ЕСТЬ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ?

21-06-2007

[Летнее настроение]

Вы, возможно, удивитесь (сразу предупреждаю: напрасно!), однако вопрос «Есть ли политическая жизнь в России?» для российского обывателя все более переходит в разряд досужих интеллигентских забав. Что-то вроде популярного некогда «Есть ли жизнь на Марсе?». Одни ученые считают так, другие эдак, а для просто образованных это дежурная тема кухонных посиделок, исполняющих у нас роль лондонского Гайд-парка. Особенно когда о погоде и соседе алкоголике уже все проговорили.

Георгий КиреевС одной стороны неискушенному наблюдателю, пялящему глаза в экран телевизора и на отечественные таблоиды, может и вправду померещиться на российских просторах признаки некого движения каких-то образований и фигур, напоминающих живые политические телодвижения.

И что интересно: чем дальше наблюдатель от объекта наблюдения, тем более явственными кажутся эти признаки. Я даже допускаю, что телескопический взгляд из какой-нибудь там Америки или даже Англии находит у нас некие основания полагать, что в России есть политические партии, оппозиция, свободные выборы и прочие признаки обитаемости политического ландшафта. Из чего возможно даже делается вывод о пригодности России для самой политической жизни.

С другой же стороны при ближайшем рассмотрении все более становится очевидным, что это только оптическая иллюзия, движение теней, в коем действительно при желании можно вообразить черт знает что, в том числе и эту самую политическую жизнь. Но не склонные к фантазиям люди сегодня все более уверенно констатируют ее полное омертвение на российских просторах. Еще этой зимой и весной можно было наблюдать признаки жизни, однако даже дотошные журналисты фиксируют их все реже и реже, а соответствующие разделы СМИ становятся с каждым днем все более скудными - трудно писать о том, чего нет. Сомневающиеся могут провести лично мониторинг хотя бы Ленты.ру, чтобы убедиться, что тамошний раздел «Политика» теперь освещает в основном телодвижения самого государства (первый вице-премьер поехал туда, второй вице-премьер встретился с тем, там-то переназначен губернатор и т.д. и т.п. и в том же духе, аминь!).

И в интернет издании Полит.ру, которое вроде бы по самому своему названию должно информировать о политике, таковая едва-едва пробивается среди массы интересных сообщений о выходе книги о Гарри Потере, о массовой активизации вулканов на Камчатке и о том, что американского миллиардера судят за убийство российского барана.

И не стоит утешать себя тем, что омертвение это носит сезонный характер и связано с традиционными летними каникулами думцев и политических деятелей. Я подозреваю, что нынешним летом политика в России вообще «приказала долго жить», уйдя в отпуск «с последующим погребением».

Здесь, конечно же, стоит, как и подобает при всяческих научных и околонаучных исканиях, сразу же «определиться по понятиям». Словари трактуют политику как сферу деятельности, в которой реализуются отношения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти.

Приняв это определение, стоит заметить, что главным признаком, отделяющим здесь живое от мертвого является реальная конкуренция политических элит, представляющих интересы этих самых «социальных классов и слоев» за право управлять обществом и не менее реальное участие в этом процессе гражданского общества.

Однако какая же политика у нас может быть, ежели у нас «завоевание – распределение – удержание и само собой - использование» власти осуществляется самой же государственной властью, а «социальные слои и классы» к этому практически никакого отношения не имеют?

Тем более что государство само по себе в России объект явно не одушетворенный, а потому относить скрип государственной машины к жизненным проявлениям было бы явным заблуждением.

Что же касается других субъектов, реально оживляющих политическую деятельность, то все они в России весьма условны и эфемерны. Как причуды игры теней на просторах далекой красной планеты, в коих некоторым может действительно померещиться живое движение либо хотя бы останки давно сошедшей на нет цивилизации. Однако на самом деле российский политический ландшафт также мертв, уныл и подве
ржен эрозии, как и ландшафт на Марсе.

Есть ли у нас еще живые лица в политике, кроме сияющего и святого лика ВВП, никогда не заходящего над просторами нашей необъятной Родины? Лиц нет. Какие могут быть другие лица на тщательно зачищенном и продезинфицированном поле?

И вообще, материализация политиков происходит от потребности масс. То бишь, народ должен возжелать явления лиц, которые бы обещали удовлетворить неудовлетворенное. А откуда у нас кто может еще явиться, ежели согласно социологическим опросам, подавляющее большинство россиян твердо одобрямс третий срок Путина? Поэтому остальные обитатели российского политического огорода, лишенные животворящих соков народного чаяния, и зачахли.

Не считать же политическим лицом, реально влияющим на ход событий сидящего на коротком поводке Сергея Миронова? Или барствующего тусовщика Жириновского, или утратившего чувство реальности Явлинского, или мечущегося в поисках политического пристанища Касьянова? Или Эдичку Лимонова и Гарри Каспарова?

Увы, а может и к счастью, как реальные политики они уже недееспособны. Сегодня они - часть чисто бутафорского реквизита, изображающего в приличествующем для цивилизованного мира виде нашу суверенную демократию: левых, либералов, радикалов, или даже просто козлов отпущения и юродивых на кремлевской паперти.

Какие политические физиономии могут быть, если даже Преемник у нас с совершенно неопределенным выражением лица, причем постоянно меняющимся?

Есть ли у нас партии, кроме той единственной, которая уже, собственно говоря, и не партия, ибо какая уж там может быть партия, если она - единственная? Все остальные из обозначенных в нынешнем госреестре партии либо с самого начала были чисто бутафорскими, либо уже сделали то, ради чего их создавались как кремлевские проекты – например, похоронить КПРФ как реальную силу.

Что собственно уже почти и сделано. Симптоматичной в этом отношении стала внутрипартийная грызня с некими «врагами», вылившаяся в постановлении ЦКРК КПРФ (главный контрольный орган компартии) "Об опасности неотроцкистских проявлений в КПРФ". Так что на нынешние выборы коммунисты вряд ли смогут пойти сплоченными рядами, а потому в политическом отношении они все более возвращаются к исходному состоянию, зафиксированному в известном манифесте К.Маркса и Ф.Энгельса. Помните: «Призрак бродит по Европе призрак коммунизма»? Только теперь он бродит по России и очередной материализации его в ближайшее время вряд ли стоит ожидать.

Либералы и демократы? Помилуй Бог! Какой либерализм и демократия может быть в стране, ментальность народонаселения которой прочно и бесповоротно утвердилась на трех китах: патернализм, стабильность, аполитичность, а мировые цены на нефть уже приближаются к 80 долларам за баррель? Для нынешнего российского политического обывателя слова «либерал» и «демократ» означают то же, что «нигилист» и «скубент» для городского и сельского обывателя конца позапрошлого века. И иначе как «либераст» и «дерьмократ» они в народе практически не произносятся.

Однако что же можно увидеть на безжизненном политическом пространстве, если там нет того, что составляет саму живую политику? А видим мы посреди страны одинокий столбняк вертикали власти. Но образование сие есть сугубо механическое, к живой политике отношения совершенно не имеющее.

В этом смысле стоит отметить два знаменательных события, которыми завершился, судя по всему последний живой политический сезон в России и которые на самом деле знаковые для всей нашей политики: банкет по случаю начала каникул сенаторов (который прославился тем, что оттуда вытурили журналистку) и проверка готовности системы «ГАС – выборы».

Так и видится картина: кто-то там на самом верху вертикальной механики закончил ее сборку и отладку и вытирая руки ветошью и улыбаясь с чувством глубокого удовлетворения проводит последний контрольный запуск механизма, обеспечивающего эманацию реальной власти в политическом закулисье. А на самой сцене для благородной публики (прежде всего зарубежной) и досужих зевак будет разыгран пышный спектакль под названием самые свободные выборы в самой суверенно-демократической стране. То бишь, выборы, напрочь лишенные реальной конкуренции, рисков с ним связанных и прочих «неудобностей», сопровождающих течение жизни.

Нажатие кнопки – замигали лампочки, закрутились колесики, зажужжали серверы, еще секунда и из выходных отверстий потекла чистейшая суверенная демократия. Вот из этого Дума, из другого - сенаторы, из третьего вот-вот Сам покажется. Рановато однако, и удовлетворенная рука нажимает кнопку «Стоп». Проверка системы закончена. Проверили и законсервировали – отключив до осени. С центрального пульта.

А потом спустились в банкетный зал и выпили за общее свое здравие, то бишь за всеобщий упокой политики. Может оно и к лучшему? Ведь у нас вся политика все равно заканчивается то дворцовым переворотом, то штурмом Зимнего разгулявшимися матросами.

Комментарии

Добавить изображение