АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ИСТОРИЕЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
02-02-2006Попробуем развернуть перед взором читателя картину, когда-то поразившую наш собственный взор – астрологические закономерности, по которым развивалась русская поэзия. Не делая долгих предисловий, укажем лишь на то, что в основе нашего показа лежит чистый эмпирический материал, не приправленный какими-либо теоретическими рассуждениями, которые он должен был бы подтвердить.
В начале русской поэзии, наиболее полно выразившей себя во 2-й половине XVIII века, видны фигуры: Тредиаковского (5.03.1703), Шишкова (9.03.1754) и Капниста (23.02.1758) (Рыбы); Ломоносова (19.11.1711), Хераскова (5.11.1733) и М. Н. Муравьёва (5.11.1757) (Скорпион); Сумарокова (25.11.1717) (Стрелец); А. Кантемира (10.09.1709) и И. И. Дмитриева (21.09.1760) (Дева); а также Державина (14.07.1743) (Рак). Время правления этих поэтов приходится на 1740–1810 гг. Мы видим, что большая их часть относится к знакам стихии Воды. [Здесь и далее все даты приводятся по новому стилю].
У поэтов этого времени было несколько задач. Во-первых, они должны были определить размеры, наиболее присущие русскому стиху. Для этого требовались незаурядные способности к абстрактному, математическому стиховедению, к отвлечению от предмета во имя чистой “музыкальной” формы. Во-вторых, именно они озаботились вопросами разделения штилей на высокий, средний и низкий, с видимым предпочтением высокого. В-третьих, их задачей было переложение с церковнославянского богослужебного языка на высокий штиль светской пиитической речи лучших образцов древнееврейской поэзии Псалмов. В-четвёртых, всё возвышенно-славянское и церковное они должны были смешать с античным и светским, чтобы в результате получилась поэзия, приблизительно похожая на лучшие французские образцы.
Итак, новая абстрактная форма, старый церковный язык, нравственно возвышающие предметы, соединение библейских и античных мотивов в светском одическом песнопении — вот задачи, наиболее соотносимые как раз со свойствами людей водной стихии (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Вода). К тому же, все их творения отличались длиной и монументальностью. “Огненный” Сумароков со своей обличительной сатирой, со стремлением к укорочению стиха не вписался в требования эпохи — как родившийся не в своё время.
Период с 1810 по 1842 гг. можно условно разделить на три подпериода. Он начинается в 1810-1823 гг. и открывается именами: Жуковского (9.02.1783), Гнедича (13.02.1784), Крылова (13.02.1769) и Мятлева (8.02.1796) (Водолей), а также Батюшкова (29.05.1787), Пушкина (6.06.1799), Ф. Глинки (19.06.1786) и Кюхельбекера (10.06.1797) (Близнецы). Поэты-Водолеи этого времени имеют особую миссию размерно- и интонационно-точного переложения европейской поэзии — от греко-римского времени до французской литературы XVIII века. Это философы, воспитатели вкусов дворянства (а Крылов — и всего народа), благочестивые переводчики гомеровского эпоса, немецкой романтической лирики и эзоповско-лафонтеновских басен, люди чрезвычайно образованные по немецко-французской моде, но являющие собой скорее фигуры перехода от XVIII века к XIX-му, нежели свободных российских пиитов, каков Батюшков. Именно Батюшков первым делает скачок от перевода на русский к писанию по-русски. Он начинает стилистически снижать поэтическую речь (впрочем, впервые просторечия использует в поэтической речи Крылов, но у него это обусловлено жанром) и вводит в содержание стиха неканонические образы и чувства.
Примерно тем же занимается до 1823–26 гг. юный Пушкин (Близнецы), составляющий второй подпериод, который длился до его смерти в 1837-м. Пушкин продолжил линию Батюшкова, перейдя от писания по-русски к думанию по-русски, а также довершив работу по упрощению и снижению поэтического языка. Пушкин первым стал использовать в составе одного стихотворения элементы всех трёх штилей, смешав возвышенный предмет с самым низким и пошлым; он, наконец, нащупал те проклятые вопросы русской жизни, которые только и надлежит выражать русским языком, — и тем самым преодолел разрыв между формой и содержанием, столь актуальный даже для позднего Батюшкова, который умел писать по-русски, но подумать о русском не мог.
Параллельно Пушкину развивается и впоследствии на время заглушает его третий подпериод, длившийся с 1823 по 1842 гг. Он представлен именами Рылеева (29.09.1795), Лермонтова (15.10.1814) и Кольцова (3.03.1809) (все трое Весы). Это поэты социального протеста, первые русские диссиденты и правозащитники, — и вместе с тем у них были две эстетические задачи. Во-первых, они поэты-певцы, сказители-скальды, тесно связавшие стихотворчество с жанрами и формами русского (а Лермонтов — и восточного) фольклора. От них открывается прямая дорога к русской крестьянской поэзии с двумя её основными особенностями: эпическим складом стиха и темой барского гнёта. Наиболее выдающиеся поэты фольклорно-крестьянского направления родились в знаках Кардинального креста с явным преобладанием Весов: Кольцов (3.10.1809), Никитин (3.10.1824), Клюев (10.10.1884) и Есенин (3.03.1895) (Весы); Суриков (6.04.1841) и Ширяевец (14.04.1887) (Овен); а также Клычков (13.07.1889) (Рак). Как мы увидим далее, тот же крест формировал и направление акмеистов. Значит, между этими направлениями есть нечто общее: именно — тяготение к далёкому прошлому земли и рода, а также прославление народной воли.
Во-вторых, это романтические индивидуалисты, у которых нелюбовь к власти означает нелюбовь к общему и обязательному, а в логическом пределе такой позиции — нелюбовь к самой жизни. Неудивительно, что живут они мало, они вешаются, их ссылают (то же самое: жизнь в подвешенном состоянии), и они гибнут в своём изгнании. В это же время дебютирует и поэт-любомудр Веневитинов (26.09.1805) (Весы), не успевший сказать своё слово в русской поэзии. После них на целых десять лет поэзия замирает…
Итак, мы видим, что почти все известные поэты первой половины XIX века рождены под знаками Воздуха (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Воздух). Исключения составляют: Ширинский-Шихматов (18.11.1790) и Бенедиктов (5.11.1807) (Скорпион); Баратынский (2.03.1800) и Языков (4.03.1803) (Рыбы), своей формой, стилем и элегическим мироощущением скорее связанные с авторами XVIII века и прошедшие в русской литературе как бы мимоходом (примечательно, что и географически многие из них связаны не со средней Россией и не с Петербургом, а с Финляндией и Эстонией — астрологической территорией Рыб). К водным относился и такой незначительный пиит, как князь Вяземский (12.07.1792) (Рак). И совершенно выпадают из мэйнстрима: классицист Катенин (22.12.1792) (Козерог), Дельвиг (17.08.1798) (Лев) и поэт-изгнанник Полежаев (11.09.1805) (Дева).
Но вернёмся к стихии Воздуха. Для поэтов, находящихся в её власти, наиболее важны вопросы о языке и мышлении, о связи между формой и содержанием стихотворения, о том, какими должны быть средства выражения в рамках нынешней социальной действительности и какие мысли можно высказывать, используя эти средства. Условно говоря: сперва Крылов точно и образно переводит басню, пытаясь приспособить сюжет Лафонтена к русской жизни; затем Батюшков и Пушкин приспосабливают к той же русской жизни язык; и, наконец, Лермонтов задаёт этой жизни — приспособленным к ней языком — проклятые вопросы (едва намеченные поздним Пушкиным).
После 10-летнего перерыва, сплошь занятого Булгариным и письмами Белинского к Гоголю, начинается следующий большой период в развитии русской поэзии, продлившийся с 1852 по 1900 гг. Крупнейшими представителями этого времени были: Тютчев (5.12.1803), Фет (5.12.1820), Огарёв (6.12.1813), Некрасов (10.12.1821), Плещеев (5.12.1825), Полонский (6.12.1819) и Апухтин (27.11.1840) (Стрелец); Ап. Григорьев (1.08.1822), Курочкин (9.08.1831) и Случевский (7.08.1837) (Лев), а также Надсон (26.12.1862) (Козерог). Здесь можно выделить два подпериода, первый из которых — некрасовско-тютчевский — продлился с 1854 по 1878 гг., и второй — с 1878 по 1900 гг., без сомнения бывший апухтинским и надсоновским.
В первом подпериоде величественно властвуют знаки Огня (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Огонь), в эпоху которых преобладают две тенденции: романтическое восприятие природы и острая сатира на государственный строй, порой с призывом к бунту. Стихотворение укорачивается; большое внимание уделяется пейзажу и настроению природы в различные времена года; затрагиваются актуальные политические и экономические проблемы, а также вопросы нравственно-этического характера. Эстетические проблемы этого времени — это проблемы точного живописания словом, передачи тончайших оттенков мысли и настроения, проблемы экономии речи за счёт накопления приёмов условного изображения, проблемы речевой игры (поиски редких рифм, стихотворные каламбуры). В то же время все эстетические проблемы должны отступить при решении важнейших общественных вопросов: поэзия этой эпохи приобретает гражданственное звучание. Некрасов помогает первой волне крестьянских поэтов, Тютчев и Фет помогают становлению символистов, Курочкин подготавливает пришествие Саши Чёрного.
Во втором подпериоде правят Надсон, Апухтин и Случевский, романсово-элегическое направление которых воскрешает уже покойного Ап. Григорьева. Время после смерти Некрасова может быть с полным правом названо эпохой романса, то есть музыкально-стихотворной композиции элегического содержания. Поэзию начинают петь дилетанты, и с этого времени наряду со словом напечатанным существует слово распевное, неподцензурное. Идея времени: смертная скука, холодные сумерки жизни и желание небытия.
За пределами поэтического мэйнстрима остаются: разноплановый А. К. Толстой (5.09.1817) (Дева), сатирик Д.Минаев (2.11.1835) (Скорпион), переводчик Л. Мей (13.02.1822) (Водолей) и пейзажист А. Майков (4.06.1821) (Близнецы). Толстой во многом был предтечей символистов; виртуозу формы Минаеву следовало бы или жить в предыдущем столетии, или быть современником футуристов — в ХХ-м, Мею — быть современником Гнедича, а Майкову — водить дружбу с Пушкиным и Батюшковым. Увы, они родились не в своё время…
С 1900 по 1937 гг. в русской поэзии возникают политико-эстетические партии, каждая из которых пытается сочинять стихи в русле однажды выбранной теоретической системы. За Тютчевым, Толстым и Фетом следуют символисты: Анненский (1.09.1855) (Дева); Бальмонт (15.06.1867) и Волошин (28.05.1877) (Близнецы); Брюсов (13.12.1873) и Блок (28.11.1880) (Стрелец); Сологуб (1.03.1863) и Вяч. Иванов (28.02.1866) (Рыбы). Мы видим, что наиболее яркими представителями этого направления являются родившиеся в знаках Мутабельного креста (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Кресты качеств), и характер их доктрины — отображение символов потустороннего мира в мире дольнем — совершенно соответствует крестовой идее изменчивости и множества миров.
Чуть позже возникают акмеисты: Гумилёв (15.04.1886) (Овен), Ахматова (23.06.1889) (Рак) и Мандельштам (15.01.1891) (Козерог). Как мы видим, все они представляют Кардинальный крест с его идеей тождества внутреннего и внешнего, с любовью к рукотворному зданию и человеческой воле, его воздвигнувшей. Можно сказать, что если символисты были очень библейскими по мироощущению людьми, то акмеисты — поклонники и проповедники античности.
Ещё позже развиваются футуристы: Хлебников (9.11.1885) (Скорпион), Северянин (16.05.1887) (Телец) и Пастернак (10.02.1890) (Водолей) — люди Фиксированного креста, любители потаённого и внутреннего, провозвестники форм будущего мира. Вы уже заметили, уважаемый читатель, что мы как-то пропустили Белого и Маяковского. Дело в том, что они просто “не туда попали”. Белый (26.10.1880) (Скорпион) по своему мировосприятию, по работе со стихом, по чувству будущего — скорее футурист, чем символист. Маяковский (19.07.1893) (Рак) со своей любовью к архаике и коллективным движениям по преобразованию чего-либо — скорее акмеист, чем футурист…
Все ли крупные мастера поэзии вписались в какие-либо партии того времени? Нет, не все. За пределами групп и группок остались четверо поэтов одного знака: Цветаева (8.10.1892), Есенин (3.10.1895), Саша Чёрный (13.10.1880) и ранний Бунин (22.10.1870) (Весы). Все трое — яркие индивидуалисты, романтики и лирики, тяготеющие к формам фольклора и поэзии протеста (как и завершители пушкинской эпохи).
Последняя партия, создавшаяся уже при Советской власти, — обэриуты, ярчайшими представителями которых были Хармс (30.12.1905) (Козерог) и Заболоцкий (07.05.1903) (Телец). На периферии у них расположились фигуры родственного Курочкину Олейникова (4.08.1898) (Лев) и родственного Блоку Введенского (6.12.1904) (Стрелец). В идеологии этой группы доминируют Знаки Земли (см. Новую Астрологическую Энциклопедию: Земля), подчёркивая тяжёлый материалистический характер победившей и утвердившейся идеи, а также расхождение этой тверди со здравым смыслом бытия.
Таким образом, просматриваются следующие закономерности. С 1740 по 1900 гг. развитие русской поэзии проходило в границах доминирующей стихии. Началась она с поэтов Воды (поиски формы, высокий штиль), перешла к поэтам Воздуха (равновесие формы и содержания, ввод низкого стиля и смешение стилей) и закончилась поэтами Огня (примат содержания над формой, средний стиль). После 1900 года и до 1937-го поэзия развивалась в рамках крестовых идей и направлений: равноправие внешнего и внутреннего, актуального и потенциального, видимого и невидимого (символизм, Мутабельный крест), примат внешнего над внутренним (акмеизм, Кардинальный крест), примат внутреннего над внешним (футуризм, Фиксированный крест). Исключение из этого правила представляют обэриуты (Земля и Огонь).
После обэриутов свободная поэзия в России развивается в самых разных направлениях и эпохах:
- военно-романтическая (30–40-е; Твардовский, Симонов, Слуцкий, Самойлов, Коган, Кульчицкий, особняком — Тарковский и Глазков);
- московские эстрадники (50–60-е; Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина);
- новые крестьяне (60-е; Рубцов, Прасолов, Передреев, Тряпкин);
- философы (60–80-е; Айги, А. Володин, Соснора, Коржавин, Ерёменко, Ю. Кузнецов);
- бардовская (50–70-е; Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор);
- петербургская (60–80-е; Бродский, Кушнер, Рейн);
- концептуалисты (80–90-е; Пригов, Рубинштейн, Вс. Некрасов);
- поздние петербуржцы (80–90-е; Кривулин, Шварц).
Здесь никаких закономерностей астрологического характера пока усмотреть нельзя, поскольку ещё не выделилось главное. Значительные образцы лирики дал русский рок, и в качестве поэтов вполне можно назвать творивших в 80-е годы Гребенщикова (27.11.1953) (Стрелец), а также Башлачёва (27.05.1960) и Цоя (21.06.1962) (Близнецы) — мутабельных авторов-cимволистов. В своём современном состоянии поэзия принадлежит Иртеньеву (25.05.1947) (Близнецы) и Вишневскому (20.08.1953) (Лев) — поэтам-игрокам и юмористам, наследникам понемножку и юного Пушкина, и Курочкина, и Саши Чёрного, и Олейникова. Остальное пока темно и непонятно.
Приложения
Краткий астрологический словарь
Знаки Воды — Рак, Скорпион, Рыбы
Знаки Воздуха — Близнецы, Весы, Водолей
Знаки Огня — Овен, Лев, Стрелец
Знаки Земли — Телец, Дева, Козерог
Кардинальный крест: знаки, расположенные в точках равноденствий и солнцестояний (Овен — Рак — Весы — Козерог).
Фиксированный крест: знаки, расположенные после этих точек, на середине солнечного пути (Телец — Лев — Скорпион — Водолей).
Мутабельный крест — знаки, предваряющие вхождение Солнца в эти точки (Близнецы — Дева — Стрелец — Рыбы).
Количественный анализ рождаемости значительных русских поэтов по знакам Зодиака (1740–1937 гг.):
- Овен – 3
- Телец – 2
- Близнецы – 7
- Рак – 5
- Лев – 5
- Дева – 6
- Весы – 9
- Скорпион – 8
- Стрелец – 11
- Козерог – 4
- Водолей – 6
- Рыбы – 6
Всего 72.
Количественный анализ рождаемости великих русских поэтов по знакам Зодиака (1740–1937 гг.):
- Овен: Гумилев (1)
- Телец: Заболоцкий (1)
- Близнецы: Пушкин (1)
- Рак: Державин, Ахматова, Маяковский (3)
- Лев: никого
- Дева: никого
- Весы: Лермонтов, Цветаева, Есенин (3)
- Скорпион: Хлебников (1)
- Стрелец: Тютчев, Фет, Некрасов, Блок (4)
- Козерог: Мандельштам, Хармс (2)
- Водолей: Крылов, Пастернак (2)
- Рыбы: Баратынский (1)
Всего 19.