ПОСЛУШАЙ И ВСПОМНИ!

19-04-2007

Часть II. Часть I в 523 за 15 апреля

2. Музыка на костях - буги-вуги

Посвящается тем, чья молодость пришлась на шестидесятые.

Итак, мы в во второй половине пятидесятых, эпохе стиляг.

Музыкально эпоха подкреплялась, конечно, музыкой на костях, т.е. самодельными пластинками, которые писались на рентгеновских снимках. Пластинки эти выдерживали всего несколько проигрышей, потом уже на них ничего разобрать нельзя было. Но, для кайфа хватало. Уже в шестидесятых идею печатать звуковые дорожки на мягкой пластмассе возобновили издатели журнала "Кругозор". И почти так же как и рентгеновские снимки пятидесятых, голубые кружочки "Кругозора" тоже знакомили советскую молодежь с лучшими песнями пришедшими с Запада. Я помню, что именно в "Кругозоре" впервые появилась "Герлз" Битлзов. Раньше, чем появился знаменитый сборный альбом фирмы «Мелодия». Знаменитый тем, что там было написано на наклейке: "Девушка", музыка и слова - народные. А про Битлз - ни слова.

Однако, вернемся в пятидесятые. Основным музыкальным источником музыки на костях стал рок-н-ролл. Но о нем - позже. Потому что до рока был буги-вуги. Про буги-вуги продвинутая советская молодежь узнала еще в первой половине пятидесятых, году этак пятьдесят четвертом.

Итак, поговорим о первых хитах рентгеновских фотоснимков. В предыдущей главе шла речь об эпохе свинга. Вот как раз в эту эпоху и процветал буги-вуги. Что это такое? Это и ритм и танец и особая манера фортепьяной джазовой импровизации.

Буги-вуги появился как стиль фортепьянной импровизации и как особый ритм свинга. Сам термин "Boogie Woogie" вошел в обиход как обозначение танца под аккомпанемент фортепиано, в 1928 году, когда вышла запись пьесы "Pine Top’s Boogie Woogie" пианиста по имени Pine Top Smith. Первое поколение пианистов, сознательно ориентированных на буги-вуги, начало формироваться в конце 1920-х годов. Но стал он популярным как танец и востребованным повсеместно именно в эпоху свинга.

Именно тогда буги-вуги начали играть не только пианисты из Гарлема, но и большие свинговые оркестры.

В Европу буги-вуги въехал на танках "Шерман", офицерских "Виллисах", грузовиках "Студебеккер" и бронемашинах "Бредли". Его привезла американская армия.

Ничего удивительного, ведь в начале сороковых песня " Горнист буги-вуги ", наверное, была одной из самых известных военных песен этой армии. Ее впервые спели сестры Эндрюс. И они с этой песней ездили на фронт, где пели для солдат свои буги-вуги. Ну а солдаты им подпевали.

Теперь о видеоклипах. Сначала я пытался выбрать один из видеоклипов с песней "Boogie Woogie Bugle Boy" ("Горнист буги-вуги"). Потому что я нашел два разных видеоклипа "Горниста буги-вуги".

Один из них, это запись времен войны. Поют первые исполнители этой песни, трио "Сестры Эндрюс". Сестры по моде военных лет одеты в глухие закрытые строгие костюмы полувоенного вида, на них пиджаки с накладными ватными плечами, шла война и женская мода не была легкомысленной.

А, может,- думал я, - показать ту же песню времен заката буги-вуги, песню которая записана в начале пятидесятых. Ее тоже поет трио и тоже сестры, но уже не Эндрюс, а Паппини. Поют и те и другие сестрички неплохо, но... сестры Паппини поют в обтягивающих их фигуры платьях, там где талия в рюмочку и бедра и все остальные места хорошо выделяются, а наверху, вместо ватных подкладных плеч - ничего, т.е. умопомрачительные декольте и плечи открыты. Сначала я склонялся в пользу сестричек в декольте. Надеюсь, вы меня понимаете.

А потом решил, что будет правильно поставить оба видеоклипа. Чтобы вы, дорогие друзья, сами сравнили, насколько военные девушки не похожи на послевоенных.

Впрочем, в исполнении сестер Паппини военная тема никуда не делась. Ведь речь идет все-таки о солдате, которого призвали в армию. И эту тему показывает мультик. Там довольно симпатичный солдат-горнист, про которого собственно и песня. И его командир, капитан, тоже хороший парень, не гнобит своего солдата, дает ему развернуться.

Вот один из куплетов "Буги-вуги горниста":

They made him blow a bugle for his Uncle Sam
It really brought him down, because he couldn't jam
The Captain seemed to understand
Because the next day the Cap' went out and drafted a band
And now the company jumps when he plays reveille
He's the boogie-woogie bugle boy of Company B

Здесь речь идет о том, что когда парня-горниста позвал Дядя Сэм, он расстроился, но его командир понял его музыкальную душу, т.е. парню повезло с командиром. Капитан притащил целый оркестр и они все вместе заплясали.

Вот такая везуха.

Я понимаю, что когда по радио звучал этот буги-вуги, а горящий самолет Б-17 падал, сбитый немецким "Мессером", веселого было мало.

Точно так же было не очень весело на песчаных дюнах берегов Нормандии, где первые десантники почти сплошь полегли в день высадки. Но... война есть война. Зато тем, кто остался жив и даже относительно здоров, повезло, они под эту песню отплясывали буги-вуги с красивыми парижанками или римлянками.

Так что не будем о грустном, а посмотрим и послушаем буги-вуги.

Итак, первый вариант: во френчах, надежно скрывающих нежелательные на войне выпуклости, поют Сестры Эндрюс. Видеоклип, кроме разных фотографий самих сестер Эндрюс в военной и полувоенной форме, показывает фотосессию снимков американских солдат времен Второй Мировой. Интересные снимки.

http://www.youtube.com/watch?v=QiD81MHjxqw&mode=related&search=

А теперь обещанный второй вариант, ту же песню поют в меру раздетые и выпуклые сестры Паппини.

http://www.youtube.com/watch?v=xM_K6fH3_gg&mode=related&search=

Теперь, когда мы ознакомились с первоисточниками, вернемся в СССР эпохи стиляг. Снова вспоминаю все тот же 1957-й, так же как и в предыдущей главе.

Учили музыке в те годы в одесских семьях очень многих. Тогда это считалось престижным. Ну и пианино в доме считалось таким же престижным элементом, как сейчас - "Порш" в гараже.

Нет, пожалуй престижнее Порша. И некоторые из обучаемых даже в 10 мальчишеских лет уже неплохо на нем играли. Даже ухватив на слух с музыки на костях этот стиль, который и был стилем буги-вуги.

Наша школа, СШ номер 36 находилась на улице Красной Гвардии, бывшей Торговой, улице которая спускалась к Военной Гавани. Школа эта всего за 40 лет до описываемых событий была достаточно известным в Одессе училищем Файга, тем самым, в котором преподавал географию папа Вали и Жени Катаевых и учился Ледик Вайсбейн, которого вся страна потом узнала, как Леонида Утесова.

Училище Файга было надежным пристанищем состоятельных молодых людей, изгнанных за неспособность и дурное поведение из остальных учебных заведений не только Одессы, но и всей Российской империи.

Так туда попал и Ледик Вайсбейн, он не отличался покладистым нравом, пришлось его отдать Файгу. Хулиганы, в том числе и будущий Леонид Утесов, себя там реализовали не только в хулиганстве. Там ставились спектакли и игрались концерты, на которые приходила смотреть вся Одесса. И Ледик Вайсбейн уже тогда стал школьной звездой. Тем не менее, стены и парты училища, которое стало обычной школой, все-таки хранили какой-то хулиганский задор. (Я кстати, не уверен, что парты за сорок прошедших с 1917-го лет поменяли, они были сделаны на века, эти парты, и мало походили на нынешние.)

Вот здесь - подробнее о славном прошлом моей школы:.

http://www.vestnik.com/issues/1999/0302/win/korchen.htm

А здесь ее фотография. (Сейчас она называется Ришельевским Лицеем)

http://rl.odessa.ua/Znakomtes.html

Актовый зал в нашей школе был красивым, высоким и светлым. Именно там стояло сильно расстроенное пианино и именно там проводили уроки пения. Петь мы любили, но не то, что надо было петь на этих уроках. Вот почему мы придумывали всякие каверзы, чтобы выманить училку на минут пять, скажем, подговаривали старшеклассников, чтобы они заглянули к нам на урок и сказали училке, что ее вызывает директор.

Училка была легковерной и уходила, оставляя нас один на один с потрепанным в неравных боях со школярами инструментом. Немедленно начиналось буйное веселье в стиле канувших в Лету времен училища Фалька (тогда мы, разумеется, ничего не знали про славное прошлое родной школы). Те, кто уже чему-то выучились, начинали стрелять терциями по клавишам, та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та, отбивая левой рукой довольно точно ухваченный ими синкопированный ритм. Стулья переворачивались и использовались как ударные инструменты.

Ну а кто не барабанил по клавишам или стульям, орал под этот адский грохот, стараясь перекричать пианиста и ударников:

От Москвы и до Калуги
Все танцуют буги-вуги
Буги-вуги стильный танец,
К нам привез американец.

Нашему счастью не было предела, но тут... возвращалась училка пения и снова надо было заводить:

У дороги чибис,
У дороги чибис,
Он кричит волнуется, чудак...

(кстати, неплохая песня, но как мы ее ненавидели!)

Кроме буги-вуги, мы в счастливые минуты свободы от чибиса пели еще другие разные и хорошие песни.

Попробую вспомнить кое-что. Например, вот это:

Мы плывём по Уругваю, ваю-ваю.
Ночь, хоть выколи глаза,
Слышны крики попугаев, ваев-ваев,
И мартышек голоса.

Режем, грабим убиваем.
Виски пьем, бананы жрем.
Стильных девочек бараем.
В общем, весело живем.

Глагол "барать" в Одессе пятидесятых заменял нынешний глагол "трахать".

В Одессе и вообще на Юге был собственный сленг, и даже собственный мат, не очень похожий на сленг и мат северян.

Скажем, простое русское слово "блядь", почти не употреблялось, вместо него говорили "хуна".

А еще тогда в СССР был очень популярен Ив Монтан, которого на гастролях принимали по-царски.

Да что там по-царски, разве сейчас какую-нибудь английскую королеву, которая тоже любит разъезжать, несмотря на преклонные годы, так принимают, как принимали Ива Монтана? Да ни в жисть.

А он не оправдал доверия и потом клеветал на СССР и почти родную ему Коммунистическую Партию. Почти родную, потому что на гастроли он приехал будучи членом родственной КПСС Французской Компартии. Но, до ренегатства нестойкого коммуниста Монтана было еще далеко, тогда его все обожали. И, поэтому, везде звучали его песни в том числе и эта:

J'aime flâner sur les grands boulevards
Y a tant de choses, tant de choses
Tant de choses à voir
On n'a qu'à choisir au hasard
On s'fait des ampoules

(Как я люблю в вечерний час,
Кольцо Больших Бульваров обойти хотя бы раз...)

Посмотрите, послушайте и вспомните эту знаменитую песню, которую поет молодой и еще коммунистический Ив Монтан.

http://www.youtube.com/watch?v=kGkzsg4QC6Q

И именно на мелодию Больших Бульваров мы тоже пели неизвестно откуда взявшееся:

(Заметьте, героя снова зовут "Бобом".)

Как Боб любил в вечерний час,
Пройтись по Дерибасовской хотя бы один раз.
Там пища есть всегда для глаз,
Модами сверкая, течет толпа людская.

Но как-то раз увидел он,
На ком-то пару ярких желтых панталон.
И загорелась зависть в нем:
Я сейчас умру
Но умер Боб к утру.

Дальше идет уже под другую мелодию, тоже очень популярную в те годы:

А потом на кладбище, два часа топали:
Истамбул, Иконстантинополи
Спи наш бэби, устрой нам стиль на нэби.
И наше дело продолжай.
Буги-вуги, буги-вуги,
Баю-бай.

(Видите, все-таки закончили все тем же буги-вуги.)

Вот такая грустная история, сочиненная одним из куплетистов, высмеивающих стиляг. Но понравившаяся стилягам и их поклонникам, поэтому дурацкие эти куплеты пошли в народ.

Закончить эту публикацию я хочу еще одним видеоклипом с буги-вуги. Это буги-вуги на русском языке, сочиненное и исполненное в восьмидесятых годах одним из великих Русского Рока, Майком Науменко, к сожалению, покойным, лидером и создателем рок-команды "Зоопарк".

Качество изображения - плохое, то, что вы хотите, это только начало эпохи видеокамер, середина 80-х, любительская съемка выступления. Но звук как раз совсем не плох. Майк, правда, делает одну крошечную ошибку, он поет "Я надеваю штиблеты и галстук-шнурок". Галстуки-шнурки начали одевать на несколько лет позже времен буги-вуги. Тогда надевали широкие галстуки с пальмами или девушками в бикини. Шнурки появились позже, когда буги-вуги уже не танцевали.

Я продолжу главу "Музыка на костях" в следующем номере. Потому что четыре клипа, которые я поставил в одной публикации, как говорили в Одессе не только украинцы, "цэ вжэ занадто". Больше нельзя. Через неделю будем вспоминать рок и посмотрим соответствующие видеоклипы. А пока на прощанье:

"Мы любим буги-вуги". Поет Майк Науменко с группой "Зоопарк"

http://www.youtube.com/watch?v=RVAXwSTjY2E

* * * * *

Замечание редактора Валерия Лебедева

Интересно происхождение названия буги-вуги (Boogie woogie). В точности оно неизвестно.

По некоторым предположениям (Oxford English Dictionary) этот термин есть удвоение от слова буги (вроде как русское «танцы-шманцы» или "фигли-мигли", "карла-марла"), только в отличие от слова танцы, само слово «буги» значения не имеет. Скорее всего, это звукоподражание звуку пилы на валке леса, принятое лесорубами в лагерях при заготовке сырья для производства скипидара в Техасе еще в начале 1900-х годов. Впрочем, как и удвоение «буги-вуги», которое тоже можно считать звукоподражанием.

Эти же лесорубы и оттягивались и выплясывали ножищами в сапогах на своих вечеринках под что-то отдаленное похожее на звучание пианино в салунах, которое позже также стали называть этим термином.

Буги-вуги определяются не совсем так, как пишет Дан.

Буги-вуги – это прием исполнения на фортепьяно, когда левая рука все время исполняет однотипную по ритму метрическую «пило-лесорубную» остинатную фигуру, а правая тренькает что-то в восьми тактах обычной блюзовой гармонии (иногда - в 16 тактах, если такты удвоенные). Иначе говоря, буги-вуги – это некая машинообразная форма исполнения блюза на ф-но. Некое ответвление от ритм-анд-блюз. Но – в сторону некоего упрощения. Даже не то чтобы упрощения (ибо и сам ритм-блюз есть простая, всегда стандартная и всегда одинаковая последовательность аккордов, обязательная для блюза), а в сторону некоего монотонного механизма. И ускорения темпа.

Более-менее определенно буги-вуги ведут свое начало с первых годов 20 века, когда незнакомые с инструментом люди подрабатывали в барах типа салунов для танцев. На оркестр денег не было, и пианисту приходилось, сильно ляпая по клавишам, восполнять этот недостаток своей громкостью.

К 40- годам этот стиль уже оформился в некий канон, который было вовсе не трудно «лабать» на любом раздолбанном пианино. Тогда же оформился и танец буги вуги, который стал прообразом рок-н.рола. Это легко увидеть (и услышать настоящее фортепьянное исполнение буги-вуги) в клипе: http://www.youtube.com/watch?v=1QQzbCmlZM4&mode=related&search=

Конечно, в этом клипе вы увидите эстрадный, специально поставленный номер с танцем буги-вуги, а, не, так сказать, бытовой.

Впрочем, и рок-н-рол есть ни что иное как все та же гармоническая схема блюза и, в этом смысле, машинное продолжение ритм-н-блюза и буги-вуги. Гармонически это вообще одно и то же. Разве что в роке вторая, слабая доля такта больше акцентируется как сильная.

В СССР наиболее популярными словами на остинатную фигуру буги-вуги был текст:

Не ходите, дети, в школу,
Пейте, дети, кока-колу.

Откровенно говоря, слушать буги-вуги более, чем два-три раза физически тяжело. Ну, обычный робот с ограниченным числом степеней свободы. В одном темпе, в одинаковой гармонии, да еще и, как правило, всегда в одной и той же тональности соль мажор.

Когда-то в моде были пианолы, где по специальным перфолентам механическое пианино «играло» разные пьесы. В том числе и сложные, классические. Устройство это было дорогим, со своей «воздуходувкой», его могли позволить себе только богатые дома. Они заменяли собой, скажем, хорошую акустическую установку, радиолу будущего. Сейчас пианолы – редкость, только как особый шик бывают в музыкальных магазинах или салонах.

А буги вуги с его примитивизмом давно сошли на нет. Никто его не играет. Разве что в виде шутки-напоминания.

Клипы, которые приводит в своей статье Дан, так себе. И сама эта песенка «Буги-вуги горнист» как бы на тему буги-вуги довольно серая. Никогда не была особо популярной. Особенно в СССР. Исполнение сестер на три голоса тоже ничего особенного собой не представляет. А нечто условное , идущее за музыку, "Мы любим буги-вуги", которое поет Майк Науменко с группой "Зоопарк" – просто плохо. Убогая тема и под стать ей исполнение. Увы.

Буги-вуги не спасает даже воспоминание молодости. В отличие от действительно яркой предыдущей вещи «Чаттануга Чуча» Глена Миллера.

По поводу упомянутого в статье Ив Монтана у нас у Гусь Буке (не раз) проходила дискуссия.

Привожу выборочно недавнюю, от февраля 2007 года.

Яков Рубенчик - Tuesday, February 20, 2007 at 00:49:58 (MSK)

Когда приехал Монтан, я ночь отстоял за его билетами, которые затем подарил двум девицам, которых я даже плохо знал. Недавно вторично посмотрел фильм с ним "Плата за страх". Я видел также еще парочку фильмов с ним. Стихотворением Полякова слегка интересовался. Запомнил последние фразы:

Монтан гремит на всю Европу,
Спасибо, что приехал он,
Но целовать за это в ж... (это об отношении Образцова к Монтану)
Как говориться, милль пардон.

А у Зиновия Гердта в ответе запомнил в конце: ^ таких как Вова Поляков - кумир московских пошляков^.
A выставку трико сорок последнего размера дле советских женщин в Париже устроил не Монтан, а Жерар Филипп вскоре после показа в СССР фильма "Монпарнас 19" в роли Модильяни с ним.

СВАРОГ Санкт Петербург, Россия - Tuesday, February 20, 2007 at 01:10:33 (MSK)

Что, так вот перед Монтаном откровенно лебезили все?

Редактор - Wednesday, February 21, 2007 at 03:46:10 (MSK)

Не раз упомянутая Поэма про Ива Монтана Владимира Полякова находится по нескольким адресам, например, здесь:

http://lib.meta.ua/index.php?book_id=14986

Но всех сайтах один и тот же вариант с припиской: Окончание текста утеряно.

Поэма длинна, занудлива, не очень остроумна. Лучшие строчки

Бегут какие-то актеры,
За ними фоторепортеры,
И кажется, со всех концов
Бежит к Монтану Образцов.

В поэме высмеивается преклонение перед Монтаном во время его приезда в Москву где-то в конце 50-х или начале 60-х. Монтан тогда считался другом СССР, его не хотели обижать, поэму нигде не печатали, но в списках она ходила широко при одобрении партийных кругов: в поэме неявно осуждалось низкопоклонство перед западом.
Кто такой этот автор поэмы Владимир Поляков точно сказать не могу. В то время у Райкина было трое авторов: Егоров, Поляков, Привалов. Иногда они что-то издавали вместе под ником Егорполпри. Сейчас поисковики не дают "искомой комбинации слов".
Трудно сказать (не помню), тот ли это Поляков. Кажется - да. С другой стороны, в качестве лизоблюдов при Монтане в поэме выведен и Райкин. Мог ли Поляков своего работодателя осмеять? Но Райкин там задет немного. В основном - кукольник Образцов.
Теперь, когда имен Егоров, Поляков, Привалов нет в поисковых машинах, можно считать, что их нет вообще.
Sic transit…

Сабирджан - Wednesday, February 21, 2007 at 06:33:34 (MSK)

Посмотрел текст. Мне кажется, что было не
А вот играет он восерс
С Марселем, как его, Моэрс.
а
А вот играет он в серсо
С Марселем, как его, Марсо.

Еще смутно припоминается фраза: "Я - Райкин, рядом Образцов", но в тексте ее нет.

Похоже, что текст восстанавливали по не очень достоверным источникам.

Сабирджан
- Thursday, February 22, 2007 at 04:12:52 (MSK)

Редактор
- Wednesday, February 21, 2007 at 03:46:10 (MSK)

Но всех сайтах один и тот же вариант с припиской: Окончание текста утеряно.
***********************************
Немного усилий, и вот оно окончание.

" - А мы?! - ", - спросил Утёсов, - " - КАк то…
Нам с ними хочется побыть… - ".
Тут грозный голос коменданта:
" - А кто за вас должОн платить?!

Туда на санках и обратно, -
Мы загоняем лошадей!
Монтану это всё бесплатно,
А с вас по 50 рублей! - ".

" - Плевать на деньги! - ", - крикнул Райкин,
" - Подать сюда все таратайки!
Впрягайте лучших жеребцов!
Я - Райкин! Рядом - Образцов! - ".

Нашлись две кроткие кобылы,
Но конной тяги не хватило.
И кое-кто бежал пешком,
Как говорится, - петушком.

Летят, скользя, по снегу сани.
Ну, что ж, побегаем и сами!
Сергей Владимыч зубы сжал.
И сам за тройкой побежал:
" - Догнать, поймать, с пути не сбиться!.. - ",
- Он задохнулся и поник.
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.

Пусть тройка мчится, тройка скачеи,
Ушанка пусть Монтана прячет,
Пусть Райкин тянется за ним...
Мы догонять их не хотим.

Устали бесконечно все мы
От этой длительной поэмы.
Закончить надобно её,
Сказав: " - Товарищи, адьё! - ".

Но, можете заметить Вы, вот,
Что, мол, не очень ясен вывод!
Что ж, силь Ву пле, мосье, мадам,
Сейчас я этот вывод дам:

Монтан - певец хороший очень,
Хотя не гений, между прочим,
И падать перед ним, друзья,
Нам и не нужно и нельзя.

А тот, кто лезет с поцелуем,
Кто хочет выглядеть холуем,
Кто лезет с ним сниматься рядом,
Кто поедает жадным взглядом,
И тащит за собою жён, -
Тот очень жалок и смешон.

МОНТАН ГРЕМИТ НА ВСЮ ЕВРОПУ.
СПАСИБО, ЧТО ПРИЕХАЛ ОН.
НО ЦЕЛОВАТЬ ЗА ЭТО В ЖОПУ, -
КАК ГОВОРИТСЯ: " - МИЛЬ ПАРДОН! - ".

Д.Ч. ММнСФР, - Wednesday, February 21, 2007 at 08:52:07 (MSK)

Ив Монтан, как певец, обладал средними способностями. Как киноактёр - он звезда первой яркости. Если бы он даже снялся лишь в одном только фильме Let's make love, его имя следовало бы увековечить в бронзе на тротуаре Голливуд-бульвара. Этот фильм можно смотреть бесконечное число раз. Мне известны люди, которые смотрели этот фильм уже раз пятьдесят и не собираются останавливаться на достигнутом.

Комментарии

Добавить изображение