КРАТКИЕ ИТОГИ 2004 ГОДА

31-01-2005

Исторический пролог

За 1000 лет истории русский народ так и не создал приличной цивилизации. Ибо назвать цивилизацией то общественное образование, где 20% пребывает в полной нищете, 50% не живет, а выживает без всяких планов на будущее (так показывают социологические опросы) нельзя. Если раньше это можно было объяснять "историческими трудностями", холодами” и т.п. то теперь это не так. Но даже не это плохо, а то, что основная масса пребывает в бессмысленном и безвольном (протоплазменном) состоянии, не понимая своего положения. А кто понимает, тот не верит, что можно что-то изменить. Есть отдельные немногочисленные трудоголики (этакие постсоветские яппи), но их судьба при общей политической нераберихе и наметившемся возврате к прежнему застойному социализму очень проблематична (евроквартиры посреди загаженных лестниц не спасут). Можно, конечно, надеяться на чудо “великого пробуждения”. Но пока и этого не заметно. Господь – чудотворец, но не фокусник. Он не сделает за людей то, что они могут и должны сами сделать.

Духовная причина печальной ситуации в том, что русский народ не усвоил античное наследие, включая римское право, и принял христианство в очень усеченном обрядоверческом и ритуалистическом варианте (см. на эту тему работы: Г.П.Федотова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.С.Аверинцева). Отдельные светочи-подвижники и энтузиасты “малых дел” не меняли и не меняют, в целом, мрачную картину.

Кроме того, в России не было эпохи Просвещения (оно состоялось лишь в нескольких головах). Поэтому нет культуры рационального продумывания вопросов практического приложения главных христианских ценностей: уважения к Богу и к людям. Поэтому в российской психологии продолжает преобладать языческая тяга к интриганству, воровству, взяткам и т.п., что не считается грехом у язычников.

Не удивительно, что в 1917 "Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три" (В.В.Розанов). Переход от бытового обрядоверия к атеизму оказался удивительно легким. Не все, конечно, стали нехристями, но большая часть населения. После отмены обязательного причастия в Русской армии летом 1917 к чаше добровольно пошло, на радость бесам, всего лишь 10% военнослужащих. В результате началось и до сих пор продолжается беснование, в том числе и словесное. Более того: "Большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание всяческого материнства: и в церковном, и в историческом отношении. Надо считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая темная туча нависла над Россией, вот она, смердяковщина-то народная" (Прот. Сергий Булгаков, "На пиру богов",1918).

Теперь окончательно стало ясно: Русь почти не читала и теперь почти не читает Библию. Любимая мысль Ф.М.Достоевского о сокровенной истинной сердечной вере русского народа во Христа оказалась ложной. Иначе, помня предостережение апостола (Еф.5,4; Колос.3,8), люди с крестами на шее не сквернословили бы на каждом шагу. Вместо “непрестанной молитвы” (1Фес.5,17), у нас на улицах непрестанное сквернословие. Сегодня же вся Россия по уши сидит в этой словесной чернухе. Одного этого достаточно для полной деградации, как духовной, так и экономической. Отсюда - и массовое пьянство (особенно отличаются русские) и повсеместная грязь. Бог в христианстве именуется Логосом-Словом (Ин.1,1). Сквернословие это антилогос, антислово, это - безбожие. Грязь в душах порождает повсеместную грязь в жизни.

Культура

Культуре бедных стран никто не верит. Это главная причина непопулярности русской культуры в мире. Нельзя все время похваляться Чайковским и Достоевским, Толстым и Рахманиновым, толком не зная ни того, ни другого. Пресловутый балет хорошо развивается, как известно, при тоталитаризме, как его эстетический декор. Известно, что ни одна культура не стоит на месте. Русский культурный этос, конечно, существует, но во что он модифицируется трудно сказать. Сейчас опять идет разгул первобытных стихий (секс, насилие, борьба за имущество). Все что связано с физиологией всегда актуально и более интересно для широкой публики, чем религия и политика. Очередной период варваризации культуры (антикультура), вероятно закончится, но высокое искусство уже не возродится никогда (если не считать т.н. "высокую моду" - этакую шмоточно-эстетичекую развидность "нового балета"). Постмодернизм, массовая культур
а и политкорректность этого не допустят. В отдельных салонах, конечно, высокое на уровне вкуса будет существовать.

Все "высокое" генетически связано с Богом. Нет Бога – нет и высокого. С утратой веры неизбежно исчезает категория “высокого как такового. Из русского языка уже исчезли многие слова, а вместе и ними соответствующие положительно окрашенные понятия: "истина, справедливость, добродетель, благо, целомудрие". Большинство школьников стремятся избавиться от “позорной” девственности как можно раньше. Язык насыщается уголовной фразеологий, причем не только в низших слоях общества, но и на уровне высшей администрации. Это опять же связано с никогда не угасающим интересом к физиологии (читай: к сексу), а уголовная фразеология очень, как известно, физиологична. На философском языке это означает исчезновение остатков классических этических универсалий из русского менталитета. Все это, в конечном итоге, может привести к ещё большим безобразиям, после чего из чувства самосохранения у этноса начнется возврат к традиционным ценностям (читай: бюрократической монархии, патерналистскому государству).

Право

Прежде чем затевать любые реформы необходимо создать независимую судебную власть, юридическую систему, основанную на принципе силы права. По крайней мере нужна политическая воля к созданию такой юридической системы.

Западная юридическая система основа на Римском естественном праве и христианском уважении к человеческой личности.

В России, формально списавшей свою правовую систему с Запада, до сих пор преобладает архаический принцип права силы. Почти никто не верит в силу принципов добра и справедливости, но многие стремятся решать свои проблемы через знакомства и всяческие связи.

Политика

Для внутренней и внешней политики России характерно отсутствие рационально продуманной доктрины. Политические действия определяются сиюминутными реакциями на события. Отсюда их видимая бессмысленность. Один пример: преждевременные поздравления Путина, адресованные Януковичу с целью оказать давление на “меньшего брата” - Украину, который давно таковым себя не числит. Другой вопиющий пример: трагедия в Беслане. Героизм отдельных военных не компенсирует в целом провала операции по освобождению заложников.

Политики как культуры в аристотелевском смысле, как искусства организации общего блага, как не было, так и нет. В основе русского общественного чувства лежит вера в хорошее начальство (в царя), а не в местное самоуправление. Околокремлевские консультанты и прихлебатели назовут это “просвещенным патриотизмом”. “Просвещенный монарх” будет разыгрывать любимый народом вечный спектакль на тему: “Борьба хорошего царя с плохими боярами (олигархами)”. Популярность такому царю гарантирована. В России политическая власть тождественна экономической. Администрация президента – главный коллективный олигарх. Принцип разделения властей полностью игнорируется. Строго говоря, государство, как воплощенный принцип справедливости, в России все ещё пребывает в зачаточной стадии.

Экономика

Для описания российской экономики достаточно несколько строк. Она остаётся сырьевой и полностью зависит от цен на нефть. Экспроприация Алексом и Юстасом “Юкоса” в наперсточном стиле “подставы” нанесла большой материальный ущерб России, о масштабах которого население, занятое ежедневной борьбой за существование, не подозревает.

Лишение льгот самых бедных слоев населения (у номенклатуры они остались) говорит о том, что “есть у революции начало, но нет у революции конца.”. Грабеж населения, таким образом, продолжается. Никто не будет считать пенсионеров, не дождавшихся денежных компенсаций, скончавшихся в бесчисленных очередях.

Церковь

К сожалению, для описания роли РПЦ МП также достаточно несколько строк. РПЦ всегда, если не считать начального периода формирования Руси, была при монархической политической власти, выполняла роль утешителя “многострадального” населения. Церковь полностью утратила свою пророчески обличительную функцию. Осталась одно сакральная. Но богослужебно-сакральное без пророческого не работает (См. Книга пророка Исайя, гл.1, 11-31).

Конечно, что-то положительное делается в плане социальной благотворительности. Но это ничтожно мало. Было бы совсем неприл

ично вообще ничего не делать. Протестантов, которые могли бы сыграть большую роль с их трудовой этикой, в России ни во что не ставят, дразнят “сектантами”.

Итоги

Единственное положительное событие – это отмена празднования начала гражданской войны 7 ноября. Вместо этого Московской Патриархии удалось возвести в статус национального праздника единства 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – покровительницы правящего дома Романовых. В общем-то это неплохо. Но население, давно пребывающее в историческом беспамятстве, вряд ли этот праздник примет.

Россия как территория, конечно, никуда не исчезнет. Сегодня много народа и в магазинах, и в больницах, все больше – на кладбищах. Перед Новым годом интенсивно раскупаются samsung’и и прочите panasonic’и. Молодежь в крупных городах почти поголовно щебечет по мобильной связи. Полностью все русские, конечно, не вымрут. Что-то на этом территориальном образовании, так и не ставшем полноценным государством, будет копошиться, и местами очень даже не плохо (у кого-то есть “пир во время чумы”, кто-то что-то действительно производит), пока не придут новые варяги (читай: китайцы). Слова В.С.Соловьёва о панмонголизме оказались пророческими.

Комментарии

Добавить изображение