ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

02-03-2005

Василий ДворцовДворцов Василий Владимирович. Родился в 1960 году в г. Томске, живёт в Новосибирске. С 1982 года и поныне - реставратор и художник Русской Православной Церкви. Принимал участие в реставрации и росписи храмов России, Молдавии, Украины. Печатается в "толстых" журналах "Москва", "Сибирские огни", "Сибирская горница".

Литературный язык чеченцев принадлежит к нахско-дагестанской семье, где отношения между чеченским и ингушским языками ближе, чем между русским и украинским. Диалектное членение гораздо сложнее, лоскутнее: некоторые горные диалекты чеченского ареала (например, чеберлоевский) вообще ближе к ингушскому языку, чем к чеченскому.

Происхождение русского названия “чечены” не установлено, тюркские народы Кавказа называют их сасан”, кабардинцы “шашан”, осетины “цацан”, лезгины “чачан”. Интересно, что в Иране “сасаны” были кастой воинов-всадников, давшей название знаменитой династии. Сами же чеченцы себя называют “нохчий” (во множественном числе), в единственном числе “нохчо”. Но в памяти народа еще хранится, что горские группы термин “нохчий относили только к обитателям равнин, ибо он значил “пахари”. Скорее всего, в древности народы Северного Кавказа были одновременно и “горцами” и “степняками”, а разделение связано с приходом в равнины тюркских, а позднее и калмыцких кочевников. Так что, деление чеченцев на “ламро” (“горцы”) и “чехаранах” (“народ внутренней части”) - локально-этнографическое, а не этническое. Однако сегодня горные чеченцы сами себя предпочитают называть “нохчиймохкой”.

“Вайнахи” - общепринятое внутренние название чеченцев, ингушей и части дагестанцев, т.е. просто соседствующих народов, без определения этнической принадлежности. Древними родовыми объединениями лингвистически единых чеченцев и ингушей считаются “тукхумы”, точное количество неизвестно, например, есть точка зрения, что у чеченцев их 9, а ингуши - это только один из 13-ти вайнахских тукхумов. Сегодня основной “единицей” чеченского этноса является “тейп”. Причём некоторые из тейпов явно иноплеменного происхождения: дагестанского (Акхшой, Алмакхой, Мелардой, Шолардой и др.), грузинского (Ардалой, Мехалой и др.), русского (Орси) и горноеврейского “татского” (Жугтий). Выходцем из татов являлся Джохар Дудаев.

Тейп, в свою очередь, дробится на “гары” (ветви), а “гары” на “некъе” (патронимические семьи). Некоторые гары (а порой и некъе) стремятся объявить себя тейпом. Так что, если в середине прошлого века насчитывалось чуть более 30 тейпов, то теперь их около 160. Но только шесть или семь тейпов объединяют свыше 100 тысяч человек, проживающих как непосредственно в Чечне, так и в России, Турции, Иране, Эмиратах. В сельской местности женатые братья стремятся поселиться поблизости друг от друга и поддерживать общие хозяйственные интересы. По-чеченски они называются “ца” - “люди одного дома”, слово этимологически восходит к названию очага.

Стремление горцев держаться вместе, их чувство крови феноменально. Тейп, гар, некье - родовое тело, только находясь в котором чеченец ощущает свою полноценность. Зигмунд Фрейд под “идентификацией подразумевал отождествление личности ребенка с личностью одного из своих родителей. Развиваясь далее в позитивистски ориентированной психологии, “идентификация” как процесс породила понятие “идентичность” - некое измеримое качество, позволяющее говорить о возникновении социальной и этнической идентичности. Личность, идентичная родовому телу - это восприятие биологической непрерывности этноса, предполагающая участие предков в жизни их потомка, и обратную ответственность его перед ними. Для представителя тейпа вершиной этики являются условия процветания его родового тела, в котором он неотъемлемая, невынимаемая частица. Специалисты-этнографы признают, что менталитет чеченца четко поляризован по принципу “свои - не свои”. Для него нравственно всё, что приносит тейпу благо, безотносительно остального мира. Однако слишком мелкое, в сравнении с теми же тюрскими или славянскими этносами, родовое тело тукхума или тейпа не является полноценным “организмом” с развитой кастовой и сословной организацией, узаконенной иерархией. Это, скоре, сгусток плазмы с примитивной демократией, перманентно делегирующей те или иные права и обязанности своим “частицам” в виде реакции на внешнее раздражение. Отсюда и увеличение числа тейпов последних лет: когда количество членов родового тела излишествует, то, вместо того, чтобы социально структуироваться, примитивный организм просто разделяется. Жизненная сила тейпа в единочувствии одноклеточного, где каждая его “частица воспринимает мир неким телескопическим, многосоставным общественным зрением, и осмысляет его коллективном сознанием, единящим живых (совет) и умерших (традиции) родственников. Лишающее личностной свободы субъективного “я”, такое “муравьиное виденье и мышленье взамен защищает сознание от этических фобий: чеченец совершенно прав”, реализуя двойные стандарты поведения по отношению к “своим - не своим”. Например, жертвенно защищая честь девушки своего рода, он спокойно развращает или насилует “инородку”, с суеверным почтением относясь к своей матери, не смущаясь, бьёт кастетом “чужую” старуху. Разрыв или изгнание за преступление по отношению к родственникам для горца равны смерти. Этот ужас перед одиночеством породил у горцев такое явление, как абречество: “абрек” - духовный мертвец, ищущий смерти физической. Убивая всех подряд, он не жаждет славы и не пользуется награбленным, ибо своей предельной агрессивностью он только выплёскивает разъедающий его самого кошмар: кара за преступление против тейпа падает не только на самого провинившегося, но проклятие возлагается на его отца и деда, детей и внуков. Поэтому даже помыслить худое против своего тейпа - для горца сумасшествие. И находясь многие годы за тысячи километров от родового аула, горец продолжает идентифицировать себя с тейпом, чувствуя себя амёбной ложноножкой, выдвинутой во враждебную среду.

Отсюда легко объяснимо, почему из всего многоцветья ислама чеченцы приняли именно суфизм. Посредниками между Аллахом и горскими мусульманами - муршидами - из века в век становились шейхи Термола, Берса, Бети и Мансур, имам Авко, шейхи Уди-молла и Кунта-хаджи . . . Чиммирза, Дени Арсанов и Юсуп-хаджи . . . Узун-хаджи . . .

Гностическое учение, основанное на психосоматической практике, всегда критически позиционировало себя к массовым мусульманским конфессиям, образовывая тайные братства-”вирды на семейных принципах. И тейповое сознание просто идеально подлегло под устаз (учительство) секты: само суфийское поминание имени Бога в его отрицательной форме Ла Иллах-Иллала - нет бога кроме Аллаха” (“ла” - отрицание), соответствовало древнему этикетному отказу говорить от собственного имени. Даже суфийские позы сидения на пятках, скрестив ноги, охватив левой рукой правое запястье для контролирования тела, удивительно соответствует самостоятельно развившейся горской телесной культуре отдыха. Религиозное уничижение “я” продвигающегося по пути (тарика) приближения к Богу, слилось с традиционным виденьем себя только временной частицей вечного родового тела, и в этом менталитете суфийское медитативно-форсированное выдыхание ху”, обратилось совсем уже языческим заклинанием жизни: если в семье умирали мальчики, то вновь родившимся давали имена на “ху” или “ха” - Хусейн, Хамад, Хас-Магомед, Хазрат.

В казахской ссылке суфийское братство сторонников Вис-хаджи, ввиду опасности из-за сокращения рождаемости (Советская власть, да и сами казахи жестоко казнили молодых чеченцев, попытавшихся наладить традиционное воровство скота и грабежи соседей) объявило благословенным институт многожёнства. Оставшиеся в поселениях старики обязывались спать со всеми “свободными” женщинами и девушками. Поэтому возвращение в 57-ом за тринадцать лет трижды (!) увеличившегося числа горцев на “историческую родину” не было бесконфликтным: скотоводство и мелкое воровство не могли прокормить стольких вернувшихся.

А теперь ещё добавился и ваххабизм

Обоснованный исторически (родовая замкнутость) и идеологически (религиозная секта) двойной стандарт поведения по оси “свои - не свои” является базой рабовладения. Моральное право на господство человека над человеком, народа над народом “подтверждается” и “первородством чеченцев, которые, согласно своим преданиям, единственные на Земле ведут непересекающуюся родословную от Ноха (Ноя) с момента высадки того на Арарате. Рабовладение - устоявшаяся основа экономики горцев. Здесь мы сталкиваемся с ещё одним достаточно редким феноменом, когда физическая работа, ремесленное мастерство и даже торговля воспринимаются сильными, молодыми мужчинами как проклятье. Воевать - в виде разбоя или, наоборот, в форме милицейской службы - да, а вскопать землю - грех. Горец неполноценен в глазах родственников, если он не имеет рабов и делает что-то своими руками. Поэтому со стороны всех тех, кого “первородные” по возможности обращают в рабство, “тейп может характеризоваться не только как этническая единица, но и как социальный институт, специализирующийся на экономическом паразитировании.

Я понимаю, как рискую, выстраивая подобные параллели, но . . .

Вот Краткий толковый словарь тюремного мира”: “Воровской закон (т) - свод неписаных правил, норм, обязательных для воров. В 20 - 50-е годы воровской закон с его правильными понятиями не распространялся на всю массу заключенных, оставаясь сугубо корпоративным способом организации жизни. Весь мир согласно воровскому закону был поделен на своих и чужих, причем чужие имели лишь ту единственную ценность, что за их счет могли существовать и выживали свои”.

Уголовщина - форма устойчивого психического извращения, достаточно массового, с которым приходится считаться всем, даже самым цивилизованным и материально благополучным государствам. Полиэтническим империям знакомы и “группировки, сформированные по национальному признаку” (те же сицилийская мафия, цыганские баронства), ставящие перед собой не только экономические, но и политические цели. Однако почему нигде вслух не произносится, что вот такие рабовладельческие секты, существующие в виде национально замкнутых сообществ - есть классический фашизм?

Почему? Да потому, что фашистские паразиты на теле (точнее - в теле) ослабленной России являются важнейшим оружием в руках её неисчислимых врагов.

А, может быть, всё дело в том, что горцы - это люди ссуженного горизонта? Просто их кругозор ограничивается сумрачной долинкой меж пустынных ледяных скал. Не от этого ли сознание албанцев, басков, непальцев, западэнцев, курдов и пуштун просто не вмещает мыслей о вселенных и гармониях на одну шестую суши? Не от этого ли пути этих народов не светятся Гомерами, Авиценнами, Рафаэлями, Магелланами, Сервантесами, Ньютонами, Моцартами, Гегелями, Чайковскими, Васнецовыми и Маркесами? А родословная древнейшего” народа исписана только именами уголовников-абреков?.. Разве что украшена одним педерастом-танцором.... Но вот рядом с чеченцами живут дагестанцы. Те же горы, тот же климат. Но от Китая до Испании знаменито кубачинское чеканное серебро, знатоки ковров коллекционируют их “килимы” и “сумахи”, а великая литература России гордится гамзатовской поэзией.

“Чеченская республика - циничное пародирование государственности. Одноклеточные тейпы не складываются в единый организм ни на равных условиях, ни при попытках одного из них подчинить себе другие. Тейпы, “гары” и “некъе” покупают в московских “распределителях” своим представителей ВСЕ должности, потом перепродают, иногда отнимают силой.

Кремль просчитался, выдав кадыровцам ярлык на княжение, то есть на крышевание нефтедобычи. Даже если сегодня этот тейп может выставить до 17000 своих бойцов, то это вс равно ничтожно мало - из аулов, станиц и городов по призыву на грабёж всех и вся в один час поднимутся свыше 40000 других “милиционеров”, “охранников” и просто безработных”. К которым, не нужно и гадать, сразу же присоединятся и эти семнадцать. Кремлю нужно было создать 160 республик, со 160-ю президентами, чтобы в каждом ауле был свой Совмин, охрана и милиция.

Показательны лица задержанных террористов. Странно смотреть на эти сдувшиеся резиновые шарики, опустошённые, трусливо трясущиеся - ведь это же они совсем недавно хвастливо позировали с автоматами и ножами, геройски пытали и резали беззащитных. Что произошло? А вынутые из банды, лишённые оболочки тейпа, они - теперь никто. И ничто.

Да и само “восстановление” Грозного - пузырь, ибо кому нужны эти заплатанные дороги, разведённые по полуруинам и новеньким дворцам свет и газ? Чем собирается существовать и кормиться этот город без своего нефтезавода?

Кто помнит, как наши политологи потешались над агитками “чеченского Геббельса” Мовлади Удугова? А зря. Появившееся ещё в конце восьмидесятых движение “Барт” (Единство) сразу поставило своей целью “политическое просвещение народа”, учредив газету, первые номера которой печатались в типографии Народного фронта Латвии. Финансировала газету чеченская диаспора в Москве во главе с Хожей Нухаевым, завоз тиража в республику осуществлялся студентами московских вузов. Далее сторонники Дудаева рассылали гонцов в горные села для агитации, добавляя к печатному слову видеоролики о русских зверствах в отношении вайнахов. И, наконец, в действие вступил многодневный митинг-зикр на площади Шейха Мансура - суфийская раработка, уже опробованная форма воздействия на толпу в Армении, Азербайджане, Молдавии и Литве.

Движение Удугова проповедовало идею превосходства чеченцев над остальными кавказскими народами (не говоря о славянах) и исторической миссии по утверждению своей гегемонии. Наши политологи потешались, но именно тупость и примитив призывов оказались как раз на нужном уровне восприятия безграмотного населения аулов. Горцы селем хлынули с гор, и Россия получило своё Косово.

В Грозненском университете не нашлось и пятисот студентов, желающих попозировать перед телекамерами с аккуратно натрафареченными плакатиками против изуверов в Беслане. Но как только заговорили о возможной амнистии полковника Буданова, мгновенно собралось 10 000.

По данным Центризбиркома Чечено-Ингушетии, в президентских выборах 27 октября 1991 г. приняли участие 72% избирателей, за Д. Дудаева проголосовали 90,1%. Эти голоса он собрал именно в горах.

А дальше произошло то, чего никак не должно было случиться. 27 ноября 1991 г. Джохар Дудаев издал указ о национализации вооружения и техники воинских частей, находящихся на территории республики, и начался захват военных городков, вооружения и имущества армии и ВВ. 8 июня 1992 федеральные войска окончательно покинули Чечню, оставив, кроме 400 тысяч единиц стрелкового вооружения, “42 танка, 34 БМП, 14 БТР, 139 артиллерийских установок, 101 единицу противотанковых средств, 27 зениток, 270 самолетов (5 боевых), 2 вертолета, 27 вагонов боеприпасов, 3.050 тонн горюче-смазочных материалов, 38 тонн вещевого имущества, 254 тонны продовольствия. . . .”.

Но, главное, Российское государство оставило, бросило своих граждан.

Вчитайтесь в эти свидетельства:

В. Осипова: “Уехала из-за притеснений. Работала на заводе в Грозном. В 1991 году на завод приехали вооруженные чеченцы и силой выгоняли русских на выборы. Затем для русских были созданы невыносимые условия, начались повальные ограбления, взорвали гаражи и забрали автомашины. В мае 1994 г. сын, Осипов В. Е., выезжал из Грозного, вооруженные чеченцы не давали грузить вещи. Потом тоже было со мной, все вещи объявлялись “достоянием республики”.

А. Лотникова: “Зимой 1992 г. у меня и моих соседей чеченцы отобрали ордера на квартиры и, угрожая автоматами, приказали выселиться. Я оставила в г. Грозном квартиру, гараж, дачу. Мои сын и дочь были свидетелями убийства чеченцами соседа Б. - его расстреляли из автомата”.

М. Портных: “Весной 1992 г. в г. Грозном на ул. Дъякова полностью разграбили винно-водочный магазин. В квартиру заведующей этим магазином была брошена боевая граната, в результате взрыва которой погиб ее муж, а ей ампутировали ногу”.

В. Минкоева: “В 1992 г. в г. Грозном на соседнюю школу было совершено нападение. Детей взяли в заложники, и было совершено групповое изнасилование всего класса и жителей. В 1993 г. украли мою одноклассницу М. Летом 1993 г. на перроне ж/д вокзала на моих глазах чеченцами был расстрелян мужчина”.

Коврижкин: В октябре 1992 г. Дудаев объявил мобилизацию боевиков в возрасте от 15 до 50 лет. Во время работы на железной дороге русских, и меня в том числе, чеченцы охраняли как заключенных”.

Всего из суверенной Чечни бежало более 200 тысяч русских. 200 из 293 . . .

С 1991 по 1999 гг. горцами было захвачено более 100 тысяч квартир и домов. При этом ими убито (не считая погибших во время военных действий) более двадцати одной тысячи человек, около сорока шести тысяч либо обращено в рабство, либо использовано на принудительных работах. По данным МВД России к 2000 году в Чеченской республике оставалось менее тридцати тысяч русских, из них восемнадцать - беспомощные старики.

Двести девяносто тысяч людей, преданных Великой Родиной, уже никогда не вернутся на малую. С восемнадцатого века их предки возделывали эти поля и разводили сады, строили города, станицы, тянули дороги, возводили мосты. Русские украшали эту землю, учили своих и соседских детей, главное, они трудно, но решительно замирили разнородный христианский, мусульманский и языческий Кавказ, а сами, по первому же призыву далёкой столицы, шли на турецкие, японские, германские фронты. Законность, просвещение и процветание - Грозный был форпостом Русского Мира на Кавказе. Город в 1970-1980-е годы являлся культурным центром Северного Кавказа. Здесь работали известные театральные труппы, филармония, университет, знаменитый на всю страну нефтяной институт, несколько академических институтов. А ещё русские смогли вырвать из-под тейповничества уже достаточное число чеченцев, создавших свою собственную интеллигенцию. Тысячи бывших горцев вышли в Русский Мир, при этом оставаясь нохчий и мусульманами.

Экстракт из обширной работы автора, опубликованной в "Русском Переплёте"

Комментарии

Добавить изображение