EMIGRATION.RU

06-05-2004


[отрывок из документальной книги об эмиграции]

Ирина Цыпина Мысли и слова Рунета...

Идея этого репортажа возникла у меня абсолютно спонтанно и интернетно. В нашей общей стране "Русского языка " на перекрёстке "Сетевой словесности" в интернете , запыленном чужими мыслями и словами, по адресу proza .ru я встретила так много интересных собеседников из разных стран и даже континентов, которые пришли на эту встречу, форум , чтобы рассказать, поделиться, сформулировать и понять до конца самих себя, своё поколение, тысячи людей, оказавшихся по разным причинам , как и мы с Вами, Заграницей. Мы все когда-то жили на одной территории огромной ирреальной империи, нас объединяла одна культура, одна история, один язык. В пионерском детстве мы читали одни книжки - Аркадия Гайдара и Анатолия Алексина, смотрели одни неповторимые фильмы - "Друг мой Колька ", "Доживём до понедельника", "Асса"; искали истину в звуках музыки таинственного гуру БГ (Борис Гребенщиков ) и пели с комсомольским энтузиазмом бессменные песни Александры Пахмутовой... Да мало ли ЧЕГО было, чему поклонялись, чему беззаветно верили, что ждали и что отвергли, через что переступили и чего не нашли? Наше поколение, вдруг, как от мощного взрыва глобальной катастрофы, разлетелось в конце прошлого века по чужим странам, городам, мирам , где до сих пор выживает и погибает одновременно, приспосабливается и забывает себя "Там", рождается заново на новых землях, в новом культурном пространстве, среди новых символов, знаков, новых слов и нового быта, принимая новую религию индивидуализма и западного конформизма.

На страницах эмиграции так много кричащей, исповедальной правды о нас сегодняшних; это целый документальный пласт сложнейших процессов Русской культуры, где так много свидетельств мудрости и мужества, преодоления, воли и азарта, умения просчитывать каждый ход и побеждать вопреки всему. Слышали фразу : "Боги – это люди, которые смогли "? Можно ли точнее определить эту тему, имя которой "другая жизнь"? Ну, а кто не сумел, кто оказался слаб, кто не справился с ситуацией? Не судите строго, он не стал победителем... Его измучила ностальгия, его унизила бедность, его состарили болезни и заботы, раздавил языковый вакуум, но он будет молчать, он нам ничего не расскажет, таков закон эмиграции, жесткий и бесчеловечный. Здесь не принято жалеть,увы, это правда. ЖИЗНЬ В ЭМИГРАЦИИ -ЭТО ПОЧТИ ВСЕГДА ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ...

Матрица моего материала, его информационная конструкция, возникла из тысяч разобщенных слов, оголённых мыслей и написанных собственной жизнью фраз самых разных незнакомых людей, из электронной почты, из сотен сайтов и порталов Рунета. Я взяла только самые яркие, самые нестандартные, самые честные письма и выстроила коллаж, который ,надеюсь, будет продолжен всеми нами, авторами и участниками этого живого процесса самопостижения и созидания. Ведь когда мы пишем, мы всегда переосмысливаем реальность, даём оценку происходящему, стараемся понять, ощутить глубину, то истинное, чего нет и не может быть на поверхности. В свой коллаж я включила также несколько строк из своей документальной прозы, где попыталась рассказать о нашем "русском" Израиле, о нашем открытии новой национальной страны, заполненной сложнейшей историей, философией, мистикой, о жизни "на лезвии" постоянной опасности, о выживании в "осажденной крепости", так бесконечно долго. Я попыталась передать все ощущения: боли и гордости, надежд, усталости и разочарования эмоциональным рядом нашего прекрасного и бездонного, созданного тысячелетним трудом стольких народов, общего русского языка.

Итак, листаем страницы наших судеб в зеркале эмиграции.

Парадоксы эмиграции:

Их очень много, но самый странный и опасный парадокс это наше раздвоение между прошлым и будущим. Разрывается непрерывный поток Времени и мы попадаем в почти ирреальное состояние когда, мы "вчерашние" почти не узнаём себя в другой жизни, не узнаём себя "настоящих". Мы - другие. Всегда ли лучше, моральнее, чище? Честнее –молчать.

Это почти диагноз, почти шизофрения... Шок эмиграции.

"Моё восприятие эмиграции заметно притупилось. Эмиграция перестала быть частью нашей жизни, она стала самой жизнью! Она постепенно вытеснила всё наше прошлое куда-то в "небытие". Она создала пропасть во времени, разорвала непрерывность нашего "Я". оставила нашего двойника "там", в прошлом, и повторила его "здесь", в настоящем. Но - и очень большое НО - это прошлое не исчезло напрочь, оно просто перешло в "запретную" зону памяти, оно замерло. Я усматриваю в этом инстинкт самосохранения... Но не потому, что прошлое "хорошо", а настоящее - "плохо". Эти две зоны, прошлое "оттуда" и настоящее "здесь", не должны соприкасаться! Точно так же, как не должны соприкасаться два полюса высокого напряжения - возникает психологический шок, который нас больно бьёт. Каждый может найти сво объяснение этому шоку, и будет по своему прав. Возможно, мы не просто оставили "там" нашего двойника. Мы его навсегда потеряли, мысленно "похоронили". Мы не можем запросто пройтись и увидеть все те места, которые физически подтвеждают, что всё это действительно было, что всё это не выдумка. Точно так же, как мы не можем прикоснуться к человеку, которого уже давно нет в живых…"(Алик Рубин, Чикаго)

Ах, Алик! Может, мы просто стали взрослее на десятилетие и уже другие ребята прикалываются на твоей улице Стахановской нашего родного и давно покинутого Харькова?

Кто-то сказал : эмиграция - это маленькая смерть... Добавлю : и , если повезёт, второе рождение...

Отторжение собственной сути...

Но не всегда везёт, а выживать надо. И жить чертовски хочется.!

"Я стал хуже- это факт. Однако ты спровоцировала меня на некоторые откровения. Но, первая же фраза вызовет, наверное, в тебе и удивление,  и гнев. Я БОЮСЬ, что упоминание моей фамилии в открытой для всех печати, может вызвать для меня необратимые последствия, связанные с окончанием моей эмиграции! Это в Израиле или Америке можно чувствовать себя свободным человеком. А здесь за то, что тебя "приютили", ты должен платить высокую цену: даже будучи евреем, ты обязан интегрироваться в немецкую монокультуру, доказать государству, что ты патриот Германии и, только тогда ты сможешь реализоваться.

Реализация в эмиграции собственных способностей затруднена длительным периодом адаптации в новой жизни. И, наконец, процент людей, жалеющих о совершённом поступке, крайне мал, несмотря на понижение социального уровня, отрыва от "родной земли", потери друзей и привычного уклада жизни. Я принадлежу к меньшей части эмигрантов, для которых путешествия по всему миру, надёжность и спокойствие в стране проживания,  не могут компенсировать потерю "СЕБЯ", хоть я ещё и трепыхаюсь. Надеюсь, что вскоре я напишу тебе поподробнее о своих мыслях и чувствах, а теперь хочется попрощаться...."

Я не комментирую это письмо. Да и что сказать? Человек имеет право на слабость и можно винить несовершенство страны, принимающей людей, но при этом деформирующей их сознание. Нет единой правды для всех, как и нет единого Абсолюта. А пока мой друг ходит по чужим улицам Мюнхена и ищет ответы на всё те же вопросы, перенесёмся в прекрасный, благополучный Монреаль…

Моральное Возрождение...? И всегда ли взрослые люди говорят то, что думают? Ответить однозначно не получается... Признаюсь, я не знаю...

" Здесь все живут вместе. Черные и белые, желтокожие и краснолицые. Нет здесь “своих” и “ чужих”. Все мы здесь люди и все мы любим мир и покой. Думаю, что пришло время, когда люди должны протянуть руки друг другу! Время, когда рушатся стены между раннее враждующими не только государствами, но и системами; открываются границы.

Судьбу можно корректировать. А память...? " (Монреаль, Канада)

А может, Эмиграция - это надуманная проблема? Может, надо уметь не замечать чего-то ?

"Но надо жить, быть оптимистом и получать радость от каждого прожитого дня, что я и пытаюсь делать. А были бы со мной здесь в Германии мои старые друзья( т.е. старая родина), то я бы объединил их с моими новыми друзьями( т.е. новой родиной) и вообще бы не ощущал дискомфорта от эмиграции. Хочу пожелать хорошей и спокойной жизни без искусственно создаваемых раздражителей и надуманных проблем. Нам предстоит ещё много хорошего!!!"

Вы заметили, что наша "русская " община за рубежом уже давно перестала быть единым монолитом? Она давно распалась на сектора в зависимости от стран проживания. Уже мы, все такие близкие и родные "Там", живя в разных и непохожих странах, стали почти чужими по духу, по восприятию жизни, по ментальности. Оказалось, что уход от себя происходит значительно быстрее, чем нам предсказывала эмигрантская литература первой волны, которой были мы все очарованы и частично обмануты. Но тогда были другие Времена и у тех людей было другое воспитание, другая высота, другая мотивация, а еще была надежда вернуться, что и создавало их духовный стержень сопротивления. Сравнивать наших прагматичных и не всегда образованных современников с жителями Олимпа первой волны эмиграции – Владимиром Набоковым, Иваном Буниным, Мариной Цветаевой, Ниной Берберовой ..., просто проявление дурного вкуса, не будем об этом; ведь такое сравнение не в нашу пользу. Но отсутствие четкой позиции, как ни странно, помогает адаптации. Если личность пластична, аморфна, то её легче изменять, лепить, нет болезненного сопротивления процессу стирания прежних кодов и установок. И не стоит удивляться, что наши недостатки так часто помогают в эмиграции вхождению в незнакомую среду.

А новая среда, новая страна – это еще и философское определение географии : Восток – Запад...

И не надо спорить, Это определяющий момент в Вашей дальнейшей судьбе. Есть только две модели, две цивилизации, два мира – и третьего не дано. И это влияет на тысячу компонентов нашей повседневности, и надо научиться это воспринимать, как данность, и с этим жить. И Это полюбить. А иначе нельзя!

"Древняя китайская мудрость гласит: Европа это непрерывный поток, а Восток неподвижен. Но кто же тогда мы? И где среда нашего обитания? Этот непонятный Ближний Восток. Далекий и близкий, ставший данностью и судьбой, испытанием и любовью, мистикой и реальностью".

Есть ситуации, которые невозможно решить, с ними приходится мириться. О, как это сложно, несправедливо и страшно, но выхода нет и мы все должны учиться быть сильными, чтобы выжить, выстоять, победить свои страхи.

Восток и террор...

"Простите за неприятное сравнение, но ЭТО ранит больше, чем Мемориал Холокоста, ведь это сегодняшние карательные акции, в которых погибают безвинные наши сограждане, это сегодняшний Холокост на Земле Израиля…"

И так уж много от жизни мы хотим? Так много ли просим у Б-га?

"Мы хотим жить здесь, в Израиле, но жить, как в Европе, а не получается, не удается. Восток непредсказуемый, коварный и страшный врезался в судьбы тысяч моих соотечественников; бездумно и беспощадно".

Но наши русские израильтяне, оставшиеся в "горящем " Израиле, сделали свой осознанный Выбор. Мы все продолжаем жить, работать, растить детей Здесь, мы хотим сохранить свою страну. Увы, многим евреям из далёких, благополучных стран этого не понять.

"Мы внимательно следим за событиями в Израиле и очень вам сочувствуем ", пишет друг из Портленда, прочитав мой очерк "Наши дети и война " в журнале "Алеф". Но я не искала сочувствия, я хотела рассказать,
"
рассказать без пафоса и штампов, о нашей жизни в Израиле. Ведь Израиль - это сплетение несовместимого, это постижение сложных истин, иногда вывернутых наизнанку. Это больше, чем просто страна, это, извините за высокопарность, целый Космос. Иногда непостижимый, иногда чужой, иногда родной и абсолютно открытый тебе навстречу".

Но не будем спорить, не будем предъявлять друг другу претензии, ведь пока мы думаем и чувствуем на родном языке, пока наши первые слова детства и букварей пульсируют в загруженной чужими языками памяти, мы останемся прежними жителями той странной и прекрасной страны с магическим интернетным символом RU.

Маршрут делетантов.

Конец века минувшего означен столькими событиями: уже давно рухнула Берлинская стена; мощная "русская" Алия невиданной лавиной захлестнула Израиль, глобализация Европы и модернизация России сделали Москву потрясающей европейской столицей, Россия стала почти свободной , почти демократической, страна "задохнулась" от любви к своему презеденту,но как и в те уже далёкие 90-е " Молодые парни, с искалеченными войной телами и душами, ищут правду и покой за рубежом, покинув страну своего детства. Население бежит из страны, правительство которой не может наладить и обеспечить им нормальную жизнь...."

И кто виноват, кто предал "молодых матерей, оставляющих не только свой дом, но и своих маленьких детей на родном берегу. Они стараются отключить свою память, чтобы не сойти с ума, пытаются добиться гражданства в других, заокеанских странах... Берясь за любую работу, мать мечтает о том дне, который наступит неизвестно через сколько лет, о дне, когда ее дети смогут прилететь к ней, когда она снова сможет почувствовать себя матерью. Иногда она выходит на берег огромного океана, глотая горькие слезы свободы, вглядывается в далекий, темный полукруг горизонта, за которым остались ее малыши, ее дом. Что это?"...

А Восточный экспресс эмиграции набирает обороты... и уходит вдаль. И нет логики в этом движении, и нет объяснений поступков самых разных людей, как нет слов утешения , но есть, есть всегда надежда на УДАЧУ.

Комментарии

Добавить изображение