АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ИСТОРИЕЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

02-02-2006

Владимир Емельянов Попробуем развернуть перед взором читателя картину, когда-то поразившую наш собственный взор – астрологические закономерности, по которым развивалась русская поэзия. Не делая долгих предисловий, укажем лишь на то, что в основе нашего показа лежит чистый эмпирический материал, не приправленный какими-либо теоретическими рассуждениями, которые он должен был бы подтвердить.

В начале русской поэзии, наиболее полно выразившей себя во 2-й половине XVIII века, видны фигуры: Тредиаковского (5.03.1703), Шишкова (9.03.1754) и Капниста (23.02.1758) (Рыбы); Ломоносова (19.11.1711), Хераскова (5.11.1733) и М. Н. Муравьёва (5.11.1757) (Скорпион); Сумарокова (25.11.1717) (Стрелец); А. Кантемира (10.09.1709) и И. И. Дмитриева (21.09.1760) (Дева); а также Державина (14.07.1743) (Рак). Время правления этих поэтов приходится на 1740–1810 гг. Мы видим, что большая их часть относится к знакам стихии Воды. [Здесь и далее все даты приводятся по новому стилю].

У поэтов этого времени было несколько задач. Во-первых, они должны были определить размеры, наиболее присущие русскому стиху. Для этого требовались незаурядные способности к абстрактному, математическому стиховедению, к отвлечению от предмета во имя чистой “музыкальной” формы. Во-вторых, именно они озаботились вопросами разделения штилей на высокий, средний и низкий, с видимым предпочтением высокого. В-третьих, их задачей было переложение с церковнославянского богослужебного языка на высокий штиль светской пиитической речи лучших образцов древнееврейской поэзии Псалмов. В-четвёртых, всё возвышенно-славянское и церковное они должны были смешать с античным и светским, чтобы в результате получилась поэзия, приблизительно похожая на лучшие французские образцы.

Итак, новая абстрактная форма, старый церковный язык, нравственно возвышающие предметы, соединение библейских и античных мотивов в светском одическом песнопении — вот задачи, наиболее соотносимые как раз со свойствами людей водной стихии (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Вода). К тому же, все их творения отличались длиной и монументальностью. “Огненный” Сумароков со своей обличительной сатирой, со стремлением к укорочению стиха не вписался в требования эпохи — как родившийся не в своё время.

Период с 1810 по 1842 гг. можно условно разделить на три подпериода. Он начинается в 1810-1823 гг. и открывается именами: Жуковского (9.02.1783), Гнедича (13.02.1784), Крылова (13.02.1769) и Мятлева (8.02.1796) (Водолей), а также Батюшкова (29.05.1787), Пушкина (6.06.1799), Ф. Глинки (19.06.1786) и Кюхельбекера (10.06.1797) (Близнецы). Поэты-Водолеи этого времени имеют особую миссию размерно- и интонационно-точного переложения европейской поэзии — от греко-римского времени до французской литературы XVIII века. Это философы, воспитатели вкусов дворянства (а Крылов — и всего народа), благочестивые переводчики гомеровского эпоса, немецкой романтической лирики и эзоповско-лафонтеновских басен, люди чрезвычайно образованные по немецко-французской моде, но являющие собой скорее фигуры перехода от XVIII века к XIX-му, нежели свободных российских пиитов, каков Батюшков. Именно Батюшков первым делает скачок от перевода на русский к писанию по-русски. Он начинает стилистически снижать поэтическую речь (впрочем, впервые просторечия использует в поэтической речи Крылов, но у него это обусловлено жанром) и вводит в содержание стиха неканонические образы и чувства.

Примерно тем же занимается до 1823–26 гг. юный Пушкин (Близнецы), составляющий второй подпериод, который длился до его смерти в 1837-м. Пушкин продолжил линию Батюшкова, перейдя от писания по-русски к думанию по-русски, а также довершив работу по упрощению и снижению поэтического языка. Пушкин первым стал использовать в составе одного стихотворения элементы всех трёх штилей, смешав возвышенный предмет с самым низким и пошлым; он, наконец, нащупал те проклятые вопросы русской жизни, которые только и надлежит выражать русским языком, — и тем самым преодолел разрыв между формой и содержанием, столь актуальный даже для позднего Батюшкова, который умел писать по-русски, но подумать о русском не мог.

Параллельно Пушкину развивается и впоследствии на время заглушает его третий подпериод, длившийся с 1823 по 1842 гг. Он представлен именами Рылеева (29.09.1795), Лермонтова (15.10.1814) и Кольцова (3.03.1809) (все трое Весы). Это поэты социального протеста, первые русские диссиденты и правозащитники, — и вместе с тем у них были две эстетические задачи. Во-первых, они поэты-певцы, сказители-скальды, тесно связавшие стихотворчество с жанрами и формами русского (а Лермонтов — и восточного) фольклора. От них открывается прямая дорога к русской крестьянской поэзии с двумя её основными особенностями: эпическим складом стиха и темой барского гнёта. Наиболее выдающиеся поэты фольклорно-крестьянского направления родились в знаках Кардинального креста с явным преобладанием Весов: Кольцов (3.10.1809), Никитин (3.10.1824), Клюев (10.10.1884) и Есенин (3.03.1895) (Весы); Суриков (6.04.1841) и Ширяевец (14.04.1887) (Овен); а также Клычков (13.07.1889) (Рак). Как мы увидим далее, тот же крест формировал и направление акмеистов. Значит, между этими направлениями есть нечто общее: именно — тяготение к далёкому прошлому земли и рода, а также прославление народной воли.

Во-вторых, это романтические индивидуалисты, у которых нелюбовь к власти означает нелюбовь к общему и обязательному, а в логическом пределе такой позиции — нелюбовь к самой жизни. Неудивительно, что живут они мало, они вешаются, их ссылают (то же самое: жизнь в подвешенном состоянии), и они гибнут в своём изгнании. В это же время дебютирует и поэт-любомудр Веневитинов (26.09.1805) (Весы), не успевший сказать своё слово в русской поэзии. После них на целых десять лет поэзия замирает…

Итак, мы видим, что почти все известные поэты первой половины XIX века рождены под знаками Воздуха (см. Новую Астрологическую ЭнциклопедиюВоздух). Исключения составляют: Ширинский-Шихматов (18.11.1790) и Бенедиктов (5.11.1807) (Скорпион); Баратынский (2.03.1800) и Языков (4.03.1803) (Рыбы), своей формой, стилем и элегическим мироощущением скорее связанные с авторами XVIII века и прошедшие в русской литературе как бы мимоходом (примечательно, что и географически многие из них связаны не со средней Россией и не с Петербургом, а с Финляндией и Эстонией — астрологической территорией Рыб). К водным относился и такой незначительный пиит, как князь Вяземский (12.07.1792) (Рак). И совершенно выпадают из мэйнстрима: классицист Катенин (22.12.1792) (Козерог), Дельвиг (17.08.1798) (Лев) и поэт-изгнанник Полежаев (11.09.1805) (Дева).

Но вернёмся к стихии Воздуха. Для поэтов, находящихся в её власти, наиболее важны вопросы о языке и мышлении, о связи между формой и содержанием стихотворения, о том, какими должны быть средства выражения в рамках нынешней социальной действительности и какие мысли можно высказывать, используя эти средства. Условно говоря: сперва Крылов точно и образно переводит басню, пытаясь приспособить сюжет Лафонтена к русской жизни; затем Батюшков и Пушкин приспосабливают к той же русской жизни язык; и, наконец, Лермонтов задаёт этой жизни — приспособленным к ней языком — проклятые вопросы (едва намеченные поздним Пушкиным).

После 10-летнего перерыва, сплошь занятого Булгариным и письмами Белинского к Гоголю, начинается следующий большой период в развитии русской поэзии, продлившийся с 1852 по 1900 гг. Крупнейшими представителями этого времени были: Тютчев (5.12.1803), Фет (5.12.1820), Огарёв (6.12.1813), Некрасов (10.12.1821), Плещеев (5.12.1825), Полонский (6.12.1819) и Апухтин (27.11.1840) (Стрелец); Ап. Григорьев (1.08.1822), Курочкин (9.08.1831) и Случевский (7.08.1837) (Лев), а также Надсон (26.12.1862) (Козерог). Здесь можно выделить два подпериода, первый из которых — некрасовско-тютчевский — продлился с 1854 по 1878 гг., и второй — с 1878 по 1900 гг., без сомнения бывший апухтинским и надсоновским.

В первом подпериоде величественно властвуют знаки Огня (см. Новую Астрологическую ЭнциклопедиюОгонь), в эпоху которых преобладают две тенденции: романтическое восприятие природы и острая сатира на государственный строй, порой с призывом к бунту. Стихотворение укорачивается; большое внимание уделяется пейзажу и настроению природы в различные времена года; затрагиваются актуальные политические и экономические проблемы, а также вопросы нравственно-этического характера. Эстетические проблемы этого времени — это проблемы точного живописания словом, передачи тончайших оттенков мысли и настроения, проблемы экономии речи за счёт накопления приёмов условного изображения, проблемы речевой игры (поиски редких рифм, стихотворные каламбуры). В то же время все эстетические проблемы должны отступить при решении важнейших общественных вопросов: поэзия этой эпохи приобретает гражданственное звучание. Некрасов помогает первой волне крестьянских поэтов, Тютчев и Фет помогают становлению символистов, Курочкин подготавливает пришествие Саши Чёрного.

Во втором подпериоде правят Надсон, Апухтин и Случевский, романсово-элегическое направление которых воскрешает уже покойного Ап. Григорьева. Время после смерти Некрасова может быть с полным правом названо эпохой романса, то есть музыкально-стихотворной композиции элегического содержания. Поэзию начинают петь дилетанты, и с этого времени наряду со словом напечатанным существует слово распевное, неподцензурное. Идея времени: смертная скука, холодные сумерки жизни и желание небытия.

За пределами поэтического мэйнстрима остаются: разноплановый А. К. Толстой (5.09.1817) (Дева), сатирик Д.Минаев (2.11.1835) (Скорпион), переводчик Л. Мей (13.02.1822) (Водолей) и пейзажист А. Майков (4.06.1821) (Близнецы). Толстой во многом был предтечей символистов; виртуозу формы Минаеву следовало бы или жить в предыдущем столетии, или быть современником футуристов — в ХХ-м, Мею — быть современником Гнедича, а Майкову — водить дружбу с Пушкиным и Батюшковым. Увы, они родились не в своё время…

С 1900 по 1937 гг. в русской поэзии возникают политико-эстетические партии, каждая из которых пытается сочинять стихи в русле однажды выбранной теоретической системы. За Тютчевым, Толстым и Фетом следуют символисты: Анненский (1.09.1855) (Дева); Бальмонт (15.06.1867) и Волошин (28.05.1877) (Близнецы); Брюсов (13.12.1873) и Блок (28.11.1880) (Стрелец); Сологуб (1.03.1863) и Вяч. Иванов (28.02.1866) (Рыбы). Мы видим, что наиболее яркими представителями этого направления являются родившиеся в знаках Мутабельного креста (см. Новую Астрологическую ЭнциклопедиюКресты качеств), и характер их доктрины — отображение символов потустороннего мира в мире дольнем — совершенно соответствует крестовой идее изменчивости и множества миров.

Чуть позже возникают акмеисты: Гумилёв (15.04.1886) (Овен), Ахматова (23.06.1889) (Рак) и Мандельштам (15.01.1891) (Козерог). Как мы видим, все они представляют Кардинальный крест с его идеей тождества внутреннего и внешнего, с любовью к рукотворному зданию и человеческой воле, его воздвигнувшей. Можно сказать, что если символисты были очень библейскими по мироощущению людьми, то акмеисты — поклонники и проповедники античности.

Ещё позже развиваются футуристы: Хлебников (9.11.1885) (Скорпион), Северянин (16.05.1887) (Телец) и Пастернак (10.02.1890) (Водолей) — люди Фиксированного креста, любители потаённого и внутреннего, провозвестники форм будущего мира. Вы уже заметили, уважаемый читатель, что мы как-то пропустили Белого и Маяковского. Дело в том, что они просто “не туда попали”. Белый (26.10.1880) (Скорпион) по своему мировосприятию, по работе со стихом, по чувству будущего — скорее футурист, чем символист. Маяковский (19.07.1893) (Рак) со своей любовью к архаике и коллективным движениям по преобразованию чего-либо — скорее акмеист, чем футурист…

Все ли крупные мастера поэзии вписались в какие-либо партии того времени? Нет, не все. За пределами групп и группок остались четверо поэтов одного знака: Цветаева (8.10.1892), Есенин (3.10.1895), Саша Чёрный (13.10.1880) и ранний Бунин (22.10.1870) (Весы). Все трое — яркие индивидуалисты, романтики и лирики, тяготеющие к формам фольклора и поэзии протеста (как и завершители пушкинской эпохи).

Последняя партия, создавшаяся уже при Советской власти, — обэриуты, ярчайшими представителями которых были Хармс (30.12.1905) (Козерог) и Заболоцкий (07.05.1903) (Телец). На периферии у них расположились фигуры родственного Курочкину Олейникова (4.08.1898) (Лев) и родственного Блоку Введенского (6.12.1904) (Стрелец). В идеологии этой группы доминируют Знаки Земли (см. Новую Астрологическую ЭнциклопедиюЗемля), подчёркивая тяжёлый материалистический характер победившей и утвердившейся идеи, а также расхождение этой тверди со здравым смыслом бытия.

Таким образом, просматриваются следующие закономерности. С 1740 по 1900 гг. развитие русской поэзии проходило в границах доминирующей стихии. Началась она с поэтов Воды (поиски формы, высокий штиль), перешла к поэтам Воздуха (равновесие формы и содержания, ввод низкого стиля и смешение стилей) и закончилась поэтами Огня (примат содержания над формой, средний стиль). После 1900 года и до 1937-го поэзия развивалась в рамках крестовых идей и направлений: равноправие внешнего и внутреннего, актуального и потенциального, видимого и невидимого (символизм, Мутабельный крест), примат внешнего над внутренним (акмеизм, Кардинальный крест), примат внутреннего над внешним (футуризм, Фиксированный крест). Исключение из этого правила представляют обэриуты (Земля и Огонь).

После обэриутов свободная поэзия в России развивается в самых разных направлениях и эпохах:

  • военно-романтическая (30–40-е; Твардовский, Симонов, Слуцкий, Самойлов, Коган, Кульчицкий, особняком — Тарковский и Глазков);
  • московские эстрадники (50–60-е; Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина);
  • новые крестьяне (60-е; Рубцов, Прасолов, Передреев, Тряпкин);
  • философы (60–80-е; Айги, А. Володин, Соснора, Коржавин, Ерёменко, Ю. Кузнецов);
  • бардовская (50–70-е; Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор);
  • петербургская (60–80-е; Бродский, Кушнер, Рейн);
  • концептуалисты (80–90-е; Пригов, Рубинштейн, Вс. Некрасов);
  • поздние петербуржцы (80–90-е; Кривулин, Шварц).

Здесь никаких закономерностей астрологического характера пока усмотреть нельзя, поскольку ещё не выделилось главное. Значительные образцы лирики дал русский рок, и в качестве поэтов вполне можно назвать творивших в 80-е годы Гребенщикова (27.11.1953) (Стрелец), а также Башлачёва (27.05.1960) и Цоя (21.06.1962) (Близнецы) — мутабельных авторов-cимволистов. В своём современном состоянии поэзия принадлежит Иртеньеву (25.05.1947) (Близнецы) и Вишневскому (20.08.1953) (Лев) — поэтам-игрокам и юмористам, наследникам понемножку и юного Пушкина, и Курочкина, и Саши Чёрного, и Олейникова. Остальное пока темно и непонятно.

Приложения

Краткий астрологический словарь

Знаки Воды — Рак, Скорпион, Рыбы

Знаки Воздуха — Близнецы, Весы, Водолей

Знаки Огня — Овен, Лев, Стрелец

Знаки Земли — Телец, Дева, Козерог

Кардинальный крест: знаки, расположенные в точках равноденствий и солнцестояний (Овен — Рак — Весы — Козерог).

Фиксированный крест: знаки, расположенные после этих точек, на середине солнечного пути (Телец — Лев — Скорпион — Водолей).

Мутабельный крест — знаки, предваряющие вхождение Солнца в эти точки (Близнецы — Дева — Стрелец — Рыбы).

Количественный анализ рождаемости значительных русских поэтов по знакам Зодиака (1740–1937 гг.):

  • Овен – 3
  • Телец – 2
  • Близнецы – 7
  • Рак – 5
  • Лев – 5
  • Дева – 6
  • Весы – 9
  • Скорпион – 8
  • Стрелец – 11
  • Козерог – 4
  • Водолей – 6
  • Рыбы – 6

Всего 72.

Количественный анализ рождаемости великих русских поэтов по знакам Зодиака (1740–1937 гг.):

  • Овен: Гумилев (1)
  • Телец: Заболоцкий (1)
  • Близнецы: Пушкин (1)
  • Рак: Державин, Ахматова, Маяковский (3)
  • Лев: никого
  • Дева: никого
  • Весы: Лермонтов, Цветаева, Есенин (3)
  • Скорпион: Хлебников (1)
  • Стрелец: Тютчев, Фет, Некрасов, Блок (4)
  • Козерог: Мандельштам, Хармс (2)
  • Водолей: Крылов, Пастернак (2)
  • Рыбы: Баратынский (1)

Всего 19.

Комментарии

Добавить изображение