Независимый бостонский альманах

ПОЭТИЧЕСКИ-НАУЧНОЕ ЭССЕ С ПОИСКОВЫМИ ДАННЫМИ И НАГЛЯДНЫМИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯМИ

21-01-2004

[В публикации полностью сохранены собственное HTML-форматирование, орфография и пунктуация авторессы - ред.]

Тема: использование в поэзии слов "жилы" и "вены".

Виктория БорисовнаПрежде всего надо начать с понятия терминов. Если вдруг кто-то сомневается, что означают слова "вены" и "жилы" - я работала со словарями, так что всем моим определеньям можно доверять. Они взяты оттуда.

И вот мы находим жила (внимание! - женского рода - это важно для дальнейшего, развития темы) - это кровеносный сосуд; сухожилие (применяется в геологии и технике). Еще есть второе определение "жила" - это скупой человек, но это народное и далеко от темы моего исследования сейчас. Не будем о нем и упоминать.

А теперь давайте перестанем и поищем слово вена. И вот тут нас уже подстерегает то, что слово "вена" - тоже кровеносный сосуд, но чаще его употребляют во множ.(!) значении, как - несущие насыщенную углекислотой кровь от органов и тканей к сердцу (исключая легочные и пупочную, которые несут артериальную кровь).

В связи с такими физиологически-функциональными обязанностями, которые в наших организмах выполняют "жилы" и "вены", я, по мановению каприза, задалась мыслью: какое же из этих слов в поэзии вызывает сильную волну эмоций; более популярно и возвышено в сфере звучания? Раньше мне казалось, что слово "вена" - для многих поэтов романтичнее, чем "жила"? Может это оттого, что вена не может быть сухожильной, а жила - может? И же наоборот?

К примеру, вот давайте подойдем к понятью "организм", который, как известно, не бываает безобразным. И красота внешняя - это только глубина линий на коже, у всех народностей различная по предпочтению. Впрочем, организм я буду разбирать в другой раз, а теперь давайте снова вернемся к "жилам" и "венам" в поэзии. Поговорки навроде "в наших жилах кровь, а не водица" и гипотезы о том, что "в наших жилах течет кровь неандертальцев; арийцев; Саддама Хуссейна и братьев по азуму..." не рассматриваю сейчас тоже. Потому, что в данном исследовании я хочу уяснить, какое слово для описания движения крови в организме употребляется в поэзии изящнее и чаще?

Теперь о методе моего анализа (методичка). Чтобы далеко не ходить, я исследовала методом научного поиска по 3 страницы из "Рамблера" и, с удивленьем обнаружила, что равенство "жил" и "вен" в поэзии тождественно!!! Как, впрочем, так же и эпитеты(!), употребляемые к ним (чего я, признаться, не ожидала и к чему была изрядно не готова, но об этом - далее...) Выходит, наш язык, в сравненье с прошлым, все-таки грубеет и становится более "физиологическим", несмотря на поэтические тексты, и какой заряд они несут.

Считаю, что сейчас и подошло самое время ознакомиться с не выбранными специально(!) поэтическими примерами. А, поскольку на один отрывок крови с жилой я буду сразу же давать отрывок крови с веной - мы с вами вместе сможем проследить, как от перестановки этих слов не меняется(!) ни смысл произведенья, ни его эмоции. Это -просто потрясающе, сделанное мной открытие в современной поэзии -я предлагаю вам разделить со мной пошагово, в восторгах моего исслеедования на эту тему. Стихи буду записывать для краткости не в столбики, а в строчки. И приводить рядом свои впечатления от выражения экспрессивности и накала страсти по "5" бальной системе, чтобы понятно было, что "страстнее" - жилы, или вены?

О,если древняя кровь по высохшим жилам, /То как странно,что нож недостаточно острый. /О,если под кожей - сталь,и уснул хранитель, /Мы будем бороться со сном,глядя на звёзды.

Я в этом отрывке ничего не поняла, чего хотел сказать поэт, кроме того, что у него тупой нож и он не смог им разрезать свою окостеневшую кожу, поэтому ему пришлось всю ночь сидеть и маяться от безделия. Эмоциональность на "2".

Как быстро закипает в венах кровь,/ когда с коварной мыслью смотрят в спину, / когда вдруг мне подкладывают "мину", / когда себе твердишь - "Прощай, любовь!" /Как быстро закипает в венах кровь!

Поэт преподносит нам ньюансы своей нервной психики, а так же - подозрительность, раздражительность и легкое проникновение в собственные мысли навязчивой идеи. Передано все это сумбурно, но с эмоцией "5".

Дарят милые подарки, /пишут письма про любовь, /и от слов волшебно жарких / закипает в жилах кровь.

Это - явно "лубочное", сусальное стихотворение, написанное, как розочка для украшения торта; оценивать его по эмоциональности даже не берусь, поскольку от него так и разит подхалимажем. Явно, что оно было написано к 8 марта и, не исключено, что самими дамами.

Кровь по венам тащится, / как солдат до части. /Смерть моя таращится /на меня с запястий. / Что-то там пульсирует / по пути в ладонь... /Жизнь моя вальсирует / под твою гармонь.

Сразу же хочется спросить: при чем тут музыкальный инструмент, в такой трагический момент, когда вся жизнь поэта сосредоточена на его "запястьях"? К тому же, в этом отрывке взаимное противоречие: кровь "тащится", а жизнь "вальсирует", при чем - не под свою собственную, а под чью-то (так и не упоминаемую далее в стихотворении) пресловутую "гармонь"? Что за момент здесь отражен? По моему мнению эти поэтические строфы были написаны не для идеи, а для самолюбования в необычной ситуации солдатом-первогодком во время его дежурства по тумбочке. Эмоции= "2".

Лирическое отступление по теме: среди попадавшихся мне стихотворческих раритетах, мой взгляд запнулся, да и застыл на одном очень эмоциональном отзыве читателя на стихи поэтэссы, которая носит псевдоним Серебрянная Роза. Видимо, она и в жизни женшчина интересная, потому, что неинтересным такого не напишут. Мне бы кто-нибудь хоть раз такое написал, но разве от читателя дождешься благодарности? Впрочем, нельзя отметать и такое подозрение, что этот отзыв на стихи Серебряной Розы написал ее возлюбленный, которого она мытарит в черном теле и он хочет перед нею предстатть "во красе своего поэтического чувства, если не к ней, то хоть к стихам. Однако же, все равно себя выдает употреблением таких сильных слов, как кровь и жилы. Предлагаю вам тоже вчитаться и обдасться шквалом сверхбьющей ("5+") эмоциональности:

Стихи её -лучшие -обрушиваются на читателя, захлёстывая его с головой, Вышибая остатки воздуха из лёгких, заставляя дышать магическим током её фраз. Позволяя почувствовать в жилах её кровь, потому что не сопереживать такому искреннему и совершенному выражению чувств - нельзя.

Гениально! так и хочется себе самой скопировать в какие-нибудь будущие отзывы о моем поэтическом наследии. (конец лирического отступления)

А теперь, для сравнения с предыдущей эксрессивностью, приведу слова попроще, но тоже от души:

Шаткая идиллия,/ Вот опять имел продажную любовь/ и крик отчаянья будоражит в венах кровь...

Это незамысловатое послание, тем не менее, доносит до нас мысль о том, что человек готов пойти даже на самообман, чтобы пригасить в себе желание любви, взбудораженное в его венах. Все-таки - стон есть: "4".

Мне нравятся твои глаза по семь копеек /Я завожусь увидя твои клёвые шузы / Не в силах я молчать / уж в жилах кровь немеет /Но ты об этом никому не говори.

Стихотворение- загадка; возможно, именно в такой форме изложения в с/школе начинают присылать анонимные записочки под парты. Предмет страсти должен внимательно оглядеть "круглым взглядом" весь класс и сделать "очевидный" вывод в пользу начинающего поэта или - нет. Поэтому, на мой взгляд, такие стихотворные произведения выдают браваду автора и его сомнения по поводу ответной реакции на сочиненные им поэтические строки. Могу почувствовать даже на расстоянии мокрую ладонь поэта, у которого уже "немеет" в жилах кровь от страха. Эмоциональность напополам с нервным зудом "4+".

В глазах туман и жуткий холод, /В словах лихой ветрина, /В сердцах-обман и пустота. /А в венах кровь уже не бьётся, /И не забьётся ж никогда...

Пессимизм на грани равнодушия. К тому же, автор эгоистично обобщает свои ощущения со всем окружающим его миром. Но, однако же, и здесь я нахожу противоречия: если глаза не выражают ничего (по словам автора), а в сердце пустота, то откуда взяться такому экспрессивно-эмоциональному чувству, которое бы ветриной выразилось бы в его поэтических строках? Тем более, что автор еще раз повторяет, что кровь в его венах уж не забьется никогда! Что же это было - "последний снаряд", который автор "стрэльнул" и затих? Тогда и нужно было написать именно о тех словах, которые он "стрэльнул", а не о том, что после этого последовало, оставив меня, как читателя в недоумении и любопытстве. Эмоций тут не вижу - один выдох "0".

Наташка! Я тебя люблю. /Ты ворвалась в жизнь мою. /Закипела в жилах кровь, /Ведь ко мне пришла любовь. /Я не знаю, что мне делать, /Я уже не ем, не сплю. /И хочу я только видеть /Лишь улыбочку твою!

Последнее слово- про "улыбочку", на мой взгляд, именно подгадило стихотворению, изменив его искренний настрой на эдакую угдливо-любезную ухмылочку. Вообще, когда мужчины- поэты употребляют во множестве cуффиксы "очк", "ечк", "ючк", "еньк" и прочие мультипликационные артикли, их стихи становятся вязкими на языке, как пересахарившаяся халва. (Куда уж проще и жестче со стороны мужчины записать такие от запомнившиеся мне слова, которые были выцарапаны на парте в школе, когда я пришлла туда на родительское собрание: "Кто здесь сидит, того- люблю! Гоните в парту по рублю!") Однако, сделаем скидку на то, что этот стих написал (возможно, впервые в своей жизни) молодой поэт. Сгласитесь, к пожилой ровеснице уже не обратишься с любовно-залихватским "Наташк!". Стихи переполнены расхожими метафорами, а так же растерянностью в грядущих поступках, но за эмоциональность я бы поставила твердую "4".

Мы за жизнь /Мы за любовь /Мы за в венах кровь /Мы за нашу авиацию /Мы за русскую хип-хоп нацию!/

Oчень нерядовое стихотворение, учитывая в особенности, что "хип-хоп", насколько мне известно, имеет в своем происхождении отличные от "русскости" корни. Как таковым,- стихотвореньем это и не назовешь. Эти строчки созданы для притоптывания и прихлопывания. Отсюда и вразбродный выбор рифм (причем здесь "наша авиация", которую легко можно заменить на "нашу деградацию" - прям так и напрашивается само собою?) В общем, стихотворенье это показалось мне и вовсе ни о чем, но с эмоциональным задором совершеннейшей бездеятельности: "5".

И в жилах кровь горячая течёт, /И силы есть, энергия в зените! /Вы с шефом наверху поговорите, / Пусть сделает годам перерасчёт./ Словно пишет эти строки передовик производства, рапортуя начальнику цеха о своем крепком здоровье и достойных административных качествах. В этих строчках есть намек самого автора на то, что - не лебезя перед начальством, он, тем не менее, может поставить интересующий его вопрос ребром и на более высоком уровне. К тому же, в этом отрывке мне показалось явно высвеченным желание о прибавке зарплаты. Впрочем, прямо он об этом говорить побаивается и это сквозит в эмоциональности строк: "4-".

В жизни так бывает, /Что любовь приходит вновь! /Только, Пламя догорает, /И не льётся в венах кровь!

Да, действительно, в жизни очень часто это происходит, почти на каждом шагу, о чем уже множество поэтов замечало с более талантливой наблюдательностью. Идея не новая. Мне не понятен, следующий за ней, пессимизм автора. Что же он хочет сказать? Что снова пришла любовь, а на нее уже нет сил ни моральных "пламя догорает", ни физических: "не льется в венах кровь" ...(Вот опять отвлекусь: когда говорят, что кровь "льется", мне прямо даже как-то не по себе становится, словно она льется передо мною из кувшина. Очень это, знаете, не поэтическое видение). В такком явном пессимизме можно только подивиться только тому, для чего(!) вообще, и каким образом он смог выразить на бумаге эту вялую фразу? Разве, что - как прокламацию о своем полном импотенстве. "1" (и-то, только за то, что сам перед всеми честно в ннем признался)

Из сердца птицы улетели, /Заледенела в жилах кровь, /И заунывные метели /Забрали из души любовь.

И снова мы наблюдаем тот же повторяущийся до бесконечности сюжет про "заледеневшую кровь", но теперь она фраза про нее сдобрена еще и упоминанием про улетевших птиц. (Когда я слышу, про птиц, которые уже улетели, мне на ум всегда приходит фривольный, непоэтический вопрос: "что же эти птицы после себя оставили?) И еще у меня претензия к этому отрывку: как могут метели "забрать" чего-нибудь, пусть даже "из души"? Метель - она ж - метла. Она же - веник! Значит, в случае упоминания метелей следует употреблять более решительные, действенные глаголы! Не вижу здесь эмоций, одно сплошное "не понять чего хотел сказать чужими словами автор-плагиатор". Поэтому и у меня к этому стихотворенью -"0" эмоций.

Я дышу этим воздухом влажным, /Течет в венах Питера кровь, /А ему не так уж и важно, /Что весной расцветает любовь.

Вот, как начинают что-нибудь писать про Лениинград, так обязательно отметят, что в этом городе "влажный воздух", как будто другие погодные явления отсутствуют. Скажу прямо: уже надоело, мне эти метеосводки слушать. И далее, в стихотворении - снова не новая мысль о том, что весной "расцветает" (она, обратите внимание- все время "расцветает") "любовь". Причем тут был сильный эмоциональный пасс про кровь в венах? Не известно. Видать, для одной только рифмы. "0".

Вновь,разыграется кровь в жилах./ Вновь,мы полюбим давно нелюбимых... /В толпе увидишь ты лицо одно, /Возьмешь тогда ты в руку жизни нить, /И сердце сможет снова жить, / И в жилах, будет кровь бурлить, / Тогда начнешь добро творить, / И людям счастье приносить.

Я думаю, вы со мной согласитесь в том, что было просто невозможно уложить всю мысль автора в одном четверостишие. Поэтому я ее постаралась привести полнее. В данном случае кровь не только "бурлит", но еще и (внимание: новаторство!) "разыгрывается". И, видимо, стоит надеяться на то, что, когда она разыграется совсем, то можно уже будет в этом состоянии полюбить даже тех, кто давно опостылел (это не новая, но, по прежнему, не теряющая своей остроты психологической мысль!) И вдруг! Какой момент (это -не открытие в поэзии, но, уж - "на безрыбье"...) - в толпе лицо! И поэт смело предрекает, что именно оно и побудит его (всех!) к тому, чтобы вернуться к "нити жизни"; оживить сердце и забурлить кровь, которая до этого лишь только потихонечку "разыгывалась". Стихотворение просто кипит слогами "жи", от чего оставляет даже некоторый привкус "кислого" на деснах. Впрочем, возможно это только оттого, что я сейчас пью чай с лимоном. Надо подсахарить... Мысль в стихотворении, как, впрочем, и все выражения в нем - повторюсь - не нова: стоит полюбить и сразу у всех будет счастье. Мне кажется, что эти стихи написал уже немолодой(!) человек в предчувствии "чего-то"... Для более яркой эмоциональности у него не хватает запаса слов, но попрыгать ему все же хочется. И эмоциональность автора для меня побивает цифру "5".

А вечером оргии, секс и любовь,/ От жизни такой бурлит в венах кровь./ Она закипает, как в чайнике чай, /Зернистый осадок навевает печаль. /На шею петлю, в лицо револьвер, /Умру я счастливый, вот жизни пример! /

Непонятно, о каком "зернистом осадке" упоминает автор? Это звучит тревожно потому, что именно данный осадок навевает на поэта суицидальную шальную мысль. И все же, я не склонна так уж всерьез оноситься к ноткам мрачного в этом стихотвоении. Похоже, будто его написал студент, мающийся на последней паре, в то время, как за окном девчонки бегут на трамвай. Эмоций тут не очень много, потому, что тема не прочувствована до корней. "3".

Что за неистовый вигвам.../ Одна пришла, другой пришел,/ И что же каждый здесь нашел?/ Один пришел попить пивцо,/ Другая - показать лицо,/ О тот, что б девушек лобзать,/ На чью-нить попку взгляд кидать./ Вон те нашли сейчас любовь ,/ И в венах их вскипает кровь./ А кто-то просто так сидит,/ И молчит и кажется, грустит.../ А в общем, всем здесь хорошо/ Иначе б мало кто пришел./

Ну, просто прелестное, гениальное стихотворение - скорее жаде по своему выводу, а не по исполнению. Поэтому не буду его пространно комментировать. Просто поставлю на шкале "эмоциемометра" цифру "5" и еще раз перечту.

Я помню, как кипела в наших жилах кровь,/ От приключений, что казались сном. /Когда светит солнце, когда льет дождь, /Ты смотришь в оконце, по телу дрожь./Руки трясутся, /Глаза красные, /Тело движется в разные стороны, /В венах кровь кипит, испаряется. /Это бешенство к тебе приходит!

Я специально занесла в свое исследование и этот белый стих, как передающий момент подростковой неуравновешенности. Стихотворение писала девушка - это выдает ее со всеми белыми нитками. Причем, -девушка в данный момент ожесточена на своего возлюбленного (заметьте, у нее везде "кипит": и в жилах, и в венах!), который не идет (не звонит; идет, но с другой; звонит, но не ей и т.д.), отсюда и метущесть чувств, и неясность мысли и зашкаливающая эмоция, сопровождающаяся даже тремором рук и тела "5".

И если в твоих жилах течет кровь волка, то ты должен быть готовым ко всему.

Эту фразу я, вообще, не знаю для чего сюда вставила. Просто, потому, что она мне попалась на глаза 2 раза и к ней была приплюсована цена "250 руб". Я поленилась посмотреть, что там на самом деле продавали, но анонс меня поразил, как вершина эмоциональной глупости "5".

Движений вязких не слышно /В венах не кровь, - тромбы /В голову бьет солнце/Зубов раскаляет пломбы./

В этих строках описано уже не просто состояние агонии, а - переходящей в кому. Автору трудно в таком эммоциональном вакууме сповигнуть себя на какую-то конструктивную мысль. Остается лишь "запечатлеть факт", что написано не без эмоций: "4+"

Забудь о страхе и проблемах, /Подсядь ко мне, прижмись ко мне, /Ведь у меня не воздух в венах , /А кровь... С тобой наедине/

А вот в этих строчках бьется живая мысль, видимая каждому из нас даже невооруженным взглядом. Я бы сказала, что эти строчки очень физиологичны, хотя эмоциональности в них маловато. Простая констатация факта "3".

Когда ж апрель погонит быстрее в жилах кровь, - /И нельзя сидеть спокойно дома /К тебе прийдет нежданно первая любовь, /Настигнет вдруг тебя ударом грома /

Эти, совершенно бесцветные и расхожие строки про апрель, гром и любовь взяты мной для примера ширпотребности с "официального сайта Льва Лещенко". Впрочем, ему можно предъявить обвинение лишь в постоянном отсутствии "вкусицы", Чем тоже уже никого давно не удивить. Эмоции в этом стихотворении поддельны, как и голос, которым певец Лешенко, в моем представлении, сполняет эту песню. "0"

Словно в венах кровь остановилась, /Я присела-ноги онемели. /Истерика. Я плачу нет рыдаю! /Готова броситься вслед за тобой, догнать. /Плевать на гордость, одного желаю /Последний раз тебя поцеловать! /

Очень похоже на продолжение недавно приводимых мною стихов старшеклассницы, разозленной на своего необязательного друга... Несколько непонятна мне фраза про истерику, во время которой девушка плачет, но не рыдает. Тем не менее, ее чувства заставляют верить в их искренность. Эмоциональности здесь на "5".

Но в моих жилах не застынет кровь : /Меня согреет в самый лютый холод /Твоя благословенная любовь. / Ты далеко сейчас, но я с тобою, /Во сне и в мыслях, каждый день и час./Ответь мне честно: если ты считаешь, /Что в моих жилах ледяная ,кровь, /Что для меня любовь - пустое слово, /Зачем тогда ко мне приходишь вновь?

Вот, поди ж ты, угадай: кто это написал - мужчина или женшчина? Наверно так: мужественная женшчина или женственный мужчина. Но по возрасту уже не очень молодой (ая) и терзаемый (ая) давней неразрешенной ситуаций в личных и внутрисемейных отношениях. Видимо, что на эту тему автор уже не раз писал(а), поэтому и эмоциональность здесь прослеживается уже не очень ярко "4".

Течёт во мне энергия Богов, - /Я так устал, и стынет в венах кровь. /Но я бегу неведомо куда, А на моём пути опять стена! /Сколько лет... Да, тут вся жизнь моя прошла. /Не хотел я верить, что я раб; /Раб порядков, я был сам себе не рад, Но не мог уйти - был слишком слаб. /

Тоже терзания, но теперь уже явно мужские. Причем, на суд публике вынесена все та же старая проблема, с которой поэт вынужден жить уже всю свою жизнь и, наверно, с ней и умереть, поскольку любование своей позой "раба" уже, видимо, стало привычным условием его жизнедеятельности. "3"

Хотя мы и были удовлетворены сексуально, но в наших венах кипела кровь, и никто не хотел спать.

Это - просто так приведенная мною эта фраза. На мой взгляд она хорошо разноображивает мое поэтическое эссэ на тему жизнедеятельности "вен" и "жил".

Как сотни раз дотоле вновь и вновь /Холодный ветер в венах остановит кровь, /Но это лучше нежели страдать. /Хоть путь мой может быть неверный - /В постели может лучше умирать… /Но слышу зов, он не дает покоя / Так жаль…, но не могу с собой позвать /Тебя… тебе не смог я дать /Ни счастья, ни тепла; /Но знаю - ты пошла б со мною…

Очень потребительское отношение автора к женшчине. Впрочем, это никаких удивительных эмоций во мне не вызывает, так как данное стихотворение написано не из-за сильного чувства, а просто так, от нечего делать. Хотя тут можно допустить еще и такую мысль, что эти стихи пишет подросток "обчитавшийся" поэзии и претендующий на "оскарауайльда". Эмоции чужие и фальшивые, как и сам пафос этого стиха. "2". Таким образом, в рассмотренных нами с вами случаях употреблении в поэзии слов вены и жилы лично я не обнаружила никаких отличий ни эмоционального, ни смыслового характера, что, наверняка должно быть обидно хотя бы оттого, что в русском языке есть отдельные понятия вены(!) и жилы(!). К сожаленью, молодые поэты, не видят в них никакой разницы. И, как вывод из моего исследования, предлагаю вам уже сейчас помолиться за будущее российской поэзии.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?