ОПЫТ КОНСТРУКТИВНОЙ ДИСКУССИИ

28-01-2004

Михаэль ДорфманМихаэль Дорфман:

Дорогой Валерий.
Статья Валентина Иванова "Местечновый расизм" на мой взгляд нуждается в ответе. Не нашел в статье ничего нового в этом самом жанре. Но и без ответа оставлять на мой взгляд как-то нехорошо.

Фраза, о которой мы спорим, взята из Вашего письма, поскольку статьи Иванова я действительно не стал читать до конца и, тем более, перечитывать. Фраза - вот она:

"Поскольку далее я буду излагать свои взгляды, напомню еще раз, что под словом "еврей" я буду понимать не "этнического еврея", а лишь носителя идей иудаизма, ибо этническое выделение ни к чему, кроме расизма, не ведет, что и было продекларировано ООН".

Я сам - как раз носитель этих самых идей иудаизма да еще и практикующий традиции иудаизма, так что говорить не о чем.

Конечно, антисемитоборцы могут тоже ответить, но их писанина часто сродни писанине Иванова и ему подобных.

Мне Танкред (Голенопольский - ред. "Международной еврейской газеты") как раз прислал статью. Как раз позиционирует этот народец, вроде Иванова, как расистов, позорящих Россию. Но рекламы из этого делать не будем. Слишком много чести.

Искренне ваш, Михаэль.

Валерий ЛебедевВалерий Лебедев:

Дорогой Михаэль,
Танкред справедливо резко пишет о  лозунге "Россия для русских". Но разве абсолютно такого же рода  лозунг, имеющий хождение среди некоторый части евреев "Израиль - только для евреев" не заслуживает внимания того же Танкреда? Или он не усматривает родства этих двух лозунгов?  Обвинения в антисемитизме давно стали расхожей и истертой монетой в устах  мелких расистов.

Однако я не увидел примеров из статьи Иванова (цитат), которые бы подтверждали ваши тезисы. Не считать же за таковые слова “под словом "еврей" я буду понимать не "этнического еврея", а лишь носителя идей иудаизма”.

У вас чуть-чуть не хватило мудрой толерантности для более спокойного отношения к статье Иванова.

То есть, не прочтя статью, а только увидев одну фразу из самого начала статьи Иванова вы сделали такой решительный вывод.

Но что такого содержится в этой фразе? Она всего-то говорит об известной и принятой в иудаизме вещи: считать евреем не только тех, кто этнически произошел от а идише мама, но и тех, кто исповедует иудаизм (это – норма для США). Именно на этом построен гиюр.

Дальше Иванов пишет (вы не дочитали):

“Совершенно определенно можно сказать, что они (религиозные евреи) создали Тору (Пятикнижие Моисеево), но столь же очевидно всем остальным народам, что они создали её для своего внутреннего употребления, ибо именно в Торе недвусмысленно выделен "избранный народ", для которого Яхве дал Закон. Там очень чётко обозначено, в чём заключается разница отношения еврея к еврею и к не еврею. Христос же принес людям Новый Завет, и отличие его от Заветов Торы не формальное и поверхностное, а принципиальное. Поэтому цивилизованный мир живет по совершенно иным моральным заповедям, чем изложенные в Торе”.

Вот с этой фразой уже можно спорить. Хотя и она вовсе не антисемитская. Ибо в ней указано на известную особенность: иудаизм остался этнической религией, он вполне сознательно отказался от прозелитизма и не стал мировой религией. А христианство – стало. Это – наблюдаемый факт.

Спорным является, в какой степени мир живет по моральному закону Торы. Иванов полагает, что в малой. По-моему – в значительной. Психологически понятно почему: Иванов – ревностный христианин. А я только формально православный, но больше – атеист, мне, может быть, легче признать вклад Торы.

Или, к примеру, написал Иванов так:

“В Еврейской энциклопедии дано иное, гораздо более мягкое толкование: "антисемитизм - это нелюбовь к евреям". Тут впору обратить внимание на два момента. Во-первых, не существует более никаких специальных слов для выражения нелюбви к десяткам тысяч других народов. Странное исключение составляют только евреи. Во-вторых, как это уже до меня неоднократно отмечали (тот же Борис Миронов, например): разве есть что-либо странное или противоестественное в том, что я люблю свою жену и не люблю миллионы других женщин? Не очень понятно, почему именно евреев все должны обязательно любить?”

Что уж такого особенного вы находите в этих словах? Вы хотите непременно добиться любви Иванова?

У меня, действительно, иногда закрадывается впечатление, что не евреям писать об Израиле или о евреях как бы недопустимо без риска обвинения в антисемитизме. Тем более нечто критическое. Лично я перестал писать. Однако я замечаю, что отношение к нашему с вами делу в Европе как бы ухудшается, вполне возможно, из-за вот такого подхода к “диалогу”.

Если некто (неврей) напишет, что евреи необычная нация, они внесли, они открыли, они продвинули, то его обвинят в том, что он специально захваливает евреев чтобы вызвать к ним ненависть. Стало быть антисемит. Если напишет, что евреи такие же как все, то антисемит потому, что замалчивает, что евреи внесли, открыли, продвинули. Если вообще ничего не пишет о евреях, то этот – самый опасный антисемит, он затаился и только ждет часа.

Приведу пример того, как видят еврейские авторы свою позицию. Они прямо так и пишут: нам, евреям, можно писать об Израиле что угодно. И вообще нам можно писать о ком угодно что угодно. А вот вам ничего.

Лапландец - Gena
- Wednesday, November 05, 2003 at 21:34:11 (PST)

Зато мы (я, Симулякр, Арье, Ента Цудрейтер и т.д.) имеем полное моральное право говорить про Израиль, иврит и сионистов с ихней культурой все, что пожелаем, ибо наша, т.е. исторически единственная еврейская культура исторически прослеживается в течение всего обозримого прошлого...

Арье
- Wednesday, November 05, 2003 at 10:26:01 (PST)

Когда насчёт ликвидации нашей страны разоряются антисемиты типа саньки-пророка или хмельницкого, то меня это бесит, Лапландец же меня бесит не особенно и вот почему:
Во-первых он настоящий еврей…

...я русофоб и я желаю апокалиптическую кару русскому народу, я с удовольствием готов задушить отдельно взятого русского.... не надо проливать крокодиловые слёзы по поводу удачного теракта чеченцев, а радоваться надо.

Дикий расизм некоторых евреев прет наружу помимо их желания.

Приведу историю о некоем Александре Белоусове, русском, ранее проживающем в Самаре. Он выучил идиш настолько, что стал писать на этом языке стихи. Иврит он тоже выучил. И вообще был полиглотом. Выучив все это, он в 90-м году переехал в Израиль, стал называть себя евреем. На днях (26 января 2004) этот необычный человек умер. Как я понимаю от delirium trements - белой горячки. Что же с ним такое произошло, почему он спился? Да потому, что он в местном окружением не был принят за своего. Он все равно оставался чужим. Чужим – “по крови”! Он был белой вороной, не получил ни признания, ни сферы деятельности, ни средств к существованию. И вернулся в свою “русскость” - через водку.

Вот любопытное признание того же “образцово-показательного Арье.

“Мы, сидя в нашем бюро, очень любили дербалызнуть, говоря, что этим мы спасаем еврейский народ. Саша (Белоусов – ред.), который очень любил выпить, часто приходил в наш отдел, говоря, что он только что был в церкви, а теперь пришёл спасать еврейский народ. В этом "спасении" и была вся беда, унесшая его в могилу. Его жизнь в Израиле сложилась крайне неудачно и в этом некого винить...

Вчера, в 16 часов хоронили Сашу Белоусова. Провожать его в последний путь пришли человек 50, в основном русскоговорящая публика. Я выступил по-русски с коротенькой речугой от имени отдела передач на языке идиш израильского радио. В конце я сказал, что это гримаса судьбы: Саша пришёл к нам из совершенно чужой и чуждой среды, пришёл потому, что захотел прийти и стать нашим. А я стою здесь и поминаю Сашу не на языке его творчества, а на русском, потому, что вы, евреи от рождения, здесь собравшиеся, не понимаете ни слова на языке, который называется еврейским. Саша, родившийся русским, пришёл к нам, а вы, родившиеся евреями, ушли от нас...”

Арье сказал больше, чем сказал. Отсюда следует, что на похороны Белоусова пришли только русскоговорящие, то есть, фактически, русские. Те, что себя идентифицируют с русской культурой. Или и вовсе только его собутыльники. А вот евреи, те, с кем хотел бы себя отождествить покойный – не пришли. Ни одного. Они не считали его за своего. Несмотря на его идиш и иврит, на его стихи и страстное желание стать “настоящим евреем”.

Ибо для всего окружения Белоусова имело значение только его биологическое происхождение, только “порода”, только родословная. Евреи от рождения” из надгробной записи Арье - это что такое? Это почти что явное признание того, что национальность передается по наследству и принадлежность к той или иной нации чем-то подобна принадлежности к породе собак или даже вообще виду животных. Родился таксой – баста, сколько не корми, а все низенькая и длинненькая. Не хватает только юдогена, введенного Лавровым. Чем это отличается от подхода кинологов к “чистоте линии”? Ничем. Для собаководства или племенного выращивания буренок это может быть и хорошо. Но применительно к людям такой подход называется расизмом в его худшем нацистском проявлении.

Конечно, если принять тезис Саши Бородина, который дал аксиоматическую формулировку антисемитизма: "Антисемитизм - это когда нееврей говорит о евреях", то тогда да. Иванов – русский. И если он пишет о евреях, то по этому определению – антисемит.

Я написал много статей в защиту Израиля. Были и статьи с опровержением так называемой “Школы “Ревизионизма”. Я дал свои страницы под все статьи Б. , ни одной не отклонил. Каков же результат? Таков, что Б. и вся его свора (как только открыли свой сайт) беспрерывно меня и весь наш альманах обвиняет в антисемитизме.

Заодно в этом же они обвиняют и вас. И Хмельницкого. Только потому, что он во многих спесивых заявлениях участников того издания, а также в их попытках определить нацию через врожденные свойства и генотип усматривает расизм.

Вам не кажется, дорогой Михаэль, что это нечто запредельное?

Мы с вами, думаю, понимаем друг друга. Антисемитизм имеет много причин. И вот одна из них – наглые или провокационные писания такого рода “евреев”.

Настоящая выставка из них на сайте у Б. Я не раз получал действительно антисемитские статьи, авторы которых обосновывали свою позицию как раз текстами из писаний его отморозков. То, что такие писания есть одна из причин разжигания антисемитизма – это, так сказать, экспериментально установленный факт.

Ваш Валерий.

Михаэль Дорфман:

Дорогой Валерий.
О Белоусове. Я не думаю, что согласен с Вами. Человека пришли хоронить те, кто его знал. Его друзья. А какие друзья у хронически пьющего человека?

Белоусова я знавал. Его пришли проводить те, кого я тоже знал.

Еврейская душа – “А идышэ нешумэ”. Он был из Самары, а самарские евреи были особенными, нетипичными, с точки зрения озлобленных квартирным вопросом москвичей. Говорят, что во время Николая I чуть ли не 200 тыс. евреев крестилось. Последние 2 тысячи лет сыновья лишь уходили от нас. Видимо пришло время, когда все они начнут к нам возвращаться. Все те, кто по преданию стояли вместе с Моисеем на горе Синай и принимали Завет с Господом. Ведь там стояли не только жившие тогда, но души евреев всех поколений. И наша задача не мешать им вернуться, принять тех, кто хочет соединить свою судьбу с еврейским народом. Нам стоит прислушаться не к омертвевшим буквам ветхих племенных кодексов, а к велению живого времени. Принято надеяться на Бога. А кто знает, может Он надеется на нас.

И еще. Там же, где некролог, на сайте Седьмого канала (http://www.sedmoykanal.com/news.php3?id=55790) опубликовано недавнее интервью с Белоусовым. Он добрым словом поминал еврейского поэта Аарона Вергелиса, сыгравшего в его судьбе большую роль. О мертвых не говорят плохо, но в кругах евреев-самоненавистников Вергелиса принято поносить. Потому, что больше всего их интересует вопрос "кто ты такой", а не его творческое наследие. Возможно пришло время нам перестать судить и помянуть добрым словом всяких и разных знаменитых евреев, возможно хотевших хорошего, а возможно и делавших его: Аарона Вергелиса, Давида Драгунского и многих других. Все под Богом ходим. Ведь совсем не так давно упомянутого в интервью Самуила Галкина и других советских еврейских писателей в Израиле называли "сталинским антисионистским подонками.

Но взгляните шире. Израиль, евреи и идиш - совсем не синонимы. Израиль становится типичным ближневосточным государством, активно отбрасывая русскую, европейскую культуру своих основателей. Популярная культура в Израиле полностью ближневосточная, облик израильской толпы ничем не отличается от толпы иорданской, ливанской или, скажем, иракской. Выходцы из мусульманских стран занимают там доминирующие позиции. Когда-то глава правительства Израиля Леви Эшкол сказал, что Израиль заселили совершенно не те люди, для которых оно строилось. Он  имел ввиду не только восточных евреев-мизрахим. Эшкол подразумевал, что Израильское государство строилось интеллигентными людьми интернациональной культуры, в основном выходцами из Российской империи. Заселили же Израиль те, кто искал обособленности. Они же возродили там местечковые традиции.

Еще об определении местечка. Для нас "местечко" имеет два значения. Первое - глухая провинция, как для русских "деревенщина" . Второе значение - еврейский эквивалент того, что русские зовут мещанством.

Помните дискуссию о статье проф. Сердюченко “Новейшие российские конфигурации” ? Автор собрал целую коллекцию гротескных антисемитских штампов и показал их нелепость, “смотрите, что говорят!”. Перефразируя поэта, Сердюченко бил антисемитов, а ранил в сердце… большое количество озабоченных евреев определенного сорта. В защиту Сердюченко высказались мы с живущей в Амстердаме поэтессой, членом ПЕН-клуба Ларисой Володимеровой в статье “Маленький мир против Сердюченко” Тогда в антисемитизме те же озабоченные уже обвинили нас.

Проблемы там все выдуманные. Вопрос "за что не любят евреев?"  выдуманный и серьезные люди никакой любви не просят и не нуждаются в любви. Скажите, кто вообще в нашем мире кого-то любит?  И себя любят еще меньше. Вопрос такой невозможен ни в Америке, ни в Европе, зато в России сколько угодно. Причем не только насчет евреев. Чаще чем от евреев, я слышал от среднеазиатских или прибалтийских русских - "за что они нас так не любят?". Так, что вопрос не о любви, а о политкорректности.

Вы приводите разные определения антисемитизма – от Иванова, от Саши Бородина. Давайте по порядку. Я дам свое. В словарном определении надо бы жеманное “нелюбовь” заменить на ненависть”. И потом антисемитизм ведь явление, не “ненависть”, а ее проявления по отношению к евреям на основании того, что они евреи. Свое отношение к антисемитизму выразил в статье в вашем же журнале "Наши дети будут жить при антисемитизме" . С серьезными людьми будут договариваться, как договорились с католической церковью, да и с Московской патриархией. Или вот я сам был в делегации на встречах с православными священниками на эту тему. С буйными экстремистами, нацистами, памятниками и прочими, вроде Миронова никто разговаривать не будет. Их рано или поздно принесет в жертву сама российская власть, стремясь наладить отношения с Западом. У меня с Мироновым очень хорошая общая знакомая. И там видно, что никакую организацию, никакую деятельность он наладить не способен, а вот вроде пугала - очень даже подходит. Скажем, взгляды Никиты Михалкова от Миронова мало отличаются, но он вполне открыт к диалогу и с ним и такими, как он можно договориться о красных линиях. Что-то вроде переписки Астафьева и Эйдельмана.

Когда я вел кампанию против расизма в израильских школах, так называемые “Русские пантеры в Израиле”, (http://homeru.com/russia/panthers/panrus.htm) то мои оппоненты и критики говорили, что оскорбления, обзывательства это не расизм. Они затруднялись сказать, что это такое, но я с ними согласен. То, против чего мы выступили – это предрассудки, вражда, ненависть – симптомы расизма. Настоящий расизм, как и его разновидность антисемитизм, имеет системный характер. Это в первую очередь лишение равных шансов, ущемление в правах, дискриминация, причинение ущерба или вреда на основании этнического происхождения, религии или расы или национальности.

Единственно возможный ответ на текст, вроде Иванова, любой антисемитоборец, вроде небезызвестного вам из гостевых, определенного пошиба изданий, или даже в нашей Гусь-Буке встречаются, разразится чем-то подобным, только против русских, без всякого понимания, а часто и специально, чтоб обидеть, пойдет развенчивать национальные русские мифы. Мифы же от сказки тем и отличаются, что люди в них верят, что мифы формируют общественное сознание. Политкорректность же - это уважение к чужим мифам.

Про лозунги, то ли "Россия для русских", то ли "Израиль для евреев" - то это вполне легитимные лозунги, как и вполне легитимно против них бороться, делать их стыдными или неприемлемыми. Вопрос в законах данной страны. Для Ближнего Востока нормой является самоопределение государств, вроде Арабская Республика Египет, Сирийская Арабская Республика ил, скажем, закрепленный в законе еврейский характер Государства Израиль. Иногда это работает, иногда, как Ираке - нет. Хотите бороться, пожалуйста, идите в рамках закона. В многонациональном государстве, как Россия лозунг "Россия для русских" не находит массовой поддержки, но не думаю, что его надо запрещать. Тем более, что понятие "русский" точно так же, как понятие "еврей" не имеет универсального характера, а лишь определяется исключительно через тавтологию "тем, что разные русские или евреи считают своими". Еще скажу, что борьба будет успешной, если пользоваться имманентными и уместными понятиями. В Израиле - израильскими, в России - российскими, в Америке - американскими.

Вы говорите, меня называют антисемитом. Мнением людей неважных можно спокойно пренебречь. Я сотрудничаю с АДЛ. Недавно встречался с людьми из "Центра Визенталя". Когда что-то нужно, то не отказывали.

В заключение скажу мое личное мнение. Русские люди, как и россияне, так или иначе связанные с русской культурой, значительно больше, чем евреи страдают в мире от различных стигм, непонимания и обобщений, а то и просто злоумышленной фальсификации и диффамации. Русские значительно хуже, чем евреи организованны и способны дать отпор на понятном миру языке. Не говорю о материальной стороне. Сравните бюджет одной Антидиффамационной Лиги в 180 миллионов долларов с бюджетом Российской Федерации на пропаганду русской культуры, языка и где-то там поддержку соотечественников и отпор русофобской пропаганды (где-то 2 миллиона долларов, которые тоже знаете по современным российским порядкам как и кому доходят). Просто у евреев долгая память и мы не готовы допустить повторения того, что было в Германии. И серьезные люди в общем с нами согласны. Не из-за любви к евреям, а потому, что антисемитизм является серьезным симптомом неблагополучия в обществе, могущим стать угрозой для всего мира.

Насчет антиизраильских опросов в Европе, то не верьте первому впечатлению, в том числе и еврейским интересантам или антисемитским воплям. Антиизраильские настроения не означают требования ликвидации Израиля, уничтожения или изгнания евреев или что-то подобное, а лишь недовольство нынешней политикой израильского правительства и еще поддержку борьбы палестинцев против оккупации. Так в Израиле тоже значительная часть населения не согласна с политикой своего правительства.

Не надо всякую критику Израиля считать антисемитизмом. Из-за критического отношения к израильской политике не видно тех акций, которые предпринимаются против антисемитизма во Франции, уж не говорю о Германии. Опять таки не из-за любви к евреям, а из-за отрицания расизма. Как никак Швейцарию заставили платить, а например, Израиль не открывает счета жертв Холокоста в своих банках, и особенно плохо с земельной собственностью жертв Холокоста. В Израиле как раз парламентская комиссия работает по этой теме.

Знаете, Мормонская церковь верит, что можно крестить мертвых и тем самым спасти их души. Они собрали несколько сот миллионов имен, в том числе евреев, и среди них провозвестник сионизма Теодор Герцль, первый глава Государства Израиль Давид Бен-Гурион, много других евреев. И вот какой-то раввин из нью-йоркской еврейской организации обратился к ним с требованием изъять всех евреев из базы данных. Хотя с точки зрения иудаизма – такое крещение нонсенс, но затрагивает чувства. И что мормоны, обещали исправить, хоть расходы очень велики, то займет время. Или еще пример. АДЛ обратилась в компанию Микрософт с требованием изъять из стандартного набора фонтов и картинок для пакета Микрософт-Оффис изображения свастики и другую нацистскую символику. Компания согласилась, но теперь проблема, что можно легко достать их из проданных уже пакетов.

Даже серьезные организации не всегда правы в борьбе против антисемитизма. Вроде как с фильмом Мэла Гибсона Страсти”, о котором я писал (https://lebed.com/2003/art3462.htm). Так ведь сейчас АДЛ сняла с работы раввина Юджина Корна, который развязал всю кампанию.

Не обязаны мы все становится по стойке смирно и в воздух чепчики бросать, когда какая-нибудь пифия возвещает об антисемитизме. Тем более не надо тревожиться, когда досужие форумские болтуны вещают расистские словеса. Есть в Европе проблема, которая через поколение, а то и раньше придет в Америку, а именно, принятие мусульман в лоно так называемых "культурных" народов, "иудейско-христианской цивилизации". Их необходимо будет принять, но как и с евреями, протестантами или католиками, агностиками и атеистами - без борьбы не обойдется. Все это будет сопровождаться различного рода расизмом со всех сторон. Именно в преодолении расизма, в борьбе со своими крайними такой диалог и происходил всегда и не вижу причин полагать, что впредь будет иначе.

Теперь о Талмуде, который Валентин Иванов и другие антисемиты цитируют, не читав. В Талмуде множество частных мнений, как и вообще в жизни. Скажи, что ты цитируешь, я тебе скажу кто ты. Об этом я писал в статье “Жиды и гои” (http://www.berkovich-zametki.com/Nomer25/Michael1.htm). Из Святых Отцов русского православия тоже нетрудно цитат нарыть, чтоб доказать, что русский народ из сплошных подонков состоит? Вон как сейчас некоторые американские проповедники проворачивают с Кораном.

Изменится конъюнктура, запросто могут с православием и представят русских зверьем. "Империя зла", помните? Не знаю, были ли Вы тогда в Америке и помните ли, что били людей с русским акцентом, когда сбили южнокорейский самолет? И могу рассказать, как здесь в Джексоне (Нью-Джерси) в разгар Холодной войны подонки застрелили русскую православную владелицу магазина только за то, что она русская. Нормальные люди с этим не должны соглашаться.

Еще оперируют так называемым ревизионизмом истории. Тут тоже никакой фундаментальной проблемы не вижу - наука всегда проявляет здоровый консерватизм, и все достигается по правилам, принятым в научной полемике. Мы с вами не историки, но серьезные люди, то давайте подождем, чтоб новации вошли в научный оборот. При коммунистах история считалась наукой “общественно-политической”, а в Америке, где мы живем, существует академическая свобода. Здоровый научный консерватизм оправдан, когда речь идет не только об УФО, парапсихологии или скажем жизни после смерти, но и о ревизионизме Холокоста. Пока это вне науки, то и обсуждать не интересно. Истина до сих пор в науке неизменно побеждала. Кстати, Эдвард Саид, о котором я в "Лебеде" писал , вводил определение антисемитизма, как ненависть против всех семитов - разные виды антисемитизма против евреев и против арабов. Правда, больше утвердился его термин ориентализм, но ладно. Если будем пользоваться, то и утвердится тоже. Чернила, знаете, тоже когда то были черные, а теперь смотрите и синие, и красные, и фиолетовые...

Приведенные Вами цитаты из какой-то задрипанной прессы - это действительно расизм, и действительно местечковый. Он вызывает возмущение у культурного человека. Возможно, какой-нибудь читатель может слегка перевозбудиться. Только их авторы никому не известны и на общественное мнение никакого влияния не имеют. Уж оправдывать антисемитизм болтовней каких-то анонимов в непрофессиональном журнальчике никак невозможно.

Насчет причин антисемитизма, то позволю с вами категорически не согласиться. Не бывает причин антисемитизма, как нет причин русофобии или любого другого расизма, ксенофобии или выражения этнической ненависти. Собственно, все это выражения довольно естественного и иррационального человеческого страха перед чужим. Но если общество или человек считают себя цивилизованными и культурными, то этого чувства следует стесняться, как стесняются педофилии или кровосмешения. Ведь страсть к маленькой девочке или мальчику, или к собственной сестре или дочери тоже можно сказать “естественна”. Уж тем более стыдно и неприлично сегодня обвинять жертву в том, что она, якобы виновата. Не важно, то ли жертва изнасилования, расизма или, скажем, супружеской измены. Я как раз много посвятил борьбе с расизмом в израильских школах, верней помощи жертвам такого расистского отношения, и знаю о чем говорю. Не буду напоминать известные факты. Рано или поздно находится управа, и антисемиты, другие расисты у власти теряют эту власть, и очень часто приводят свои народы на грань национальной катастрофы. Не из-за евреев, а потому, что антисемитизм или другой расизм - опасный симптом, показывающий на то, что общество серьезно больно.

Смотрите, Европейский Союз не прячет голову в песок и принимает меры против антисемитизма. В Австрии заставили Хайдера уйти.  Румынию заставили извиниться за неудачные слова президента, там даже национальный день чествования Холокоста ввели. Не надо обижать чужие мифы - еврейские, ли украинские, русские или арабские. Жаль, что у Вас закрадывается мысль, что не евреям писать о евреях нельзя. Очень даже можно, надо лишь взять академический тон и не обобщать. Настоящая угроза начинается, когда из-за этнического происхождения, из-за расы или религии людей лишают равных шансов на продвижение, на получение услуг в обществе. Вот тут есть серьезная проблема, но ее обсуждение выходит за рамки предмета нашей дискуссии.

С уважением,  Михаэль Дорфман.

Валерий Лебедев:

Дорогой Михаэль,
Вы пишете: "Не бывает причин антисемитизма, как нет причин русофобии или любого другого расизма, ксенофобии или выражения этнической ненависти". В таком случае любой вид ксенофобии выпадает из причинно-следственного ряда. Получается - любое явление в мире имеет свою причину. Кроме ксенофобии, которая беспричинна.

Я бы выразил глубокое изумление перед такой загадкой природы, если бы не ваша следующая фраза: "Собственно, это все выражения довольно естественного и иррационального человеческого страха перед чужим". Таки, оказывается - есть причина. Это страх перед чужим. Пусть так. Но уж слишком обща и абстрактна эта причина. К тому же, она должна быть всеобщей и, будучи одинаковой, должна приводить к одинаковым следствиям. Во всех странах должен быть одинаковый и равный себе во все века антисемитизм, русофобия, англофобия, франкофобия и так далее, по числу стран, коих сейчас только в ООН примерно 200. Да за ее пределами еще сколько-то.

К тому же, если мы ограничимся такой глобальной причиной, то тогда и бороться со следствием невозможно. Куда денешься от врожденного всеобщего страха перед чужим? И странно: мир становится меньше, все ездят туда-сюда, Европейский союз стал почти что общим домом, страх должен был бы давно улетучиться. И что, антисемитизма уже в Европе нет совсем? Или он хотя бы уменьшается? У меня есть сведения, что, напротив, растет. Он даже в Израиле пошел в колос.

Я в приложении дам вам статью Эмиля Шлеймовича на эту тему. Здесь же ограничусь таким его ключевым абзацем: “Теперь у нас есть все, что положено любой порядочной стране: свои воры, свои бандиты, своя коррупция... Но до некоторого времени мы все-таки отставали в одном вопросе. В России антисемитизм был, в Европе был, в США, хотя и не в столь ярко выраженных формах, тоже присутствовал, и даже в Японии, где еврейское население составляет всего 700 человек, и то антисемиты были. А у нас не было. До поры, до времени”. И далее пишет об антисемитизме в Израиле, о поразительных “случаях из жизни” в Израиле .

Вы приводите примеры: "в Австрии заставили Хайдера уйти. Или Румынию заставили извиниться за неудачные слова президента, там даже национальный день чествования Холокоста ввели".  Я бы еще привел пример Микиса Теодоракиса, бывшего премьера Малайзии Мохаммеда, еще там кого-то в Австрии. Все они были вынуждены извиниться за некорректные или двусмысленные слова по адресу евреев.

Когда пишет всего лишь библиотекарь в университете Билифельда Мартин Хоманн  (Депутат Бундестага от партии ХДС), о том, что  "Евреи были активны в большом количестве как на руководящем уровне, так и расстрельных командах ЧК", то его слова волнуют и Хоманна исключают  из фракции христианских демократов Бундестага. Бригадного генерала Рейнхарда Гюнцеля, (командир немецкого спецназа), поддержавшего в письме Хоманну его позицию, сразу увольняют с военной службы.  Потому что Хоманн писал о евреях. Причем  он разгласил не Бог весть какую большую военную тайну.

А когда еврей Арье призывает радоваться терактам, в которых погибли всякие прочие (но не евреи), то "подумаешь". Вам не кажется немного странным такой подход? Как бы это сказать - не совсем интернациональным? Так вот я и утверждаю, что как бы незримая  постановка евреев в особое положение тоже есть питательная почва антисемитизма. Несмотря ни на какой всеобщий ужас перед чужим.

Я вполне согласен не обращать внимания на всякое тявканье. Что в общем-то и делаю. Но не могу не заметить, что в мире есть только одна организация с бюджетом (как вы сообщили)  в 180 миллионов долларов по защите неких людей - это Антидиффмационная лига. По защите евреев.  Ничего подобного для защиты всех прочих в мире нет. Бьются, так сказать, на общих основаниях. И за свой счет. Хочу выразить надежду на то, что в этом деле будет больше справедливости.

P.S.
Прочитал я на «Седьмом канале» названный вами некролог по поводу Белоусова. Он начинается так: «в возрасте 55 лет после продолжительной болезни скончался поэт и публицист Александр Белоусов. Чистокровный русский, уроженец Самары…». Ну насколько же заражены расизмом и на этом седьмом канале. Сразу нужно подчеркнуть: «чистокровный русский». В России фактически не применяется такое словосочетание как «чистокровный русский». Или очень редко. Вот «чистокровный еврей» - это я слышу каждый день. Такое впечатление, что находишься на ферме по разведению породистых свиней. Чистокровный хряк йоркширской породы.

Ваш Валерий

Михаэль Дорфман:

Когда я говорю - нет причины - то несомненно надо добавить "рациональной" причины, хотя моя философия говорит, что причинно-следственная связь, жесткий детерминизм XIX вв. несостоятелен. На самом деле не причина определяет следствие, а имея некое следствие, люди склонны искать в прошлом те причины, которые нужны сегодня. Поэтому история - наука, не занимающаяся поиском глобальных причин .

Разумеется, если защищать тезис, что у антисемитизма есть рациональные причины, т.е. "евреи сами виноваты", то хотелось бы услышать ваши доводы. Согласитесь, что безответственная болтовня псевдонимов в гостинной к глобальным причинам антисемитизма не имеет отношения.

На все остальные Ваши аргументы - тоже отвечу, они интересны. Зато статью Шлеймовича не буду комментировать - это все из материалов злополучной Погром.ру - которых бывший руководитель русского отдела АДЛ Лев Кричевский в интервью со мной называл “неадекватными”. И я с ними согласен.

В статье "Наши дети будут жить при антисемитизме" впервые публиковавшейся в “Лебеде”, где я дал свою оценку так называемому "израильскому антисемитизму". Там, а также в статьях "Если б я был Гитлер" и “Сватика в Иерусалиме” есть много более ярких примеров, чем болтовня старушки в скверике. Я думаю, это хорошо известный нам в Америке феномен, когда черные в своей среде повсеместно пользуются расистскими выражениями, как "нигер", например. Некоторые евреи тоже в своей компании опускаются. Или вот совсем недавно генеральный директор Совета еврейских поселений в иудее, Самарии и Газе Ади Минц назвал американского посла, еврея Дана Карцера “маленький жидок” - но это уже настоящий еврей-самоненавистник. Еврейская газета Форвард в аналогичном случае писала, что если бы кто-то обрушил на нас такое, “мы бы обрушили на него груду кирпичей”. Я думаю, не помешает.

В случае со статьей Иванова, то публиковать - святое редакторское право публиковать все, что считают нужным, как и наше право не скрывать своего резко негативного отношения к такой публикации.

Верно, что во всех странах, так или иначе, отмечаются случаи ксенофобии, расизма и антисемитизма. Верно, что в истории их можно найти огромное количество. Но нет никакой причины, почему страх перед чужими будет одинаков во всех странах и во все времена. Ведь люди-то разные, и народы тоже разные. Еще 50 лет назад немцы и французы ненавидели друг друга, считались чужими, а теперь стали своими. Хотя анекдоты продолжают рассказывать. То же относится к англичанам. В Америке и вовсе неприлично искать чужих. Считается, что все помогают строить американское общество и мешают лишь те, кто нарушает закон. Что делать, одни общества организованы более комфортно для жизни, другие менее, а в третьих и вовсе жить невозможно.

Есть общества, где раньше осознали, что антисемитизм, как и другой расизм позорны, вредят национальной жизни, международной репутации и общественному благосостоянию. Дело не в евреях, какие бы они ни были. Синклер Луис как-то отметил, что здоровье общества оценивается по отношению к евреям. Одни общества ищут действительные причины социальных бед, другие - козлов отпущения, одни люди не мучаются комплексом неполноценности, считая меньшинства сильней и умней себя, чтоб властвовать над ними и над миром. Другие - как мы знаем, считают. Я же говорю, что культурный человек и цивилизованное общество проявлений ксенофобии стесняется. Иначе  и жить невозможно.

Хайдер отрицал Холокост, чем вызвал протесты общественности, как в своей стране, так и за рубежом. Многие страны предприняли дипломатические демарши, заморозили отношения, когда партия Хайдера вошла в правительство.  Австрийское правительство, как и любое другое состоит из политиков, хорошо умеющих оценить последствия и они предпочли от Хайдера избавиться. Более того, недавно прошли в Австрии  парламентские выборы и  хайдеровская "Партия свободы" потеряла половину своих мандатов, как и нацисты в России и где бы то ни было. Хайдер тоже фактически сошел со сцены и напоминает о себе лишь по разным анекдотическим поводам, когда пытается утверждать, что вместо Саддама поймали двойника.

Тема Холокоста очень болезненна в Европе. Немцы и другие европейцы хорошо помнят, что нацизм унес десятки миллионов жизней, и никто не желает его повторения. То же самое в случае с немецким парламентарием Хоманном, о котором я узнаю от вас. Но то, что вы рассказываете, я понимаю несколько иначе. Во-первых, по фактам, которые вы приводите, как его слова - это неправда. Что значит очень высокий процент? Какой? Большинство чекистов, нквдистов и кгбистов всегда и неизменно были русскими, и это естественно в многонациональной России, где большинство населения - русские.

И еще. Что значит заставили Хоманна? Ему что, раскаленный утюг к животу приставляли? Будь он такой убежденный, то мог бы не извиняться. Вот упомянутый Арье, так он никто и никому в голову не придет требовать его извинений. Да и то, сходил я на тот форум, там есть участники, упрекающие его. Но это личное дело Арье, и, возможно, модератора и участников форума, терпящих, а то и поощряющих в своем частном кругу такой позор, раз они с ним общаются. Парламентарий Хоманн - очевидно политик, человек общественный, и ему необходимо считаться с общественным мнением. Хоманн оценил свои карьерные шансы, понял, что сболтнул лишнее и решил извиниться. Более того, его коллеги по парламентской комиссии тоже подумали о своей карьере и решили осудить депутата, позволившего непарламентские заявления. То же касается престарелого малайского премьера или видного американского проповедника Билли Грэма.

Очень по-человечески извиняться. Сказал что-то нетактичное, обидное, то извинись. Согласитесь, что извинение не умаляет человека. Замечу еще, что Хайдер или Грэм очень хорошо всегда отзывались об Израиле, неизменно поддерживали израильскую политику. Высказывания Мохаммеда, всю свою политическую карьеру успешно поддерживавшего баланс в очень пестром многокультурном и многонациональном малайском обществе, больше выражают обиду за дискриминацию мусульман и ислама в Западном мире. Так об этом ему и стоило сказать. Иначе, все внимание отвлекли неудачные слова о евреях, которых он не знает, получился скандал, и слова не достигли цели.

Про Антидиффамационную лигу. Еврейский народ понес огромные жертвы. Евреев убивали только за то, что они родились евреями. Антисемитизм в отличие от конструктивной критики как раз и пытается обвинить всех евреев, либо выделить "нужных" евреев и очернить всех остальных. Во многих еврейских кругах осознают необходимость бдительности, необходимость не допустить, чтоб Холокост повторился. Существуют и другие еврейские организации, занятые борьбой с антисемитизмом и другими проявлениями расизма, национальной и этнической ненависти. АДЛ участвовал в кампании против апартеида в ЮАР, многие еврейские организации протестовали и оказали помощь жертвам геноцида в Руанде. Да и в АДЛ можно найти помощь в отражении любых случаев расизма.  АДЛ была первой такой организацией, ставшей моделью для многих других. Например, для защиты черных американцев от клеветы и расизма создана Color Rainbow и десятки других организаций. В США существует Civil Liberty Union, обладающий огромными бюджетами и тоже занимающийся защитой прав различных меньшинств. Американцы арабского происхождения и американские мусульмане для аналогичной деятельности взяли не только модель деятельности, но даже имя Арабская Антидиффамационная Лига.

Замечу, что скажи президент Рейган "Империя зла" по отношению к евреям, не быть ему избранным, да и извиняться пришлось бы всю жизнь. Хорошо бы и русским, которые, как я уже отмечал, больше чем евреи сегодня страдают от различных стигм, предубеждений и ненависти, тоже взять за пример АДЛ, и заняться борьбой с проповедниками национальной исключительности и национальной розни как у себя дома, так и за рубежом. Я думаю, в многонациональной России этим займутся уже в ближайшем будущем.

Искренне Ваш,  Михаэль.

Валерий Лебедев:

Дорогой Михаэль,
Согласен со всеми вашими суждениями, наиболее - об АДЛ (Антидиффамационная лига по защите евреев), которая  была первой организацией, ставшей моделью для многих других. Но тут есть одна тонкость:  вы сами сообщили о ее бюджете  180 млн.  Еще больше могут набрать нефтяные-шейхи-исламисты для своей организации.

Для русских этот путь заказан. Бедные, нет денег. Но не только поэтому. Деятельность АДЛ связана с бесконечными исками в суды, с адвокатами, с тяжбами, процессами, экспертизами, пересудами и вообще с разного рода сутяжничеством. А все это совершенно не в русском национальном духе. Так и будут мыкаться.   И есть у меня своего рода добавление к указанным вами причинам ксенофобии, расизма и как частный случай, антисемитизма.

Буду конкретен. Думаю, что свою лепту вносит сюда своего рода льготы, которые имеет любой еврей. Не только автоматическое получение второго гражданства,  чем очень широко пользуются те, у кого рыльце в пушку. Вроде как у Невзлина. Чуть что,  - глядишь, он уже в Израиле. И недоступен закону. Израиль своих не выдает. Я, да и другие, кстати, как-то пытались получить от Б. и от его молодцов (это когда они еще были у нас) ответ на вопрос: как они относятся к преступникам, если они евреи? Ну, в чистом виде, вроде хакера Митника, который отсидел в США 5 лет. Или к некоему Фабриканту, застрелившему в Торонтском ун-те четверых своих коллег. Ни разу - я подчеркиваю, - ни разу никто из них не ответил на этот простейший тест.

Трудно не заметить работу поправки Лаутенберга. Мы в свое время не раз обсуждали эту проблему, и тут Б. тоже молчал как рыба об лед. Те льготы, которые с 1989 года имеют исключительно по национальному признаку евреи при въезде в США (в отличие, например, от армян ли, русских ли или чеченцев) не может не вызывать чувства протеста и даже неприязни.   Ниже я приведу выдержку из своей статьи № 231, 5 августа 2001 г. Валерий Лебедев ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ, а также из постинга в Гусь Буке за 2001 год.

Приложение

Поправка Лаутенберга-Моррисона, принятая в 1989 году сыграла (и продолжает играть) с желающими эмигрировать веселый водевиль. И уезжающим, и вице-консулам, проводящим интервью с соискателями ясно, что собравшиеся танцуют заранее заученный танец вроде старинного менуэта с надоевшими до оскомины фигурами. Соискатель визы не только должен входить в группу "преследуемых", но и доказать, что вот именно сейчас его жизни угрожает жуткая опасность. Первое и последующие па - это рассказы о зловещих ночных звонках с угрозами прикончить гада (доказать невозможно, так ведь и не требуется). Затем записки на дверях, исполняемые для полной конспирации левой рукой все теми же "телефонными угрозами". Подробнеe.

Мне непонятно, почему простой разбор, допустим, причин эмиграции (например, поиск лучшей доли) сразу вызывает поток обвинений в антисемитизме. Положа руку на сердце - разве так уж трудно допустить, что кто-то (ну пусть хоть один) эмигрировал не по причине его нынешних притеснений”, а хотя бы ради воссоединения с родными? Это же вполне достойная причина для эмиграции. Да и просто эмиграция ради "длинного рубля" тоже понятна и не предосудительна. Именно по этой причине в Америку приехали миллионы иммигрантов. Но преследования здесь не причем.

Приведу педантичную запись:

Дмитрий Горбатов - Saturday, August 04, 2001 at 16:48:03 (CDT)

Поправка Лаутенберга - в той её части, которая относится к евреям СССР, - подразумевает, что они: 1) не имеют возможности соблюдать иудейские традиции и полноценно заниматься еврейской культурой; 2) опасаются за свою жизнь из-за своей национальности. Все эти опасения были применимы к СССР: там евреи могли соблюдать иудейские традиции и изучать еврейскую культуру только нелегально; а ужас "дела врачей" ощутимо преследовал еврейское коллективное подсознание в течение нескольких десятилетий. Но всё это теперь совершенно неприменимо к России. Сегодня у гражданина России нет ни одного легального удостоверения личности, где указывалась бы его еврейская (или любая иная) национальность. (Она теперь указывается только по специальной просьбе гражданина, и эта практика в основном применяется в многонациональных республиках-субъектах Российской Федерации). Из этого следует простой и ясный вывод: юридического объекта антисемитизма в России не осталось. То же касается и культурной жизни российских евреев: 1) в новой Конституции России иудаизм признан одной из трёх основных религий Федерации; 2) в полной мере восстановлены дипломатические, торговые и культурные отношения с Израилем; 3) полноценно и открыто действуют синагоги всех направлений иудаизма; 4) постоянно образуются новые местные еврейские общины; 5) почти во всех крупных городах работают филиалы Еврейского университета, Еврейской академии и Еврейского культурного центра; 6) во всех крупных городах существует представительство благотворительной организации "Джойнт" (что было невозможно себе представить в СССР даже при Горбачёве!); 7) каждый год в разных городах России проводится тематическая еврейская конференция "Сэфер", куда приглашаются и где читают лекции самые авторитетные специалисты по иудаике и гебраистике со всего мира. (И каждую такую конференцию официально открывают израильские чиновники самого высокого уровня…) Этот список можно значительно расширить.
Правда, с другой стороны, есть в России и генерал Макашов, и "батько Кондрат". Но заметьте: никто из них не является официальным лицом. Макашов - просто маргинальный депутат без партии и авторитета, а Кондратенко после своих антисемитских заявлений подал в отставку с поста краевого губернатора. Разумеется, в России - как и во всём западном мире - существует бытовой антисемитизм, но он ведь не является достаточной причиной вводить поправку Лаутенберга для всего западного мира! И тогда возникает резонный вопрос: если в сегодняшней России антисемитизм не только не практикуется государством, но и невозможен чисто юридически, то какой тогда смысл каждый год продлевать действие поправки Лаутенберга в отношении российских евреев?

Вот о чём пытался Вам (и всем) сказать Валерий Петрович.

И на этом жму вашу руку. Валерий.

Михаэль Дорфман

Спасибо, Валерий.

То, что деятельность вроде АДЛ не в русском духе - не согласен. Помню, Конгресс русских американцев положил много сил и средств, чтоб американские СМИ перестали напрямую связывать "русских" с "красными" и  "коммунистами". Насчет нефтяных шейхов, то пускай вкладывают в Арабскую Антидиффамационную лигу. Ничего страшного. Наоборот, если станет меньше проявлений ненависти и  дискриминации арабов и мусульман, то все общество только выиграет. Вот только нефтяные шейхи, как и скажем, новые русские олигархи, не слишком-то дают на некоммерческие проекты своих соплеменников. Если же кто и "кинет", то потом непременно явится и скажет "а ты не отработал, давай отрабатывай" и там хлопот больше, чем пользы. Да и без шейхов, когда американское правительство закрыло путь пожертвованиям американских арабов на Ближний Восток, то эти деньги пойдут на общественную деятельность дома. И будем надеяться, что не на терроризм, а на благотворительность, общественные нужды, на политику и борьбу с дискриминацией и клеветой.

Уже давно идет процесс интеграции исламской культуры в западную цивилизацию. Западному обществу, живущему по так называемым "иудейско-христианским ценностям" так или иначе придется многое положительно пересмотреть в отношениях к Ближнему Востоку, к арабам, к исламу. Вот недавно слушал французскую постановку "Севильского цирюльника". Там одежды и весь антураж - арабские. И в музыку введены элементы классического арабского или, как специалисты называют, андалузского пения. Про интерграцию в Испании мы говорили в диалогах с русским историком и публицистом Дмитрием Верхотуровым (http://www.lebed.com/2003/art3488.htm). Конечно, путь неблизок, но, арабская цивилизация все же больше интегрирована в западную, чем русская. У русских пока позаимствовали классическую литературу, классический балет и еще считанные единицы всего.

Мне, как и многим другим серьезным людям, совершенно неинтересно, антисемит ли человек в душе или нет. Нас смешат и развлекают нелепые рассуждения о том, антисемит ли Гоголь, Достоевский, Шевченко или Чехов, нелепые попытки "выкинуть с колесницы мировой культуры" Вагнера или Рихарда Штрауса. Их уже нет, а живут лишь их труды, в которых есть бессмертная печать гениальности. Какие они были люди, это уже не важно. Но у нас речь идет о живых. Если человек ведет себя в приличных рамках, делает хорошее дело, то он всегда приветствуется.

Обвинения в Ваш адрес, мол, Лебедев - антисемит - это для серьезных людей совершеннейший нонсенс. Вы делаете отличный альманах - и это говорит за Вас. Поэтому все кляузы, что на Вас катали, ушли в корзину. Зато вопрос "Кто ты такой?" - этот любимый вопрос Паниковского, выдает его духовных детей и, естественно внуков лейтенанта Шмидта. Смотрите, антисемитские воззрения, скажем, принстонского профессора Джона Нэша, как и его тяжелая душевная болезнь  не помешали ему получить кафедру в университете и Нобелевскую премию по экономике, благодаря поддержке его начальников и коллег-евреев в большой мере. Но из личных воззрений ученого никто не строит философию, как в случае с Шафаревичем или Валентином Ивановым. Пускай себе думают и говорят что угодно.

Вот, если перейдут к делу, например, завалят студента по причине его этнического происхождения, забаллотируют коллегу или еще что. Вот тогда, думаю, их писания и высказывания лягут на стол судьи.

Насчет моего отношения к евреям-уголовным преступникам, то я вообще не любитель уголовной хроники и ничего не знал о тех случаях, что Вы перечисляете. Есть среди евреев уголовники, как и среди других. Не думаю, что люди становятся уголовниками потому, что они евреи, русские, американцы или еще кто.

Если какой хакер отсидел 5 лет, то поделом. Если кто-то застрелил своих сослуживцев, что в Америке далеко не редкость, то не думаю что это потому, что он еврей. Вот у нас тут под Нью-Йорком один латиноамериканец застрелил восьмерых своих коллег из ресторана Wendy's.

Хуже с сравнительно большим числом публикаций в русско-еврейском интернете, где почти воспевают всякий криминалитет еврейского происхождения, вроде Меира Ланского или Багси Ротштейна. Им очень далеко до Бабеля или до прекрасного американского фильма "Казино" и главная цель таких вот публикаций - показать "наших еврейских молодцов". Но все же до обычной в некоторых российских кругах воспевания всего "блатного", включая, заимствования матерной лексики у нас не дойдет.

Теперь о еврейском отношении к узникам и преследуемым. Попав в тюрьму, и отбывая наказание, они не перестают быть людьми и евреями, и есть религиозный завет помогать узникам. Совершенно как старинный русский обычай милосердия к узникам и каторжным, совершенно забытый во временa СССР. То же касается предоставления убежища. Вы говорите "Израиль своих не выдает", вольно или невольно повторяя старинноe присловье "С Дона выдачи нет". Почему не дать человеку право использовать все имеющиеся у него законные, подчеркиваю, законные средства для своей защиты? Между Израилем и Российской Федерацией имеется договор о передаче преступников. Два года назад Россия впервые выдала Израилю человека, обвиняемого в убийстве семейной пары стариков из Негева. Мне также известно о двух случаях экстрадиции из Израиля уголовников в Россию. Это трудные решения, поскольку в Израиле, как и в остальном западном мире, существуют сильные сомнения в качестве российской юстиции и сопротивление смертной казни, существующей в России. Из-за опасения применение смертной казни Израиль пошел на крайне непопулярный шаг, отказываясь выдать в США обвиняемого в убийствах. Хотя нескольких Израиль выдал, как Вильяма Накаша, осужденного в США за убийство миссионера.

Что касается поправки Лаутенберга, то я не знаком с ее применением и узнал многое из Вашей статьи. Я не думаю, что факт получения преимуществ сам по себе должен вызывать неприязнь. А знаете, как называются те, кому плохо лишь от того, что другим хорошо? Лучше добиваться таких же преимуществ себе, чем требовать их отмены у других. Как и поправка Джексона-Венника, она, похоже, устарела с ликвидацией СССР. Но Вы же знаете, сколько в американской жизни устаревших правил. Если эти практики не устраивают русскую диаспору в Америке, то ей необходимо прибегнуть к лоббированию, судам и всему прочему, от чего Вы совершенно безосновательно, на мой взгляд, отворачиваетесь, полагая, что такие методы "не в русском национальном духе". Ведь речь идет об Америке и хорошо бы применить местную практику.

С неизменным уважением,  Михаэль.

Валерий Лебедев:

Дорогой Михаэль,
Ваше определение антисемитизма как реального ущемления по национальному или религиозному признаку совершенно правильно. Но опять-таки, в ходу такое применение этого термина, что он становится совершенно размытым. И вот как раз поэтому суждения Иванова не есть никакой антисемитизм. Он пытается разобрать взгляды некоторых местных авторов газет, которые, по его мнению, носят оттенок расизма. Сам Иванов не имеет никакого отношения к административным функциями и хотя бы поэтому никого не может ни  продвинуть ни задвинуть по национальному признаку. И уверен - не хочет, даже если бы и мог.   Ниже приведу реальные всходы расизма, не выдуманные.

Ту же идею исключительности, которая доходит до абсурда. Вот смотрите, Хмельницкий  пишет в гостевой “Заметок”:

Дмитрий Сергеевич - Friday, December 26, 2003 at 03:14:23 (PST)
Вляпались Вы уважаемый Исаак, по уши. И большевики и нацисты строили одинаково "светлое будущее". Только одни для этого изымали из жизни враждебные "классы", другие - "враждебные расы". Первые преуспели намного больше. "...ни камбоджийские красные кхмеры не ставили своей целью уничтожение людей. Наоборот, их целью было "светлое будущее" этих людей..." Думаю, что Вы вообще не поняли, что написали. А насчет вашего тезиса о кощунственности сравнения нацистского геноцида с прочими - от частого повторения гнусность меньшей не становиться. А Вы озвучили гнусность.

Исаак - Saturday, December 27, 2003 at 08:27:38 (PST)
Вы обвинили меня и моих единомышленников в том, что мы "пестуем расовую идеологию", утверждая, что "пепел "еврея" и пепел "гоя" - разные вещи" Попробую объяснить ещё раз. Уничтожая враждебные классы, и коммунисты, и красные кхмеры не ставили и не провозглашали своей целью уничтожение людей. Их целью было перевоспитание этих людей по их пониманию. Поэтому я написал и повторяю: "само по себе сравнение Холокоста с каким бы то ни было преступлением кого бы то ни было является кощунством, преступлением и антисемитизмом".

Дмитрий Сергеевич - Thursday, December 25, 2003 at 09:34:41 (PST)
А как Вы считаете, уважаемый Исаак, сравнение Холокоста с коллективизацией - тоже "кощунство, преступление и антисемитизм"? Случилась коллективизация на 10 лет раньше, жертв потребовала как приблизительно от полутора до двух холокостов за то же самое время (3-4 года). Убивают вас из расовых или классовых соображений - для жертв разница тут абсолютно несущественная. С моральной точки зрения разницы вообще нет. Как Вы считаете потомки убитых во время коллективизации с Вами согласятся?

Дмитрий Сергеевич - Friday, December 26, 2003 at 03:02:53 (PST)
Разница между нами в том, что уговаривать эсэсовцев я не буду, потому что знаю, что они врут и мнение ихнее не уважаю. А Вы их не уговариваете по обратной причине. Вы с ними, с их критериями в делении на "евреев" и "неевреев" полностью согласны. Вы ведь не антисемитизмом (то бишь с расизмом) боретесь, а совсем наоборот. Вы, с вашей "еврейской" идеологией, и антисемиты - как большевики и нацисты. Одно и то же социальное явление. Просто окраска разная. Но враги - непримиримые. в ХХ веке людей миллионами и десятками миллионов убивали по нескольким причинам. Но убивали похожие режимы с помощью похожих идеологий. Метод предупреждения геноцидов, и классовых и расистских, - общий. С классовыми и расистскими идеологиями (нужно) бороться. А вы занимаетесь как раз обратным делом. Групповым способом пестуете расистскую идеологию. Что последняя дискуссия в очередной раз и показала.

Алекс - Saturday, December 27, 2003 at 04:36:50 (PST)
Почитал я тут "сочинения" некоего "Дмитрия Сергеевича". Сей персонаж аккуратно транслирует весь стандартный набор антисемитских мифов, столь популярных в нынешней России. Понятно, что на этом он уже остановиться не может - и тут "Дмитрий Сергеевич" ухватывается за пропаганду антисемитских мифов уже немецкого происхождения, воспевая очередного германского нацика. Вообще для писаний "Дмитрия Сергеевича" самым подходящим местом являются грязные нацистские листки, типа газетенок русских нациков "Дуэли" или "Завтра". Непонятно, почему сей персонаж использует для своих клеветнических измышлений "Заметки по еврейской истории"?

Пока хватит. Там этого добра - монбланы. Дело дошло то того, что всякую попытку более точно подсчитать жертвы Холокоста объявляют антисемитизмом! Не знаю, в курсе ли вы, что мемориальная доска о жертвах Освенцима давно заменена. Было - 4 миллиона погубленных, а теперь выяснилось, что один миллион (у меня есть фото). А всего - три с половиной (по другим источникам - 4). Исследовательский центр главного музея Холокоста Яд-Вашем располагает пока базой данный в 2 миллиона имен жертв Холокоста. После всяких уточнений и отсева явно повторяющихся имен, предполагается, что останется около 3.5-3.7 миллионов реальных имен. Возьмем с печальным запасом – 4 миллиона. Но никак не шесть. Эти цифры проливают свет на неоднозначность и сложность подсчетов жертв Холокоста.
См. линк
Цифры ужасные, все равно геноцид. Но вместо того, чтобы порадоваться, что 2 или 3 миллиона оказались живыми, стоит вопль: это - антисемитизм! Шесть миллионов жертв -  и ни человеком меньше! Иначе мы объявим всякого, кто хочет уменьшить число 6 миллионов антисемитом!    Всякая попытка говорить об армяно-турецкой резне и сравнивать армянский геноцид с еврейским тоже антисемитизм. Я уж  не говорю о цыганах. Вот тут, в таком выборочном подходе, я тоже усматриваю причины живучести антисемитизма.

Напоследок – о том, что “между Израилем и Российской Федерацией имеется договор о передаче преступников”. Заключен-то он заключен, но работает очень выборочно. Одного-двух явных убийц и мелких сошек выдали, но что касается крупных рыб (масштаба Невзлина), то таких случаев пока не было. Но – подождем.

Жму руку - Валерий.

Михаэль Дорфман

Дорогой Валерий.
Я все внимательно прочел. Спорить о том имеют ли мои взгляды широкое хождение или нет я не могу. Речь ведь идет о моем с Вами диалоге. Может, прочтут, будут иметь более широкое хождение :-))

Вообще же мы не должны с Вами во всем соглашаться, в том числе в оценке материала Иванова. Публикация его статьи лишь повод для интересного разговора с Вами, и я это подчеркиваю, с Вами. С вами интересно, а мы же все делаем ради интереса. Я готов согласиться с Вами, что антисемитизм, как и расизм не стоит искать в разговорах. Настоящий антисемитизм – это структурное явление, когда людей лишают равных шансов на продвижение, ущемляют в правах, оскорбляют и притесняют, а то и подвергают физическому насилию лишь на основании их национальной или религиозной принадлежности. Так называемым борцам с антисемитизмом хорошо бы для себя решить, что лучше – свобода слова позволяющая публикацию антисемитских текстов, вроде Валентина Иванова, или использование тех или иных обидных сравнений, или же времена, когда боялись сказать что-то обидное, зато государственный антисемитизм процветал вовсю.

Мне нет смысла спорить с Валентином Ивановым. Если кому и разбираться с ним, то лучше сделать это русскому человеку, как например сибирский историк Дмитрий Верхотуров написал в Лебеде” отличную статью о тяжелой ксенофобии замечательного русского ученого Михайлы Ломоносова или его же статья “Пособие для антисемитоискателя”.

Я думаю, объем нами написанного достаточен, чтоб поставить точку.

Искренне Ваш,  Михаэль.

Валерий Лебедев:

Дорогой Михаэль,
Наш диалог получился очень конструктивным и информативным (последнее больше с вашей стороны).

Конечно, если бы было больше таких писателей и общественных деятелей как вы, или вот я хорошо знаю Соломона Динкевича (он сейчас много пишет по истории Израиля и иудаизма), или наш великий грамматик и систематизатор Горбатов, или разнообразно талантливый Александр Избицер, или проф. NY университета Ратновский ....список не мал, то антисемитизма в мире было бы меньше. Он бы, конечно, оставался, но так, на уровне еврейских анекдотов, а не взрывов автобусов и поджогов синагог.

Принимаю ваше предложение обнародовать нашу переписку. Мне тоже кажется, что она носит конструктивный характер и может способствовать большему взаимопониманию.

Ваш Валерий.

Комментарии

Добавить изображение