие русского масонства во Франции и в России. Их непосредственной и ближайшей целью становится воссоздание русской Ложи во Франции. (Захарий Яффе был посвящен в период с 31.12.1935 по 13.1.1936 в Ложе "Будущее" ВВ Франции. В момент создания Русского Содружества З.Яффе был уже в весьма почтенном возрасте). Работы по формированию Временной русской Ложи начинаются в середине 1989 года. Согласно правилу, в течение лета 1989 члены-основатели информируют Досточтимых Мастеров своих Лож о намерении принять участие в основании новой Ложи.

9 сентября 1989 года члены-основатели Ложи направляют в Федеральный Совет ВЛФ официальное прошение о выдаче патента на создание Ложи под отличительным названием “ Renaissance Russe ”. 14 октября 1989 Временная Достопочтенная Ложа Русское Возрождение проводит заседание в храме в Rueil-Malmaison. На заседании обсуждаются ключевые вопросы будущей деятельности Ложи. В начале декабря 1989 подается прошение об утверждении Треугольника Ложи. В 1991 г Временная Ложа “Русское Возрождение” превращается в постоянную Достопочтенную Ложу “Александр Сергеевич Пушкин”, № 1101, Великой Ложи Франции. Официальная церемония зажжения огней - под председательством Великого Мастера Великой Ложи Франции Мишеля Барата имела место 23 января 1991 г.

Говоря словами покойного брата Пьера Депортера, особое достоинство этой Ложи заключалось в том, что ее создатели поняли к 1988 г., что барьера больше нет, и что пришло время для Франкмасонства вновь повернуться лицом к России. Однако, вовсе не "Пушкину" было суждено сыграть серьезную роль в возникновении новых лож в новой России.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?