Независимый бостонский альманах

ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ - "И НЕ НАДО ЛОХМАТИТЬ БАБУШКУ"!!!

01-09-2007

Павел Макаров - действительный член секции памятниковедения Главного Совета Украинского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры, журналист, писатель, оружейник.

Версии должны быть правдивыми.

Знакомясь с версиями различных авторов о причинах и последствиях рокового выстрела на Черной речке автора этих строк возмущает не компетенция и ошибочность изложенного в различных источниках о роковой дуэли, которые впоследствии дублируются и накладываются на новые изыскания. Но уже как таковые, которые не требуют дополнительного доказательства и воспринятые обществом как очевидные. Авторы исследований не могут понять, что категоричность утверждений которая является по форме предположительной не несет за собой обязательности точности, и таковой не является. Не ставится за цель данной формулировкой оскорбить либо умалить исследовательские работы пушкинистов, а только глубже вникать в процесс имеющего место исторического факта, и подходить к его изучению и моделированию с элементами компетентности и профессионализма.

Для примера мы можем взять версию об уменьшенном пороховом заряде в дуэльных пистолетах, которые предоставил секундант Дантеса де Аршиак. Авторы версии утверждают, что именно из-за малого порохового заряда пуля выпущенная Дантесом нанесла тяжелое ранение Пушкину, которое оказалось не совместимое с жизнью. Увы это не так. Если взять за основу пистолетные парные гарнитуры находящиеся в музейных фондах и в частных коллекциях, то можно увидеть (и даже пощупать), что емкости для хранения пороха – пороховницы, как правило имеют дозатор, механизмы которого могут быть различными в исполнении, но преследующее одну цель, - при приставлении (вставлении) в дульное отверстие пистолета выдать конкретно отмеренную дозу пороха, которая в свою очередь была необходима изготовителями данного оружия для произведения полноценного выстрела. К этому следует добавить, что исполнителями пороховниц находящихся в пистолетных гарнитурах были мастера изготовившие именно это штучное оружие, и проводившие необходимые практические испытания.

Не выдерживает критики и теория об изменении траектории полета пули в пространстве и ее дальнейшее движение в теле Пушкина, что связывают уменьшенным пороховым зарядом. Это глубокое заблуждение, так как общеизвестно, что на дуэльной дистанции 7 м (дистанция между противниками в момент выстрела) настильность траектории полета пули остается неизменной, то есть она идет по прямой линии. Изменение же направления пули в теле Пушкина имеет иную подоплеку. О чем будет сообщено ниже.

Одной из самых серьезных и авторитетных работ по исследованию трагической дуэли, можно назвать работу «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга», в авторстве Михаила Ивановича Давидова — доцента Пермской медицинской академии , которая была опубликована в журнале «Урал» 1, в 2006 году. Особенно что касается выводов по изучению раневого канала : «Требует уточнения и само направление раневого канала. В работе академика Б.В. Петровского, одной из лучших по этой теме, ход раневого канала изображен как исключительно прямолинейный. Однако прямолинейное продвижение пули в теле Пушкина вызывает у нас большие сомнения.

Прежде всего, необходимо опровергнуть одно заблуждение, которое "кочует" из одного источника в другой. Объясняют продвижение пули в теле раненого сверху вниз тем, что Дантес ростом был выше Пушкина и целил в низ живота. Поэтому пуля де шла неуклонно по нисходящей траектории и в результате достигла нижней части крестца, попутно повредив участок крыла подвздошной кости.

Мы провели расчеты траектории. Оказалось, что если соединить прямой линией места повреждения крестцовой и подвздошной кости и продолжить эту прямую линию за пределы тела на расстояние 7 м (дистанцию между противниками в момент выстрела), то окажется, что Дантес должен был быть трехметровым великаном…В положении корпуса Пушкина вперед правым боком, вполоборота (под углом приблизительно 45°), пуля вошла на 5 см внутрь от передней верхней кости правой подвздошной кости, прошла мягкие ткани брюшной стенки, ударилась о внутреннюю поверхность крыла подвздошной кости, раздробив этот участок с образованием множества костных осколков, рикошетировала от подвздошной кости и, изменив свое направление, прошла между задней полуокружностью тазового кольца и внутренними органами таза, косо медиально и книзу, ударилась о нижнюю часть крестцовой кости, разрушила ее с образованием множества осколков и, потеряв кинетическую энергию, застряла в раздробленной массе крестца».

Считаю выводы Давидова правильными и верными по сути, но с одной поправкой, при раздроблении пулей подвздошной кости образовались N-e количество осколков, которым пуля передала свою энергию, и те в свою очередь стали дополнительными убойными элементами с заданной начальной скоростью и хаотично направленные, которые причинили множественные ранения внутренних органов, и как результат обширное распространение инфекции.

В конкретном случае необходимо считаться с мнением и Ш.И. Удерман предполагавшего, что участок кишечника был ушиблен не пулей, а мелким костным отломком подвздошной кости, с большой силой отлетевшим от кости в момент ее огнестрельного раздробления.

Причины смерти изложенные Давидовым объективно верные и не вызывают сомнения. Единственно хочется дополнить, что в связи с малой дистанцией выстрела, в раневой канал, в качестве инородных предметов проникли остатки обтюрирующего элемента (пыж, пластырь), которые в свою очередь стали дополнительными источниками инфицирования. К этому следует добавить не менее важный фактор, - кинетический удар нанесеный по внутренним органам, при передаче пулей собственной энергии. Именно этим и объясняется общепринятый факт падение Пушкина после попадания в него пули. Увы, Пушкин не упал, он был сбит с ног энергией пули. Закон сохранения энергии – энергия из ниоткуда не появляется, и никуда не пропадает, она только менят свои формы. Это только в Голивудовских фильмах демонстрируется, что после попадания пули в бронежилет героя он остается на ногах, и отделывается синяками. На самом деле пуля не проникая в организм и застревая в бронежилете несет настолько колоссальную энергию, что сбивает человека с ног. Гематомы которые можно наблюдать на теле в последствии такого попадания (непроникающее ранение), на самом деле по своим травматическим характеристикам не отличаются от проникающего ранения, так как внутренние разрыва и разрушения органов своей тяжестью почти что идентичны. Примеров этому немало, а теоретически воздействие такого попадания можно сравнить с ударом кувалды в полную силу по телу человека. Изложенное напрочь отметает живущую в умах версию о применении Дантесом т.н. панциря. Даже находясь в панцире при попадании в оный пули, энергия передалась бы на тело, и первоначально Дантес был бы сбит с ног (что не произошло), и в последствии длительное время нуждался в серьезном лечении. Таким образом становиться ясным, что пуля выпущеная Пушкиным попала в локтевой изгиб Дантеса, изменила свое направление и ушла в запреградное пространство.

Еще раз повторюсь, что изложенное в исследованиях Давидовым объективно верно и не вызывают сомнения, и требует лишь небольшого дополнения, но вызывает сомнение иное, о чем речь пойдет ниже.

Французский «лохотрон» в России.

Во многих центральных СМИ была опубликована информация примерно одинакового содержания, приведу ее дословно: «В Россию из Франции едет дуэльный набор Дантеса. 170 лет назад один из двух пистолетов, входивших в набор, послужил орудием национальной трагедии. Из него 27 января (8 февраля по новому стилю) был смертельно ранен Александр Пушкин….. Пистолеты находятся в дуэльном ящике, в ячейках находятся деревянный молоток, шомпол, пороховница, форма для отлива, одиннадцать свинцовых пуль, отвертки.

На внешней стороне крышки выгравирована табличка на французском языке:

«Барон Эр. де Барант /Это оружие использовалось на дуэли, на которой был убит Пушкин, в Санкт-Петербурге в 1837 г.»

На внутренней стороне крышки этикетка изготовителя Карл Ульбрих, украшенная двумя медалями.

В футляр вложена небольшая рукописная карточка, составленная в Париже в 1920 году с пояснением к пистолетам: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который их одолжил своему другу г-ну д` Аршиаку во время а дуэли Пушкина с г-ном Дантесом. Г-н. д`Аршиак был одним из свидетелей. Они были отданы полковнику де Шательперону в 1884 году бароном де Барантом, братом барона Эрнеста. Париж, 1 мая 1920 год. Полковник де Шательперон».

Первым владельцем пистолетов был французский посол в Петербурге барон Амабль-Гильом-Проспер-Брюжьер де Барант (1785-1866). Его младший сын барон Эрнест де Барант (1818-1859) одолжил эту пару пистолетов своему другу - виконту д’Аршиаку, секунданту Дантеса. Эрнесту де Баранту в это время не исполнилось еще и 19 лет, он родился 22 апреля 1818 г. Не известно, занимал ли он в свои 19 лет какое-либо официальное положение при французском посольстве в Петербурге, где жил в доме отца, но позже он был дипломатом. Есть свидетельства, что он был легкомысленным прожигателем жизни. Лермонтов называл его «салонным Хлестаковым». А в феврале 1840 года между Лермонтовым и Барантом произошла дуэль, на которой, возможно, были использованы эти же пистолеты. Но документальных подтверждений этому нет. Умер де Барант холостым, в Ванве, 18 сентября 1859 г. Пистолеты перешли к его старшему брату Просперу, затем к семье его сестры, бывшей замужем за офицером Луи де Шательпероном. В 1950 г. наследники Луи де Шательперона выставили пистолеты на продажу в Друо. Тогда же они были куплены неким антикваром, перепродавшим их, в свою очередь, коллекционеру Пьеру Полю. Коллекция последнего была завещана городу Амбуазу, для создания в нем музея Почты.»

Меня, как человека думающего поражает то. Что как легко, без конкретных фактов и доказательной базы российская интеллигенция восприняла на веру то, что вызывает глубокие сомнения в действительности. Для того, что бы исключить передергивание и упреки в необъективности, предлагаю посмотреть на происходящее по иным углом.

Информация о существовании в Амбуазе дуэльных пистолетов из которых стрелялись Пушкин и Дантес, начала муссироваться в СМИ в преддверии визита Михаила Горбачева во Францию. «Прогнуться», «зализать», это у чиновника в крови, - ведь по его мнению от такого умения зависит его карьера. Увы не минула манипуляция сознанием обществом и в этот раз, то есть приближенные к «Горби», вернувшись из Франции объявили с утверждением о том, что дескать вот они – исторические пистолеты. У меня к ним (и иным утвердителям) вопрос : -господа? Кто ни будь, и когда ни будь давал ли себе отчет, что все сказанное и показанное должно подтверждаться ДОКУМЕНТАМИ???? Скажите пожалуйста, кто видел документы (возможно даже запись из личного дневника) о переходе права собственности на известный пистолетный гарнитур от отца (владельца) Амабль-Гильом-Проспер-Брюжьер, барон де Barante к его младшему сыну Эрнесту де Barante ??? Кто видел, либо ознакамливался с документами, и существуют ли таковые, подтверждающие переход упомянутого пистолетного гарнитура от барона Эрнеста де Barante в собственность его старшего брата Проспера де Barante???? Почему ни где не упоминается о документальном подтверждении перехода имущественных прав на известный пистолетный гарнитур от Проспера де Barante к Луи де Шательперону, к членам его семьи, либо в дальнейшем к наследникам??? Уважаемые господа!!! Осознаете ли Вы, что во Франции, стране с весьма развитым и имеющим многовековой опыт нотариата, должны были обязательно сохраниться документальные подтверждения о которых упоминается в записке приложенной к пистолетному гарнитуру Карла Ульбриха!!! Возникает закономерный вопрос: - а почему этих документов (доказательной базы) нет в наличии, как и нет в наличии об ее существовании??? Возможно ответ дает информация из уже упомянутой рукописной карточки с пояснением к пистолетам вложенной футляр и составленной в Париже в 1920 году, именно в то время когда Париж был заполнен не только цветом белой эмиграции, но и мошенниками международного класса, для которых составление «филькиной грамоты», было ни чем иным, как средством обогащения за счет доверчивых простаков.

Предлагаю на ситуацию взглянуть пристально, объективно, и понять, что в принципе вышеперечисленные вопросы мной – автором материала не должны были бы и ставиться. Ведь не я доказываю. Что дважды демонстрирующий в России дуэльный гарнитур – именно тот, из которого стрелялись Пушкин и Дантес, это доказавает и в этом убеждает собственник – Французская сторона, и как принято среди принципиальных партнеров в ученом мире, именно эта сторона и ОБЯЗАНА была предоставить документальные подтверждения своих слов и действий, и пока этого не произойдет, то пустые слова и заявления есть ни что иное как НЕПОДТВЕРЖДЕННАЯ ВЕРСИЯ. Как назовут себя сами люди «клюнувшие» на «открытие», я не знаю, это их проблема, но слова сатирика и патриота Михаила Задорного считаю в этом случае актуальны: И НЕ НАДО ЛОХМАТИТЬ БАБУШКУ!!!

P.S.

  • "Яблоко России" № 18 (52) 12 июня 1999 года Валерий ПИСИГИН

«….Третья надпись сопровождает фотокопию древней миниатюры: "ПИСТОЛЕТЫ И РУКОПИСЬ В 1989 году пистолеты были одолжены музею Пушкина. В обмен Музею Амбуаза сроком на 6 месяцев был предоставлен манускрипт конца XV века. "Хроника Амбуаза" хранится в настоящее время в библиотеке Санкт-Петербурга, так как драгоценный документ был приобретен в 1805 году одним русским аристократом…»

  • На сайте «ФРАНС КАРТУР в Москве» Чистопрудный бульвар, 12А, м. Чистые пруды, или что видел экскурсант в музее Амбуаза в конце 20-го века: «Хранящийся ныне в Лимрэ «почтовый экспонат» представляет собой ящик размером 50х40 см. Кроме двух пистолетов, в углублениях лежат пороховница, шомпол, молоток и три пули (подразумевается, что четвертая погубила Пушкина). На крышке ящика фирменная наклейка «Карл Ульрих. Дрезден. Оружейный двор». Рядом записка: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который их одолжил своему другу д’Аршиаку во время дуэли Пушкина с г-ном Дантесом. Г-н д’Аршиак был одним из секундантов. Они были отданы полковнику де Шательперону в 1884 году бароном де Барантом, братом барона Эрнеста. Париж, 1 мая 1920 г., полковник де Шательперон».
  • А почему в России о третьей надписи не сообщено (?), почему пуль уже оказалось 11(?), и откуда взялись отвертки в гарнитуре???

В соответствии положением международной конвенции о защите интеллектуальной собственности и авторского права, перепечатка и копирование материала допускается с письменного согласия автора.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?