МУЧЕНИК ВЕРЫ НЕ ОТСТУПИВШИЙ ОТ ХРИСТА

30-05-2007

О человеке обычно судят по тому следу, который он оставил после себя на земле. Кто-то построил дом, кто-то вырастил сыновей, а кто-то укреплял веру и воскрешал надежды людские.

Тимофей Григорьевич Кисель

В этом материале речь пойдет об украинском священнике, бывшем директоре Никопольской средней школы №5, Киселе Тимофее Григорьевиче, беззаветно служившем Богу в Чкаловском храме на протяжении 3 лет. Он был одним из тех, кто словом Божьим боролся за веру, боролся до конца, обретя мученическую смерть в «исправительно-трудовом» (в девичестве – концентрационном) лагере в 1950 году.

Кисель Тимофей Григорьевич родился в 1906 году, в эпоху окончания революции 1905 года в селе Березовица Лубенского района в семье крестьян. Его поколению пришлось сполна испить горькую чашу потрясений, выпавших на долю страны: две войны, революция, хаос, развал, смуту. В это "вывихнутое время" главным было не потерять себя, не дать вовлечь себя в грандиозную авантюру, названную позже социализмом. Биография будущего священника мало изучена, так как материалов о его деятельности осталось скудное количество. Так из справки Чигиринской детской трудовой колонии имени Г.Ф.Грунька от 1 октября 1926 года следует, что на тот момент Кисель Тимофей Григорьевич работал заведующим педагогической части данного заведения, и за свой труд был награжден чашей для фруктов и маленькой сахарницей. В начале тридцатых годов, его семья отвергающая насильственную коллективизацию приняла решение переехать во Владикавказ, и по пути следования Кисель Тимофей Григорьевич нашел свою будущую жену Ульяну- уроженку Переяславского района Киевской области, семью которой после раскулачивания направили в ссылку на строительство шахт Донбасса. Из Владикавказа чета Кисель переехала в Ворошиловград (Луганск), где Тимофей Григорьевич работал педагогом. В 1932 году у них родился сын Владимир, а в 1934 году семья Кисель перебралась в Никополь, где Тимофей Григорьевич стал работать преподавателем физики в средней школе №5. Домик где они проживали находился возле самого берега Днепра, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в жизни семьи Кисель.

В 1936 году никопольскую среднею школу №5 накрыла волна репрессий, в результате чего были арестованы директор школы Шеремет.В.А., преподаватель биологии Макаренко, и преподаватель немецкого языка- этнический немец. Временно исполнять обязанности директора школы назначили Тимофея Григорьевича, который всячески сопротивлялся такому назначению, что подтверждает сохранившееся заявление в адрес Народного комиссара образования УССР. Сам текст письма может говорить о том страхе, который витал в обществе из за боязни быть брошенным без суда и следствия в сталинские лагеря. Приведу его дословно на языке оригинала: На початку минулого 1936-1937 учбового року мені було тимчаово передано 5-ту Нікопольську середню школу, з умовою працювати до підшукання кандидатури на посаду директора школи. Обласний відділ затвердил на посаду директора мене, і передав матеріали на остаточне затвердження до Вас. Прошу Вас звільнити мене з посади директора школи. Для праці на посаді директора середньої школи я не маю адміністративних здібностей а також декваліфікований як викладач фізіки. На заявлении виза наркома образования: Негайно запитати пропозиції.

Результат от заявления оказался противоположным, в итоге чего Тимофей Григорьевич был назначен директором Никопольской средней школы №5. В 1938 году в семье Кисель родилась дочь Наташа.

С началом Великой Отечественной Войны началась мобилизация, но Тимофей Григорьевич по состоянию здоровья не был пригоден к несению воинской службы, а маленький ребенок в семье не дал возможность эвакуироваться, и семья Кисель осталась в оккупированном Никополе. В городских окрестностях и в плавнях прилегающих к городу активизировались действия партизан и фронтовой разведки Красной Армии, чьи части располагались на противоположном берегу Днепра. Для пресечения поддержки местными жителями партизан, оккупантами был издан приказ о выселении жителей из прифронтовой зоны. Так как домик семьи Кисель находился у самого Днепра, то и их в насильственном порядке изгнали на улицу. Взяли взрослые на руки ребенка, носимый домашний скарб, и подались к знакомым в село Чкалово.

Желание помочь людям, разделить ними горе и страдания оккупации подтолкнули Тимофея Григорьевича на путь служению Богу, в итоге чего он стал священником и правил службу в селе Чкалово до освобождения села в феврале 1944г. Освобождение села для него обернулось обратной стороной, служение Богу было расценено как служба в оккупации – 12 февраля 1944 г., он был арестован, а 20 июля того же года осужден военным трибуналом Днепропетровского гарнизона по политическим статьям 54-1, 54-10, 54-11, к 10 годам лишения свободы, 3 года поражения в правах, с конфискацией имущества.

В результате этапов Тимофей Григорьевич оказался в ВАНЛАГЕ – поселок Ванино Хабаровского края, где на тот момент находилоь в заключении 6814 человек. Ванино был пересадочным пунктом для этапов заключенных, следовавших на Колыму. На станции и в порту Ванино происходила перегрузка заключенных из эшелонов на пароходы, следовавшие в Магадан - административный центр треста "Дальстрой". Точное количество заключенных прошедших через Ванино неизвестно, но по некоторым оценкам их было не менее 2-х миллионов. О Ванино ходили страшные слухи, говорили, что там зэки умирают от голода, не дождавшись парохода на Колыму, или их там просто убивают. - вспоминал бывший узник Бронштей Валерий Борисович. - И это все так и было. Я видел фашистский концлагерь Майданек, так вот он просто пионерский лагерь по сравнению с ванинской пересылкой, где человеческая жизнь ничего не стоила, а пайка хлеба отнималась сразу после ее получения.

Находясь в нечеловеческих условиях Тимофей Григорьевич не потерял веру в Бога и присутствие духа. Будучи человеком грамотным и образованным, он овладел новой профессией, и стал работать фельдшером на благо лагерных страдальцев, продолжая проповедовать слово христово. Такая деятельность лагерным начальством расценивалась как вредная, и путем сговора с уголовным элементом было принято решение об физическом устранении Кисель Тимофея Григорьевича.

Пятого января 1950 года, Кисель Тимофей Григорьевич – мученик за веру, за правду Христову был убит, убийца установлен не был, так как «нквдисты» имели огромный опыт подобных убийств «нежелательных элементов». Мученическая смерть подтверждается письмом из лагеря, которое было отправлено в тот же день его жене Ульяне.

Жизнь и смерть Кисель Тимофея Григорьевича - это лишь один из фактов периода страшных гонений на Церковь. Печальная судьба выпала не только православным священникам. Мученическое житие духовенства Украины еще ждет своего пристального изучения. Невзирая на страшные муки и страдания, эти люди донесли до нас Слово Божие. Несмотря на свою гибель, они победили, потому что наша Вера сохранилась и выстояла. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их». (Евр. 13.7)

Постановлением прокураты Днепропетровской области №13-7577-91, от 14.10.1991г., на основании ст.№1 Закона Украинской ССР "О реабилитации жертв политичеких репрессий на Украине. Кисель Тимофей Григорьевич был реабилитирован.

В 2001 году в поселке Ванино Хабаровского края был установлен памятный знак - Поклонный крест, посвященный жертвам Ванинской пересылки 20-50-х годов, а Православная Церковь должна дать свою оценку вышеизложенного, и рассмотреть вопрос об официальном признании Кисель Тимофея Григорьевича как мученика за ВЕРУ .

P.S. Вышеизложенное подтверждается документами найдеными автором материала в тайнике на подворье бывшего дома Кисель Тимофея Григорьевича, а так же справкой о реабилитации, и устным повествованием очевидцев – никопольчан Человань И.И., Вертенберг И.П., Самойлов Н.Г., Киcель А.А., и дочери мученика за веру Натальи Тимофеевны, которая проживает во Львове.

Никополь

Комментарии

Добавить изображение