Независимый бостонский альманах

МАРГИНАЛЬНАЯ ПОДВОРОТНЯ

28-04-2007

Мы продолжаем проект, предложенный Даном Дорфманом «Послушай и вспомни». Идея проекта в том, чтобы слушать яркую музыку нашей молодости (даже детства)– 50-60- годов (и потом – более позднего времени) и вытаскивать из закоулков памяти самые разные ассоциации, связанные с этой музыкой. Начало было удачным: Дан предложил нам еще раз посмотреть и послушать сцену и песню из фильма «Серенада Солнечной долины» с оркестром Глена Миллера. Сценка и музыка Чаттануга чуча. Народ вздрогнул: да, это была эпоха. Оказалось, что очень многие (кому возраст уже позволял) видели фильм еще тогда, в 1945 году. Яков Михайлович Рубенчик даже припомнил, что он видел этот фильм в 1943 году. Что теоретически и технически могло быть (фильм в США вышел в прокат в 1941), но, по моим сведениям, все-таки ранее 1945 года фильма в прокате в СССР не было. Если кто видел, то как бы на частном просмотре. Например, на ближней даче у Сталина. У него все шло раньше, вождь имел на то полное право.

ДЧ сообщил, что он каждый раз под новый год смотрит именно этот фильм, а не несколько придурочный традиционно новогодний советский хит «Ирония судьбы, или с легким паром», разрешенный для увеселения трудящихся еще в 1975 году и с тех пор постоянно идущий под 1-го января вот уже 32 года.

Но со второй статьи в проекте Дана Дормана что-то сломалось. Поезд на Чаттанугу сошел с рельс. Встречи с городом молодости больше не было. В результате железнодорожной катастрофы получились ушибы, вывихи и пробой барабанных перепонок. Да, что-то смутное возникло в области среднего уха, где, по меткому наблюдению Раскина, еще не ступала нога. Ибо Дан нас познакомил с буги вуги, с жанром чисто историческим, не оставшимся в анналах, монотонным, примитивным, малоинтересным музыкально. К тому же выбрана была песня «Горнист буги вуги», которая вообще не имела никакой популярности в СССР, ее там просто не знали. Даже любитель всякой американщины Дан не знал. Да и в США это был совершенно проходной номер. К тому же он добавил в текст музыкально нелепого, хотя и покойного Майка Науменко с группой "Зоопарк".

Ладно, возможно то была некая менопауза. Отдых перед музыкальным броском на вершины. Но нет, сейчас мы имеем статью про рок-н-рол. Этот самый рок, конечно, стал своего рода культурным феноменом, но, уточню, маргинальным культурным феноменом . Вот именно не рок, а рок-н-рол. Дело в том, что термин «рок» гораздо шире своего родителя рок-н-рола. Родитель это все тот же обесчещенный блюз. Берется стандартная гармония блюза, но без его тонкостей ( к тому же хороший блюз часто выходил за рамки жесткой гармонической схемы и стандартных 12 тактов, чему примером является старинный «Сент-Луис-блюз», сочиненный William Handy в 1914 г.) , без голубых нот, и вообще без blues feeling (чувство блюза, по аналогии с jazz feeling джазовым чувством). Иначе говоря, рок-н-рол - это очень упрощенная ритмичная музыка для некоего спортивного танца. Так как настоящий танец рок-н-рол требовал приличной тренировки и хотя бы чувства ритма, к чему танцующие народные массы вовсе не были готовы, то и сам танец сразу приобрел подворотные формы гориллоподобных выламываний. Только отдельные пары после многих репетиций могли показать что-то похожее на приличные выступления в духе приведенного Даном клипа. И то весьма отдаленно. Но ведь приведенный клип - кадры из фильма. И когда там режиссер хотел показать хоть что-то, то массовка уходит на периферию, а в центре круга остается одна пара с, фактически, концертным номером (притом же все-таки слабым, еще хуже там рок-н-рольный состав «Кометы» под руководством Хейли). Нам остается только верить, что соученики (и то одна пара) Дана по одесской школе могли показать что-то стоящее в рок-н-роле. Думаю, два-три самых простых движения, в которых партнер, как пишет Дан, «кидал (подругу) через спину и протягивал по полу между ногами» к тому, уверен, не лад и не склад, без всякого соотнесения своих дрыганий хотя бы с ритмом.

А вот термин «рок», обозначающий некое направление в музыке – это гораздо лучше, просто несоизмеримо полнее. От «папаши» там только первая часть слова «рок», ритм, соло и бас гитары, принцип пульсирующего баса. Еще – приемы исполнения на гитарах, может быть, тембры голосов. В остальном – свобода от гармонических и мелодических схем. Рок имеет множество разновидностей, и среди них такие высоты как сочетания рока с большим Лондонским симфоническим оркестром и хорами (в композициях Рика Вейкмана , например, «Легенда о короле Артуре»), первая рок-опера Вебера-Райта «Иисус Христос – сверхзвезда», очень любопытные произведения и композиции Pink Floyd, The Alan Parsons Project, полифония Gentle Giant (Нежный гигант персонаж из сказки Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», он же есть и в еще лучшем переложении Волкова – Железный дровосек). Превосходные английские группы Beatles, Uriah Heep, Deep Purple и еще десяток (тут Британия в 60-70 годах сильно потеснила Америку).

Beatles – это вообще целая эпоха. Они взяли не столько каким-то особенным исполнением, а своими мелодиями и гармониями. Многие критики даже называли их «коллективным Бахом».

Я как-то в прошлом году читал в МК интервью с композитором Эдуардом Артемьевым. Это старый эстет, пишущий в жанре электронной музыки, в частности, много насочинял к фильмам Тарковского. Другие виды музыки вообще почти не признает (кроме, разумеется классики), от всякой попсы его воротит. Так вот, по поводу песен Битлс он только руками развел: это, сказал, превосходно, больше искусство. Дословно у него прозвучало так: «когда настоящие оркестры стали играть их чудные темы, я немного изменил отношение». (http://www.peoples.ru/art/music/composer/artemiev/interview.html)

Если темы Битлс пели выдающиеся джазовые певцы (например, Элла Фитцджеральд), исполняли знаменитые джазовые оркестры (к примеру, Каунт Бейси), выдающийся вокальный состав Swingle Singers, симфонические оркестры (Лондонский), то что и толковать.

Да, что и толковать, но вот не токовать – это с нашим удовольствием. Что и делает Дан Дорфман. Не пишет он ни о ком из названных. И не собирается писать.

Почему? Потому, что, по его мнению, о них и так много писали другие. Можно подумать, что о рок-н-роле в исполнении Билла Хейли не писали. Тоже писали, да только не в престижной, а в маргинальной прессе. Ибо все это убого, плоско, плохо. Как некий знак времени , конечно его Rock Around the Clock (Рок сутки напролет) попал в справочники, но ведь туда попали и знаменитые убийцы. Конечно, рок-н-рол как некий знак времени остался. Как показательное выступление почти что по спортивной гимнастике тоже. Но как музыкальное явление, не в большей степени, чем попевки на двух звуках воинов Чака-зулу. Так сказать, культурно-этнический интерес.

Затем, первоначальная идея была не в том, чтобы писать о каких-то музыкальных коллективах и событиях, а в том, как эти вещи оказались связанными с нашими судьбами. Какие ассоциации вызывают. Какие истории происходили при проникновении за железный занавес песен, групп, музыкальных фильмов. На мой взгляд, стоило бы выбирать вещи яркие, музыкально значимые. Тех же Битлс. Неужели знакомство с их песнями не вызвало в Одессе никаких волнений? Допускаю, что в какой-то среде – никаких. Среда заела, что ли?

Помню, Тихона Хренникова взволновало. И он разразился ругательной статьей о Битлс не где-нибудь, а в газете «Правда». В этой газете просто так ничего не печаталось. Значит, с разрешения, а то и по заказу отдела культуры ЦК. Нужно было бороться с идеологической вылазкой врага. Мне же вскоре после этого удалось пробить целую часовую передачу о Битлс на Белорусском телевидении. Только потому, что главному редактору они нравились, и он рискнул. Подали по согласованию с ним песни Битлс как развитие английских песенных народных традиций (что, кстати, сказать, правда, да и сами многие их песни через сотню лет станут народными, то есть, музыка останется, а имена авторов забудут).

Как видите, у меня Битлсы вызывают свои жизненные ассоциации. А вот убогий Билл Хейли с его «Кометами» – нет. Думаю, что подобно произойдет и с другими. Впрочем, пример тому мы уже наблюдали. По поводу прошлой статьи о буги-вуги не было ни одного отзыва. Все же стоило выбирать такие музыкальные произведения, которые, что называется, затрагивают душу. Выбирать своего рода общий знаменатель, а числители у каждого пусть будут разные. А у нас тут знаменатель равен нулю, стало быть, никакой числитель невозможен, операция запрещена математикой. В нашем случае с музыкой – эстетикой.

Сказанное относится не только к «музыке» Билла Хейли. Но и к словам его «песен». Вот уж поистине «текст слов».

Вот это – слова?!

One, two, three o' clock, four o'clock rock
Five, six, seven o' clock, eight o' clock rock
Nine, ten, eleven o' clock, twelve o' clock rock
We're gonna rock around the clock tonight

Раз, два, три часа, четыре часа рок
Пять, шесть, семь, восемь часов рок
Девять, десять, одиннадцать, полночь – рок
Мы танцуем всю ночь напролет рок

После этого шедевра Дан предлагает:

«Может читатели попробуют поставить свой перевод?»

Никакой перевод тут невозможен. Нет материала. Тут даже Владимир Усольцев с его Ничто как источником всей Вселенной ничего бы не сделал.

Ладно, можно подумать, что Хейли взят чисто хронологически: 1954 год. Если уж говорить о рок-н-роле, о нем, конечно, можно говорить, но кроме Хейли, который был первым (и то вопрос – в этой области на первенство еще претендовал некий Литл Ричард), стоило бы дать значительно более лучших исполнителей, чем Хейли. В том же году, в начале июля появился Элвис Пресли. Вот уж кто культурный феномен – так это Элвис Пресли. И вовсе не потому, что исполнял рок-н-ролы. Он их как раз пел не так много. Его первые записи 5 июля 1954 г. «I Love You Because» и «That’s All Right (Mama)» созданы на основе кантри (первая) и блюза, то есть народных американских традиций. И еще долго Элвис (его так и называют до сих пор по имени) пел баллады, блюграсс, итальянские песни, гавайские, духовные гимны, музыку соул и госпел, просто некие очень неплохие эстрадные песни. Пел он песни Битлс, для которых в свое время был кумиром. Пел и такую известную песню из репертуара Фрэнка Синатры как My way. Исполнял и рок-н-ролы, не без того. Их многие исполняли.

«Королем рок-н-ролла», кажется, назвал Элвиса его импресарио «полковник» Паркер (на самом деле – нелегал из Голландии) в октябре 1956 года в американском журнале «Варьете» исключительно ради коммерции. В то время Элвис уже был очень известен – и вовсе не как рок-н-рольщик.

По значимости Элвис и Хейли – небо и земля. У Элвиса своя неповторимая манера пения и тембр голоса, он узнается сразу. Отличить Хейли от любого подворотинка вообще невозможно. У Пресли часто бывает приличный бэкграунд, вокальный сопровождающий состав, часто – большие оркестры с интересными аранжировками, у Хейли – никогда. Элвис оригинально движется, у него во многих песнях есть подтанцовки, Хейли стоит столбом. Да и вообще Элвис был симпатичным парнем. Хейли таковым совсем не был.

Когда несколько лет назад обсуждался вопрос о том, чье изображение поместить на марку США – Пресли или Мерлин Монро, то выбрали Элвиса.

По многим показателям Элвис до сих пор держит первенство.

К примеру:

Elvis Presley is the best selling solo artist In U.S. (Наиболее продаваемые альбомы среди всех певцов США)

В мире продано более миллиарда пластинок (винил и компакт-диски) Пресли — более чем у кого-либо из любых иных исполнителей.

Elvis charted more songs on Billboard's Hot 100 than any other artist. (149) (Billboard – иввестный журнал музыкальной индустрии - У Пресли больше чем у кого-либо песен (149), попадавших в «горячую сотню» хит-парада «Биллборд». Из них 40 — в «верхней десятке» и 18 песен заняли 1-е место.).

Elvis is #2 for overall album sales (117.5 million) Продано 117,5 миллионов пластинок. Больше продано только Битлс - 166.5 million;

Elvis has the most Multi-Plaintum albums (25) (The Beatles have 24)

Elvis has more Platinum albums than any other artist (55) (The Beatles have 37);

Elvis has more Gold albums than any other artist (97) The Beatles have 42

Пресли при жизни получил 3 награды «Грэмми», — все за духовную музыку (госпел).

К тому же Элвис снялся в 31 фильме и дал тысячи концертов. И все это к своим 42 годам.

Приведу справку о не очень известной стороне жизни Пресли.

При жизни Пресли его благотворительность фактически не освещалась.

На билетах на подготовительный и транслируемый концерты на Гавайях не было указано цены — каждый зритель мог заплатить столько, сколько хотел; все полученные Пресли деньги были затем переданы в Фонд по борьбе с раком им. Куи Ли в Гонолулу. Он каждый год он посылал чеки на сумму в тысячу долларов в каждый из 50 благотворительных учреждений Мемфиса; устраивал благотворительные концерты, платил за своих друзей, родственников и иногда совсем посторонних людей. Помимо благотворительности, Пресли любил делать подарки: все его друзья были не раз одарены машинами (однажды он сразу приобрёл 14 лимузинов, которые тут же раздал; несколько раз он дарил их совершенно незнакомым ему людям). Элвис также покупал дома, оплачивал свадьбы и счета своих друзей. На одном из концертов он снял свой перстень стоимостью почти в семь тысяч долларов и отдал его со сцены неизвестному ему лицу из публики.

Поместье Пресли «Грейсленд» является вторым в США после Белого дома местом по посещаемости (600 тысяч человек в год). В 1976 шоссе, где находился «Грейсленд» было переименовано в Бульвар Элвиса Пресли.

По сей день выпускается множество дисков с записями Элвиса. И ничего – Хейли.

И вот Дан принципиально обходит такую фигуру ради никчемного Билла Хейли.

Равно как он не будет упоминать ни Фрэнка Синатру, ни Нат Кинг Кола, ни Эллу Фитцджеральд, ни еще никого из десятка первоклассных джазовых или эстрадных исполнителей.

Неужели до Одессы не доходило никаких отзвуков о гастролях в СССР в1962 году большого джазового оркестра Бенни Гудмена?! Неужели его приезд никак не отпечатался в памяти, и с ним не было связно никаких происшествий и воспоминаний?! А ведь он – одессит! И даже понравился весьма далекому от этого жанра Никите Хрущеву. А вот Дану – не понравился.

Конечно, Элвис был человеком богемы. Он не мог жить без окружения своих друзей, без шумных застолий. Сон наступал под утро и только под воздействием сильных снотворных. Однажды он принял их два раза подряд – и больше не проснулся. Это произошло как раз 30 лет назад, 16 августа 1977 года.

В конце этого материала к дате 30-летия со дня смерти Элвиса я помещу ряд линков на кадры и песни Пресли. Каждый может убедиться в большом разнообразии репертуара певца - там будут и баллады, и госпел, и неаполитанские песни, и даже рок-н-ролы. Но и последние по уровню исполнения не чета убогому Хейли.

На завершение несколько конкретных замечаний к тексту Дана.

Он пишет: «можно сказать "лабаем", вместо танцуем». Нет, так сказать нельзя. Жаргонно музыкальное словечко «лабать» означало только играть, исполнять. Можно было сказать «лабать джаз», лабать концерт, (играть джаз, играть на концерте), лабать танцы (то есть, играть на танцах), но ни в кое случае не в смысле танцевать. Можно было сказать и «лабать жмурика» – играть на похоронах.

Очень сильно преувеличивает Дан, когда утверждает, что «В конце пятидесятых главный сатирический журнал страны "Крокодил" отводил карикатурам на стиляг половину своих страниц. Другая половина привычно отдавалась под карикатуры на американских империалистов, немецких реваншистов и прочих поджигателей войны». Стиляги занимали более чем скромное место на страницах «Крокодила». Да и поджигатели войны тоже. В основном там была внутренняя тематика, шли постоянные рубрики «Вилы – в бок», «Из зала сюда», «Таланты и поклонники» и пр.

Но это мелочи. Главное – это именно выбор знакового музыкального материала. Дан обращается в тем, кто в 60-е был молод и предлагает им вспомнить золотые для них годы. Но он намеренно собирается проходить мимо всех ярких фигур того времени. Дан обещает в своей статье далее вспомнить "Twist again". Это значит – Chubby Checker, Щекастый Чекер, такой же музыкальный пигмей, как Хейли. И такая же плоская танцевальная музыка. Хотя это я, пожалуй, слишком. Вещица Twist again вполне себе ничего как танцевальная музыка. Да и танец гораздо полнее прижился в СССР, чем физкультурный рок-н-рол. К тому же во времена твиста уже не боролись со «стилем», и советская молодежь, да и среднее поколении вовсю «давило окурки» (основное движение твиста объясняли так: представьте , что вы обеими ногами гасите на земле окурки, растирая их носками туфель). Зато в твисте не было таких звезд, как Пресли или Том Джонс. Рок-н-рол иногда в шутку исполняли даже такие выдающиеся коллективы как вокальный джазовый квартет Manhattan Transfer. По случаю вот тут вы может посмотреть на шутку этого квартета

Manhattan Transfer/House Of Blue Lights Cafe (сценка в кафе, пародийный рок-н-рол)

Упомянутый Том Джонс – своего рода английский Элвис Пресли. Этот незаурядный исполнитель уже более 40 лет успешно концертирует. Его обычно сопровождает превосходный большой оркестр, саундтрек которого имеет самостоятельное музыкальное значение даже без Тома Джонса. Да, он тоже поет рок-н-ролы, но больше – другую музыку.

Как раз в конце 60-х, когда его имя проникло в СССР, там пошел английский фильм – экранизация романа Генри Филдинга, который просто назывался «История Тома Джонса». Кинотеатры были забиты: все пришли смотреть кино про того самого Тома Джонса (его настоящее имя - То́мас Ву́двард, а Том Джонс – это как раз он взял из романа Филдинга»). В самом начале фильма убедившись, что их надули, многие с раздражением покидали зал.

Мне кажется, что не сделав поправку на качество отбираемой музыки для своих реминисценций, проект Дана Дорфмана потерпит неудачу.

А теперь – отобранные мною линки песен в исполнении Элвиса Пресли и (ниже) Тома Джонса.

http://www.youtube.com/watch?v=kkbGAAANx3w Elvis Presley (rousterbout)
Стандартный рок, но хорошего уровня.

http://www.youtube.com/watch?v=ntvmw4TQPyE Elvis Presley - Swing Down Sweet Chariot
(это как бы рок-н-рол, но с сильной примесью музыки соул и превосходным сопровождением вокального квартета)

http://www.youtube.com/watch?v=J6xYRLXc_-U Elvis Presley - Return To Sender
Просто хорошая песня с как всегда с вокальным сопровождени.
Заодно текст к этой песне (для сравнения с текстами Хейли):

Elvis Presley - Return To Sender Lyrics

I gave a letter to the postman,
he put it in his sack.
Bright and early next morning,
he brought my letter back.

She wrote upon it:
Return to sender, address unknown.
No such number, no such zone.
We had a quarrel, a lover's spat
I write I'm sorry but my letter keeps coming back.

So then I dropped it in the mailbox
And sent it special D.
Bright and early next morning
it came right back to me.

She wrote upon it:
Return to sender, address unknown.
No such person, no such zone.

This time I'm gonna take it myself
and put it right in her hand.
And if it comes back the very next day
then I'll understand the writing on it

Return to sender, address unknown.
No such number, no such zone.

Elvis Presley (surrender)
О, соле мио (Народная итальянская песня)

http://www.youtube.com/watch?v=dbadHGIdkJ0 My Way 1977 (сложная баллада)

elvis presley ------ he touched me!
(Духовное песнопение Госпел)

Elvis Presley: Gospel "O Happy Day" (live)
Исполнение в духе религиозных гимнов с большим вокальным бэкграундом

ELVIS PRESLEY SINGS O COME ALL YE FAITHFUL
Ностальгическая баллада освоей семье

Elvis Presley - Love Me
Баллада с сильной примесью музыки соул

Elvis Presley - I Got A Feeling In My Body
Рок-соул с отличной женской вокальной поддержкой

Elvis Presley - Summer Kisses, Winter Tears
Просто хорошая песня с как всегда с вокальным сопровождением (чувствуется итальянское влияние)

Elvis Presley (its now or never)
Неаполитанская песня

Elvis Presley - My Boy

И совсем напоследок – из концерта Тома Джонса этого года (ему исполнилось 67 лет). Здесь – добротный рок-соул с превосходными инструменталистами и вокальным бэкграундом.

Tom Jones - You can leave your hat on - Festival Viña 2007

Том Джонс Tom Jones - Kiss - Festival Viña 2007

Tom Jones - Sex Bomb

http://www.youtube.com/watch?v=mm4eB44tcvw Tom Jones - Take Me To The River (Live)

Tom Jones - Delilah - Festival Viña 2007
Песня славы Тома Джонса «Дилайла» в этом году

А вот здесь Том Джонс 40 лет назад с хитом 1968 года - своей Дилайлой
Tom Jones - delilah TOTP 1968

Tom Jones – Desire Venus (Live 2001)

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?