ЕВРЕИ В РОССИИ. . .

07-09-2008

Обзор литературы по проблеме взаимоотношений этносов

О проблемах взаимоотношений между русскими и евреями сегодня пишут достаточно много. Жаль только, что во многих публикациях преобладают подчас только эмоции, а некоторые авторы попросту занимаются фальсификациями. Между тем, вопрос это довольно сложный. Всякое бывало между этими народами. Но одно можно утверждать твёрдо: в России ( именно в ней ) к евреям во все времена относились лучше, чем в любой европейской стране. Впрочем, давайте обратимся к некоторым публикациям, названия которых будут приведены в тексте.

СПРАВКА

К 1970 году ( очередной переписи населения ) в СССР проживало 2 миллиона 151 тысяча евреев, что составляло 0,9% от общего населения страны. Они были представлены 521 тысячей специалистов народого хозяйства СССР ( 3, 5 % всех специалистов страны ). 24% всего еврейского населения – люди с высшим и средним специальным образованием. Число лиц, имевших высшее образование на 1000 человек населения, у евреев больше, чем у русских в 9 раз, украинцев – в 12 раз, белорусов – 17 раз. Более 110 тысяч евреев – студенты высших учебных заведений, что составляло 5, 12% всего еврейского населения страны ( больше, чем тогда было в Израиле В. Л. ). По общему числу студентов высших учебных заведений евреи знимали пятое место среди народов СССР. Около 64 тысяч евреев в то время работало в област науки. Из них – 3, 5 тысячи докторов наук, 20 тысяч кандидаты наук, 5, 5 тысяч – аспиранты. Такова была ситуация в то время. В последующие годы эти показатели только возросли так же, как резко увеличилась и численность этноса за счёт тех, кто начал идентифицировать себя как относящийся к евреям. ( Сборник документов «Еврейская эмиграция в свете новых документов». Под редакцией Б. Морозова. Тель – Авив. 1998. С. 139 – 140 ).

Несмотря на эмиграцию и распад СССР, Россия – это место, где проживает одна из крупнейших еврейских ашакеназийских общин мира. По разным оценкам, в этой стране проживает от 300 до 800 тысяч евреев. Цифра весьма спорная. По моим данным, в одной лишь Москве проживает не менее 300 тысяч евреев, не считая десятки тысяч израильтян, которые пребывают там на постоянной основе. Многие религиозные деятели, исследователи считают, что евреев в РФ значительно больше. Ведь до «большой эмиграции» в РСФСР числилось тоже 800 тысяч человек, обозначивших себя в ходе переписей как представители иудейского племени. Уехало около миллина. А цифра остётся та же – 800 тысяч. Мистика какая – то. При том, что еврейские общины возникают там, где их сроду не было. Приведу лишь один пример – город Спасск – Дальний, Приморского края. Тот самый –

2

«Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни!». Там испокон веков не было евреев. Это свидетельствую я, проживавший там в 60 - е годы прошлого столетия. Там же служил срочную службу и мой покойный отец в далёкие 30 – е годы. Местных евреев там не было никогда. А вот сейчас есть еврейская община! И таких городов за Уралом я могу назвать десятки. Видимо, если все честно напишут о своём национальном происхождении, то численность евреев далеко зашкалит за 2 – 3 миллиона, а может и значительно больше. Данные, побуждающие к размышлению, приводит в «Еврейском слове» ( Москва ) Леонид Радзиховский, известный журналист этой газеты. Его статью воспроизвели в «Форуме». Так вот, он сообщает, что среди бизнесменов «не более» 20% - евреи, а в высших государственных учреждениях России – их не более 5%. Цифры весьма любопытные. Если считать, что евреи в бизнесе представлены пропорционально своей численности в общей массе населения, то тогда их много миллионов. Если нет – то это опять – таки говорит о мощных позициях русских евреев в экономике страны. Что даже совсем не плохо! Что же касается «5% в высших государственных учреждениях», то цифра тоже весьма любопытная. Все дело в том, что не в численности здесь дело. Чубайса, Кириенко, Рейна, Левитина, Фрадкова. Клебанова, Дворковича, М. Меня и многих и многих других нельзя относить просто к «чиновникам в высших государственных учреждениях». Это – представтели российской элиты. Сюда же относятся представители творческй интеллигенции, работники СМИ, которых мы ежедневно видим на экранах и слушаем по радио, депутаты Госдумы и пр., и пр., пр. Так что отрицать важнейшую роль этой части российского народа в жизни страны даже не приходится. Хотели бы того или нет, но Москва стала центром духовной культуры европейского еврейства. А международная организация русскоязычных евреев является одной из крупнейших в мире и окзывает огромное влияние на судьбы всего еврейского населения. Её деятельность проходит строго в рамках законности и поддерживается правительствами многих стран, в том числе и израильским.Это факт! Что же касается религионой принадлености, то здесь есть большие расхождения в данных. По мнению социологов, иудаизм среди евреев исповедуют в России 27 – 31% . 14 – 16% считают себя православными, 5 % - приверженцами друих религий, остальные не относят себя ни к какой религии. ( См. Олег Тёмный. Конгресс или Федерация. Современные еврейские общины в России». Леонид Радзиховский. «Начитанный полковник». «Форум» № 190. 26 июня 2008 )
НЕМНОГО РАНЬШЕ

А теперь обратимся к другим публикациям на эту же тему. Евгений Минченок в статье «Если говорить по существу», которая является рецензией на книгу Ю. Федосеева «Русские и евреи», отмечает, что отношение к евреям в России всегда было лучше, чем в любой другой стране Европы. При этом евреи всегда были активными участниками революционных событий в стране. Мало того, не имея достаточной поддержки в среде русской интеллигенции, советский режим

3

стремился привлечь на свою сторону евреев, оказавшихся вне привычной национальной среды. И хотя основная масса традиционного еврейства не принимала участие в коммунстическом перевороте и даже была враждебна ему, ассимилированные евреи активно поддержали новый режим. Авторы приводят абсолютно достоверные статистистические данные, свидетельствующие об активном участии ассимилированной части еврейства в советском строительстве. И не нужно лукавить и обвинять в антисемитизме тех, кто об этом говорит. Вот они, эти сведения. К 1922 году более 5% членов коммунистической партии и 26% (!) её Центрального комитета составляли лица еврейского происхождения. Забегая вперед, отметим, что даже в 70-е годы прошлого столетия численность коммунистов на каждую тысячу человек у евреев тоже была самой высокой в стране. Значитльно выше, чем у русских. Многие важнейшие посты в советском государстве занимали евреи: Троцкий – глава Красной Армии и второй лидер после Ленина; Свердлов заменил еврея Каменева на посту главы государства; Зиновьев – руководитель Коминтерна ( вождь мирового пролетариата, как тогда говорили ) и наместник в Петрограде; Каменев – заместитель Ленина по Совнаркому и наместник в Москве. Этот список можно было бы продолжить. Но и так понятно, что Федосеев и Минченок оперируют абсолютно достоверными данными. Следует отметить, что евреи из местечек времени зря не теряли. И не за богатством они ринулись, а в поисках образования. Юноши и девушки уходили в города, чтобы учиться. И, скажем прямо, в этом отношении они опередили все этносы, населявшие в то время страну. Всего лишь лишь через два десятка лет после отмены процентных норм и черты оседлости ( на начало 1939 года ) в СССР из каждой тысячи евреев 286 имели среднее, а 57 – высшее образование. Для русских такие показатели выражались соответственно цифрами 81 и 6 !!! ( См. Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги. М. Наука. 1992. С. 86 ). Как отмечалось выше, эти показатели у евреев росли из года в год, несмотря на любые ограничения, которые власти пытались ввести. А сейчас эти показатели в Российской Федерации просто уникальны. Минчеок и Федосеев отмечают, что в имперской стране с её тяжёлым наследием антисемитизма этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать антиеврейские настроения. Существовало мнение, что наличе в государственном и хозяйственном аппарате значительного количества евреев является свидетельством тому, что только евреи выиграли от революции. Приток евреев в учебные заведения, науку, технику и промышленность создавали впечатлене о засилии евреев во всей экономической и общественной жизни. Все это оборачивалось усилением ненависти к евреям, хотя их подавляющая часть была такой же жервтой произвола, как и все остальные народы страны. Но польза от такого притока была несомненной, что выражалось в фантастических достижениях в области науки, культуры, просвещения, производства. Но на определённом этапе начался отход еврейской элиты от советской власти. По всей видимости, партийное советское руководство знало о подобных настроениях еврейской интеллигенции. Однако ситуаиця, сложившаяся

4

к тому времени в мире, заставляла Сталина быть весьма осторожным. Когда Гитлер

пришёл к власти в Германии, то Сталин, предвидя возможность столкновения с ним, не хотел возбуждать к себе ещё и враждебность еврейского мира. Поэтому устранение евреев от власти на вершине управления не распространилось вниз. Евреи по – прежнему занимали многие высокие посты в правительстве: наркомов, членов коллегии наркоматов, членов ЦК, Центральной ревизионной комиссии партии и т. п. Ко всему следует добавить, что процент евреев среди творческой интеллигенции был чрезвычайно высок, поэтому любая дискриминация могла повлечь за собой непредсказуемые последствия. Но в целом и основном на территории нынешней России антисемитизм массового распространния не получил. Войну евреи встретили в едином строю со всеми народами СССР. Но участь многих из них была значительно страшней, чем у других советских граждан.

ЭВАКУАЦИЯ

Одной из целей войны, которую Гитлер развязал против СССР, было уничтожение советского еврейства. Выступая в Рейхстаге 30 января 1939 г. он сказал: »Коммунистическая идеология и исповедующий её Советский Союз являются орудием в руках евреев, добивающихся мирового господства. Уничтожение советских евреев позволило бы Германии добиться сразу двух целей: подорвать основу советской государственности и избавиться от самого заклятого врага – евреев. То и другое спасёт мир от заразы большевизма...». Это высказывание я цитирую из работы М. Н. Потёмкина «Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отчественной войны ( на материалах Урала )». Уже в силу этого следовало начать массовую эвакуацию населения из районов, находящихся под угрозой оккупации. Эвакуация проводилась. И весьма организовано. Но советское руководство не создавало особых условий представителям какой – либо национальности. Действительно было так. Это послужило основанием для того, чтобы некоторые недобросовестные авторы заявили о том, что, во – первых, советское руководство якобы не хотело организовать эвакуацию евреев и цыган, заведомо зная, что они были обречеы на поголовное уничтожение; во – вторых, они обвиняют его и в том, что евреям не сообщили об отношении нацистов к этим народам. Такое утверждение, мягко выражаясь, абсолютно необоснованно. Авторы просто не вникли в ситуаицю, которая сложилась к моменту начала Второй мировой войны. Чтобы в этом разобраться, я обратился к работе известного специалиста Г. А. Куманёва «Население России в ХХ веке. Исторические очерки» ( Т. 2 ). Так вот, в связи с поднятыми вопросами столь уважаемый в научном мире исследователь отмечает: «...Существует мнение, что следовало бы при эвакуации первоочередное право предоставить евреям и цыганам, поскольку по отношению к ним гитлеровцы осуществляли в оккупированных районах ничем не прикрытый массовый геноцид. Но представлние такого преимущества могло бы вызвать негативную реакцию других народов СССР, спасавшихся от нацистского ига...К тому же у нацисткой

5

пропаганды появился бы в руках ещё один «козырь», что Советская власть – «жидовская власть», за котоую другим народам и воевать не стоит...». Это мнение Куманёва приводит в своём исследовании и М. Н. Потёмкин. С этим аргументом нельзя не согласиться. Но события в то время развивались стремительно. На третий день войны был создан Совет по эвакуации. И в целом она проводиласть планово и успешно. Такие массы населения в условиях войны переместить без надлежащей организации было просто невозможно. Это понятно любому. Таких масштабов эвакуации людей и промышленных предприятий история не знала. По данным Г. А. Куманёва, самыми различными видами транспорта были перемещены в тыловые районы страны примерно 17 миллионов человек. По данным ЦСУ в тыл были эвакуировано 1 млн. 400 тыс. евреев. Естественно, много было и таких, кто добирался самостоятельно. Но всё равно, без специального пропуска и эвакуационных документов пользоваться железнодорожным и иными видами государственного транспорта было нельзя. Исследователь приводит и другие интересные сведения. На 15 сентября 1941 года, из учтённого по спискам эвакуированного населения, доля евреев составляла 25%. Они шли на втором месте после составлявших основную часть рабочей силы на заводах русских – около 53%. Таким образом, процент эвакуированных от общей численности еврейского населения, проживавшего в Западных областях СССР, был выше, чем у представителей других народов, кроме русского. В Пермской и Свердловской областяхв результате эвакуации евреев численность населения значительно выросла. Среди прибывших на 1 октября 1941 года по эвакуации в Свердловскую область, сообщает М. Н. Потёмкин, 54,5 % составляли русские и 30% - евреи. Остальные – представтели других национальностей. Автор подчёркивает, что встречали евреев хорошо, проявляли вяческую заботу. Конечно, не обошлось и без антисемитских настроений. Но будем справедливы: они в то время руководством не одобрялись и с ними велась борьба. Кстати, среди местного населения в других союзных республиках и автономиях бывали и антирусские настроения. Так что евреи, в данном случае, не были исключением. По поводу же мнения о том, «что евреев во время не уведомили об отношении нацистов к еврейскому народу», то оно, мягко выражаясь, рассчитано на некометентность определённой части людей. Прежде всего, следует отметить, что бежавшие от нацистов польские граждане в полной мерее проинформировали жителей западных областей СССР о ситуации на оккупированных немцами территориях. Во – вторых, с первых дней прихода Гитлера к власти советские СМИ акцентировали своё внимание на антиеврейких акциях нацитского режима. Люди старшего поколения помнят такие фильмы, как «Профессор Мамлок», «Болотные солдаты», «Семья Оппенгейм» и многие другие. Правда, с августа 1939 по май 1940 – го года антифашистская пропаганда несколько приутихла. Хотя в устной форме она никогда не прекращалась. Но уже с лета 1940 г. она вновь полномасштабно возобновилась. Но в форме весьма своеобразной. В газетах, естественно, антигерманские материалы печатали весьма осторожно. Но зато началась массовая идеологическая обработка населения

6

Профессор Фёдор Пигидо – Правобережный, украинский исследователь, в своей книге «Великая Отечественная война». Воспоминания, размышления очевидца» сообщает, что именно в то время распространение получила кампания по проведению лекций «О международном положении». Их регулярно проводили на всех предприятиях, во всех учреждениях, по месту жительства. И речь в них шла о предстощей войне с рейхом, о тех зверствах, которые чинили гитлеровцы на оккупированных территориях. Естественно, особое внимание обращали на пропаганду среди военнослужщих. И конечно же, стержнем всех этих бесед была «расовая политика» нацистов. В начале 1941 года по личному распоряжению Сталина была издана массовым тиражом книга Ильи Эренбурга «Падение Парижа», в которой еврейская тема тоже была превалирующей. Так что советские евреи в полной мере представляли себе, что их ожидает в случае прихода вермахта. С началом войны антифашистская пропаганда приняла массовый характер. И евреи принимали в ней самое активное участие. Вспомним радиомитинги, проведённые в самом начале войны еврейской общественностью, на которых выступали Михоэлс, Фефер, Перец, Штерн и многие другие. Так что не следует принимать то поколение евреев за простаков. Всё они знали не хуже нашего. Но многие остались. Прибалтику и большую часть Белоруссии вообще не успели эвакуировать. В других – не было возможности вывезти всё население. Не следует забывать, что большая часть попавших в оккупацию, – это были старики, дети, инвалиды и т. п. Мужчины, способные носить оружие, ушли или в армию, или в партизаны. Могли ли партизаны освободить узников гетто в то время? Вряд ли. У этого движения не было ни сил, ни средств для организации столь широкомасштабных акций, как освобождение евреев из гетто и лагерей. В конце 41 – го, в начале 42 – го года оно находилось ещё в стадии становления. А к этому времени в большинстве оккупированных нацистами регионов еврейский вопрос был «окончательно решён». Заметим при этом: не без помощи части местного населения, что делало трагедию ещё более ужасной. У специалиста по истории Второй мировой войны Бориса Соколова есть интересное исследование под названием «Оккупация». Исследуя события того вреени, он приходит к выводу: если бы даже партизаны моли ударить по гетто, то узники всё равно погибли. Ну куда могли бы деться тысячи и тысячи людей? В лес всех не уведёшь. Ведь это были в основном женщины, старики и дети. Погибли бы они, были бы уничтожены и партизаны. Укрыться у местного населения тоже никакой возможности не было. Об отношении значительной части населения западных районов страны к евреям известно всем. Ведь не зря же союзники не бомбили лагеря смерти на территории рейха и Польши. Это тоже стало бы бессмысленной акцией. Население их бы не спасало. Ситуация была такой, что освободить евреев, да и других заключенных, могли только войска союзников. Ну а в тех гетто, где были боеспобные мужчины и женщины, там возникало движение сопротивления. И примеров тому – не счесть. Часть уцелевших бойцов еврейского сопротивления вливалось в партизанские отряды.

7

Особенно характерным это было для Белоруссии, где они составляли значительную часть этого движения. Но это уже другая тема, выходящая за рамки статьи. К ней мы ещё вернёмся.

Комментарии

Добавить изображение