РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА: О СМЕНЕ ПРЕМЬЕРА (а может быть и президента) РОCСИИ

30-07-2007

Главный вывод, который напрашивается из анализа контекста смены Михаила Фрадкова на Виктора Зубкова – окружение Путина подготовило все организационные условия для абсолютистского правления Владимира Владимировича на период как минимум до 2017 года (причем независимо от его должности в государстве). Позиция Путина и позиция людей из его окружения по этому вопросу в разные годы могла несколько отличаться друг от друга. Может быть, Владимир Владимирович сам и не уверен, что ему стоит так долго оставаться национальным лидером. Но зато в этом абсолютно уверено его окружение. Потому что без Путина на российском троне начнется новый масштабный передел собственности на десятки миллиардов долларов и «коллективного Путина» могут начать без суда и следствия отстреливать те, у кого собственность была отнята в пользу «питерской группы» (а то и сама оставшаяся без лидера «питерская группа» друг друга из–за денег перестреляет). Для части окружения Путина его политическое долголетие – это вопрос не только роста благосостояния, но и жизни.

igor_oleynikКакая логика стоит за назначением Зубкова? Также как и Фрадков (в силу своего здоровья), Виктор Алексеевич в силу своего возраста и особенностей карьеры является бесперспективным в качестве даже не лидерской, а просто самостоятельной политической фигуры. Очевидно, что он будет исполнителем роли «технического премьер-министра» (а может быть, и позднее роли «технического президента») при лидере, в роли которого может выступать только Путин.

Возраст Дмитрия Медведева и Сергея Иванова позволяет еще им надеяться когда-нибудь развернуться в качестве реального первого лица государства - у Зубкова же таких иллюзий нет. Межу прочим ст. 21 Федерального закона О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гласит: "Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет". Хотя как премьер он и моложе Примакова, но в обличие от Евгения Максимовича никакой тяги к публичности или служебной амбициозности за долгие годы за ним не замечено.

Так что для Путина Зубков практически безрисковая фигура, которая не будет пытаться пользоваться за спиной реального лидера предоставленными российской Конституцией должностными правами. К тому же его компетенция в качестве главного финансового разведчика весьма полезна для решения главной задачи, стоящей перед «коллективным Путиным» - блокирования передела собственности со стороны какой-то новой волны российской элиты.

Борьба с отмыванием денег – это пиаровско-экономическое предназначение Федеральной Службы Финансового мониторинга, а политическое же ее предназначение – блокирование финансирования Западом ориентированных на оппозицию некоммерческих неправительственных организаций в России. Правда, западные эксперты поговаривают, что у Зубкова была еще одна важная для "питерской" группы задача - обеспечение противодействия возможностям западных служб контролировать транзакции на зарубежных счетах, связанных с семейным бизнесом высших российских госчиновников.

Обращает на себя внимание то, что в отличие от ситуации с назначением Фрадкова Путин уже не чувствует никакой необходимости хотя бы имиджевого разбавления верховной публичной власти в России фигурами не из числа своих сокурсников или давних сослуживцев. Все нити власти уже давно схвачены «питерской группой» – так что набор внешних фигур для имитации политического баланса между элитами уже излишен.

Назначение Зубкова делает актуальным, по крайней мере, 4 вопроса прогностического характера:

- Будет ли Зубков объявлен формальным преемником Путина?

Владимир Владимирович – человек традиции. Вероятность того, что он проведет Зубкова по тому же коридору «технический премьер - технический президент», который прошел сам в 1999-2003 г., весьма велика. Вряд ли Путин будет более запутывать властную ситуацию сверх необходимости вводом на формальной высшую должность еще одной такой же «лидерски бесперспективной» фигуры.

Хотя, может быть, в этой связи и по тому же формальному признаку стоит обратить внимание на фигуру Валерия Богомолова - он из очень близких к Путину людей и старше его. Вот будет хохма, если Владимир Владимирович объявит взволнова
нным избирателям, что следующим президентом России будет человек, практически неизвестный за пределами аппарата президентской администрации и аппарата "Единой России".

- Станет ли кабинет министров при Зубкове реальной площадкой принятия решений по управлению страной (а не семейным бизнесом министров)?

Дело в том. что в последние годы при Путине аппаратный вес чиновников определяется не столько его должностью, сколько уровнем «доступа к телу». Точно также как руководитель президентской администрации Собянин имеет реально меньшее влияние, чем его заместитель Сечин, не служивший в питерской мэрии Фрадков, имел в большинстве ситуаций куда меньше влияния, чем, к примеру, его формальные подчиненные Кудрин или Греф. Сейчас кабинет министров будет возглавляться человеком с давним доступом к телу лидера, так что есть шанс на увеличение слаженности и эффективности его работы как конституционного органа управления страной. Хотя конечно же основная площадка подготовки решений все равно останется на пятом этаже ЦКовского здания на Старой площади.

- Останется ли в новом кабинете министров Зурабов?

Если все-таки не останется, то это будет означать:
а) избавление питерской группы от смотрителя финансовых интересов «ельцинской семьи» (в этом качестве Зурабов выступал еще с додефолтовских времен);
б) "кидание" питерской группой Зурабова с его огромнейшей взяткой (по аппаратным слухам это был вроде бы рекорд из всех российских взяток) "управляемым парламентариям" весной этого года, чтобы Госдума сняла требование о его отставке.

- Останется ли в кабинете министров зять премьера нынешний министр обороны Анатолий Сердюков?

Поскольку он «питерский», должен остаться. Тем более, что летом 2001 года Сердюков стал заместителем руководителя управления МНС по Санкт-Петербургу Виктора Зубкова и меньше, чем через полгода сменил Зубкова, когда тот переехал в Москву на пост главы Росфинмониторинга. В общем, дело семейное - разберутся... Так что боевым генералам по- прежнему придется подчиняться лейтенанту запаса. Хорошо еще для нашей армии, что в Питере число директоров мебельных магазинов не бесконечно.

В какой мере сам Владимир Владимирович захочет воспользоваться предоставленными ему окружением условиями абсолютистского правления - это вопрос открытый. Становиться всевластным «Сталиным XXI века» Путину, конечно же, малоинтересно (ну не тиран он просто по своей психологии). Но в ближайшее десятилетие в России, скорее всего, получат свое развитие следующие тенденции:

- «коллективный Путин» продолжит рейдерские набеги на независимый бизнес, при этом уже не важно, есть ли политические амбиции у жертвы (как у Ходорковского), или их нет (как у Гуцериева) просто по формуле: «Ты виноват уже тем, что хочется мне кушать»;

- при росте доходов «среднестатистического россиянина» будет увеличиваться разрыв в уровне доходов между богатой и бедной частью населения;

- развитие самоуправления, независимых от власти немаргинальных СМИ и других составляющих гражданского общества будет тормозиться федеральной властью;

- отсутствие системы реального общественного контроля за властью создаст благоприятнейшие условия для разгула коррупции, уже сейчас оказывающий серьезное влияние на издержки бизнеса (и соответственно стоимость жизни) в стране;

- поскольку Госдума останется «техническим парламентом получивших иммунитет от уголовного преследования» публичная политика будет деградировать в направлении «телешоу для идиотов»;

- социальный протест будет все чаще проявляться в «нелегальных» формах (в т.ч., в форме межнациональных столкновений по типу Кондопоги);.

- внешняя политика России будет иметь постоянную конфронтационную составляющую (поскольку «образ врага» необходим для успешного манипулирования общественным сознанием населения).

P.S. Исход парламентских и президентских выборов предрешен; и от избирателей по сути уже не зависит. Теперь для "проходных" партий главное - успеть собрать максимально возможную "кассу" от продажи депутатских мест. Тарифы негласно объявлены среди заинтересованных лиц всеми проходными партиями: "Единая Россия" - 10 млн. долларов, "Справедливая Россия" и ЛДПР - 4 млн. долларов, КПРФ - 3 млн. долларов.

Правда, это для обычных бизнес-соискателей. Если репутация претендента имеет к
риминальную составляющую, то расценки увеличиваются как минимум вдвое. Поскольку нынешние парламентские выборы самые монополизированные и самые зарегулированные властью за всю постсоветскую историю России, то они, естественно, бьют рекорды по уровню коррумпированости. А то ли еще будет впереди - никаким политпиаром срам не закроешь...

Комментарии

Добавить изображение