Независимый бостонский альманах

ТЕОРИЯ ЮМОРА

28-06-2004

[Продолжение. Начало в 388 от 15 августа , 389 от 22 августа, 390 от 29 августа, 391 от 05 сентября.]

5. Теория юмора

 

У человечества есть только одно действительно эффективное оружие, и это оружие – смех.

(Марк Твен)

В предыдущих главах мы накопили достаточно данных, позволяющих уяснить состояние исследований смешного как явления на сегодняшний день. У нас имеется всё, чтобы приступить к упорядоченному и планомерному нахождению ответа на основной вопрос: “Почему человек смеётся?” Нас не будет интересовать вопрос: “когда?” или “при каких условиях?”, но единственно: “почему?”.

Ибо ответа на этот вопрос мы пока не увидели.

В Главе 2 мы пришли к следующим заключениям:

 

  • Юмор существует как объективное явление.

 

  • Юмор имеет агрессивную природу. Человек смеётся не только над “невинными” шутками, но и над несчастьями других.

 

  • Количество прирождённых остряков и людей, склонных к лидерству, примерно совпадает в процентном отношении.

 

  • Чувство юмора является для человека чем-то жизненно важным.

 

  • Юмор может быть разделён на два основных вида: юмор возвышения и юмор унижения. Если эти два вида присутствуют одновременно, мы имеем дело со смешанным юмором.

 

Дпя нахождения ответа нам понадобятся следующие 13 Тезисов. В них читатель не найдёт ничего нового. Эти тезисы по существу позаимствованы из существующих работ. С ними согласно большинство исследователей смешного:

  • Юмор явление врождённое и играет существенную роль в выживании вида.

 

  • Юмор не сложнейшая, но одна из примитивнейших эмоций. Есть свидетельства о том, что юмор присущ приматам и другим животным.

 

  • Улыбка, смех, хохот являются выражением удовольствия.

 

  • Любую шутку характеризует некоторая нелогичность, “светящееся противоречие”, загадка, отличающая её от обычной логической мысли.

 

  • Удовольствие от юмора достигается при достижении: а) превосходства над кем-то или б) интеллектуального триумфа от нахождения загадки, поэтому

 

  • “дважды произнесённое острое слово становится глупостью” (А.Пушкин).

 

  • Юмор лучше воспринимается, если аудитория находится в хорошем настроении.

 

  • Рассказчик с большим удовольствием, чем аудитория, смеётся шутке, которая ему хорошо известна.

 

  • Юмор воспринимается по разному (часто с противоположным знаком) шутником и аудиторией, и вышучиваемым; агрессором” и слушателями с одной стороны и “объектом агрессии” с другой.

 

  • Удачная шутка может возвысить или обидеть человека, которому она адресована, сильнее, чем плоская.

 

  • Юмор – явление социальное, это интеллектуальное оружие. Он не существует вне человеческого фактора. Юмор является оружием агрессии у сильных и выполняет защитную функцию у слабых.

 

  • Наибольший эффект достигается, если время, затраченное на разрешение “загадки”, мало.

 

  • Для наилучшего восприятия шутки слушатель должен быть подготовлен (предупреждён).

 

Юмор явление примитивное (тезисы 1 и 2). Он доступен каждому, даже ребёнку или дикарю. Его природа имеет, скорее всего, такое же простое, примитивное объяснение. Именно такое объяснение нам предстоит найти, даже скорее, не найти, а не проглядеть. Как будет показано ниже, решение уже имеется, оно найдено нашими предшественниками. Им оставалось сделать маленький шаг. Последний шаг к финишной ленточке.

Смех – выражение удовольствия (тезис 3). Чистый случай смеха унижения свободен от загадки, “светящегося противоречия”. Это примитивный, грубый юмор и секрета для нас не представляет. Смех здесь возникает от удовлетворения чисто агрессивных, низменных чувств. Можно притворяться, что мы такому юмору не подвластны, что несчастья, происходящие с нашими врагами, доставляют нам исключительно неприятные ощущения. Для этого нам придётся забыть громовой смех аудитории при просмотре комедийных фильмов немого кино, нашу радость при выступлении на арене клоунов, попадающих в смешные ситуации с падениями и обливаниями водой. Забудем это, как далёкий сон и перейдём к более утончённым формам смешного. Их, согласно нашей классификации, насчитывается всего две: юмор возвышения и сме
шанный юмор.

Каждая шутка юмора возвышения содержит интеллектуальную загадку” (тезис 4), которую необходимо разрешить. Смех свидетельствует об испытываемом нами удовольствии от успешно проделанной умственной работы – разрешения загадки” (тезис 5 б). Например, простое переставление слов или их неправильное употребление становится смешным, так как нам предлагается умственная задача: восстановить правильный порядок слов и понять их правильный смысл. Если загадки не существует или ответ на неё заранее известен, нам нечего разгадывать. Шутка перестаёт быть смешной (тезис 6).

В этом заключении сходится большинство исследователей. Ещё Квинтилиан писал: “И, клянусь Геркулесом, весь смысл шуток заключается в том, чтобы выразить по-другому то, что есть истинно: это делается путём искажения своих или чьих-то убеждений, либо произнося нечто невозможное”.

А вот как выразил эту идею Артур Шопенгауэр в книге “Мир как воля и представление”, (1819): “Смех всегда возникает из неожиданного осознания несовпадения между известным понятием и реальными объектами, которые в каком-либо отношении мыслились в этом понятии, и сам представляет собой лишь выражение этого несовпадения”. Ключевым здесь является слово “неожиданное, или внезапное”. Ниже нам станет понятным, почему.

Обозначим величину, выражающую степень Удовольствия от Разрешение Загадки аббревиатурой УРЗ. Удовольствие это может быть сильным, слабым или отсутствовать вовсе. Величина УРЗ может быть выражена в некоторых условных величинах. Нам придётся эту величину формализовать.

Настроение слушателей повышает эффект от юмора (тезис 7). Находясь в хорошем настроении люди смеются охотнее, их легче рассмешить. Уровень настроения тоже можеть быть выражен некоторой величиной. Назовём эту величину Фоном Настроения (ФН). Удовольствие от Разрешения Загадки накладывается на Фон Настроения. Эффект Юмора является суммой этих двух величин. Это даёт нам основания для составления начального выражения для Эффекта Юмора (ЭЮ).

Оно может быть представлено в следующем виде:

ЭЮ = УРЗ + ФН,(1)

где ЭЮ - эффект юмора,

УРЗ - удовольствие от разрешения загадки и

ФН – фон настроения.

Для того, чтобы формула имела смысл, необходимо задаться некоторыми (пусть условными) величинами для оценки входящих в неё составляющих и обозначить их размерности. К счастью, до нас эту работу проделал безвестный представитель русского народа, который первым ввёл единицу размерности ЭЮ. Единицу эту он обозначил как Смех” и дал ей количественное выражение в одну условную единицу. Величина эта приводится в словаре В.И.Даля: “Всем смех, а нам и полсмеха нет”.

Обозначим и мы максимально возможное удовольствие, получаемое в результате восприятия шутки равным величине в 1 Смех, или сокращённо 1 См, и постараемся не путать его с единицей электрической проводимости (сименс), обозначаемой точно так же. Величине в 1,0 См будет соответствовать такая величина ЭЮ, которая на обыденном языке называется “конским ржанием” (horse-laugh) или “катанием по полу”. Нетрудно видеть, что величины УРЗ и ФН должны иметь ту же размерность (См). Примем условно максимальную величину УРЗ равной максимальной величине ФН, то есть +0,5 См. Такой величине ФН соответствует настолько радостное состояние души, что рассмешить человека очень легко. Для этого достаточно воспользоваться старинным народным способом и добавить к уровню ФН, равному +0,5 См, пренебрежительно малую величину в 1,0 Па (один палец). В качестве ограничения примем, что этот палец не является средним. При этом величина ЭЮ превысит нулевой уровень, то есть будут созданы условия для смеха.

Максимальная величина УРЗ, равная +0,5 См, соответствует первоклассной шутке, например, свежему, актуальному, вовремя и умело рассказанному анекдоту.

Минимальное значение УРЗ = - 0,5 См (неудачная, оскорбительная шутка). Минимальная величина ФН = -0,5 См, что соответствует настолько глубокой депрессии, что даже доза в 2,0 Па не поднимет уровень настроения заметным образом. В такой депрессии даже самая удачная шутка с величиной УРЗ = +0,5 См сможет вызвать лишь лёгкое движение печальных губ. Суммарная величина ЭЮ будет близка к нулю (0,0 См).

Максимально возможное значение ЭЮ равно +1,0 См, а ми
нимально возможное может опускаться до -1,0 См. Несмотря на условность принятых нами величин, подобный подход позволит избежать расплывчатых суждений и даст возможность сопоставления выводов.

Формула (1) не вносит ничего нового в понимание природы смешного, это лишь математическая иллюстрация известных положений. Несмотря на её условность и субъективность количественных оценок, она даёт возможность численного анализа. Но эта формула не приблизила нас к ответу на следующие важные вопросы:

1. Почему рассказчик, для которого удовольствие от решения загадки (тезис 6) не представляет никакого усилия (УРЗ = 0), получает большее удовольствие от своей шутки, чем аудитория (тезис 8)? В то же время слушатель, знакомый с шуткой и уже решавший эту загадку, никакого удовольствия не получает (УРЗ = 0).

2. Объекту агрессии, сиречь, предмету насмешки, решение задачи, составляющей суть шутки, удовольствия не доставляет (ЭЮ < 0, тезис 9). Напротив, меткая шутка способна вызвать более сильную негативную или позитивную реакцию, чем шутка слабая (тезис 10). Как объяснить, почему удачная, попавшая в цель насмешка вызывает более сильную негативную реакцию высмеиваемого, чем насмешка неудачная, плоская?

3. Почему нам доставляет удовольствие решение элементарных, простых загадок, несоответствий, являющихся “солью” шутки? Отчего это простое интеллектуальное упражнение вызывает прилив радости, сопровождающийся смехом, а решение более сложных, престижных задач, смех вызывает редко?

Ответ на эти три вопроса приведёт к разрешению вечной загадки: “Почему мы смеёмся.

Заметим, что информация, включённая в три вопроса, выделенных нами, не являются плодом нашего умозаключения или фантазии. В её справедливости каждый может убедиться на собственном опыте. А убедительного, логичного ответа ни на один из них нет.

Ответ на Первый вопрос.

 

Мы знаем, что целью юмора является получение или закрепление некоторого преимущества в обществе (тезисы 5 а и 11).

Ещё Thomas Hobbes (1588-1679) утверждал, что смех возникает из чувства превосходства над некоторым субъектом. Он использовал термин “внезапный триумф”. Мы позволим себе обратить внимание читателя на слово “триумф” и запомнить сопровождающее его слово “внезапный”. Четыре века назад Thomas Hobbes был очень близок к разгадке юмора.

Его предшественник Giangiorno Trissino (1478-1550) писал в своих тезисах “Poetica”: это (юмор) доставляет нам удовольствие благодаря тому, что человек по природе своей завистлив и злонамерен”.

Если Thomas Hobbes и его многочисленные последователи правы, то нам придётся расстаться с одной укоренившейся иллюзией, а именно с мнением о том, что юмор служит нам просто для удовольствия, развлечения. На самом деле, величина ЭЮ - эффекта юмора выражается не чем иным, как успехом в продвижении по социальной лестнице. Этот успех может выражаться в получении определённого статуса в обществе, знаками одобрения и восхищения, вниманием противоположного пола и прочими вещами, которые люди так ценят в этой жизни. Цель юмора заключается именно в этом и ни в чём другом.

Эффект Юмора = Изменение Социального Статуса.

 

Это и есть ответ на первый из стоящих перед нами вопросов. Юмор не служит дя того, чтобы просто развеселить аудиторию или хорошо провести время. Величина ЭЮ будет максимальной не тогда, когда шутка изящно и умело составлена, не тогда, когда анекдот рассказан мастерски, но только в том случае, если рассказчик и слушатель получат в результате какое-то преимущество над другими, продвинутся вверх по социальной лестнице общества, коллектива или семьи или удержат своё положение.

Записной юморист, умелый рассказчик анекдотов, человек, речь которого пестрит умелыми оборотами, докладчик, иллюстрирующий смысл сообщения шутками, имеет больший шанс привлечь к себе внимание и добиться успеха, чем человек излагающий мысли плоско, “без изюминки”. Именно рассказчику достаются аплодисменты.

Слушатели повышают свой статус тем, что показывают своё умение решать умственные задачи (тезис 5 б) и эрудицию, способность свободно ориентироваться в объёме информации, необходимой для решения задачи. Поэтому, как свидетельствуют экспериментальные исследования и говорит наш повседневный опыт, рассказчик получает большее удовольствие и смеётся веселее и заразит
ельнее, чем слушатели.

Мы являемся участниками постоянно ведущегося соревнования с себе подобными за место под солнцем. Удачная острота или положительная реакция на шутку равноценны выигрышу одного очка в теннисном матче или удачно положенному в лузу биллиардному шару. Эти скромные спортивные достижения являются прямой аналогией удачной шутки. Каждое очко и каждый шар возвышают нас в собственных глазах и глазах окружающих.

Каждая шутка делает с нами то же самое. И ничего больше!

Процесс восприятия шутки или анекдота можно представить себе таким образом. Ведущий (рассказчик) бросает аудитории некоторые предметы, шары или летающие тарелочки, а участники пытаются их поймать. Хорошо и ловко брошенные предметы доставляют удовольствие и рассказчику и аудитории. Некоторые участники ловят предметы быстро и со сноровкой, некоторые неуклюже, некоторые пропускают их вообще или роняют на пол. Идёт лёгкое непринуждённое ... развлечение? Да, но соревновательное развлечение. Участники стараются не ударить в грязь лицом и показать окружающим своё умение.

Даже дружеский матч на теннисной площадке почти всегда превращается в игру на счёт, а не в простое перекидывание мяча из стороны в сторону. Выигранное очко доставляет удовольствие неизменно, а ловко отбитый, но проиграный шар – не всегда. Поэтому количество любителей тенниса, играющих с партнёрами, многократно превышает количество людей, любящих колотить мяч об стенку.

Рассмотрим следующий пример:

Ю.Тынянов

 

Оставил Пушкин оду “Вольность”,
А Гоголь натянул нам “Нос”,
Тургенев написал “Довольно”,
А Маяковский “Хорошо-с”.

 

Представим себе, что эта эпиграмма прочитана в современной молодёжной компании, где не все читали Маяковского и не готовились к экзаменам по его поэме “Хорошо!” Поймут ли такие слушатели смысл заключающего эпиграмму словоерса? С большой вероятностью можно предположить, что эта классическая эпиграмма не покажется молодым людям смешной. Люди же, хорошо знакомые с творчеством Маяковского и Тынянова, их непростыми биографиями, получат в этих четырёх строчках большое поле для размышления, сопоставления, уместности приставки “–с”. Такие слушатели приобретут положительный психологический импульс, приподнимающий их в собственных глазах и возвышающий над той частью аудитории, для которых эпиграмма осталась непонятой.

У читателей, которые знакомы с эпиграммой Тынянова, она не вызовет улыбки. Но даже они получили бы удовольствие от прослушивания её в разношёрстной компании тем, что почувствовали бы себя на высоте, припомнив все её оттенки и, переглянувшись улыбками авгуров с такими же образованными слушателями, причислили себя к высшей части общества. Но наибольший успех выпал бы на долю автора эпиграммы. Может ли он сдержать свою радость от успеха, даже если эпиграмма рассказана не в первый раз?

Определённая нами цель юмористического процесса как повышения социального статуса даёт ответ на первый из поставленных нами вопросов.

Ответ на Второй вопрос.

 

В соответствии со сказанным и опираясь на тезис 9, будет логичным модифицировать формулу (1). Согласно представлениям Анри Бергсона и других исследователей (“смешное связано либо с человеческим, либо с чем-то, относящимся или могущим быть отнесённым к человеку”) юмор не существует в отрыве от человеческого фактора. Если Чарли Чаплин ударяет несомой на плече лестницей отрицательного героя и тот падает в ведро с раствором, это смешно. Если тот же удар придётся на голову слепой девушки из фильма “Огни большого города”, мы ощутим гнев. А если бы герой фильма ударил той же лестницей о кирпичную стену, мы не ощутили бы никаких чувств.

Для получения эффекта смешного слушатель должен быть лично вовлечён в переживания. Человек с явными признаками уродства или хромой футболист, догоняющий мяч, катящийся в ворота, вызывают смех. Кривой кирпич как и кирпич с отбитым углом не смешны. Ничто, происходящее с кирпичом, не может вызвать комического эффекта. Только если кирпич падает кому-то на голову или если анекдот начинается словами: “Ползут два кирпича...”, достигается комический эффект. В этом случае возникает связь с людьми или аналогия с человеческим поведением.

А кирпичи, которые лежат без движения и никуда не ползут, комического эффекта вызвать не могут. Мы не мо

жем морально возвыситься над кирпичами. Только если нам скажут, что один кирпич лежит на другом, это вызовет известную всем аналогию и может стать содержанием анекдота или карикатуры.

Для достижения эффекта смешного необходимо, чтобы слушатель ощутил сопричастность к субъектам шутки.

Слушатель испытывает эмоции благодаря Личной Сопричастности (ЛС) к этим субъектам. Слушатель может ощутить превосходство над героями шутки, анекдота. Это возвысит его в собственных глазах. С другой стороны, слушатель (как в примере эпиграммы на Майю Плисецкую), может ощутить сопричастность к любимой балерине и возвыситься вместе с ней. В обоих случаях личная сопричастность увеличит эффект от шутки. Величина ЛС будет положительной. Если шутка оскорбляет слушателя, задевает его убеждения или его близких (например, честь его жены), величина ЛС будет отрицательной. В тех же случаях, когда слушатель безразличен к субъекту шутки, ведичина ЛС будет равна нулю и острота не покажется ему смешной. Например, в 90-х годах в Америке была популярной следующая шутка, прозвучавшая на радио-шоу Johny Carson’а: “Почему вице-президент полетел в Панаму?” “Потому что там уже не стреляют”. Мы понимаем соль этой шутки. Для нас не составит труда догадаться, что в ней высмеивается трусость вице-президента. Но человек, не живший в Америке в то время, вряд ли припомнит, кто был вице-президентом, личные качества вице-президента тревожат этого человека в такой же степени, как поведение лежащего кирпича. Как результат, эта шутка для большинства из нас не смешна. А вот американцы смеялись над ней.

Будет логичным поэтому добавить член, отражающий Личную Сопричастность слушателя, в формулу (1):

ЭЮ = ЛС + УРЗ + ФН(2)

Однако, согласно тезису 10 величина ЛС находится в зависимости от удачности шутки. Меткая шутка способна задеть нас за живое, в то время, как плоская шутка не способна ни развеселить нас, ни оскорбить. Вполне логичным поэтому будет выразить первые два члена в формуле (2) не суммой, но произведением. Формула смешного приобретёт следующий вид:

ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН, (3)

где * - знак умножения,

а ЛС становится величиной безразмерной.

Для того, чтобы не нарушать принятые нами границы величины ЭЮ (+1,0 См), придадим величине ЛС максимальное значение, равное +1.0, а минимальное - равное -1,0. Заметим, что минимальное значение УРЗ будет теперь равно нулю (плоская шутка), а максимальное – по-прежнему +0,5 См. Нетрудно видеть, что максимальное значение величины ЭЮ, равное +1,0 См, может быть достигнуто при следующих условиях:

      • Шутка весьма удачна. УРЗ = +0,5 См.

      • Рассказчик получил максимально возможные бенефиты от рассказанной (придуманной) им шутки: гомерический хохот, аплодисменты, крики “браво”, обещающие улыбки очаровательных дам. ЛС = +1,0. Слушатели вдоволь назлорадствовались над незадачливым героем шутки (для них также ЛС = +1,0).

    • Настроение аудитории самое благоприятное. Рассказчик известен аудитории и любим ею, слушатели ждут от него юмора высшего класса. Они “разогреты” обстановкой или возбуждающими средствами. Значение ФН = +0,5См.

Тогда ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = +1,0 * (+0,5 См) + 0,5 См = +1,0 См.

Минимальное значение ЭЮ, равное -1,0 См, может быть достигнуто при следующих условиях:

      • Шутка весьма удачна и метка, она попала в точку. УРЗ = +0,5 См.

      • Своей шуткой рассказчик сумел возбудить крайне неприятные ассоциации. Например, был рассказан анекдот о верёвке в доме человека, который повесился. Может быть, были задеты религиозные или национальные чувства. Значение ЛС = -1,0.

    • Настроение аудитории было изначально угнетённое. Только что произошло очень неприятное событие (ФН = -0,5 См).

Значение ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = -1,0 * (+ 0,5 См) - 0,5См = -1,0 См.

Результатом отрицательного ЭЮ может быть молчаливое неодобрение, а в экстремальных случаях - изгнание рассказчика из аудитории со строгим наказом впредь не появляться. Крики: “вон!”, “позор!”, “ганьба!”, “never come back, you asshole!” сопровождают изгнание.

Заметим, что в случае плоской шутки (УРЗ = 0), наименьшее значение ЭЮ будет равно всего лишь -0,5 См:

ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = -1,0 * 0,0 См - 0,5 См = -0,5 См.

Значение ЭЮ, равное нулю (0,0 См), может быть получено в результате стечения различных обстоятельств. Например, шутка весьма удачна, рассказчик получил признание аудитории, но общее настроение (ФН < 0) не располагает к смеху.

ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = 1,0 * (+0,5 См) - 0,5 См = 0,0 См.

Читатели могут мысленно воспроизвести знакомую им жизненную ситуацию, удачную или неудачную попытку сострить, и сами произвести оценку ЭЮ по предлагаемой методике.

Фомула (3) показывает, что смех вызывается только тогда, когда объект шутки нам не безразличен. Эта формула выражает мысль А.Бергсона математически. Она даёт упрощённое, но наглядное представление о взаимосвязи качества шутки и эффекта, ею вызванного. Она же даёт количественное соотношение, иллюстрирующее ответ на второй из поставленных нами вопросов.

У большинства объектов насмешки величина ЛС имеет отрицательное значение. А общий ЭЮ будет для него тем более низким, чем удачнее шутка и негативнее (враждебнее) настроение аудитории. Типичная аудитория склонна недолюбливать: неприятных людей; лиц, незаслуженно добившихся успеха, например, аристократов; а также просто богатых людей. Такая аудитория с восторгом воспринимает ситуации, когда подобный герой анекдота попадает в неловкое положение. Выражаясь математически, величина ЛС будет всегда выше нуля.

Рассмотрим в качестве илюстрации следующий анекдот:

Скептически настроенному британскому лорду продемонстрировали новейший компьютер, способный отвечать на любые вопросы.

Лорд задал вопрос: “Что сейчас делает мой отец?”

Компьютер: “Сейчас ваш отец ловит рыбу на берегу Темзы”.

Лорд торжествующе вынимает из кармана телеграмму от своего секретаря: “Лорд Бартелл вылетел вчера на курорт в Ниццу”.

Компьютер отвечает: “Лорд Бартелл вылетел вчера на курорт в Ниццу. А ваш отец ловит рыбу на берегу Темзы”.

Насколько удачен этот анекдот? Нам кажется, что величина УРЗ будет для большинства слушателей высокой. Придадим ей положительное значение, равное +0,3 См. А вот величины ЛС и ЭЮ будут сильно зависеть от аудитории, в которой анекдот рассказан. В демократическом кругу величина ЛС будет близка к +1,0, а значение ЭЮможет достигнуть почти максимальной величины: +0,8 См. Но, если рассказчик имел глупость рассказать этот анекдот в аристократическом окружении, анекдот может показаться бестактным (ещё бы!) и рассказчику будет отказано от дома. Минимальное значение ЭЮ может достигнуть

ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = -1,0 * (+ 0,3 См) - 0,5 См = -0,8 См.

Аристократическое окружение становится в этом случае объектом агрессии. Поскольку в шкафах любой, даже самой аристократической семьи, можно обнаружить, по крайней мере, один скелет, цель агрессии, направленной на понижение их социального статуса, будет тем выше, чем удачнее анекдот. Примечательно, что отрицательный эффект будет достигнут при положительном качестве шутки (УРЗ > 0).

Ещё о защитном юморе.

Кажется очевидным, что ЛС объекта насмешки всегда отрицателен. Он является объектом агрессии и, если шутка в его адрес вызывает смех окружающих, его социальный статус понижается (ЭЮ <0). Но бывают и исключения. Человек, умеющий посмеяться над собой и делающий это естественно, может повысить свой статус и перевернуть знак ЛС на противоположный. В этом случае у окружающих создаётся впечатление, что насмешка является лишь данью популярности этого человека, а сам он намного выше тех мелких зацепок, которые в насмешке содержались.

Если рассмотренный выше анекдот рассказан в семье аристократов, придерживающихся консервативных традиций с незапамятных времён и абсолютно уверенных в прямоствольности своего генеалогического дерева, такой анекдот может иметь успех. В этом случае атака, направленная на семью, срикошетирует и доставит её членам тем большее удовольствие, что попадёт в их соседей. Их социальный статус возвысится ещё выше: над соседями-аристократами. Тогда максимальное значение ЭЮбудет таким же, как в демократической среде:

ЭЮ = ЛС * УРЗ + ФН = 1,0 * (+ 0,3 См) + 0,5 См = +0,8 См.

Этот эффект (перемена знака ЛС) является характерной особенностью рассмотренного в Главе 3 “защитного юмора”. Прибегающий к такому юмору рассказчик умышленно понижает свой статус, чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, дать ей возможность почувствовать превосходство над собой. Полученное превосходство вызывает симпатию, ибо слушателям приятно находиться в обществе человека, доставляющего им чувство превосходства. А уже достигнутая симпатия может быть использована рассказчиком в своих целях.

Приведём пример, почерпнутый нами в сентябрьском выпуске журнала Reader’s Digest (2004, стр. 105). Торговка недвижимостью и манхэттенская мультимиллионершаBarbara Corcoran обязана своему успеху в равной степени своему уму и ... удачной шутке. Когда Barbara сумела добиться аудиенции у могущественного и сверхбогатого человека по имени Donald Trump, она сообщила последнему: “Мой муж – ваша бледная копия”. Reader’s Digest не сообщает, что именно дало ей основание прийти к подобному выводу, но шутка оказалась удачной. Мистер Trump был так восхищён, что вспомнил шутку и процитировал её прилюдно, во время совещания с другими бизнесменами, через два года после памятной встречи. Вскоре после этого мистер Trump доверил миссис Corcoran продажу восьми блоков выстроенной им недвижимости. Комиссионные, полученные в результате сделки, составили 2 миллиона долларов. Впоследствии Barbara продала свою компанию за 66 миллионов, сумев остаться на должности президента. Усвоенный урок она выражает следующим образом: “Если вы смеётесь над другими, вы отдаляете людей от себя. Но если вы смеётесь над собой, у людей возникает немедленное желание прийти на помощь”.

С точки зрения предлагаемой теории, сметливая Barbara всего лишь научилась менять знак ЛС на противоположный. Ничего удивительного, ведь её детство прошло в бедной ирландской семье и все жизненные уроки она впитала с молоком своей матери, сумевшей вырастить десять детей и обучить их житейской мудрости перемены знака.

Вполне очевидно, что даже упрощённый подход, выраженный формулой (3), является удобным для иллюстрации основных положений и вполне отвечает на второй из поставленных вопросов. Тезис 11 становится совершенно ясен.

Ответ на Третий вопрос.

Для нахождения ответа на последний, третий вопрос от нас потребуется нечто большее, чем просто логическое мышление. Ибо именно здесь останавливались все без исключения предыдущие исследователи. Мы знаем (тезис 4), что каждая шутка содержит некоторую интеллектуальную загадку, которую слушателю предлагается разрешить. Наличие загадки отличает смешное от несмешного. Это – необходимое условие. Смех вызыватся удовольствием от разрешения загадки (тезис 5, б). Мы знаем также (тезис 12), что время на разрешение “загадки” должно быть мало. Но мы не знаем, почему. Ответ на этот вопрос прост и почти очевиден, но его понимание требует предварительного разъяснения.

Вспомним примеры из элементарной физики.

1. Некто поглаживает вас по руке, или делает массаж, или нежно сжимает вашу грудь (если вы – дама). В большинстве случаев такое прикосновение доставляет вам приятные ощущения. Но если некто приложит такое же усилие к прислонённой к вашему телу иголке, ощущение превратится в неприятное. Та же сила Fприкладывается теперь к неизмеримо меньшей площади П. Давление Р, то есть, частное от деления этой силы на площадь приложения, равно:

Р = F/П(4)

Чем меньше П, тем большим окажется прилагаемое давление Р и тем неприятнее ваши ощущения. Площадь острия иголки гораздо меньше площади ладони и величина давления будет высока даже при малой приложенной силе.

2. Всем известно природное явление, называемое молнией, и разрушительные последствия, к которым она может привести. Молния обладает колоссальной мощностью. При напряжении, достигающем 10 миллионов вольт, и силе тока, доходящей до 20 тысяч ампер, мощность Рр разряда молнии превышает 200 тысяч миллионов ватт. Это равно мощности 400 легендарных Днепрогэсов.

Молния возникает в результате накопления зарядов в верхних слоях атмосферы. Заряды эти поднимаются туда из нижних слоёв атмосферы. Электрический ток, доставляющий заряды в верхние слои атмосферы, течёт непрерывно. Какова же величина тока, направленного “вверх” со всей поверхности Земли, со всех её 450 миллионов квадратных километров? Удивительно, но ток со всей этой площади составляет всего лишь около 1000 ампер, то есть в 20 раз меньше, чем ток, протекающий по узкому каналу всего лишь одной молнии. А ведь на Земле происходит около 16 миллионов гроз ежегодно.

Столь огромная разница между непредставимой мощностью Рр атмосферного разряда и скромной величиной мощности Рн накопления объясняется соотношением, напоминающим формулу (4). Только теперь мы будем иметь дело с промежутками времени Тн и Тр, затрачиваемыми соответственно на накопление и разряд, иначе говоря, промежутками между молниями и длительностью молнии:

Рр = Рн * Тн/Тр(5)

Чем меньше время Тр разряда, тем большая мощность Рр будет выделяться в течение разряда. Подобная мощность называется импульсной мощностью. Импульсная мощность молнии велика потому, что время разряда составляет около 0,01 секунды.

3. Рукотворные импульсные устройства также способны выделять колоссальную мощность в течение короткого промежутка времени. Например, среднего размера радар может накапливать энергию в специальном импульсном конденсаторе в течение примерно полусекунды (0,5 сек), а разрядить её в течение 30 микросекунд (30 * 10-6сек). Если средняя мощность составляет 10 киловатт, то импульсная достигает внушительной величины

Рр = Рн * Тн/Тр = 10,000 (Вт) * 0,5/30 * 10-6 = 167 миллионов ватт.

Это почти треть Днепрогэса. Помните, какое это колоссальное сооружение? А радар занимает объём письменного стола.

Импульсная мощность лазерных устройств, разработанных для ведения так называемых “звёздных войн”, намного выше.

Но даже такие скромные и совершенно лишённые юмора живые существа, как электрические рыбы (сомы, скаты и угри), могут выделять большую импульсную мощность путём постепенного накопления энергии в десятках тысяч специальных мембран, расположенных в их теле. Электрическая рыба долго и незаметно наращивает энергию в мембранах, поджидая добычу. Разряд же этой энергии способен сбить с ног взрослого человека. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона отмечается, что “разрядный ток у крупного и неутомлённого ската достигает 8 ампер при напряжении 300 вольт”. Такую мощность потребляют двадцать четыре 100-ваттных лампочки.

Нет сомнения, что высвобождение психической энергии у живых существ в короткое время приводит к большей эмоциональной реакции, чем постепенная разрядка. Если лягушку бросить в кипящую воду, она немедленно выскочит из неё. Но если вода была сначала холодной и медленно подогревается до температуры кипения, лягушка не испытывает болевого шока и остаётся в воде, пока не сварится. Реакция лягушки на импульное болевое воздействие отличается от реакции на постепенное воздействие той же силы.

Одним из самых сильных наслаждений, получаемых человеком, является половой акт. Его кульминация, оргазм длится у мужчин не более 1-3 секунд. Но кратковременность этого “импульсного” удовольствия никого не останавливает. Мужчины могут ухаживать за женщиной и добиваться её благосклонности длительное время для того, чтобы ощутить это трёхсекундное удовольствие и завершить процесс ухаживания традиционной заключительной фазой – поворачиванием к партнёрше спиной.

Внезапный испуг, как и внезапная радость, являются гораздо большими источниками эмоций, чем то же самое событие, “размазанное” на длительное время. Логично ожидать, что наивысшее удовольствие от интеллектуальной работы будет достигаться в моменты наибольшего эмоционального импульса. Это удовольствие является, как правило, кратковременным. Поэтому величина УРЗ юмора возвышения пропорциональна не сложности С содержащейся в шутке загадки, но величине импульса, всплеска эмоций. Эту максимальную величину можно определить как отношение сложности С загадки ко времени Тр, затраченному на её решение:

УРЗ = С/Тр (6)

Формула (6) является отражением известного нам из практики явления: длительное раздумье над трудной проблемой приносит нам гораздо меньшее удовольствие, чем мгновенное нахождение ответа.

Шутка должна содержать загадку, трудность которой подобрана так, чтобы слушатель с большой вероятностью мог решить её в короткий срок.

Тогда отношение сложности ко времени разрешения (сиречь, интеллектуальное удовольствие, УРЗ) является максимальным. Импульсный, кратковременный подъём настроения вызывает сильную положительную эмоцию. Внешне эта эмоция выражается в улыбке или смехе. В этом и заключается разгадка смешного. Она, как и ожидалось, оказалась элементарной и даже примитивной.

Окончательная, седьмая (это магическое число 7!) формула, ставящая все точки над “i”, выглядит теперь следующим образом:

ЭЮ = ЛС * С/Тр + ФН, (7)

где С – сложность задачи и

Тр – время, затраченное на разрешение задачи.

Это и есть формула смеха. Мы нашли её!

Заметим, что С имеет размерность См * секунда, а Тр – размерность времени (секунда). При этом нам придётся договориться, что при любых значениях С и Тр частное от их деления будет находиться в пределах от 0,0 См до +0,5 См. Это ограничение окажется удобным при дальнейшем анализе.

Формула (7) проста, но не очевидна. Её простота вызывает внутренний протест. Может ли быть, что решение элементарной задачки типа содержащейся в эпиграмме:

Троцкисты, будьте начеку,
Зачем ответили вы грубо?
Перо он приравнял к штыку,
А может даже – к ледорубу

доставляет большее удовольствие, чем заполнение кроссворда или решение шахматной трёхходовки?

Для ответа на это вопрос проведём элементарный численный анализ.

Сравним эмоциональный эффект от двух интеллектуальных задач: трудной и простой. Первая требует сильного умственного напряжения, вторая - намного тривиальнее. В качестве первой задачи выберем сочинение какого-нибудь смешного стихотворения, например, пародии или эпиграммы. Подобно решению шахматного этюда или взятию нетривиального интеграла задача эта сложна. Она не всякому под силу. Оценим её сложность С1 условной величиной в 1,0 См * сек. В качестве второй интеллектуальной задачи выберем чтение, восприятие этой же эпиграммы читателем. С этой задачей может справиться каждый. Сложность С2 этого интеллектуального упражнения оценим более скромно. Пусть С2 = 0,01 См * сек, то есть в 100 раз меньше, чем С1. По свидетельству пародиста-любителя Игоря Южанина (http://www.lebed.com/uzhanin/uzhanin-parodii.htm), время, затрачиваемое им на сочинение эпиграммы, составляет от 2 минут до 2 часов. Уровень удовольствия, получаемого от сочинения удачной эпиграммы, Южанин оценивает, как весьма высокий.

Эпиграмма, посвящённая одному из наиболее заносчивых персонажей гостевой книги альманаха “Лебедь”, была сочинена в течение времени Т1, равного 15 минутам:

Как в туалет, на форум забегу,
Где мной уже исписаны все стены
И, выпучив глаза, гоню пургу,
Причём, всё чаще – с помощью пургена.

Чтение этой эпиграммы составляет около 8-10 секунд, а время Т2, затрачиваемое на решение содержащейся в ней “задачи”, нахождение каламбура “пурга-пурген” и несоответствия этих двух слов, не превышает 1 секунды.

Оценим УРЗ для этих двух случаев.

Случай 1:

УРЗ1 = С1 / Т1 = 1,0 / 900 = 0,0011 (См).

Случай 2:

УРЗ2 = С2 / Т2 = 0,01/1 = 0,01 (См).

Мы видим, что при несравнимой сложности рассматриваемых задач пик интеллектуального удовольствия от чтения эпиграммы в 9 раз превышает пиковое же значение, получаемое от её сочинения. Поэтому при чтении наше настроение имеет гораздо большие шансы превысить тот уровень, который приводит к взрыву смеха или, по крайней мере, к улыбке. И этот вывод подтверждается практикой. Многим из нас случалось написать что-нибудь удачное в стихах или прозе. Но часто ли автор хохочет, сочиняя своё произведение? А над незамысловатыми шутками люди смеются охотно.

В то же время, лицо, которому настоящая эпиграмма была посвящена, не получило от её чтения никакого удовольствия. Герой эпиграммы обрушил на её автора поток брани, обвинений в бездарности, называя его не иначе, как Пидарь Говлянин. ЛС героя эпиграммы была явно близка к -1,0. Он вскоре покинул форум.

Приведённое объяснение и обратная пропорциональность интенсивности удовольствия от времени разрешения “загадки” может показаться упрощённым и механистическим. Но это положение хорошо подтверждается повседневной практикой. Даже очень приятное известие, докладываемое в течение 10 минут, вызовет меньшую реакцию, чем маленький, но внезапный сюрприз.

Нужно признать, что отыскать солидное, авторитетное подтверждение “импульсного” характера эмоции в работах психологов нам не удалось. Теория эмоций разработана в настоящее время недостаточно полно. Попытки измерения величины эмоций по амплитуде движения лицевых мышц предприняты сравнительно недавно. Будем надеяться, что исследования в этом направлении принесут нам дополнительные свидетельства. Пока же мы примем в качестве постулата, что для того, чтобы вызвать наиболее интенсивную эмоцию, необходимо выплеснуть не наибольшее количество раздражителей, но добиться их наибольшей “импульсной” интенсивности.

Подобное явление известно нам из физиологии. Является установленным фактом, что реакция нерва на раздражение максимальна в начальный период. Через некоторое время нерв устаёт и перестаёт реагировать на возбуждение.

Вполне вероятно, что юмор дан человеку как ментальная способность использования этого физиологического явления. Физиология даёт ещё одно подтверждение того, что юмор является почти рефлекторным, примитивным чувством.

Продолжим аналогию между восприятия юмора и импульсными процессами.

Всякий импульсный процесс включает в себя три фазы: 1) накопление энергии, 2) сигнал к разрядке и 3) высвобождение накопленной энергии.

Для того, чтобы развить необходимую импульсную мощность в процессе разряда, её следует сначала накопить.

В грозовых облаках накопление энергии, как было сказано, происходит постепенно, путём медленного стекания разрядов в верхние слои атмосферы. Это – первая фаза.

Когда в облаке накапливается необходимое, критическое количество энергии, начинается вторая фаза. У основания грозового облака появляется светящийся разряд. Он устремляется к земле с огромной скоростью и прокладывает путь (канал).

Третья фаза: по проложенному каналу устремляется основной разряд – молния.

В импульсных устройствах происходит то же самое. Во время первой, самой длинной фазы, происходит постепенное накопление энергии в специальных конденсаторах или магнитных катушках-соленоидах. Во второй фазе специальное устройство, магнетрон или клистрон, отпирается небольшим, очень кратковременным сигналом и открывает путь к высвобождению накопленной энергии. В третьей фазе накопленная энергия свободно разряжается через “открытое” разрядное устройство.

Если вторую фазу - процесс открывания разрядного устройства - “затянуть”, разряжаемая энергия будет выделяться медленнее и максимальная величина мощности разряда будет небольшой. Если вторая фаза наступит до окончания первой фазы, то есть, отпирающий сигнал поступит, когда энергия ещё не накоплена, максимальная импульсная мощность будет меньше. Если первая и вторая фазы совпадут по времени и разрядное устройство останется открытым в процессе зарядки, накопления энергии не произойдёт вообще.

Всякая шутка, анекдот, устроены и работают аналогично импульсным устройствам. Процессы восприятия юмора включают те же фазы, что и зарядно-разрядный процесс.

Вот как выглядит типичный рассказ анекдота и воспрятие его слушателями:

    1. Слушателям сообщается, что им предстоит услышать нечто смешное (тезис 13). Это сообщение вызывает у них подсознательное ожидание предстоящей загадки и необходимости её разрешения. Если слушатель не предупреждён, процесс накопления (в данном случае, информации) может не произойти. Он пропустит “соль” шутки мимо ушей.

    1. В процессе рассказа слушателям сообщается информация, формулирующая “загадку”. Слушатель воспринимает и накапливает эту информацию. Накопление информации аналогично первой фазе: процессу накопления энергии в импульсных устройствах.

  1. Следует сигнал о том, что процесс накопления информации завершён, всё необходимое для разрешения загадки сообщено слушателю и наступило время приступать к “разгадке”. Эта, вторая, фаза является ключевой. Сигналом к началу процесса разгадки служит либо ключевое слово, либо пауза. Некоторые исследователи юмора применяют для обозначения такого сигнала вполне технический термин: “trigger”. Как и в импульсных устройствах эта фаза должна быть краткой и завершать процесс накопления.

Сальваторе Аттардо отметил этот факт, но не дал ему убедительного объяснения. Он проанализировал 600 юмористичесиких пассажей (анекдотов, шуток) на итальянском и английском языках, разделив их на две категории: относящиеся к предметам и языковые (вербальные) шутки. Как видно из таблицы, взятой из его книги (1994), шутки, в которых ключевое слово не является заключающим, составляют не более 4%. Остаётся только гадать, относятся ли эти 4% к неудачным образцам или к категории так называемого “мягкого юмора”.

Таблица 2.9: Исследование A: Позиция ключевого слова (Disjunctor)

Юмор

Предметная шутка

Вербальная шутка

Всего

Финальная

В середине

Финальная

В середине

Итальянский

251

11

34

4

300

Американский

231

4

60

5

300

Всего

482

15

94

9

600

4. Следующая, третья, фаза заключается в разгадывании слушателями “загадки”, составляющей предмет анекдота. Как нам уже известно, время Тр, отводимое на разгадку, должно быть кратким. Соотношение сложности С “загадки” к предполагаемому времени Тр её разрешения должно быть максимальным. Если шутка рассказывается в компании, необходимо, чтобы она воспринималась всеми, или по крайней мере большинством, одновременно. В этом случае достигается кумулятивный эффект и успех анекдота многократно повышается. Происходит своеобразное соревнование, в котором имеются победители, рассмеявшиеся первыми, и проигравшие, до которых дошло чуть позже. Это соревнование играет большую роль в повышении или понижении социального статуса слушателей, выражаемого величиной ЭЮ. Наибольший ЭЮ получают люди с хорошим чувством юмора, а наименьший – не понявшие анекдот вообще.

Из формулы (7) следует, что время Тр является критическим элементом всякой шутки или анекдота. Умелый рассказчик строит шутки таким образом, чтобы это время было как можно более коротким.

Для этого требуется соблюдение двух условий:

    • Шутка должна содержать “загадку” оптимальной сложности.

  • Ключевое слово (trigger, disjunctor, punch line) или завершающая пауза должны находиться как можно ближе к концу шутки. Тогда слушатель понимает, что шутка закончена, “загадка” сформулирована и время приступать к её разрешению. Если ключевое слово отделяется от конца шутки несколькими словами, происходит следующее: а) слушатель находится в недоумении, что, собственно, является “загадкой”, что относится к её условиям, а что может быть не принято во внимание; и б) время разгадки растягивается и эффект от шутки снижается.

Слишком простая шутка имеет низкий уровень сложности и, следовательно, маленький импульс удовольствия, или всплеска УРЗ, над общим уровнем настроения. Такая шутка называется вполне справедливо плоской. Слишком сложная шутка имеет уровень С, который может привести к непропорциональному увеличению Тр. В этом случае уровень УРЗ может оказаться низким. Время Тр сложной шутки трудно предвидеть и на её успех нельзя расчитывать с уверенностью.

Более того, излишне сложные шутки неизбежно приводят к неодновременности их восприятия аудиторией. Одни уже начинают смеяться в то время, как другие недоумённо хлопают глазами. Это приводит к снижению уровня ФН. Как простая, так и излишне сложная шутка имеют величину ЭЮ, меньшую оптимальной. Величины УРЗ и ФН, входящие в формулу (7), снижаются. Величина УРЗ снижается из-за возрастания времени Тр. Снижатся ФН, так как не происходит одновременного, дружного восприятия остроты. Всё это следует из формулы (7).

Время, затраченное на разрешение задачи, шутки юмора, как правило, составляет 1-2 секунды. Для упрощённого анализа не будет большой ошибкой принять его за константу. Тогда весь успех шутки заключается в правильном выборе величины С.

Удачная шутка содержит в себе максимально сложную задачу, которая может быть разрешена в течение 1-2 секунд.

Из нашего определения с очевидностью вытекает, что эффект ЭЮ от любой шутки субъективен. Он определяется набором заний у слушателей, их способностью решать ментальные задачи, но выражается в конечном счёте повышением или понижением социального статуса участников юмористического процесса: рассказчика и аудитории.

Искусство рассказчика, сочинителя, юмориста заключается в том, чтобы подобрать оптимальную сложность, подходящую для большей части избранной им аудитории. Юмор, как и другие виды искусства, нацелен на разные группы, способные решать конкретные загадки, неопределённости: простонародье, профессиональные, национальные группы, элита, учёные, дети и т.д.

Нижеприведённый график иллюстрирует процесс восприятия одноплановой шутки. Под одноплановой мы будем понимать шутку, в которой содержится всего одна “загадка”, разрешение которой и доставляет нам удовольствие.

Многослойная шутка может включать несколько слоёв одного или двух видов юмора. Рассмотрим пример:

В зоопарке.

- Папа, эта обезьяна мужчина или женщина?
- Это самец.

У следующей клетки:
- Папа, а это мужчина?
- Запомни, сынок: мужчина - тот, у кого деньги! А это – самец!

Этот анекдот воспринимается людьми по-разному. “Новым русским” он будет воспринят однопланово, он почувствует себя “мужчиной” и это повысит его чувство превосходства над другими. Его ЛС будет высоким. Тот, кто к “новым русским” не относится, относится к ним враждебно. Образованные люди поймут двух- или даже многослойность анекдота. Их ЛС также будет высоким. В первую очередь, они рассмеются, уловив несоответствие в “научном” определении пола обезъяны. Во-вторых, они почувствуют интеллектуальное превосходство над грубым героем анекдота. В-третьих, у слушателя могут возникнуть асоциации с тем, что у “новых русских” импотенция – чуть ли профессиональное заболевание. И т.д.

Графически восприятие такой шутки показано на нижеприведённом графике. Здесь может наблюдаться несколько всплесков удовольствия.

А вот как можно проиллюстрировать восприятие однослойной шутки рассказчиком, аудиторией и высмеиваемым:

Прежде, чем приступить к детальному разбору последующих примеров, позволим себе напомнить читателю, что все полученные выводы базировались либо на экспериментальных данных, либо на заключениях, с которыми согласно большинство исследователей. Предлагаемая теория фактически не противоречит ни одной из существующих теорий юмора, но скорее объединяет, примиряет их. При её выводе были максимальной степени использованы методы и приёмы, принятые в естественных науках. Было сделано всё для того чтобы избежать субъективных выводов и суждений. Полагаем, что не оставили без ответа ни один неясный вопрос.

Выводы, сделанные в этой работе, легко поддаются проверке. Для этого не нужны ни дорогое оборудование, ни применение мощных компьютеров. Предмет исследования доступен каждому.

Прежде, чем приступить к экспериментальной проверке теории, ответим на волнующий многих вопрос:

Обязательно ли человеку обладать чувством юмора?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Юмор - это соревнование. Человеку, не заинтересованному в подобном соревновании, юмор не нужен. О таком человеке можно сказать, что у него нет чувства юмора. При этом он может быть не глупее остальных, а иногда и гораздо мудрее. Если человек не понимает юмора, он скорее всего глуповат. Если ему не интересен юмор, он безусловно мудр или занимает высокое положение, которое трудно поколебать.

Герой романа Сомерсета Моэма “Луна и грош” гениальный художник Чарльз Стрикленд достиг необычайных вершин мастерства. Настолько высоких, что мнение окружающих его уже не интересовало. Он не посылал свои картины на выставки, а под конец жизни просто уничтожил их. Стрикленду было достаточно ощущения собственной гениальности и постигнутой им тайны мастерства. Но много ли среди нас людей, не нуждающихся в ежедневной подпитке своего эго? Нет, совсем немного. А это означает, что мы с вами, дорогие читатели, обречены на юмор, на смех, на шутки, подтрунивания, анекдоты, шаржи и пародии.

Постараемся с этим смириться.

И перейдём к проверке теории. Это будет численная проверка, первая в истории попытка поверить гармонию юмора алгеброй.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?