ГРЯДУЩИЙ АТТИЛА

13-08-2007

Игорь ЕфимовЭто - главы из готовящейся к печати книги Игоря Ефимова "ГРЯДУЩИЙ АТТИЛА". Прошлое, настоящее и будущее международного терроризма" (Историко-полит. исследоавние; 180 стр.)

В книге исследуется проблема международного терроризма. Развивая идеи, изложенные в его философских книгах, Игорь Ефимов рассматривает сегодняшний терроризм как одну из форм противоборства народов, находящихся ещё на земледельческой стадии, против народов, вошедших в индустриальное состояние. Погружаясь в далёкое прошлое, автор убедительно показывает, что такая же напряжённая борьба протекала между кочевыми скотоводческими народами и народами, находившимися на стадии оседло-земледельческой. Его главные выводы: борьба предстоит долгая, упорная, и все обещания политиков установить "прочный и справедливый мир" при помощи тех или иных уступок нападающим, останутся пустым звуком, ибо они не учитывают глубинную суть противоборства.

Трёхтысячелетняя история терроризма

Продолжение. Начало в 541 от 26 августа, 542 от 02 сентября, 543 от 09 сентября.

 

РОЖДЕНИЕ ТЕРРОРИСТА № 1

 

 

В 1990 году саудовскому миллионеру Осаме Бин Ладену исполнилось 33 года. За плечами у него были десять лет войны в Афганистане, в которой он принимал участие с самого начала, исполненный страстного желания защитить мусульман от вторжения неверных. Он вернулся на родину, окрылённый победой над армией Советской сверхдержавы. Арабские добровольцы, собранные, призванные, оснащённые им, сыграли важную роль в боях с захватчиками. Они боготворили своего лидера. Многие уехали в свои страны, но были готовы последовать его призыву и ринуться в новые схватки. Зная за собой эту силу, Бин Ладен обратился к правительству Саудовской Аравии и предложил выставить на защиту страны десять тысяч ветеранов афганской войны. Призвать же – впустить – неверных иностранцев на священную землю родины Ислама казалось ему недопустимым святотатством.

«Родственники Осамы вспоминают, что в течение нескольких дней после сделанного предложения он не расставался с мобильным телефоном, ожидая ответа от короля Фахда. Он звонил несколько раз в канцелярию королевского дворца, разговаривал с секретарями, посылал копии своих писем факсом и с нарочными... Ответа не было, а 7-го августа появилось сообщение о том, что американские войска приглашены на защиту Саудовских нефтяных приисков... Гордость Осамы была глубоко уязвлена. Его предложение не только не было принято – никто в королевской канцелярии не позаботился даже ответить ему и поблагодарить за проявленный патриотизм».23

Конечно, правительство Саудовской Аравии не могло всерьёз воспринять предложение миллионера-муджахеддина. Что могли сделать его десять тысяч против 500-тысячной армии Саддама Хуссейна, оснащённой танками и авиацией? Победа в Афганистане, вскружившая голову Осаме Бин Ладену, оказалась возможной только потому, что советская военная техника не имела там объектов для атаки. Её враг таился не в крепостях, а в горных ущельях и пещерах – классический случай беспомощности альфидов перед бетинцами. Но в Саудовской Аравии вторгшемуся врагу было бы что атаковать, бомбить и захватывать: города, порты, заводы, аэродромы, нефтяные скважины. И защитить всё это своими силами саудовцы не могли.

Однако соображения реальности не имеют власти над человеком страстной веры. Именно с этого момента Осама Бин Ладен превращается в противника собственного правительства, которое посмело вступить в союз с врагом исламского мира, с воплощением Сатаны на Земле – Соединёнными Штатами Америки. Выступая с речами в мечетях и давая интервью журналистам, он обвинял королевскую семью в предательстве интересов собственного народа. «Властители в Эрь-Рияде вступили в союз с евреями и христианами... Мы предсказываем, что они будут рассеяны и исчезнут так же, как исчезла королевская семья шаха в Иране. После того как Аллах даровал им управление самой священной землёй и неслыханные нефтяные богатства, они продолжали грешить и не оценили дар Аллаха. Они будут сметены и рассеяны!»24

Конечно, королевское правительство не могло оставаться глухим к нападкам диссидента-миллионера. За ним была установлена слежка, его телефон прослушивался, паспорт конфисковали. Несколько раз на улице ему подстраивали «нападения неизвестных», так что он возвращался домой избитый и окровавленный.25 В апреле 1991 года Бин Ладену удалось, с помощью брата Бакра, имевшего связи с высшими правительственными кругами, получить обратно паспорт якобы для деловой поездки в Пакистан. Но из Пакистана он поспешно вылетел на частном самолёте в Афганистан, а оттуда вскоре в страну, ставшую главным прибежищем террористов всех мастей: Судан.

Тогдашний лидер страны, исламский экстремист Ал-Тураби, поэт и выпускник Сорбонны (как и камбоджийский Пол Пот), предоставил свою территорию для тренировочных баз Хизболе, Хамасу, египетскому джихаду, алжирским боевикам. И в декабре 1991 года он устроил торжественную встречу в аэропорту Хартума прилетевшему Осаме Бин Ладену.

За пять лет, проведённых в Судане, саудовский миллионер, используя свои блестящие организаторские способности и опыт бизнесмена, полученный в строительной корпорации отца, сумел создать Алкайду – международную террористическую организацию, применяющую все технические достижения электронной эры. В её задачи входили финансирование различных мусульманских групп и движений, военная подготовка добровольцев, отправка их в зоны военных действий в Боснии, Косово, Чечне, Сомали и, конечно, подготовка и осуществление террористических актов. Целью Алкайды было – и остаётся – свержение всех прозападных режимов в мусульманских странах, с тем чтобы мусульмане смогли, в конечном итоге, соединиться друг с другом и возродить могущество Древне-Арабского Калифата. Саудовская Аравия стала одним из первых государств, испытавших на себе удары Алкайды.

«13 ноября 1994 года, как раз во время ланча, автомобиль был взорван на стоянке перед баром, в котором собирались американцы, участвовавшие в программе военного сотрудничества... Взрыв убил пятерых, сорвал фасад трёхэтажного здания и разбросал осколки стекла в радиусе одной мили».26

Год спустя «автомобиль был взорван у здания Национальной гвардии в Эр-Рияде... Среди 67 пострадавших (убито 5 американцев и 2 индуса) не было ни одного саудовца. Взрыв был произведён в 11:30, когда все мусульмане ушли на полуденную молитву... Четверо подозреваемых признали, что они были афганскими ветеранами, вдохновлёнными Бин Ладеном. Их обезглавили весной 1996 года».27

«25 июня 1996 года умело подготовленная атака была совершена против военной базы в Даммаме... Грузовик был заполнен не только взрывчаткой, но и топливными баками. Погибло 19 американских военнослужащих, несколько сотен раненых».28

Не следует думать, что до появления Осамы Бин Ладена Саудовская Аравия пребывала в мире и покое. Религиозные фундаменталисты с крайней враждебностью встречали любые шаги правительства в сторону модернизации. Ещё до формального признания независимости королю Азизу ибн-Сауду приходилось вести кровавые войны с племенами ихванов – тех самых бедуинов, которые привели его к власти, но теперь хотели только одного: продолжать разбойные нападения на другие племена и на поселения в Ираке, Кувейте, Иордании, находившиеся под протекторатом Англии. Британцы снабдили короля десятком автомобилей с установленными на них пулемётами, и это решило судьбу ихванов.29 В 1965 году бунт против телевиденья возглавил член королевской семьи, Халид ибн-Мусаид, который был убит в перестрелке.30 Десять лет спустя его брат, принц Файзал Мусаид, отомстил за погибшего, застрелив короля Файсала (того, кто отдал приказ штурмовать дворец Халида).31 В 1979 году полторы тысячи боевиков, переодетых паломниками, захватили мечеть в Мекке и через громкоговоритель, установленный на минарете, стали обвинять королевское правительство в коррупции и отступлении от заветов пророка. Вся страна замерла в страхе, ожидая переворота подобного тому, который произошёл только что в Иране. Видимо, власти в Эрь-Рияде не полагались на собственную Национальную гвардию. Для подавления восстания они позвали на помощь подразделения французских десантников, которым пришлось срочно (но, видимо, ненадолго) принять мусульманство, чтобы им разрешили ступить на священную землю мечети. После разгрома восставших сотни людей были арестованы, десятки казнены в разных городах страны.32

В 1980-е годы Саудовское правителство установило ограничения на количество паломников, которое каждая мусульманская страна может посылать в Мекку. Оно опасалось, что паломничество может стать удобным прикрытием для массовых выступлений радикалов из таких стран, как Иран, Египет, Алжир. Именно это и произошло в 1987 году, когда столкновение саудовской полиции с митингующими паломниками вылилось в битву, в которой погибли сотни людей.33

Отсутствие свободной прессы помогает королевскому правительству скрывать проявления недовольства тех или иных групп населения. Дискриминация шиитского меньшинства является установленным фактом, но протестующие голоса не могут прорваться наружу, ибо полицейская система подавления и контроля работает весьма эффективно. Ни в одном мусульманском государстве женщина не доведена до таких степеней бесправия, как в Саудовской Аравии. Однако мера женской неволи приоткрывается западному наблюдателю лишь изредка, когда какой-нибудь отчаянной обитательнице гарема удаётся вырваться за пределы страны и описать жизнь под чадрой и буркой.34 Когда племянница короля Халида была, по приказанию её отца, казнена за попытку бежать из страны со своим возлюбленным, Би-Би-Си сделало об этом телевизионный документальный фильм «Казнь принцессы». Саудовское правительство выразило гневный протест, назвав фильм «вмешательством во внутренние дела страны».

Смысл глухого противоборства, протекающего под плёнкой внешней стабильности, можно свести к противоборству двух сил: модернизаторы против фундаменталистов. Модернизаторы признают неизбежность наступления индустриальной эры и пытаются делать шаги ей навстречу. Фундаменталисты убеждены, что от наступающих перемен можно укрыться за стеной веры – нужно только укрепить её в сердцах людей, подчинить их священным заветам Корана, отгородить от тлетворных соблазнов индустриального мира. Подобный расклад сил мы видим и в других мусульманских странах: Египте, Алжире, Иордании, Пакистане. И всюду главное обвинение фундаменталистов против правительств этих стран, их самый страшный грех: секуляризм. То есть по сути попытка отделения церкви от государства.

Для западного человека раздельное бытие политики и веры является само собой разумеющимся. Он уже не помнит, что заплачено за это разделение было столетием страшных религиозных войн, заливавших кровью Европу с 1555 по 1649 год. Именно это разделение стало преддверием и необходимым условием – начала индустриальной эры, в которой критерии справедливости, рациональности, логики и пользы оттеснили критерии святости и небесного откровения. Но для народа, не прошедшего эту мучительную трансформацию, выбор далеко не так очевиден. Как можно требовать – ждать – от подданных подчинения светской власти, которая не озарена благословением свыше? Императоры в Древнем Риме объявляли себя верховными жрецами и богами, короли и цари в Средневековой Европе считались помазанниками Божьими. Точно так же и королевская власть в Саудовской Аравии оправдывает – объясняет – сво господствующее положение ролью главной защитницы и хранительницы величайших мусульманских святынь. Она делает всё возможное, чтобы не прогневать фундаменталистское большинство, жадно впитывающее проповеди имамов и шейхов в мечетях.

А уж там пропаганда ненависти к индустриальному миру клокочет повседневно и неудержимо. И конечно, для более широкого распространения, использует одно из технических новшеств этого мира – магнитофонные ленты, летящие от одного кассетника к другому, минуя любые цензурные запрещения.

Смысл этих проповедей: мы – избранный Аллахом народ, обретший истинную веру, поэтому можем и должны убивать всех неверующих как врагов Аллаха. Дети неверных – это наши будущие враги, их женщины могут рожать только наших врагов, их старики – это враги на покое, с руками, запятнаными кровью мусульман. Поэтому убивайте всех без разбора и колебаний. «Джихад – это вершина Ислама, – разъяснял шейх Газави в мечети в Мекке. Джихад защищает мусульман и территории Ислама, а также расширяет границы принявших подлинную веру... Муджахеддины, которые ищут геройской смерти или победы, являются террористами только для врагов Аллаха. Джихад, о верующие, – это неотъемлемая часть нашей религии. Слово террор используется западной прессой, чтобы оскорбить основание нашей веры».

Те же идеи, призывы и аргументы переполняют речи, интервью, послания Осамы Бин Ладена. В августе 1995 года, в своём письме к королю Фахду, он обвинял его в коррупции и капитуляции, призывал отречься от трона. «Вы платили миллионы и миллионы долларов секулярному правительству Сирии, которое перебило тысячи мусульман в Хаме (1982). Вы поддерживаете деспотический режим в Алжире, который терзает мусульман в этой стране... Деньгами и оружием вы снабжаете христианских повстанцев на юге Судана... Ваша финансовая помощь Арафату помогла ему сделать то, чего не смогли добиться израильские оккупанты: подавить Хамас и Джихад... Ваше королевство превратилось в американский протекторат, а сами вы оказались под пятой Вашингтона».36

В 1994 году королевское правительство лишило Осаму Бин Ладена саудовского гражданства и объявило изгоем. Оно не раз подсылало убийц к непокорному в Судане и Афганистане (он переехал туда под крыло талибов в 1996 году), но все покушения окончились неудачей. Дюжина верных телохранителей всегда окружала лидера Алкайды, но даже они до последнего момента не знали, в какой из заранее оборудованных пещер в Афганских горах он решит провести очередную ночь. Из этих пещер, оснащённых компьютерами, факсами и Интернетом Бин Ладен руководил военными операциями, сотрясавшими индустриальный мир и, в первую очередь, – США.

В августе 1996 года он выпустил формальное объявление войны Америке. «Мусульмане осознали, что они стали сегодня главной мишенью агрессии новых крестоносцев и евреев... Последний пример этой агрессии: оккупация страны двух священных мечетей – самое страшное несчастье, которое постигло мусульманский мир со времени смерти пророка... Мусульмане во всём мире! Ваши братья в стране двух главных святынь и в Палестине взывают к вам о помощи. Они просят вас присоединиться к Джихаду против израильтян и американцев, причиняя им как можно больше вреда в любой части Земли».37

Объявление войны самой мощной мировой державе, выпущенное религиозным фанатиком, укрывшимся в гороной пещере, могло вызвать много иронических улыбок. Но когда 7 августа 1998 года два американских посольства в Найроби (Кения) и Дар эс-Саламе (Танзания) – одновременно взлетели на воздух, завалив соседние улицы ранеными и убитыми, улыбки сменились гневной растерянностью. Проведённое расследование показало, что подготовка этих терактов планировалась и велась много лет. Она включала в себя наблюдение за распорядком работы в посольствах, фотографирование, создание террористических ячеек на месте под прикрытием благотворительных организаций и пр.38 За год до взрыва в посольство в Найроби явился египтянин Мустафа Ахмед и сообщил агенту Си-Ай-Эй о готовящемся нападении. Его предупреждение было игнорировано. Зато, словно спохватившись, американцы осуществили возмездие, выпустив около восьмидесяти ракет класса «Томогавк» по разным целям в Судане и Афганистане с кораблей, базирующихся у берегов Аравийского полуострова.39

Не приходится удивляться тому, что следующий удар Алкайды был направлен против американского флота. «12 октября 2000 года американский эсминец Коул входил в порт Адена (Йемен) для заправки... Небольшой резиновый мотобот проскользнул между буксирами, тянувшими корабль к причалу... Взрыв проделал в борту дыру размером 12 на 12 метров... 17 моряков погибли и 38 были ранены... Двое террористов, взорвавших себя, хорошо изучили процедуру движения кораблей в порту и спланировали атаку, от которой практически не было защиты».40 Йеменская полиция неохотно делилась с агентами ФБР данными расследования. Всё же удалось установить, что мотобот был куплен в саудовском порту Джизан и что оставшиеся в живых участники операции скрылись в Саудовской Арвии. Возглавлял диверсию саудовский гражданин Абдул Рахим ал-Нашири, который был замешан также и во взрывах посольств в Восточной Африке.41

Наконец, атаки 11-го сентября можно считать целиком саудовским терактом: из девятнадцати самоубийц пятнадцать были саудовцами. Расследование показало, что на это утро были запланированы и другие захваты самолётов. Например, рейс № 23 компании «Юнайтед» был задержан на земле в последний момент, потому что Федеральное управление авиации приказало в срочном порядке закрыть все нью-йоркские аэропорты. Четверо пассажиров «ближневосточной наружности» вступили в перепалку с пилотами, а потом поспешно покинули самолёт.42 В районе Большого Нью-Йорка были также закрыты все мосты и туннели.

С времён Перл-Харбора Америка не получала такого внезапного и сокрушительного удара. Ужас и изумление приковали к экранам телевизоров миллионы людей во всём мире. Через час после первого тарана всё воздушное пространство США было закрыто для коммерческой авиации. Самолёты, летевшие в Америку из других стран, воздушные диспетчеры переадресовывали в аэропорты
Канады. Одинокий фанатик, засевший в Афганских горах, сумел не только «захлопнуть» город Нью-Йорк: на какое-то время он «закрыл» всю Америку.

С тех пор написаны сотни книг, тысячи статей, посвящённых попыткам исследовать – понять – источник силы Осамы Бин Ладена. В этих расследованиях особое внимание уделяется финансированию международных ячеек Алкайды. Откуда берутся деньги на закупку оружия и взрывчатки, на содержание террористов и их семей, на их разъезды по всему миру, на обучение в тренировочных лагерях и лётных училищах? Называют следующие основные источники:

1. Изначальное богатство самого Бин Ладена. В строительной корпорации Бин Ладенов его доля составляла примерно 300 миллионов долларов. Семья уверяет, что она порвала все связи с террористом № 1. Но люди, знающие арабские нравы и обычаи, говорят, что братья не могут завладеть собственностью родного брата, что бы он ни делал. Такой акт был бы просто немыслим, он принёс бы позор всей семье на века.

2. Различные финансовые фирмы и промышленные предприятия, учреждённые Бин Ладеном в Судане и управляемые через подставных лиц.43

3. Умелые капиталовложения в недвижимость в Европе (через сингапурского агента), в молочную промышленность Дании (через египтянина, работавшего в корпорации Бин Ладенов в 1980-е), в производство медицинского оборудования в Швеции (около 15 миллионов), в деревообрабатывающую промышленность Норвегии (через палестинца Самир ал-Хуссейна, около 40 миллионов).44

4. Афганистан на сегодняшний день производит примерно три четверти мирового опиума. Зарабатывают на этом местные князьки, талибы и пакистанские перекупщики сырья.45 Но немалая доля достаётся и Алкайде, которая время от времени даже сжигала поля крестьян, пытавшихся выращивать зерно, а не маки.46

5. Ходят упорные слухи о том, что правительство Саудовской Аравии вступило в тайный договор с Бин Ладеном и согласилось платить ему выкуп за прекращение терактов на территории королевства.47 Называют сумму в 200 миллионов долларов, но, естественно, документальных подтверждений найти невозможно.48 Однако один факт очевиден: начиная с 1998 года террористы не устраивали нападений в городах Саудовской Аравии. Также из речей и заявлений Осамы Бин Ладена исчезли нападки на саудовских правителей.49 И то, и другое возобновилось лишь в 2004 году, после того как саудовцы снова разрешили американцам использовать свою территорию для вторжения в Ирак.50 «В Джидде боевики сражались с полицией на улицах, взорвали два банка, штурмовали консульство США... В течение 2003-2004 гг. в Саудовской Аравии было совершено 22 террористических нападения, погибло 90 человек, сотни были ранены.»51

Финансы – одна из важнейших составляющих успешной деятельности любой террористической организации. Но ни за какие деньги вы не сможете купить то, что составляет её главную силу, главное «топливо»: неиссякаемый заряд ненависти, кипящей в душе террориста. Попробуем же снова пустить в дело наш психологический микроскоп и положить под него душу самого известного – вдоль и поперёк изученного – злодея-героя № 1 Осамы Бин Ладена.

 

АТТИЛА ИЗ ДЖИДДЫ?

 

 

По сути дела, первые четырнадцать лет своей жизни он не имел реальных столкновений с индустриальным миром. Родился в 1957 году, в богатейшей семье выходца из Йемена, Мухаммеда Бин Ладена, сумевшего подняться от портового грузчика до владельца гигантской строительной корпорации, получавшей свои главные заказы от королевской семьи. Имея одиннадцать жён, Мухаммед произвёл на свет 54 отпрыска, создавших могучий клан, влияние которого впоследствии чувствовалось во всей стране. Мать Осамы, Хамида, была родом из Сирии и оказалась абсолютно не готова соблюдать жёсткие правила поведения, предписанные саудовским женщинам. Устав от её независимости, муж вскоре отправил её в дальнюю провинцию, оставив Осаму при себе. Мать и сын были разлучены на десять лет. В семье за Хамидой укрепилась презрительная кличка al abeda – «рабыня», а Осаму сводные братья и сёстры в детстве часто называли Ibn Al Abeda – «сын рабыни».52

В 1967 году Мухаммед Бин Ладен погиб при аварии вертолёта в пустыне. Его потомство сумело сохранить крепкие семейные связи, жизнь клана продолжалась. В четырнадцать лет, путешествуя с братьями, Осама посетил Швецию, Париж, Оксфорд. В Лондоне он увлёкся кинематографом, смотрел фильм за фильмом, избегая более бурных развлечений остальных.53 Но два года спустя, попав в привилегированную школу в Бейруте, он наверстал своё. Подъезжая в мерседес-бенце к дверям модного бара-ресторана «Бешеный конь», он всегда мог рассчитывать на бурные приветствия друзей и дам, составлявших его компанию. «Его стол был уже заранее уставлен бутылками... Одетый в спортивный пиджак и чёрные брюки, Осама был образцовым хозяином. Каждый гость должен был получить то, что он хотел, расходы не принимались во внимание... Переходя от виски к шампанскому и обратно, Осама нередко напивался и тогда начнал посылать бутылки дамам за соседними столиками... Ему нравились европейские блондинки, но он не обходил вниманием также ливанок, арабок, американок».54

Эта блистательная жизнь богатого саудовского плэйбоя внезапно оборвалась весной 1975 года. В Ливане вспыхнула гражданская война. По требованию родных, Осама должен был уехать домой, заверяя друзей, что вернётся при первой возможности. Вернуться ему было не суждено.

В Джидде он поступил в Университет имени короля Абдул Азиза и без большого энтузиазма посещал занятия днём. Вечера же пытался проводить так же, как в Бейруте. Богатая саудовская молодёжь имела возможность устраивать за выскокими стенами своих вилл и дворцов весёлые сборища, с алкоголем, наркотиками и доступными дамами, куда не могли проникнуть безжалостные борцы с пороком – мутавы. В своём жёлтом Мерседесе-SL450, оборудованном искусственным охлаждением и контролем скорости, Осама переезжал от одного приятеля к другому или устраивал с ними гонки на ночном шоссе. Семья готова была махнуть рукой на отбившуюся овцу, но старший брат Салим не терял надежды и уговорил Осаму совершить вместе паломничество в Мекку хадж. Причём братья отказались от всех удобств, которые предоставлялись привилегированным паломникам. Они жили в палатках, питались наравне со всеми, выполняли все положенные ритуалы.

Эта поездка преобразила Осаму.

«Теперь он молился пять раз в день, чего не делал уже несколько лет... Он забросил мерседес, порвал с пьющими друзьями, прочитав им лекцию об опасностях греховной жизни, отрастил бороду... В университете он погрузился в изучение религии».55

И, возможно, именно здесь произошла его первая встреча с человеком, которому суждено было стать его духовным ментором на следующие десять лет. Доктор Абдула Юсуф Аззам, палестинец 1941 года рождения, к тому времени приобрёл известность как специалист по шарии – исламской юриспруденции. Но своим студентам он преподавал не только законы. Его считают главным теоретиком и вдохновителем возрождения Джихада в 20-м веке. «Джихад – это только автомат, – учил он. – Никаких переговоров. Никаких дипломатических встреч. Никаких диалогов. Только джихад и автомат...»56

Позднее Бин Ладен и Аззам снова встретятся в Афганистане и вместе создадут организацию МАК – зародыш и предтечу Алкайды. А пока Осама ведёт обычную жизнь богатого саудовского юноши: кончает университет, поступает на работу в семейную корпорацию, женится, рожает ребёнка.

Интересный портрет будущего террориста мы находим в книге Кармен Бин Ладен. Дочь швейцарца и персиянки, она росла в Европе, где встретила одного из братьев Осамы, Еслама, и вышла за него замуж. Переезд в Саудовскую Аравию обернулся полным шоком для молодой женщины. Она оказалась запертой в доме, не имея права выходить куда-то, даже в магазин, без сопровождающего и без разрешения мужа. Ни кино, ни телевизора, ни театра, ни встреч с друзьями. Даже общение с родственниками мужа было подчинено строгим правилам и ограничениям. Однажды она услышала стук в дверь и, не надев чадры, пошла открыть сама, вместо того чтобы позвать слугу. Вошедшему Осаме она сказала, что муж ждёт его в гостиной. Не говоря ни слова тот с отвращением повернулся лицом к стене – саудовский этикет не позволял ему видеть открытое лицо жены своего брата. То, что она совершила, был непростительный «харам» – стыд.57

Другой эпизод: вся семья выезжает в загородный дом. Очень жарко, младенцы всё время просят пить. Кармен даёт своей дочке бутылочку с соской, а жена Осамы пытается поить свою с ложечки. Та отказывается, плачет. «Попробуй соску», – предлагает Кармен. «Нельзя, муж запрещает пользоваться "резиновой титькой".» Проходит час, другой. Не в силах смотреть на страдания ребёнка, Кармен вызывает с мужской половины дома своего мужа и умоляет его объяснить ситуацию брату, уговорить его дать разрешение. Тот уходит, но скоро возвращается и только качает головой: «Это Осама».58

Кармен Бин Ладен не раз упоминает отсутствие открытых споров и конфронтации в саудовской манере общения. «На поверхности вс спокойно – особенно внутри клана. Но подспудно кипит и жадность, и борьба за власть, почёт, престиж – даже в королевской семье. В Саудовской Аравии человеческая натура так же, как и всюду, полна амбиций, и брат борется с братом».59 Однако показать своё недовольство близким родственником открыто – величайший харам. Когда у Кармен Бин Ладен ухудшились отношения с мужем и она попросила одного из его братьев (того, кто выражал дружеские чувства к ней) выступить в роли посредника между ними, он сказал ей: «Кармен, справедливость может быть тысячу раз на твоей стороне, но Еслам мой брат – значит он не может быть неправ».60

Если поездка в Мекку в 1977 году наполнила душу юного Осамы Бин Ладена религиозным жаром, то начавшаяся война в Афганистане (1980) дала этому жару выход и применение. Основанная им группа поддержки арабских добровольцев пропускала через тренировочные лагеря в Пакистане тысячи бойцов, которые вскоре отправлялись в зону боевых действий. «Почти половину их составляли саудовцы, остальные были из Алжира (около 3000), Египта (2000), Йемена, Судана, Ливана, Кувейта, Турции, Туниса».61 Помогал Осама и афганским беженцам, число которых в Пакистане достигло в 1981 году двух с половиной миллионов. На собственные средства саудовский миллионер закупал для них палатки, одеяла, продовольствие и даже строительное оборудование для постройки новых жилищ.62 Шейх Аззам был его постоянным спутником и советчиком во время Афганской кампании. В конце войны Осаме довелось принять участие в боевых действиях в районе Джалалабада, где он получил отравление газами, применявшимися советской армией.63

За восемь лет афганской войны Осама Бин Ладен не мог, конечно, не заметить огромной помощи, которую США оказывали муджахеддинам, оружием, продовольствием, деньгами. Портативные зенитные ракеты «стингер», оказавшиеся в руках афганских партизан, по сути изменили ход войны и расстановку сил. Советская авиация по-прежнему господствовала в воздушном пространстве, но её вертолёты больше не могли летать на низких высотах, с которых был возможен прицельный огонь по позициям противника. Американцы были верными союзниками – но Осама Бин Ладен как бы не замечал этого. Точно так же позднее, в 1990-е – он ни одним словом не отметил роль Америки и Англии в защите мусульман Боснии и Косова от сербов. Бомбёжки Белграда прошли мимо его внимания. Зато вторжение в Ирак в 2003 году вызвало нескрываемую радость. «Теперь весь мусульманский мир увидит подлинное сатанинское лицо Вашингтона».64

В своей антиамериканской и антиизраильской пропаганде Алкайда использует те же простые и безотказные приёмы, которые использовали нацисты, сталинисты, маоисты, хамасовцы: описания пыток и расстрелов мирных жителей, раздутые в двадцать раз цифры погибших, кинокадры с окровавленным ребёнком, с беременной женщиной перед гусеницей танка и тому подобное. Присутствие американских военных в Саудовской Аравии и других странах объявлено оккупацией, аресты террористов – попранием свобод, шарж на Магомета в юмористическом журнале – оскорблением мусульманской религии, за которое каждый верующий может – и должен! – покарать редактора журнала смертью. Но за всем этим фальшивым и истеричным треском чувство полыхает подлинное и несомненное: НЕНАВИСТЬ.

«За что? – с изумлением вопрошает человек индустриального мира. – Чем мы им помешали? Откуда это страстное желание нас уничтожить? Неужели нельзя договориться о мирном сосуществовании, бок о бок, за чётко обозначенными границами?»

Ненависть такого человека, как Осама Бин Ладен, особенно сбивает нас с толку. В её феномене трудно отыскать понятные нам причины. Это не может быть ненависть бедного к богатому: Бин Ладен – миллионер. Это не может быть ненависть, рождённая невежеством: Бин Ладен хорошо знаком с мировой историей и политикой, владеет языками, побывал во многих странах. Это не может быть ненависть аскета, ушедшего от мира: он окружён жёнами и детьми, устраивает женитьбы своих сыновей и дочерей, заботится о внуках. Какую смертельную угрозу он – и его последователи – видят в индустриальном мире, угрозу, против которой они готовы вступать в смертельную – и часто безнадёжную – борьбу?

В многочисленных телеинтервью, которые Бин Ладен давал журналистам, он всегда предстаёт перед зрителем спокойным, рассудительным. Он не брызжет слюной, не вопит, как Гитлер или Кастро. «Победы» джихадистов, гибель невинных людей он описывает с тихим удовольствием и обстоятельностью. В апреле 2002 года он объяснял гостю из Саудовской Аравии: «Перед атакой 11-го сентября мы заранее пытались оценить возможные потери врага. По нашим подсчётам выходило, что самолёт протаранит три или четыре этажа. Я был самым большим оптимистом, считал, что загоревшееся топливо расплавит металлический костяк здания и рухнут также верхние этажи. Это всё на что мы надеялись».65 Страшная реальность превзошла самые смелые надежды террористов.

Фигура Бин Ладена в сознании сегодняшнего мира приобрела гигантские масштабы. Уже ясно, что в ближайшем будущем – живой или мёртвый он станет центральным персонажем десятков романов и кинофильмов. Может быть, писатели и кинорежиссёры силой своего таланта сумеют проникнуть в его душу и приоткрыть нам эту загадку: каким образом набожный и образованный юноша сделался самым знаменитым и неукротимым убийцей? Нашему исследованию такая задача не по силам. Всё, что нам остаётся: сфокусировать своё воображение на психике рядового саудовского бетинца, того самого, который сейчас с портретом Осамы на груди – стоит в очереди самоубийц и ждёт следующего приказа Алкайды.

Что мы знаем о нём?

Что он рос в стране, где молодёжь лишена всех удовольствий и развлечений доступных жителям индустриального мира. Что в школе и в мечети ему внушали сознание мусульманской избранности, презрение ко всем неверным. Ведь имея доступ к Божественному откровению, принесённому на Землю через пророка Магомета, все эти христиане, иудаисты, буддисты, индуисты добровольно остаются во мраке своих заблуждений. Презреннее всех, конечно, евреи – их он называет не иначе как «свиньи и мартышки».

А чем ещё страшен и отвратителен мир неверных?

Не только разгулом порока и порнографии, не только реками спиртного и полуголыми женщинами, нагло разгуливающими по улицам городов, сидящими в кафе и пивных, бесстыдно заговаривающими с чужими мужчинами. Нет, есть ещё одна черта, которая должна внушать особый ужас саудовцу: в мире неверных всё построено на открытой конфронтации, состязании, конкуренции. Их властители открыто поносят друг друга и собачатся по любому поводу. Их телевизоры заполнены перепалками и сварами, в которых оппонентам разрешено изобретательно оскорблять противника. Их промышленники думают только о том, как бы очернить и оттеснить конкурента. В их судах адвокаты состязаются с прокурором, а потом присяжные – друг с другом. Даже в самом Верховном судилище между девятью судьями не бывает согласия. Разве можно это сравнить с традиционной саудовской вежливостью, которая бережно ограждает каждого собеседника от самого страшного: опасности потерять лицо?

Ну и конечно – положение женщины.

С малолетства саудовец приучается к мысли, что вот он вырастет, женится и станет таким же полновластным господином в своей семье, каким был его отец. Любое непослушание жены, дочери, сестры – это позор не только главе семейства, но всему роду. Поэтому наказание за непослушание должно быть быстрым и неизбежным – кулаком, прутом, голодом, разлукой с детьми, даже смертью. Это господствующее положение мужчины не ограничивается рамками семьи. Чернорабочий, настилающий ковёр в доме миллионера, может сказать хозяйке дома, потребовавший исправить ошибку: «Я не принимаю приказов от женщины».66

И к чему же призывают его голоса из чуждого мира машиностроителей? К равноправию женщин с мужчинами? То есть к тому, чтобы его жена могла получить образование, поступить на работу, обрести самостоятельность? Снять чадру, выйти из дома без разрешения мужа, заговорить на улице с любым встречным? А потом – кто знает! – потребовать развода, уйти из семьи, забрать детей? Да кто же может смириться с такими переменами, кто может их стерпеть? Разве не станет он сопротивляться им с такой же яростью, с какой американцы-южане сопротивлялись отмене рабства негров?

Политики, дипломаты, журналисты индустриального мира искренне воображают себя проповедниками терпимости, защитниками верований и обычаев других народов. Хочется спросить их: «Как далеко заходит ваша терпимость? Должны ли мы с уважением относиться к мусульманскому обычаю отрубать руку вору? Убивать члена семьи, "опозорившего" свой род? Любого "неверного", посмевшего что-то не так сказать об исламе? Любого мусульманина, решившего перейти в другую веру? К их обычаю отнимать детей у надоевшей жены и усылать её подальше? Или обычаю подвергать девочек "обрезанию" – то есть варварскому удалению клитора, часто – с большим участком окружающих тканей, так что впоследствии каждый сексуальный акт женщины будет сопровождаться для неё мучительной болью? А как насчёт смертных приговоров, которые их религиозные лидеры выносят нашим писателям, журналистам, режиссёрам, туристам, даже рабочим, приехавшим на заработки?»

Казалось бы, у саудовского бетинца есть вариант выход: отгородиться от бурлящего мира неверных, закрыть им право въезда на священную землю Аравийского полуострова, запретить их книги, фильмы, журналы, музыку, телепередачи. Саудовское правительство старательно идёт в этом навстречу своим гражданам. Неутомимые таможенники внимательно досматривают багаж путешественников, выбрасывают из него не только виски, пиво, косметику, книги еврейских авторов, но даже шоколадные конфеты с ликёром, даже иконки с ликами святых, даже детские куклы (изображение человека!). Бессонные цензоры ножницами вырезают и чернилами замазывают все строчки и картинки, несущие соблазн, грех, святотатство.

Но цензоры и таможенники не могут покуситься на священные тексты, на Коран и хадисы. А между тем, главная опасность, главное противоречие таится именно там. Ведь ислам учит правоверного мусульманина, что вс на свете происходит по воле Аллаха, что Он карает неверующих в него и награждает правоверных и праведных. Как же может саудовец объяснить себе неслыханное богатство и военную мощь неверных? И особенно – процветание и грозную боевую силу этих «свиней и мартышек» – израильтян? Неужели Аллах тем самым показывает свою милость к ним, своё предпочтение? От этого явного противоречия у саудовского бетинца должна раскалываться голова, разрываться сердце. Здесь гибнет самое для него дорогое – гордое сознание своей избранности и правоты. Жизнь теряет смысл, если ты утратил бесценную связь со своим Богом. «За что Он прогневался на нас? За грехи, за слабость? Тогда я смертью своей готов искупить свою греховность!»

Так и пополняется – и растёт – и будет расти – армия самоубийц.

Но сможет ли армия самоубийц, даже возглавляемая Аттилой Бин Ладеном, нанести серьёзный удар индустриальному миру?

Сейчас всё чаще появляются тревожные сведения о попытках Алкайды приобрести различные виды оружия массового уничтожения. «Начиная с 1999 года, Осама Бин Ладен и его главный помощник, Айман Ал-Завахири, регулярно заказывали книги, описывающие катастрофическую утечку ядовитых газов в Бопале (Индия) или атаку в Токийском метро, проведённую террористической группой Аум Шинри Кио с использованием газа сарин... Секретные службы считают, что применение сарина исламскими террористами-самоубийцами, готовыми умереть в момент атаки, приведёт к ещё бóльшему числу жертв, чем в Токийском метро, где террористы просто оставили пластиковые пакеты с газом и убежали.»67

«Специальная комиссия ООН поручила учёным провести исследование стоимости применения различных видов оружия против гражданского населения на одном квадратном километре. Выяснилось, что стоимость применения разрешённого на сегодня вооружения будет 2000 долларов, атомного – 800, нервного газа – 600, а биологического оружия – один доллар... Правда, первоначальное капиталовложение в подготовку биологического теракта составит миллион долларов».68

Атомное оружие в руках террористов – это кошмар, который висит сегодня над индустриальным миром вполне реальной угрозой. «Если верить афганским и египетским перебежчикам, у Осамы Бин Ладена уже есть несколько примитивных атомных бомб, спрятанных в чемоданах... Не исключено, что эти бомбы, приобретённые на чёрном рынке оружия, являются подделкой или что у террористов нет секретных кодов, необходимых для спуска взрывного устройства. Но ведь проверить это можно будет только тогда, когда они попытаются произвести взрыв».69

Однако главный стратегический расчёт Алкайды остаётся одним и тем же: на духовное ослабление индустриального мира. «Они могут заливать нас алкоголем и косметикой, – писал Осама Бин Ладен, – соблазнять модными побрякушками, но им не удастся остановить нас. Те, кто избалован комфортом и удовольствиями, не имеют силы характера, чтобы выдержать долгую мировую войну. Неверные не смогут вынести ужаса жизни под Дамокловым мечом, висящим над их головами.»70

Невольно вспоминаются слова полководца арабских кочевников-бетинцев, сказанные четырнадцать веков назад персидскому альфиду-земледельцу: «Пришли люди, для которых смерть так же желанна, как для тебя – жизнь». (См. выше, глава I-3.) И в своём завещании, написанном в декабре 2001 года, Осама Бин Ладен снова поднимает эту тему – тему расслабляющей и опасной приверженности радостям жизни: «Если мусульманин спросит себя, почему наши братья по вере достигли такой степени унижения и разгрома, ответ очевиден: потому что они безумно рванулись к наслаждениям жизни и забросили книгу Аллаха. Евреи и христиане соблазнили нас дешёвыми удовольствиями и жизненным комфортом, они сначала наводнили наши души тягой к материальным благам и лишь потом вторглись со своими армиями... А мы стояли, как женщины, и ничего не предпринимали, потому что жажда смерти за дело Аллаха покинула наши сердца. О, юноша-мусульманин! Возжаждай смерти, и жизнь будет дарована тебе.»71

Но даже если мечта Осамы Бин Ладена каким-то чудом исполнится, если машиностроители, устав жить под Дамокловым мечом террористов, махнут рукой на мусульманский мир и уйдут из него, как колониальные державы ушли из своих колоний, если даже выдадут Израиль на растерзание и погибель, кровавое противоборство на этом не кончится, а только усилится. Единый мусульманский калифат неосуществим в сегодняшнем мире точно так же, как он был неосуществим двенадцать веков назад. Алкайда и религиозные фанатики окажутся лицом к лицу с непомерной кровавой задачей: свергать королевские династии в Саудовской Аравии, Морокко, Иордании, правление военных в Алжире, Ливии, Сирии, Пакистане, Индонезии и так далее. Борьба за власть между теми, кто цепляется за старину, и теми, кто осознал неизбежность перемен, то есть между муллами и генералами, идёт в мусульманском мире свирепо и непрерывно, то исчезая под поверхностью, как река лавы, то выплескиваясь наружу, как это случилось во время войны Египта с Йеменом (1960-е), во время захвата мечети в Мекке (1979), во время войны Ирака с Ираном (1980-е), гражданской войны в Алжире (1990-е).

До сих пор мусульманским фундаменталистам удалось захватить власть только в трёх странах: Иране, Судане и ненадолго – талибам в Афганистане. Методы управления талибов – террор, тюрьма без суда, публичные казни, избиения на улице, разрушение памятников искусства особенно ярко показали, в какой мере движение фундаменталистов пропитано «похотью господствования» и сладострастием убийства. Но те, кто помнит опыт гитлеризма, сталинизма, маоизма, красных кхмеров, не станут тешить себя иллюзией, будто эти методы не найдут сочувственного отклика в народной душе.

Если Осама Бин Ладен уйдёт со сцены, не успев исполнить роль нового Аттилы, индустриальный мир – естественно – вздохнёт с облегчением. Но это облегчение будет недолгим. Его яркая фигура, конечно, важна, она на века останется для мусульман символом борьбы, его именем будут клясться даже смертельные враги, идя на бой друг с другом. «Что вы думаете об Осаме Бин Ладене?», – спросила американская журналистка у директора медрессе в Пакистане. «А что вы думаете об Аврааме Линкольне?», – ответил тот.72 Однако ещё важнее, долговеченее, опаснее: скрытая лава ненависти бетинцев, бурлящая под жёсткой коркой военных или королевских режимов. И нигде в сегодняшнем мире этот гул не нарастает так грозно, как в самой многочисленной арабской стране – Египте.

ПРИМЕЧАНИЯ

  • 23. Robinson, Adam. Bin Laden (New York: Arcade Publishing, 2002), pp. 130-131.
  • 24. Ibid., p. 131.
  • 25. Ibid., p. 132.
  • 26. Ibid., p. 174.
  • 27. Gold, op. cit., p. 172.
  • 28. Murawiec, op. cit., p. 82.
  • 29. Lacy, op. cit., p. 219.
  • 30. Ibid., pp. 370-71.
  • 31. Holden, op. cit., pp. 379-80.
  • 32. Bin Laden, Carmen. Inside the Kingdom (New York: Warner, 2004), pp. 123-25.
  • 33. Brisard, Jean-Charles. Forbidden Truth (New York: Thunder’s Mouth Press, 2002), p. 72.
  • 34. См. книги by Carmen Bin Laden and Jean Sasson.
  • 35. Murawiec, op. cit., pp. 84, 93.
  • 36. Jacquard, Roland. In the Name of Osama Bin Laden (Durham, USA: Duke Univ. Press, 2002), pp. 172-74.
  • 37. Bergen, Peter L. Holy War, Inc (New York: The Free Press, 2001), pp. 93-94.
  • 38. Brisard, op. cit., p. 86.
  • 39. Robinson, op. cit., p. 239.
  • 40. Jacquard, op. cit., p. 83.
  • 41. Gold, op. cit., p. 182.
  • 42. Robinson, op. cit., p. 280.
  • 43. Brisard, op. cit., p. 88.
  • 44. Jacquard, op. cit., p. 128.
  • 45. Ibid., p. 139.
  • 46. Robinson, op. cit., p. 259.
  • 47. Gold, op. cit., p. 180.
  • 48. Murawiec, op. cit., p. 82.
  • 49. Gold, op. cit., p. 180.
  • 50. Bergen, Peter L. The Osama Bin Laden I Know (New York: Free Press, 2006), p. 375.
  • 51. Magazine Atlantic Monthly, June 2007, p. 39.
  • 52. Robinson, op. cit., pp. 38-39.
  • 53. Ibid., p. 58.
  • 54. Ibid., pp. 69-71.
  • 55. Ibid., p. 81.
  • 56. Ibid., p. 91.
  • 57. Carmen Bin Laden, op. cit., 81.
  • 58. Ibid., p. 86.
  • 59. Ibid., p. 115.
  • 60. Ibid., p. 193.
  • 61. Robinson, op. cit., p. 93.
  • 62. Ibid.
  • 63. Bergen, Osama Bin Laden I Know, op. cit., p. 320.
  • 64. Ibid., p. 351.
  • 65. Weaver, Mary Anne. Pakistan (New York: Farrar, Straus & Giroux, 2002), p. 230.
  • 66. Carmen Bin Laden, op. cit., p. 94.
  • 67. Jacquard, op. cit., pp. 146, 152.
  • 68. Ibid., p. 147.
  • 69. Jacquard, op. cit., p. 143.
  • 70. Ibid., p. 230.
  • 71. Bergen, Osama, op. cit., pp. 369-70.
  • 72. Weaver, Mary Anne. Pakistan (New York: Farrar, Straus & Giroux, 2002), p. 39.

Продолжение следует

Комментарии

Добавить изображение