ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ МОНСТР

20-06-2006

Надежда КожевниковаВуди Аллену определённо понравилось в Англии. Зимой мы посмотрели стильный Match Point”, с изысканными интерьерами, поместным бытом британской знати, владеющей колоссальными состояниями, наследуемыми из поколения в поколение, и настолько оторванной от повседневных забот сограждан, что даже в голову не приходит на какое злодейство можно пойти ради всего лишь – ну, да, денег.

Из “Match Point” в только что вышедший на экраны “Scoop перекочевала полюбившаяся Вуди Аллену актриса Scarlett Johanson. Хотя в новом сюжете Скарлетт, секс-символ, предстаёт в непривычном обличье: в мешковатых штанах, тесных, джинсовых курточках, в очках с круглыми стеклышками, с походкой вразвалку, не заботясь и не считая вовсе нужным какого-либо обольщать. Американская студентка-журналистка, в исполнении Скарлетт Йохансон, занята расследованием серийных убийств, и в достижении своей профессиональной цели готова на любые жертвы: пить шампанское, получать в подарок брильянтовую браслетку от Chopard, стать подружкой сына миллионера, аристократа, в котором она и заподозрила убийцу.

Молодец, Скарлетт! Отлично справилась и с таким образом, преданной делу, задаче, простодушной, наивной оторвы, отметая свой прежний, обворожительный и утвердившийся у зрителей имидж, то загадочно-послушной служанки Вермеера в фильме “Девушка с жемчужной серьгой”, то одинокой, скучающей и доступной, и целомудренной молоденькой новобрачной в “Потерях в переводе” Софии Коппола.

Хотя главное в “Scoop” всё же не она, а Вуди Аллен. Семидесятилетний прославленный режиссёр, нам, его поклонникам, сделал подарок - еще одну свою актёрскую работу, подтверждая в очередной раз, что с ним, Вуди Алленом, не сравним никто. Он всегда остаётся самим собой, и с ним никогда не скучно.

Из всего, что он делал, создавал, он сам же и выпирал. Ни тени стеснения, сомнения: явлен, заявлен, как есть. Уродец, покоряющий, вынуждающий рыдать, мстить оставленных им красавиц. Вся его подноготная обнаружена, обнародована, высвечена, все в курсе, каков он в быту, в семье, с близкими. Монстр, негодяй, осквернитель святого, соблазнитель, женившийся на приёмной дочери. К тому же псих, откровенный псих, повернутый на себе опять же. Эгоцентрист стопроцентный, неисправимый, убеждённый, ату его!

Но вот ведь чудо. Только Вуди Аллен появляется на экране, всё, что мы знаем о его личной жизни, забывается, отбрасывается как шелуха. Невероятное, завораживающее обаяние. Даже сюжет не важен, а именно он, плешивый, низкорослый, с торчащими почти карикатурно ушами. Надо же, красавцы, кино-герои, старея, жухнут, а тот, кто на свою неказистую внешность нисколько не уповал, но и не комплексовал, такое изнутри наращивает, перед чем нельзя не склониться, не восхититься. Заезженно выражаясь - да, мощью личностью.

Что он несёт, болтает? А что угодно. В нём есть магнетизм, собирающий толпы, как в музеях у полотен, скажем, Пикассо. Предположим, Вуди Аллен настолько знаменит, что может уже позволить себе что угодно. Но нет, он так и начинал, не дожидаясь признания, успеха, столбил сразу же самое главное - право высказать своё, сокровенное, с доверительно-ироничной, только ему свойственной, присущей, неподражаемой интонацией.

Лирик, воспевший в своём, авторском насквозь кино то, с чем пуповиной сросся, сроднился. Манхэттен, Ист-сайд. Стержень его натуры - собственный выбор. Во всём. Наша дочка, тоже живущая на Ист-сайде, встречает Вуди Аллена в Сентрал парке. В обморок, знаменитостью ослепившись, не падает. Да и Вуди Аллен, верно, восторженности непомерной удивился бы. Он плоть от плоти городской человек, растворяющийся до безликости в уличной сутолоке. Наблюдая, изучая зримое вроде бы каждому, но лишь прирождённый художник, с проницательностью инстинктивной, звериной, способен общедоступное творчески воссоздать, запечатлеть навсегда.

Вуди Аллен, после “Scoop”, обещает в 2007 году новый фильм, снова в контексте британских реалий. С одной стороны, любые реалии для него – тьфу. Тут он верен, повторяю, себе. И Нью-Йорк присвоил, захватил в исключительно личное пользование, наложив своё, Вуди Аллена, тавро. Теперь вот распоряжается Лондоном, лондонскими предместьями, вместе с тамошними обитателями, их характерным, типично английским, замкнуто-надменным менталитетом, как фокусник-виртуоз, с дурашливой, клоунской улыбкой доставая запрятанное, скрытое в самых глубинах. Да, что уж тут, надо признать: Вуди Аллен притворяется ловко, что занят только собой. А на самом-то деле правильно, угадали – занят он всеми нами.

Комментарии

Добавить изображение