ДИВНЫЙ ШАНС РОССИИ

24-02-2007

MinakinaВ российских СМИ слышны то бравада: Россия крепнет, выходит в сверхдержавы, от нее зависит Европа, с ней считаются в мире, то - тревожные вскрики: "Идет деградация генофонда нации, лишь 30 процентов рождается здоровыми, а среди восемнадцатилетних их лишь 9 - 12 процентов" (демограф Наталья Римашевская), Россия опускается в безумие, гибнет, наркомания, СПИД, полно аварий и самоубийств; отток талантов, умов и энергии продолжается; молодые пары предпочитают оставаться бездетными. Люди устали маяться.

А как хорошо всё начиналось в восьмидесятых! Михаил Горбачев срочно придавал социализму человеческое лицо, не проверив свои проекты хотя бы на одном отдельно взятом селе. Он начал с запретов на выпивку - народ его не понял. "Устав от казнокрадов, казнокрадок и прочего родного бардака, он захотел ввести в стране порядок, прикручивая гаечки слегка, - писал Дмитрий Быков в "Огоньке". - Лишь он один умеет при свободе не воровать и соблюдать закон... Мы до него не доросли пока".

Его товарищ по партийной верхушке Борис Ельцин пошел путем иным. Воскликнув в эйфории: свобода, равенство, братство! Вау-черная революция! Бросил клич: Обогащайтесь и выбирайте меня, и подал личный пример, как россиянину невозможно обойтись без водки. Он запряг Русскую тройку не в свои сани и подкормил лишь пристяжных (экономическую и политическую сферы), забыв о тягловой лошади - русском народе. А затем во всех бедах обвинил Запад.

"... Все эти манипуляции проводились под непрерывное шумовое оформление, из которого следовало, что творящиеся идиотизм и безобразия протекают в полном соответствии с рекомендациями американских учителей и по примеру вполне успешной Америки, от роскошной жизни которой жизнь российская будет практически неотличима буквально через год-другой. То, что сами учителя пребывают в полном отчаянии от тупой ретивости залетных российских учеников, тщательно замалчивалось... Все, мягко говоря, неприятности приватизации оказались прочно ассоциированы с американским влиянием и американской моделью" (Владимир Торчилин, "Истоки нового российского антиамериканизма", "Лебедь", номер 374).

Перестройка ненадолго оживила надежду на лучшую жизнь, но реформаторы одним махом снесли то, что самоотверженно строили несколько поколений, стали копировать Европу и Америку, толком не зная, как живет западное общество и действует экономика. Россия шагнула от коллективизма к индивидуализму, от социализма - к первичному капитализму.

С упорством, достойным лучшего применения, она решила доказать А. Солженицыну, что жить по лжи - это и есть верный способ достичь благосостояния, ибо "так устроена жизнь на Западе, а люди там хотя бы здоровее и богаче нас". Но ни одна империя не устояла на лжи.

В сегодняшней России нет ни свободы, ни равенства, ни братства. Зато появились скинхеды, нашисты, антисемиты и прочие ксенофобы. Зато богачам везде теперь дорога и почет. Сделались нормой взяточничество, грабеж, хамство, лицемерие, страх, беззаконие.

Слово "свобода" девальвировалось, обветшало. Истинная свобода идет рука об руку с законностью, с уважением к ближнему, с заботой о порядке и собственности. "Нет опасней и нету вредней, чем свобода совсем без конвоя" (Игорь Губерман). У цивилизованного человека есть внутренний страж, который не допустит бездумных речей и поступков, держит под контролем эгоистические и низменные желания. "Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого", заметил Вольтер.

В новой России свободная дискуссия невозможна, ибо сцена, трибуна и рупор отданы в частные руки. Пресса забита политической суетой, экономическими рапортами, мещанскими зарисовками, сплетнями и пиаром, оплаченными заказчиком. Книгоиздательства, киноэкран и театры - в руках любителей быстрых доходов.

Но главный вредитель - телевидение, самое массовое из искусств, вторгшееся в каждый дом. Оно убеждает зрителей, что жизнь - это череда преступлений, мошенничеств и всевозможных пороков. Хорошие люди, как правило, - непрактичны, наивняк. Без дискуссии легко насадить ложь, повторяя ее до тех пор, пока она не усвоится как правда.

Десять часов проводят россияне у экрана, идет сериал по книге Ф. Достоевского "Идиот”, которой не перестает восхищаться цивилизованный мир. Терпят назойливую рекламу и понимают с подачи телеинженеров душ, как глупы были родители, наставляя на бескорыстие, благородство и милость. Князь Мышкин смешон, над ним измываются все, кому не лень, занимают деньги, доводят своими бедами до нервного срыва и швейцарской лечебницы. Честная Аглая поверила байкам жениха и оказалась втянутой в его политические игры на чужбине. Мятежная Настасья Филипповна убита, порядочный студент умирает от чахотки, дикий Рогожин попадает на каторгу. Образцом для подражания остаются те достопочтенные отцы и супруги, которые спокойно прислуживают в своих департаментах и тайно развлекаются в обществе продажных девиц, в том числе и совратитель маленькой Насти.

На десять часов приковали зрителей к телевизору и создатели сериала по книге "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. На экране - шагающий через века (нет, не святой Августин) всезнающий и всесильный (нет, не Творец) хозяин царства теней. Его помощники поданы с симпатией - душка-кот; искрящийся весельем стройный Коровьев, одаряющий советских женщин нарядами и аксессуарами из Парижа. Третий прислужник может отравить и вернуть к жизни любого, осуществить ваше заветное желание. Хотите летать - пожалуйста. На автомобиле или вороном коне - к вашим услугам. Они наденут на вас корону, дадут насладиться поклонением, нарядами, балами. Маргарита, избалованная неработающая дамочка, с легкостью закладывает душу ради удовольствия полетать. Мастер слабохарактерен, боязлив и духовно невежественен.

Бог убран, чтоб не мешал людям вкусить соблазны. Облик и учения Йешуа (Иисуса) и факты Евангелий искажены, даже слово "Христос" исчезло - его не терпят в мире теней. Сама суть христианства - воскресение упущена: в сериале Иисус Христос, тот, кому как живому Спасителю россияне воздвигли храм, как только появилась свобода совести, пребывает в мире мертвых.

Если бы телевизионщики отнеслись подобным образом к святыням ислама, мусульмане бы не успокоились, пока не добились бы запрещения сериала.

Протесты христиан звучат, в основном на Интернете, который недоступен массам, в виде статей, а не сериалов. Известно, увиденное оставляет самый сильный отпечаток на сознании человека. Такая "свобода" - пагуба народа.

Из тех редких голосов, что протестуют против бездуховности и засилия лжи в культуре, выделяется голос А. Богатырева. Его страстная критика телевидения пала на глухие уши министров культуры. Этот смелый правдолюбец зовет Русь к святости. Ему симпатичен герой кинофильма "Остров", который всю жизнь истязает себя одиночеством, нищетой и тяжелым трудом, искупая предательство, совершенное под дулом пистолета.

Но история доказала, что ни самоистязание, ни уход от людей, даже заточение в монастырь не делают человека совершенным, и нередко приводят к извращениям, растрате жизненных сил и невыполнению своей миссии на земле.

Христос также наказывал уходить из рабства, если можешь. Он поднимал людей до себя, говоря: "Вы - боги". Мне по душе учения иудеев об активном отношении человека к жизни, не зря дан нам разум, чтобы находить наилучшие решения. Человек мощью правого Духа может сдвинуть горы, и, если жизнь предоставляет шанс стать хозяином своей судьбы, важно заметить и не упустить его.

"Сейчас красота мало кого интересует, общество погружено в меланхолию, как это уже было в Средние века - считает доцент кафедры эстетики МГУ С. Дункевич, - надо дождаться нового Возрождения, и жизнь снова станет прекрасной и возвышенной". А пока, значит, довольствоваться затмением сердца и разума и раболепно ожидать действия от Бога?

Не могу согласиться и с апокалиптическим настроением господина Богатырева. Он пишет: "Великий режиссер катастроф не случайно избрал для последней трагедии место, где зародилась жизнь. По его сценарию, там она должна и закончиться". Дальше он излагает предсказания из последней книги Библии, будучи уверен, что уже начертаны "на горячем песке Вавилона грозные слова... "Конец твоему царству". Он уверен, что вот-вот Господь прольет на мир чашу гнева. Такое программирование насаждает в людях страх, фатализм и отдаляет от Бога. Простой человек ринется в объятия Воланда, который показан столь милым российским телевидением.

Слышны предложения заставить россиян трудиться, даже если потребуется прибегнуть к насилию, но под кнутом работают с жалкой производительностью, рабство и крепостное право - пройденные этапы. И какая это злостная клевета в адрес народа, который поразил мир добровольным героическим трудом в годы пятилеток и на стройках коммунизма! Дайте россиянам достойную цель, восстановите веру в правителей - и апатия исчезнет.

Валерий Сердюченко предлагает другой путь - назад в СССР. На свободе он, блестящий знаток литературы, за невостребованностью занимается огородом и признается, что выбросил книги на помойку, оставив только Библию и бутылку коньяка. Может быть, последний виноват в том, что автор забыл, что в прошлое возврата нет. Он ищет днем с огнем человека, который бы, уехав из Союза, успешно прижился на чужбине и не тосковал по Родине.

"Автор сам отнюдь не процветает в постсоветском пространстве, - признается он, - но взамен ему дарована возможность быть понимаемым с полуслова и жить так, как он привык жить. Это великое благо, и оно дается тем, кто ждет от жизни только то, что она может дать, а не бегает, задрав штаны, по заморским городам и весям, теряя необходимое в надежде получить излишнее".

А я, как Диоген, искала в Израиле человека, который бы жалел о своем отъезде из Союза. В Канаде на призывы вернуться домой, ибо "что же будет с Родиной и с нами?" (Ю. Шевчук), не выстроились очереди у Российского консульства. Правда в том, что мы ехали за необходимым. На Западе ценят жизнь и уважают божественную природу человека.

"Что должен был делать свободный человек, живи он в России 1913-м и зная чем всё обернется? Или живи он в Германии в 1935 - 1936?... Класть жизнь за фюрера-царя-Отечество?... - вопрошает Дмитрий Губин ("Огонек", номер 46, 2005). - В таких ситуациях, я полагаю, надо уезжать из страны. Это - честное выяснение отношений с мироустройством. Ты обязан продлевать себя в мире, ты обязан жить. А позиция "никуда не уеду, буду жить, где вырос, бороться до последней капли крови" означает, что для тебя величие страны дороже жизни как таковой... Когда нация признает свою вину, можно будет вернуться". Для некоторых эмиграция в данный момент - единственный выход (и, увы, не легкий) сохранить уважение к себе.

В России игнорируют сегодня людей доброй воли, даже писателей и журналистов. И дошло до парадокса: интеллигенция, оплот свободы, без которой не создать талантливое произведение, на недавней встрече обратилась к господину Дмитрию Медведеву с просьбой защитить народ от разлива пошлости и насилия на телевидении, на что первый заместитель председателя правительства РФ, улыбнувшись, заметил, что тогда нужен тоталитаризм.

Странное заключение! В любой сфере деятельности и в природе требуются постоянные усилия, чтобы защитить добро и культурные особи. Допустишь половодье - погубишь угодье. Не будь законов и моральных устоев, общество превратится в джунгли. Забудь о воспитании, просвещении и дисциплине детей, они вырастут дикарями.

"Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности, - считает А. Солженицын. - Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственое устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит" ("Потемщики света не ищут").

Вот о чем свидетельствует М. Переченков: "Я видел в армии тощих людей, но с таким духом, что никому и никогда их было не сломить. Мужское братство, скрепленное оружием, - фантастическая вещь... мощная сила, которая может исправлять или калечить в зависимости от того, куда ее направить" ("Огонек" номер 46, 2005).

Апатия, охватившая россиян, - это плод тех реформаторов, которые перевернули с ног на голову понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но прогресс страны определяют прежде всего люди как главная производительная сила. Именно падение нравственности привело к крушению железного Рима, враги лишь докончили его агонию. Именно люди обеспечили невероятно быстрое превращение отсталой сельскохозяйственной разрушенной России в мощную индустриальную сверхдержаву в 20-40 годах прошлого века. Власти и народ были едины, люди поверили, что строят светлое будущее. Но, когда узнали о предательстве идеалов, энтузиазм пропал, начался застой. Русская тройка увязла в трясине.

В России веками недооценивали человека как свободную личность. Мятежников сурово наказывали. Кто не хотел терпеть и прислуживать, становился лишним человеком или, как Чацкий, требовал "Карету мне, карету!". Но такая ломка души не прошла бесследно.

"Народу нужно вырасти, достичь совершеннолетия, тогда и можно его предоставить самому себе. Взгляните на древние европейские народы, в них чувствуется взрослая разумность. А России... нагнать их тяжело... Изнеженное семечко (свободы) не взойдет в таком климате" (Михаил Шишкин).

Это было сказано о России 19-го века, когда русская душа была пропитана христианской моралью, люди не запирали дома, верили друг другу на слово, ценили благородство, скромность, милосердие, миролюбие. В Советские годы жизнь делали с атеиста-чекиста Дзержинского и Павлика, предавшего отца.

Перестройка второй раз за столетие выбила моральные устои, что насаждались церковью и коммунистами. Русской душе претит новая модель. Там, где торжествует матерый эгоизм, грубость, жестокость, распущенность, она заболевает, стремится уйти от реальности в запой, безумие или мир иной. Старшее поколение помнит, как делились люди хлебом и солью в советские годы, как человечны были отношения полов, какой горячей и верной была дружба.

Россия на распутье. Мир быстро меняется, смешались народы и культуры, столкнулись верования и идеологии, всё выверяется, спадают маски. Выявились разные уровни сознания, но и появилась возможность быстрого повзросления.

Мудрые правители поощряют свободные дискуссии, прислушиваются к разным мнениям, советуются с провидцами и святыми людьми. Так Волга вбирает в себя сотни притоков.

Много ценных идей высказывается в форумах, например, в "Русском переплете": "Люди... забыли о законах общественого развития... отсутствие уважения к этим законам привело к тому, что теперь Россия стала таким государством, которое уже не имеет возможности развиваться по существующим моделям общественного устройства - ни по коммунистической модели, ни по капиталистической... У России свой путь, "третий путь".

А. Солженицын, еще в 90-м году предсказал падение Советского Союза и предложил обсудить, как лучше обустроить страну. "Думали, что просто успех, пронесемся на крыльях в свободу - больше нам ничего не нужно. Это ужасная и легкомысленная эйфория", - вспоминает он ("Потемщики света не ищут).

"Думали, что частная собственность после периода дикости сама превратится в сладостный, цивилизованный капитализм американского типа" (В. Торчилин).

Писатель Чингиз Айтматов считает, что с социализмом не покончено, к нему еще вернутся на новом витке, а религиозная и национальная замкнутость будет признана уступкой прошлому.

России дан дивный шанс быстро усвоить опыт западных стран, не только экономический, но и психолого-духовный. Избежать их ошибок, проложить свой уникальный путь. Это - вызов, который дается сильным, стать со-творцом Всевышнего в обустройстве человеческой семьи.

Россиянам повезло иметь миллионы эмигрантов, которые видят недостатки и достоинства разных систем. У многих есть опыт жизни на Святой Земле. Это - искренние советники, которые, хотя и хорошо живут на чужбине, но "не в силах покинуть границы любви", как поет В. Леонтьев, к своей Родине и своему народу. Может быть, стоит пригласить их к разговору о будущем России?

Коллективным разумом легче предусмотреть рытвины и ухабы. О сокровенном нужно говорить спокойно, без односторонности, назиданий и угроз, и тогда пророки станут услышанными в своем отечестве. Обсуждение ведет к истине, а она - к подлинной свободе каждого человека, а значит - к его здоровью и счастью и к рассвету страны.

Но Россия упускает время. Выросло поколение потерянных. Юные, которые познают Бетховена и Моцарта из мобильников, после телесериалов будут с усмешкой проходить мимо Храмов, считая верующих и праведных людей недоумками. Они не слышали иного мнения, не вкусили просвещения, не впитали красоту, созданную артистами, писателями, музыкантами, художниками. Они не приучены размышлять.

В руки молодых скоро передавать страну. Русь, камо грядеши? Примешь ли приглашение к творению?

Недавно вышел на экраны кинофильм "Остров". Его сценарий не приняли несколько видных режиссеров. Взялся Павел Лунгин. Он вложил в него свою душу, не надеясь на массовый интерес и доходный прокат. Он признается, что задыхается в новой жизни, в суете между телевизором и супермаркетом.

И вдруг - парадоксальное открытие: лента вызвала живой интерес у 18-30 - летних. Они обнаружили, что им изначально не дали... свободу быть уникальными, не дали "право на душу, - сетует Лунгин. - Им объяснили, что жить надо так и так, по формату". Но, сопереживая духовному поиску героя, они открыли в себе Божью светлицу и что не хлебом единым жив человек.

Если правители поставят в центр своих забот человека, восстановят его веру в справедливость системы и защитят от беспредела, Россия выйдет на большак и создаст общество, свободное от пороков и пережитков как капитализма, так и социализма.

Комментарии

Добавить изображение