НИ ТО, НИ СЁ

24-03-2005

Тридцать лет назад их попросту не было. Кого? Журналисты и социологи именуют этих молодых людей английским словом "twixters". Пока его нет в словарях, программа-корректор моего компьютера тоже его не узнала, подчеркнув красной волнистой линией. Я попытался его перевести на русский одним словом, но ничего, кроме обидного "промежник", придумать не удалось. Более точный смысл выражается словосочетанием "застрявшие между". Речь идет о североамериканцах возрастной категории от 24-х до 28-ми лет.

Разговоры о проблемах молодежи в США и Канаде ведутся не первый год, но четкая и главное громкая формулировка проблемы с обзором соответствующих социологических исследований была обнародована штатным сотрудником журнала "Time" Львом Гроссманом в статье "Взрослеть? Не так быстро". Яйцеголовый журналист (на раскопанном мной в Интернете снимке он действительно выглядит высоколобым молодым интеллектуалом), автор множества ярких публикаций, Гроссман пишет о появлении новой промежуточной фазы в жизни представителей "золотого миллиарда".

Прежде подросток становился взрослым самостоятельным человеком, когда обретал финансовую самостоятельность. Для нас с вами это время наступало после демобилизации из армии или после окончания учебы в институте или техникуме. Здесь, на северо-американском континенте, во времена нашей советской молодости люди вступали в брак и начинали самостоятельную жизнь в 21-22 года. Через год-два они уже становились родителями. Теперь все изменилось.

Современные молодые люди долго учатся. Мы это видим по своим детям, многие из которых заканчивают high school со второй-третьей попытки. Редко кто из них укладывается в отведенные на учебную программу колледжа или университета годы. Кстати, получение диплома вовсе не гарантирует высокооплачиваемой работы по специальности. Кроме того, если прежде были распространены различного рода гранты, то сейчас большинство молодых людей выходят из стен высших учебных заведений с огромным долгом. Необходимость его погашения и трудности с поиском работы растягивают приобретение финансовой независимости на годы. В результате многие молодые люди продолжают жить с родителями, откладывая на будущее создание собственных семей. По сравнению с 1970 годом число тех, кто продолжает в Северной Америке жить под крылом папы и мамы, удвоилось с 11 до 20 процентов. Они как бы топчутся на пороге взрослой жизни, не решаясь или не будучи в состоянии взвались на себя груз ответственности, который сопутствует независимому и самостоятельному существованию.

Вместе с тем таких молодых людей, которые продолжают на третьем десятке лет вести образ жизни подростков, было бы неправильно считать ленивцами или недоумками. Ситуация, в которой они оказались, вынужденная. Она обусловлена состоянием и особенностями современной экономики. Во-первых, ее отличает чрезвычайный динамизм, во-вторых, высокий уровень конкуренции. В результате даже трудоустроенный выпускник университета может зарабатывать сегодня столько, сколько зарабатывал 30 лет назад простой рабочий. Работу трудно найти, но легко потерять. Распространена контрактная система найма специалистов на ограниченный период времени или под конкретный проект. Сегодня ты при деле, а завтра - опять в подвешенном состоянии. Напомню о необходимости погашать студенческий долг, который у 5-ти процентов выпускников университетов и колледжей достигает 100 тысяч долларов! Это ведь не только ссуда на учебу, но и долг на студенческих кредитных карточках, которые прямо-таки навязываются банками молодежи. Взрослые физически, но житейски неопытные люди легко попадают в финансовые ловушки. Вокруг ведь столько соблазнов, столько недавно еще не существовавших потребностей!

Надо отдать должное этим никак не решающимся шагнуть во взрослую жизнь молодым людям. Они умны и здраво оценивают свои возможности. Более того, их поколение создало собственную особую культуру, базирующуюся вовсе не на развлечениях, как может показаться старшим, а на моральных и эстетических ценностях. Они много общаются, в том числе с помощью современных высокотехнологичных средств, которыми прекрасно владеют. Они хотят не просто зарабатывать на жизнь, а заниматься интересным делом. Они желают не просто создать семью, а вступить в брак с единомышленником и гармоничным сексуальным партнером. Разумеется, и то, и другое - роскошь, доступная немногим, но стремится к этому большинство. Внешне такие поиски выглядят как метания, но цель их благая и заслуживает уважения. Кстати, и к родителям такие сыновья и дочери относятся теплее, чем их предшественники хиппи, пытавшиеся полностью отринуть "буржуазный" образ жизни старшего поколения. Таким образом мы становимся свидетелями возрождения старых добрых патриархальных традиций на новом диалектическом витке развития общества - фазе богатой, если хотите, нищеты.

В самом деле, у живущих за родительской спиной великовозрастных дитятей есть современные компьютеры, дорогие стереосистемы, телевизоры с огромными плоскими экранами и новые автомобили, но все это - не более чем игрушки. Парадокс современной жизни состоит в том, что на них-то денег у молодежи хватает, а на покупку собственного дома и создание семьи - нет. Это - проблема уже демографическая.

Хочется закончить эти заметки грустной байкой, блуждающей по англоязычному Интернету. Уже сейчас виагры продается больше, чем лекарств от склероза. Если так пойдет и дальше, а молодежь перестанет размножаться, то через два-три десятилетия мир наводнят эректированные старцы, которые не будут помнить, что в таком состоянии следует делать.

Иллюстрация из журнала "Time".

Комментарии

Добавить изображение