ПЕДОФИЛИЯ: РАВВИНЫ ТОЖЕ ДЕЛАЮТ ЭТО

07-07-2003

Столько шуму вокруг католических священников-педофилов в Америке. Среди раввинов тоже бывают педофилы? - спросил я Йоси, в недавнем прошлом старшего офицера израильской полиции, а ныне консультанта небольшой американской фирмы, занимающейся обеспечением безопасности аэропортов.

- Да сколько угодно! В Иерусалиме мы знали десятки случаев, но община своих не выдает. Иногда наказывает, а чаще укрывает. Вот с полгода назад был случай, когда ученики одного йешибота насиловали и глумились над 12-летней девочкой, дочерью видного набожного бизнесмена в сфере рекламного бизнеса. Реклама в религиозном секторе Израиля сейчас быстро растущая сфера. Отец жаловался раввинам, но те пожимали плечами, а раввин йешибота и вовсе заявил, что отец девочки клевещет, поскольку относится к враждебной секте внутри ортодоксального еврейства. Бизнесмен обратился в полицию, а в ответ его подвергли анафеме. За донос властям еврейские религиозные законы предусматривают смерть. Называется "амосэр". Даже если власти - это Израиль, все равно.

- Сегодня не убивают, но соседи могут сильно испортить жизнь.

- Раввины к нам попадали нечасто. Зато канторы, синагогальные служки, сотрудники религиозных учебных заведений - там дело обычное. В год полиция заводит несколько десятков таких дел, хотя известно, что следствие очень тяжелое. Верующие отказываются сотрудничать с полицией, да и раввины запрещают. Зато помогает, что в религиозном секторе много междоусобной вражды и насилия и доносы пишут друг на друга.

- Вот и еврейских террористов из еврейского подполья "Фермы Маон" задержали в Восточном Иерусалиме. Думали одетые, как религиозные евреи педофилы крутятся около арабской школы для девочек. Приехал патруль и задержал подозрительных людей, проверил их машину. Оказалось, что они хотели школу взорвать. Подозреваемые сразу раскололись, выдали сообщников. Один из подпольщиков Зелиг Мораг вывел на тайник с оружием.

- Арабы из Восточного Иерусалима и близлежащих деревень часто рассказывали, что им соседи из еврейских поселений или из йешиботов в Старом городе показывают неприличные жесты, дразнят девочек, эксгибиционисты. Но формальные жалобы подают нечасто. Среди арабов часто распространяют слухи, что религиозные евреи покушаются на их женщин, что и у евреев стыда нет. Но там и слухи о кровавой жертве арабских младенцев тоже можно встретить. Вообще же израильтяне не имеют никакой чувствительности и часто, хотя дальше грубого поведения не идут. Но сегодня там страсти так накалены, что больше и не надо.

- Вообще-то по законам Моисея содомия наказывается смертью. Это еще в Книге Левит сказано. Но на практике все иначе. Зависит от того, о ком речь. И еще заговор молчания, завет избегать греха злословия. Согласно талмудическим нормам, злословие может быть и правдой, но если оно наносит вред репутации евреев, то правду эту следует скрыть.

- Вот например известный случай с нынешним главным раввином Израиля Йоной Мецнером, избранным на должность в начале 2003 года. После его избрания появилось четверо свидетелей, обвинявших главного раввина в сексуальных домогательствах. Все четверо были никак между собой не связаны, из разных социальных групп. Их истории опубликовали в газете "Маарив". Мецнер подал в суд иск о клевете. Ответчик представил заключения о том, что все свидетели прошли проверку на детекторе лжи и говорят правду. Раввин в свою очередь представил свое свидетельство о прохождении проверки на детекторе лжи. Судья заявил, что специалист, проверявший главного раввина известен своей недобросовестностью и ддля клиентов всегда "чего изволите". Судья предложил пройти проверку на полиграфе у специалиста, признанного судами. Раввин согласился, но сам назначил вопросы, которые по заключению экспертов "были слишком общими".

- После потери иска, противники Мецнера пытались оспорить его избрание, но Юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн, хоть и весьма верующий человек, но отказался вмешиваться, поскольку приставания были без совершения или угрозы насилия, а гомосексуализм не является уголовным преступлением.

- Но тут речь идет о взрослых людях. Когда речь идет о детях, закон более строг. Если жертва педофила - девочка, то страдает она сама, семья. Зато, если мальчики падают жертвой, то тут дело серьезней и если семья достаточно влиятел

ьна, то могут быть неприятности соблазнителю.

- Есть еще обстоятельство. Хоть Израиль не Россия или Таиланд, но сексуальные услуги любого рода там доступны и недороги. Но часто учитель или раввин-педофил стремиться устанавить особую связь с учеником, да и своего рода круговая порука. Далеко не все там на насилии и страхе. К сожалению или нет, но среди педофилов встречается много отличных педагогов.

О том, что "педофил отличается от педагога тем, что действительно любит детей", - сказано безымянным автором русского анекдота. В Израиле общественное мнение пока не интересуется раввинами-педофилами. Зато в США Конференция раввинов крупнейшей в Северной Америке организации ортодоксального еврейства постановила, что раввин, уличенный в сексуальных злоупотреблениях и приставаниях, будет передан властям.

Резолюция съезда Совета американских раввинов (The Rabbinical Council of America RCA) от 28 мая 2003 не долго оставалась секретом. Крупнейшая раввинская организация, объединяющая 1100 ортодоксальных раввинов США и Канады оформила столь революционное решение в виде традиционного еврейского законодательного постановления галахи о том, что сдача раввина-педофила органам правопорядка не считается доносом. Напомним, что по талмудическому праву донос светским властям о происходящем в еврейской общине, так называемая мэсира, считается одним из тяжелейших преступлений, влечет за собой объявление вне закона и карается смертью. В старое время приговор мог исполнить любой еврей.

Теперь же ортодоксальные раввины категорически постановили, что "передача правоохранительным органам дел, связанных с издевательствами над несовершеннолетними не является доносом (мэсира)". Более того, Совет раввинов обязал своих членов сообщать органам правопорядка об известных им нарушениях по отношению к подросткам, включая, разумеется, сексуальные домогательства. Решение беспрецедентное в среде ортодоксальных раввинов сопровождается обильными ссылками на талмудические, законодательные галахические и библейские источники. Разделе "Члены совета, заподозренные в непорядочных и неприличных действиях" содержит ссылки на религиозные еврейские авторитеты. "К сожалению, далеко не всегда при обнаружении случаев сексуальных преступлений наши организации или отдельные раввины поступали наилучшим образом… Сексуальные домогательства являются нарушением сказанного в Библии "не стань на крови ближнего своего" (Левит 19:16, "И не восставай на жизнь ближнего твоего" в Синодальном переводе). Далее раввины записали, что закрывать глаза и утаивать педофилию считается богохульством.

Несомненно, столь резкая и публичная реакция означает, что духовное руководство ортодоксального еврейства в Северной Америке больше не может и не хочет мириться в своей среде с преступлениями на сексуальной почве по отношению к несовершеннолетним. Похоже, что руководство организации, взявшееся объединить большинство ортодоксальных евреев, больше не будет терпеть и утаивание столь скандального явления, принявшего в последние годы широкий размах. Вместе с тем, теологический смысл аргументации ясно показывает, что в самой общине имеют место разные архаические взгляды и оппозиция практике передачи дел раввинов светским властям.

В ортодоксальных кругах были возмущены скандалом с 55-летным раввином Исроэлем Кастельбаумом, пойманным агентами ФБР в интеренете на соблазнении несовершеннолетних детей. Он попался на удочку скрытого агента и затеял бурную переписку с некой 13-летней "Кетти", поместившей объявление "Я полюблю взрослого мужчину". Кестельбаум был членом Совета ортодоксальных раввинов Нью-Йорка и отказывался оставить свой пост до самого своего ареста. Раввин Кестельбаум предстал перед судом в среду 13 августа 2003 и признал свою вину. По сведениям судебного корреспондента газеты "Ньюздэй", раввин подписал признание в рамках внутрисудебной сделки, в обмен прокуратура не будет требовать тюремного заключения.

Другой громкий скандал разразился в связи с уличением известного раввина и педагога Баруха Леннера. Более десяти лет назад его заподозрили в сексуальных притязаниях к ученикам учебных заведений и участникам учебных проектов крупнейшей международной еврейской организации "Ортодокс Юнион", которыми он руководил. Несмотря на многочисленные жалобы детей и родителей, начальники не только не расследовали жалоб, но и продвигали раввина по службе в сфере образования. Леннера уволили лишь в июне 2000 г., когда скандал нельзя было скрывать дальше. Делом занялась еврейская религиозная пресса и скандал стал горячей темой в общине. Конфуз вышел большой, и вместе с Ланнером вынуждены были уйти в отставку президент "Ортодокс Юнион" и несколько членов совета директоров. Позор был так велик и нынешний исполнительный директор "Ортодокс Юнион" раввин Цви-Гирш Вейнраб сообщил израильской газете Haaretz что "организация выделяет значительные средства, чтобы поощрить доклады о подозрениях в сексуальных домогательствах среди раввинов". Наверное, неслучаен и выбор директора. Раввин Вейнраб является известным американским специалистом-психотерапевтом.

Заметим, что "Ортодокс Юнион" принадлежит одноименная сеть религиозного образования на просторах СНГ. Нам рассказали еще пять случаев, когда уличенные в педофилии раввины, кантор и один учитель были отосланы в Израиль и в страны СНГ, опять-таки на педагогическую работу. Возможно, они перевоспитались и осознали свои преступления.

Еще один скандал, взволновавший ортодоксальную еврейскую общину Большого Нью-Йорка, связан с именем главы крупного йешибота раввина Аврума Мондровича. Он был популярным проповедников в Бруклине и даже имел свое радио-шоу на религиозные темы, пока несколько его учеников не подали против него жалобы. Прокуратура Нью-Йорка предъявила Мондровичу обвинения в развратных действиях по отношению к несовершеннолетним от 10 до 16 лет. Мондрович срочно покинул Америку и сейчас, не скрываясь, живет в Иерусалиме и преподает там в одном из религиозных колледжей. Прокурор Бруклинского дистрикта Чарлз Хайнс заявляет, что против раввина выдан ордер на арест, и он предстанет перед судом, если вернется в США.

Еще один известный случай с раввином Сидни Гольдбергом, осужденным в 1997 г. за соблазнение 12-летнего ученика, готовившегося у него к религиозной конфирмации "бармицва".

Ортодоксальные раввины осудили также практику перевода провинившихся педагогов из одной конгрегации в другую. После того как раввина Метиса Вайнрауба заподозрили в развратных действиях по отношению к своим несовершеннолетним ученикам в руководимой им религиозной школе в Калифорнии, он обещал исправиться и оставить работу с детьми. Вместо этого раввин уехал в Израиль и там преподает в религиозном учебном заведении для мальчиков. Источник в религиозных кругах в Нью-Йорке заявил нам, что против раввина Вайнрауба нет официального обвинения, и все слухи.

Стефани Сол из нью-йоркской газеты Newsday, опубликовала в мае 2003 серию из трех корреспонденций о сексуальных преступлениях в ортодоксальной еврейской среде в городе и на Лонг-Айленде. В мае Newsday сообщала также о сексуальных приставаниях к детям в летнем лагере для еврейской ортодоксальной молодежи "Маген Авраам" (Щит Авраама) в Бетэле (Нью-Йорк). Прокуратура округа Сулливан ведет следствие против раввина-израильтянина Якова Вейнберга, бывшего педагогом в лагере. По словам следователей, на свидетелей оказывается давление в общине. В суде многие свидетели взяли назад свои обвинения и окружной судья Фрэнк Лабуда, заявил, что хотя нет сомнения, что в лагере имело место преступление, но улик не хватает, чтобы признать Вейнберга виновным. Прокуратура обжаловала решение судьи.

У нас имеются имена четырех американских раввинов, вынужденных оставить работу с детьми с США и работающих в разных религиозных учебных заведениях на просторах СНГ. Но против них не были выдвинуты формальные обвинения.

Список можно продолжать, но важно то, что раввины и общинные активисты в частных беседах с удовлетворением отмечали, что медленно, но уверенно началось движение за очищение рядов, против моральных уродств, которыми еще совсем недавно не только не занимались, но и отказывались признать их существование. В последнее время подобные инциденты широко обсуждались в еврейской прессе Нью-Йорка и на интернетовских еврейских сайтах. В отличие от прошлых лет, вещи называют своими именами, все обсуждается без обиняков, и в довольно резких выражениях. Называются имена раввинов, и даже директора одной крупной и известной йешивы.

Совет ортодоксальных раввинов представляет не все ортодоксальное еврейство, а лишь крупнейшую ее часть - так называемых Современных Ортодоксов" (Modern Orthodoxy). Ультра-религиозные течения иудаизма среди ортодоксов и хасидов менее подвержены веяниям времени и влияниям внешнего мира. Они не получают светских газет, не имеют телевизоров, общаются и работают в своих общинах. Но серьезные социальные проблемы есть и там. В последние годы невозможно стало скрывать разгул домашнего насилия в ультрарелигиозных районах Нью-Йорка. В таких бруклинских районах, как Боро Парк, Флатбуш и Вильямсбург, населенных по большей части ультрарелигиозными евреями, отмечается резкий рост насилия среди молодежи. В последние годы раввины и общинные активисты пришли к выводу о необходимости развернуть сеть общинных пунктов по борьбе с насилием и наркоманией среди подростков из ультра-религиозных семей. Миф о том, что "еврейский мужчина не пьет и не бьет" подвергается серьезному сомнению. В религиозных газетах все чаще пишут о детях из хороших еврейских семей и об учениках элитных йешиботов, пойманных на употреблении наркотиков. Еще один беспрецедентный факт - женщины из ультра-религиозных еврейских кварталов Нью-Йорка открыли несколько убежищ для жертв домашнего насилия, особенно избиваемых женщин. Планируется открыть такой пункт и для избиваемых детей. Организация религиозных женщин против домашнего насилия действует при благословении некоторых крупных и известных раввинских авторитетов. В беседах с нами неоднократно подчеркивалось, что "раввины принялись теперь за дело".

Ультра-ортодоксы принялись за дело не случайно. Пока в их среде полагали, что жертвами сексуальных домогательств становятся лишь девушки и женщины, то общины относились к их жалобам снисходительно, мол сами виноваты. Но в последние годы выяснилось, что жертвами становятся также мальчики, будущие отцы еврейских семей. Тут надо было действовать, потому что в ультра-ортодоксальной среде, живущей по обычаям местечка XVII-XVIII века, невозможно ничего скрыть. Мальчики - жертвы сексуальных домогательств теряли шансы на хорошую партию, что чрезвычайно важно в жизни религиозного еврейства. Кроме того, соблазн получить миллионные компенсации, присуждаемые американскими судами жертвам католических священников-предофилов, грозят разбить традиционное отвращение религиозного еврея к светским судам.

По мнению критиков, действия раввинов заключались с одной стороны в усилении давления на жертв, чтобы воспрепятствовать подаче жалоб. С другой стороны между религиозными общинами Бруклина, например, и местной прокуратурой достигнуто соглашение, что в случае жалоб, провинившиеся раввины и педагоги не сядут в тюрьму, а передаются на поруки для психологического лечения и ухода в общине. В религиозных общинах опасаются, что после того, как СМИ исчерпают тему сексуальных скандалов у католического духовенства, они примутся за евреев. Аналогичные опасения нам доводилось слышать и в среде греческих и русских православных и даже мусульман.

Надо заметить, что раввины реформистского и консервативного толка опередили своих ортодоксальных коллег на два десятилетия и давно определили этический код и порядок при обнаружении фактов сексуальных преследований детей.

Наши собеседники не отрицали, что сексуальные скандалы в католической церкви в США, особенно общественное возмущение против практики замалчивания и заметания под ковер неприятных фактов, косвенно повлияли на еврейских ортодоксов. Вместе с тем, в ортодоксальных кругах с негодованием отвергают какую-либо связь со скандалами у католиков. Там заявляют, что хоть и нет статистики, но процент сексуальных домогательств в еврейских учебных заведениях и среди раввинов значительно ниже, чем в католической церкви.

Меламед (религиозный учитель) из Бруклина, пожелавший не называть своего имени:
"У нас, не дай Б-г нету, как у них. У нас ведь раввины женатые, имеют семью, а у католиков безбрачие, целебат, монахи. Ты же знаешь, что евреи отрицают монашество. Евреям достаточно 613 заповедей, заповеданных для исполнения самим Господом, чтобы евреи еще накладывали на себя дополнительные обеты, прости Господи".

Раввин Марк Драч из Станфорда (Коннектикут), автор резолюции съезда RCA сказал, что каждый случай сексуального преступления в раввинской среде непростителен. В отличие от католиков, еврейство не имеет иерархии, и каждый раввин несет юридическую ответственность лишь перед своей общиной. Совет раввинов и другие раввинские организации - лишь крыша, предоставляющая раввинам профессиональные услуги. Совет раввинов не занимается назначением раввинов в общины и, следовательно, не несет юридической ответственности за их действия. Кроме Израиля, где есть Верховный Раввинат, еврейские организации не создают никакой иерархии, все общины независимы, и раввины лично несут ответственность за свои действия, - подчеркнул раввин Драч. В сравнении с лавиной исков в сотни миллионов долларов, предъявленных Американской Католической Церкви жертвами сексуальных преступлений, жертвам сексуальных раввинов-педофилов, по-видимому, придется удовольствоваться более скромной компенсацией за свои страдания.

Доктор Вики Полин, возглавляющая базирующуюся в Балтиморе еврейскую организацию "За сознательность!" (The Awareness Center) говорит, что "сознательность к сексуальным преступлениям в еврейских религиозных кругах неизмеримо возросла. Еще несколько лет назад о сексуальных преступлениях раввинов не дали бы говорить, а теперь все можно обсуждать почти без оговорок". На сайте организации представлено около 40 случаев сексуальных домогательств в еврейской среде. Вместе с тем имена большинства жертв держатся в секрете.

Д-р Полин занимается помощью детям - жертвам сексуальных преследований в религиозной еврейской среде более 20 лет. Она рассказала, что "сексуальные отклонения не знают религиозных границ. Недавно к нам обратились за помощью от крупной мусульманской организации". В середине ноября 2004 в Балтиморе планируется первая международная научная конференция "Из тьмы к свету", посвященная сексуальным преступлениям в среде раввинов и религиозных еврейских педагогов. Лозунг конференции "Покончить с сексуальными преступлениями против детей в еврейских общинах!".

В беседе с нами сотрудник центра подчеркнул, что заинтересован в связях с русскоязычными еврейскими общинами в США и в СНГ. В Центре знают о случаях педофилии и сексуальных домогательств в еврейских учебных заведениях в СНГ. Много фактов в Израиле собрано о судьбе русскоязычных подростков, прибывших без родителей в Израиль в рамках различных сионистских молодежных программ, как "СЭЛА", "Алият а-Ноар" и другие. При центре действует семинар "Лечение души: понимание, переосмысление и связь с иудаизмом и еврейской общиной".

Памятна серия передач писателя Ларисы Володимеровой на израильском радио "Седьмой канал". Писатель рассказала о грустной судьбе группы девочек из престижной петербургской школы при Еврейском университете, попавших в печально известный религиозный интернат в Иерусалиме. В интернате с ведения инструкторов, крутились сутенеры и торговцы наркотиками. Несколько девочек вынудили к занятию проституции, чтобы оплатить долги. После того, как власти закрыли интернат, дети, не достигшие совершеннолетия, не имевшие паспортов и права на "репатриантскую корзину", оказались на улице.

Духовный советник крупного нью-йоркского еврейского религиозного университета раввин д-р Джозеф Блау 15 лет проводил исследование сексуальных домогательств по отношению к несовершеннолетним со стороны раввинов и ортодоксальных педагогов. Результаты будут в ближайшее время опубликованы в журнале еврейской организации "Нефеш" (Душа), занимающейся психологическими проблемами в среде ортодоксального еврейства. По его словам, "еще несколько лет назад мои коллеги раввины даже не хотели слышать о каких-либо сексуальных отклонениях и нарушениях в своей среде".

Раввин Марк Драч тоже говорит о больших переменах "Недавно я участвовал во встрече женщин, где обсуждались темы сексуальных домогательств в религиозной среде. Жертвы ищут выхода, чтобы выразить свое несчастье. Многие участницы попали в руки сексуальных хищников - раввинов и учителей, среди жертв были жены и дочери почитемых в общине раввинов". Организация религиозных женщин - жертв насилия и сексуальных преследований намеревается выпустить серию брошюр по-английски и на идиш (со своими историями) и распространить их среди религиозных женщин.

В СНГ тему сексуального хищничества в системе еврейского образования среде пока еще не подымали. Двое редакторов еврейских газет из крупных городов России почти в один голос заявили, что никогда не слышали ни о чем подобном. Деятельница еврейского образования с Украины, в прошлом заслуженный педагог и доцент возмущенно сказала нам, что "ничего подобного у нас нет и быть не может". Но там раньше говорили, что и "секса у нас нет".

Российской публике известны случаи педофилии среди православных священнослужителей. В частности широко прогремела история екатеринбургского владыки Никона. Церковное начальство решило наказать как владыку, так и священников, предавших дело гласности. В судах защищает от обвинений в педофилии свое доброе имя Митрополит Суздальский Валентин, первоиерарх Русской Православной Автономной Церкви. Сексуальных хищников в еврейской среде очевидно пока не ищут, но это не значит, что их нет. Это значит, что осознание проблемы еще не пришло в еврейскую среду в России. Есть и другие обстоятельства, как зависимость от финансовой помощи зарубежных евреев, боязнь опозорить еврейскую жизнь перед соседями и властями и много других. В стране, где слова из песни "кто ищет, тот всегда найдет" вошли в пословицу, все тайное становится явным.

Д-р. Вики Полин считает, что недалек день, когда жертвы сексуальных преступлений из еврейской среды наберутся сил и храбрости и потребуют компенсации в суде за свои страдания.

Разные ресурсы для еврейских жертв насилия и сексуальных домогательств http://www.menstuff.org/resources/resourcefiles/abuserecov.html
Сайт Vicki Polin http://theawarenesscenter.org/

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2003 © 2003 by Michael Dorfman. All rights reserved.

Автор не возражает против перепечатки статьи и просит o сообщить о перепечатке по адресу lamerkhav@hotmail.com

Комментарии
  • Ari - 14.07.2019 в 01:38:
    Всего комментариев: 1
    Хорошая статья, видно что честная. Это редкость для Израиля. А история с Эпштейном - так вообще символична.. Но меня поражает, почему эти темы всюду замалчивают? Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение