ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

04-08-2006

Декарт: "Всё подвергай сомнению"

Всеволод ОзеровИ вот опять в который раз в ток-шоу "Культурная революция" Швыдкого на канале "РТР-Планета" дискутанты в полемике то и дело бросали фразу "великая русская культура" как какую-нибудь не требующую доказательств аксиому и дальше углублялись в тему. И тут возникает желание конкретно разобраться, а в чем собственно это величие выражается и что такого особенного "русскость" дала миру в области культуры.

Ну, прежде всего, когда слышишь слово "великий", а чаще всего оно встречается в таких сочетаниях как "Великая Октябрьская социалистическая революция" (нынче это октябрьский переворот), "Великое Герцогство Люксембург"(а без лупы его видно?), Великий Ленин (а вот старика Крупского уже потихоньку забывают), Великие стройки коммунизма, то сразу возникает сомнение - что-то тут у вас, ребята, с масштабом не в порядке. И, конечно, надо определить, что все-таки понимается под словом "великий". Словарь Ожегова определяет это понятие как "превосходящий общий уровень, обычную меру, выдающийся". В моем понимании это такая культура, которая, являясь уникальной в своем роде, существовала на протяжении длительного исторического периода и оказала существенное влияние на последующее развитие мировой культуры. И еще один важный критерий. Здесь я попытаюсь рассмотреть всё до самого начала ХХ века, поскольку это своего рода рубеж в мировом развитии и тогда в России произошли коренные изменения, а потом в СССР вместе с новой исторической общностью - советским народом- возникло и новое социалистическое искусство, при этом, по качеству, мирового уровня. Но это - тема отдельного разговора.

Итак, само собой разумеющимся считается, что русская культура тысячелетняя, не чета молоденьким америкашкам. Надо, видимо, полагать, что счет идет от введения христианства на Руси. Но, помилуйте, это ведь не свое, собственным народом выношенное, а, как сказали бы сейчас, импорт высоких технологий. (Интересно, если бы импортировали иудаизм, то сейчас бы у нас все на скрипочках играли и друг дружке зубы лечили?) Ну а дальше импорт и пошел: Петр европейское платье ввел, далее оптом стали немок-принцесс завозить (будто русских красавиц не было), потом марксизм, "Интернационал", французский СЕКАМ, итальянский Фиат-124 и, наконец, "Макдональдс" (все, как видите, далеко не самого первого сорта). Кстати тема "Макдональдса" имеет неожиданный ракурс, но об этом в конце повествования. И еще два челнока из Греции в Х веке азбуку завезли. Где-то мелькает "Слово о полку", но кто ж его, дорогие мои, и в России-то читал? Ну а потом на многие века до петровских времен вообще провал в смысле памятников культуры, не считая археолого-исторических артефактов - кроме икон ничего на ум приходит. К иконе как роду изобразительного искусства вернемся позже.

Теперь от истории к собственно культуре. Чтобы плавнее въехать в тему, начну с такой более очевидной, по сравнению с литературой, музыкой и живописью, области как архитектура и зодчество. Это, кстати, актуально в связи с той истерикой, которая разразилась в связи с 300-летием Санкт-Петербурга. Что в нём исконно русского, кроме загубленных Петром тысяч крестьян и нынешней разрухи, в которой пребывает город сейчас. Смотрели сериал "Бандитский Петербург" ? Вот нынешнее лицо города без потемкинской позолоты XXI века. И что такое 300 лет, когда величайшие соборы Европы строились на протяжении многих веков? А вы знаете, что Нью-Йорк старше Петербурга? Да и название у него немецкое и величают его Северная Венеция. Создавали его на чухонской земле иностранные зодчие, копируя европейские образцы, существовавшие тогда уже сотни лет. В общем получился такой новодел - не спорю, красивый. Так сейчас в Лас-Вегасе чего только из бетона ни понастроили: и Венеция, и Париж, все как в оригинале, иному американцу и невдомек будет, что это ненастоящее. А теперь предложу провести виртуальный, а если у кого получится, то и реальный эксперимент: перенеситесь в центр Милана и откройте пошире глаза и, подобно булгаковскому герою, вы воскликните: "Где я ? В каком я городе ?", потому что перед вами будет московский Кремль. Но это замок Сфорца - типичная итальянская средневековая крепость, каковой Кремль и является. Надстроили только шатровые верхушки на башнях. Также и крепость в Вероне - точно такие же кремлевские зубцы из красного кирпича.

 

Остались церкви и монастыри. Не спорю, определенное своеобразие имеется, но и родство с куполами европейских церквей, мечетей и синагог тоже явное. Попробуйте угадать, где тут Бавария, Австрия, Иван Великий, синагога, мечети, русская церковь в Женеве и собор Александра Невского в Софии.

 

Всё очень похоже - все. Туда, ввысь заострились. Можно сказать, есть региональные различия, но корни явно восточные. И думается мне, не с Руси все это пришло, а скорее наоборот. Прямо скажем, изящная церковка на Нерли. Ну и молодцы!

Пожалуй, единственным оригинальным памятником является собор Василия Блаженного - своеобразен, красив и узнаваем. А вот эта оригинальная постройка вам ничего не напоминает? Нет, это не Кижи, а Норвегия, церковь в Хопперштаде, первоначально построенная в 1140 году, потом, конечно, неоднократно восстанавливавшаяся. И таких в норвежских фьордах немало. Сдается, что всё-таки технологии деревянного зодчества на русский Север варяги завезли, а не наоборот.

Не хочу, чтобы создалось превратное впечатление, что я утверждаю, что вообще ничего не было. Отнюдь. Просто масштабы несопоставимы. Древний Рим и Афины определили на все века архитектурные каноны (колизеи разных калибров по всей Европе разбросаны), вспомним Тадж Махал, пирамиды майя, Храм неба в Пекине, замки Луары, Париж - вообще песня, Альгамбру и Кордову, соборы Германии, Монт Сен-Мишель, город - памятник Венеция и т.д. и т.п.

А в России, что осталось от многовековой истории? Где те городские ансамбли, великие памятники архитектуры, которым бы весь мир подражал?

Теперь о живописи. Вооружимся первоисточниками, как учили. Передо мной альбом "Три века русской живописи" (СПб, 1994, ISBN 5-86263-002-3, Printed and bound in Belgium - это к вопросу о книгопечатании, Гутенберг изобрел его в Германии). Тут невозможно обойтись без цитаты. Предисловие начинается словами: "В многовековой истории русского искусства XVIII, XIX и XX века знаменуют новый, особый период развития. Художественная культура средневековой Руси, или, как её называют, Древней Руси была проникнута религиозными идеалами, произведения живописи XII - XVII веков - иконы и фресковые настенные росписи - являются типичными творениями искусства, основанного на христианском вероучении… . С XVIII века началось активное формирование светского, гражданского искусства России, его связей с европейской культурой." В переводе на понятный язык это означает, что до XVIII века на Руси живописи не было, а была религиозная иконопись - в данном случае "многовековая". Теперь об иконе. Тут, как умные люди пишут, всё восходит к фаюмскому портрету, а дальше уже были греческие и византийские образцы. Икона - это прежде всего святыня, также как и статуя Будды, свиток торы или индейский тотем. И не следует переносить то значение, которое придают ей верующие, на сферу культуры и искусства. Шедевры, созданные Рублевым и другими мастерами того времени, не получили дальнейшего развития в русском искусстве. И совсем иная картина в западноевропейской культуре. Так, на меня большое впечатление произвела итальянская живопись XIV-XV веков в Музее Тиссен-Боргемиза в Мадриде. Переходя от картины к картине видишь как происходит трансформация от схематизма и формальной ограниченности византийских образцов к раннему ренессансу. Картины оживают. Если "Мадонна с младенцем" Бернардо Дадди (1340 г.) еще почти икона, то "Мадонна умиления" Фра Анджелико (1433 г.) это уже гуманистическая живопись, от которой веет теплотой и нежностью. Эпохи Возрождения на Руси не было, возрождаться как бы нечему.

Теперь полистаем альбом. Интересно, что внутри. А внутри: XVIII в. - 28 картин, XIX в. - 112 и XXв. - 150.

Так что по большому счету живопись(без иконописи) в России по серьезному началась с XIX века. И наиболее значительные полотна были созданы в его второй половине. Ведь ещё Екатерина II закупала в большом количестве в Европе картины для убранства своих дворцов. При этом многие художники учились в Италии, тот же Иванов прожил там 16 лет. Техника вообще оставляет желать лучшего. Карл Брюллофф - конечно, мастер. В Европе к этому времени живопись уже находится на высочайшем уровне уже века четыре. Если попытаться охватить взором мировую живопись, то она окажется океаном потрясающих шедевров, которые на достаточно твердой основе стали создаваться уже с XIV века. Какое разнообразие жанров, школ, техники. Оцените диапазон: Рафаэль - Гоген, Арчимбольдо - Климт, Веласкес - Моне, Босх - Энгр, Брегель - Хокусай, Рембрандт - Ренуар, Ван Гог - Гальс, Леонардо - Сезанн, Караваджо - Рубенс, японская графика - индийская миниатюра. А прерафаэлиты? А пуантилисты? И так до бесконечности. Какое разнообразие стилей, манер, сюжетов, техники! И что можно этому противопоставить? Репин, Шишкин, Айвазовский, Левитан, Васнецов, Перов, Серов - простите за каламбур, но будет как-то серовато. Кстати, сейчас интересное явление наблюдается в России на рынке антиквариата. Появились своеобразные подделки - берут задёшево унылый пейзажик какого-нибудь малоизвестного немецкого или скандинавского художника XIX века, подделывают подпись и, пожалуйста, Шишкин.

Вот сижу, перебираю дореволюционные однотонные открытки с картинами из Третьяковки: "Неутешное горе", "На могиле сына", "Всюду жизнь", "Тройка", "Проводы новобранца", "Утопленник в деревне", "С квартиры на квартиру", "Не пущу". Мрак-то какой! От такого искусства просто выть хочется. И что интересно, совсем не мешает, что они не в цвете, может быть даже больше экспрессии. Туда же и "Бурлаки" вместе с верещагинскими черепами. Прямо очернительство какое-то жизни в России. Картины эти с чисто литературными сюжетами, по ним прекрасно можно сочинения писать, бросив взгляд на иллюстрацию в "Родной речи". А попробуйте убрать цвет с картины, к примеру, Гогена, что получится? Ну вот то-то и оно. Есть, конечно, вполне достойные полотна и мне лично очень даже нравятся - например у меня в кабинете висит выполненная маслом копия левитановского (того, который Исаак Ильич) "Марта". Или вот такая радостная картина А.Ярошенко "На качелях" . Но это скорее исключения.

В любом крупном музее в мире есть залы голландской, испанской, итальянской, французской живописи, а вот русских залов нет. В целом в величайших музеях мира русская живопись вообще не представлена, видел только в Музее Орсэ в Париже по паре картин Репина и Пастернака (папы). Тут есть еще одна тема (правда больше с современностью связанная). А почему так малу влияние русской культуры и знание о ней в мире? Вот взять к примеру яйца Фаберже. Ну зачем надо было их обязательно за огромные деньги выкупать и назад в Россию тащить? Чтобы высиживать? Что, больше деньги ни на что полезное потратить нельзя? Вот лежали бы они где-нибудь в музее на Западе, и дивился бы народ: "Oh, these Russians, they have great balls! Ну и яйца же у русских, ай-да молодцы!" Или архивы - чем плохо, если бы какой-нибудь исследователь, к примеру в библиотеке Конгресса, изучал бы документы и чего-нибудь новое открыл. А тут домой и под замок. На исследования денег нет, а мышей подкормить гуманно будет. И еще, что это за мода на перезахоронения пошла. Гробокопательство какое-то. Уважать историю надо. Если так сложилось, пусть так и будет. И будут люди во всем мире видеть: вот русский генерал лежит - значит воевали, или вот императрица - значит была империя и с нами у русских родство есть. А то, можно подумать, перетащат прах и наступит гражданский мир и благоденствие. Деникин рядом с Лениным ляжет, Зюганов взасос по-брежневски поцелует Явлинского и благодать настанет.

Ну теперь самое тяжелое место - литература. Здесь сложились гранитные стереотипы. Если Пушкин наше все, то это весьма печально - не мешало бы побольше. Потом ведь это наше, а отнюдь не всеобщее. В переводах он значительно проигрывает и в мире не столь уж известен, по сравнению хотя бы с тем же Байроном. У каждого народа есть нечто замечательное, но только для него самого, и не надо это проецировать на весь мир, хотя в сокровищнице мировой культуры каждый кирпичик делает свое дело. Возьмите Тамсааре, Шевченко, Якуба Коласа, Лесю Украинку, Рабиндраната Тагора, Мицкевича, Хайяма, Руставели - молодцы, ребята, для каждого народа это их гордость, но все-таки это, как говорится, "ЧП районного масштаба". И теперь возьмем гигантов : Шекспира, Гете, Данте. Ну а если посмотреть на литературу Франции - Вольтер, Гюго, Бальзак, Мольер, Стендаль, Рабле, Монтень, Мопассан; Англии - Шекспир, Диккенс, Скотт, Теккерей, Байрон, Бернс, Филдинг; античности - Гомер, Софокл, а Сервантес, Лопе де Вега, Шиллер и так можно до бесконечности. Защищать русскую литературу выдвигаем трех богатырей: ЛНТ, ФМД и АПЧ. Спору нет, фигуры значимые - читаемы и почитаемы. Известна банальная истина, что большое видится на расстоянии. Так давайте бросим беспристрастный взгляд на наших богатырей. Тут вспомню уже упомянутую передачу "Культурная революция". Участники её - можно сказать, сливки нынешней российской интеллигенции - заслушаешься, когда они дискутируют. И вот интересно, какие темы рассматривались в последнее время? Дословно не ручаюсь, но звучат приблизительно так: "Чехов - скучный писатель", "Толстой не знал России", "Гоголь остался в XIX веке". Ясно, что сформулировано провокативно, но ведь обсуждалось, и обе стороны выдвигали свои аргументы. Не придумал же Швыдкой обсудить, в какое море впадает Волга, или на чём покоится Земля - на черепахах или китах. Так что, как говорится, нет дыма без огня… . Что до нас пытался донести Фёдор Михайлович? Что старушек убивать не надо? Так это в наше время любому нормальному человеку ясно, и мучиться с объяснениями не нужно. Хотя нынче в России найдется много таких, кто думает по иному и для кого замочить старуху дело плёвое, зато её квартирку прибрать можно. А "Бесы"? Кого-нибудь чему-нибудь научили? Сколько их потом выскакивало: и в 1917 г., и в 1933 и 1937 два беса - один с чаплинскими усиками, а другой с тараканьими усищами, а сейчас сколько развелось всяких бенладенов. Так что тут копья ломать нечего.

А вот, что говаривал , известный борец с пошлостью - Антон Павлович: "Надо воспитать женщину так, чтобы она умела сознавать свои ошибки, а то, по её мнению, она всегда права." Попахивает мужским шовинизмом. Да, неполиткорректен был АПЧ. И такое на десятке страниц - см. "Ларец острословов" (Москва, 1991, ISBN 5-250-01640-5).

А до глыбы и дотрагиваться как-то неловко.

 

Странно, по крайней мере, звучат эти глубокомысленные банальности сегодня. Эх, Лев Николаевич, если бы всё так просто было! В общем, пахать подано, Ваше сиятельство!

Видно, что русская литература занимает значимое место, но об абсолютном лидерстве речь вообще не идет и за почетное место в финале надо побороться, причём бронза далеко не гарантирована.

Поговорим о великом и могучем. В принципе любой язык для его народа велик и могуч. И зулусы и норвежцы своими языками прекрасно обходятся: и с богами разговаривают, и с женщинами в любви объясняются, и послать могут, когда потребуется. Вопрос в том, насколько он на другие языки влияет. Из русского в другие что вошло? Troika, izba, dacha, vodka, ну еще в Париже бистрО. Дело в том, что язык отражает реалии материального мира, и если не происходит перемещения уникальных предметов, то и слова за ними не пойдут. Поэтому лексика прекрасно отражает те многовековые культурные потоки с Запада и с Востока в Россию, иначе просто невозможно. При этом фактически в России существовало двуязычие: дворянство на французском разговаривало и переписывалось - на русском вообще как бы "западло" было. Тот же Толстой сколько страниц на французском написал, значит это нормально и понятно было. Русский со своими суффиксами и приставками прекрасно приспособлен к вбиранию в себя чужого. Тут уместно процитировать М. Дорфмана из № 460 "Лебедя": "Многие тысячи слов, составляющих основу русского языка пришли в разное время из тюркских языков. Не только балык или изюм, которые везли в Россию из Астрахани и Крыма. По дороге турецко-татарское слово балык, обозначающее любую рыбу превращалось в название изысканного деликатеса, а название винограда (изюм) в то, что понимают русские сегодня. Карандаш, буран, богатырь, князь, башмак, утюг, алтын, мамонт, сабля, аршин, ямщик, армяк, калач... Тысячи тюркских слов в русском языке. Золотая Орда, а затем Турция были великими державами, и их влияние на допетровскую Русь было огромным. Около четверти всего русского словаря состоит из слов тюркского корня. Длинные боярские кафтаны (тоже турецкое слово, впрочем, происходящее из персидского языка, а в русский вероятно пришедшее из польского) да и остальное “русское платье”, с которым боролся царь Петр Великий удивительно повторяли моды турецкого двора XVII-XVIII веков. Да не только русского. Достаточно взглянуть на портреты украинских и польских вельмож того времени, чтоб убедиться, что мода на платья, обычаи шла из Стамбула."

О музыке писать сложнее, но если перечислить имена, которые больше всего на слуху, а это Бах, Бетховен, Моцарт - уже глыбы, и поехали дальше: Штраус, Лист, Шопен, Гендель, Брамс, Вагнер и масса других, имеющих мировую величину, то противопоставить такому комплексу разнообразия, количества и качества можно только лишь Чайковского с "могучей кучкой", но кучка она и есть кучка. Вот русская опера, действительно, имеет мировой резонанс! И было бы несправедливо, воспользовавшись оговоркой о том, чтобы не затрагивать ХХ век, умолчать о русском балете. Это, несомненно, мировое культурное явление, выросшее из сложившейся русской культуры, дав многочисленные ветви в мировое балетное искусство, и само плавно принявшее форму "Большого балета".

Посмотрим, что там с философией. Сколько вам имен мировых гигантов мысли привести? 10, 20, 30? Конфуций, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Спиноза, Дидро, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр…хватит - русских фамилий не найдете. Просто ничего.

Далее - вопрос: из всех искусств, какое для нас является важнейшим? Правильно - кино. Тут французы постарались: братья Люмьер. Больше по этой теме и говорить нечего.

Теперь сделаем резкий зигзаг к декоративно-прикладному искусству и прочей всячине. Вот они столпы- самовар и матрешка, но оказывается, что это иностранцы. Самовар, грубо говоря перс, а беременная кукла матрешка - японка. Страдивариев на Руси отмечено не было. Скажете: Гжель, но это же керамика, подражание дельфтскому фарфору, который начали производить ещё в XVI веке, в свою очередь подражая китайским образцам. Ну а китайский фарфор - это эталон. Добавим еще французские и бельгийские гобелены, итальянскую майолику. Шляпки, естественно, всегда из Парижа привозили. А помните, как, "надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед"? Знаменитая часовая фирма, основанная Абрахамом-Луи Бреге, существует и поныне. Бреге является одним из самых великих часовых мастеров в истории. Ни один мастер не внес столько усовершенствований в часы. Бреге изобрел турбийон - особую платформу, на которой крепится баланс часов, что позволяет уменьшить погрешность хода часов, связанную с влиянием силы тяжести. Бреге наладил массовое производство часов с автоматическим заводом. В 1783 г. были разработаны легко узнаваемые стрелки Бреге; в 1788 г. появился знаменитый циферблат Бреге с гравировкой. Бреге основал прославившуюся фабрику швейцарских часов в конце XVIII века. История открывает нам неразрывные связи между Бреге и Русским Императорским двором. Это были, пожалуй, первые швейцарские часы в России. Русские правители с Александра I и до последнего императора входили в число почитателей таланта великого Бреге. В Петербурге были даже открыты несколько магазинов Бреге. Не удивительно, ведь в начале XIX века до половины часов Бреге продавались в России, и официально поставлялись русскому флоту. Такие часы - это уже искусство, а не просто техника.

Ну а какая культура без нее родимой! Ну, конечно, водочки! Так путь ее был долог и труден, пока добралась до Руси Великой, процесс-то (дистилляции) пошел сначала где-то в Италии, а потом, окольными путями, через Швецию и Польшу и до нас дошел. Хороша конечно, ледяная, да под закусочку! Но шампанское, коньяк, виски, джин, бордо, бургундское, портвейн(не 777 конечно), сакэ, текила - это вам как? Тут комментарии излишни! После аперитива надо покушать. Что касается кухни, то в мире есть две важнейшие: французская и китайская. Ведь не будет же кто-нибудь всерьёз утверждать, что есть какая-то особая английская или, скажем, немецкая кухня. Пожрать-то везде найдется, а вот как мировое явление - нет. Какие рестораны более всего заметны? Китайские. И это по всему миру. Далее пиццерии и итальянские. Французские - это топ-класс, высшая категория. Потом идут тайские, индийские, мексиканские, японские, ближневосточные. Или же чисто по категориям еды: рыбные, stake-houses и т.п. Русских ресторанов в мире очень мало и всегда присутствует некая ориентированность на гульбу с оттенком злачности, а не на особенности кухни как таковой. Чтобы не быть голословным, посмотрим меню русского обеда: селедка (кто её всегда ловил? - скандинавы, там же и солили вместе с голландцами), борщ - украинский, шашлык - кавказский, пельмени - во всем мире лепят под разными названиями и любых размеров. То же самое и с блинами. Зайдите, к примеру, в бретонскую (от Бретань) блинную: поразительное разнообразие блинов. Вам предложат блины из пшеничной, ржаной или гречишной муки с козьим сыром, лососиной, ветчиной, кленовым сиропом, ликером "Grand Marnier", всего не перечислить.

О бытовой культуре вроде бы распространятся незачем, тут все ясно - больной вопрос, но как компонент для полноты исследования отметить нужно. Для желающих подробнее ознакомиться с нынешним положением вещей, привожу ссылку. Но предупреждаю, зрелище не для слабонервных! Дамы, приготовьте нашатырь!

http://www.newsru.com/russia/27oct2004/loos.html

Хочу привести один аргумент в пользу того, что Россия (в данном примере это будет СССР) все-таки в некоторых областях может претендовать на роль родины слонов. Для этого позволю себе здесь отойти от правила не касаться ХХ века. Я в начале обещал вам про пресловутый "Макдональдс". Так вот, недавно отмечали 50 лет создания этой компании с ее печально знаменитыми гамбургерами. И так совпало, что я купил пачку копий рекламных плакатов советской эпохи - ну все эти с икрой и крабами. И к своему изумлению обнаружил плакат 1937 года, изображающий настоящий гамбургер и гласящий: "Наркомпищепром СССР - Горячие московские котлеты с булочкой - 50 копеек." Ведь это же гамбургер! Вот когда мы уже были впереди планеты всей! (Шутка - эти все технологии Микоян в 30-е годы из Америки завозил).

Раз уж зашла речь про "Макдональдс", то хочется спросить, а почему собственно пресловутый? Котлета - вполне приличное блюдо, а испоганить можно любую еду, если туда намешать помоев. Помню, как, впервые попав в Америку, с удовольствием ходил в "Макдональдс" и каким вкусным был Royal Cheeseburger: между котлетами расплавленный кусок сыра, салатные листья, кусочки помидора, соус и с ломтиками жареной картошки в картонной упаковке с открытым краем, чтобы руками касаться не надо было - вкуснятина! Да ещё с кружкой чудодейственного целебного напитка "Coca-Cola"! А тем, у кого с памятью плохо, или совсем юным, напомню стандартное меню московской столовки того времени: салат из помидоров с бело-зеленой сердцевиной с расплывшейся водянистой сметаной, жидкий суп с недоваренной картошкой, сосиски в целлофане со склизкими резинового-упругими макаронами и компот - мутная кисло-сладенькая водица с запахом хлорки в гранёном стакане со следами помады. Быстрое не значит плохое. Гамбургер, конечно, не фуа гра или филе миньон с трюфелями, но не надо приписывать обычному явлению современной жизни что-то сатанинское только потому, что оно пришло из Америки. Кстати по статистике, во Франции "Макдональдсов" на душу населения больше, чем в США.

Написал и сам удивился, до чего же богата и многообразна культура мира. Что же остается в сухом остатке от русской культуры для мирового потребления? Что, имея самобытные корни, послужило образцом для подражания, серьезно превышая мировой уровень? В итоге имеем: общепризнанный балет, некоторое количество музыки и опер с Чайковским во главе, да десяток романов/пьес трех писателей. В общем, совсем немного, чтобы говорить о всемирном величии! Так что приходится сделать вывод, что мальчик-то был, но в большой семье среди своих старших братьев и сестер оказался заурядным подражателем. А для поддержания величия национальной культуры простых заклинаний мало .

Комментарии

Добавить изображение