СТАЛИН И ЕГО ЕВРЕЙСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ

06-07-2008

 

[Краткий обзор «запрещённой» литературы]

Как это ни странно, но именно российские «реформаторы» в 90-е годы возродили интерес к фигуре Сталина. И это - несмотря на то, что большинству россиян известно, что социальный эксперимент, затеянный большевиками, обошёлся народам страны в миллионы человеческих жизней.

Особенно много споров вызывает вопрос об отношении «вождя народов» к семитскому племени. Между тем, позиция Сталина по отношению к евреям не так проста, как кажется с первого взгляда. Сказать, что Сталин был просто антисемит и хотел уничтожить весь еврейский народ – значит ничего не сказать. Мало того, сие есть неправда. А ведь нынешние рассуждения в СМИ только к этому и сводятся. В действительности всё было далеко не так и значительно сложней, чем это кажется на первый взгляд. Но чтобы хотя бы чуть – чуть понять происходившее, следует обратиться не только к «канонической» литературе, но и к работам, которые почему – то отнесены к разряду «антисемитских».

В частности, я имею в виду публикации Сергея Семанова, Владимира Бондаренко и некоторых других авторов, реакция на труды которых у некоторых исследователей резко отрицательная. Таким образом получается, что большинство рядовых читателей не имеет представления о том, что же публикуется сегодня в мире по интересующим их вопросам, и всецело ориентируются только на мнения тех, кто считает себя единственными «толкователями» этих проблем. А люди эти порой бывают беспощадными. Я на себе испытал их гнев в связи с публикациями рассуждений о книгах Буровского, Вихновича, Стрельникова и некоторых других исследователей, которые рассматривают историю евреев России несколько с иных позиций, не совпадающих с их мнением, а посему отнесенных ими к разряду «юдофобских». Впрочем, давайте обратимся к некоторым из этих книг и статей, а читатель сам определит, можно ли их считать «крамольными».

Перечень источников дан в тексте

ВЫДЕРЖИ ИЗ ДВУХ ДОКУМЕНТОВ.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ ПИСАТЕЛЯ СЕРГЕЯ СЕМАНОВА С ГЕНЕРАЛЬНЫМ КОНСУЛОМ ИЗРАИЛЯ В МОСКВЕ АРЬЕ ЛЕВИНЫМ. ИЮЛЬ 1991 ГОД

- Два слова о вас и семье.

- Мои родители в 1924 году с Украины выехали в Израиль тогда это была Палестина. Но обстоятельства сложились так, что они очутились в Иране.

Там я и родился. Мы жили в Тегеране, в русско – еврейской общине, и имели много русских друзей. В нашей семье все говорили по русски. Меня с детства учили русскому языку, прививали любовь к русской литературе…

- Основные направления вашей деятельности в Москве?

- Важно понять, что Израиль никогда не был врагом СССР, врагом русского народа. Наоборот, несмотря ни на что, в Израиле никогда не проявлялась враждебность к СССР. Израиль не участвовал в союзах против СССР. Мне кажется, что нет второй такой страны, где питали бы такие искренние чувства к СССР, как в Израиле. Приезжайте к нам в гости, и вы сумеете в этом убедиться….

- Очереди у Консульства: что это значит, каковы итоги?

- В СССР евреи, мне кажется, ощущают отсутствие своей национальной культуры. Еврейская культура долгие годы была запрещена, был длительный период официозного антисемитизма. Всё это создает у народа коллективную память, евреи думают о будущем своих детей. Израиль – независимое еврейское государство, где еврей – полноценный гражданин…

- Каково воздействие русской культуры на культуру вашей страны?

- Русская культура глубоко повлияла на формирование израильской интеллигенции. Произведения крупнейших русских писателей переведены на иврит, их изучают в школе. Национальные израильские поэты Бялик, Черняховский выходцы из России – творили под большим влиянием русской культуры. Наш политический строй впитал в себя идеи лидеров – выходцев из России. Это президент Х. Вейцман, премьеры Бен – Гурион, Шарет ( Черток ), Л. Эшкол ( Школьник ). «Габима», наш национальный театр, был создан под влиянием Вахтангова, Станиславского. Книга А. Бека «Волоколамское шоссе» была настольной книгой и учебником в наших военных училищах. Израильская культура имеет тесное соприкосновение с культурой России. Эта связь эмоциональна и глубока…».

Прошло более полутора десятка лет со времени публикации этого интервью.

Думаю, что связи с Израилем стали ещё более масштабными и тесными.

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ ПО ПОВОДУ РОЛИ СТАЛИНА В ИСТОРИИ РОССИИ.

Известный российский историк Кирилл Алексан
дров, крупнейший специалист по истории антисталинских движений в России, в одной из своих статей для американской газеты «Русская жизнь» опубликовал данные социологического опроса по поводу роли Сталина в истории страны. По этим данным Сталина считают «самым выдающимся политиком в истории России ХХ века» до 48% опрошенных - все остальные политические и исторические деятели остаются далеко позади, в том числе и маршал Жуков. В массовом сознании, отмечает Александров, Сталин воспринимается как политический лидер, «принявший страну с сохой и оставивший с атомной бомбой» и обеспечивший победу в 1945 году. Только 31% граждан воспринимают Сталина жестоким и бесчеловечным тираном, 29% опрошенных полагают, что главное деяние Сталина - победа в войне и именно через призму победы следует оценивать роль генералиссимуса в истории.

21% опрошенных назвали Сталина «мудрым руководителем», который привёл СССР к могуществу и процветанию.

Один из депутатов Думы Владимир Рыжков прокомментировал итоги опроса весьма лаконично: «Это чистое сумашествие». Для чего я привел эти два различных документа, на первый взгляд вообще не связанных между собой. Сделано это специально. Прежде всего для того, чтобы показать тем, кто сегодня пытается столкнуть Израиль и Россию, что попытка эта просто безнадёжна. Связи между ними столь глубоки, что разъединить их просто невозможно. Эти страны являются составными частями единого культурного целого. Это во – первых. Теперь во – вторых. Как вполне справедливо отмечает Кирилл Михайлович Александров, рост в обществе бессознательной тоски по «вождю и отцу» следует рассматривать не только в качестве следствия исторической безграмотности большинства граждан Российской Федерации. Нет, и еще раз нет! Это показатель полного отчуждения от всего того, к чему стремились т. н. «правые силы» в России. Это также показатель отношения к непоследовательности и Путина. Но справедливости ради отметим, что эту непоследовательность можно объяснить теми препонами на пути реформ, с которыми он встретился внутри страны, в том числе в лице этих самых «правых сил», и на международной арене - с теми, кто их там поддерживает. И коль в исторической памяти народа Сталин остался именно таким, то, по всей видимости, было нечто такое, что способствовало этому. Следовательно, есть смысл обратить внимание на одну из самых болезненных проблем – отношение Сталина к еврейству.

Приведенные ниже примеры и факты показывают, что не все было так просто, как нам пытаются объяснить сегодня. Для этой цели используем работу Сергея Семанова «Русско – еврейские разборки», публикацию А. С. Черняева «На Старой площади. Из дневниковых записей», статью А. В. Голубева «Добро пожаловать или вход посторонним воспрещён»: к вопросу о закрытости межвоенного советского общества», и ряд других исследований.

ЕВРЕИ В СТАЛИНСКОМ РУКОВОДСТВЕ

Анализируя состав окружения Сталина с самого раннего периода его деятельности, замечаешь весьма интереснейшую деталь: большинство из тех, с кем ему приходилось работать, были или евреями, или были женаты на еврейках. Вообще – то удивительная вещь! Да ещё в родне самого вождя и многих его сподвижников было немало лиц иудейского происхождения. Вот весьма интересные данные. По состоянию на 26 апреля 1923 года членами высшего полновластного органа в стране - Политбюро - состояли Г. Зиновьев, Л. Каменев, В. Ленин, А. Рыков, И. Сталин, М. Томский, Л. Троцкий- кандидаты Н. Бухарин, Ф. Дзержинский, М. Калинин, В. Молотов, Я. Рудзутак. Итого, двенадцать человек. Евреев, так сказать, «по паспорту» было всего трое Зиновьев, Каменев, Троцкий.. Дзержинский, сообщает Семанов, был поляком.

Мать его была польской дворянкой. Отец – крещённый в католичество еврей.

Жена – София Мушкат, варшавянка из богатой еврейской семьи. У Ленина дед был крещённым евреем - Александр Дмитриевич Бланк. На еврейке был женат Молотов. Она была влиятельной партдамой, с которой он дружно прожил всю свою сложную судьбу. Рыков и Калинин женились на еврейках вторым браком.

( По моим сведениям, жена Калинина была эстонкой В. Л. ). У Бухарина все три его официальные супруги ( от двух из них у него были сын и дочь ) были еврейки ( По моим данным, первая жена Бухарина была русской ). В дальнейшем значительное число близких к Сталину людей тоже были связаны брачными узами с представителями еврейского племени. Многие из этих жен были скромными домохозяйками ( Ворошилова – Горбман ), иные – заметными в свое время деятельн
ицами ( Маркус – Кирова, Жемчужина – Молотова, Коган Куйбышева и др. ). Интересная история приключилась с личным секретарем и помощником Сталина Поскребышевым. О ней поведала в свое время известная писательница Галина Серебрякова А. С. Черняеву.

Она рассказывала: «В 30 – е годы с ним случилась «своя история». Арестовали вдруг его жену – Броню, красавицу, работавшую врачом в Кремлевской больнице. Поскребышев бросился к Сталину – на коленях…Тот ему: «Брось. Забудь, иначе тебе плохо будет.». Вернувшись домой, Поскребышев застал в квартире «огромную латышку». Она поднялась навстречу и говорит: «Мне велено быть твоей женой». И жил он с ней около 30 лет, дочь имел».

Добавить к этому можно и то, что первая жена Поскребышева была сестрой жены сына Троцкого Сергея. Сергей и его жена погибли.. Такое родство с Троцким явно было не по душе вождю. Весьма близки были к Сталину Я. Свердлов до его ранней смерти, затем Л. Каганович, Е. Ярославский, Мехлис и многие другие политические деятели. Но вот к другим он стал питать лютую ненависть, которая особенно ярко проявилась в эпоху т. н. борьбы с оппозицией. И Семанов считает что дело было не в антисемитизме Сталина, а в принципиально ином подходе к решаемым проблемам.

Анализируя документы, связанные с деятельностью тирана, начинаешь понимать, что с определенного времени он стал выдвигать на первый план не интересы т. н. мировой революции, а Советского Союза. Следовательно, на руководящие посты стали выдвигаться патриотически настроенные политические деятели. Сторонники Троцкого - Иоффе, Пятаков, Радек, Раковский и многие другие соратники Ленина рассматривали Россию лишь как плацдарм для свершения мировой революции. «В сознании этих людей даже вопрос о «родине» не стоял, менялось лишь место проживания ( « у пролетариата нет отечества !» ) при неизменности цели ( «мировая революция» ). Их вождь Троцкий, исколесив пол земного шара, где только не жил! Для него переехать из Европы в Канаду или потом из Норвегии в немыслимо далекую тогда Мексику и т. п. – вс это было лишь перемещением в пространстве и ничего более…Да разницу между соперниками в борьбе за власть…нельзя было не заметить…», - отмечает Сергей Семанов.. В силу только одного этого Сталин и его сторонники, которые никогда не были в эмиграции, весьма подозрительно относились к тем, кто полжизни провел за рубежом.

Уже в начале 30 – х годов ни в Политбюро, ни на ключевых постах в правительстве практически не осталось большевиков, прошедших эмиграцию. Исключением был Литвинов. Сталин в беседе с немецким писателем Э. Людвигом ( сделав исключение для Ленина ) заявил, что большевики, не уезжавшие в эмиграцию, «конечно, имели возможность принести больше пользы для революции, чем находившиеся за границей эмигранты» и добавил, что из 70 членов ЦК не более трех – четырех жили в эмиграции. В 1935 году на встрече с руководством Института мирового хозяйства и мировой политики председатель Комитета Партийного Контроля Ежов прямо сказал, «что не доверяет политэмигрантам и побывавшим за границей» А вот евреи Каганович, Мехлис и иные, как и Молотов с Андреевым, считали своей родиной Россию и не мыслили себя вне её. Вот они - то и стали соратниками нового вождя. Это по приказу начальника Главного Политического Управления Красной Армии Л. З. Мехлиса 10 октября 1941 года лозунг в военных газетах «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» был заменен на другой «Смерть немецким оккупантам». Да и определение советско – германской войны как «великой отечественной» ( так и писалось вначале – с маленькой буквы ) принадлежит Е. Ярославскому.

Так он назвал её на второй день войны.

Следует отметить, что уже в предвоенное время этот поворот привел к расцвету национальной культуры, в развитие которой патриотически настроенные евреи внесли огромный вклад. Именно тогда зазвучала песня Лебедева – Кумача – Дунаевского «Нам песня строить и жить помогает», «Кто ищет – тот всегда найдет». Классикой стала песня Светлова ( Шенкмана ) «Каховка». А прелестная «Катюша» Блантера, которая звучит по сей день!

Этот список можно продолжить до бесконечности. Были востребованы и патриотически настроенные представители ряда других профессий. «На этом поприще, - пишет Семанов, - еврейская энергетика вообще нашла достойное применение. Вспомним Ванникова, Зальцмана, Иоффе и многих и многих иных, они вместе с русским народом строили …индустрию. Сталин как бы переключил разрушительный дух революционного еврейства России на
положительные дела в хозяйственной сфере». Но вместе с тем, в период войны имелось достаточно случаев проявления антисемитизма Так, в 1943 году из «Красной Звезды» - центральной газеты армии были убраны её легендарный редактор Давид Ортенберг – Вадимов и многие журналисты. В этом же году началась массовая чистка евреев в Главном политуправлении Красной Армии. Это происходило в том же году, когда был распущен Коминтерн и гимном СССР стал уже не « Интернационал». Видимо, Сталину не давали покоя международные связи еврейства, которые особенно расширились с созданием Еврейского Антифашистского комитета. Но это пока предположение. Его нужно ещё доказать. А вот события послевоенного времени объясняли иными причинами.

ПОСЛЕВОЕННАЯ АНТИЕВРЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СТАЛИНА.

После войны антиеврейская политика Сталина достигла своего апогея. Отчасти, это было вызвано подъемом еврейского патриотизма в связи с созданием государства Израиль. Как отмечает Семанов, это проявилось даже среди еврейской верхушки. Перл Карповская – Жемчужина, супруга Молотова, поддерживала весьма тесные отношения с Голдой Меир, которая назвала её верной дочерью еврейского народа. Даже жена Ворошилова - Голда Горбман, которая никогда и нигде не высвечивалась, заявила, что «Вот теперь у нас есть родина». Это стало известно вождю народов. И далее автор цитируемой книги сообщает о своеобразном окружении Е. Аллилуевой, супруги Павла, брата покойной жены Сталина Надежды: «И. Гольдштейн, театровед Л. Шатуновская и её муж физик Тумерман, жена замминистра обороны Хрулёва Э. Горелик, помощник Михоэлса филолог З. Гринберг и др….» были её друзьями. Естественно, еврейские проблемы в беседах поднимались неоднократно. К тому же дочь Сталина тоже была замужем за евреем и имела от него сына. Да и жена погибшего Якова, невестка вождя, оказалась еврейкой и родила ещё до войны Сталину внучку.

Интересное родство было у Маленкова. Его единственная дочь была замужем за В. М. Шомбергом, внуком известного революционера, а затем руководилеля Профинтерна, Совинформбюро, заместителя министра иностранных, члена ЕАК А. Лозовского ( Дридзо ), который затем проходил по делу ЕАК. Маленков, псле ареста Лозовского, настоял на разводе своей дочери с внуком арестованного политического деятеля. 10 декабря 1947 года арестовали и Е. Аллилуеву. Несколько позже сняли с поста замминистра текстильной промышленности Д. Хазан, супругу члена Политбюро и зампредседателя Совмина А. Андреева. Были сняты с постов ряд крупнейших руководителей еврейского происхождения. При этом называют сегодня почему – то одного Зальцмана, директора Челябинского танкового завода. хотя он и не был наиболее крупной фигурой. Были более значимые. В июне 1950 года уволили директора авиационного завода в Саратове И. Левина, замминистра авиационной промышленности С. Сандреца, директора авиамоторного завода Жезлова, директора Института ракетной техники Л. Гонора, директора московского завода «Динамо» Н. Орловскую и многих и многих других. «Подчистили» и сферу культуры. Семанов пытается объяснить это возрастющей симпатией евреев к государству Израиль Для правоохранительных и политических органов, отмечает он, это свидетельствовало о ненадёжности еврейства в целом. Это и послужило одной из причин расправы с оставшимися евреями.

После смерти Сталина, наступила некоторая либерализация. И прежде всего об этом свидетельствовало прекращение следствия и реабилитация по «делу врачей», которым ранее пытались вменить в вину не только подготовку террористических актов, но и связь с мировым сионизмом ( т. е. обвинительное заключение готовилось с националистической подоплекой ). Реабилитация врачей стала сигналом с прекращению антисемитской кампании Пришедший на смену Сталину Хрущёв, по мнению Семанова, тоже евреев не любил. Арабов он безоговорочно поддерживал в их «борьбе с мировым сионизмом». На высших партийных и государственных должностях евреев при нем уже не было. Более того, имелись негласные, но известные всем и довольно строгие ограничения при приеме евреев в научные или учебные институты, связанные с оборонкой, некоторые военные училища, а также на идеологические факультеты МГУ, ЛГУ и ряда других крупнейших вузов. Даже заявленный в анкете «пятый пункт» иногда проверялся с немалой тщательностью. Это, естественно, было нарушением прав человека. И многие русские люди, особенно среди интеллигенции, сочувствовали евреям. Эпоха Брежнева считается либеральной. Жена его, Виктория Пинхусовна Гольдберг, по словам Семанова, возможно была родственницей даже Зиновьева. Поговаривали, что именно по её просьбе Генсек отменил взимание платы за образование у выезжающих в Израиль евреев. Утверждает цитируемый автор и то, что Суслов, Пономаренко и Капитонов ( вся идеологическая элита партии ) тоже были женаты на еврейках. По поводу Суслова мне об этом же сообщил крупнейший специалист по истории русского еврейства Г. В. Костырченко, которому я доверяю абслютно. Пришедший после Брежнева Андропов, как сейчас утверждают его биографы, несомненно еврейского происхождения. Завершить статью хочу рассуждениями известного российского писателя Владимира Бондаренко, которого тоже причислили к сонму «антисемитов».

Так вот, в статье под эпатажным названием «Еврей - не жид, русский - не быдло» он пишет: «Вы признаете свою вину за еврейские прегрешния перед Россией, а мы признаем еврейское участие в создании нашей мощной Державы, признаем заслуги в нашей физике и химии, в создании ялерного оружия. История соединяет несоединимое, и неожиданно для самих народов красное еврейское мессианство...создало лучшую в мире разведку...и в центр этой мировой системы была поставлена Россия, обретающая невиданную доселе державность и роль сверхгосударства...Найти новую идею мирового господства мы не смогли, русской национальной идее не нужен «берег турецкий и Африка нам не нужна». С отказа от еврейской красной сверхгосударственности, может быть, начался откат России на региональные позиции. Но этот бросок в будущее, этот прорыв на мировые просторы был осуществлен Россией, именно русским народом, вовлечённым в еврейские космические мессианские проекты. Был осуществлён на русской крови и на еврейской крови...Еврейские мальчики зажигали огонь мировой революции для утверждения русской сверхдержавы. И это не было обманом ни евреев, ни русских. Это был самый грандиозный проект в мировой истории...».

Замечу, что эта тирада последовала после слов Марка Рудинштейна, известного кинодеятеля России, который заявил: «У меня есть чувство вины перед этим государством. Еврейское чувство вины». Вот так высказывается редактор «Литературной России», которого некоторые российские деятели безусловно относят к сонму «антисемитов». Я своё мнение придержу при себе. Хотя обращение к работам названных авторов говорит само за себя. Но последнее слово должен сказать читатель. Я понимаю, что это не просто. Рассуждения авторов, которые я привёл, сложней, неоднозначней чем те, которыми оперируют их оппоненты. Поэтому и воспринимаются трудней. Но всё – таки они побуждают к дискуссиям, поискам истины. И это важно. И не нужно бояться, что многое из того, о чем пишут процитированные мною исследователи, нами отвергается. Это не страшно. Важней найти то, что способствует объединению людей, росту их взаимопонимания. Ведь судьба евреев и русских была и есть всё же общей. Из этого и нужно исходить. Так что еврейская проблема настолько сложна, что возвращаться к ней придется не единожды, если мы захотим ознакомиться с правдивой историей российских евреев.

Комментарии

Добавить изображение