Независимый бостонский альманах

ЦЕРКОВЬ И КГБ

06-04-2008

 

[Обзор документов и материалов]

Много, много сейчас пишут и говорят о сотрудничестве Православной церкви с силовыми структурами Советского Союза. Но при этом, во – первых, почему-то не упоминают о других конфессиях, а во – вторых, подобное сотрудничество оценивают с позиций сегодняшнего дня, забывая о том, каким гонениям и преследованиям подвергались служители культа в те страшные времена и то, что их просто принуждали под страхом физического уничтожения к сотрудничеству подобного рода. Об этом свидетельствуют документы и материалы, приводимые И. И Масловой в исследовании под названием «Русская Православная Церковь и КГБ. ( 1960 – 1980-е годы )», в работе Дмитрия Дудко «Он был верующим человеком», в ряде других источников. Обзору этих работ и посвящена статья.

ИСТРЕБЛЕНИЕ КЛИРИКОВ

Ликвидация религиозных культов и их служителей была одной из основополагающих задач ранней программы большевизма. Интенсивность реализации этой программной цели на разных этапах истории СССР, методы достижения были самыми различными – от физической ликвидации служителей культа, до понуждения их самыми различными средствами к сотрудничеству.

Видимо, только из этого нужно исходить, оценивая действия тех, кто прилагал огромные усилия для сохранения в душах людей светлых идеалов веры. И это относится к представителям любых культов, которые в равной мере пострадали от богоборческой власти. К великому сожалению, нам полностью не известно, сколько служителей церкви было истреблено после Октябрьского переворота.

Только Православная Церковь подсчитала, что с октября 1917 по июнь 1941 год было уничтожено 134 тысячи клириков. Их имена восстановлены. Сколько потеряли иудеи, мусульмане и представители иных конфессий – мы не знаем..

Большинство православных клириков ( 80 тыс. человек ) уничтожено с 1928 по 1940 гг. Эти данные мне сообщил один из крупнейших исследователей истории Октября Кирилл Михайлович Александров, ученый из Петербурга. Однако, при жизни Сталина, происходили некоторые загадочные вещи, на которые обратил внимание священник Дмитрий Дудко в упомянутой выше работе. Именно он ввел в научный оборот два любопытных документа. Вот первый из них – «Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК от 12. 09.33 г.» В ней отмечалось: »В период с 20

2

– 30 гг. в Москве и на территориях прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них ( оставшихся ) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры и русского зодчества.

Органы советской власти и рабоче – крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной ответственности по охране памятников архитектуры древне – русского зодчества. Секретарь ЦК. И. Сталин». Вот такой документ.

Но ещё более странной на фоне той эпохи выглядит вторая выписка от 11.

11. 39 года. В ней, в частности, говорится: »Вопросы религии. В отношении к религии, служителей Русской Православной Церкви и православных верующих ЦК постановляет:

« 1. Признать нецелесообразным впредь политику органов НКВД СССР в

части арестов священнослужителей Русской Православной Церкви,

преследовании верующих.

2. Указания товарища Ульянова ( Ленина ) от 1 мая 1919 года за №136666 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК тов.

Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ НКВД, касающиеся преследования служителей Русской Православной Церкви и

Православно верующих - отменить.

3. НКВД провести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительской деятельностью. Освободить из под стражи, заменить на наказание, не связанное с лишением свободы, осужденным по указанным мотивам…

4. Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих к иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И. Сталин.

( Документ приведен с сохранением орфографии оригинала )

Согласимся, что аналогов подобному документу в истории СССР просто нет. Отменить указания самого Ильича! Такого история стра
ны еще не знала. В период войны Сталин пошел дальше. Ему сообщили, что на территориях, оккупированных гитлеровцами, возобновили службы во многих храмах и оккупанты этому не противились. Наоборот, пытались использовать священнослужителей в своих целях. И тогда священнослужителям и верующим была предоставлена определенная свобода деятельности. Тем более, что Церковь принимала самое активное участие в патриотической деятельности, в мобилизации усилий верующих на отпор врагу. В 1943 году, в сентябре он пошел ещё дальше: был

3

избран Патриарх Всея Руси и восстановлена деятельность учебных заведений, готовивших священнослужителей. Естественно, все это было под жестким контролем НКВД. Но после смерти Сталина, при Н. С. Хрущеве, гонения на Церковь усилились. Новый вождь выдвинул программу строительства коммунизма. А в новом обществе для религии места никак быть не могло.

Но Церковь с большими потерями, все – таки выстояла и тогда. После смещения Хрущева, взаимоотношения между служителями религиозных культов и государством резко изменились. КГБ стал работать с церковнослужителями и внедрять туда людей, которых заставляли сотрудничать с органами безопасности. В 1967 году, по инициативе Ю. В. Андропова, в КГБ было образовано Пятое Управление, в компетенцию которого были включены вопросы, связанные с контролем над религиозной жизнью. Начался новый этап взаимоотношений между церковью и государством.

КГБ ЗАНИМАЕТСЯ РЕЛИГИОЗНОЙ

ЖИЗНЬЮ

Вмешательство КГБ в религиозную жизнь населения было повсеместным. «Изучение КГБ политических настроений духовенства и борьба с религиозной оппозицией была важным направлением деятельности органов госбезопасности. КГБ периодически информировал ЦК КПСС о религиозной обстановке внутри СССР, так как поступающие в органы госбезопасности материалы убеждали их руководство в том, «что империалистические круги и спецслужбы противника при осуществлении акций идеологических диверсий против нашей страны определенную ставку делают на религиозные организации на территории СССР», - отмечает И. И. Маслова. Естественно, что основное внимание КГБ уделяло настроениям православного духовенства, так как православные составляли большую часть населения страны. Но без внимания не оставлялись и священнослужители иных культов. Само собой разумеется, что КГБ принимало самое активное участие и в отборе священнослужителей. Естественно, винить в этом Церковь бессмысленно.

Тем, кто пытается это сделать, я бы задал вопрос: а какие кадры подбирались в СССР без согласования с теми или иными «компетентными» органами? Таких не было. И это ни от кого не скрывалось. Номенклатура – то существовала официально. При этом Маслова справедливо замечает, что «контроль за религиозной обстановкой в стране и за рубежом осуществлялся в контексте контрразведывательной работы по «борьбе с идеологическими диверсиями противника», но не являлся приоритетным направлением в его деятельности. Участие Комитета госбезопасности в конфессиональных

4

отношениях было невидимым для большинства сограждан, но оказалось весьма значительным, учитывая его особое место в структуре государственных органов СССР». Под контролем держалось все. Даже содержание молитвенников. Вот один из примеров. В руках у меня религиозный Календарь, изданный Московской Хоральной Синагогой в Москве на 1987 – 1988 гг. Это уже были годы т. н. «перестройки». Так вот там, наряду с традиционными для иудаизма молитвами, есть «Молитва за здравие Правительства». Интересно её содержание: »Тот, кто благословил наших предков Авраама, Исаака и Якова, кто создает путь в море и в сильные воды, да пусть Он благословит и охраняет, бережет и помогает, возвеличивает и возвышает ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР. Да пусть Господь даст всем членам Правительства жизнь, убережет их от всяких бедствий и стеснений, печали и вреда. Он спасет их и подвергнет пред ними всех их врагов и повсюду, куда будут направлены их деяния, пусть им сопутствует удача, и все мы провозгласим: Аминь!». Там же напечатана и «Молитва за мир», точно в таком же духе. И все на иврите и на русском. Понятно, что подобные вещи без сильнейшего давления извне никто бы не допустил. Но что могли сделать раввины, священники, муллы и все прочие представители самых разных религий? Да ничего! И обвинять их просто нет никакого смысла.

Да, были и такие, которые числились и в сотрудниках КГБ. Но они стремились использовать ситуац
ию во благо и не занимались «стукачеством». Маслова приводит выдержку из интервью архиепископа Виленского и Литовского Хризостома под названием «Я сотрудничал с КГБ…но не был стукачом», опубликованное в «Российской газете» №52 за 1992 год. Архиепископ рассказывал: «Да, мы во всяком случае, я, и я говорю это в первую очередь о себе, - сотрудничали с КГБ. Я сотрудничал, я давал подписку, имел регулярные встречи, отчитывался.

У меня есть свой псевдоним – кличка, как там говорят, - «Реставратор».

Я сотрудничал с ними сознательно – в том плане, что я стремился настойчиво проводить свою линию церковную, да и патриотическую, как я её понимал, при содействии этих органов. Я никогда не был стукачом, не был доносителем…Но вместе с тем, среди нас, архиреев, а уж тем более среди священников, есть масса людей недостойных, аморальных. Вот эту их аморальность, пользуясь отсутствием у нас церковного суда, и использовал КГБ. Их защищали от нас, епископов, чтобы мы их не могли наказывать…». Конечно, подобное не красит архирея. Но ведь он иначе и поступить не мог. Отказался бы, вместо него назначили бы более покладистого и сговорчивого. И еще не известно, кто бы от этого выиграл. Что же касается священников недостойных, то пусть мне кто – либо назовет такую область деятельности, где таких людей не было и нет. При этом особенно жесткий контроль осуществлялся над международной деятельностью религиозных

5

организаций. Отбор кандидатур священнослужителей для работы за рубежом стало основным направлением совместной деятельности КГБ и Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Кстати, в этот самый Совет отбирались руководящие работники только по рекомендации ЦК и КГБ СССР. Его вполне можно было рассматривать как филиал Комитета Госбезопасности.

Зарубежных приходов Московской патриархии в то время было более сотни, в том числе и в США. И так же тщательно, как отбирались работники других организаций за рубежом, отбирались и проверялись священнослужители. Конечно, никакими «шпионажем» они не занимались. «В этих приходах, - отмечает Маслова, - проводилась работа с верующими, особенно с молодежью, по ознакомлению с жизнью в СССР и по поддержанию у них патриотических чувств к Родине.

Важная роль отводилась приходам в «борьбе с белоэмигрантскими, антисоветскими, церковными группировками, а также в разоблачении клеветнических измышлений о гонениях на религию в нашей стране». Далее автор цитируемой работы отмечает, что, учитывая полезную работу духовенства за рубежом, КГБ и Совет по делам религий ходатайствовали перед ЦК КПСС об увеличении контингента духовенства из СССР. Такие просьбы часто удовлетворялись. Само собой разумеется, что все это прекратилось с падением тоталитарного режима. Не меньшее внимание уделялось подбору участников различного рода международных мероприятий.

И. И. Маслова приводит данные из статьи В. Полосина «Вечный раб ЧК», в которой отмечается, что на генеральные ассамблеи Всемирного совета церквей и Христианской мирной конференции в составе религиозных делегаций СССР направлялись «десятки агентов КГБ из числа священнослужителей и технического персонала. Агенты получали различные задания: продвижение на ключевые посты приемлемых кандидатов- принятие итоговых документов, общественных заявлений и посланий, соответствующих политической линии социалистических стран- проведение агентурных и оперативно – технических мероприятий в отношении «объектов» …» и т. д. и т. п. Ничего особенного я лично в этом тоже не вижу. В любой делегации, направляемой за рубеж, были такие лица.

Исключением не были спортивные делегации и даже туристические группы.

И винить здесь просто некого. Такова была практика. Изменить её никто не мог Да что РПЦ! КГБ оказывал влияние даже на политику Ватикана. Поразительные факты в связи с этим приводит та же Маслова. В августе 1970 года «КГБ информировал ЦК, что в «ходе выполнения данных мероприятий агентуре органов госбезопасности удалось заиметь личные подходы к папе Павлу У! и его ближайшему окружению» На них оказывалось «выгодное воздействие» и «продвигались» специально подготовленные материалы, в которых подчеркивалась мысль о том, что

6

враждебные акции со стороны Ватикана и его центров (особенно эмигрантских) против СССР усугубляет положение верующих и духовенства в стране и мешают, в частности, установлению более тесных взаимоотношений между РПЦ и католической церковью». После этого, отмечал КГБ, Ватикан ввел контроль за содержанием своих радиопередач на языках социалистических стран и запретил включать в них политические комментарии Тогда же Ватикан дал согласие на посвящение в сан епископа двух ксендзов из Литвы, кандидатуры которых были согласованы с соответствующими государственными органами республики. Само собой разумеется, что среди них было и КГБ. Данные факты, примеры и материалы, приводимые Масловой и иными исследователями, нас убеждают в том, что священнослужители в подавляющей своей массе абсолютно ни чем не виновны. Открытое сопротивление было просто бесперспективным и могло бы привести к полной ликвидации церковных организаций в стране и к новым ненужным жертвам. Поэтому служители культов сделали все возможное, для спасения церкви, больше других понимая, что настанут иные времена. И они не ошиблись. И Церковь сохранили для будущих поколений. А сейчас и возродили на благо всех народов России.

БИБЛИОГРАФИЯ
И. И. Маслова. Русская Православная Церковь и КГБ. (1960 – 1980-е годы ).
Дмитрий Дудко Он был верующим человеком.
Календарь. ( 5748 ) 1987 – 1988. Издание Московской Хоральной синагоги.
В. Полосин. Вечный раб ЧК. Известия. 1992, 22 января.

Послесловие.

ДИСКУССИЯ

в Гусь Буке по поводу статьи В. Люлечника

Vlad - Monday, April 07, 2008 at 18:24:51 (MSD)
" ЦК постановляет:
" 1. Признать нецелесообразным впредь политику органов НКВД СССР в
части арестов священнослужителей Русской Православной Церкви,
преследовании верующих.

2. Указания товарища Ульянова ( Ленина ) от 1 мая 1919 года за №136666 "О борьбе с попами и религией", адресованное пред. ВЧК тов.
Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей Русской Православной Церкви и
Православно верующих - отменить.
Секретарь ЦК И. Сталин.

Уважаемый Редактор! Я прошу Вас сообщить вашему автору В.Люлечнику, что приведенный текст в его статье- МИФ! Его не существует. Это деза, запущенная кем-то из РПЦ, которая гуляет по интернету. Недавно журнал Скепсис опубликовал полное опровержение этого мифа сделанное научным сотрудником , историком РАН.

Редактор - Monday, April 07, 2008 at 18:48:06 (MSD)
Люлечник ссылается на :"священник Дмитрий Дудко ... ввел в научный оборот два любопытных документа". Вы называете журнал "Скепсис" .
Дайте номер, еще лучше - линк. Люлечнику я о ваших соображениях скажу.

Vlad - Monday, April 07, 2008 at 19:44:27 (MSD)
Уважаемый Редактор! Вы хотели ссылок, линков, их есть у меня. Если я что-то пишу, то, как сейчас принято говорить, за базар я отвечаю. Прошу:
http://scepsis.ru/library/id_1686.html

В своей статье "Протоколы церковных мудрецов" Игорь Курляндский, Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук, пишет:

"Итак, в результате нашего исследования получены надежные доказательства, что все рассмотренные выше опубликованные материалы по истории церковно-государственных отношений в 1919 г. и в 1939 г. являются подлогами, грубо сфабрикованными неизвестными политическими провокаторами в конце 1990-х гг. и транслированными в СМИ некоторыми поверившими в их подлинность политиками и публицистами".

Редактор - Monday, April 07, 2008 at 20:47:41 (MSD)
Спасибо. Есть смысл добавить к статье Люлечника примечание, в нем дать линк на статью "Игорь КУРЛЯНДСКИЙ "Протоколы церковных мудрецов. К истории мнимого поворота Сталина к религии и Православной Церкви в 1930-е годы"
http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=7403".
Между прочим, вы дали линк не на оригинал статьи, а на перепечатку. Оригинал я привел выше.
И еще вопрос. Первый раз фальшивка появилась в 1999 г. в журнале "Наш современник" , как пишет Курляндский, " без ссылок на источники, но с пафосными комментариями были опубликованы сенсационные материалы, призванные свидетельствовать о радикальной смене сталинского государственного курса по отношению к православной религии и Церкви в 1939 г., перед войной, о прекращении гонений на православное духовенство и верующих, а также о массовой амнистии осужденных по церковным делам в ноябре-декабре того же года".

Сам же Курляндский выдал свою статью 26 ноября 2007 года. Вопрос: отчего такой огромный зазор - почти 8 лет? Весьма любопытно было бы узнать.

Vlad - Monday, April 07, 2008 at 21:35:25 (MSD)

Уважаемый Редактор! Ну об этом, видимо, лучше спросить самого Курляндского.Но разве можно было сразу реагировать на всю ту чернуху, что появлялась в 90-ые годы на страницах т.н. патриотических изданий.

Редактор - Monday, April 07, 2008 at 22:26:22 (MSD)

Можно. И нужно. Дело в том, что этот (допускаю, что фальшивый) документ публиковался как факсимиле (в книге В.В.Карпов "Генералиссимус"). Им пользовались (по сведениям Курляндского) историки. Перечисляю:

"доктор исторических наук А.И. Вдовин (труд "Русские в ХХ веке". М., 2004), С.И.Васильцов (статья "ХХ съезд и русский вопрос в России"), Ю.А.Катунин (статья "Изменение политики партии и государства в отношении Православной Церкви в 1939 г." и докторская диссертация с соответствующей главой на эту тему), доктор философских наук, известный эксперт по вопросам церковно-государственных отношений В.А.Алексеев (брошюра "Тернистый путь к живому диалогу" (из истории церковно-государственных отношений в 30–50-е гг. ХХ столетия.)".

Я склонен больше довериться Курляндскому. Тем не менее кое-какие сомнения остаются. Сам ли Курляндский проводил расследование? Был ли он в архивах? Видел ли он эти "Особые папки"?
Вот смотрите (цитирую Курляндского):

"в практике партийно-государственного делопроизводства вообще никогда не существовало документов с названием "Указание". В частности, ВЦИК и Совнарком не издали ни одного документа с таким названием за все время своей деятельности. Существовали только постановления и декреты за подписями глав этих органов (см. сборники "Декреты советской власти"), при этом порядковых номеров таким документам не присваивалось. Однако же во всех публикациях "Указанию" сопутствует порядковый номер 13666/2, что подразумевает наличие многих тысяч "указаний" в государственном делопроизводстве. Весьма странно, что ни один из подобных документов не известен историкам, не выявлен в архивах, никогда не публиковался"

Как видите, для вывода о том, что документов с названием "Указание" не было, совсем не нужны архивы. Достаточно иметь давно и много раз опубликованные сборники "Декреты советской власти"). А тут понадобилось 8 лет! Вот что смущает.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?