О ЧЕМ ГОВОРЯТ И МОЛЧАТ ПРЕЗИДЕНТЫ

18-02-2005

ВОКРУГ ЧЕСТВОВАНИЯ 60-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСВЕНЦИМА

Михаэль ДорфманЦеремонии отмечавшие 60-летие освобождения нацистского концлагеря Освенцим выявило различные подходы и оценки Холокоста. Визит Путина в Польшу имел и другие цели, кроме как отдать дань освободителям Освенцима и сказать об антисемитизме. Российская газета цитирует источник в российской делегации в Освенциме: “На фоне предпринятых определенными кругами попыток пересмотра итогов Второй мировой войны и ревизии связанных с ней оценок это послужит напоминанием о незыблемости известных исторических фактов”.

“Президент России Владимир Путин сказал о 600 тысячах погибших при освобождении Польши советских солдатах, о 27 миллионах советских граждан, погибших в Великой отечественной войне, но не сказал ничего о полутора миллионах евреев, погибших в Освенциме” - отмечает израильская газета Джерусалем пост. Возможно, забыл, тем более, что в его стране некоторые считают, что президент сам теперь “жертва антисемитизма”. С таким заголовком информационное агентство РИА Новости выпустило материал политического обозревателя Петра Романова, посвященный обращению 500 членов думы и российских интеллектуалов к Генеральному прокурору России с требованием закрыть действующие в России еврейские организации за их, якобы, экстремистский характер.

В связи с тем, что Владимир Путин должен был отправиться в Польшу на церемонию по случаю 60-й годовщины освобождения концлагеря в Освенциме, президент всероссийского фонда "Холокост" Алла Гербер призвала российского президента публично осудить демарш депутатов Думы, "иначе для нашей страны это будет позор". На письмо энергично ответил главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар, назвавший авторов обращения сумасшедшими. Сам Путин пока на письмо никак не реагировал, но в речи в Кракове сказал “Даже в нашей стране, которая больше всего сделала для спасения евреев, иногда мы видим проявления этих болезней: антисемитизма, ксенофобии. И мне тоже стыдно”. Последняя фраза была встречена громкими аплодисментами всего зала.

Международная, в частности американская и израильская пресса не оценили слов Путина и критикуют его и за дела - намерение продать противовоздушные ракеты Сирии, что грозит подорвать господство израильтян в воздухе; упоминают и неудавшуюся попытку поставить в Москве памятник Сталину, и опубликованный 11 января отчет Американского госдепартамента о росте антисемитизма в России.

На выручку российскому президенту поспешил прийти главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар. 27 января он опубликовал к 60-летию освобождения Освенцима большую статью в Wall Street Journal полную похвал деятельности и личности президента Путина. Статья осуждает терроризм в Чечне, сравнивая терроризм с Холокостом. Раввин Лазар ставит сложный теологический вопрос: Где был Бог в Холокост?”, но используя известный риторический прием на вопрос не отвечает, зато выносит в заголовок другой вопрос “Где был человек?”. На него раввин тоже не отвечает, а посвящает статью политической поддержке президента России. Как и Путин, раввин Лазар тоже не упомянул 1.100.000 евреев – жертв Холокоста в Освенциме. Вероятно, раввин Лазар живет интересами России, а "там мало кого волнует Холокост". Именно так " В России мало кого волнует Холокост" озаглавила репортаж журналистки Ирины де Шикоффю из Москвы о последних проявлениях антисемитизма в России французская газета “Фигаро”.

Не меньше недоумения вызвала и речь президента Израиля Моше Кацава. Израильский президент обвинил европейцев в антисемитизме. “Мы знаем, что Европа была оккупирована нацистами. Но, тем не менее, мы помним об антисемитизме в Европе, - говорил израильский президент, - Европа- сердце цивилизации, но Холокост произошел в Европе и теперь мы снова свидетели роста антисемитизма в Европе”. Днем ранее, выступая на церемонии в Кракове, президент Кацав обвинил войска союзников: “Они знали про уничтожение евреев Европы, но ничего не сделали для ее предотвращения”. Тогда же президент отметил, что “бомбардировка Освенцима могла бы спасти сотни тысяч евреев из газовых камер”.

Интересно, что во время Второй мировой войны предшественники Моше Кацава - руководство Еврейской Палестины считало иначе.

Историк Питер Новак в книге “Холокост в американской жизни” приводит документы о том, что еврейское руководство в Палестине, как и еврейские организации Америки, не были единодушны не только в поддержке планов бомбардировки концлагерей (Бен-Гурион выразился, что нельзя бомбить, если там евреи), но не верили сообщениям, что в Европе происходит геноцид. Кацав отметил, что “даже бомбардировка железнодорожных путей могла бы предупредить уничтожение тысяч евреев”. Нынешний президент Израиля служил в армии в чине капрала в войсках связи и, вероятно не имел опыта военных строителей, знающих, что поврежденные пути восстанавливаются меньше, чем за час. Я полжизни связан с бомбардировожной авиацией и там специалисты отлично знают то, что очевидно неизвестно авторам речей израильского президента. Бомбардировщики Второй мировой войны не отличались высокой точностью и поразить объект, меньше небольшого города могли лишь случайно.

На церемонии в Освенциме президент Израиля говорил о том, что опасные теории могут опять распространиться, что нет иммунитета против тоталитаризма. Он обратился к еврейскому народу, сказав: “На нас, сынах Израиля лежит тяжелая обязанность увековечить память Катастрофы, навсегда выжечь огнем сознание Холокоста”. Несколько странная метафора на виду у крематория. Еще более странно прозвучали фраза “Холокост теряет свою устрашающую силу”.

Президент применил выражение, которым на иврите обычно пользуются, говоря о военной угрозе, как в выражениях “баланс страха” (между великими державами во время Холодной войны) или “потенциал устрашения” (когда говорят о ядерном потенциале).

В течение последних лет израильское правительство последовательно отказывается платить свою часть на содержания музея и мемориала концлагеря Освенцим-Биркенау несмотря на то, что память о Холокосте в Израиле живет в самых широких кругах населения. Д-р Янив Пурия из кафедры менеджмента Негевского университета им. Бен-Гуриона провел опрос населения, выявивший, что большинство считает целесообразной государственную поддержку мемориала. Хотя речь идет всего о 100.000 долларах в год, израильская казна отказывается выделить эти деньги, ссылаясь на то, что не может решить спора об этом между министерствами туризма и образования.

После речи президента Израиля, кому-то из ведущих на церемонии очевидно стало неудобно, что Моше Кацав не сказал ни слова благодарности освободителям лагеря, советским солдатам. Как никак церемония была посвящена юбилею освобождения. "Есть еще один народ, который заплатил слишком высокую цену, - прозвучал со сцены голос ведущего. - Для Европы советский воин навсегда останется воином-освободителем. Поэтому мы приглашаем сейчас выступить с речью президента Украины Виктора Ющенко".

Президент Ющенко тоже ничего не сказал о советских воинах, зато рассказал о своем отце Андрее, советском военнопленном, носившем номер узника Освенцима 11367. (1) Он пообещал, что на Украине никогда не будет еврейского вопроса. "По рассказам моего отца, Андрея Андреевича, заключенного Аушвица под номером 11367, - передает газета "Комерсанть" - я узнал об этом преступлении против человечества. И эта боль живет во мне. Я хотел бы, чтобы мои сограждане разделяли эту боль, ибо только она может дать нам мудрость, позволяющую навсегда закрыть дверь в ад. Я обещаю: на Украине никогда не будет так называемого еврейского вопроса!".

На некоторых еврейских сайтах правого направления слова Ющенко приняли неодобрительно. Тамошним авторам показалось, что юбилей освобождения Освенцима - чисто еврейское дело и неуместно вмешивать туда другие вопросы. Еще больше раздражения вызвало там появление на церемониях памяти освобождения Освенцима бывшего председателя Европарламента Симоны Вайль. По мнению авторов сайта, она крещенная еврейка, а, следовательно, продолжает дело, начатое Гитлером. Вероятно, там перепутали бывшего французского министра здравоохранения с ее тезкой, выдающейся христианской теологической писательницей еврейского происхождения, умершей в 1943 г.

Вероятно был прав президент Германии Хорст Колер, не выступавший на церемонии в концлагере. Он сказал журналистам “Это день, когда президент молчит, в такой день президент должен слушать”. Выступать должны бы были приехавшие на церемонию из разных стран воины-освободители Освенцима, такие как отставной советский майор Анатолий Шапиро, командир части, освобождавшей Освенцим. Но если бы не президенты, то кто бы пришел послушать.

Michael Dorfman New York January 28, 2005

[1] В издании http://zadonbass.org 26 января этого года появилась статья "Кем был на самом деле отец Ющенко", в которой почти прямо говорится о том, что Андрей Андреевич Ющенко, отец нынешнего президента Украины, служил в лагерной администрации лагеря (может быть, даже был капо), почему и выжил там в течении почти 4 лет и даже привык в лагере (по словам другого сына, брата Виктора Ющенко) к "хорошему кофе". Прямой адрес статьи: http://zadonbass.org/first/message.html?id=9902

Комментарии

Добавить изображение