Независимый бостонский альманах

МОЯ ЯПОНИЯ

26-09-2005

Окончание. Начало в 456 от 18 декабря.

Пару слов о японском национальном характере, который, в сущности, и определяет все то, что я описал. Главное, что мне видится в японцах – они люди со встроенным ощущением красоты, гармонии и совершенства, со встроенной вежливостью. Может быть, отсюда групповое поведение, тщательность и аккуратность. Что значит для японцев красота, видно из такого примера. Около нашего города есть поле ирисов площадью не меньше квадратного километра. И это в стране, где площади катастрофически не хватает. Для того, чтобы построить что-нибудь, надо срыть гору или засыпать прибрежную часть океана. И, тем не менее, поле ирисов существует, чтобы раз в год люди могли бы получить наслаждение от этого чудесного вида, который напоминает замечательную картину Ван-Гога. Кстати, выставку “Ван-Гог и Япония” мы видели в Токио, а в Кембриджском Fogg-Museum есть автопортрет Ван-Гога, там он изобразил себя японским буддийским монахом.

Тщательность и аккуратность в работе есть своего рода форма красоты поведения. Это проявляется, например, в очень высоком выходе годных микросхем, что определяется тщательностью выполнения каждой из сотен последовательных технологических операций, или в том, что японцы не берут чаевых – это надо понимать: “Я и так все сделаю наилучшим образом.

В очень интересном исследовании А. Мещерякова и М. Грачёва История древней Японии” прочитал о воздействии географических условий и истории на национальный характер.

“Относительная перенаселённость Японии в условиях невозможности исхода (или же психологической неготовности к нему) диктовала необходимость в выработке строгих правил бытового и социального общежития. Церемонии японцев, являющиеся наиболее часто отмечаемой главной чертой национального характера, – внешнее следствие такого положения вещей, когда существует жизненная необходимость гармонизации самых различных групповых и индивидуальных интересов. Обладая чрезвычайно высоким средним уровнем образованности, развитой и культивируемой индивидуальной рефлексией, японцы, тем не менее, известны на Западе своими коллективными формами поведения , понимаемыми зачастую как “недоразвитость индивидуальности”. Это, безусловно, не так. Речь должна идти о выработанном веками модусе поведения в критически перенаселённом пространстве. Можно сказать, что свободный и осознанный выбор японцев заключается в отказе от индивидуальной свободы ради гармонизации общественных интересов. Теснота добровольного проживания способствует формированию специфического взгляда на мир, весьма отличного от свойственного “равнинным этносам, которым природные условия позволяют расселяться вольготно. Общая тенденция к миниатюризации прослеживается во всех областях жизнедеятельности и культуротворчества – начиная от поэтических форм танка и хайку и кончая искусством выращивания карликовых растений – бонсай.”

 

Чего не хватает японцам, так это изобретательности. Интересно, что Японии не принадлежит ничего из числа фундаментальных изобретений - ни паровой машины, ни ядерной бомбы и атомных электростанций, ни микроэлектроники, хотя все, что они делают, делают лучше всех. Если вспомнить русско-японскую войну 1905 года, то надо сказать, что японцы научились строить современные корабли только после того, как в шестидесятых годах позапрошлого века у берегов Японии, в районе порта Хеда разбился бриг “Надежда”, который шел под командой адмирала Путятина. Японцы спасли русских моряков. Когда адмирал решил построить новый корабль, по указанию императора японцы помогали русским морякам в этой стройке. Одновременно японцы строили такой же бриг себе. И всего через 40 лет японский броненосный флот утопил русский флот в Цусимском проливе. Интересный музей, посвященный этому, нам удалось посетить.

Японцы признают, что им не хватает изобретательности. Поэтому они серьезно думают о проблемах образования. Пару слов об этих проблемах. Я проработал девять лет в университете, занимал должность директора департамента вычислительной техники в аспирантуре, читал лекции по таким предметам, как “Логическое проектирование вычислительных устройств”, “Проектирование отказоустойчивых систем” и другим, вел лабораторные работы, семинары. Студенты принимали активное участие в моих научных исследованиях. Все это соответствовало стилю преподав
ания в университете. Но что существенно отличалось от принятого в Японии, так это мои товарищеские отношения со студентами, выходившие далеко за рамки принятых отношений. Я уже писал, как удивился японский профессор, когда я попросил книгу для моего студента. А я действовал по российским правилам, отношения со студентами были вполне товарищеские. Мы вместе посещали музеи, онсены, студенты бывали у меня в гостях, у родителей одного из них мы гостили в их японском доме.

Как-то сказал одному своему студенту, что люблю Японию, восхищаюсь вежливостью японцев и т.п. Его ответ: "Вашу, профессор, вежливость и доброту в отношении к студентам даже сравнивать нельзя с отношением к нам японских профессоров ". Вот так. Это тоже Япония, по-прежнему непонятная мне. Может быть, результатом этого были столь теплые проводы, когда на прощальный ужин съехались мои выпускники со всей Японии.

Японские студенты несут в себе все особенности японского менталитета. Так, например, они не списывают. Если во время экзамена, прогуливаясь по рядам, и увидев ошибку у кого-нибудь, я указывал на неё, то в сданной по окончании экзамена работе находил такую запись: “Это решение мне подсказал профессор”. Принятое отношение младших к старшим и, может быть, опасение потерять лицо, мешают студентам задавать вопросы. Как я их не уговаривал поднять руку и задать вопрос во время лекции, если что-то непонятно, за девять лет работы не получил ни одного вопроса. При встрече в коридоре студент никогда не поздоровается с профессором первым, не из-за невежливости, Боже упаси!, а просто не смеет, - настолько на разных уровнях они находятся!

Студенты отчетливо делятся на две группы. Одни ходят в университет, чтобы получить знания и найти затем хорошую работу. Другие же просто проводят время в университете, благо, у родителей есть деньги платить за обучение, и из университета не выгоняют за неуспеваемость, один и тот же курс можно проходить аж по три раза. Многие студенты плохо говорят по-английски и не умеют читать без словаря даже технические тексты.

Но “общие недостатки” ни в коей мере не мешают проявляться отдельным талантам, которые сделали бы честь любой нации. Так, один из моих студентов, окончивший университет в 2000 году, Иохей Сато оказался талантливым в особо крупных размерах. Мы сделали с ним хорошую научную работу и подружились по-настоящему. Кстати, незадолго до нашего отъезда он приезжал в гости в Айдзу из Токио, где работает, ночевал у нас, расстроился, что Таня-сан была в это время в Америке, ведь она учила его варить русский борщ. Так вот, он рассказал, как работает в своей фирме Hitachi. Рабочий день от девяти утра до девяти вечера – таково неофициальное правило. Работа скучная, нетворческая, но изменить свое положение он не сможет, по крайней мере, в течение первых двух-трех лет. Я уже обращал внимание на то, что у нас в России правильно называют японцев трудоголиками. Но это все-таки лучше, чем алкоголики. Может быть, это и есть главное различие национальных характеров: талантливый пьяница и вежливый трудоголик. Конечно, сказано очень грубо, но что-то в этом есть.

Японские ученые хорошо понимают, что образование должно развивать интеллект, учить самостоятельно мыслить и приобретать новые знания. Мне кажется очень точным определение профессора Лео Есаки, президента Цукуба Университета: “Дисциплина – основа японской системы образования, студенты не задают вопросов своим учителям. Япония в целом похожа на таких студентов”.

Даже выдающийся музыкант, дирижёр Сейджо Озава в одном из номеров газеты Japan Times за 2001 год поместил статью в серии статей The view ahead” под названием “Individuality before creativity”. В ней он рассматривает проблемы музыкального образования в Японии, где говорит о необходимости освобождения от группового поведения.

В 1999 году я организовал симпозиум на тему: "Айдзу-Университет в ХХI веке". Гвоздем этого мероприятия были доклады ректоров двух петербургских институтов - моего ЛЭТИ и ЛИТМО. Были приглашены также несколько крупных японских ученых. Главная тема - обмен опытом развития изобретательности у студентов. Считается, что в России подготовка специалистов находится на очень высоком уровне, с изобретательностью у нас все хорошо, и это правда: выпускники легко находят работу в Европе и Америке. Результатом симпозиума явилось соглашение о сотрудничестве между японским и петербургскими университетами.

В марте 2002 года, накануне ухода на пенсию в звании “Профессор-Эмеритус”, что значит “Почетный профессор в отставке”, я, как и три других уходящих профессора, прочитал свою прощальную публичную лекцию, которую назвал ”Мой опыт в сочетании обучения и научной работы студентов”. Я думаю, что причина разницы в уровне подготовки русских и японских студентов – гораздо меньшая скованность русских, чем японцев. Приведу иллюстрацию этого.

В 2001 году в Университете была организована встреча с пятью нобелевскими лауреатами, двое из которых японцы. Встреча была организована с большой помпой. Вопросы надо было готовить за месяц до встречи, только после завершения предварительного отбора я получил право задать свой вопрос профессору Широкава. Я должен был выучить вопрос наизусть и выполнить другие указания специальной инструкции. Конечно, университет заполнила охрана, прибыло телевидение, и в переполненном зале началась эта встреча. Мне, как получившему разрешение задать вопрос, было указано специальное место в зале. Каждый из лауреатов рассказал о своем пути, затем пришло время задавать вопросы. Когда подошла моя очередь, девушка подбежала ко мне, встала на колени и подала микрофон. Я задал свой вопрос: “Каково Ваше мнение о целесообразности специального обучения для особо одаренных студентов как основы создания научной элиты для будущего Японии?”. В России такой отбор особо талантливых студентов уже давно и широко применяется. На нашем симпозиуме на это было обращено особое внимание. Ответ на мой вопрос оказался отрицательный: “В Японии нас не поймут”. Я еще раз убедился, как высок в Японии уровень консерватизма.

Я уже писал, что в Японии хорошо осознают, что надо что-то менять, чтобы развить изобретательность, и создание нашего университета - шаг в этом направлении. Ответ на мой вопрос говорит, как трудно проводить такие, да и любые другие изменения. Тем не менее, хочу надеяться, что мои усилия по пропаганде российского опыта подготовки специалистов не пропадут втуне.

Теперь попытаюсь сделать более-менее формальное сравнение, пользуясь данными из справочников, укротив, насколько это возможно, свои эмоции. Япония и Россия имеют почти одинаковое население (127 и 145,5 миллионов), но площадь России в 46 раза больше, при этом половина Японии покрыта горами. Все виды природных богатств есть в России, а в Японии практически полное их отсутствие. Зажигая на кухне газ, я знал, что этот газ в сжиженном виде привезли в танкере с Ближнего Востока. Но при этом Япония вторая или третья экономика мира (уже нет – скорее третья-четвертая – В.Л.) , а Россия где-то внизу таблицы. Хочу попробовать найти исторические причины, связанные с различием национальных характеров. История последних двух веков показывает переход России и Японии через примерно одинаковые этапы, но в разное время.

Россия: 1861 – конец феодализма, освобождение крестьян, начало перехода к капитализму, стремление к расширению империи; 1904 - война с Японией; 1914 - - I мировая война; 1917 - неудавшаяся буржуазная революция, переход к диктатуре с целью завоевать мир (идея Мировой Революции, Коминтерн); 1941 - II мировая война; 1945 – вступление в войну с Японией; 1945 – 1989 - холодная война с Америкой; 1989 - начало перехода к буржуазно-демократическому строю, как результат поражения в холодной войне.

Япония: 1868 – конец феодализма, стремление к расширению империи, 1904 - война с Россией, захват Кореи и Китая, постепенная милитаризация и фашизация страны, тройственный союз Германии, Италии и Японии. Япония захватывает значительную часть Азии, не только Китай и Корею, но и Индонезию, Филиппины и другие страны. Америка, чтобы остановить японскую экспансию, заблокировала доступ нефти с Ближнего Востока. В 1941 году Япония ответила Перл-Харбором. В 1945 году Япония, проиграв войну, начала под давлением Америки переход к буржуазно-демократическому строю. Точнее, командовавший оккупационными войсками генерал Мак-Артур, предложил побежденной Японии конституцию, в основных положениях похожую на американскую.

Японцы, ознакомившись с проектом, были несколько ошарашены – слишком много свободы по сравнению с их прежней Meiji Constitution (реформы времен Мейдзи – 1867 г. – В.Л.). Японцы принимали активное участие в обсуждении проекта, но в силу присущего им консерватизма не использовали всех возможностей для создания подлинно демократического строя. Японская конституция есть результат компромисса между американцами и японцами и носит мозаичный характер. Более того, не все возможности для создания подлинно демократической системы были использованы японцами и позднее. Так, генерал Мак-Артур дал японскому премьеру Иошида возможность в течение двух лет внести изменения в документ, но японцы не воспользовались этим. Это и есть Япония, в которой все должно идти постепенно, шаг за шагом.

Следует отметить, что перед Революцией 1917 года Россия была самой быстро развивающейся страной и, не случись этого несчастья, которое называлось Великая Октябрьская Социалистическая Революция, все было бы не так. Однако, у истории нет сослагательного наклонения. Мне кажется, что революции были неизбежны. В Японии тоже была революция, но она случилась на пятьдесят лет раньше (Мейдзи – В.Л.), чем в России, но тогда еще не было пулемётов и скорострельных пушек, и гражданская война не стоила стольких жертв.

Теперь ясно, что Россия отстала от Японии с переходом к современной системе на 44 года, а, кроме того, до этого перехода, как я уже писал, около 80% национального продукта в Советском Союзе тратилось на подготовку к войне, на холодную войну, в то время как Япония развивала гражданскую экономику и украшала страну.

Давайте подведем некоторые итоги, проведя формальное сравнение России, Японии и Америки по четырём важнейшим показателям:

  • - средней продолжительности жизни;
  • - величине валового национального продукта на душу населения;
  • - так называемому “качеству жизни”- обобщенному показателю, введенному Организацией Объединённых Наций;
  • - экологическому показателю - воздействию на окружающую среду. Если первые три определяют жизнь в наше время, то четвертый - будущее человечества.

Сравнение средней продолжительност.. В Японии - 85 лет для женщин и 78 лет для мужчин – самые высокие в мире, тогда как в России 66,4 для женщин и 56,1 для мужчин (сейчас – 58 – В. Л.); при этом из-за алкоголизма разница в продолжительности жизни для мужчин и женщин самая большая в мире.

Средний русский мужчина не доживает почти 22 года (20) до среднего японца! По результатам последней переписи население России уменьшилось на 1,5 миллиона. А у японского правительства совершенно другая проблема – gray population, то есть как обеспечить нормальную жизнь всё большего числа пожилых людей. Имеет место лавинообразный процесс старения населения: если в 1970 году доля населения старше 65 лет составляла 7%, то уже в 1994 году – 14%.

Я думаю, что водка – одна из главных причин различий между Россией и Японией, или одно из главных следствий различия в национальных характерах. Часто говорят, что водка – следствие тяжелой жизни в России, хотя мне кажется, что это также и причина такой жизни. За девять лет в Японии я ни разу не встречал по-настоящему пьяного японца. Крепость рисовой водки - саке 14-18 градусов, это совсем не то, что наша сорокаградусная. Пьяный человек не соответствует японскому представлению о красоте.

Тут уместно вспомнить, как во время одного из наших путешествий мы оказались в порту Тояма, где на пирсе, куда причаливают и российские суда, увидели объявление только на русском языке: “Водку не пить, песни не петь, костры не разжигать”. Да, только на русском.

Чтобы ещё раз подчеркнуть разницу между японцами и русскими, напомню о погроме в Москве после просмотра на огромном телевизионном экране в центре города футбольного матча между командами России и Японии на первенство мира 23 января 2002 года, окончившегося победой японцев со счётом 1:0. Во время пьяного дебоша пострадало около 70 человек, было разбито около 100 автомобилей. Не могу себе представить такое в Японии, даже если бы японцы проиграли с разгромным счетом. .

Величина валового национального продукта на душу населения в России в 14,2 раза меньше, чем в Японии! Кстати, по этому показателю Япония обгоняет и Америку, где эта цифра почти в полтора раза ниже. Но это уже отдельный вопрос.

Но что надо отметить, так это то, что даже постоянно бунтующая Аргентина, народ которой раз за разом отправляет президента и правительство в отставку, имеет этот показатель в 3,5 раза выше, чем в России. Именно Аргентина, а не Португалия, перегнать которую было задачей, сформулированной президентом Путиным, обсуждавшейся во время последних выборов в Думу.

Прочитал в журнале “Огонёк” интервью с врачом, профессором Рошалем, прославившимся во время эпопеи с заложниками “Норд-Оста”. Он назвал страшные для великой державы цифры – по состоянию здравоохранения Россия находится на 185-м месте среди 191 страны. Я не знаю точно, на каком месте в этом списке Япония, но меня и многих моих друзей вылечили от всех болезней, которые мы привезли с собой.

Воздействие на окружающую среду определяется количеством вредных выбросов на единицу произведенной продукции. Население Америки составляет 5% мирового населения, но она производит 26% мировой продукции, а эмиссия углерода в атмосферу составляет 23% от общемировой. Эти же цифры для Японии 2%, 17% и 5% соответственно! Сравните 23% вредных выбросов на 25% продукции и 5% на 17%. Производство в Японии в три раза чище, чем в Америке! Для России 3%, 2% и 7%, то есть еще в три раза грязнее, чем в Америке и в девять раз, чем в Японии!

Теперь, когда я вижу деревянные столбы линий электропередач в Бостоне, а других здесь и нет, вспоминаю, что в Японии столбы только бетонные - японцам каждое дерево жалко. В Японии, если видишь ограду из деревянных жердей, то при ближайшем рассмотрении оказывается, что она сделана из железобетонного подобия этих жердей. В наше время Япония – мировой лидер в решении проблем экологии. Именно в Киотской декларации разработаны меры по сохранению окружающей среды.

Отмечу еще одно различие между Японией и Россией. Оно не материальное, а больше говорит о различии национальных характеров. Дело в том, что в Японии я никогда не слышал слов “Великая Япония”. СССР же считался великой державой и в России до сих пор говорят о том, что она опять должна стать великой. Зачем?

Можно думать, что главная причина различия Японии и России заключается в том, что Россия многонациональна, а Япония закрытая страна. Действительно, для того, чтобы стать гражданином Японии, надо прожить в ней не менее 17 лет, или жениться на японке и принять её имя. Население на 99,4% состоит из японцев и на 0,6% из корейцев. Но и Америка многонациональна, однако это не помешало ей стать первой державой мира. Закрытость страны, можно рассматривать и как причину, и как следствие японского характера. А нормальные условия для жизни людей оказывается можно создать и в многонациональной стране, если принять и уважать соответствующие законы. Это и сделано в Америке.

Вместо заключения.

Однажды мне показали раритет - "Краткий Русско-Японский Словарь", составленный лейтенантом фрегата "Аскольд" Г. Сутковым в 1866 году. Он начинается так:

"Япония - это некогда загадочная страна, сделалась доступной для европейцев. Населенная народом многочисленным, умным и трудолюбивым, владея большими естественными богатствами и занимая в мире положение, предназначенное единственно для морской торговли, обратила на себя внимание почти всех образованных народов".

Под естественными богатствами лейтенант имел в виду, я думаю, морепродукты, ведь нефть в те годы была ни к чему (не совсем – уже ее добывали, получали керосин и еще кое- что – В.Л.). Так что удивление, которое вызывала Япония, сохранилось и в наше время, по крайней мере, у меня.

Несмотря на мой девятилетний японский опыт, я бы затруднился кратко сформулировать причины той огромной разницы между Россией и Японией, о которой мы много говорили. Ясно, что национальные характеры японцев и русских различны по множеству параметров. Если бы меня попросили дать столь же краткое и четкое определение русского национального характера, как это сделано для японского, я бы не взялся за это по нескольким причинам, одна из которых – я, русский, стеснялся бы говорить о некоторых его характеристиках, хотя кое-что пришлось упомянуть. Попробую использовать чужие слова. Как-то прочитал в очередной статье остроумного Георгия Бовта в “Газете-Ру”:

“Иностранцы смотрят на Россию со стороны – и недоумевают: а с чего, собственно, такие потуги на исключительность? Из-за размеров? Суровости климата? Какого-то сверхъестественного вклада в большую общецивилизационную копилку? Или, может из-за особой какой духовности? Ответ, им, видать, не очевиден. Впрочем, нам тоже. Так чего же мы пыжимся?”.

С этим надо согласиться. Попробую всё-таки сказать, что если консерватизм и встроенное чувство прекрасного – главные характеристики японцев, то раскованность во всем, от пьянства и ненависти, с одной стороны, до высочайшего творческого потенциала, а творчество без раскованности невозможно, с другой стороны, - главная черта людей, населяющих мою родину. Например, только в России мог быть создан скрипичный концерт Чайковского, без которого представить себе современную музыку невозможно. Но зато на конкурсе исполнителей японцы могут быть в числе победителей. И в японский университет приглашают русских профессоров, а не наоборот. И еще много чего удивительного есть в моей России. Но оставлю сделать свои выводы для моих русских читателей. Я надеюсь, что то, что сейчас происходит в России, дает надежду, что через некоторое время страна займет в мировой системе место, подобающее её исключительным природным и интеллектуальным богатствам.

Японский консерватизм – это медаль, имеющая прямую и оборотную стороны. Я часто думаю, не приведет ли глобализация, увлечение западным образом жизни, уход от сегодняшних японских ценностей к потере преимуществ Японии? Японские ученые думают об этом тоже.

А что, если представить, что Росcия, проиграв холодную войну, перестала бы вооружаться, вступила в НАТО, допустила американские базы на своей земле, как это сделали японцы, и начала украшать жизнь? Продажа спиртных напитков была бы запрещена после семи вечера и в воскресенье. Было бы слишком хорошо, но напиться негде. Чушь какая-то.

Вспомнил написанное мною через две недели после приезда в Японию.

Пора бы выплюнуть российскую отраву,
Спиртное, лень, уверенность в беде,
И будущее в зареве кровавом.
Пора понять – мир создан для людей.

Если бы я верил в реинкарнацию, хотел бы я в моей следующей жизни быть японцем? Оставлю этот вопрос без ответа.

В начале статьи я описывал наш выбор между Японией, Германией и Америкой. Теперь же могу сказать, что о сделанном выборе не жалею.

Нет, не сужу я жизнь свою,
В Японии жил девять лет.
Я побывал в земном Раю,
И крупных сожалений нет.

Иногда хочется сказать, что жизнь в Японии – это какое-то чудо. Хотя, правильнее было бы считать, что такая жизнь должна считаться нормальной, а вот жизнь в России – это чудо, но чудо отрицательное.

Если кому-нибудь приведенные мною факты и соображения для восхищения Японией окажутся недостаточными, пусть прочтет одну хайку – трёхстрочное стихотворение поэта Басё (1644 – 1694):

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Некоторые из первых слушателей моих рассказов о Японии здесь в Америке как-то критически отнеслись к восхищению этой страной. Например, говорили, что японцы – жестокие люди. Сожгли в топке паровоза Сергея Лазо, убили сотни тысяч китайцев, вероломно напали на Перл-Харбор. Ну, что я могу им ответить? Что советская власть убила многие миллионы своих жителей; что Гитлер только на несколько недель опередил Сталина (как минимум – на год – В.Л.), который был готов напасть на Германию; что Америка сбросила атомные бомбы на Японию, что более 200 тысяч японских военнопленных погибли в сибирских лагерях от голода. Просто ХХ век был веком безумным. Будем надеяться, что новый, ХХI век будет другим. В этом веке люди будут думать не о гегемонии, а о судьбах человечества, и мне кажется, что Япония лучше других подготовлена к решению глобальных задач.

В прошлом году прочитал в “Газета.ру”:

“Известный японский предприниматель, президент банка “Митиноку” Косабуро Дайдодзи предложил поставить в Кронштадте памятник российским морякам в ознаменование 100-летия русско-японской войны. “Одна из причин непонимания, сохраняющегося между нашими двумя народами, - неприятный осадок, который остается до сих пор в душах россиян от поражения в войне 1904-1905 годов с Японией. Я думаю, со стороны японского народа было бы знаком уважения и дружеского расположения поставить в Кронштадте такой памятник ” - заявил Дайдодзи в интервью РИА “Новости”. Этот памятник обойдется в 100 –200 млн иен (970 – 1850 тыс. долл). Эти деньги готов выделить банк “Митиноку”.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?