Независимый бостонский альманах

ТУМАННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКОГО РУССКОГО КОМПОЗИТОРА МОДЕСТА МУСОРГСКОГО

20-06-2007

Первая туманность - с оперой «Саламбо».

Из биографической книги Е. Абызовой «Модест Петрович Мусоргский», M.1985:

- В 1863 году у Мусоргского возник новый творческий замысел опера Саламбо по роману

Г. Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Драматический сюжет из эпохи карфагенских войн, яркая живописность и ^документальность^ флоберовских образов, мотив трагической любви ливийца Мато к царевне Саламбо сильно увлекли композитора. В выборе сюжета проявилось традиционное тяготение русских композиторов, начиная уже с Глинки, к образам Востока; возможно сказалось и влияние «Юдифи» Серова (той самой оперы, которую Шостакович

в «Декларации обязанностей композитора» охарактеризовал во фразе: ^ театр делает вреднейшее дело, возобновляя всякие «Юдифи», «Корсары» и тому подобный хлам^ - Я.Р.). Либретто в стихах Мусоргский писал сам, сократив и несколько изменив фабулу романа. Кое-где он использовал стихи современных русских поэтов.

- Работал Мусоргский увлеченно, начав с конца – с первой картины четвертого действия. Хорошо удавались массовые хоровые сцены. В процессе работы над музыкой главным героем невольно становился вождь восставших рабов, ливиец Мато (Maфо). Поэтому Мусоргский решил назвать оперу «Ливиец». В общей сложности композитор работал над ней около трех лет, сочинив много интересных фрагментов; но опера не была закончена. Когда его спросили о причине, Мусоргский ответил: ^Занятный вышел бы Карфаген! Довольно нам Востока и в «Юдифи»^. Очевидно, композитора все больше влекли сюжеты из русской жизни.

Но представляется, что Мусоргский не полностью распрощался с «Саламбо», потому как

Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», M. 1982 писал, что в 1867 г. :

- С Мусоргским мы много беседовали об искусстве. Он мне играл много отрывков из своей «Саламбо» и пел вновь сочиненные романсы^ (стр.72).

(С будущим великим русским композитором Николаем Римским-Корсаковым, сыгравшим в его творчестве самую значительную роль, Мусоргский познакомился в 1862 г. – Я.Р.).

Несколько слов о событиях в жизни Мусоргского, предшествовавших его работе над оперой «Саламбо». В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А. Даргомыжским, а через него и с М. Балакиревым и Ц.Кюи, затем с братьями В. и Д. Стасовыми. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни. В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, ^ничего не вышло , потому, что не могло выйти^ (Модесту было 17 лет). В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. Он блестяще играл на фортепиано ( в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения. Во время работы Даргомыжского над оперой

"Каменный гость" (1867-68 годы) теснейшим образом с ним сотрудничал, исполняя некоторые вокальные партии.

Если перелопатить всю музыковедческую литературу советского периода, книги и статьи о Мусоргском и его творчестве, то, кроме отдельных скупых упоминаний, нам больше ничего не удастся найти об опере Мусогского «Саламбо». Правда, опера не была закончена, но она существовала, и почему одновременно с почитанием композиторского таланта Мусогского, порой доходящего до абсурда с приписыванием ему какого-то особого статуса в ряду великих русских композиторов, эта опера игнорировалась как будто ее не существовало.

Трудно понять причины советского игнорирования этой незаконченной оперы великого русского композитора, которая на Западе в восьмидесятые годы ХХ века вдруг стала появляться. В чем были причины подобного отношения? Здесь можно только строить догадки. Возможно, существовал негласный, но очень строгий запрет в
ластей, не дававший возможности музыковедам и музыкантам ознакомиться с неоконченной оперой Мусоргского. Власти могли опасаться , что от космополитического сюжета оперы может пострадать имидж самого русского из всех великих русских композиторов. Полагаю, что если бы Шостакович что-либо прознал о существовавшей в клавире опере Мусоргского, то обязательно постарался бы заполучить материалы для своих инструментовочных и оркестровочных упражнений над ней.

Похоже, что впервые опера «Саламбо» появилась в записи в 1980 г. (примерно в это время я видел ее в Америке в продаже на долгоиграющих пластинках в одном из магазинов; у меня тогда не появилось особого интереса к этому изданию, и я решил ее не приобретать, поэтому о музыке оперы до сих пор не имею ни малейшего представления).

Ниже приводится фрагмент рекламы одного из изданий оперы Мусоргского «Саламбо», в котором ^1980^ указывает, надо полагать, год осуществления первой записи или первой постановки. Венгерский композитор и дирижер Золтан Пешко, как известно из других источников, инструментовал оперу и был создателем оркестровой партитуры оперы, очевидно, на основе сохранившейся рукописи клавирного варианта оперы Мусоргкого (в годы работы над ней никакими оркестровками ни этого. ни других сочинений, если таковые и были (?) сам композитор не занимался, а сочинил лишь несколько песен).

Имена исполнитетей, указанные ниже, относятся к какому-то более позднему периоду, а исполнитель главной партии Мафо, бас Георгий Селезнев умер в январе 2007 года.

Мусоргский. «Саламбо».

Саламбо – Людмила Шемчук, Мафо – Георгий Селезнёв, Балеарио / Спендиус / Аминакар – Уильям Стоун, Первый жрец – Джорджо Сурьян, Первый придворный – Джорджо Тьеппо,Второй придворный – Евтимиос Михалопулос, хор и оркестр Итальянского радио, Камерный оркестр театра «Арена ди Верона», дирижёр – Золтан Пешко, 1980 год.

Некоторые сведения о постановках оперы "Саламбо" в советское время на зарубежной оперной сцене имеются в статье о Ю. Любимове "Мир облагодетельствован его изгнанием".

Начиная с 1975 г., Любимов поставил в разных странах больше 30 спектаклей….

В списке режиссерских работ в Италии указана «Саламбо»  ранняя незаконченная опера Мусоргского. В 1983 г. она была поставлена в неаполитанском театре «Сан-Карло». Оркестровку незавершенной оперы сделал венгерский дирижер 3. Пешко.

Есть еще одна реклама существующей видеозаписи оперы «Саламбо», которую при желании даже можно приобрести в Америке за незначительную плату:

Moussorgsky, Salambo. (Borodina, Mizhikiev, Gerelo et al. Cond. Gergiev. Kirov at Merida {Spain}. Rec. 1991. PLEASE NOTE: Limited-pressing DVD-R. Embedded Spanish subtitles)

Price: $ 8.99 | Country: AMERICA | D/A code: Mono | Code: DVD 2455 | BRO Code: 130423 | Label: ENCORE

Как удалось установить, в 1991 году в Испании была осуществлена мировая премьера оперы Мусоргского «Саламбо». K сожалению, указанный исполнитель главной партии Мижклиев также недавно скончался.

Вот, собственно говоря, и всё, что в настоящее время известно об опере Мусоргского «Саламбо».

Вторая туманность - с многочисленными редакциями оперы «Борис Годунов»

На мой взгляд, в советском музыковедении в какой-то момент сложилось патологически нездоровое отношение к великому русскому композитору Мусоргскому с приписыванием ему каких-то особых музыкальных заслуг и новаторского таланта, каковых у него не было.

Ранее в 508 номере Альманаха я представил свою версию совершенно неоправданного отношения к великому русскому композитору Мусоргскому, выделившему его из плеяды русских композиторов и предложившему за новаторство (которого у Мусоргского просто не было и не могло быть из-за отсутствия нормального композиторского образования и целого ряда других причин), причислить Мусорского к ВЕЛИЧАЙШИМ композиторам даже не Х1Х, а ХХ века.

Но, к сожалению, у Мусоргского только в его, безусловно, главном и самом значительном произведении, опере «Борис Годунов» существует вариант с авторской (оригинальной) оркестровкой.

Ниже приводятся некоторые выдержки из упоминавшейся «Летописи» Римского-Корсакова:

- В течение сезона 1869/70 года оконченный "Борис Годунов" был представлен Мусоргским в дирекцию императорских театров. Рассмотренный комитетом (в составе Нправника и др. ) … он был забракован… Огорченный и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решил подвергнуть ее основательным переделкам и дополнениям (стр. 88).

(В "Летописи" имеется интересная запись Римского-Корсакова, связанная, на мой взгляд, со слабой композиторской подготовкой Мусоргского. Эта запись касается польского акта.

- В смысле оркестровки польский этот (Р.-К. в "Летописи" называет так, вероятно, краковяк- Я.Р.) представлял собою одно из неудачных мест Мусоргского. Оркестрован был он автором в первый раз для представления польского акта в 1873 году почти исключительно для смычковых инструментов. Мусоргский имел несчастную и ничем не оправдываемую мысль подражать… оркестру времен композитора Люлли… Какое имелось отношение этого оркестра ко времени Дмитрия Самозванца и к быту тогдашней Польши – понять невозможно. Это было одно из чудачеств Мусоргского. Польский, исполнявшийся в "Борисе"…. оказался неэффектен, и к следующему году, т.е. к представлению всей оперы, автор переделал оркестровку. Тем не менее ничего хорошего не вышло…(стр. 216).

- 27 января 1874 года на Мариинской сцене поставлен был Борис Годунов (во второй авторской редакции –Я.Р.) с большим успехом. Мы все торжествовали (стр. 110)

(В упоминавшейся выше биографической книге Абызовой о Мусоргском отмечено, что Цезарь Кюи написал разгромную статью о "Борисе" в авторской редакции, назвав оперу ^незрелым сочинением^, а Мусоргского обвинил в ^самодовольстве^ и ^спешном сочинительстве^ - Я.Р.).

- 9 ноября 1904 года в Мариинском театре был дан "Борис" в моей обрабоыке с Шаляпиным в заглавной партии. Дирижировал Ф. Блуменфельд. Опера шла без купюр…

Своею обработкой и оркестровкой "Бориса Годунова", слышанной мною при большом оркестре в первый раз, я остался несказанно доволен. Яростные почитатели Мусоргского немного морщились, о чем-то сожалея… Но ведь, дав новую обработку "Бориса", я не уничтожил первоначального вида, я не закрасил навсегда старые фрески. Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то обработку мою бросят и будут давать "Бориса" по оригинальной партитуре (стр. 288).

Из книги А. Соловцова "Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества", М.1984:

- Пересмотр Римским-Корсаковым "Бориса" вызвал сначала резко отрицательное отношение со стороны некоторых друзей Мусоргского, в том числе В. Стасова…

Однако постановка Бориса Годунова в новой, корсаковской редакции решительно изменила мнение Стасова о работе Римского-Корсакова над оперой Мусоргского. Тогда же Стасов счел нужным сообщить в печати, что переинструментовка "Бориса" сделана Римским- Корсаковым с согласия автора…(стр.120).

- Там же. Б. Асафьев: ^… Был композитор Мусоргский и был композитор Римский-Корсаков; но остались произведения, в которых они с трудом выделяются и составляют творческое единство.

Поэтому можно сказать, что в истории русской музыки существует композитор Мусоргский – Римский-Корсаков^ (стр. 121).

- Там же. Общие замечания к редакции Римского-Корсакова:

Спорны некоторые сокращения в "Борисе Годунове". Кое-где гармонии подлинника представляются более убедительными. В некоторых случаях Римский-Корсаков, изменяя гармонии "Бориса", лишал их того своеобразия, которое столь характерно для гармонического стиля Мусоргского. Это отмечал также и С. Рахманинов, одновременно считая , что ^ В "Борисе" Римского всё лучше, чем у Мусоргского…^ (стр. 121).

Начиная с 1908 года на Западе на протяжении почти четверти века в ведущих оперных театрах многих стран давались спектакли "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского с участием великого Шаляпина в роли царя Бориса. Слабая оркестровка самого композитора была неудачной и опера исполнялась в блестящей оркестровке композитора Николая Римского-Корсакова. Успех оперы везде и всегда был огромным. А когда опера в некоторых оперных театрах шла также в роскошных декорациях, то был фурор.

Общие выводы. Работа Римского-Корсакова по редактированию "Бориса Годунова" Мусоргского была тяжелой, но он выполнил её гениально, так как кроме явно слабых кусков, ничего ценного удалять ему не было надобности. Его композиторский и мелодический дар были гораздо выше, чем у Мусоргского, и предъявлять ему какие-либо претензии смехотворно и бесчестно. И его, в первую очередь, следует благодарить за полученную Россией возможность показать великую русскую оперу, сочиненную на текст Александра Пушкина, за рубежом. А все последующие редакции нужны ли они были вообще искусству, или только тем, кто их делал?

Благодаря исчезновению СССР, в вопросах культуры появилась свобода и теперь бывает, что некоторые видные музыканты, такие как Валерий Гергиев, могут иногда позволить себе ставить "Бориса" в авторской редакции или в других редакциях (Лядова, Ламма, Букетова), но делают они это вовсе не во имя искусства, а во имя бизнеса. Также "Бориса Годунова", oчевидно, будут ставить и в утрированно жестких оркестровых редакциях Шостаковича в период всевозможных юбилеев этого ультрасоветского композитора.

Третья туманность – с композиторской принадлежностью "Хованщины".

Чья опера "Хованщина" больше Мусоргского или Римского-Корсакова?

В "Летописи" Римского-Корсакова читаем (здесь я вынужден привести вновь приведенную выше цитату – Я.Р.):

- 27 января 1874 года на Мариинской сцене поставлен был "Борис Годунов"с большим успехом. Мы все торжествовали. Мусоргский уже работал над "Хованщиной" (стр.110).

Из книги И.Ф. Кунина "Николай Андреевич Римский-Корсаков", M. 1983 (стр. 51-52):

- Сделанная Корсаковым оркестровка… знаменитой пляски персидок из оперы "Хованщина" встретила одобрение автора.

….после смерти Мусоргского его музыкальный архив был передан Николаю Андреевичу. Среди рукописей обнаружилось много неоконченного или просто неизданного… Однако сочинения Мусоргского требовали большой дополнительной работы. Надо было дописать многочисленные недостающие куски и оркестровать оставшиеся неоркестрованными эпизоды и целые части "Хованщины" и "Сорочинской ярмарки" – двух опер, над которыми композитор в последние годы работал одновременно, не приведя в порядок и не завершив ни одной…

Уже 4 апреля 1881 года, меньше чем через месяц после кончины Мусоргского, Корсаков пишет:

- ^Все его сочинения я уже пересмотрел. "Хованщину" можно было бы инструментовать, предварительно очистив, но Боже, что за сюжет. Никакой логики и связи; местами вовсе не сценично… Ужасно подумать, как это Модест Петрович загубил свой огромный талант…^

Прежде всего были подготовлены к изданию романсы и "Хованщина". ^Вообще Мусоргский и Мусоргский; мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил "Хованщину" и, пожалуй, даже "Бориса". А относительно "Хованщины" тут есть и доля правды^, - писал со столь характерным для него подтруниванием над самим собою Корсаков своему московскому другу.

Далее фрагменты из "Летописи":

- Настоящего сюжета и плана "Хованщины" никто из нас не знал, и из рассказов Мусоргского, весьма цветистых, кудреватых и запутанных по тогдашней его привычке выражаться, трудно было что-либо понять как целое и последовательное (стр.111).

(В разделе КОММЕНТАРИИ к "Летописи" в примечании на стр. 357 читаем:

Либретто "Хованщины" было написано Мусоргским бо второй половине 1879 года, как определил опубликовавший его М.С. Пекелис – тот самый музыковед, относительно которого

Шостакович, согласно воспоминаниям Александры Орловой, высказал сомнение в целесообразности поручать еврею руководство кафедрой русской музыки в консерватории, - Я.Р.).

- Вообще со времени постановки "Бориса" Mусоргский стал появляться между нами несколько реже прежнего, и в нем заметна стала некоторая перемена: явилась какая-то таинственность и, пожалуй, даже надменность. Самолюбие его разрослось в сильной степени, и темный и запутанный способ выражаться, который и прежде ему был до некоторой степени присущ, усилился до величайших размеров. Часто невозможно было понять его рассказов, рассуждений и выходок, претендовавших на остроумие. К этому времени относится начало его засиживания в… ресторанах до раннего утра над коньяком в одиночку или в компании вновь приобретенных знакомых, нам в то время неизвестных… (стр. 111).

- Со времени постановки "Бориса" началось постепенное падение его высокоталантливого автора. Проблески сильного творчества еще долго продолжались, но умственная логика затемнялась медленно и постепенно. Выйдя в отставку и сделавшись композитором по ремеслу, Мусоргский стал писать медленнее, отрывочно, теряя связь между отдельными моментами и разбрасываясь при этом в стороны. В скором времени им была задумана другая опера, комическая – "Сорочинская ярмарка"…..Сочинение "Хованщины" и "Сорочинской ярмарки" затянулось на много лет, и смерть автора 16 марта 1881 года застала обе оперы неоконченными (стр.111-112).

- Что было причиной нравственного и умственного падения Мусоргского? Сначала успех "Бориса Годунова", а после –его неуспех, так как оперу сначала посократили,….а года через 2, Бог знает почему, перестали давать, хотя успехом она пользовалась постоянным…. Сохраняя со мной, также как с Кюи и Бородиным, дружественные отношения, Мусоргский, однако, глядел на меня с некоторым подозрением. Мои занятия гармонией и контрапунктом, начинавшие меня заинтересовывать, не нравились ему. Казалось, что он начинал подозревать во мне отсталого профессора-схоластика, могущего уличить в параллельных квинтах, а это ему было неприятно. Консерваторию же он терпеть не мог…(стр. 112-113).

Как отметил Римский-Корсаков (стр. 181): "Хованщина" после смерти Мусоргского осталась не вполне оконченной и неоркестрованной (за малыми исключениями).

Много приходилось переделывать, сокращать и присочинять. В 1 и 2 действиях оказалось много лишнего, безобразного по музыке и затягивающего оперу. В 5 действии, напротив, многого не хватало совсем, а многое было лишь в самых черновых записях. Хор раскольников, с ударами колокола перед самосожжением, написанный автором в варварских пустых квартах и квинтах, я совершенно переделал, так как первоначальный вид был невозможен. Для последнего хора существовала лишь мелодия (записанная от каких-то раскольников…). Воспользовавшись данной мелодией, я сочинил весь хор целиком, причем сопровождающая фигура оркестра (разгорающийся костер) сочинена мною. Для одного из монологов Досифея в 5 действии я заимствовал музыку целиком из 1 действия. Вариации песни Марфы в 3 действии значительно изменены и обработаны мной, равно и хор "Пререкохом и препрехом". ….Мусоргский, часто несдержанный и распущенный в своих модуляциях, иногда, наоборот, продолжительное время не мог вылезти из одной тональности, что приводило сочинение к величайшей вялости и однотонности. (Р.-К. привел пример своего переложния, при котором он частично оставил авторскую тональность – Я.Р)… Вышло целесообразнее и разнообразнее. Части оперы, инструментованные автором, я переоркестровал, и надеюсь, к лучшему. Все прочее инструментовалось также мною, я же делал и переложение…. (стр. 191).

Анализ музыки "Хованщины" показывает, что в ней композитор резко отклонился от речитативного стиля построения монологов "Бориса Годунова", который удачно подошел к пушкинскому тексту. Наверное, Мусоргский почувствовал нецелесообразность повторений.

С этим в "Хованщине" почти исчезло приписываемое Мусоргскому ^новаторство^, которое, в действительности, было компиляторством стилей Даргомыжского ("Каменный гость") и Верди ("Риголетто" и "Трубадур").

Равель писал об этой опере (из бографической книги Абызовой о Мусоргском):

"Хованщина" не есть новейшая музыкальная драма. Это настоящая опера, задуманная в старинной форме: арии, дуэты, хоры, сцены – все сохраняет свою самостоятельность

Можно ли вообще писать и рассуждать об оперном творчестве композитора Мусоргского без одновременного признания огромного и гениального труда великого русского композитора Николая Римского-Корсакова, как ЕДИНСТВЕННО необходимого для изучения и интерпретаций опер Модеста Мусоргского (исключая "Саламбо"), и не подлежащего более ничьему вмешательству?

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?