ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ЛЮДЕЙ

21-06-2004

Валерий ЛебедевИмеется такое издание – Stringer, адрес в сети - http://www.stringer-news.ru. Сами о себе они сообщают следующее:

"Stringer" - газета собственных журналистских расследований и эксклюзивной информации.
Девиз: “Реальные люди в реальной политике”.
Учредитель- ООО “АРИ”
Главный редактор - Елена Константиновна Токарева.
Печать - Москва (тираж - 50 000 экз.) и Санкт-Петербург (типография ФГУП "СПб ГГК" - тираж 10 000экз.)

Слово Стрингер (Stringer - можно понимать как лучник-стрелец) у них не расшифровывается, но давно известно, что им обозначают рисковых журналистов, ведущих свои расследования в опасных местах, что называется, for own expense, за свой счет и риск.

19 августа газета поместила материал своего журналиста Артема Савельева “ЮГЕНДЛЕНД ИМЕНИ ХОДОРКОВСКОГО”, который, как ни странно, не вызвал никакой реакции в остальных российских СМИ. А, казалось бы, должен был. Ибо он основан на результатах посещения группой иностранных и российских журналистов образцово-показательного базового летнего лагеря по воспитанию и обучению молодежи, организованного ЮКОСом в рамках их программы “Новая цивилизация” в подмосковной Истре, на берегу живописного Истринского водохранилища.

Вообще-то, программа “Новая цивилизация” (и ее ответвление New Land”) ЮКОСом запущена давно – в 1996 году, восемь лет уже. Странно, правда, немного, что патриотическое воспитание проводится в программе, которая называется по-английски, а не по-русски “Новая земля”. Может одноименный остров в Ледовитом океане отпугивает? Но ничего, по-американски в чем-то даже лучше. Может быть, как раз в этом и есть суть русской Новой цивилизации. Чтобы стать полностью американской. Под водительством ЮКОСА и его вождя Ходорковского.

Многие сведения о Новой цивилизации в прессу попадали. Но без всякой сенсации. Так просто, в духе сообщений “Наши достижения”: мол, имеется такая полезная инициатива передовой компании ЮКОС, которая заботится о подрастающем поколении. С детства прививает им самостоятельность. Умение принимать решения. Дает понимание, что такое бизнес, биржа, выборы руководящего состава компании и даже своего микрогосударства Ньюландии.

Заодно с таким всесторонним и гармоничным развитием ЮКОС еще готовил для себя кадры. Почти с пеленок.

Все это не могло вызвать особого интереса. Особенно когда в заявлениях руководства говорилось о воспитании у своих подопечных “активной жизненной позиции” - это так знакомо, и - так скучно. Все десятилетия советской власти именно это и воспитывали.

Приведу сообщения прессы за прошлые годы о замечательной инициативе менторов из ЮКОСа.

Газета "Нефтяная параллель",  24 июля 2001 года

В этом году исполняется пять лет общественной молодежной организации НК "ЮКОС" "Новая цивилизация". За время ее существования через корпоративные программы "Новой цивилизации" прошли более 200 тысяч человек. Самая яркая из этих программ - ежегодный летний молодежный лагерь, названный ребятами Новая Земля. В этом году Новая Земля, или Ньюландия, наконец-то обрела свои постоянные координаты. Отныне ее юные граждане, называющие себя навигаторами, будут собираться в летние месяцы на берегу Истринского водохранилища - в одном из живописнейших мест Подмосковья.
На первый взгляд Ньюландия - обычный детский оздоровительный лагерь. В лучших традициях бывших пионерских. На флагштоке ветерок колышет российский стяг рядом с нашим, корпоративным. У вожатых и ребят форменные рубашки и треугольные галстуки цветов ЮКОСа - зеленый с желтым, как листва и солнце.

Все расходы по содержанию Ньюландии взяла на себя Компания. Вокруг - обустроенная территория, тенистая роща, удобное место для плавания. 126 старшеклассников живут в шестиместных, зимнего варианта палатках, защищенных от дождя и ветра не только непромокаемым брезентом, но и похожей на теплое стеганое одеяло подкладкой.

Четырехразовое питание, не считая "вечернего кефира". ...

Но, согласитесь, не из-за кефира же ребята из Нефтеюганска и Воронежа, Стрежевого, Новокуйбышевска и других нефтяных городов и поселков ЮКОСа так стремились попасть сюда? Ведь все они сначала боролись за победу на конкурсных соревнованиях, проходивших в региональных клубах Ньюландии. Чем же так необычна и привлекательная эта Новая Земля? Какова "Новая цивилизация", вместе с которой учатся и взрослеют наши мальчишки и девчонки?

Чтобы активнее увлечь воспитанников, педагоги прибегли к необычной форме обучения. Они создали в лицее детское государство с правительством, парламентом, судом чести и отвечающими за своих граждан властями. Такая жизнь учила воспитанников экономике, праву, основам политических знаний. Все в лицее делалось руками самих ребят. Программы экономического, правового и гражданского воспитания для лицея разрабатывали известные российские ученые - доктор экономических наук Борис Райзман и доктор педагогических наук Александр Прутченков.

В мае 1996 года Компания предложила одному из руководителей лицея "Подмосковный" разработать подобную игровую программу для школьников наших отдаленных нефтяных городов и поселков. И уже летом того же года первые массовые игры под названием "Новая цивилизация" прошли в Нефтеюганске, Новокуйбышевске, других городах. ...

Популярность подобных программ и рост числа их участников стали мощным импульсом для создания ЮКОСом собственной молодежной организации.

Летом 2000 года в живописном уголке Краснодарского края - Красной Поляне - дети нефтяников из Москвы и Самары, Сызрани и Воронежа, Нефтеюганска и Безенчука, Красноярска и Новокуйбышевска, Ачинска и Суходола, Жигулевска и Орла, а также других больших и малых городов России создали республику Ньюландию, - рассказывает президент межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Новая цивилизация" Анатолий Ермолин. - В ньюландском государстве - все как у взрослых. Выборы президента и парламента, формирование правительства, государственная служба и частное предпринимательство, начисление зарплаты и расчеты с налоговой инспекцией. В процессе игры ребята также узнают, как работает Компания, каковы ее цели и задачи.

Открывая нынешний летний фестиваль, начальник управления кадровой политики НК "ЮКОС" Сергей Горьков пожелал, обращаясь непосредственно к молодым навигаторам:
- Вольетесь вы в нашу Компанию или будете работать в социальной сфере наших городов - распространяйте корпоративный дух Ньюландии.

Идеология Ньюландии в общем-то проста и прозрачна. Мы стараемся возродить вполне реальное ребячье движение - вспомните незаслуженно забытых Тимура и его команду. Те мальчишки и девчонки по собственной инициативе добровольно помогали ветеранам, заботились о слабых. Они отвечали за порядок в своем поселке, хотели служить своей Родине. Кстати, все эти стремления вполне соответствуют и "взрослым" социальным программам ЮКОСа.

... Но не надо думать, что жизнь ребят в Ньюландии - это бесконечные занятия по экономике и психологии, составление бизнес-планов и защита собственных проектов. Какой же из тебя навигатор, если ты не умеешь справиться с байдаркой или обращаться с веревочной лестницей? Построить плот или завязать морской узел. Надо отметить, что спортивная подготовка в Ньюландии - на высоте. Мастерству и опыту местных физруков позавидует любой спортивный лагерь.

.... как поется в ставшей гимном Ньюландии любимой ребячьей песне: Будут все проблемы решены,
Будут встречи с новыми друзьями,
Главное, что мы понять должны -
Жизнь свою творим и строим сами! "

Примерно тоже самое, в сходных словах излагалось в статье

“В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ СТРАНА НЬЮЛАНДИЯ на сайте http://jubilejnij.narod.ru за 2002 год, а также еще в десятках на этом же сайте. В материалах Медиа-холдинга "АС Байкал ТВ", на сайте Иркутского государственного университета, в газете "СИБИРСКИЕ НОВОСТИ", задыхалось от счастья Информационное агентство "Телеинформ", Аргументы и факты в Восточной Сибири”, разражалась панегириком статья Все достижения цивилизации – в гости к нам” в Комсомольской правде от 01.09.2001.

То есть, вся фактура уже имелась. Существуют лагеря подготовки молодежи, начиная со школьного возраста. В них царит дух корпоративной этики. Дети учатся зарабатывать и складывать на свои личные счета “рудолы - деньги Ньюландии (от РУБль-ДОЛлар). Кто больше заработает, тот передовик. Кто обойдет других при выборах на должность министра финансов Ньюландии, а конкурентов завалит – тот самый большой молодец. А уж кто всех задвинет, а сам станет президентом игрового ЮКОСа – тот просто удалец.

Был пионеры – всем ребятам примеры, а стали навигаторы всем ребятам кранты.

Да и вообще тут много вариантов

Например:

Навигатор – всем ребятам кредитор. Точнее - секатор. Эвакуатор. Плантатор. Или даже инквизитор.

В любом случае – навигатор – это триумфатор. А уж премьер-министр Ньюландии – и вовсе диктатор. Не рифмуется министр-диктатор, но это ничего. По рифме – издевательство, зато по существу – верно.

При всем том корпоративный дух навигаторов питался как бы из двух разных источников. Один – это идеология ярого индивидуализма. Под девизом: сам выплывай, а товарища утопляй. Утопляй – не совсем по-русски, но для языка будущего, на котором скоро станут говорить в "NewLande", как раз в самый раз.

Немного эту идеологию потом заимствовали в новой русской игре “Слабое звено”. В ней группа, именуемая командой, стоящая в полукружии, отвечала на разные вопросы. Вроде того, сколько километров от земли до Альфа-Центавра или какова удельная плотность ртути, если ее растворить в царской водке.

Кто отвечал - тот молодец-удалец. Кто на примерно такового же типа вопрос запинался, получал штрафной балл. По завершении сеанса все должны были проголосовать за набравшего наименьший проходной балл. А это не простое дело, так как можно ответить частично правильно. И ответить быстро. Или более правильно, но медленнее. Так что тут играла роль внутренняя симпатия. Но в гораздо большей степени – желание ближнего своего завалить, а себя вытащить. Ибо победитель получал деньги.Так сказать рудол. Получал-то он рубли, но их легко можно было обменять на доллары. Вот так и топили друг друга. Ведущая, в точности по виду и манерам Эльза Кох, ( садистка, надсмотрщица и жена коменданта из (конц)лагеря Бухенвальд) , холодно-свирепо возвещала: “Вы - самое слабое звено! Па-а-а-а-прошу покинуть площадку”!

А вот второй ингредиент психики нового русского навигатора это как раз нечто корпоративное. Ну, как бы вариант коллективного. Только все-таки не то. От коллективного там были упомянутые линейки, сборы, доски почета, поиски спрятанного знамени ЮКОСа (тоже игра), совместные песни. Они давали ощущение приобщенности к своего рода тайному сообществу. Нечто вроде масонской ложи. Но разве масонов можно было бы назвать коллективистами? Ни в коем разе. Так и тут.

Мы – в одной ложе, но уж внутри нее каждый за себя. И ты, “друг”, имей в виду, что во время деловой игры в выборы или при конкуренции наших банков, или там, при заключении договоров на поставку нефти из нашей Ньюландии в Китай, я, чуть зазеваешься, так огрею тебя рудолом, что уже не встанешь. Сгною и похороню по первому разряду с кистями и глазетом.

В детских летних школах ЮКОСа (сейчас имеются в 19 городах), в которых градообразующим предприятием является как раз ЮКОС (там выбирать не из чего, других предприятий просто нет) царят любопытные порядки. Например, в них запрещен интернет, радио, у курсантов отбирают сотовые телеофны, нет телевизоров. Это, как и линейки со сборами, как ношение униформы и галстуков с цветами ЮКОСа и пение корпоративного гимна можно расценивать как нечто очень положительное. А можно - наоборот, как нечто очень отрицательное. Дело вкуса. Положительное, де, потому, что дети там свободны от всяческого внешнего влияния извне. Они совершенно свободны в своих решениях и руководствуются только своими правилами. Никакие дяди им не указ. Полная свобода, прямо как на необитаемом острове. Кто, к примеру, мог что-то приказать или внушить, навязать Робинзону Крузо? Никто. Потому как никого нет. Он сам приказывал своей козе. К тому же для навигаторов интересы корпорации превыше всего, а это значит- есть дух непобедимой команды! В общем – нечто очень образцово-показательное. А если учесть, что за истекшие восемь лет существования этих школ через них прошли более полумиллиона человек, то становится радостно за будущее как крупного, так и среднего с малым бизнеса в России. Как раньше было радостно за увеличение как крупного, так и мелкого рогатого скота в СССР.

Но на все эти достижения можно посмотреть и иначе. И эту иную точку зрения как раз и представил автор Стрингера Артем Савельев в статье “ЮГЕНДЛЕНД ИМЕНИ ХОДОРКОВСКОГО”. Выберу из нее самое важное.

Каждое государство стремится создать систему воспитания детей и юношества. Чтобы получить готовый продукт - граждан. В СССР система воспитания укладывалась в пионерию и комсомол - резерв КПСС.

В гитлеровской Германии система передачи необходимых навыков обеспечивалась трехступенчатой организацией Гитлерюгенд для мальчиков, и двухступенчатой - для девочек, которые готовили кадры для Национал-социалистической партии.

Когда самомнение нефтяной корпорации разрастается до масштабов государства, она создает собственную воспитательную систему. В ЮКОСе она охватывает школьников с шестого специализированного ЮКОС-класса, проводит через спецлагеря, заводит в профильные ВУЗы, чтобы обеспечить воспроизводство населения 19 закрытых корпоративных городов.

В воспитательной системе, созданной по заказу корпорации ЮКОС, причудливо соединились психологические разработки современной тоталитарной секты, минимализм английского скаутизма, идеологемы преданности режиму, характерные для фашистской Германии, и реквизит сталинской эпохи. Дети, прошедшие через лагеря ЮКОСа, не умеют петь, сочинять стихи и играть в КВН, они должны быть однолинейны, запрограммированы на однозначные действия, как в армии, они носят значки “Свободу Ходорковскому!”, молятся корпорации и словно заведенные повторяют слова основного лозунга, висящего над входом в лагерь: “Будет нефть - будут деньги!”.

Подмосковный лагерь Истра, где как раз заканчивалась смена “пионэров-юкосовцев”, решил открыть ворота для делегации иностранных журналистов. В расчете, что иностранцы не заметят некоторых странностей системы. В конце мероприятия был банкет с дешевой водкой, что должно было заполировать все сомнения.

Основа лагерного воспитания - деловые игры в демократическое государство полувоенного образца. В государстве - своя валюта, РУДОЛ (рубль, привязанный к доллару). Есть парламент, правительство с несколькими министерствами и промышленность в виде нефтяной монополии. Больше ничего в государстве нет. Нет системной оппозиции. Нет свободы прессы с ее разноголосицей. Нет конкурентов с их экономической разведкой и враждебными действиями по слиянию и поглощению. Это упрощенное государство. Даже популярная детская игра в “мафию” или “монопольку” гораздо сложнее по набору механизмов, чем то, что предлагается освоить детям в “Новой цивилизации”. Строгая методичка “Корпорация Юниоров-2004”, по которой идет жизнь в лагере, описывает контуры игрового демократического государства:

“В игре моделируется деятельность нефтяной компании в Республике Юниоров. Главный офис компании располагается в Федеральном Центре государства, дочерние расположены в регионах. Предприятия в регионах являются градообразующими. Главы регионов взаимодействуют с центральным регионом, где располагаются главные органы власти. Дочерние компании принадлежат центральной компании и управляются через 2 управляющие компании (Разведка и добыча, Переработка и сбыт)”.

Вот такое упрощенное сырьевое государство предлагается детям. Схема проста до чрезвычайности: РАЗВЕДКА И ДОБЫЧА-ПЕРЕРАБОТКА-СБЫТ. Запомнить нетрудно. Тем более что основной контингент детей живет в корпоративных городах, в которых имеется только эта примитивная триада и еще испорченная экология и перспектива откинуть копыта, не дожив до пенсии.

Романтическому взору корреспондентов иностранных агентств, поголовно считающих, что ЮКОС - это опора демократии в России, открылась картина в традициях позднего совка. Благонравные дети в желтых каскетках с надписью “ЮКОС” и значками “Свободу Ходорковскому!” сначала показали гостям местную ВДНХ - дорожку, на которой выставлены плакаты с достижениями жителей игровых городов. Сделаны плакаты были скучно и кондово. Никакого креатива. В стиле: “дяденьку мы слушались - хорошо накушались, если бы не слушались, мы бы не накушались”. Лозунги были составлены строгим бюрократическим языком. Главный и основной плакат:

“БУДЕТ НЕФТЬ - БУДУТ ДЕНЬГИ!”

А вот и весь немудрящие лозунги, которые надо запомнить, чтобы войти в “Новую цивилизацию”. Дети поставленными голосами и от самого сердца орали их с трибуны.

“ЮКОС и мы - наша дружба нерушима!”

“ЮКОС - это учеба в лучших классах!”

“ЮКОС - это отдых, это дружба!”

“ЮКОС - это возможность стать студентом престижного ВУЗа!”

“ЮКОС - это 4 волшебные буквы!”

“Будет нефть - будут деньги!”

Ну, вот, ВДНХ закончилась. А следующий сюрприз - лагерный “День нефтяника”, точно такой, как рекомендован Дирекцией корпоративных программ корпорации ЮКОС ежегодно устраивать в корпоративных городах. Советский позитив. Шарики, бантики, ленточки, плакаты “Ура-ура-ура! Повысим дОбычу! Усилим отдачу!” Все строго по регламенту. Никаких признаков творческого вольномыслия. “День нефтяника” окончился торжественной линейкой, на которой президент игровой страны (малолетка) отмечал наградами за успехи в труде руководителей игровой НК.

Дети, многие из которых учатся у себя дома в ЮКОС-классах, за короткое время в лагере уже хорошо обучены, отвечают на вопросы политкорректно: “Здесь очень хорошо”. “Нас учат”. “Мы играем”. Нас хорошо питают”.

Половина детей в этой смене являются отпрысками сотрудников компании из провинциальных корпоративных городов: Нефтеюганск, Стрежевое, Отрадное (правильнее - Стрежевой, Отрадный – В.Л.), Ачинск, Ханты-Мансийск… всего этих корпоративных городов 19, работать там, кроме ЮКОСа, негде, и тамошние дети рассматривают свое будущее со всей трагической безысходностью: работать в ЮКОСе! Они готовы драться за это свое будущее зубами. И это поощряется лагерным воспитанием.

Игра в нефтяное государство идет по строгой методичке - Рабочей книге участника лагеря. В ней прописано все: конституция игрового государства, устройство игровой республики, выборы. “Руководители нефтяных компаний” в будущей игре с самого начала определяются методистами, а не детьми.

Способы воздействия на психику детей тоже прописаны в методичке: следует регулярно вывешивать статистику заработков игроков. Это чисто личный зачет. Личный заработок к процветанию твоего нефтяного города” (а города как бы формально соревнуются) не имеет никакого отношения и в коллективный зачет не идет. Главным достижением считается не единство бизнеса, государства и народа, а личное процветание внутри корпорации.

Не знаю, кто назвал все, происходящее здесь, игрой в гражданское общество, но это не гражданское общество, а строго корпоративное, а сама игра - это жесточайшее зомбирование детей в инкубаторе на предмет дальнейшего использования по узкому профильному назначению.

Смена, на которую позвали иностранных корреспондентов и парочку начинающих из отечественных изданий, называлась “Корпорация Юниоров-2004”. Это уже серьезная игра. Это не скауты из первой смены, которым приказывают ползать на животе в поисках похищенной святыни - Знамени ЮКОСа. Игра для старших детей - это добыча денег! Логунг “Будет нефть - будут деньги!” носит библейский характер заповеди. Это святое.

В игре для старших школьников моделировалось работа корпорации ЮКОС и ее взаимодействие с народом и властью. Любопытная деталь: в лагерном государстве даже не стоял вопрос о свободе слова и многообразии СМИ. Ни у кого не было возможности подглядеть в “дырку на то, как живет настоящий мир.

Г.П.ЩедровицкийЯ в свое время много участвовал в организационно-деятельностных играх (ОДИ), придуманных и основанных Георгием Петровичем Щедровицким в 1979 году, которого я хорошо знал на протяжении лет двадцати (см. Вечный бой Георгия Щедровицкого) . Участвовал в играх и с самим Георгием Петровичем, и с его сыном Петром, и с Сергеем Поповым, и с Борисом Островским, и с Александром Левинтовым. Мне совершенно очевидно, что главные разработки по проведению игр в империи Ходорковсого взяты из разработок Школы Щедровицкого. Более того, его последователи применили методику игру к детям тоже задолго до юкосовцев (Р.Каменский, C. Краснов, В.Рябцев "Игры с детьми в форме ОДИ" в 1991г.). Причём в той игре уже были группы "Бизнес", "Власть", "Семья", "Своё дело" . Юкосовские культуртрегеры нигде ни словом не говорят о своем источнике прозрений. У Георгия Петровича организационно-деятельностые игры (ОДИ) носили характер широкой культурологической панорамы, где у взрослых людей снимали шоры и давали возможность посмотреть на мир через большое окно (игры начались в застойное время, в 1979 году и продолжались до 1992). Через игру уже состоявшиеся профессионалы начинали чувствовать, что у них как бы вырастают крылья (выражение самого ГП Георгия Петровича), и они хотя бы в рамках игры могли находить (и находили!) нетривиальные решения любых своих профессиональных проблем. Вернувшись в мир они видели, что этому решению препятствует сама советская экономическая и идеологическая реальность. Стало быть, даже у советских руководителей пробуждалась мысль, что эту реальность надо менять – именно отсюда шли истоки поддержки перестройки в высшем и среднем звене управления. Между прочим, самым сложным (психологически), по словам ГП, этапом ОДИ был как раз выход из нее. Этот выход был чем-то похож на поднятие водолаза с больших глубин. Перепад давления приводил к кесонной болезни. А тут выход из игры в советскую реальность обрывал отросшие крылья и мог дать шок и даже суицид.

С юкосовскими навигаторами все обстоит наоборот. Они учатся добиваться своих целей в условном мире своих рудолов. Там, в настоящих играх щедровитян, у игроков появлялась мысль о разумном мире. Здесь у юкосовцев возникает идея, что весь мир нужно сделать таким же, как их корпорация. То есть, внешне похоже на посыл ОДИ Щедровицкого. Сделать мир, в котором можно решать профессиональные проблемы. Но у Щедровицого и его последователей советский мир нужно было бы изменить под нормальный. А у Ходорковского весь в общем-то нормальный мир нужно было сделать похожим на уголовную корпорацию ЮКОС. ЮКОС – как модель мира!

Впрочем, такой мир уже был несколько раз построен построен задолго до ЮКОСа. Ближе всего по типажу – корпоративно-фашистская Италия. Хотя и Германия 30-х годов тоже впереди маячит.

Немного скажу об ОДИ.

Суть их была в том, что собирается группа участников (это могли быть специалисты уровня от инженеров до министров, от секретарей обкомов до работников республиканской прокуратуры), в каждой группе есть свой “направляющий” - игротехник. Возглавляется игра руководителем игры. В групповой работе начинаются как бы стандартные процедуры: самоопределение, проблематизация, схематизация и пр., затем всякого уровня рефлексии (это больше на пленарных заседаниях). Нет, не стоит описывать технологию. Все равно не передать того, что есть игра. Игра могла продолжаться неделю, каждый день с раннего утра до поздней ночи. Даже ночные танцы входи в игру. И никто не хотел спать (и не нуждался!) более 5 часов. Чем дальше, тем больше участники входили во вкус. Они не хотели уезжать. Не хотели возвращаться в понурую действительность. Они начинали летать на тех самых крыльях мышления, которое у них отрастало и крепло со дня на день. Как в сауне только минут через пять сидения тело начинает выделять пот, так в игре мозг начинал через какое-то время сочиться идеями. И заменить участие в игре нельзя ничем, точно также, как нельзя пересказом о сауне вызвать то самое “банное состояние”.

После игры участники говорили, что они испытали настоящее счастье от самого процесса мышления. Такое сильное, какого они не испытывали даже от любви, не говоря уж о водке.

Некоторые приходили в себя по несколько недель и все мечтали снова попасть на игру. А уж совсем некоторые становились маньяками игры, наркозависимыми игроманами. Они ездили на любую игру за свой счет, даже платили за участие в ней. Для руководителей игры это было целой проблемой.

Приведу несколько высказываний об игре и их основателе Георгии Петровиче Щедровицком его известных последователей.

Начну с Сергея Попова (см его статью у нас РОССИЯ ПОЛУЧИТ СВОЕ НЕРАВЕНСТВО) , которого сам ГП называл своим лучшим учеником. Мне это сделать тем более приятно, что Попов был и моим сначала студентом, а потом аспирантом (В ФИЗТЕХе).

Эти части я выбираю из разных работ Попова – из его интервью с Аллой Тобольновой и с редактором игротехнического и методологического журнала "Кетавр" Геннадием Копыловым (наш автор), из его большой работы об играх, из воспоминаний о ГП и т.д. (cм. www.circle.ru/kentavr/index.html).

Сергей ПоповГеоргий Петрович задел очень глубокие струны во многих душах - струны социального и культурного самоопределения. Он не давал нам знаний - это быстро отметили. Он вел за собой в мир мысли.

Интересно, что на физтехе, как я потом понял, была в то время неплохая кафедра философии. На ней работал И.С.Алексеев, позже читавший нам прекрасные лекции, В.Лебедев, читавший остроумные лекции по истории Китая, в которых неприкрыто фигурировала критика социализма. Позже, постепенно включась в круг философских и общекультурных интересов, я слушал лекции М.Мамардашвили о Декарте и Канте, видел, слушал и читал многих приличных философов.

Но Георгий Петрович очень сильно отличался от них всех. Он не был "одним из...". Он был "сам". Он шел своей дорогой. Это было настолько очевидно, настолько привлекло многих из нас, что образовался семинар, потом несколько человек работали уже в кружковом семинаре, ездили на игры. Многие постепенно отошли - и отошли, как мне кажется, из-за того, что сложно было до конца выдержать этот прямолинейный стиль жизни, подчиненный служению Мысли, облеченной в одежды методологии.

Что же заставило холодный чистый разум Методологии, бесстрастно проникающий в суть вещей, оперирующий тончайшими категориальными и понятийными различениями, ринуться в грубый, страстный и личностно окрашенный мир Игры? Согласитесь, есть в этом что-то мистическое, что-то от ухода из Касталии Кнехта, героя "Игры в бисер" Г.Гессе.

Я думаю, что прояснение подлинных причин такого поворота методологической мысли во многом прояснит и сущность ОДИ, поскольку я не считаю это событие случайным. Но в этом случае центральным предметом становится взаимодействие развивающегося Мышления и Игры.

Остается загадкой, как игра творится. При этом удивительно то, что многие люди не только играют в уже существующие игры, но и сами придумывают и создают игры, но это остается, как правило, индивидуальным искусством.

Одни, пишущие про игру, стремились показать сущность игры художественными средствами, пытаясь вызвать чувство, возникающие у играющего человека. Другие, более рациональные, стремились передать сущность игры, строя игру в тексте. Но это не совсем удается - все равно теряется та сила, которая вовлекает людей в игру и позволяет ей строить новый жизненный порядок (культуру), что, как утверждает Хейзинга, является следствием настоящей игры.

Что же делали мы, проводя ОДИ? Мы, несомненно, игры творили - каждый раз создавая новую игру, с новыми игроками, на новом плацдарме и новом материале. Каждая игра создавалась как самостоятельное произведение и разыгрывалась по-новому.

Первый тренинг, который мы провели технологически правильно, был с командой РАО ЕЭС. Он был построен на том, чтобы ввести людей в организационно-управленческую действительность - не предмет, а именно действительность, где есть места для появления специфических управленческих предметов. Но когда мы это сделали, а затем провели еще несколько тренингов, то стало окончательно ясно, что психотипические и социотипические особенности людей часто не позволяют им использовать те или иные средства, даже в том случае, если они понимают необходимость этого. Это означало, что, кроме введения организационной действительности, нам еще нужно ввести в тренинги освоение психической и социальной действительностей. И тренинги дальше стали развиваться именно в этом направлении.

Хочу напомнить, что представление мышления как деятельности тоже была "выдумка" методологов, сделанная с определенной целью и под определенный "проект" - у Зиновьева это все четко написано в "Преддверии рая".

А наша выдумка состоит в том, что люди смогут стать на порядок сильнее через организационное освоение мира, его переорганизацию. Не через его исследование, а через переорганизацию под себя, под свои сформулированные задачи.

Это - и следующий шаг интеллектуальной мировой тенденции, и продолжение идей методологии (что мы и пытаемся заложить в тренинги), - в том плане, что если человек способен мыслить, то его надо научить мыслить так, чтобы его мысли реализовались в окружающей его действительности, и он творил бы такие миры, в которых его мысль соединялась бы с действиями и реализацией. Тут понятие организации и работает, оно должно как бы соединять разворачивание мышления и разворачивание внешнего мира.

Я считаю, что нам страшно повезло, что мы участвовали в этом грандиозном процессе, вызванным к жизни Г.П.Щедровицким. Тем более что кульминационный момент развития ОДИ совпал с разрушением целой цивилизации (а СССР - это была новая цивилизация, может быть еще и не рухнувшая). Именно сочетание мощности проникновения в суть вещей, которую дает игра, и общественного "разлома", на материале которого проводились ОДИ, позволили провести такие фантастические (в буквальном смысле) мероприятия, как Всесоюзные конкурсы руководителей на РАФе, в Артеке, на БАМе, экспертизы на Байкале и в Латвии, общественную сессию по первым демократическим выборам в Иркутске.

Общественная сессия в Иркутске - это было мероприятие удивительное: в заснеженном Иркутске в 30-градусный мороз, в старом дореволюционном здании Городской Думы посреди города, в котором размещался Театр музыкальной комедии, все кандидаты в депутаты разыгрывали свою будущую жизнь и политическую жизнь страны. Полутемный зал театра, галерка, на которую допускались любые жители города (там постоянно торчали анархисты, монархисты, экологи и еще кто-то, плакатами и криками участвуя в игре), ярко освщенная сцена, на которой будущие депутаты делили полномочия - все это достойно более искусного пера, чем мое. И результат был потрясающим: вся будущая история советов - вплоть до их насильственной отмены - прошла на сцене. Я эти материалы потом относил в ВС России. Не поверили.

Я не знаю, где было бы такое возможно, кроме как в России на этом грандиозном переломе.

Я участвовал в этой игре в Иркутске в январе 1989 года. И вывод о "будущей истории советов - вплоть до их насильственной отмены" и даже вплоть до отмены самого СССР как раз прозвучал в моей большой трехчасовой обзорно-установочной лекции на той самой игре, в которой принимало участие также и руководство Иркустской области (в том числе – партийное). Хотя я этот вывод делать не планировал. И грядущего такого не хотел. Само получилось . Это ж была игра. Нечто не всегда предсказуемое.

(Продолжение следует)

Комментарии

Добавить изображение