Независимый бостонский альманах

ПРЕТЕНЦИОЗНОЕ НЕВЕЖЕСТВО

08-08-2005


По поводу книги А. Буровского "Курс неизвестной истории: евреи, которых не было"

В номерах 436-439 Альманаха "Лебедь" опубликована книга Андрея Буровского "Курс неизвестной истории: евреи, которых не было". В основе произведения лежат две фальшивые идеи. Первая: евреи – враги России, враги русского народа и православия. Вторая: евреи ничего не дали России.

Стремление доказать эти идеи есть поставленная автором цель. А какова методология ? Буровский написал полуправду. Полуправду, которая, как известно, хуже всякой лжи. Хуже, потому что многих людей может ввести в заблуждение.

В книге просматривается явная погоня за сенсационностью. Произведение отличает малограмотность и невероятное самомнение его автора. Я не знаю, что вынес автор из Красноярского педагогического института, но историку полагается глубоко рассматривать все факты и при том в их причинно-следственной взаимосвязи.

А стиль...Критик у Буровского "выкрикивает", "визжит " и "тявкает". Народники у этого автора стараются "нагадить официальным российским властям". Лексика, достойная интеллектуала (как представляет себя сам Буровский). Ну, ладно. Ошибки, передержки, умолчания, невежество, прямая ложь отличают это произведение. Книга написана по следующему принципу: существуют факты подходящие, существуют факты не подходящие, и существуют факты, которые вроде бы и не факты. "Надёргать фактов из истории" (Горький) и соответствующих цитат относительно несложно. При этом ничего не стоит найти цитаты противоположного свойства. Хотите обругать евреев? Пожалуйста: Державин, Достоевский, Розанов, Мартин Лютер, Дикий и другие, несть им числа. Ненавидел еврейский народ в целом и выкрест Карл Маркс. Хотите защитить евреев? Нет проблем: Лесков, Горький, Толстой, Короленко, Анатоль Франс и другие. Кстати, Фёдор Михайлович Достоевский евреев активно не любил, но тем не менее признавался: "вопрос этот (еврейский) не в моих размерах". Господин Буровский не сомневается. Ему открыта истина, и он "никому ничего не должен". Больше того мы с вами, читатель, обязаны "это запомнить получше". Каков апломб !

Ну, и мы, читатели, вам, господин Буровский, ничего не должны. Разве что однозначно продемонстрировать ваше невежество.

Произведение в значительной степени представляет собой компиляцию: специально подобранные ссылки на вторичные источники идут через каждые три строчки.

[Сразу подчеркну – лично я не считаю евреев какой-то особенно выдающейся нацией. Упомяну о так называемой "богоизбранности" еврейского народа. Многие уверяют, что евреи полны самомнения по этому поводу. Якобы евреи считают себя народом, "гениальным от рождения" (Буровский). Это просто клевета.

"Богоизбранность" может пониматься религиозными людьми только в одном смысле. Этот древний народ первым перешёл к монотеистической религии и дал миру библию. Достаточно её раскрыть, чтобы убедиться в этом. Евреи просто сыграли роль как бы посыльного, почтальона, передав другим народам заповеди Бога. Почтальон не гениален, он просто делает свою работу – А.Л.].

Но вернёмся к книге.

Схема, заданная автором: из-за чего шум? Ничего особенного. "Их" не угнетали и не убивали больше других. "Они" не дали России ничего особенного. Вот это "они " и "мы" выдаёт автора с головой.

Евреи для автора – некая однородная масса. Просто евреи. Но ведь люди разные. Автор избегает определений, в чём же, в таком случае, он считает, отличия евреев вообще, скажем, от русских или от других наций.

Заметим, что евреи не хлынули в беззащитную Россию. Она сама, царская Россия, в погоне за территориальными приобретениями пришла к ним после третьего раздела Польши. И стала им мачехой, жестокой и несправедливой. Увы, такова историческая правда. О ней ни слова.

Автор скрупулёзно подсчитывает число и оценивает "качество" еврейских революционеров. Но вы не найдёте в книге ни слова о главном, о том, ПОЧЕМУ часть евреев ринулась в революцию. Ни слова о кантонистах, о черте оседлости, о многократных унижениях евреев, запрещениях, ограничениях, издевательствах, избиениях, оскорблениях, поборах, ограничениях, выселениях в царской России. Наконец, о зверином разгуле погромов как прямой причине революционизации еврейской молодёжи. Об увечиях, убийствах, грабеже мирных жителей. Слово "погром" вошло в иностранные языки много раньше слова "спутник". И кто же участвовал в них? Да, да, господин Буровский, русские люди. Не нравится признание? Но это упрямые факты. Ни слова нет в книге о позорном деле Бейлиса. Об оголтелой чёрной сотне. Что ж, что посеешь, то и пожнёшь.

Евреев загнал в революцию царский режим России. Загнал и озлобил еврейскую молодёжь.

Цитирую Буровского: "Евреев в 1880 году проживает в империи порядка 4 миллионов человек, в 1914 году — больше пяти. И все эти 4 или 5 миллионов человек, составлявших еврейскую Россию, грамотны поголовно, грамотны всю историю своего народа,— и еврейские европейцы, и евреи-туземцы. Даже одесские биндюжники в порту между тасканием мешков могут беседовать на интеллектуальные темы и знают два-три языка (родной идиш, русский — это уж точно, да еще очень часто иврит, польский или французский). [Свежо предание, но верится с трудом. – А.Л.] Далее. Далеко не все из этих 3—5 миллионов образованных русских активны и считают, что “знание — сила”. В среде и провинциального дворянства, и провинциальных духовных лиц встречаются жутчайшие типы, чеховские “печенеги”. Далеко не все, кого обстоятельства возвысили в этой жизни, так уж ценят науку и знание. Многие священники всерьез говорят о “стяжании духовных богатств” через умерщвление плоти, изуверские “подвиги” в духе толстовского отца Сергия. Уж, конечно, не им противостоять интеллектуальной агрессии иной России, не русской. Евреи очень стремятся к образованию, боготворят науку, ценят ум и всячески поддерживают умников. Этим отличаются все 4 или 5 миллионов евреев, живущих в Российской империи. ( Неужели все? И местечковая масса, и сапожники, мастеровые, шорники, портные, мясники, повитухи, кустари, извозчики? Какой, видите ли, комплимент евреям. На деле совершенно произвольные, нереальные, выдуманные утверждения – А.Л.). И третье. В революции из русских даже к 1914 году — по самому оптимистическому подсчету — тысяч сто человек. Из евреев — несравненно больше." (Выделено нами. – А.Л. Конец цитаты). Так-так. Значит, экипажи восставших крейсеров "Потёмкина " и "Очакова" поголовно были евреями. Всеобщие забастовки на железных дорогах и волнения в армии состояли из евреев. И "красного петуха" помещикам массово подпускали сплошь евреи. В 1902 году восстали крестьяне Полтавской и Харьковской губерний, громили помешичьи усадьбы, захватывали землю и хлеб. На подавление властям пришлось бросить 10-ти тысячную армию. В 1905 году в Саратовской губернии, в Балашовском уезде были уничтожены все помещичьи усадьбы.

Нет, господин Буровский, в революции были миллионы русских. Статистика ваша порочная, ибо определения ваши и статистические выборки ваши совершенно произвольны. "Революционером" вы изволите считать того, кто охрипшим голосом на митинге призывает сбросить царя. А того, кто громит помещичью усадьбу, выходит, революционером назвать нельзя. Потому как он православный и этнический русский. Его просто бес, нет, простите, жид попутал.

Автор утверждает, что грабили и убивали всех, а не только евреев. Полуправда. Проделывается следующее сальто: Буровский умышленно путает разные периоды: еврейские погромы в 1881-1982, 1905-1914 годах - и разгул после-революционного террора в 1917-1919 годах. Кишинёвский еврейский погром, 1905 год (50 убитых, 500 изувеченных), Одесский погром, 1905 (400 убитых), Белостокский, 1906, Киевский, Житомирский и многие другие. "А на Западе после кишинёвского погрома прочно укрепилось отвращение к России, представление как о засидевшемся чучеле, азиатской деспотической стране, где царит мрак, эксплуатация народа..."(Солженицын) А какого другого "представления" можно было ожидать?

После Октября, действительно, грабили и убивали помещиков, офицеров, священников, - и опять же, в первую очередь, - евреев. Евреев - не за деятельность, не за принадлежность к классу, а только за происхождение. Буровский милостиво разрешает полякам бороться против угнетения: "избавление из-под иноземного гнета — совсем другая задача, нежели сокрушение собственного государства". Ничего себе объективность! Полякам, выходит, можно, а евреям, выходит, нельзя. Терпите, дорогие, погромы, убийства, избиения и издевательства, так как вы живёте в "собственном государстве". Забыл наш историк, кстати, что Польша входила в состав Российской империи.

Ещё цитата из книги Буровского: "Миллионам жителей гнилых местечек, старьевщикам, контрабандистам, продавцам сельтерской воды, отточившим волю в борьбе за жизнь и мозг за вечерним чтением Торы и Талмуда, власть (новая, советская – А.Л.) предложила переехать в Москву, Петроград, Киев" (Конец цитаты). Помилуйте, несколькими страницами раньше у этого же автора "евреи очень стремятся к образованию, боготворят науку, ценят ум и всячески поддерживают умников. Этим отличаются все 4 или 5 миллионов евреев, живущих в Российской империи". Так что у нашего автора взгляды, что дышло.

Вы не найдёте в книге Буровского ни слова о политике государственного антисемитизма, иезуитски насаждённой Сталиным. О Сталине в этой книжке вообще нет ничего. Вроде бы в руководстве страны не было грузин Сталина, Берии, а были одни евреи..

Мне, уважаемый читатель, всё равно, был ли Андропов евреем "по отцу" и/или "по матери", о чём торжествующе сообщает автор (мол, вот вам, читатель, и объяснение!). Андропов был палачом венгерского восстания 1956 года, председателем КГБ и генсеком и оставил в истории по себе соответствующую память - независимо от того, к какой национальности он принадлежал.

Православные храмы разрушались или использовались под склады. А синагоги что, процветали? Жестоко преследовалась любая религия. В квартире старика - портного напротив нашей в конце 40-х годов собирались по субботам для молитвы десяток пожилых евреев; синагоги в миллионном городе не было. Милиция пришла выселять стариков, поскольку "могут рухнуть перекрытия" (шестиэтажного железобетонного дома!)

Американский еврей Хаммер за бесценок вывозил картины и другие сокровища России в США, пишет автор. А каким образом? Да ведь это Сталин, желая получить средства на быструю индустриализацию, за бесценок распродавал ценности России за рубеж!

Цитирую: "В 1922—1923 годах стали “чистить” высшие учебные заведения, выгоняя “по анкетным данным” студентов даже со старших курсов (что вызвало много самоубийств). Но евреев это не касалось!" "Поздравляю вас, соврамши!" (М.Булгаков) Ещ как касалось! Маму моей жены выгнали из Харьковского строительного института со второго курса, тётю из Института народного хозяйства. Они так и не получили высшего образования. Младшая тётка ушла из семьи в детский дом, а потом несколько лет работала на заводе в Донбассе фрезеровщицей. Будучи талантливой, всё же пробилась в консерваторию и кончила её в 34 года. Выродки и фанатики коммунизма были и среди евреев (Примеры: Троцкий, Свердлов, Мехлис) и среди грузин (Сталин, Берия) и среди латышей (Лацис) и среди русских (Бухарин, Молотов, Суслов) и среди поляков (Дзержинский). Я не вижу особой разницы. Они относятся к числу оголтелых фанатиков, поверивших в тупиковый путь развития общества, они пытались этот путь силой навязать миллионам людей. Написав формально на своём знамени "диалектический материализм", они совершенно не понимали диалектику общественного развития и были - независимо от национальной принадлежности - упырями, вампирами, ни во что ставившими человеческую жизнь.

Содержание телефонного разговора Сталина с Пастернаком автор исказил до карикатуры. На самом деле Сталин спросил о поэте Мандельштаме и упрекнул Пастернака, что тот плохо защищает Мандельштама. Сталин, очевидно, только что прочитал стихотворение Мандельштама о себе "Мы живем, под собою не чуя страны". Далее Сталин спросил: "Но ведь он мастер? Мастер?" Из многих источников мы знаем, что Сталин в то время был очень озабочен мыслью, чтобы о нём писали не просто дифирамбы, а писали люди с именем. В частности, большие надежды он возлагал на Горького.

Следует упрёк Буровского Пастернаку за восхваление Сталина. А русский Исаковский - Сталину: "Спасибо Вам за то, что Вы живёте на земле...Позвольте мне пожать Вам крепко руку, земным поклоном поклониться вам...", а тысячи других, первенцевых ("Вы, товарищ Сталин, человек человеков!"), лизоблюдов, подхалимов и лакеев? Это же надо так абсолютно не представлять себе тогдашней действительности! Славословили Сталина тогда ВСЕ! (Кстати, Маршак в том числе – "Про жизнь совсем хорошую").

Во время большого террора 1937 года евреи были и палачами, и жертвами. Родной брат моей матери солдатом с оружием в руках защищал Россию в первую мировую войну. В 1937 был арестован, обвинён в том, что он польский шпион. "Десять лет без права переписки" - это был расстрел. Таких были десятки и сотни тысяч.

Великая Отечественная война. Среди Героев Советского Союза, получивших эту награду во время войны, в относительном выражении, больше всего татар. На втором месте евреи.

Вот послевоенное время, пишет автор. "В 1948 году убили нескольких деятелей еврейской культуры, включая Переца и Михоэлса". Не только. Сталин приказал расстрелять весь Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) во главе с Лозовским. Комитет этот по заданию того же Сталина во время войны собрал огромные средства в США, что помогло приблизить победу. По сфальсифицированному делу ЕАК было арестовано и подвергнуто пыткам 110 человек, 15 человек расстреляно. Их убили по приказу Сталина трусливо, тайно, без сообщений в печати, только за еврейское происхождение. Власти, в частности, были раздражены тем, что в адрес ЕАК со всей страны поступали от "лиц еврейского происхождения." жалобы на ущемления и изгнания с работы.

Апофеозом было "дело врачей" 1952 года, покрывшее несмываемым позором Сталина и – рикошетом – всю страну. Всячески доказывает автор, что евреи ("они") ничего не дали русской науке и культуре ("нам"). Здесь активно применяется фигура умолчания и прямая ложь.

То ли по невежеству, то ли умышленно Буровский повторяет небылицу о том, что атомное оружие в СССР было создано благодаря украденным у США секретам. Цитирую: "И даже у этих “великанов советского естествознания” — что у русского Курчатова, что у евреев Капицы и Ландау, оказалась кишка тонка сделать Сталину атомное оружие. “Пришлось” украсть атомный секрет в США, и, конечно же, с помощью евреев — супругов Розенберг." (Конец цитаты). Я не знаю, чего в этом пассаже больше – развязности или невежества. Автор, очевидно, не имеет понятия о том, что было сделано в стране для создания атомного оружия и атомной отрасли промышленности. Прямая ложь. Разумеется, НКВД/КГБ просто набивает себе цену (нужны чины и деньги). В том числе эту точку зрения поддерживает небезизвестный Судоплатов. Но в эту ложь могут поверить только очень наивные люди. Нет, физические основы, атомную промышленность и атомное оружие создали наши физики и инженеры, русские, украинцы, евреи. Я встречал и многих армян в атомной отрасли. Какие-то сведения у американцев, разумеется, спецслужбы пытались выудить, но они не сыграли решающей роли. Вина Розенбергов доказана не была, эти люди были казнены в угаре холодной войны.

(Кстати, вопреки автору, лауреат Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области физики низких температур Петр Леонидович Капица не еврей. Он родился в 1894 году в Кронштадте в семье военного инженера, генерала Леонида Петровича Капицы, строителя кронштадтских укреплений). Не заметил автор Абрама Фёдоровича Иоффе, замечательного учёного, родоночальника российской науки о полупроводниках, основателя и директора Физико-технического института в Ленинграде. Сейчас институт носит его имя. Без полупроводников нет электроники, без электроники нет ни телевидения, ни радио, ни компьютеров.

А генетик Владимир Павлович Эфроимсон, заложивший фундамент медицинской генетики, бескомпромиссно противостоявший проходимцу Лысенко и мужественно прошедший за это кошмар сталинских лагерей? А Иосиф Абрамович Рапопорт, гвардии майор, бесстрашный разведчик, потерявший на фронте глаз, первооткрыватель теории химического мутагенеза ? И многие, многие другие. А Лев Зильбер, вирусолог и иммунолог, результаты чьей деятельности помогают спасать сотни тысяч людей ?

Ничего не дали ? Крупнейшие физики- теоретики Матвей Бронштейн (убитый НКВД, муж Лидии Корнеевны Чуковской) и Фридман. Яков Зельдович - ядерщик, космолог и астрофизик? А гордость России – всемирно известный лауреат нобелевской премии ныне здравствующий Виталий Лазаревич Гинзбург, работающий в области астрофизики, высокотемпературной сверхпроводимости, физики плазмы ?

Мимоходом, в язвительном духе Буровским упоминается крупнейший физик-теоретик Лев Давидович Ландау, знаменитый Дау, как называли его друзья и ученики, на семинарах которого и на книгах выросли целые поколения студентов и учёных, цвет российской науки. Ландау заложил теоретические основы многих научных и прикладных направлений.

А в оборонной промышленности! Яков Ейнович Айзенберг - до середины 90-х годов генеральный директор научно-производственного объединения "Хартрон“, - академик, генеральный конструктор систем управления ракетами. Анатолий Леонидович Лифшиц, который много лет работал генеральным конструктор систем ПВО Советского Союза. Не слыхали, Буровский ? Что "они" дали "нам" в литературе и в искусствах ?– вопрошает автор. Его ответ ясен.

А дали-то очень много.

В Одессе автор увидел новизну только в "таки да". А Илья Ильф ? А одесский юмор Михаила Жванецкого, собирающий переполненные залы по всей стране ? Если вам, Буровский специфика искрометного одесского юмора недоступна, это ещё ни о чём не говорит.

Что касается ряда литературных имен (например, Бабель, Маяковский, Мандельштам, Симонов, Пастернак, Шолом-Алейхем, Иосиф Бродский), то оценка их творчества в определённой степени зависит от вкуса читателя. И, возможно, от его подготовки. То же касается и композиторов. Национальность тут ни при чём. Гроссман, например, на мой взгляд, выдающийся писатель, впервые показавший художественно родственность гитлеровского нацизма и сталинского тоталитаризма. Прекрасный писатель Анатолий Рыбаков. Впервые он смог в "Детях Арбата" проникнуть в психологию тирана. Замечательный публицист Аркадий Ваксберг, непревзойдённые отечественные фантасты братья Стругацкие... Нет необходимости, да и невозможно привести имена писателей, поэтов, композиторов, исполнителей еврейского происхождения. Вообще сравнивать писателей и поэтов друг с другом не всегда корректно. Сейчас некоторые авторы выходят огромными тиражами – есть спрос. Но это ничего не значит. Не хотел бы называть конкретных авторов. Огромными тиражами, например, выходят "Гарри Поттер" и "Властелин колец". Ну, и что?

И с Шолом-Алейхемом всё не так просто. Цитирую зрительницу "Хочется написать золотыми буквами о Тевье-Тевеле, о спектакле, о Богдане Ступке. Хочется выйти на все главные площади мира и прокричать: "У нас в Киеве самый лучший театр! Потому что только потому, что Богдан Ступка играет старого простого еврея как настоящий еврей, по-украински, как бог он играет!!! Кто не верит в театр и искусство - приезжайте в Киев и смотрите "Тевье Тевеля"!!!" (Конец цитаты). Блестяще в своё время сыграл Тевье-молочника Михаил Ульянов. По-моему, это прекрасно, что великие русские и украинские актёры играют написанную талантливым еврейским писателем трогательную историю о трудной жизни, о бедности, о чувствах отца. О том, что близко каждому человеку, откуда бы ни происходили его предки.

Эренбурга не читают... Да что вы, Буровский, знаете об этом? Солдаты на фронте, получив газету, прежде всего искали в ней статью Эренбурга. Роль этого публициста в военные годы невозможно преоценить. Было бы логично, если бы, например, автор написал, что Эренбург – выдающийся публицист, но художественные произведения его мне, Буровскому, не нравятся. Блистательная Майя Плисецкая, певец Марк Рейзен, пианист Эмиль Гилельс, скрипач Давид Ойстрах, диктор Юрий Левитан, к голосу которого с замиранием сердца много лет прислушивались миллионы людей, десятки других талантов - остаются вне авторского взора. Какая там объективность! Объективность Буровского - это то же, что жареный лёд.

А совершенно уникальный Аркадий Райкин?

Слава России, многолетний чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник, спортсменка Тамара Пресс...

Я не скажу об евреях лучше Жаботинского: „Нам не за что просить прощения. Мы народ, как и все народы; не имеем ни малейшего намерения быть лучшими. Как одно из первых условий равноправия требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев... У других народов тоже много этого добра, - а ничего, соседи живут и не стыдятся. Нравимся ли мы или не нравимся, в конце концов, это нам совершенно безразлично. Ритуальных убийств у нас нет и никогда не было; но если они непременно хотят верить, что есть такая секта – пожалуйста, пусть верят, сколько влезет...Разве стыдятся наши соседи за то, что христиане в Кишинёве вбивали гвозди в глаза еврейским младенцам? Нисколько: ходят, подняв голову, смотрят прямо в лицо, и целиком правы, так и надо, так как особа народа царственна, не подлежит ответственности и не обязана оправдываться. “

По поводу Послесловия к книге. Автор (Буровский) применяет весьма нехитрый приём, заявляя не без кокетства: считайте его антисемитом, его это не беспокоит. По правде говоря, лично меня абсолютно не интересует, антисемит ли Буровский или нет, руссофил ли он или нет, и женат ли он на еврейке (о чём сообщается в конце четвёртой части – мол, как он может быть антисемитом) или, скажем, на татарке, и как он воспитывает своих детей. Ещ меньше я хотел ввязываться в спор с этим автором и что-либо ему доказывать - за полной бесполезностью подобного меропрятия, так как я не верю ни в его объективность ни в его эрудицию. Меня также совершенно не интересует, каким людям с еврейскими фамилиями и каким израильтянам понравилась книга и какой успех она имела. Речи Геббельса тоже имели большой успех. У определённой аудитории и в определённое время. Что касается израильтян, то у них свой расчёт: чем больше подобных книг будет появляться в России, тем больше евреев будут уезжать в Израиль.

Повторяю: единственное, что кажется мне существенным, - это то, что полуправде могут поверить.

Как нацисты, автор подсчитывает четвертушки и половинки евреев. В книге цитируются гнусные анекдоты, которых интеллигентный человек должен был бы стыдиться. Глумливо перечисляет автор еврейские фамилии писателей, предупреждая читателя не путать их с терминами каббалы. Начиналось и тогда с глумления и оскорблений, а кончалось газовыми камерами...

Себя автор в предисловии именует "интеллектуалом". Со свойственной ему скромностью. Читателю с гордостью сообщается, что младший сын автора "растет самым обычным русским мальчишкой, без малейших симптомов еврейскости". Вообще, родственники еврейской жены автора, видать, крепко оному насолили. Но это уж не наше дело. "Но книга-то наполнена большим фактическим материалом. Вот в чем беда." (Валентин Лебедев, Предисловие редактора). Действительно, беда. Беда в том, что фактический материал отобран очень избирательно и во многом препарирован и искажён.

Назовём вещи своими именами: перед нами воинствующее, малограмотное, самовлюб-лённое, развязное невежество.

Послесловие редактора

Уважаемый Анатолий Лотарев, находить отдельные ошибки у автора дело не хитрое. Вы, к примеру, нашли у Буровского только одну ошибку: Капица – не еврей. Вполне возможно. Я лично не проверял его происхождения, так как мне это глубоко безразлично.

А затем просто даете свою оценку книге Буровского как малограмотному сочинению, «претенциозному невежеству», а в качестве противоядия приводите ряд фамилий евреев, которые дали России много.

Но в своей небольшой рецензии вы сделали больше ошибок, чем нашли на страницах Буровского. Первая: вы пишете в тексте и в послесловии «Вы опубликовали в независимом альманахе «Лебедь» книгу Андрея Буровского «Курс неизвестной истории: евреи, которых не было». Стало быть, вы не заметили важного уведомления, что опубликована вовсе не книга, а только отдельные части из нее. Если же учесть, что у Буровского книга в двух томах, а опубликованы части только из второго тома, то ваши претензии к автору, что он не отразил того и этого (вроде дела Бейлиса и пр.) беспочвенны. Все это он отразил, но так как именно названные темы много раз освещались, я и не включил их в публикацию. Но обе книги вы не читали, посему и ваша рецензия сильно не полна.

Вы укоряете Буровского за то, что он «надергал факты». Сами его факты вы нигде опровергаете, но вот это «надергал»… Вы ведь приводите свои факты, например, перечисляете имена тех, кто внес вклад в развитие русской культуры и науки. Наверняка, не все имена вы приводите. Однако же мы не будем писать, что вы их надергали. Ибо привести все факты в историческом исследовании невозможно. Знаете почему? Потому что их бесконечные множества. Второе – вы не раз обращаетесь ко мне как к «редактору Валентину Лебедеву», в то время как везде в альманахе, в том числе и в предисловии к публикации я называюсь своим именем Валерий.

Видите, как просто указывать на ошибки?

Третье – вы подписали свою рецензию Анатолий Лотарев, а сама она пришла с адреса Valim Levitin. Впрочем, это не ошибка, а просто ваше право на выбор любого псевдонима. Но уж Буровскому , паче чаяния он был бы заподозрен в сокрытии фамилии, вы бы этого не простили.

Тем не менее, ничего не меняя в вашем тексте, я вполне готов дать ему ход.

Редактор Валерий Лебедев

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?