"Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ!"

03-05-2005

"Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!"
"Клятва" Анна Ахматова

Алла Староселецкая"…представляешь, у меня проблема - я никак не могу определиться, чего хочу от жизни! Ну не хватает чего-то особенного.." - этот вечный самый трудный и неразрешимый вопрос. Продюссеры Би-Би-Си (www.bbc.co.uk) организовали дискуссию "без чего нельзя прожить?.." под девизом: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем..." В списке британцев оказались такие разные вещи как самолет Airbus, мобильный телефон, велосипед, молитвенник... Решили узнать мнение русско-язычных читателей, многие из которых считают, что поиск смысла жизни - это одна из Фундаментальных потребностей человека. Британцы были приятно удивлены некоторыми ответами:

- "Без любви и близких людей. Любите, и пусть Вас любят!!! Нельзя прожить в одиночестве."

- "Без свободы прожить нельзя. Вера, надежда, любовь, мудрость. Огонь, земля воздух, вода... "

- "Без достоинства и взаимопонимания! "

Неразрешимый вопрос имеет простой ответ: живи во всю силу и люби свою жизнь. Великий философ древности Сенека сказал: "Жизнь длинна, если умело ею пользоваться." Трагические события, происходящие сегодня в мире, в ложатся тяжелым грузом на наши души. Человеческая жизнь бесценна. Так ли это? В чем же смысл жизни? На что должно быть истрачено время данное нам? Война и мир... Жизнь и смерть... Свобода и рабство... Любовь и ненависть... Здоровье и болезни... Длинная дорога жизни дает нам выбор, и почему-то всегда трудный.

Я начала писать и почувствовала, что прикоснулась к истории и к священным чувствам многих людей. Писать и оставаться равнодушной трудно, задавая себе все больше и больше вопросов.Постепенно я поняла, что каждый ищет любви, понимания и признания, пытается понять окружающий его мир, поделиться знаниями с окружающими.

Писать о Победе всегда легко и трудно. Трудно, потому что кто-то всегда напишет лучше; легко, потому что МЫ умеем это делать. Мы забываем старое и учим новое, но чувство Победы остается одним и тем же. Советские поэты и писатели не думали, что кто-то будет цитировать НАПАМЯТЬ незабываемые строчки в далекой Америке много лет после Второй Мировой войны. Война теперь только другая: невидимая, a чувства и переживания одни и те же: "...бомбили, И нам объявили, что началась война..." (В.Меньшов)

"Утренний душ, кофе у компьютера, последние новости. Обычно я люблю утро. Но не в такую рань и не такие новости... Еще 500 иракцев убито при попытке отстоять подступы к мосту. Среди сил "коалиции" потерь нет. На этот раз английские и американские матери могут вздохнуть. Горестные слезы будут лить иракские матери. Им разве объяснишь, что их сыновья погибли, защищая тирана, а убили их освободители иракского народа...

Наступает долгожданный перерыв на обед. Затем они обращают взоры на меня. Предупреждая их любопытство, сразу же признаюсь, что я русская. И начинается обычный в моей ситуации разговор.
- Я была в России и у нас с мужем там есть очень близкие друзья, - говорит одна из училок, пожилая приятная леди.
Разговор немного крутится вокруг России и моего приезда в Америку.
- Вы знаете, 56 процентов русских против войны в Ираке, - переходит она на злободневную тему.
- Да, война достаточно спорная вещь, чтобы быть поддержанной на 100 процентов, - говорю я.
- Я не поддерживаю войну, но я поддерживаю наши войска там и идею. Ведь Саддам такой ужасный. Он как Гитлер, которого надо было обезвредить еще до начала второй мировой.
"Дался им этот Гитлер", - думаю я про себя, - "Разве можно оправдать современную войну одним историческим сравнением!" Однако в спор не ввязываюсь. Трудно оспаривать утверждения, каждый день звучащие с экранов телевизоров и воспринимаемые основной массой населения, как аксиома...

Однако муж ведет меня в мексиканский ресторан через улицу напротив эстрады. Заказываем маргариту.
- Будем праздновать, - говорит муж.
- Что?
- Жизнь.
- Я чувствую себя виноватой, - признаюсь я, - Люди умирают и голодают, а мы тут развлекаемся."

Это отрывки из рассказа Ольги Санн "Один день" опубликованный в ее журнале "Russian women magazine", полные философских вопросов русской женщины в Америке и чувств сердца помнящего ужас прошлого.

И снова "нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим." И снова вечный гамлетовский вопрос вопрос и жизненное кредо:“быть или не быть?” Ч.Диккенс написал: "Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последней минуты." Мирно живя и трудясь трудно сказать, что мы - это вообще самые лучшие, талантливые, храбрые защитники. "Жить или бояться" - это девиз новой войны: враги-неведимки предпочитают нас видеть запугаными, мы же хотим ЖИТЬ И ОТСТАИВАТЬ СВОБОДУ. Согласно великому Нострадамусу: "Жизнь - это череда выборов", и мы сделали свой выбор: быть свободными и бороться за свободу. Бороться и защищать свои идеалы никогда не было легким делом, независимость никогда не была аксиомой, война всегда была и есть трудным исскусством борьбы, оплаченным величайшей ценой - ценой человеческих жизней.

"Мы мечтаем о Победе" - самые заветные слова солдат на войне... Это не только слова, это чувство торжества мира, свободы и надежды. Артур Шопенгауер сказал:"С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое." Я уверена, что каждый из нас хочет сохранить для бесконечного будущего короткое прошлое ветеранов Второй Мировой Войны: "... День Победы, как он был от нас далек, этот день мы приближали, как могли..." Каждая семья бережно хранит свою историю и гордится ей. Неповторимая еврейская семья, которая учит нас идти через трудности, надеяться и бороться, любить свою историю и идти в будущее, гордо произнося слово:"L'Haim!"

Из воспоминаний военного врача Петра Гезунтермана (р.1913):"Давно известно, что война - это тысячи убитых, ранененых, искалеченых, что ни в какой войне нет романтики. Восемь лет в армии дают мне право на мнение. Все четыре года войны я был врачом-хирургом в военном госпитале. Советские воины отличались высоким боевым духом и волей к победе. Военврачи проявляли чудеса, пытаясь сохранить жизнь раненым. Мы круглосуточно стояли у операционных столов, это считалось не героизмом, а долгом. Я чувствовал, что острое желание выжить и победить руководило поведением воинов. Я не имел никаких сведений о моей семье около полугода после начала войны. Мой отец разыскал меня и сообщил, что моя жена София и годовалый сын Йосиф находятся в военно-санитарном поезде, где жена работает хирургом.Четыре года разлуки и четыре года жизни с надеждой увидеть жену и сына. Я думаю, что ради этого нужно было жить и бороться." Наверное немногие знают, что в годы Великой Отечественной войны военврачи вернули в действующую армию 72 процента раненых и больных - почти 10 миллионов человек. Мы можем с гордостью их называть детьми Гиппократа. Когда я попросила фото для статьи, Петр Исаакович сказал: "Только с женой." (София Матвеевна умерла несколько лет тому назад)

Четыре года войны были трудным испытанием для рядового Якова Гриченера (р.1924), рожденного в Румынии и переехавшего в Молдавию только в 1940 году. Он всегда начинает свои воспоминания словами: "Мы все хотели жить! Мы хотели дожить до Победы!" Почувствовал он приближение Победы только в 1944 году, после открытия Второго фронта. Три года были отданы тяжелым боям, в холод и зной командир пулеметного расчета Гриченер боролся за Победу. Будучи раненым в госпитале, он просился на фронт: травма головы не могла остановить бойца мечтающего жить мирной жизнью. Он не только мечтал, он настойчиво шел к своей цели: мир и счастье поселились в его семье. В следующем году семья Гриченеров будет праздновать бриллиантовую (60 лет) годовщину их совместной жизни. Поистине вечен мир мечты. Разговаривая с Яковом, я вспомнила знаменитый афоризм: "Мечты - это краеугольные камни нашего характера."

Трудно ли быть евреем на фронте?... Сейчас есть время для размышлений, а в далеком 1941, получив лейтенантские погоны, молодой Яков Рабинович (р.1921) начал свою фронтовую карьеру офицера: "Немцы сражались упорно. Дисциплина у них была высокая. Трудно приходилось советским войскам, хотелось бы отметить, что советские солдаты и офицеры были безмерно выносливы и самоотверженно храбры. Рядовые солдаты не говорили высоких слов - Отечество, патриотизм. Но эти высокие понятия и чувства жили в их сердцах. Все четыре года я вел их в бой, зная, что это может быть последний для каждого из нас. А между боями я читал и учился, мечтая дожить до Победы и учиться в академии. К 1943 году немецкие генералы почувствовали храбрость, мужество и знания советской армии. Все четыре года войны я не знал ничего о моих родителях и сестрах, и все четыре года я искал их. За 2 недели до Победы пришло долгожданное письмо от отца: меня ждали с Победой." Его храбрость и мужество были высоко оценены Советским Правительством. Впереди были отпуск в освобожденной Вене, встреча с семьей, большая любовь и Военная Академия (и не одна). И везде и всегда он чувствовал себя евреем.

У Риммы Казаковой есть такие строчки: "Мы долго шли к победе, мы к ней еще идем". Надеяться и жить побеждая - эти слова стали девизом для генерала американской армии Сиднея Шахнова (Major General ret. Sydney Shachnow Special Forces US Army). "Надежда и Честь"... Как часто эти слова становятся рядом в нашей жизни; как часто нам нужно, чтобы эти слова были рядом; эти слова выбрал генерал Шахнов для своей книги ("Hope and Honor"). Его жизнь давно стала легендой, а книга стала ярким рассказом о надежде и чести еврейского мальчишки из литовского городка Ковно, бывшего заключенного лагеря смерти, ставшим генералом американской армии; его воспоминания еще раз напомнили нам о трагедии еврейского народа. "Память противостоит уничтожающей силе времени", - сказал Д. С. Лихачев. Многие из нас уже не раз задумывались о современной жизни задавая себе философский вопрос:"Где кончается реальность и начинается бессмысленная игра?" Смерть и Любовь в экранных боевиках и на страницах триллеров превращаются в шоу, и именно в этот момент настоящая литература с ее способностью максимально приближенно показывать личность должна сказать свое слово... Воины-коллеги высоко оценили труд генерала Шахнова:"Это удерживающая история выживания воина и окончательной победы несмотря ни на что." (генерал Норман Шварцкопф) Надежда и Честь дали силу генералу Шахнову написать эту книгу для нас, чтобы Надежда и Честь вошли в нашу жизнь.

"Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь." (Троепольский Г. Н.) Они пережили Холокост... Все меньше и меньше людей с нами, кто пережили... Хемингуэй предупреждал: "Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды..." Писать правду о Холокосте почти невозможно, боль не утихает и передается из поколения в поколение.

Повседневная жизнь в концентрационном лагере и гетто... Эта фраза хороша для классических научных работ, в реальности это была борьба за выживание и сохранение человеческого облика. Когда-нибудь Вы пытались подобрать слова, чтобы описать лица людей, приговоренных к смерти заживо только за то, что ОНИ - ЕВРЕИ? Василий Гроссман в романе "Жизнь и судьба" был точен в описании: "бледные пятна человеческих лиц". "Лишь бы выжить! Как выжить: честно или трусливо, выжить одному или вместе с другими." - эти вопросы задает герой книги "Картотека живых", чешского романиста и драматурга Норберта Фрида (Frid Norbert), который сам прошел через гитлеровские лагеря Терезин, Освенцим и Дахау"Среди всех лишений и унижений у заключенного концлагеря есть два пути: он может или опускаться все ниже, или не склониться и идти против течения" - продолжает герой книги (Вы можете прочитать и выпечатать всю книгу на моем сайте www.allastar.net/books.html). Они знали, что они погибнут... Они знали, что надо бороться. Пришло время процитировать последнее письмо одного из руководителей восстания в Варшавском гетто Анилевича: "Главное: осуществилась мечта моей жизни. Я дожил до того, чтобы увидеть еврейскую оборону гетто во всем ее величии и великолепии." Он погиб, защищая жизнь и свою мечту. Часто ли мы задаем себе вопрос: "Почему они восстали?" Они видели смысл в защите и сохранении жизни, а не в агрессии и мщении безмолвным исполнителям приказов. Эта идея стала основной в создании фильма "Восстание" ("Uprising"), эти слова стали его финалом. И идея жизни победила, став неизменным девизом многих создателей Израиля, о которых написал Томас Фридман (Thomas Friedman "From Beirut to Jerusalem"): "Я постепенно пришел к мнению, почему Евреи построили государство, а Палестинцы - нет. Европейские Евреи, построившие Израиль, вышли из культуры острых граней и прямых углов. Они были холодными и твердыми людьми, которые всегда понимали различие между успехом и неудачей, и между словами и делами. Они бы никогда не согласились на какой-нибудь заменитель Родины. Сефарды, арабские Евреи, никогда не смогли бы построить Израиль. Вместо этого они бы пили кофе с палестинцами."

Идея ЖИЗНИ И ЛЮБВИ должна побеждать всегда. "Эта история для фильмов и романов, история о найденной любви", - закончила свой рассказ Ада Сейберт (Ada Seibert), бывшая узница Освенцима (опубликованная "Israel Today"). Кошмары войны, гетто, лагерь смерти Освенцим (Aushwitz) разлучили влюбленных на 20 лет. И только через года, совершенно случайно они встретились. Годы разлуки не смогли убить самое прекрасное из чувств: ЛЮБОВЬ. Если бы я могла, я бы сказала Аде: "ЛЮБОВЬ сохранила Вас и любимого для Вас." Молодое поколение не часто, но задает себе вопрос:"Достаточно ли одной любви, чтобы жить?" Оказалось, что этого достаточно, чтобы жить и бороться за жизнь. Эти чувства - не пример для современной "hookup story". Жизнь дала им еще один шанс быть вместе, и 36 лет они не расставались после короткого письма: "Вы помните меня?.."

Мы помним всех... Сколько же историй, в которых, как в сказке, добро побеждает зло. Математики определяют эту ситуацию как бесконечность. Однако одну цифру мы помним: 6 миллионов. Это истории тех, кто любил жизнь и не смог дожить до Победы. Бесконечны страдания тех, кто никогда не узнает о судьбе родных и близких. 7 лет тому назад София Шустерман, проживающая в Миннеаполисе, рассказала мне историю своей семьи в годы Второй мировой войны, показав фотографию старшей сестры Доры Мроской (Dora - Dvoira Mroska; dob - 1920). "Мы ничего не знаем о ее судьбе с 1939 года. Мы пытались искать, но безуспешно. Помоги, - сказала София. Всматриваясь в молодые глаза на фотографии, я вспомнила стихи: "Если бы молодость знала, если бы старость могла..." Старания Международного Отдела Красного Креста была напрасными и в этот раз.

Суда живых - не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья."

Твардовский А.

Что же должны испытывать люди, прошедшие через кровавые испытания? А какие чувства должны быть у их детей? Задавая себе эти вопросы профессор университета в Беэр-Шеве (Израиль) Дан Бар-Он (Dan Bar-On) написал знаменые книги "Унаследовавшие молчание", "Страх и надежда - три поколения после Холокоста" и "Воздвигая мосты" ("Fear and Hope: Three Generations of the Holocaust", "Legacy of Silence: Encounters With Children of the Third Reich", "Bridging the Gap. Storytelling as a way to work through political and collective hostilities" Dan Bar-On). В течение нескольких лет он интервьюировал детей людей, прошедших через Холокост и детей нацистских преступников, стремясь понять, какое влияние на их жизнь оказывают страшные воспоминания. В 1992 году Дан Бар-Он решился на то, что до него мало кому даже приходило к голову. Он свел вместе девять евреев из США и Израиля, чьи родители уцелели во время второй мировой войны, и девять детей нацистских преступников, создав группу TRT ("To Reflect and Trust"- "Размышлять и доверять"). Дети жертв и дети палачей смогли преодолеть многие психологические барьеры и начать помогать другим. В 1998 году группа TRT организовала новый семинар в Гамбурге под руководством Фонда Кербера (Koerber Foundation - www.stiftung.koerber.de/english/), куда были приглашены люди, пытающиеся разрешить миром кровавые конфликты в своих странах. Преодолевая трудности, эти люди решили помогать другим нуждающимся, прекрасно понимая, что кровь и насилие, боль и мучения, жестокость и слезы, и особенно ненависть не приведут к миру. Уникальные люди, уникальный опыт и уникальные результаты, описанные в этих книгах. В 2003 профессор Дан Бар-Он стал лауреатoм германской премии мира имени Эриха-Марии Ремарка. Почему так важен этот опыт? Хотим ли мы доказать, что невозможное возможно? Я думаю, что не зная прошлого, мы не можем понять настоящее и думать о будущем. Наверное нам нужно учиться понимать и доверять, что приведет нас к миру и сохранит жизнь. Работая над этой статьей, я обратилась к профессору Бар-Ону с вопросами:"Что чувствовали воины предыдущих поколений? Что объединяет переживших Холокост в желании жить?" Каково было мое удивление, когда Дан Бар-Он прислал мне две главы из его новой книги "The Others within Us", которая посвящена этим проблемам (Вы можете прочитать -www.allastar.net/Life/life.html). Поистине, человеческая жизнь бесценна, и обязанность спасения и защиты жизни лежит как на конкретном человеке, так и на обществе в целом.

"Берут оружье в руки люди -
Защиты требует Страна, " - такими словами я хочу начать свой рассказ о тех, кто был в Ираке. Америка остается символом гордости, надежды и свободы. Легко ли защищать СВОБОДУ? К сожалению этот вопрос не задают во время сдачи теста для получения Американского гражданства, и я думаю, что это один из сравнительно легких вопросов среди тех, которые я задала американским военным. Сейчас время напомнить всем нам, что, как Рабби Тарфон учил нас, что, даже если мы не должны завершать работу, никто из нас не имеет права отказываться от нее.

На мои вопросы отвечает Митчел Акерсон (Rabbi Mitchell S Ackerson Chaplain, Lieutenant Colonel, US Army Reserve), главный еврейский армейский капеллан американских подразделений, задействованных в ходе операции в Ираке. Помимо инспектирования десяти команд капелланов и координации религиозных служб для около двух тысяч еврейских солдат и другого военного персонала, он являлся связующим звеном между еврейскими солдатами и американским еврейством. Кто мог подумать, что американский раввин первым организует Пасхальный Сейдер в Багдаде, да еще в Президентском дворце Саддама Хуссейна: если бы камни могли говорить, их рассказ был бы о тех, чьи сердца полны любви к жизни и свободе. (http://www.jewsingreen.com/home/weblog/comments/seder_at_saddams_update/) Я всегда задавала себе вопрос: "Почему человечество не разрушило лагеря смерти после второй мировой войны?" Наверное, потому что эти стены - живые свидетели тех, кто хотел жить, а не ослепленных идеей палачей. Мы помним погибших и переживших, зная, что мир не идеален: счастье человека запросто может стать горем для его окружающих и для этого достаточно одного палача, а на должность палача желающих всегда было в избытке.

Вопрос: Тора утверждает: "...планируя нападение, сначала предложите мир. " Понимают ли жители Ирака мирную миссию американской армии?

Ответ: Я думаю, что большинство знает об этом.

Вопрос: Ислам - это религия свободы и мира. Ислам учит человека, что он должен не только сам быть свободным, но и заботиться о свободе другого и даже прилагать для этого необходимые усилия. Свобода и равенство в Исламе взаимосвязаны. Свобода не может быть достигнута без равенства членов общества.Как Вы прокомментировали бы это утверждение из Корана, понимая ужасные последствия терроризма?

Ответ: As with so many other things what a faith believes is not always what its adherents practice. Militant Islam is to me more a statement of politics than of religion or faith.

Вопрос: Иудаизм признает, что люди имеют право на свободу выбора. Много евреев приняли решение служить в американской армии. Я уверена, что как раввин и священник, Вы нашли разные мнения о роли евреев в американской армии. Понимают ли люди, что служба в армии - это свободный выбор каждого, и иудаизм уважает свободу выбора для каждого? Почему Вы стали армейским раввином?

Ответ: Я думаю, что каждый понимает, что служба в армии - это право выбора каждого человека. В войсках служат много российских иммигрантов и иммигрантов из Восточной Европы, которые приняли решение служить, чтобы сказать спасибо Америке, и это - очень сознательный выбор. Я принял решение быть армейским капелланом в годы моего студенчества, понимая, что много евреев уважают и нуждаются в Раввинах; я выполняю эту миссию в течение 20 лет

Вопрос: "Нет такой двери на корабле, которую не смог бы открыть священник." Как бы вы прокомментировали это утверждение?
Ответ:Священник должен иметь уважение всего комадного состава. Когда Священник хочет говорить с кем - то, он или она должны подчиниться этому приказу.

Вопрос: Иракская еврейская община одна из старейших в мире. К сожалению, большинство евреев покинули Ирак. Что иракцы думают про евреев сейчас? Заметили ли Вы лично отрицательное отношение к евреям? Может быть вы знаете что-нибудь о реакции бывших иракских евреев.

Ответ: Все же есть еще евреи в Ираке, не много, но есть. Молодое поколение иракцев знает о евреях только из пропагандистских речей, они бояться возвращения евреев, понимая, что правительство должно возвратить их собственность. Старшее поколение помнит евреев и христиан, и не возвражают их возвращению. Большинство бывших граждан Ирака, проживающих в разных странах, поддерживают военную операцию "Iraqi Freedom

Вопрос: Пожалуйста опишите самый трудный момент в Ираке.

Ответ: Быть вдали от дома, не зная, когда будет возможность вернуться домой. (Раввин М. Акерсон координировал религизную службу в Ираке, Афганистане и Кувейте с апреля 2003 то апреля 2004 В настоящее время раввин несет военную службу в США, помогая вернувшимся солдатам из района боевых действий).

Я не спрашивала раввина о трудностях военной жизни. Недавно Министерство обороны Великобритании согласилось позволить еврейским солдатам удалить все знаки принадлежности к еврейской религии из документов, понимая повышенный риск для их жизни. В первой войне в Заливе более чем 10 лет тому назад, Еврейские солдаты в американской армии пользовались специальным внутренним кодом, позволяющим отличать их от других солдат. Наверное мало кто знает, что евреи в американский армии составляют до 2% от общего количества вооруженных сил США. В годы второй мировой войны евреи-летчики составляли до 6% от общего летного состава. Сейчас в армии США 24 раввина, 5 из которых находятся непосредственно в зоне боевых действий в Персидском заливе. Согласно Женевской конвенции, капеллан не имеет право на ношение оружия даже в зоне боевый действий после прохождения полного курса стрелковой подготовки. Согласно тем же правилам, в священников нельзя стрелять. Обычно помощник капеллана имеет оружие, чтобы защитить его в случае необходимости. Хочу написать несколько слов о жене Эми (Amy) раввина Акерсона. Быть на войне трудно, а ждать еще труднее: она ждала и помогала другим. Каждый звонок, каждое письмо дорого для тех, кто на войне и для их семей. А знаете ли вы, что каждый звонок стоит до 60 долларов. Эми решила сделать подарок еврейским воинам к праздникам, собрав деньги на телефонные карточки воинам участвующим в операции "Iraqi Freedom".

"...из всех обществ сегодняшнего мира и на всём протяжении истории только в иудаизме человек может быть наказан за то, что он ничего не сделал, т.е. стоял праздно, и не спас жизнь человека, когда мог это сделать" (Левит 19:18) - этими словами назал свой рассказ Миша Экштут (Mikhail Ekshtut), бывший киевлянин, а ныне помощник капеллана американской армии, еврей-ортодокс. "Я был участником двух боевых операций американской армии на Ближнем Востоке: "Буря в пустыне" и "Свобода Ираку". Первый раз я был в составе морской пехоты, второй раз (2004) - в войсках Военно-Воздушного флота. Разговаривая с местным населением, я заметил, что многие из них находятся под воздействием пропаганды, направленной против американцев и особенно против Израиля. Американские солдаты и офицеры в большинстве своем понимают цели миссии на Ближнем ВостокеКонечно всем труднодля большинства американцев "combat stress" - это новое понятие, пришедшее со страниц журналов и газет. Однако для многих воинов это понятие связано с выполнением трудных боевых задач. “Combat stress” является нормальной реакцией после критических моментов в ходе военных операций; даже если цели войны возвышенны и чисты, то всё равно она несет разрушение и смерть. В боевой обстановке трудно расслабиться, опасность поджидает везде." Недавно русская служба Би-Би-Си затеяла дискуссию: "Вера американцев в бога помогает на войне?" Миша ответил: "И не только помогает, но и сохраняет. Если же солдат не готов к бою духовно, то он будет менее эффективным, даже при хорошей физической подготовке. Эта война - страшная и тяжёлая необходимость."

Многие, особенно иммигранты, имеют странно необъяснимые предубеждения об армии. Я думаю, что этим людям нужно поговорить с Михаилом Экштутом или почитать его статьи, опубликованные в газете "Форвард" и на сайтах www.aish.com и www.jewsingreen.com.

"... Первым делом, первым делом - самолеты. Hу а девушки? А девушки - потом..." Все конечно же помнят эти слова из песни в кинофильме "Небесный тихоход" созданный в победном 1945 году. Знакомьтесь с Екатериной Лев. Она - военный юрист, капитан американской армии (Captain, U.S. Army, Judge Advocate) и бывшая москвичка. Будучи в Багдаде, солдаты нуждаются в юридической помощи: "Многие из моих клиентов были иммигрантами как и я. Они столкнулись с многочисленными препятствиями в получении американского гражданства. Я верю в то, что американское гражданство является привилегией, и солдаты в Ираке заслужили больше чем кто-либо другой быть гражданами Америки. Во время визита Министра сухопутных войск армии США Ле Бровнле я подняла эту проблему перед генералитетом и начиная с 1 октября 2004, американское посольство в Багдаде начало проводить церемонии натурализации для солдат." В свободное время в Багдаде Катя создала первый Интернет сайт о еврейских женщинах на русском языке: www.womenofvalor.net Еврейские женщины все-таки могут удивлять своей жизнью, своими решениями и поступками. Екатерина была очень инициативной и согласилась сразу ответить на мои вопросы:

Вопрос - С какими опасностями сталкиваются солдаты, которые влияют на их мораль?

Ответ - Когда ты ловишь себя на том, что чьи-то страдания, пусть даже врагов, тебе приносят удовольствие, это очень тревожный сигнал. Я работала в лагере для уголовных преступников в багдадском аэропорту. Заключённые страдали от скученности, грязи и от того, что никому из них не было известно что с ними будет завтра. Я знала, что если бы я вдруг начала злорадствовать, то в этот момент я бы стала недостойной той формы, которую носила. Эта грань была видна мне очень чётко и у меня не было даже соблазна злорадствовать.

Вопрос - Возможно ли было предсказать ситуацию "combat stress"?

Ответ - Это было не только возможно, но это было выполнимо и должно было быть сделано. Это - не первый конфликт в истории американских армии. Существует множество психологических исследований о том, как "stress combat" (боевое напряжение) влияет на воинов в боевой обстановке.

Вопрос - Как евреи-солдаты и офицеры чувствуют себя?

Ответ - Успешность привыкания к гражданской жизни воина, пришедшего с войны, зависит от того, какая у этого ветерана была система поддержки до мобилизации. Самым главным фактором является любящая семья. Воин, принадлежайщий к культуре с сильными семейными ценностями, скажем еврей или итальянец, имеет лучший шанс безболезненно вжиться в гражданскую жизнь, чем ветеран из общины находящейся в состоянии развала.Именно в этой ситуации проверяются те культурные ценности, о которых мы практически не думаем в мирное время.

Вопрос - Существуют ли программы для воинов-ветеранов?

Ответ - Министерство по делам ветеранов курирует(Department of Veterans Administration ) и финансирует программы психологической помощи в больницах. Многие психологи также безвозмездно (pro bono) работают с ветеранами.

Вопрос - Как "combat stress" влияет на офицеров?

Ответ - На этот вопрос вам может лучше ответить офицер, который командовал воинской частью. Быть офицером не легко, это дополнительная ответственность и стресс за жизнь других. Я адвокат, вспомогательный персонал. Но любому офицеру приходится принимать решения, который прямо отражаются на солдатах. Каждый раз когда мне надо было выехать за пределы базы, я думала: брать мне с собой помощника или не брать? Ведь ей 19 лет, как я буду смотреть в глаза её матери если её убьют?

Вопрос - Чувствовала ли ты антисемитизм на фронте или вооще в армии?

Ответ - За десять лет службы я не слышала ни одного антисемитского высказывания. Для многих солдат я была первым евреем, которого они в жизни видели. Они задавали странные вопросы, но эти вопросы были продиктованы не ненавистью, а плохой информированностью. На курсе молодого бойца я спала в одной палатке с негритянкой и она щупала у меня под волосами -- искала рожки.

Вопрос - Имеют ли евреи-воины возможность общаться с раввином для получения духовной поддержки?

Ответ - Не всегда. На весь ближневосточный фронт (CENTCOM) был один раввин, который разрывался между Ираком, Кувейтом и Афганистаном. В отсуствии раввина солдат-еврей может обратиться за духовной поддержкой к капеллану другой деноминации. Капелланам строго запрещено агитировать солдат за свою веру.

Вопрос - Многие считают, что только слабые духом нуждаются в моральной и духовной поддержке?

Ответ - Многие солдаты черпают силы в молитве. Молятся группами и в одиночку. Признаком слабости это никто не считает. По статистике, в армии больше религиозных людей чем в среднем по Америке. У нас в Ираке был евангелистский хор и кружки по изучению Библии.

В конце интервью Екатерина процитировала Владимира Набокова:"...ибо из всех законов Природы, возможно, самый замечательный - выживание слабейших".

Мой рассказ был бы не полным без участия еврейской мамы. Знакомьтесь, Дебра Астор (Deborah Astor) - директор консервативной синагоги в Бостоне (www.tisharon.org, МА), мама офицера Военно-моского флота, находящегося сейчас в Багдаде и организатор Интернет группы-поддержки "TheBrave" для еврейских семей воинов находящихся вдали от дома. Некоторые ученые-антропологи считают, что самое лучшее определение евреев – семья. И если стряслась беда, они всегда спешат на помощь друг другу, и еврейская мама всегда первая и всегда заботливая. Мы привыкли к другому определению наших мам: "Еврейская мама. Перед глазами возникает образ хлопотливой наседки, не отпускающей ни на шаг своего безвольного сына, источающей деспотическую любовь, умело и расчетливо прибегающей к эмоциональному шантажу. Семейный Макиавелли…" Как далек этот портрет от правды! Я спросила Дебру: "Почему Вы решили организовать эту группу?" Ее ответ был четким и точным: "Мы должны открыть обществу, что 2% воинов в американской армии - евреи. Это важно. Они с нами." Что может быть лучше, чем материнская поддержка и понимание в трудное время? Еврейская мама - она ВСЕГДА с нами.

Заключение. Равнодушие...

Вскоре после начала войны в Ираке одна из моих начальниц (сейчас это бывшая начальница) подошла ко мне и сказала:"Не говори о войне. Многие люди просто игнорируют войну." Начальникам трудно возражать, а начальницам тем более. Но настало время для ответа.

Еврейский народ любит свободу и привык бороться за свободу и жизнь. Неутомимый борец за свободу и равноправие, еврей, выросший во франкфуртском гетто XVIII века (евреи могли жить только в гетто в то время) и создавший свободную газету Людвиг Берне сказал: "Легко скрывать ненависть, труднее - любовь, а всего труднее - равнодушие." К сожалению, многие люди не знают об этом, и равнодушие становится стандартом их жизни.

Английская газета "Daily Telegraph" опубликовала результаты опроса, проведенного программой Heaven and Earth Show телекомпании ВВС о смертных грехах. Большинство считает главным пороком современного общества является жестокость (39%), на второе место участники опроса поставили прелюбодеяние (11 процентов), за которым по убывающей следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. И эти цифры не случайны: по данным последнего опроса 45% британцев ничего не знает об Освенциме(Aushwitz). Эта цифра напомнила мне строчки лауреата Нобелевской Премии Эли Визеля, в прошлом узника четырех лагерей смерти: Освенцим, Буна, Бухенвалд и Глейвитц (Auschwitz, Buna, Buchenwald and Gleiwitz):

"The opposite of love is not hate, it's indifference.
The opposite of art is not ugliness, it's indifference.
The opposite of faith is not heresy, it's indifference.
And the opposite of life is not death, it's indifference."

Равнодушие - это всегда наивысшая форма жестокости, и хотим ли мы замечать равнодушие зависит от нас. В центре Москвы расположена скульптурная композиция Михаила Шемякина “Дети - жертвы порока взрослых”. Мальчика и девочку окружают чудовища: Наркомания, Проституция, Садизм, Нищета, Война. А выше всех, на пьедестале, изображено Равнодушие. Все мы дети ВЗРОСЛОГО ОБЩЕСТВА, где равнодушие УЖЕ стоит на пьедестале. Великий Жан Жак Руссо считал: "Свобода не заключается ни в какой форме правления: она находится в сердце каждого свободного человека." И если СВОБОДА живет в нашем сердце, РАВНОДУШИЕ никогда не будет на пьедестале.

Мы хотим говорить о прошлом и настоящем, заботиться о будущем понимая друг друга. Мы ищем героев на страницах газет и журналов, создаем TV-кумиров, мечтая быть ТОЛЬКО в их кругу. А в реальности герои совсем рядом, это обыкновенные люди с НЕОБЫКНОВЕННЫМИ НЕРАВНОДУШНЫМИ СЕРДЦАМИ. Подумайте, чтобы Вы сделали, прочитав объявление в газете: "Говорящие на Идыш в возрасте 65-90 лет требуются для создания фильма." Я уверена, что вы прекрасно помните фильм француского режиссера Эммануила Финкеля (Emmanuel Finkiel) "Casting". Не зависимо от возраста и знания языка, РАВНОДУШНЫХ не было и не будет. Директор фильма искал обыкновенных евреев-парижан, а нашел героев с неповторимыми судьбами. Всматриваясь и слушая героев фильма хочется сказать: "Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ! Я люблю тебя снова и снова. И надеюсь, что это взаимно."

"Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ!" - повторяют сегодняшние герои, защищая прошлое, настоящее и будущее. Помните: "Пока не все мы свободны, никто из нас не свободен". Эти слова были сказаны знаменитой Эммой Лазарус, которая в числе первых организовала помощь русским евреям в обустройстве в Америке. Далекая Америка стала близкой для многих из нас, кто видит смысл в защите и сохранении жизни и свободы.

P.S. Думая о некоторых боссах, я вспоминаю слова Пифагора: "Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места."

"Жизнь - это шанс, не упусти его.
Жизнь - это красота, удивляйся ей.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это долг, исполни его.
Жизнь - это игра, так играй!
Жизнь - это любовь, так люби.
Жизнь - это тайна, разгадай ее.
Жизнь - это трагедия, выдержи ее.
Жизнь - это приключение, решись на него.
Жизнь - это жизнь, спаси ее!
Жизнь - это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит. Не уничтожай свою Жизнь!"

* * *

В заключении хочу выразить слова благодарности семьям Гезунтерман, Гриченер, Рабинович, Шустерман (Minneapolis, MN). Я благодарна за помощь и поддержку Jason Rubin (administrator www.jewsingreen.com), Екатерине Лев (Katherine LevCaptain, U.S. Army, Judge Advocate, www.jag.gov), Михаилу Экштуту (Mikhail Ekshtut, Seattle), Митчелу Акерсон (Rabbi Mitchell S Ackerson Chaplain, Lieutenant Colonel, US Army Reserve), профессору Дан Бар Он (Dr. Dan Bar On, Ben-Gurion-University of the Negev, Israel), представителям Third Army/ARCENT/CFLCC (Public Affairs Office, www.arcent.army.mil), MAJ Web Wright (2BCT 10MTN, 2nd Brigade Combat Team in Iraq), Деборе Астор (Deborah Astor, MA, USA). Все фотографии были предоставлены специально для этой статьи. Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите info@allastar.net

Я создала сайт, где вы можете прочитать эту статью и найти много полезной информации: www.allastar.net (в разделе "Articles")

Литература

  • 1. "The Lexus and the Olive Tree" - Thomas L. Friedman
  • 2. "From Beirut to Jerusalem" - Thomas L. Friedman
  • 3. "Longitude and Attitudes" - Thomas Friedman
  • 4. "Hope and Honor" - Sidney Shachnow, Jan Robbins
  • 5. "The Life and Fate" Vasily Grossman
  • 6. "Fear and Hope: Three Generations of the Holocaust" - Dr.Dan Bar-On
  • 7. "Legacy of Silence: Encounters With Children of the Third Reich" - Dr.Dan Bar-On
  • 8. "Bridging the Gap. Storytelling as a way to work through political and collective hostilities" -Dr.Dan Bar-On
Комментарии

Добавить изображение